Методика формирования осанки и развития гибкости понятие физическое совершенство и его критерии

В единстве с воспитанием основных двиг. способностей в процессе физ.воспитания обеспечивается совершенствование телесных форм и качеств. Значительную роль играет системное воздействие на формир-ие и состояние осанки, гибкости тела и пропорций телосложения, поддающихся регулированию.

Различают основную форму проявления осанки, выраженную в позе прямостояния, и оперативную осанку, т.е, вариативные формы проявления осанки в условиях трудовой, спортивной и других видов деятельности (рабочая осанка, осанка боксера, осанка фехтовальщика, осанка бегуна и т.д.). При фиксации нормальной осанки в основной стойке голова удерживается без наклона в сторону, грудная клетка paзвёрнута, живот подтянут, ноги разогнуты с наибольшим приближением к вертикали, выпрямленное в целом тело фиксировано без излишних напряжений — с минимальными, по сравнению с другими вертикальными стойками, усилиями. При благоприятных усл-ях осанка такого типа формируется и стабилизируется уже в первые возрастные периоды развития индивида, но не остается неизменной. В комплексе внутренних факторов непосредственно определяют ее статус преимущественно следующие:

• рефлекторные механизмы поддержания позы и общая регуляция ее высшими отделами ЦНС.

• тонические и фазно-тонические свойства мышц, фиксирующих позу,

• опорные, рессорные и пластические свойства скелета, а также взаимодействие его звеньев.

Внешние признаки осанки. При этом имеют в виду главным образом внешние выраженные признаки основной позы прямостояния (постановки головы, туловища, ног, видимую форму их взаиморасположения и т. п.)

Под гибкостью понимают морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Измерителем гибкости служит макс. амплитуда (размах) движений. Высокий уровень подвижности в суставах облегчает приобретение и совершенствование новых двиг.навыков, предохраняет от травм опорно-двиг.аппарат, способствует снижению напряжения мышц при выполнении движ-ий, облегчает реализацию скоростных, силовых и координацион.способностей.

Различают, активную гибкость (проявляемую в результате собственных мышечных усилий) и пассивную (выявляемую путем приложения к движущейся части тела внешних сил — тяжести, усилий партнера и т.д.).

Для в-ия гибкости используют упражнения с увеличенной амплитудой движения (УПР. на растягивание). Они делятся на активные УПР., активно-пассивные и пассивные. В пассивных УПР. макс.амплитуда достиг-ся за счет усилия, прилагаемого партнером. В активно-пассивных движ-ях увеличение амплитуды достиг-ся за счет собственного веса тела (шпагат, растягивание в висах на перекладине),.К активным УПР. относ-ся махи, медлен.движ-ия с макс.амплитудой, статические напряжения с сохранением позы.

Методика воспитания гибкости основана на использовании упражнения на растягивания. Средства: как правило простые упражнения, наклоны, маховые движения, с самозахватом, с внешней помощью. Тренировочный эффект таких упражнений объясняется феноменом врабатываемости, т.е способностью мышц рефлекторно отпускать отдельные звенья кинематической сети.

Методические условия применения:

1)обязательность разминки перед выполнением упражнений

2)ставить конкретные цели

3)упр. на растягивание выполняется сериями в послед-ти для верхн. конечностей, для тул., для нижн. конечностей

4)между сериями на растягивание выполнять упражнение на расслабление

5)при выполнении упражнений, их амплитуду постепенно увеличивать

6)основной метод развития гибкости- повторный

7)использовать психическую настройку, активное самовнушение и творческую активность

8)в тренир. процессе, направленном на развитие активной динамической гибкости целесообразно первыми выполнять упражнения для совершенствования пассивной гибкости, затем активно динамической.

Для эффективного развития подвижности в суставах и для избежания травматизма, УПР. на гибкость должны выполняться после хорошего разогревания (после разминки или в конце основной части трен.занятия на суше или между отдельными подходами в силовых упр.).Растяжение м-ц и сухожилий после сил.УПР. снижает тоническое напряжение м-ц и способствует повышению скорости восстановления после нагрузок.

Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы

Средства и методы тренировки. Компоненты тренировочной нагрузки.

Основными специфическими средствами спортивной тренировки в видах спорта, характеризующихся активной двигательной деятельностью, являются физические упражнения.

