Можно ли играть на скрипке со сколиозом

Просили написать упражнения.
Шея
Встать ровно. Вся фишка в том, чтобы шея во время выполнения упражнения должна быть НАПРЯЖЕНА (иначе можно мощно прищемить нерв). После каждого движения РАССЛАБЛЯЕМ мышцы шеи!
Опускаем голову вниз. Макушка должна при этом тянуться вверх. Некоторые уже при это начинают слышать хруст :)
повторяем несколько раз. Чувствуем, как за макушкой тянется остальной позвоночник.
Опускаем голову, как было.
Выполняем круговые движения головой: снизу до плеча и обратно. МЕДЛЕННО!! и плавно. настолько, насколько получится. в одну и другую сторону.
Ощущаем себя просто выучившими концерт Паганини №1 за один день.

Спина
Перед выполнением упражнений надо немного "разогреться - подвигаться, попотягиваться", чтобы потом не было мучительно больно.
Ложимся на пол. Лучше всего подстелить что-нить, чтобы не так твердо, да и ни к чему нам синяки )). Лежим на спине, подтянули колени к подбородку, обхватили руками - в общем, надо хорошенько сложиться. Перекатываемся с боку на бок. Если Ваш случай - запущен, то разницу почувствуете быстро )) Это упражнение работает на позвоночник в целом.

Теперь - для поясничного отдела: лежа на спине, лопатки по ходу должны лежать на полу, сгибаем одну ногу в колене и отводим в сторону (в сторону другой ноги). Цель - коснуться пола коленом. Повторяем со второй ногой. Хрусь-хрусь.
Чувствуем, как будто и второй концерт Паганини выучили просто за пару часов.

И не забываем про . НОГИ! Лежа на боку, приподнимаем-приопускаем сначала согнутую в колене, а потом и прямую ногу. Повторяем на другом боку.
Пресс неплохо тоже хоть 20 раз покачать - в жизни пригодится.

Заведите себе привычку играть в пинг-понг )) Лучше обеими руками. А мячик - по возможности ловить.

И главное - помнить: после каждого наряжения должно наступать расслабление.
И вообще - как это ни странно звучит, держите себя в хорошей спортивной форме.

З.Ы. Самое смешное оказалось, что когда нам, скрипачам, дали в руки по килограммовой гантеле и велели поделать разные упраджения, мы продолжали ими играючи вертеть в разные стороны и не замечать вес, когда у всей группы уже отваливались ручки.

Я вот с детства занималась хореографией,причем начала заниматься раньше,чем на скрипке.Со временем пришлось выбрать что-то одно из-за недостатка времени,но дело не в этом.Сколиоз у меня был и есть вне зависимости от занятий танцами,так-то.Единственное,что поддерживает в порядке это "йоговский" комплекс для спины,а так..
Зато можно посмеяться,что у скрипачей "все ростут и ростут" "крылья";)когда ж полетим?:angel:

При правильной постановке никакие "искривления" на инструменте не ощутимы,так что главное - правильно стоять и в "обычной жизни" не забывать держать "корсет" (а еще + правильно спать,носить футляры-сумки на двух плечах,выбирать хорошую обувь - сколиоз и плоскостопие -стандартный набор, не пить и не курить;))

При правильной постановке никакие "искривления" на инструменте не ощутимы,так что главное - правильно стоять и в "обычной жизни" не забывать держать "корсет" (а еще + правильно спать,носить футляры-сумки на двух плечах,выбирать хорошую обувь - сколиоз и плоскостопие -стандартный набор, не пить и не курить;))

Кстати, я лет пять назад нашла для себя хороший способ "держать спинку" )) Пошла в магазин и сделала то, чего НИКОГДА себе не разрешала: концертные туфли на ВЫСОКОМ каблуке. Тут важно подобрать себе высоту каблука, оптимальную под свод стопы: сантиметр вверх-вних - и уже не выстоять. А высокий каблук заставляет следить за осанкой, а то и навернуться недолго.
А причина проста: начались концерты, когда приходилось все полтора часа СТОЯТЬ (да здравствуют барочные оркестры и камерные ансамбли!). На низком каблуке ноги начали отваливаться где-то в середине. а в любимых кроссовках же не пойдешь.

