Музей велимира хлебникова крестцы


Единственный в мире Дом-музей Велимира Хлебникова мог бы поспорить с лотосами, осетрами и кремлем за звание главного символа и достопримечательности Астрахани. Пожалуй, не только из-за своего культурного значения, но и из-за того удивительного духа творчества, которое по-прежнему царит здесь.



Но несмотря на то, что с того события прошло столько лет, нынешние обитатели особняка – его сотрудники – смогли сохранить особый дух, который здесь называют Аурой Хлебникова. Да и сами они во многом родственны мироощущением с поэтом – это же отмечают многочисленные туристы, некоторые из которых едут в Астрахань только ради этого места.

Музей наибольшего – по мнению лингвиста и литературоведа Романа Якобсона – мирового поэта XX века открылся накануне его 108-го дня рождения, 19 октября 1993 года. Статус Дома-музея приобрела бывшая квартира родителей Велимира в доходном доме Поляковых 1909 года на Большой Демидовской улице (ныне улице Свердлова, 53).


Погружение в особый мир поэта начинается у самой двери – высокой, старинной, узорчатой. Музейное пространство делится на две части: мемориальную и выставочные залы. Мраморная лестница с коваными перилами ведёт в привычную, будничную жизнь, где находятся обычные жилые квартиры.

Посетители музея ходят по паркету из темного дуба, по которому в задумчивости мог вышагивать поэт. В поразительных интерьерах с изразцовыми голландскими печами и лепниной на потолке.


В музее находится более 3 тысяч экспонатов – причём здесь собрано огромное количество вещей, помнящих Велимира: его ручка и карандаш, солдатский сундучок, галстук, подаренный Маяковским, прижизненные издания и автографы.


Один из известных хлебниковедов мира, хранитель музея Александр Александрович Мамаев в одном из интервью вспоминает, как открывался единственный в мире государственный музей поэта:


Харлампий Николаевич Хлебников, дядя поэта, был губернским предводителем астраханского дворянства. Другой дядя – Пётр Алексеевич – профессором Медико-хирургической академии Санкт-Петербурга. Мать Велимира – Екатерина Николаевна Хлебникова (урождённая Вербицкая) – училась в институте благородных девиц, знала три иностранных языка, музицировала на фортепиано. Отец поэта – Владимир Алексеевич Хлебников – первый директор Астраханского заповедника в дельте Волги. Во многом благодаря родителям Хлебниковы обрели любовь к прекрасному, к природе и познанию окружающего мира.

Гостиная Хлебниковых встречает посетителей практически в том же виде, в каком она была при жизни хозяев этого дома. Сюда вернулись предметы обихода, фамильная мебель, семейная библиотека. Все эти вещи передал в дар музею племянник поэта, народный художник России Май Митурич-Хлебников. Каждая вещь имеет свою историю. В зале собраны вещи Владимира Алексеевича Хлебникова: ручка, зеркальце, кавалерийский гребень, чернильница, щипцы, стаканчик для хранения карандашей с изображением дракона, таганок, футляр от мозеровских часов, приспособление для крепления бумаги в форме лиры, инструмент для набивки чучел птиц.






Комната отражает дух поэта и в некотором смысле его образ жизни. Велимир Хлебников много скитался и всегда в этих странствиях его сопровождали черновики, обрывки и лоскутки его стихов. Имитацию этих разбросанных стихов воссоздали в комнате. Из личных вещей поэта здесь – солдатский сундучок, где он хранил свои рукописи, деревянные фигурки из Сергиева Посада.




Дальше гости музея могут узнать, как завершилась земная жизнь поэта. В мае 1922 года Хлебников собирался приехать в Астрахань. Но друг, художник Пётр Митурич, уговорил его посетить деревню Санталово Новгородской губернии. Эта поездка оказалась для поэта последней. В Санталово он заболел и 28 июня 1922 года скончался. Митурич запечатлел последние дни Велимира в своих рисунках. Хлебников был похоронен на кладбище деревни Ручьи.



В другой части Дома-музея находятся выставочные залы, где представлена живопись Веры Хлебниковой, графика её мужа Петра Митурича и их сына Мая Митурича, а также графика современного калмыцкого скульптора и художника Степана Ботиева.


