Методика оздоровительной физической культуры для с нарушением осанки

Формирование правильной осанки относится к числу основных задач, решаемых в физическом воспитании детей. Она особенно важна в начальные периоды возрастного развития, когда наиболее интенсивно идет морфофункциональное становление организма, в том числе формирование изгибов позвоночного столба (они приобретают стойкие признаки уже к 6-7-летнему возрасту) и других структурных основ осанки. От того, насколько качественно в это время вырабатывается рациональный навык фиксации основной позы прямостояния в единстве с гармоничным развитием мышц и укреплением костно-связочного аппарата, во многом зависит статус осанки в последующие годы. В процессе дальнейшего воспитания осанки решаются задачи по оптимизации ее состояния, меняющегося в той или иной мере под влиянием доминирующего режима жизни, возрастных и других факторов [31].

По мере того как создаются необходимые предпосылки закрепления правильной осанки, ведущими линиями в воспитании ее становятся детальная отработка навыка соблюдения параметров нормальной осанки, качественное совершенствование ее основ и предупреждение вероятных нарушений ее статуса. В качестве адекватных средств, при этом, наиболее широко применяют упражнения, составляющие содержание основной, гигиенической гимнастики или аналогичных видов и разновидностей ее, в том числе таких, как ритмическая, атлетическая, производственная гимнастика [51].

Средства коррекции нарушений осанки. Эффективные средства коррекции нарушений осанки: физические упражнения умеренной интенсивности, специальные статико-динамические упражнения в сочетании с дыхательными упражнениями в различных исходных положениях; специальные корригирующие упражнения, в которых сочетаются мышечные напряжения с последующим расслаблением и растягиванием; средства, направленные на формирование координации движений и равновесия; специальные коррекционные упражнения в сочетании с динамическими и статическими кратковременными напряжениями; расслабляющие упражнения, соединённые с ритмом дыхания, асимметричные воздействия на опорно-двигательный аппарат, статические позы [30].

Для коррекции нарушений осанки во фронтальной плоскости акцентировалось внимание на асимметричных упражнениях пояснично-подвздошной области.

Роль физических упражнений в коррекции нарушений осанки. Особое место в системе профилактических и лечебных мероприятий при дефектах осанки занимают специальные физические упражнения, с помощью которых можно изменить угол наклона таза, нормализовать физиологические изгибы позвоночника, исправить форму грудной клетки, добиться симметричного стояния плечевого пояса, исправить положение головы, укрепить мышцы брюшной стенки и спины. Специальные физические упражнения сочетают с общеразвивающими упражнениями для верхних и нижних конечностей, дыхательными упражнениями. На начальных этапах лечения физические упражнения выполняют в основном лежа на спине, на боку, на животе, стоя в упоре на четвереньках, что позволяет сохранить правильное положение всех частей тела, в дальнейшем - в положении стоя и при ходьбе [18].

Исправление дефектов осанки достигается с помощью специальных упражнений. Наиболее рациональным исходным положением для укрепления мышц туловища является такое, при котором возможна максимальная разгрузка позвоночного столба по оси и исключается влияние угла наклона таза (положение лежа на спине, лежа на животе, стоя в упоре на коленях) [46].

В исходном положении стоя в упоре на коленях достигается провисание позвоночного столба между поясом верхних конечностей и поясом нижних конечностей, умеренное растягивание его. Это дает возможность мобилизовать позвоночный столб в месте наиболее выраженного дефекта, ограничивая подвижность в соседних отделах, т. е. целенаправленно корригировать нарушение осанки [51].

Динамические упражнения необходимо чередовать с упражнениями в статических напряжениях, включать упражнения в расслаблении и дыхательные упражнения; сами исходные положения также необходимо чередовать; упражнения, направленные на укрепление мышечного корсета, необходимо сочетать с упражнениями, способствующими исправлению имеющихся дефектов осанки [30].

При асимметричной осанке выраженный корригирующий эффект оказывают симметричные упражнения. Такое действие их связано с физиологическим перераспределением нагрузки. Для сохранения срединного положения тела более ослабленные мышцы на стороне отклонения во время выполнения упражнений работают с большей нагрузкой, чем более сильные мышцы на противоположной стороне (так называемая физиологическая асимметрия). При этом выравнивается мышечная сила и ликвидируется асимметрия мышечного тонуса. При увеличении угла наклона таза применяются упражнения, способствующие удлинению мышц передней поверхности бедер, поясничной части длинных мышц спины, квадратной мышцы поясницы, подвздошно-поясничных мышц, а также укреплению брюшного пресса и мышц задней поверхности бедер. При уменьшении угла наклона таза рекомендуются упражнения для мышц поясницы и передней поверхности бедер [49].