Средства спортивной тренировки могут быть подразделены на три группы упражнений: избранные соревновательные, специально-подготовительные, общеподготовительные.

Избранные соревновательные упражнения - это целостные двигательные действия (либо совокупность двигательных действий), которые являются средством ведения спортивной борьбы и выполняются по возможности в соответствии с правилами состязаний по избранному виду спорта.

Специально-подготовительные упражнения включают элементы соревновательных действий, их связи и вариации, а также движения и действия, существенно сходные с ними по форме или характеру проявляемых способностей. Смысл любого специально-подготовительного упражнения состоит в том, чтобы ускорить и улучшить процесс подготовки в соревновательном упражнении. Именно поэтому они специфичны в каждом конкретном случае, а следовательно, относительно ограничены по объему.

Общеподготовительные упражнения являются преимущественно средствами общей подготовки спортсмена. Общеподготовительные упражнения не имеют прямой связи с соревновательными и предназначены расширить запас двигательных навыков и качеств спортсмена, повысить его общую тренированность. Объем общеподготовительных упражнений теоретически не имеет пределов. Однако в конкретном тренировочном процессе используется сравнительно ограниченное их количество.

Тренировочные нагрузки определяются следующими показателями:

а) характером упражнений (По характеру воздействия все упражнения могут быть подразделены на три основные группы: глобального, регионального и локального воздействия. К упражнениям глобального воздействия относятся те, при выполнении которых в работе участвует 2/3 общего объема мышц, регионального - от 1/3 до 2/3, локального-до 1/3 всех мышц.);

б) интенсивностью работы при их выполнении;

в) объемом (продолжительностью) работы (В процессе спортивной тренировки используются упражнения различной продолжительности - от нескольких секунд до 2-3 и более часов);

г) продолжительностью и характером интервалов отдыха между отдельными упражнениями.

-9-

Осанкой принято называть привычное положение тела во время покоя и движения.
Осанка формируется у детей в процессе роста организма в тесной связи с развитием двигательных функций. Основную роль в формировании правильной осанки играет не абсолютная сила мышц, а равномерное их развитие и правильное распределение мышечной тяги. При правильной осанке физиологические изгибы позвоночника хорошо выражены и имеют равномерно-волнообразный вид, туловище и голова держится вертикально, контуры грудной клетки (профиль) выступают вперед при вертикально расположенной линии живота, нижние конечности разогнуты.

Одним из эффективных средств и активным методом формирования осанки и ее коррекции являются физические упражнения, воздействие которых на осанку зависит от их назначения. Выделяют две группы упражнений.

Упражнения первой группы оказывают укрепляющее и тонизирующее воздействие на организм в целом и способствуют формированию осанки. К ним относят спортивные упражнения (занятия по видам спорта: лыжи, футбол, хоккей, плавание и др.), общеразвивающие упражнения, направленные на развитие физических качеств (силы, ловкости, быстроты, гибкости) и физической подготовки на укрепление отдельных мышечных групп.

Вторая группа - специально направленные упражнения на формирование навыка правильной осанки. Эти упражнения более эффективно формируют навык удержания правильной осанки как в положении сидя, стоя, при ходьбе, так и при различных гимнастических упражнениях и двигательных действиях. Одновременно они избирательно воздействуют на укрепление мышечных групп всех частей тела, формируют мышечный корсет туловища, тренируют мышцы, участвующие в удержании правильной осанки (мышцы спины, брюшного пресса, задней поверхности бедра).

Эта группа упражнений подразделяется на три подгруппы:

1) упражнения у вертикальной плоскости

2) упражнения с удержанием предмета на голове;

3) упражнения в равновесии.

-10-

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Основы методики воспитания осанки. Методика воспитания гибкости. Физическое совершенство.

В единстве с воспитанием основных двигательных способностей в процессе физического воспитания обеспечивается совершенствование телесных форм и качеств. В оптимизации его значительную роль играет системное воздействие на формирование и состояние осанки, гибкости тела отдельных компонентой и пропорций телосложения, поддающихся регулированию.

Внешние признаки, факторы, и значение осанки. При этом имеют в виду главным образом внешние выраженные признаки основной позы прямостояния (постановки головы, туловища, ног, видимую форму их взаиморасположения и т. п.).