Астрахань привлекательна для туристов ещё и тем, что здесь родились или проживали многие известные люди России, а именно:
- художник Б. М. Кустодиев;
- купец Г. В. Тетюшинов;
- купец и основатель картинной галереи П. М. Догадин;
- отец В. И. Ленина - И. Н. Ульянов;
- поэт В. В. Хлебников.

Сегодня речь пойдёт о доме-музее известного русского поэта-футуриста Велимира Хлебникова, открытого в 1993 году. Это имя он сам придумал, а звали его от рождения Виктором Владимировичем.

Основу музейных экспонатов составили предметы быта, семейные фотографии, прижизненные издания В. Хлебникова, его личные вещи (фигурки из дерева, самодельная ручка из вербы, гребень, зеркальце и другие), фамильная библиотека, документы, переданные племянником поэта Маем Митуричем.

Кроме того, здесь собраны графические работы и живопись младшей сестры поэта Веры Хлебниковой, её мужа Петра и сына Мая Петровича Митурича.

Всё это наследие находится в бывшей квартире семьи Хлебниковых, главой которой был отец – Владимир Алексеевич Хлебников – основатель Астраханского заповедника. Семья жила здесь с 1914 по 1931 годы, а сам Велимир – до 1919 года.
Вот так выглядит снаружи этот дом 1909 года постройки.


Перед входом установлена информационная доска.



Перед входной дверью закреплена памятная табличка.


На стене собрано из фотографий генеалогическое древо, среди родственников Хлебниковых есть известные личности такие, как профессор медицины, купцы, губернский предводитель дворянства.


На семейной фотографии запечатлены близкие Велимира Хлебникова.


Портрет матери поэта.


Следующий зал занимает гостиная, в которой дошли до наших дней:
- лепнины на потолке;
- паркет из тёмного дуба;


- старинные изразцовые печи из Голландии;



- красивая фамильная мебель;



На стене висит большой портрет деда поэта.


Переходим в комнату младшей сестры Велимира Хлебникова - Веры Хлебниковой.


Она окончила художественную школу и стала неплохой художницей. На стенах её детские рисунки, которыми дорожил поэт.


Автопортрет Веры Хлебниковой.


Под стеклом хранятся её личные вещи: японская гуашь и этюдник.


Переходим в четвёртую комнату, где царит поэтическая атмосфера творческого человека.

Стены исписаны строками из его черновиков, как бы создавая образ поэта, который всюду писал на клочках бумаги наброски стихов.





Одно из изданий футуристов "Пощечина Общественному Вкусу".


Тут есть бронзовый бюст Велимира Хлебникова работы В. Н. Клыкова.


В книжном шкафу выставлены книжные издания, где печатались его стихи, в том числе за рубежом.






В музейной библиотеке хранятся примерно 70 зарубежных книг и других изданий, рассказывающих о его творческой жизни.

Велимир Хлебников был знаком со многими русскими литераторами того времени: Л. Н. Толстой, М. Горький, С. Есенин, В. Маяковский.


Под стеклом находится подлинный галстук - подарок поэту Хлебникову от поэта Владимира Маяковского.


В этой комнате есть сундучок, где поэт хранил свои рукописные работы.


Из этой комнаты проходим в зону отдыха семьи Хлебниковых – застеклённую веранду.


Здесь стоит пианино. Сюда приходили творческие личности, чтобы обсудить события в жизни литературы, музыка, живописи.


Завершается экскурсию по музею экспозицией ухода поэта после болезни в мир иной в июне 1922 года во время посещения деревни Санталово Новгородской губернии.

Насыщенная странствиями жизнь Велимира, прошедшего казармы гражданской войны, больницы, тюрьмы, отвела ему недолгих 37 лет.

Муж младшей сестры Велимира – Пётр Митурич в своих рисунках отобразил эти скорбные дни поэта. Так, есть рисунок деревянной бани, где умер русский поэт – авангардист.


Ещё есть рисунки с телом поэта на кровати и по пути на кладбище.