Нормализация физиологических изгибов позвоночного столба достигается в ряде случаев улучшением подвижности его в месте наиболее выраженного дефекта (например, в грудном отделе при сутуловатой спине) с одновременным укреплением мышц спины [29].

Дефект крыловидных лопаток и приведенных плеч может быть исправлен с помощью динамической и статической нагрузки на трапециевидную и ромбовидную мышцы, а также упражнений на растягивание грудных мышц [46].

Дефект выстоящего живота устраняется при использовании упражнений для мышц брюшного пресса, выполняемых преимущественно в исходном положении лежа на спине. Наиболее эффективны упражнения с одновременным максимальным (для данного человека) напряжением прямых и косых мышц [1].

При любом типе нарушения осанки сохранению правильной позы способствуют упражнения на равновесие. Коррекция осанки с помощью упражнений должна закрепляться формированием стереотипа правильной позы. Он создается на базе мышечного чувства, позволяющего ощутить взаиморасположение определенных частей тела. Для этого используют тренировку перед зеркалом со зрительной самокоррекцией, периодический контроль положения туловища у стены, сохранение правильного положения при ходьбе [31].

Саногенез. ЛФК открывает возможность диагностики локальной суставной фиксации, т.е. процесса, лежащего в основе саногенеза нарушения осанки. Информация фиксации позвоночно-двигательного сегмента локально-мышечного гипертонуса или фасциально-мышечной ригидности помогает врачу оценить функциональное состояние пораженного звена позвоночной кинематической цепи. Это дает возможность наблюдать за течением заболевания и своевременно выявлять намечающуюся тенденцию в изменении динамики, а, следовательно, и определить соответствующую терапию. Исходя из сказанного, т.е. учитывая важность в саногенезе иммобилизации подвижного двигательного сегмента, следует соблюдать определенную сдержанность в выборе показаний к созданию высокой подвижности всех звеньев позвоночника. В содружестве с лечебной физкультурой методика рефлекторно сегментарного массажа не стремится разрушить блок при компенсированной мышечной или органической фиксации. Диспозиция сочленяющихся поверхностей осуществляется врачом лишь на ранних этапах обострения. Приемы релаксации не затрагивают мускулатуру, формирующую защитный естественный корсет [45].

Лечебная гимнастика

Целый ряд упражнений специально сконструирован для направленного воздействия на осанку:

2. упражнения, включающие точно обусловленную фиксацию различных гимнастических поз (в наклонах, выпадах, висах, упорах и т. д.) с переходом из основной стойки и возвращением в нее;

3. упражнения в основной стойке и ее модификациях, осложненные локальными движениями (с гимнастическими предметами и без них) и условиями опоры (при скрещенных ногах, на одной ноге, на гимнастическом бревне и т. п.);

4. упражнения с выходом в основную стойку после различных перемещений тела, усложняющих фиксацию позы (например, после опорных и безопорных прыжков, соскоков со снаряда);

5. комплексы упражнений, специально разработанные для коррекции нарушений осанки - корригирующие упражнения [13].

Упражнения на осанку должны составлять неотъемлемый компонент повседневной бытовой физической культуры. Объем и частота их применения зависят от особенностей основной деятельности, общего режима жизни и ряда других обстоятельств, но непременным условием оптимизации осанки остается ежедневное выполнение этих упражнений как минимум в составе утренней гигиенической гимнастики [35].

Для коррекции фронтальных дефектов осанки подбираются упражнения, обеспечивающие мышечную тягу в направлении, противоположном искривлению. Все корригирующие упражнения проводятся в положении, снимающем статическую нагрузку с позных мышц, - лежа на спине и на животе. Во время проведения упражнений необходимо следить за положением позвоночника ребенка. Поэтому заниматься он должен в такой одежде, чтобы спина оставалась открытой, а остистые отростки позвонков надо пометить фломастером или йодом [3].

При лечении нарушений осанки во фронтальной плоскости и сколиоза в начальных стадиях используются симметричные упражнения. Асимметричные упражнения необходимо подбирать очень тщательно: при небольших нарушениях они не нужны, они эффективны только при лечении выраженных стадий сколиоза. Подбирать асимметричные упражнения должен врач с учетом всех индивидуальных особенностей нарушений осанки [45].