Различают основную осанку, основную форму проявления осанки, выраженную в позе прямостояния, и оперативную осанку, т.е, вариативные формы проявления осанки в условиях трудовой, спортивной и других видов деятельности (рабочая осанка, осанка боксера, осанка фехтовальщика, осанка бегуна и т.д.).

При фиксации нормальной осанки в основной стойке голова удерживается без наклона в сторону, грудная клетка paзвёрнута, живот подтянут, ноги разогнуты с наибольшим приближением к вертикали, выпрямленное в целом тело фиксировано без излишних напряжений — с минимальными, по сравнению с другими вертикальными стойками, усилиями. При благоприятных условиях осанка такого типа формируется и стабилизируется уже в первые возрастные периоды развития индивида, но не остается неизменной. В комплексе внутренних факторов непосредственно определяют ее статус преимущественно следующие:

• рефлекторные механизмы поддержания позы и общая регуляция ее высшими отделами ЦНС.

• тонические и фазно-тонические свойства мышц, фиксирующих позу, и корреляционные соотношения в их развитии.

• опорные, рессорные и пластические свойства скелета, взаимодействие его звеньев.

Определяют гибкость прежде всего эластические свойства мышц и связок, строение суставов, а также центрально-нервная регуляция тонуса мышц. Размах движений лимитирован в первую очередь напряжением мышц-антагонистов. В силу этого реальные показатели гибкости зависят в решающей мере от способности сочетать произвольное расслабление растягиваемых мышц с напряжением мышц, производящих движение. Различают активную и пассивную гибкость (точнее говоря, активную и пассивную форму проявления гибкости). Об активной гибкости говорят в тех случаях, когда она проявляется в движениях, совершаемых благодаря мышечным усилиям выполняющего их, а о пассивной — когда она проявляется под воздействием внешних растягивающих сил внешнего отягощения, усилий партнера и т. д.

Особенности упражнений, стимулирующих рост мышечной массы; типичные черты методики. Задачи но активизации роста мышечной массы решаются в рамках рационально построенного физического воспитании, в зависимости от реализации более существенных задач и главным образом в той мере, в какой это необходимо при двух типичных ситуациях: во-первых, в связи с обеспечением гармоничного формирования свойств телосложения, особенно если при этом нужно избирательно воздействовать на те или иные звенья мышечной системы, которые по различным причинам отстают в своем развитии;

во-вторых, когда обеспечивается повышение и сохранение достигнутого уровня развития собственно-силовых способностей, поскольку он в значительной мере обусловлен ростом мышечной массы.

Под гибкостью понимают морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Измерителем гибкости служит макси­мальная амплитуда движений.

Различают, активную гибкость (проявляемую в результате собственных мышечных уси­лий) и пассивную (выявляемую путем приложения к движущей­ся части тела внешних сил — тяжести, усилий партнера и т.д.).

Для воспитания гибкости используют упражнения с увеличен­ной амплитудой движения — упражнения на растягивание. Они делятся на. 2 группы —активные движения и пассивные. В активных увеличение подвижности в каком-либо суставе дости­гается за счет сокращения мышц, проходящих через этот сустав; в пассивных — используются внешние силы.

Активные упражнения различаются по характеру выполнения: однофазные и пружинистые (например, сдвоенные и строенные нак­лоны); маховые и фиксированные; с отягощениями и без отягоще­ний. Кроме названных в эту группу входят также статические упражнения, в которых дается задание сохранять неподвижное по­ложение тела в условиях максимальной амплитуды. Пассивные ста­тические упражнения — здесь поза сохраняется за счет внешних сил — несколько менее эффективны для развития активной гибкости, чем динамические, но зато позволяют достигать наибольших показателей пассивной гибкости.

Методика воспитания гибкости основана на использовании упражнения на растягивания. Средства: как правило простые упражнения, наклоны, маховые движения, с самозахватом, с внешней помощью. Тренировочный эффект таких упражнений объясняется феноменом врабатываемости, т.е способностью мышц рефлекторно отпускать отдельные звенья кинематической сети.