А плоскостопие, к сожалению, уже ТАК распространено, что обувь делают с расчетом на это :(


К сожалению, механическая беговая дорожка практически устаревшая модель, и её можно найти в кабинетах ЛФК.
А ваша комната напоминает коморку Раскольникова.
Простите за неуместный юмор.
Ну, кабинеты ЛФК, с которыми у меня связано много нехороших воспоминаний, остались далеко-далеко.
А каморки тут все такие в типовых квартирах. Мне еще повезло, потому что она квадратная ))) и с окном :-o

А плоскостопие, к сожалению, уже ТАК распространено, что обувь делают с расчетом на это :(
Угу, и это доставляет большие страдания тем, у кого плоскостопия нет. Вот у меня почему-то нет. И к тому же свод стопы высокий. В обувных магазинах я регулярно прихожу к выводу, что меня не бывает в природе :roll:

Ну, кабинеты ЛФК, с которыми у меня связано много нехороших воспоминаний
О да, и самое нехорошее - ведь не помогает :-(
Мне помогли йоговские упражнения, и сейчас я, в общем, почти не чувствую, что спина у меня нестандартная. Это при том, что врач на профосмотре пятый год предлагает мне оформить инвалидность. Не интересуясь моим реальным самочувствием, просто по факту наличия большого сколиоза: "Вы должны очень страдать от этого" :evil:

Просили написать упражнения.
Шея
Встать ровно. Вся фишка в том, чтобы шея во время выполнения упражнения должна быть НАПРЯЖЕНА (иначе можно мощно прищемить нерв). После каждого движения РАССЛАБЛЯЕМ мышцы шеи!
Опускаем голову вниз. Макушка должна при этом тянуться вверх. Некоторые уже при это начинают слышать хруст :)
повторяем несколько раз. Чувствуем, как за макушкой тянется остальной позвоночник.
Опускаем голову, как было.
Выполняем круговые движения головой: снизу до плеча и обратно. МЕДЛЕННО!! и плавно. настолько, насколько получится. в одну и другую сторону.
Ощущаем себя просто выучившими концерт Паганини №1 за один день.

Спина
Перед выполнением упражнений надо немного "разогреться - подвигаться, попотягиваться", чтобы потом не было мучительно больно.
Ложимся на пол. Лучше всего подстелить что-нить, чтобы не так твердо, да и ни к чему нам синяки )). Лежим на спине, подтянули колени к подбородку, обхватили руками - в общем, надо хорошенько сложиться. Перекатываемся с боку на бок. Если Ваш случай - запущен, то разницу почувствуете быстро )) Это упражнение работает на позвоночник в целом.

Теперь - для поясничного отдела: лежа на спине, лопатки по ходу должны лежать на полу, сгибаем одну ногу в колене и отводим в сторону (в сторону другой ноги). Цель - коснуться пола коленом. Повторяем со второй ногой. Хрусь-хрусь.
Чувствуем, как будто и второй концерт Паганини выучили просто за пару часов.

И не забываем про . НОГИ! Лежа на боку, приподнимаем-приопускаем сначала согнутую в колене, а потом и прямую ногу. Повторяем на другом боку.
Пресс неплохо тоже хоть 20 раз покачать - в жизни пригодится.

Заведите себе привычку играть в пинг-понг )) Лучше обеими руками. А мячик - по возможности ловить.

И главное - помнить: после каждого наряжения должно наступать расслабление.
И вообще - как это ни странно звучит, держите себя в хорошей спортивной форме.

З.Ы. Самое смешное оказалось, что когда нам, скрипачам, дали в руки по килограммовой гантеле и велели поделать разные упраджения, мы продолжали ими играючи вертеть в разные стороны и не замечать вес, когда у всей группы уже отваливались ручки. ИМХО. Все эти хрусь-хрусь очень вредны.

ИМХО. Все эти хрусь-хрусь очень вредны.
Вредны. А двигаться надо больше. Иначе будет все хрустеть при малейшем движении. Это отложения солей хрустят. До этого нельзя доводить себя )) (Равно как всегда нужно садиться на предыдущий автобус).
Есть более конструктивные предложения. С радостью примем.