Преимущество симметричных упражнений состоит, во-первых, в том, что их проще правильно подобрать и выполнить; во-вторых, в том, что они вовлекают внутренние резервы организма в процесс компенсации нарушений. При выполнении таких упражнений необходимо сохранять серединное положение позвоночника. Это само по себе нелегко для ребенка с дефектом осанки во фронтальной плоскости, так как мышцы правой и левой сторон туловища при таких нарушениях развиты неодинаково и симметричные по характеру выполнения упражнения являются асимметричными с точки зрения работы мышц. Чтобы удержать спину прямой, ослабленные мышцы с выпуклой стороны искривления вынуждены преодолевать сопротивление более сильных мышц с вогнутой стороны. При асимметричной осанке любые симметричные упражнения для укрепления и растягивания мышц спины и брюшного пресса являются корригирующими, если при их выполнении особенно тщательно следить за тем, чтобы позвоночник находился точно по средней линии. Мышечный тонус при такой тренировке постепенно выравнивается: мышцы на выпуклой стороне становятся сильнее и выносливее, а перенапряженные мышцы на вогнутой стороне немного растягиваются [51].

Симметричные корригирующие упражнения относятся такие, при которых сохраняется срединное положение позвоночного столба. Их эффект связан с неодинаковым напряжением мышц при попытке сохранить симметричное положение частей тела: мышцы на стороне выпуклости несколько растягиваются. При этом мышечная тяга с обеих сторон постепенно выравнивается, устраняется её асимметрия. Важным преимуществом этих упражнений является относительная простота их подбора и методика проведения, не требующая учёта сложных биомеханических условий работы деформированного опорно-двигательного аппарата [46].

Асимметричные корригирующие упражнения используются с целью уменьшения сколиотического искривления. Они подбираются индивидуально и воздействуют на патологическую деформацию локально. Асимметричные упражнения тренируют ослабленные и растянутые мышцы. Упражнения способствуют выравниванию тонуса мышц, положения надплечий, уменьшению асимметрии стояния лопаток.

Упражнения на осанку должны составлять неотъемлемый компонент повседневной бытовой физической культуры. Объем и частота их применения зависят от особенностей основной деятельности, общего режима жизни и ряда других обстоятельств, но непременным условием оптимизации осанки остается ежедневное выполнение этих упражнений как минимум в составе гигиенической гимнастики [51].

На занятиях с детьми, имеющими нарушения осанки, необходимо соблюдать два обязательных организационно-методических условия:

- первое - наличие гладкой стены без плинтуса (желательно на противоположной от зеркала стороне), что позволяет ребенку, принять правильную осанку, имея 5 точек соприкосновения -- затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы, пятки и ощутить правильное положение собственного тела в пространстве, вырабатывая проприоцептивное мышечное чувство, которое при постоянном выполнении передается и закрепляется в ЦНС за счет импульсов, поступающих с рецепторов мышц. В последствии навык правильной осанки закрепляется не только в статическом (исходном) положении, но и в ходьбе, при выполнении упражнений.

- второе: в зале для занятий должно быть большое зеркало, чтобы ребенок мог видеть себя в полный рост, формируя и закрепляя зрительный образ правильной осанки [1].

Занятия ЛГ у детей школьного возраста с нарушениями осанки проводятся групповым методом. Количество занимающихся в группе не должно превышать 10-12 человек. Подбор детей в группу производится по однородности деформаций, возрасту и полу [3].

Длительность занятия 45 минут. Занятия ЛГ проводятся ежедневно [51].

Весь цикл занятий делится на 2 периода: подготовительный и основной. В подготовительном периоде проводится выработка представления о правильной осанке и создание физиологических предпосылок для ее формирования. В основном - воспитание и закрепление навыка правильной осанки и адаптация организма к повышающимся физическим нагрузкам.

При проведении занятий с детьми не ограничиваться решением узких задач, а содействовать развитию и формированию организма в целом, создавая, тем самым, более благоприятные условия для коррекции осанки.

На всем протяжении занятий проводить воспитательную работу не только с детьми, но и с родителями, главным образом, по созданию условий, обеспечивающих необходимый общий и статико-динамический двигательный режим дома и в детском учреждении [9].

При проведении занятий использовать основные педагогические принципы обучения и тренировки: последовательность, постепенность, переход от простого к сложному, индивидуальный подход и т.д. [51].