Дом-музей Велимира (Виктора Владимировича) Хлебников, являясь филиалом Астраханской государственной картинной галереи, проводит постоянные выставки работ художников: Веры Хлебниковой, Петра Митурича, Степана Битиева, Анны Сорокиной.

Желающие посмотреть места Астрахани, связанные с поэтом, могут заказать автобусную экскурсию.

Советую всем посетить это место, имеющее значительное культурное значение, одну из главных достопримечательностей Астрахани.


Мы продолжаем серию публикаций на тему истории Великого Новгорода и Новгородской земли авторства историка и писателя Виктора Смирнова. Материалы публикуются с разрешения автора.

Две могилы Велимира Хлебникова

В конце июня 1922 года в деревеньке Санталово Крестецкого уезда Новгородской губернии умирал великий русский поэт Велимир Хлебников. Непонятый и непринятый широкой публикой, он оказал огромное влияние на всю отечественную литературу начала двадцатого века. Среди его последователей были Осип Мандельштам, Борис Пастернак, Николай Заболоцкий, а Владимир Маяковский называл его Колумбом новых поэтических материков и королем поэтов.

Виктор Владимирович Хлебников (имя Велимир, то есть повелитель мира, он придумал себя сам) родился 28 октября 1885 года. Во время учебы в университете Хлебников увлекался физикой и математикой, восточными языками, орнитологией, живописью, историей, но его подлинным призванием стала поэзия. Вместе со своим другом Давидом Бурлюком Хлебников становится одним из основателей нового литературного направления, так называемого футуризма, от латинского "футурум" -- будущее. Футуристы провозглашали отказ от традиционной литературы и призывали "сбросить Пушкина, Достоевского и Толстого с корабля современности".

Стихи, которые в те годы писал Хлебников, читающей публике казались заумными и непонятными.
Немотичей и немичей
Зовет взыскующий сущел
Но новым грохотом мечей
Ему ответит будущел.
Хлебников сравнивал поэзию с путешествием -- надо побывать там, где еще никто не бывал. Он пытался проникнуть в тайный изначальный смысл языка, с неистощимой фантазией придумывал новые слова, однажды сочинил четыреста вариантов слова "любить".
Но с годами наряду с такими словесными экспериментами в поэзии Хлебникова все чаще прорываются поразительные по простоте и ясности строки:
Мне много ль надо?
Нет, ломоть хлеба.
С ним каплю молока.
А солью будет небо и эти облака.
Или совсем уж знаменитое :
Русь, ты вся поцелуй на морозе!

Хлебников был не только поэтом. Он был еще и научным провидцем. Задолго до Эйнштейна он интуитивно соединил категории пространства и времени. Он первым заговорил о пульсации солнца, пытался математически рассчитать циклы истории и даже определил значение в человеческом организме поджелудочной железы. Он также обладал даром предсказания. Задолго до революции точно предрек падение Российского государства в 1917 году. Предсказал и срок собственной смерти, сказав однажды: "люди моей задачи умирают в тридцать семь лет".

Хлебников называл себя Председателем Земного шара. Он ненавидел войну и призывал человечество "утопить вражду в солнечном свете". Подобно Циолковскому он мечтал об иных мирах и хотел создать универсальный вселенский язык, на котором земляне смогут объясняться с инопланетянами.

Всех людей Хлебников делил на изобретателей и приобретателей. Сам он был абсолютно равнодушен к бытовым удобствам, одевался в чужие обноски, ел, когда придется и что придется. В его каморке кроме кровати и табуретки ничего не было. Он пешком исходил пол-России, побывал в Персии, где его прозвали русским дервишем. Из вещей носил с собой только наволочку от подушки, в которой хранил свои стихи.

Весной 1922 года Хлебников тяжело заболел. Сказались годы скитаний, голод, ночевки на голой земле. Друг и почитатель Хлебникова художник Петр Митурич предложил поэту для укрепления здоровья поехать в деревню Санталово Крестецкого уезда Новгородской губернии, где учительствовала жена Митурича. Это было рискованная затея: тащить тяжело больного человека в уездную глушь, за сотни верст от столичной медицины. Тем не менее, Хлебников согласился. Он словно почувствовал притяжение древней новгородской земли. Накануне отъезда написал стихи о новгородском святом Михаиле Клопском.