А, кстати, конструктивное предложение против отложения солей, если уж довели почему-то себя до такого состояния )) :solution: Рекомендации ведущих собаководов! (почти не шутка). Китайские шарики! Знаете, у которых внутри что-то звенит? Лучше брать эмалированные, только внимательно смотреть при покупке, чтобы эмаль везде была целая и гладкая. Они есть разных размеров, надо подбирать по руке, чтобы удобно было вращать одной рукой. Тут нам как раз не надо, чтобы шарики не стучали и не звенели - чем плотнее они проходят по ладони и пальцам, и чем больше точек при этом задевают - тем лучше. И если вам нужно разыграться, а не получается по каким-то причинам, то очень это помогает.

С удовольствием поделюсь найденной интересной информацией,которая, думаю,заинтересует всех практикующих музыкантов.

Сколиоз 4 степени

Схема лечения, т.е. ведения больных и профилактики уже выработана и не в 1913 году. По сему вновь изобретать велосипед не имеет никакого смысла. Все нововведения (опять же, доказанные положительные результаты не в одном конкретно взятом случае), касаемо этой патологии выносятся на мировые и европейские когрессы по спинальной хирургии.
Спрогнозировать течение сколиоза нельзя.
Не знаю, как в России, в других странах родители получают достаточно четкие рекомендации при наличии подобной патологии у детей.


Сколиоз 4 степени

Простите, уважаемый kobi, не имею честь знать, являетесь ли Вы доктором, но судя по Вашему сообщению, все-таки являетесь.

Вот, существуют больницы и даже спец. интернаты для лечения больных сколиозом детей. Но, там нет никакой надежды! Я уже писала о том, что веры в то, что при помощи ЛФК можно вылечить сколиоз, нет даже у самих рекомендателей такого метода. Большинство довольно образованных людей понятия не имеют, что это за болезнь, и во что она может вылиться.

Сколиоз 4 степени

Уважаемая, я являюсь доктором. Про то, что образованные люди не знают, что это такое - так есть интернет, где можно почитать, поинтересоваться, повысить свой культурный уровень опять же. Все материалы международных когрессов - WorldSpine, Eurospine все опубликовано, все в открытом доступе.
Не пытайтесь сваливать на конкретных врачей проблемы российского здравоохранения, тем более, что эти врачи и не в России работают.aiwan


Сколиоз 4 степени

Если Вам не понятно, уважаемый kobi, то я Вам разъясню суть моих претензий: если бы рекомендации были другими, моему ребенку не пришлось бы исправлять 4-ю степень сколиоза! Спасибо, доктор пошел на этот риск! Я очень хорошо понимаю, что при такой запущенной истории не может быть ни каких гарантий. Но, я Вас хочу спросить, кто виноват, что дети приходят лечиться с 4-й степенью? Не та ли версия времен 1812 года, распространяемая Минздравом, как понацея против сколиотической болезни?

Сколиоз 4 степени


Сколиоз 4 степени

Сколиоз 4 степени


Сколиоз 4 степени

Спасибо, Вы меня успокоили. Хотя, про углы мне все же не ясно.


В слова Доктора Kobi, могу только добавить.
Все врачи об одном и том же.
Более того, все специалисты мануальной тепрапии применяют приемы мануальной терапии в стремлении остановить сколиоз, а по возможности уменьшить.
Большинство специалистов (исходя из их сообщений), назначают ЛФК, и рекомендуют корсет.

И повторюсь (ИМХО), что эффективность УЛУЧШЕНИЯ, составляет не более 25%.

А вот процент СОХРАНЕНИЯ сколиоза достигает 70%.

Т.о., эффективность мероприятий медицины по предупреждению (это ЦЕЛЬ) усиления сколиоза (улучшение+сохранение угла), составляет 95%.



В слова Доктора Kobi, могу только добавить.
Все врачи об одном и том же.
Более того, все специалисты мануальной тепрапии применяют приемы мануальной терапии в стремлении остановить сколиоз, а по возможности уменьшить.
Большинство специалистов (исходя из их сообщений), назначают ЛФК, и рекомендуют корсет.