Общие задачи решаются путем широкого применения общеразвивающих упражнений, с учетом функциональной и физической подготовленности ребенка [30].

Используются основные приемы: поглаживание, растирание, вибрация и их разновидности. Все приемы выполняются плавно и безболезненно. Детям первого года жизни, как правило, назначают общий массаж, старшим детям - массаж мышц спины, груди, брюшного пресса. Как правило, он предшествует занятиям лечебной гимнастикой. Дети младшего школьного возраста и старше могут использовать приемы самомассажа, используя вспомогательные средства: роликовый массажер, массажные дорожки, массажные мячи в сочетании с физическими упражнениями [11].

Задачи массажа: повышение общего тонуса организма; нормализация функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем; формирование правильной осанки; способствование укреплению мышц туловища, выработке мышечного корсета. Положение больного - лежа на животе (массажист стоит справа), лежа на спине (массажист слева от больного) [8].

Методика массажа. Больной лежит на животе, массажист стоит со стороны грудного сколиоза. Вначале проводят общие поглаживания всей поверхности спины (плоскостное, обхватывающее, граблеобразное, глажение), затем осуществляют седативное, расслабляющее воздействие на верхнюю часть трапециевидной мышцы (поглаживание, растирание пальцами - круговое, вибрация лабильная непрерывистая), делают растирание, разминание, вибрацию. Все приемы с целью тонизирования, стимуляции проводят локально. После этого массируют область поясничной вогнутости (все приемы на расслабление, растягивание, воздействовать седативно - поглаживание, растирание, вибрация только лабильная, непрерывистая).

Затем осуществляют расслабление и растягивание подлопаточной области (левой лопатки), обращая внимание на межреберья (граблеобразное поглаживание, растирание, вибрация лабильная), оттягивание левого угла лопатки от вогнутости позвоночника, стимуляция и тонизирование надплечья, мышц над левой лопаткой, верхней части трапециевидной мышцы (растирание, разминание, вибрация прерывистая, а также ударные приемы).

Больной переворачивается на спину. В этом положении проводят массаж передней поверхности грудной клетки.

В подключичной и надключичной областях, а также в области грудных мышц слева все приемы используются с целью стимуляции, укрепления мышечного корсета (растирание, разминание, вибрация прерывистая, ударные приемы). Выполняется ежедневно или через день, 15-20 процедур, 15-20 минут [12, 20].

Для решения поставленных задач используется весь арсенал средств ЛФК: физические упражнения, включающие в себя упражнения общеукрепляющего и специального характера, спортивно-прикладные, дыхательные, игры, механотерапию. Активно используются естественные факторы природы и массаж.

По мере решения задач общеукрепляющего плана вводятся и специальные упражнения. К основным из них при лечении дефектов осанки относятся корригирующие упражнения, в которых движения конечностей, туловища направлены на исправление различных деформаций: изменение угла наклона таза, нормализация физиологических изгибов позвоночника, обеспечение симметричного положения плечевого и тазового поясов, головы, укрепление мышц брюшной стенки и спины. Крайне важно при использовании этих упражнений выбор исходного положения, определяющего их строго локализованное воздействие, максимальную разгрузку позвоночника по оси, исключения на тонус мышц угла наклона таза, оптимальное сочетание изометрического напряжения и растягивания.

Эффективным средством общеукрепляющего характера при нарушениях осанки является лечебное плавание, рекомендуемое всем пациентам, независимо от тяжести деформации, течения заболевания и вида лечения. Применение определенного стиля (например, баттерфляй при крыловидности лопаток) превращает плавание в упражнение специальной направленности.

Важным элементом терапии является формирование навыка правильной осанки. После объяснений инструктора или методиста лечебной физкультуры о характеристиках нормальной осанки, демонстрации ее на пациенте к созданию нового стереотипа мышечно-суставных ощущений и пространственной ориентации. В помощь этому служат тренировки перед зеркалом со зрительным самоконтролем, взаимоконтроль больных, периодический контроль положения туловища у стены.

Закрепление навыка правильной осанки продолжается также во время выполнения различных общеразвивающих упражнений, на координацию и равновесие, при которых обязательно сохраняется правильное положение таза, грудной клетки, головы, плечевого пояса. Широко используют игры с правилами, предусматривающими соблюдение хорошей осанки (игры с непрерывным правильным удержанием тела, с принятием правильной осанки по сигналу или заданию).