14 мая Митурич и Хлебников приехали на станцию Боровенка, оттуда по непролазной грязи сорок верст добирались до деревни Санталово. Поначалу поэту стало лучше, но затем его состояние резко ухудшилось. У него отнялись ноги. Развилась гангрена. В больнице поселка Крестцы квалифицированной помощи Хлебникову оказать не смогли и вскоре выписали его как безнадежного. Митурич отвез поэта назад в Санталово. Его поместили в маленькой, прокопченой баньке на берегу речки. Здесь он и скончался.

Похоронили Велимира Хлебникова на погосте в деревне Ручьи, но в 1960 году по инициативе сына Петра Митурича было организовано перезахоронение останков поэта на Новодевичьем кладбище в Москве. А дальше разыгралась почти детективная история. За могилой Хлебникова в Ручьях много лет ухаживала жительница деревни Санталово Евдокия Лукинична Степанова. Во время перезахоронения она была в отъезде, а когда, вернувшись, узнала о перезахоронении, с изумлением обнаружила, что могила поэта осталась нетронутой. Оказалось, что кто-то из местных жителей по ошибке указал Митуричу совсем другое место. Праха поэта он там не обнаружил и увез с собой только пуговицу белого металла да горсть земли. Их и перезахоронили на Новодевичьем кладбище.

И теперь у Хлебникова две могилы. Одна, так сказать, официальная, находится в Москве на Новодевичьем кладбище, другая, там, где покоится его прах, осталась в деревне Ручьи. Получается, что поэт как всегда поступил на свой лад, предпочтя самому престижному московскому некрополю простой деревенский погост. В 1986 году над могилой поэта был установлен памятный знак работы российского скульптора Клыкова. В Доме культуры деревни Ручьи открылся музей Хлебникова, созданный усилиями местных почитателей его творчества. Здесь ежегодно проходят хлебниковские чтения, и можно только удивляться тому, как глубоко и верно местные жители воспринимают поэзию, которую литературоведы считали непонятой и непринятой широким читателем.

(Издание третье, исправленное и дополненное)
Великий Новгород 2013

0т автора
Минуло более четверти века со дня установки памятника на могиле Велимира* Хлебникова и открытия его музея в ДК деревни Ручьи Крестецкого района, что в Новгородской области.
28 июня 2012 почитатели поэта отметили хоть и печальную, но знаковую дату – 90 лет со дня кончины поэта.
30 июня 2013 года состоялись двадцать восьмые, давно ставшие традиционными Хлебниковские чтения. Многих современных поклонников творчества Велимира Хлебникова интересует – как это было 25-30 лет назад в Ручьях?
Поскольку мне довелось быть участником многих событий и дискуссий той поры, присутствовать при воспоминаниях свидетельницы последних месяцев жизни поэта Степановой Евдокии Лукиничны, его похорон и дальнейших посмертных событий, связанных с могилой поэта, предлагаю свой рассказ с субъективными заметками и отступлениями.
Мой интерес не был связан научной целью, поэтому я не стремился систематизировать информацию или запоминать источники, откуда я её получал, чтобы затем перед кем-то отчитываться. Просто, хотелось больше знать о личности, которая была мне интересна. А если я сомневался в достоверности или информация расходилась со здравым смыслом, либо фактами из произведений и документов самого Хлебникова, я её отсеивал.
Заранее прошу извинить, если кого-то не запомнил или некоторые события трактовал не так, как это поняли другие. Моя задача передать, как информация из разных источников, нередко противоречивая и не всегда реальная, понята мной. Тем более, что многие события происходили задолго до моего рождения.

* Велимир Хлебников – псевдоним Виктора Владимировича Хлебникова. Время от времени возникают вопросы о правильности написания имени псевдонима. В прижизненных публикациях и изданиях есть три варианта - "Велимир", "Велемир" и "Велемiр", которые принято считать равноценными. Однако в жизни наиболее употребляемое имя – ВЕЛИМИР.