И повторюсь (ИМХО), что эффективность УЛУЧШЕНИЯ, составляет не более 25%.

А вот процент СОХРАНЕНИЯ сколиоза достигает 70%.

Т.о., эффективность мероприятий медицины по предупреждению (это ЦЕЛЬ) усиления сколиоза (улучшение+сохранение угла), составляет 95%.



Атипичный сколиоз - патология, или виновата скрипка?

Диагноз:
Диспластический левосторонний лордосколиоз III степ., стабильный, декомпенсированный, противодуга в поясничном отделе (М41.1) продольно-поперечное плоскостопие II степ., hallux valgus обеих стоп (М21.4)
Описание:
Деформация позвоночника выявлена в 11 лет. Сейчас: 15 лет. Нормального телосложения. Походка свободная. Корпус отклонен влево н 2-3 см, ассиметрия надплечий, углов лопаток (слева выше до 2 см). Ось позвоночника отклонена влево в грудном отделе, сформирован реберный гибус, на противоположной деформации стороне западание ребер, особенно в нижне-грудном отделе. В саггитальной плоскости резко сглажен грудной кифоз. Сглажен треугольник талии слева. Перекос таза не выражен. Длинна н/конечностей одинаковая, функция суставов - отмечает гипермобильность в крупных суставах. Деформация позвоночника при наклоне вперед немобильная. Сосудисто-невролгических растройств нет.
На рентгенограммах позвоночника стоя и лежа в прямой проекции - определяется левосторонняя дуга искривления на уровне Th5-Th11 с торсией позвонков вправо, вершина Th8, угол лежа 42, угол стоя 46 град. Компенсаторная нижележащая противодуга с торсией влево, угол лежа 27, стоя 34 град., определяется spina bifida posterior S1. Тест Риссера III. Доза лучевой нагрузки 2ю8 М3В.
Стабилография - центр тяжести с открытыми смещен влево, с закрытыми глазами смещен вправо.
Плантография - продольно-поперечное плоскостопие II степени, hallux valgus обеих стоп.

Добавлено через 30 минут
Родилась в срок с 2-ой асфиксией. Отмечали слабые мышцы живота и стоп у младенца. С 4-х месяцев - лечение у доктора ЛФК: ежедневно массаж, бассейн до года.
В 9 мес., по непонятной мне причине, брали пункцию спинного мозга (подозрение на миненгит не подтвердилось). После пункции и 3-х дней в реанимации заметили ассиметрию лица, вызвали профессора невропатологии. Подозрение на энцефалопатию не подтвердилось. Заключ. невропатолога - норм. развитие.
В 1 год и 1 мес - первые зубы, пошла. В этом же возрасте, при подозрении на воспаление легких, рентген выявил увеличение вилочковой железы. Иммунодефицитное состояние, наблюдение у иммунолога, прививки после года. Реакция на первую прививку от полиомиелита. Реакция на все манту.
В возрасте 4-5 лет частый глубокий кашель. Проходит после 2-х кратного выезда на море (за одно лето).
Осмотр перед школой в 6 лет - выявлено плоскостопие, выписаны ортопедические стельки.
В возрасте 8 лет - внезапный гнойный синусит (с одной стороны 5 проколов (справа), с другой 2). Узнаем о суженных носовых ходах и искривленной носовой перегородке.
В возрасте 10 лет - жалобы на стук в правом ухе. При обследовании - потеря слуха 25%, правый глаз астигматика с большим разбросом центр-периферия.
В возрасте 11 лет - педагог жалуется на повышенную утомляемость ребенка. При обследовании выявлен сколиоз (впервые!) II степ. Сделали энцефалограмму - нарушение венозного кровотока справа (шея).
В возрасте 14 лет - обнаружили, что 2 зуба остались молочные и под ними нет коренных зачатков.

Добавлено через 49 минут
На сегодняшний день - потеря слуха на правое ухо - 40 %, рекомендована операция на исправление носовой перегородки (справа), с целью обследования проблемы слуха и возможной операции по восстановлению слуха. Большая астигматика на правый глаз. Теперь, уже год, не носит линзу (левый - 100%) из-за перенесенного вирусного кератита год назад.