Особенности методики ЛФК при дефектах осанки

Исправление различных нарушений осанки — процесс длительный. Занятия должны проводиться не реже 3 раз в неделю в зале ЛФК поликлиники. В домашних условиях обязательно ежедневное выполнение комплекса упражнений корригирующего характера.

В кабинетах ЛФК занятия общеразвивающей и корригирующей гимнастикой, как правило, проводятся группами по 10—15 человек. Продолжительность занятий около 1 ч. На начальных этапах лечения физические упражнения выполняют в основном в положении лежа на спине, животе, на боку, стоя в упоре на четвереньках, которые позволяет поддерживать в течение занятия правильное положение всех сегментов тела, в дальнейшем — в положении стоя и при ходьбе.

В начальном периоде таких занятий (продолжительность 1-1,5 мес.) подбираются индивидуализированные комплексы специальных и общеразвивающих упражнений, вырабатывается представление о правильной осанке, о гигиене труда и учебы. В основном пери (2 мес.) решается весь комплекс лечебных задач. На заключительном этапе (1—1,5 мес.) акцент делается на обучение пациентов самостоятельным занятиям физическими упражнениями в домашних условиях, которые при дефектах осанки необходимо выполнять практически всю жизнь, и самомассажу.

Помимо решения задач, общих для всех нарушений осанки, в каждом случае необходимо выполнять упражнения, специфичные для коррекции данного конкретного дефекта.

• Улучшение подвижности позвоночника в месте наиболее выраженного дефекта (например, в грудном отделе при сутуловатой или круглой спине). Проводится разработка всех движений (вначале в положении осевой разгрузки), присущих позвоночнику с акцентом на упражнения, направленные на разгибание (экстензионные) и вытяжение, а также боковые наклоны и ротацию. Акцент мобилизации направляется на вершину кифоза Одним из эффективных упражнений, направленных на мобилизацию позвоночника, является ползание по Клаппу. Этот метод позволяет сочетать одновременно разгрузку, лордозирование и мобилизацию с учетом вершины кифоза. При вершине кифоза от I до IV грудного позвонков эффективно глубокое ползанье (т.е. со значительным наклоном корпуса вперед в положении на четвереньках), если она в области от V до VII позвонков — полуглубокое. Прогибание стоя в вертикальном положении, приданных положениях вершины кифоза, не обеспечивает разгрузку позвоночника, а необходимое лордозировани возникает в поясничном и нижнем грудном отделах.

• Увеличение угла наклона таза обеспечивается укреплением большой группы мышц - подвздошно-поясничных, прямых головок четырехглавых мышц бедра, гребешковых, грушевидных, разгибателей поясничного отдела спины и растяжением укороченных и напряженных мышц (двуглавая мышца бедра, трехглавая мышца голени).

• Коррекция кифоза обеспечивается прогибанием кифоза с учетом вершины искривления в исходном ладонно-коленном положении, в висах и лежа (положения стоя и сидя исключаются). Как уже отмечалось выше, положение на четвереньках по Клаппу — одно из наиболее удобных для активной редрессации кифоза, так как здесь сочетается разгрузка позвоночника с лордозированием его и активной работой мышц, разгибателей шеи и спины. Важно, что здесь можно обеспечить разгрузку позвоночника и соответственно увеличенную подвижность в наиболее ригидном его отделе - грудном. При выраженной кифотической деформации, помимо физических упражнений, показана дополнительная коррекция положением на наклонно расположенной под грудью панелью.

Определенное значение в коррекции кифоза имеет растягивание грудных мышц. Коррекция сопутствующих деформаций: Крыловидные лопатки: укрепление мышц, фиксирующих и сближающих лопатки (трапециевидной, ромбовидной передней зубчатой и др.). Для этого выполняют упражнения с динамической и статической нагрузкой: отведение рук назад с различными амортизаторами и отягощениями (резиновыми бинтами, эспандерами, гантели), отжимания от пола и т.п. Определенное значение в коррекции круглой спины имеет укрепление затылочных мышц и разгибателей спины, что является необходимым для правильного и устойчивого положения позвоночника.

Мышечная контрактура больших грудных мышц со сведением кпереди и опущением плеч: растяжение больших грудных мышц с помощью методов пассивной растяжки и/или приемов постизометрической релаксации обеспечивает повышение се эластичности. Силовые упражнения на развитие силы межлопаточным мышцам также обеспечивают по принципу реципрокного торможения расслабление грудных мышц. Это также способствует развертыванию грудной клетки, лучшей ее экскурсии, тем самым повышаются кардио-респираторные возможности организма.