Но она осталась только в архивах. Живущие почитатели не особо стремились выполнить его посмертную волю, то ли по незнанию, либо, это было элементарное пренебрежение.
Над могилой стояла наклонённая сосна, на которой явственно проступали несколько строчек надписи, вырезанных ножом. Они заплыли смолой и уже начали зарубцовываться. Однако хоть и с трудом, но можно было разобрать:

Суть зарифмованной надписи была неточной. Судя по воспоминаниям современников, невозможно было представить Хлебникова, сидящего вальяжно развалившись и положившего ногу на ногу. Он был очень застенчив, и даже первоначально можно было принять его за безвольного рохлю. Однако в общении, все кто с ним беседовал, поражались его железной воле, с которой он отстаивал свои выстраданные мысли. Видимо поэтому на творческих диспутах, когда Хлебников появлялся в помещении, все вставали. Один профессор с изумлением вспоминал об этом, не понимая, какая сила заставляла его, солидного человека, подниматься вместе со всеми перед студентом.
Так или иначе, всё указывало на то, что мы нашли именно его могилу.
Удивлению не было предела.
Эдуард Васильевич Раненко, кинооператор Ленкинохроники, ранее уже предпринимал попытку съездить киногруппой в деревню Санталово, где, как было известно, скончался поэт. Географически казалось, что это находится совсем в иной стороне, потому, что санталовская дорога от автотрассы Москва-Ленинград вела с другой стороны посёлка Крестцы, и к тому же была так разбита лесовозами, что стала непроезжей для студийного УАЗика. Попасть в Санталово тогда не удалось. Не было тогда в обиходе точных карт, по компасу никто не ездил, а навигаторов тогда не существовало даже в фантазиях. А ручьёвское кладбище, мимо которого неоднократно проезжали, оказалось ближайшим погостом, где хоронили и санталовских селян.
***

В этом коротеньком диалоге столько информации о той эпохе. О русских нравах, правилах приличия, уважении к знающему, образованному человеку и деликатности простой крестьянки.

* – Как видно в воспоминаниях же Митурича об этом несколько иначе, чем у Лукиничны. Он повествует, что они с Хлебниковым приехали в Боровёнку вместе.
Однако, Хлебников в своём последнем письме из больницы пишет знакомому доктору А.П.Давыдову:

Как можно понять из текста, Хлебников по пути в Санталово был один. И то, что он предпочёл спать на сырой земле, а не беспокоить сельчан попутных деревень, вполне соответствует его скромному характеру.
Что касается Митурича, то я думаю, будь он рядом, не стал бы рисковать здоровьем, а наверняка договорился бы о ночлеге в тёплой избе у добрых людей.
Вообще-то, исходя из рассказа Евдокии Лукиничны, я понял, что с б0льшим участием и заботой к больному поэту относилась жена Митурича, Наталья Константиновна. Сам Митурич не особо нянчился с Велимиром. В Крестецкую больницу отправил одного с колхозным возницей. Когда крестьянин вторично был в райцентре, как водится у односельчан, он зашёл в больницу проведать Хлебникова, врач сообщил ему о безнадёжности пациента и пригласил для разговора самого Митурича, поскольку это его гость, тот в своих заботах не откликнулся, тогда, в третий приезд возницы, врач волевым решением вернул больного в Санталово.
В вышеуказанных документах бросаются в глаза разночтения об одном и том же географическом месте.
В записке Митурича:"Ручьях Новгор. губ., Крестинского уезда"
Хлебников в письме доктору пишет:"Меня поместили в Коростецкую "больницу" Новгор. губ. гор. Коростец"
На самом деле речь идёт о посёлке Крестцы и Крестецком уезде Новгородской губернии.
Приезжий, тяжелобольной Хлебников мог ошибатья - он не местный.
А для Митурича, в качестве хозяина принимавшего гостя в доме где живёт его семья, подобная ошибка непростительна.
***

На этом очередной этап исследований приостановился. Наступило затишье на несколько лет. Продолжалось только дружеское общение Эдуарда Васильевича Раненко, Игоря Яковлевича Манюкова и киногруппы с удивительным человеком Евдокией Лукиничной Степановой, к которой мы заезжали проведать и справиться о здоровье при каждом удобном случае.
***