Меня интересует вот что: похоже ли происхождение странного сколиоза (у всех правый - у нас левый) на какую-то скрытую проблему организма (все время страдает правая сторона), либо это, может быть, приобретенным искривлением, в следствии неправильных и многочасовых занятий на скрипке. Девочка играет с 4-х лет, ей 5 раз (!) меняли постановку разные педагоги. Были и такие, которые опробовали свои инновации, по части выкручивания шеи влево и стояния неподвижно в этой позе по 20 мин. с небольшими перерывами (урок 2 астрономических часа). И те, кто выворачивал левую руку так, что плечо выдвигалось сильно вперед, предплечье неестественно выворачивалось, мышцы растягивались. Ребенку было очень неудобно, шея затекала, зажимались мышцы на спине сверху, выдвигалась вперед левая нога, но ничего не поделаешь, приходилось приспосабливаться к требованиям преподавателей. В детстве девочка была крепкой, активной, не слабой -3 года хореографии с 4-х до 7 лет, занятия 3 р. в неделю по 2-3 часа. Осанку держала. Пела в народном хоре, слух абсолютный, никто и не мог заподозрить, что она не слышит одним ухом. Потом, начался этот кошмар.

Выглядит это так:





История такая:
Год назад (в августе) рентген - S-образный сколиоз левосторонний грудной, правосторонний поясничный - 64 градуса в верхней дуге, 54 в нижней. Вердикт - срочная операция, т.к. позвончник подвижный и идет прогрессирование. После 2-х с половиной месяцев фанатичного лечения под руководством Михаила Анатольевича Бобыря - повторный рентген - 46 градусов верхняя, 37 - нижняя. Лежали в Сокольниках, все доктора ходили посмотреть на нашу спинку, и сказали - что очень красиво при таких градусах. В этот вторник были на плановом приеме у зав. отделением - Олега Викторовича Чучарина. Он развеял наши опасения, сказав, что все мы делаем правильно и, что наш доктор Михаил Анатольевич Бобырь просто молодец. Если кратко суть событий, то мнение Олега Викторовича: лучше не бывает. Но мы хотим еще лучше и верим, что у нас все получится. Я очень благодарна Олегу Викторовичу, что он изменил стереотипному мнению "ничего изменить нельзя, кроме как скальпелем", а высказал объективную оценку. А, уж, как мы благодарны Михаилу Анатольевичу Бобырю - слов нет.

Сейчас спинка выглядит так:

Девочке 16 лет. Все на фоне "вредной" и систематической игры на скрипке.

лечение сколиоза 4 степени без операции

А Вы уверены, что еще через полгода все не вернется назад или даже еще больше.
Я вот на нашем опыте-нет.

Боремся со сколиозом 4 степени. Интересно мнение специалистов.

Вопрос-то в чем?
Если Вы говорите об уменьшении градусов-покажите снимки прошлого года и настоящие, порадуемся вместе.aiwan


Боремся со сколиозом 4 степени. Интересно мнение специалистов.

Это все снимки прошлого года. Во вторник поехали делать снимок, но доктор сказал, что необходимости в этом нет, и так видно, что стало лучше. В понедельник в школе была флюорография, я и решила не настаивать. Сейчас выложу фото, как это выглядит в жизни.

Боремся со сколиозом 4 степени. Интересно мнение специалистов.

О градусах можно судить только по R-снимкам.
За счет мускулатуры изменения возможно внешне не так бросаются в глаза. Именно с этой целью рекомендованы физические упражнения разного рода, плавание и т.д., чтобы сделать деформацию менее заметной. Но для предметного разговора нужен только рентген, остальное - не доказательноaiwan


Боремся со сколиозом 4 степени. Интересно мнение специалистов.