Методические условия применения :

обязательность разминки перед выполнением упражнений

ставить конкретные цели

упражнение на растягивание выполняется сериями как правило в последовательности для верхних конечностей, для туловища, для нижних конечностей

между сериями упражнения на растягивание выполнять упражнение на расслабление

пр выполнении упражнений, их амплитуду постепенно увеличивать

основной метод развития гибкости- повторный

использовать психическую настройку, активное самовнушение и творческую активность

в тренировочном процессе, направленном на развитие активно динамической гибкости целесообразно первыми выполнять упражнения для совершенствования пассивной гибкости, затем активно динамической, и последними изометрическими упражнениями.

Физическое совершенство как важная часть гармонично развитой личности.

Физическое совершенство- оптимальная мера всесторонней физической подготовленности и гармонического физического развития, наиболее полно, отвечающим требованиям жизни. Это исторический обусловленный уровень физического развития и физической подготовленности.

Признаки физического совершенства человека:

- это человек имеющий нормальное здоровье

- высокая физическая работоспособность

-гармоническое развитие физических качеств и способностей

-широкий набор разнообразных двигательных умений и навыков

-знания и умения пользоваться эффективно своими физическими способностями в труде, учебе, спорте и личной жизни.

3.Понятие о соревновательной деятельности спортсмена(СД).Контроль и моделирование СД. Структура модели СД (на примере дистанций различной длин). Взаимосвязь прогнозируемого спортивного результата, индивидуальной модели СД и состояния спортивной подготовленности.

СД представляет собой соперничество, направленное на выявление превосходства одной из конкурирующих сторон в определенном образом регламентирующих условиях.

Под соревновательной деятельностью понимается процесс, проходящий непосредственно на соревнованиях и направленный на достижение высшего спортивного результата или победы в них. Соревновательная деятельность является важнейшим результирующим и интегрирующим показателем всего процесса подготовки спортсмена.

Структуру соревновательной деятельности пловца на дистанции ( в условиях 50- метрового бассейна ) составляет разделение на этой дистанции на участки чистого плавания (УЧП), участки старта, поворота финиша.

СД в плавании - это действия и динамика состояния пловца , разворачивающиеся по ходу прохождения дистанции на соревнованиях от старта до финиша.

цели и задачи соревновательной деятельности

динамика психического состояния, целевые установки, которые дает тренер, сам спортсмен себе

техника движений, темп и шаг на различных участках дистанции

время и скорость прохождения отдельных участков дистанции

динамика процессов энергообеспечения и функционирования вегетативных систем

Структура СД на дистанции 100м.:

1.время сложной реакции на старте в с .;

2.скорость на 10м участке после старта;

3.скорость на первом участке дистанционного плавания ;

4.скорость на втором участке дистанционного плавания до поворота;

5.скорость на 7,5 подплывания к поворотному щиту;

6. скорость на 7,5 при отплывании от щита;

7.скорость на третьем участке дистанционного плавания;

8. скорость на четвертом участке дистанционного плавания к финишу;

9.скорость на 10-метровом финишном отрезке;

Структура СД на дистанции 200м.:

Действия и состояния пловца на дистанции: - участок старта 10м; - участок от 10м до 32,5 м (первый участок и третий); - участок поворота 7,5 м до и 7,5 м после; - стационарный участок 32,5 м(второй и четвертый); - 10м финишный участок.

Та же структура и на 400,800,1500.

По динамике скорости проплывания отдельных отрезков относительно средней скорости выделяется несколько вариантов проплывания дистанции:

Равномерное прохождение дистанции.

Проплывание дистанции со скоростью постоянной в начале и середине дистанции и ее увеличение к финишу.

Скорость в начале дистанции превышает среднедистанционную, затем снижается и остается неизменной до финиша.

Скорость выше средней в начале и в конце дистанции и ниже средней в её середине.

Равномерное или скачкообразное снижение скорости от начала дистанции к концу.

Основные формы физической культуры в современном обществе и ее социальные функции. Характеристика наиболее типичных задач, решаемых в различных направлениях физкультурной практики.

Спорт - часть физической культуры, основанная на использовании соревновательной деятельности и подготовке к ней. В нем человек стремиться расширить границы своих возможностей, это огромный мир эволюции, популярнейшее зрелище, в нем присутствует сложнейший процесс межчеловеческих отношений. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека.

Физическое воспитание — педагогически opганизованный процесс развития физических качеств, обучения двигательным действиям и формирования специальных знаний.

Целью физического воспитания является воспитание физически совершенных людей, всесторонне физически подготовленных к творческому труду и защите Родины.