Утром мы отправились на корреспондентский пункт Ленинградской кинохроники на улице Славной дом 53, где я познакомил Олега с Эдуардом Раненко, Игорем Манюковым и остальными друзьями, с кем занимались исследованиями новгородского периода жизни Хлебникова, истории с захоронением и последующим состоянием могилы Велимира. За целый день мы обменялись массой взаимно интересной информации, но признаюсь, – к концу дня словоохотливость Облоухова всех нас сильно утомила.
На следующее утро первым шестичасовым автобусом мы с Олегом отправились в Крестцы. Как только автобус тронулся, Олег начал рассказывать соседним пассажирам цель своей поездки в Крестецкий район. Речь его становилась громче и громче. Вскоре его выступление звучало на весь салон безо всякого микрофона. На въезде в посёлок все пассажиры знали кто такой Хлебников и чем знаменит. И странное дело – Облоухова слушали с интересом и без раздражения, хотя среди пассажиров наверняка были и те, кто хотел подремать в столь ранний час. Никто не шикнул и не проявил явного недовольства. Наоборот, когда он, прощаясь, выходил из автобуса, его проводили возгласами одобрения и аплодисментами…
В Крестцах я представил Олега Андреевича заместителю председателя райисполкома, Виктору Николаевичу Виноградову, редактору районной газеты Людмиле Михайловне Веткиной, заместителю начальника районного отдела культуры Даниле Петровичу Шевцову и, оставив Облоухова на их попечении, отбыл в Новгород. Нужно было работать.
Через два дня на третий, как всегда восторженно сияющий Олег с утра появился в Новгороде, на Славной 53 и объявил нам, что 28 июня, то есть через пять месяцев в ДК деревни Ручьи будет открыт музей Велимира Хлебникова. А на его могиле будет установлен памятник.
Повисла полная тишина…
Когда, оправившись от шокирующей новости, мы позакрывали рты, прозвучал робкий вопрос:

Когда все окончательно пришли в себя от потрясения, разговор стал более конструктивным. Инициатива Облоухова ни у кого не вызвала отторжения. Мы ранее в наших разговорах много раз высказывались за подобные идеи, но до появления Олега всё оставалось на уровне теоретических дискуссий. Теперь каждый по-новому посмотрел на свои возможности в выполнении единой конкретной цели. Также выяснилось, что наш общий знакомый скульптор, земляк-курянин Владимира Фёдоровича Гребенникова и однокашник по художественному училищу – Вячеслав Михайлович Клыков более двадцати лет назад, с одобрения Мая* Петровича Митурича, придумал и создал памятник, который предполагал установить на могиле Хлебникова в связи с ожидавшимся перезахоронением на Новодевичье кладбище. Монумент не был востребован организаторами похорон, и приготовленная для работы его гипсовая модель в натуральную величину осталась в мастерской скульптора. Теперь она пришлась очень к стати.

Озадачив новгородцев, вечером Облоухов уехал к себе в Ростов…

ЭНТУЗИАСТЫ – ВПЕРЁД!
Все мы загорелись идеей Облоухова и стали каждый пересматривать свои ресурсы. Искать новые резервы. Обдумывались транспортные возможности. Рождались эскизы, чертежи. Доставали сырьё.
Олег Андреевич, как в воду канул!
Нет известий месяц, два, три…
Затем, как всегда вдруг! В середине мая московским поездом появился Облоухов. По-обыкновению с массой свёртков, чемоданов, котомок и сразу сообщил, что завтра в ночь поездом из Москвы в Окуловку приедет группа студентов, которых нужно встретить и направить в Ручьи, где они примут участие в создании музея.
Сказать, что работа пошла, значит, ничего не сказать. Всё завертелось в бешеном темпе. Эскизы реализовались в мемориальные доски, чертежи превращались в конструкции.
Клыков у себя в мастерской отлил и подготовил для транспортировки памятник.
Облоухов работал день, и ночь. Спал чуть не на ходу по часу-два в сутки. По ходу дела вносил коррективы в проекты, преображая интерьеры некогда безликих помещений. В экспромтах Олега раскрылись лучшие черты по-хорошему одержимого человека. Не удержусь и подробно опишу два примера:

На выделенных под музей площадях было мизерное помещение умывальника без окон и дверей. Ну, нечего там было разместить для экспозиции, настолько было мало места! А Олегу пришла идея разместить там подобие диорамы.
Следующим утром ни свет, ни заря один из жителей деревни Ручьи, кому понравилась эта идея, пешком направился в Санталово, а это около десятка километров. Там он разобрал угол сруба разрушенной школы и на собственном горбу три километра по бездорожью перетаскал брёвна до пролазной дороги, на которой можно было воспользоваться гужевой повозкой и привезти новоявленные реликвии в музей.
Так появился подлинный экспонат – угол сруба здания санталовской школы, где реально жил Хлебников. На срубе разместились несколько фотографий. На полу расстелен слой душистого июньского сена, которое к каждым чтениям заменяется свежим. Так появился один из уникальных уголков музея.

Поднимаясь на второй этаж помещений сельского ДК, все видели пустую вогнутую стену. Но она не стоила нашего внимания. А Олегу пришла идея повесить на пустующей стене над лестницей фотопанно с лошадьми.
Какое панно?
До открытия оставалась неделя!
Оказывается, Облоухов видел это панно в каком-то(!) доме культуры в Ленинграде и решил направиться туда. Когда мы везли упёртого в своей мысли Олега Андреевича на новгородский автовокзал, по ходу состоялся такой разговор:

***
На следующий день Облоухов из Ленинграда не вернулся. В три ночи меня разбудил телефон. Естественно, это был он. Торопливой скороговоркой Олег сказал, что ему коротко разрешил позвонить дежурный по вокзалу, потому что у него нет денег, и он сообщает, что его нужно встречать следующим вечером. Панно при нём, а сегодня он немножко опоздал на поезд…
Слава Богу, появилась ясность!
Оказалось, в Ленинграде Олег быстро разыскал нужный дом культуры, где висело панно, которое, однако, ему не дали забрать без разрешения директора. Олег, в линялой рубашке, выгоревших синих тренировочных штанах с растянутыми коленками и стоптанных сандалиях на босую ногу выглядел, по крайней мере, странно, но, терпеливо дождавшись встречи, уговорил-таки директора отдать панно для музея Хлебникова. С трудом отодрал его от стены и направился на трамвай, но его там не ждали – просто не пустили! Пришлось с вожделённой реликвией через весь город идти на Московский вокзал пешком. Купив на последние деньги билет, он довольный успешным и своевременным выполнением плана, стал дожидаться поезда. Через пару часов подали состав на посадку. Но вот незадача! Панно никак не хотело входить в вагон. Олег побежал в здание вокзала, нашёл у кого-то ножовку(!), распилил панно на части. Пока он возвращал пилу хозяину, поезд ушёл…
Пришлось сутки в компании с панно дожидаться следующего поезда. Поскольку денег оставалось только на хлеб, пришлось Облоухову целый день запивать его бесплатной газировкой из автомата, поставленного в служебном помещении для рабочих вокзала.
На следующий вечер проводница подошедшего поезда, сначала почему-то не хотела пустить его в вагон по вчерашнему билету. Но Олег, с присущим ему искусством, сумел убедить её в обратном. И на полулегальном положении благополучно прибыл в Новгород.
Так музей Хлебникова получил ещё одну реликвию – панно с мчащимися во весь опор конями по калмыцкой степи на Родине поэта.
***

Ребята озадаченные отошли, переговариваясь между собой. Через некоторое время подошли вновь и, смущаясь, отказались от обусловленной зарплаты. Вдобавок после того, как мастерски выполнили свои профессиональные действия, а работать им пришлось нелегко, балансируя между могил и деревьев почти вслепую, они не уехали сразу, а остались до конца рабочего дня, оказывая очень действенную и уместную помощь.
***

Перед установкой памятника возник вопрос, где конкретно ставить? Посовещавшись, мы решили поставить не на самой могиле, а рядом с ней, на случай, если всё-таки возникнет необходимость произвести вскрытие могилы, то это можно сделать, не трогая монумента. Тем более сейчас, имея современные ультразвуковые приборы для сканирования грунта, можно до мельчайших подробностей исследовать могилу, даже не вскрывая её, и не проявляя кощунства по отношению к праху. Это положит конец распространению нелепых домыслов.
***
Все работы были закончены к самому празднику. Заблаговременно о предстоящем событии разослали объявления и пригласительные билеты всем известным почитателям Хлебникова, руководителям* Союза Писателей СССР и персонально дорогому гостю Маю Петровичу Митуричу.
На подъёме настроения стали ждать гостей!