Выстояние живота корригируется упражнениями для мышц брюшного пресса, преимущественно из исходного положения лежа на спине. Укрепление мышц живота необходим при всех вариантах нарушения осанки, так как они стабилизируют позвоночник при выполнении физических упражнений, обеспечивая базу для укрепления мышц спины.

• Уменьшение угла наклона таза является основной задачей при коррекции кругло-вогнутой спины. Обеспечивается укреплением ослабленных и растянутых мышц (разгибатели туловища грудного отдела и межлопаточные мышцы — нижние стабилизаторы лопаток, переднешейные глубокие мышцы, прямые и косые мышцы живота, большие ягодичные и задние пучки средних ягодичных мышц, двуглавая мышца бедра) и растяжением методами пассивной растяжки и ПИР укороченных и напряженных мышц (длинные мышцы спины — разгибатели туловища, поясничный и шейные отделы, верхняя часть трапециевидной мышцы, большая грудная мышца, подвздошно-поясничная мышца, прямая мышца бедра, трехглавая мышца голени).

• Коррекция кифоза (решение задач, связанных с коррекцией кифоза, — см. Круглая спина).

Коррекция сопутствующих деформаций (решение задач, связанных с коррекцией сопутствующих деформаций, — см. Круглая спина). При данном нарушении осанки они сходны — крыловидные лопатки, мышечная контрактура больших грудных мышц, со сведением кпереди и опущением плеч, выстояние живота

Тем не менее при данном дефекте осанки она находится в напряженном состоянии, что, в свою очередь, не позволяет эффективно повышать ее силовые возможности, обеспечивающую тягу должного уровня для опускания переднего полукольца таза вниз. Кроме занятий лечебной физкультурой, в зале ЛФК рекомендуется активное включение спортивно-прикладных упражнений: лыжи, плавание, гребля и другие виды спорта, требующие кроме общей, также и силовую выносливость.

• Увеличение угла наклона таза (решение задач, связанных с увеличением угла наклона таза, — см. Круглая спина).

• Улучшения подвижности позвоночника — при плоской спине задача менее актуальная, чем при кифозах. Поэтому выполняемые здесь во всех плоскостях движения направлены не столько на мобилизацию позвоночника, сколько на укрепления его мелких мышц, а также на улучшение лимфо- и кровообращения в связочно-суставном аппарате данной области.

Ограничивается применение упражнений, вызывающих лордозирование в грудном отделе позвоночника, т.е. экстензионных и использующих глубое, полуглубокое и горизонтальное ползание по Клаппу, особенно на первых этапах коррекции.

К наиболее часто встречающимся сопутствующим деформациями при плоской спине относятся мышечная контрактура больших грудных мышц, со сведением кпереди и опущением плеч, выстояние живота, а также:

• Гиперлордоз шейного отдела позвоночника, сопровождающийся выдвиганием головы вперед. Здесь существенное значение в коррекции имеет укрепление мышц шеи, плечевого пояса и разгибателей верхнегрудного отдела спины, что обеспечивает правильное и устойчивое положение головы. Тренировка силы сочетается с растяжением мышц, особенно трапециевидной, поднимающей лопатку, и подкожной мышцы шеи.

Предпочтение отдается статическим упражнениям с малой амплитудой движения и умеренным напряжением мыши.

Так, физиологически перераспределяя нагрузки, симметричные упражнения эффективно обеспечивают выравнивание силы мышц спины и ликвидацию асимметрии мышечного тонуса, уменьшая тем самым патологическую кривизну позвоночника во фронтальной плоскости. Эти упражнения просты и не требуют учета сложных биомеханических условий работы деформированной скелетно-мышечной системы, что снижает риск их ошибочного применения.

Большое значение в занятиях по коррекции дефектов осанки придается регулярному (хотя бы 1 раз в неделю) проведению тестов для оценки силы групп мышц, обеспечивающих правильность положения тела в пространстве. Положительная динамика оценок при выполнении этих тестов будет служить одним из важнейших объективных критериев методической правильности проведения занятий по коррекции дефектов осанки.