Дело в том, что моя девочка училась плавать с 4-х месяцев, в год уже лежала на воде и плавала под водой. С 4-х до 7 лет занималась хореографией, тренировки были 3 раза в неделю по 2 часа. На осанку мы не жаловались. Потом ходила в бассейн и гимнастику делала. Стоит на горных лыжах, велосипед, ролики, коньки и скейт тоже были ей не чужды, но от сколиоза это не уберегло. Считаю, что обычное ЛФК+бассейн - не решение проблемы. Снимки накладывала один на другой, сама перемеряла углы. Здесь кладу пока грубое совмещение, потом найду более четкие снимки и тоже повешу.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

фиолетовый первый, зеленый второй. между ними 2,5 мес.

Добавлено через 12 минут
да, еще рост увеличился на 3 см - это по летним замерам

  • Все о клиновидной деформации позвоночника
  • Что такое кинезиотейпирование и может ли оно помочь при болях в позвоночнике?
  • Народная медицина для лечения артроза голеностопного сустава
  • Профилактика детского сколиоза, или как не допустить развития заболевания
  • Фораминальная грыжа диска – в чем ее особенности
  • В чем опасность мышечного напряжения? Комплекс расслабляющих упражнений
  • Форумы
  • Все о позвоночнике
  • Искривление позвоночника (сколиоз, кифоз, лордоз)
  • Консервативное лечение


На сегодняшний день доказано, что длительное воздействие сил или дополнительного давления на элементы зубочелюстной системы приводит к морфологическим изменениям лицевого скелета [1; 2]. Кроме того, в процессе формирования аномалий окклюзии у пациента могут наблюдаться существенные изменения в строении как лицевого отдела скелета черепа, так и специфические для той или иной формы аномалии окклюзии изменения постуры в виде нарушения гармонии строения и движения тела, изменения осанки и походки [3]. Одним из этиологических факторов возникновения постуральных нарушений и связанных с ними аномалий окклюзии и заболеваний височно-нижнечелюстного сустава является игра на музыкальных инструментах [4; 5]. По данным исследований, распространенность аномалий окклюзии зубных рядов у пациентов на фоне нарушений опорно-двигательного аппарата выше, чем у физически здоровых пациентов. Так, 62,24% пациентов имеют различные аномалии окклюзии зубных рядов, проявляющиеся на фоне нарушений осанки, что говорит о значимости вынужденного положения тела как фактора возникновения окклюзионных нарушений [6]. В частности, вынужденным положением сопровождается игра на некоторых видах музыкальных инструментов, что обуславливает возникновение профессиональных заболеваний. Это связано с тем, что музыканты во время выступлений и репетиций находятся в состоянии функционального перенапряжения, что может проявляться в виде деформаций лицевого скелета и патологий височно-нижнечелюстного сустава. В научных источниках достаточно широко освещено влияние игры на духовых инструментах на развитие деформаций зубов и зубных рядов [7], однако вопрос о связи морфологических изменений области лица с профессиональной игрой на струнных смычковых музыкальных инструментах изучен недостаточно. В частности, игра на скрипке предусматривает вынужденное положение головы в течение длительного времени, так как исполнитель использует нижнюю челюсть для фиксации инструмента [8]. Кроме того, влияние на зубочелюстную систему происходит и за счёт вибраций, направленных на кость челюсти, возникающих при различных техниках игры [9]. Считаем важным учесть, что обучение игре на скрипке начинается с 6-8 лет, в период активного роста и развития костей лицевого скелета и опорно-двигательного аппарата в целом, что и приводит к возникновению различных деформаций. Также, по мнению ряда ученых, лица, профессионально играющие на скрипке, помимо этого, входят в группу риска заболеваний височно-нижнечелюстного сустава и жевательных мышц, что может повлечь за собой их профнепригодность [10]. Причём с увеличением стажа игры на скрипке достоверно увеличивается разница асимметрии тонуса покоя и контракции жевательных мышц до и после игры на скрипке в сравнении с показателями мышечного тонуса музыкантов, играющих на других музыкальных инструментах [11]. Углубленное изучение влияния профессиональных занятий на скрипке на состояние зубочелюстной системы музыкантов позволит выработать систему профилактики возможных патологических состояний и предложить патогенетический план лечения и реабилитации, что очень важно для их здоровья и профессиональной деятельности.

Целью исследования было выявить степень влияния игры на скрипке на возникновение нарушений осанки, формирование деформаций и аномалий зубочелюстной системы в трансверзальной, сагиттальной и вертикальной плоскостях и определить факторы, оказывающие максимальное влияние.