В процессе физического воспитания решаются следующие задачи:

1 оздоровительные (укрепление здоровья, совершенствование телосложения, достижение и сохранение высокой работоспособности);

2 образовательные (формирование и доведение до необходимого совершенства прикладных, спортивных умений и навыков, приобретение специальных знаний);

3 воспитательные (формирование моральных и волевых качеств, содействие трудовому и эстетическому воспитанию).

Физическое воспитание включено в систему образования и воспитания, начиная с дошкольных учреждений.

Физическое развитие - это процесс изменения естественных морфо - функциональных свойств организма в течение индивидуальной жизни. Физическое воспитание имеет первоначальное значение в развитии физических качеств человека, его двигательных способностей и непосредственно связанных с ними естественных свойств организма человека. Если физическое воспитание осуществляется систематически на протяжении основных этапов онтогенеза (индивидуального развития организма), оно играет роль одного из решающих факторов всего процесса физического развития индивида.

Физическое развитие - не только естественный, но и социально обусловленный процесс. Это естественный процесс, т.к. он развертывается на природной основе, передаваемый по наследству, и подчиняется естественным законам. Однако действие этих законов проявляется в зависимости от социальных условий жизни и деятельности человека (воспитании, труда, быта и т.д.), в силу чего физическое развитие обусловлено социально, причем в решающей мере.

Понятие "физическое совершенство" обобщает представление об оптимальной мере гармонического физического развития и всесторонней физической подготовленности человека.

Профессионально-прикладная физическая культура создаст предпосылки для успешного овладения той или иной профессией. Содержание и состав средств ППФК определяется особенностями трудового процесса.

Оздоровительно- реабилитационная физическая культура. Она связана с направленным использованием физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомлений и других причин. Ее разновидностью является лечебная физическая культура.

Фоновые виды физической культуры. К ним относят гигиеническую физическую культуру, включенную в рамки повседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки, другие физические упражнении в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками) и реактивную физическую культyру, средства которой используются в режиме активного отдыха (туризм, физкультурно-оздоровительные развлечения).

В качестве физической культуры используются:

1 физические упражнения;

2 естественные силы природы (солнце, воздух, вода);

3 гигиенические факторы (личная гигиена, распорядок дня, режим питания и т.д.)

Выберите книгу со скидкой:


ОГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 242.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.


ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 171.00 руб.


Рисуем по клеточкам и точкам

350 руб. 248.00 руб.


ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Евтеева Антонина АнатольевнаНаписать 519 20.06.2018

Номер материала: ДБ-1711770

  • Физическая культура
  • Другие методич. материалы

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    20.06.2018 1990
    20.06.2018 404
    20.06.2018 200
    20.06.2018 184
    20.06.2018 253
    20.06.2018 968
    20.06.2018 206
    20.06.2018 395

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

НАПРАВЛЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ В ПРОЦЕССЕ

ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ОСАНКУ, ГИБКОСТЬ

И НЕКОТОРЫЕ СВОЙСТВА (КОМПОНЕНТЫ) ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ

В единстве с воспитанием основных двигательных способнос­тей в процессе физического воспитания обеспечивается совершен­ствование телесных форм и качеств, характеризующих относительно стабильное физическое состояние организма. В оптимизации его значительную роль, кроме всего прочего, играет системное воздействие на формирование и состояние осанки, гибкости тела, отдельных компонентов и пропорций телосложения, поддающихся регулированию.

1. Воспитание осанки

1.1. Объект и задачи

Естественно, что в различного рода статических и динами­ческих положениях тела осанка проявляется своеобразно, в един­стве с особенностями конкретных положений. Имея это в виду, различают основную осанку, или, точнее говоря, основную форму проявления осанки, выраженную в позе прямостояния, и оперативную осанку, т.е. вариативные формы проявле­ния осанки в условиях трудовой, спортивной и других видов дея­тельности (рабочая осанка, осанка боксера, осанка фехтовальщи­ка, осанка бегуна и т.д.).

Учитывают, в частности, признаки, характеризующие положение основных зве­ньев тела относительно вертикали (по точкам, указанным на рис. 33-1), профиль позвоночного столба (величины его изгибов, определяемых по точкам, указанным на рис. 33- II), угол наклона таза (по показателям тазометра), привычное по­ложение стоп*.