Оценка статической силовой выносливости мышц спины проводится на основании времени удержания на весу верхней половины туловища в положении лежа на животе (в норме 1—2 мин), а для мышц живота — времени удержания прямых ног под углом 45" в положении лежа на спине (40—60 с). Динамическая силовая выносливость для мышц живота оценивается по тесту — поднимание туловища в сед из положения лежа на спине с согнутыми в тазобедренных и коленных суставах ногами (15-20 седов за 1 мин).

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гончарова Анастасия Илларионовна, Ткачева Елена Георгиевна

Лечебная физическая культура (ЛФК) использует те же методы и средства, что и физическая культура абсолютно здорового человека. ЛФК это метод естественно-биологического содержания, поскольку в его основе лежит использование биологической функции организмадвижения, которое является основным стимулятором процесса роста, развития и формирования организма. В данной статье рассмотрены средства и методы лечебной физической культуры, ее роль, а также виды нарушения осанки человека и искривления позвоночника. Также предлагается комплекс рекомендованных упражнений, для исправления и поддержания осанки у студентов, для полноценных занятий в ВУЗе.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гончарова Анастасия Илларионовна, Ткачева Елена Георгиевна

THERAPEUTIC PHYSICAL CULTURE IN VIOLATION OF POSTURE OF STUDENTS

Therapeutic physical culture uses the same methods and means as the physical culture of an absolutely healthy person. LFKis a method of natural biological content, since it is based on the use of the biological function of the organism, movement, which is the main stimulator of the process of growth, development and formation of the organism. This article discusses the means and methods of therapeutic physical culture, its role, as well as the types of human posture disorders. It also proposes a set of recommended exercises for correcting and maintaining the posture of students, for full-fledged classes at the university.

ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПРИ НАРУШЕНИИ ОСАНКИ У СТУДЕНТОВ

THERAPEUTIC PHYSICAL CULTURE IN VIOLATION OF POSTURE OF STUDENTS

Гончарова Анастасия Илларионовна

г. Волгоград, Россия Goncharova Anastasia Illarionovna Faculty ""Mathematics, computer science, physics"" Volgograd State Social and Pedagogical University

Ткачева Елена Георгиевна

Аннотация. Лечебная физическая культура (ЛФК) использует те же методы и средства, что и физическая культура абсолютно здорового человека. ЛФК - это метод естественно-биологического содержания, поскольку в его основе лежит использование биологической функции организма- движения, которое является основным стимулятором процесса роста, развития и формирования организма. В данной статье рассмотрены средства и методы лечебной физической культуры, ее роль, а также виды нарушения осанки человека и искривления позвоночника. Также предлагается комплекс рекомендованных упражнений, для исправления и поддержания осанки у студентов, для полноценных занятий в ВУЗе.

Abstract. Therapeutic physical culture uses the same methods and means as the physical culture of an absolutely healthy person. LFK- is a method of natural biological content, since it is based on the use of the biological function of the organism, movement, which is the main stimulator of the process of growth, development and formation of the organism. This article discusses the means and methods of therapeutic physical culture, its role, as well as the types of human posture

disorders. It also proposes a set of recommended exercises for correcting and maintaining the posture of students, for full-fledged classes at the university.

Ключевые слова: методы и средства ЛФК, нарушение осанки, оздоровительные рекомендации.

Keywords: methods and means of exercise therapy, violation of posture, health recommendations.

Поэтому, в процессе занятий по физической культуре, был определен необходимый комплекс упражнений, использована методика применения средств ЛФК индивидуально к каждому студенту, с учетом особенностей их болезни. Со временем, этот комплекс упражнений для студента вошел в обязательное домашнее задание по физической культуре, так как он входил в зачетные требования по физкультуре.

Систематическое применение этого комплекса физических упражнений способствует улучшению осанки и общего физического здоровья в целом.

Лечебная физкультура позволяет оказывать укрепляющее воздействие на распределение нагрузки на спину человека, осуществлять своевременную коррекцию патологических состояний и закреплять навыки правильной осанки для дальнейшего образа жизни человека) [1, с. 35].

Основное терапевтическое методическое средство лечебных физических упражнений - это лечебная гимнастика, то есть специально подобранные для лечения физические упражнения. Например, при дефектах осанки, как и при сколиозе I степени, выполняются упражнения для укрепления мышечного корсета, в частности, используют симметричные упражнения. Также, могут использоваться дыхательные упражнения, совершенствующие координацию движения.

Правильное выполнение этих упражнений предусматривает распределение

Распределение физической нагрузки в процедурах лечебной гимнастики осуществляется по принципу многовершинной кривой.