Материалы и методы исследования

Проведён анализ 17 литературных источников по проблемам здоровья, оказания медицинской помощи и профилактики заболеваний музыкантов-профессионалов, играющих на различных музыкальных инструментах.

Проведено клиническое обследование и анализ фотографий и ТРГ в прямой и боковой проекции 23 человек, играющих на скрипке, в возрасте от 6 до 43 лет (рис. 1).

Проводилось сравнение данных, полученных в ходе клинического обследования и анализа фотографий и ТРГ лиц, играющих на скрипке, с контрольной группой, которую составили 10 обследованных, играющих на других музыкальных инструментах (фортепиано, гобой, домра и др.).

При анализе фотографий в прямой проекции определяли:

1. Углы нижней челюсти справа и слева.

2. Углы, образованные касательными к телу нижней челюсти и средней линией.

3. Наклон головы.

При анализе фотографий в боковой проекции справа и слева определяли:

1. Положение головы.

2. Угол нижней челюсти.

3. Отношение sn-gn:n-gn.

4. Пропорциональность тела и ветви нижней челюсти справа и слева.

При анализе ТРГ в прямой и боковой проекции определяли:

1. Углы нижней челюсти (CoGoMe).

2. Углы, образованные Go-Me и средней линией.

3. Наклон головы по углу, образованному средней линией лица и позвоночным столбом.

4. Соотношения N-Sn:Sn-Gn, Ar-Go:Go-Me.


Рис. 1. Анализ фотографий: 1 – определение гониального угла; 2 – определение угла, образованного касательной к телу нижней челюсти и срединной линией лица; 3 – определение симметричности положения плеч

Результаты исследования и их обсуждение

В результате анализа данных, полученных в ходе клинического обследования с использованием дополнительных методов (ТРГ, фотометрический анализ), были обнаружены типичные изменения у музыкантов, играющих на скрипке: у 70% нарушения осанки и у 48% нарушение симметричности лица (р≤0,05) (рис. 2).


Рис. 2. Частота типичных нарушений у играющих на скрипке, выявленных в процессе исследования

При проведении фотометрического анализа выявили, что у скрипачей левый гониальный угол, являющийся областью, на которую приходится максимальное давление при игре на инструменте, более острый, чем правый (p≤0,05). Также было обнаружено, что средняя величина гониального угла у музыкантов из контрольной группы больше, чем значение левого гониального угла у играющих на скрипке (р≤0,05). В контрольной группе углы слева и справа, как правило, были равны (p>0,05).

При изучении угла, образованного касательной к телу нижней челюсти и срединной линией лица, в среднем его значения слева были больше, но эти изменения были выражены минимально, что и подтверждается статистически (p>0,05).

Нами были выявлены типичные нарушения осанки в сагиттальном направлении, что выражалось в переднем положении головы к туловищу в 70% у скрипачей и в 30% у лиц из контрольной группы (p≤0,05).

Также были обнаружены характерные изменения положения головы в трансверзальном направлении: у 46% скрипачей отмечается наклон головы влево (сочетающийся в 76% случаев с более высоким положением левого плеча), тогда как в контрольной группе наклон головы влево обнаружили только у 10% обследованных (p≤0,05).

Нормальное положение головы было отмечено у 18% скрипачей и у 46% музыкантов из контрольной группы (p≤0,05).

Такая распространённость нарушений осанки в контрольной группе связана с недостаточным вниманием за положением тела со стороны самих музыкантов (или педагогов, в случае когда исполнителем является ребёнок) и не является профессиональной особенностью игры на данных видах музыкальных инструментов. В то время как вынужденное положение головы у профессиональных скрипачей является неотъемлемым условием игры на инструменте.

При оценке пропорциональности лица выявили наличие изменений отношения морфологической высоты лица oph-gn к высоте нижнего отдела лица sn-gn в виде снижения высоты нижней 1/3 лица у 48% скрипачей, тогда как в контрольной группе таких изменений не было обнаружено (p≤0,01).