Для нормальной осанки по этим признакам характерны: близость к вертика­ли продольных осей основных звеньев тела, соразмерность (приблизительная рав­номерность) изгибов позвоночного столба в переднезаднем направлении и отсут­ствие его боковых искривлений, сравнительно небольшой угол наклона таза (в пределах 35 — 55°).

При фиксации нормальной осанки в основной стойке (рис. 34— I) голова удерживается без наклона в сторону, грудная клетка развернута, живот подтянут, ноги разогнуты с наибольшим при­ближением к вертикали, выпрямленное в целом тело фиксиро­вано без излишних напряжений — с минимальными, по сравне­нию с другими вертикальными стойками, усилиями. При благо­приятных условиях осанка такого типа формируется и стабили­зируется уже в первые возрастные периоды развития индивида, но не остается неизменной.


Рис. 33. Некоторые антропометрические признаки осанки:

/ — точки, принимаемые во внимание при определении взаиморасположения звеньев те в сагиттальной плоскости (линия А—Б—вертикаль); // — точки, учитываемые при опре делении профиля позвоночного столба

Причин, вызывающих различного рода дефекты осанки, и условий, усугубляю­щих их, немало: неблагоприятные генетические предпосылки, костные и другие заболевания, травмы, факторы старения, неполноценное питание, гиподинамия, неадекватные физические нагрузки, длительное пребывание в ряде бытовых, ра­бочих и иных повседневно воспроизводимых поз, связанных с особенностями фик­сации тела, как, например, при ежедневном продолжительном сидении за рабо­чим столом в согнутом положении, и т. д.

Чаще всего изъяны в осанке в принципе предотвратимы и под­даются исправлению (исключая, разумеется, необратимые де­фекты генетического, патологического и травматического происхож­дения). Первостепенную роль в профилактике и исправлении их играет соответственно направленное использование средств и мето­дов физического воспитания (для коррекции патологически и травматически обусловленных, но в той или иной мере исправимых дефектов осанки требуются специальные лечебные меры, связан­ные с применением лечебной физической культуры и других ме­дицинских средств).

Рассматривая совокупность факторов, определяющих осанку, с некоторой условностью можно подразделить их на внешние, важ­нейшими из которых являются социальные условия жизни, дея­тельности, развития индивида, и внутренние — структурные и функ­циональные свойства систем организма, благодаря которым су­ществует сама возможность становления и сохранения осанки. В комплексе внутренних факторов непосредственно определяют ее статус преимущественно следующие:

Рис. 34. Нормальная осанка (/) и аномалии в ней: увеличенный поясничный лордоз (//), увеличенный грудной кифоз (///), сколиоз (IV)

ис. 34. Нормальная осанка (/) и аномалии в ней: увеличенный поясничный лордоз (//), увеличенный грудной кифоз (///), сколиоз (IV)

рефлекторные механизмы поддержания позы и общая регуля­ция ее высшими отделами ЦНС.

Хотя в формировании и воспроизведении осанки участвуют врожденные ме­ханизмы установочных и других рефлексов, в целом регуляторную основу ее сос­тавляет осознанно приобретаемый навык фиксации позы, который формируется и совершенствуется в решающей зависимости от направленных воздействии (по­казательно в этом отношении, что и у физически вполне нормальных от рождения детей могут появиться дефекты осанки, если не обеспечено направленное воздей­ствие на ее формирование в рамках полноценного физического воспитания);

тонические и фазно-тонические свойства мышц, фиксирующих позу, и корреляционные соотношения в их развитии.

опорные, рессорные и эластические свойства скелета, взаимо­действие его звеньев.

Нормальное состояние костного аппарата и соединительных структур, отсут­ствие нарушений в их строении и функциях в значительной мере предопределя­ют правильную осанку. И наоборот, даже отдельные нарушения этих внутрен­них факторов (например, уплощение и ухудшение эластичности межпозвоночных дисков, растяжение связок, избыточная либо ограниченная подвижность в суставах) могут явиться причиной серьезных дефектов осанки.