* – Ни Май Петрович, ни лидеры Союза Писателей СССР не появились на этом торжественном событии. Игнорировали приглашение. Однако спустя время одна из местных московских многотиражек "Московский художник" разразилась гневной статьёй за коллективной подписью нескольких известных фамилий, где обвинила Новгородских энтузиастов в недобросовестности. Народ в Ручьях не особо горевал по поводу отсутствия на празднике чиновников от литературы, а с удовольствием сами отметили это культурное торжество Всесоюзного масштаба…
***

С ПРАЗДНИКОМ, ЗЕМЛЯКИ!
Наступил торжественный день 28 июня 1986 года. Все хлопоты позади!
Собралась масса народа. Только из Новгорода прибыло целевым назначением два переполненных автобуса с гостями из Новгорода, Москвы, Ленинграда, Поволжья… Всех не перечесть!
Многие приехали своим ходом. И конечно главными участниками праздника были те, чьими руками создавался этот музей. В тот день спонтанно сложился сценарий празднования, который поддерживается более двадцати лет.
Первоначально все гости в неспешном шествии прошли на могилу, почтили Память поэта и возложили живые полевые цветы, которые так любил сам Хлебников. Инициатор и главный исполнитель этого грандиозного события Олег Андреевич Облоухов выступил с поздравлением и проникновенным словом Памяти.
С коротким объяснением символов памятника выступил автор Вячеслав Михайлович Клыков:

Изваять этот памятник Клыков предполагал из глыбы белого мрамора, но на открытии он пояснил, почему не стал делать, как замышлял ранее. По его мнению, памятник из белого камня выглядел бы слишком помпезным для сельского кладбища, и не соответствовал бы характеру и образу скромной жизни Велимира. С ним согласились почти все.
С добрыми напутствиями обратились официальные лица района. Это событие не оставило равнодушными Крестецкую и Новгородскую прессу. От "Новгородской Правды" приехали журналисты Иванкин Игорь Иванович и Дериглазов Руслан Александрович. "Новгородское Радио" представила корреспондентка Светлана Герасимова. Репортаж для Центрального Телевидения снимал специальный корреспондент Дмитрий Захарьевич Хавин. Полную хронику всех событий, включая и предыдущие снимала всем составом киногруппа Ленинградской Студии Документальных Фильмов во главе с Эдуардом Васильевичем Раненко и Игорем Яковлевичем Манюковым. Масса фотолюбителей тоже стремилась увековечить на своих кадрах это неординарное действо.

Планы Олега Андреевича Облоухова были грандиозными. Он хотел восстановить деревянную церковь Георгия Победоносца. Добровольцами-архитекторами был создан проект реставрации храма, и даже однажды, во время очередных чтений девяностых годов в тесном приделе на покосившемся полу древнего храма отслужили молебен в Память раба Божия Виктора. В саму просторную церковь входить было опасно по причине ветхости.
Начались реставрационные работы на кирпичном храме 19 века. Освободили помещение от мусора. Установили строительные леса.
…но постперестроечная тенденция разрушения нашей Родины приостановила эти работы.
Времена меняются.
***

Но несмотря на трудности, жизнь музея продолжается!
И вот уже больше трёх десятков лет мы имеем счастье ежегодно участвовать в Хлебниковских чтениях и посещать последний приют Первого Председателя Земного Шара. Всегда гостеприимно открыты двери такого же скромного, как и сам Велимир Хлебников, музея его имени. В числе посетителей, как отдельные почитатели и знатоки творчества Велимира Хлебникова, так и литературные объединения из Новгорода и области, Санкт Петербурга, Москвы, Калмыкии, Прибалтики, Белоруссии, Украины и дальнего зарубежья.

Среди гостей много новых, молодых лиц, что очень радует. И всех нас собирает в Ручьях Велимир Хлебников!
Вечная ему Память.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.