Выявлены изменения пропорциональности частей нижнего отдела лица: у скрипачей отношение в среднем составило sn-sto:sn-gn=1:2,8. В контрольной группе это соотношение было нормальным, т.е. 1:3 в среднем, что достоверно различно (p≤0,05). Полученные результаты говорят о тенденции к формированию аномалий прикуса в вертикальной плоскости, а именно, глубокой резцовой окклюзии/дизокклюзии у лиц, играющих на скрипке (рис. 3).


Рис. 3. Изменения пропорциональности частей нижнего отдела лица

Также обнаружены характерные изменения в пропорциональности тела и ветви нижней челюсти справа и слева: у скрипачей длина тела нижней челюсти слева несколько короче правой стороны (p≤0,05). В контрольной группе таких изменений не выявляется, в среднем при анализе фотографий значения длины тела нижней челюсти слева и справа не отличались (p≤0,01).

Данные ТРГ в прямой и боковой проекции подтверждают результаты фотоанализа. При оценке углов нижней челюсти (CoGoMe), углов, образованных Go-Me и средней линией, наклона головы по углу, образованному средней линией лица и позвоночным столбом и соотношений N-Sn:Sn-Gn, Ar-Go:Go-Me были получены подтверждения результатов, полученных в ходе анализа фотографий .

Также была рассмотрена зависимость степени выраженности деформаций от возраста обследованных пациентов. При расчете степени асимметрии нижней челюсти и отклонений от нормальных лицевых соотношений было выявлено, что степень выраженности морфологических изменений имеет прямую зависимость от продолжительности игры на инструменте и возраста начала обучения (p≤0,05). Так, у обследованных скрипачей, стаж игры которых составлял менее 3 лет, степень деформаций была минимальна, разница между углами нижней челюсти справа и слева имеет наименьшее значение, степень выраженности нарушений осанки незначительна (p≤0,05). В то же время лица, играющие на скрипке более 10 лет, имеют более выраженные отклонения от нормальных параметров и, как правило, имеют сравнительно более существенную асимметрию костей лицевого скелета и значительные нарушения осанки (p≤0,05).

Также имеет значение возраст начала обучения игре на музыкальном инструменте. Развитие неблагоприятных явлений у юных музыкантов приходится на возрастной период 6-19 лет, когда происходит активное формирование опорно-двигательного и челюстно-лицевого аппаратов. В ходе работы было выявлено, что обследованные музыканты, играющие на скрипке с 5-6 лет, к моменту исследования имели более выраженные деформации по сравнению с теми, кто начал обучение в более позднем возрасте (после 15 лет) (p≤0,05) (рис. 4, 5).

В связи с этим возникает необходимость внедрения средств и методов профилактики возникновения аномалий окклюзии и морфологических изменений лицевого скелета у профессиональных музыкантов, играющих на скрипке. В первую очередь, необходимо проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения постуральных нарушений вследствие гипертонуса отдельных групп мышц, вовлекаемых в процесс игры на инструменте. При раннем начале обучения игре на скрипке обязателен контроль со стороны педагогов и родителей за осанкой и положением головы ребёнка во время занятий. Рекомендовано соблюдение режима труда и отдыха с включением в период отдыха гимнастических упражнений для предупреждения перенапряжения мышц спины, головы и шеи. В частности, по мнению различных авторов, целесообразно применять миогимнастические упражнения для профилактики заболеваний височно-нижнечелюстного сустава и предотвращения привычного смещения челюстей. Особенно показана миогимнастика при повышенном тонусе или спазме жевательных мышц, дискоординации сокращения жевательных мышц, чрезмерной подвижности головки нижней челюсти, щелканья в ВНЧС [12].


Рис. 4. Изменение соотношения sn-sto:sto-gn


Рис. 5. Степень выраженности разницы между углами нижней челюсти справа и слева, где голубым цветом отмечена контрольная группа, зелёным группа скрипачей

1. Игра на скрипке оказывает существенное влияние на возникновение нарушений осанки, формирование деформаций и аномалий зубочелюстной системы в трансверзальной, сагиттальной и вертикальной плоскостях.

2. Продолжительность игры на инструменте и возраст начала обучения имеют максимальное значение.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.