Как видно уже из сказанного, правильная осанка имеет не­маловажное значение. Она способствует рациональному использо­ванию биомеханических свойств опорно-двигательного аппарата и нормальному функционированию жизнеобеспечивающих систем организма в основной позе прямостояния и в ряде других поз, достаточно часто воспроизводимых в жизни. Прочно сформирован­ная правильная осанка помогает избегать позных нарушений, опас­ных для здоровья, является одной из стабильных форм проявле­ния нормального физического состояния и развития организма. Вместе с тем в ней в какой-то мере проявляются свойства телес­ной красоты и поведенческие (относящиеся к манере держать себя) черты, что придает ей определенную эстетическую и этическую ценность. Учитывая все это, в физическом воспитании наряду с другими задачами предусматривают и задачи по воспитанию осанки.

Задачи по воспитанию осанки. Основные из них заключаются в том, чтобы обеспечить в процессе физического воспитания своев­ременное формирование и многолетнее сохранение нормальной осанки путем выработки и закрепления необходимых навыков и воспитания качеств, определяющих ее характер. Один из главных аспектов в реализации этих задач — профилактический, т. е.

предотвращение дефектов осанки, вероятность которых в реальных условиях жизни достаточно велика. Вместе с тем предусматри­ваются и задачи по исправлению дефектов осанки. В процессе физического воспитания такие задачи решаются, понятно, в той мере, в какой дефекты осанки обратимы и поддаются исправлению средствами и методами физического воспитания.

Формирование правильной осанки относится к числу основных задач, решаемых в физическом воспитании детей. Она особенно важна в начальные периоды возрастного развития, когда наиболее интенсивно идет морфофункциональное становление организма, в том числе формирование изгибов позвоночного столба (они при­обретают стойкие признаки уже к 6—7-летнему возрасту) и других структурных основ осанки. От того, насколько качественно в это время вырабатывается рациональный навык фиксации основной по­зы прямостояния в единстве с гармоничным развитием мышц и ук­реплением костно-связочного аппарата, во многом зависит статус осанки в последующие годы. В процессе дальнейшего воспитания осанки решаются задачи по оптимизации ее состояния, меняю­щегося в той или иной мере под влиянием доминирующего режима жизни, возрастных и других факторов.

Из сказанного нетрудно заключить, что реализация всех этих задач связана не только с выработкой и закреплением на­выка удержания позы, но и с воспитанием силовых качеств, статической и динамической выносливости, способности поддерживать равновесие тела. Вместе с тем формирование правильной осанки тесно связано с регулирующим воздействием на гибкость тела и на некоторые телесные структуры, от которых зависят формы тело­сложения (объемы мышц, соотношение мышечных и других компо­нентов тела).

1.2. Средства и особенности методики

Для формирования нормальной осанки у новорожденного нуж­на заблаговременная подготовка к переходу в основную стойку пря­мостояния. Привычку удерживать ее обычно начинают системати­чески вырабатывать у детей с конца 1-го — начала 2-го года жизни. Однако появляется все больше практических данных, сви­детельствующих, что это обусловлено в какой-то мере давней тра­дицией, связанной с заниженными представлениями о возможнос­тях детского организма в первые периоды послеродового развития. Во всяком случае, подготовку к переходу в основную стойку, не­сомненно, следует начинать, не допуская, конечно, излишнего фор­сирования его, с первых же месяцев после рождения. В качестве средств такой подготовки наряду с начальными формами упраж­нений, способствующих пропорциональному развитию мышц и укреплению костно-связочного аппарата, используют упражне­ния, моделирующие фрагменты основной позы прямостояния (положение головы, туловища, ног, постанов­ку стоп), характер взаиморасположения отдельных звеньев тела и позы в целом. Естественно, что вначале это не столько самостоя­тельные, сколько извне направляемые упражнения, которые выпол­няются с непосредственной (в том числе и физической) помощью воспитателя (рис. 35). Использование их предполагает умелое сти­мулирование мышечной активности ребенка с мобилизацией врож­денных, а затем и приобретаемых рефлекторных реакций: ориен­тировочных, двигательных, позно-установочных.

При этом адекватным методом организация упражнений является в первую очередь игровой метод (элементарные игры с доставанием игрушек, под­вешенных на различной высоте, с подражательной фиксацией поз, воссоздающих те или иные фрагменты осанки, вначале в положении лежа, затем в положении сидя, в других переходных положениях, в смешанных упорах и висах и т. д.). Формиро­ванию элементов осанки уже в раннем детском возрасте способствуют и такие средства, как плавание (первоначально с поддержкой) и игровые упражнения в воде (они ценны, кроме прочего, тем, что позволяют исключить перегрузку скелет­ного аппарата при фиксации поз).