Рис. 1. Физиологическая "кривая"

При правильном и регулярном применении ЛФК, студент может как укрепить свою осанку, так и усовершенствовать свое физическое состояние, укрепляет мышцы, и в некоторых случаях, устраняет искривление позвоночника. При III степени сколиоза, физические упражнения оказывают общетонизирующее действие.

Также, одним из методов ЛФК является лечебная дозированная ходьба, которая назначается больным, с целью восстановления рисунка ходьбы, после перенесенных повреждений.

Дозированное восхождение (терренкур) - лечение дозированной ходьбой с постепенным подъемом и спуском на специальных маршрутах. Эту форму занятий активно используют при повреждениях опорно-двигательного аппарата.

Тренажеры различных конструкций широко применяют в период восстановительного лечения. С их помощью целенаправленно формируют двигательные качества (общая, скоростная и скоростно-силовая выносливость, быстрота, координация, сила, гибкость), являющиеся одним из показателей здоровья. Применение тренажеров в медицинских учреждениях позволяет существенно расширить диапазон средств и методов ЛФК и повысить при этом не только оздоровительную, но и лечебную эффективность упражнений.

Оздоровительные рекомендации, для укрепления мышц спины, физическими упражнениями следующие:

№ п/п Исходное положение Упражнение

1 Лежа на животе, подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных друг на друга Перевести руки на пояс, приподнять голову и плечи, лопатки соединить, живот не поднимать, дыхание не задерживать, сохранять принятое положение до определенного счета либо по команде инструктора

2 То же упражнение, но кисти рук переводить к плечам за голову

3 Приподнимая голову и плечи, медленно перевести руки вверх, в стороны и к плечам (имитация движений при плавании брассом)

4 Движение рук в стороны, назад, в стороны - вверх

5 Поднять голову и плечи. Руки в стороны. Сжимать и разжимать кисти рук

6 Приподнять голову и плечи, руки в стороны. Круговые движения руками

7 Поочередное отведение назад прямых ног, не отрывая таза от пола. Темп медленный

8 То же упражнение., но с одновременным приподниманием и удержанием до счета 3-5 обеих ног

9 Лежа на спине Удерживая мяч между коленями, согнуть ноги, разогнуть вперед до угла 45°, медленно опустить

10 То же, но удерживая мяч между лодыжками

13 То же, но руки на поясе

14 Медленно сесть и медленно возвратиться в исходное положение

Студенты с нарушением осанки, и также молодые люди, которые не хотят проблем со спиной, должны поддерживать свое физическое состояние, постоянно находиться в движении. Рекомендуется, при длительном сидении на одном месте, а именно при посещении учебных занятий и долгосрочном выполнении домашнего задания, вне учебного заведения, проводить для себя мини-зарядку для расслабления мышц спины, также можно встать и походить в течение 5-7 минут.

1. Дейли Дебра. Лечебная гимнастика. Энциклопедия. М. : Изд-во "Эксмо" 2015. 224 с.

2. Артамонова Л. Л., Панфилов О. П., Борисова В. В. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Физическая культура" / общ. ред. О. П. Панфилова. М. : Владос, 2010. 389 с.

3. Лемякина Е. Е Физическая реабилитация при сколиозе // Мир без границ:

1. Daley Debra. Lechebnaya gimnastika. Ehnciklopediya [Physiotherapy. Encyclopedia]. Moscow, Eksmo Publ, 2015. 224 c.

2. Artamonova L. L, Panfilov O. P., Borisova V. V. Lechebnaya i adaptivno-ozdorovitel'naya fizicheskaya kul'tura [Therapeutic and adaptive physical culture]. Moscow, Viados Publ., 2010, 389p.

3. Lemyakina E. E. [Physical rehabilitation, scoliosis]. Mir bez granic: aktual'nye problemy sovremennogo inklyuzivnogo obrazovaniya : materialy VIII Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii dlya studentov i molodyh uchenyh, posvyashchennoj Vsemirnomu dnyu invalidov [A World without borders: actual problems of modern inclusive education: materials of the VIII all-Russian scientific-practical conference for students and young scientists dedicated to the world day of persons with disabilities]. Ministry of education and science of the Russian Federation; Ministry of education and youth policy of the Stavropol territory; Stavropol state pedagogical Institute, Faculty of special pedagogy, 2017, pp. 249251. (In Russian).

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.