Рис. 35. Примеры упражнений, способствующих формированию и корригированию осанки:

а—е — некоторые начальные формы упражнений (в том числе рефлекторные); /—6 — некоторые упражнения общего и избирательного воздействия

Для перехода от непроизвольной фиксации элементов основной стойки к осознанно контролируемому соблюдению ее параметров необходимо, разумеется, сформировать у детей достаточно ясное представление о ней. Существенную роль в преодолении связанных с этим трудностей играют методические приемы обста­новочной регламентации позы.

Необходимой тенденцией в обеспечении стабилизирующих воз­действий на осанку является постепенное увеличение суммарного времени удержания основной стойки и ее модификаций в строго регламентированных положениях. Методически верное воплощение этой тенденции на первых этапах физического воспитания пред­полагает особенно тщательное нормирование статических нагрузок, связанных с фиксацией позы (начиная с дозирования их в пределах всего лишь минут), наряду с рациональным чередованием их с ди­намическими упражнениями и с фазами разгрузки опорного аппа­рата применительно к особенностям растущего организма. При этом важно иметь в виду прежде всего такие его особенности, усугубля­ющие опасность искажения осанки при неадекватных воздействиях, как малая сопротивляемость позвоночного столба и сводов стоп деформациям в статических условиях фиксации позы, относительно невысокий уровень развития силовой и общей выносливости, что обусловливает быстрое утомление в статических режимах функцио­нирования мышц. Возможность оправданного увеличения суммар­ного времени удержания задаваемых поз во многом определяется тем, в какой мере обеспечено укрепление опорного аппарата и про­порциональное развитие мышечной системы, особенно мышц, осуществляющих фиксацию основной позы прямостояния, препят­ствующих ее искажению и уплощению стоп.

По мере того как создаются необходимые предпосылки закреп­ления правильной осанки, ведущими линиями в воспитании ее ста­новятся детальная отработка навыка соблюдения параметров нор­мальной осанки, качественное совершенствование ее основ и пре­дупреждение вероятных нарушений ее статуса. В качестве адек­ватных средств при этом наиболее широко применяют упражнения, составляющие содержание основной, гигиенической гимнастики или аналогичных видов и разновидностей ее, в том числе таких, как ритмическая, атлетическая, производственная гимнастика. Целый ряд упражнений специально сконструирован для направленного воздействия на осанку (см. рис. 35).

В частности, это-

упражнения, включающие точно обусловленную фиксацию различных гимнас­тических поз (в наклонах, выпадах, висах, упорах и т. д.) с переходом из основной стойки и возвращением в нее;

упражнения в основной стойке и ее модификациях, осложненные локальными движениями (с гимнастическими предметами и без них) и условиями опоры (при скрешенных ногах, на одной ноге, на гимнастическом бревне и т. п.);

упражнения с выходом в основную стойку после различных перемещений тела, усложняющий фиксацию позы (например, после опорных и безопорных прыжков, соскоков со снаряда);

комплексы упражнений, специально разработанные для коррекции нарушений осанки — корригирующие упражнения.

Упражнения на осанку должны составлять неотъемлемый ком­понент повседневной бытовой физической культуры. Объем и часто­та их применения зависят от особенностей основной деятельности, общего режима жизни и ряда других обстоятельств, но непремен­ным условием оптимизации осанки остается ежедневное выполнение этих упражнений как минимум в составе гигиенической гимнастики.

Чем значительнее степень нарушения осанки, тем, естественно, больше времени и сил приходится тратить для осуществления возможных коррекций. Далеко зашедшие отклонения требуют, как уже говорилось, специальных лечебных мер, в том числе примене­ния корригирующих упражнений по правилам и нормам, разрабо­танным в методике лечебной физической культуры*.

Само собой разумеется, лучше своевременно предотвратить на­рушения осанки, чем исправлять допущенные. Комплексная про­филактика их обеспечивается совокупностью социально-гигиеничес­ких, педагогических, медико-профилактических и связанных с ними мер, первостепенную роль среди которых играет рациональное фи­зическое воспитание. Одним из неотъемлемых его разделов являет­ся перманентное использование упражнений на осанку и других средств ее оптимизации в повседневном режиме жизни.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.