Мастер класс по профилактике плоскостопия и осанки

Федеральное казенное дошкольное образовательное учреждение

Консультация и мастер-класс для родителей

Мастер – класс подготовила:

Лукьянова Мария Сергеевна

– инструктор по физической культуре

Укрепление опорно-двигательного аппарата способствует формированию у детей правильной осанки.

Осанка , т. е. привычное положение тела при сидении, стоянии, ходьбе, начинает формироваться с раннего детства. Нормальной, или правильной, считается такая осанка, которая наиболее благоприятна для функционирования как двигательного аппарата, так и всего организма. Она характеризуется умеренными естественными изгибами позвоночника, расположенными параллельно и симметрично (без выпячивания нижнего края) лопатками, развернутыми плечами, прямыми ногами и нормальными сводами стоп. Люди с правильной осанкой отличаются стройностью: голову они держат прямо, их мышцы упруги, живот подтянут, движения собранные, четкие, уверенные.

Правильная осанка свидетельствует о хорошем общем физическом развитии.

Деформации различных отделов скелета, недостаточное или неравномерное развитие мускулатуры, пониженный мышечный тонус, который нередко возникает при подавленном состоянии человека, могут привести к нарушению осанки.

Неправильная осанка неблагоприятно сказывается на функциях внутренних органов: затрудняется работа сердца, легких, желудочно-кишечного тракта, уменьшается жизненная емкость легких, снижается обмен веществ, появляются головные боли, повышенная утомляемость, плохой аппетит; ребенок становится вялым, апатичным, избегает подвижных игр.

Большое влияние па формирование осанки ребенка оказывает состояние его стоп. Форма стопы зависит главным образом от состояния ее мышц и связок. При нормальной форме стопы нога опирается на наружный продольный свод. Внутренний свод работает в основном как рессора, с его помощью обеспечивается эластичность походки.

Если мышцы, поддерживающие нормальный свод стопы, ослабевают, вся нагрузка ложится на связки, которые, растягиваясь, уплощают стопу. У детей до 3-4 лет на подошве стопы хорошо развита так называемая жировая подушка, поэтому определить у них плоскостопие по отпечатку стопы невозможно.
При плоскостопии нарушается и понижается опорная функция стопы, ухудшается ее кровоснабжение, отчего появляются в ногах боли, а иногда и судороги. Стопа становится потливой, холодной, синюшной. Боли могут возникнуть не только в стопе и икроножных мышцах, но и в коленных суставах, а также в поясничной области. Уплощение стопы влияет на положение таза и позвоночника, что ведет к нарушению осанки.

Дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают руками, сильно топают, походка их напряженная, неуклюжая.
Плоскостопие редко бывает врожденным.

Причинами развивающегося плоскостопия могут быть рахит, общая слабость, пониженное физическое развитие, а также излишняя тучность, при которой на стопу постоянно действует чрезмерная весовая нагрузка.

У детей с сильным плоскостопием при толчках во время прыжков и бега наблюдаются головные боли и недомогание в связи с потерей амортизационной роли свода стопы, смягчающей толчки.

При плоской и даже уплощенной стопе обувь снашивается обычно быстрее, особенно внутренняя сторона подошвы и каблука.

К концу дня дети часто жалуются на то, что ботинки или туфли, которые с утра были им впору, начинают давить на пальцы и как бы становятся тесными.

Происходит это оттого, что после длительной нагрузки деформированная стопа еще более уплощается и вследствие этого удлиняется.
В целях предупреждения плоскостопия детская обувь не должна быть тесной, должна плотно облегать ногу, иметь жесткий задник, эластичную подошву и каблучок не выше 8 мм.

Не рекомендуется носить обувь с узкими носами или жесткой подошвой. Не следует также разрешать детям ходить дома в теплой обуви, так как частый перегрев ног ослабляет связочный аппарат стопы, способствует развитию плоскостопия.

Желательно также проводить умеренные упражнения мышц ног и стоп: ходьба на носках, наружных краях стоп, по наклонной плоскости, катание мяча и обруча ногами, приседание стоя на палке. Длительность упражнений - 10-20 мин, в зависимости от возраста ребенка.

Хорошо укрепляют стопу ежедневные прохладные ванны с последующим массажем ног, особенно мышц подошвы и внутренней поверхности голени, а также хождение босиком по рыхлой земле, неровной поверхности (свежескошенный луг, галька).

При этом ребенок непроизвольно переносит тяжесть тела на наружный край стопы и поджимает пальцы, что способствует укреплению свода стопы.
При начальной форме плоскостопия и слабо выраженном уменьшении свода применяют исправляющие форму стопы стельки, так называемые супинаторы. Их должен подобрать по гипсовому слепку, полученному от стопы ребенка, врач-ортопед.

Для детей с нарушенной осанкой и плоскостопием не реже двух раз в сутки проводится специальная лечебная физкультура под наблюдением медицинского персонала.

Уважаемые родители, вы прослушали сообщение о том, что такое плоскостопие, откуда оно берется, о том какими могут быть внешние признаки проявления плоскостопия у детей.

Цель: показать на примере, какие физические упражнения можно проводить с детьми по предупреждению плоскостопия, как необходимо осуществлять профилактическую и коррекционную работу.

Сегодня мы с вами на практике познакомимся с упражнениями для профилактики и коррекции плоскостопия. Для этого мне нужна ваша помощь, уважаемые родители.

Я попрошу выйти сюда несколько человек и построиться в одну шеренгу. Молодцы, спасибо. Я предлагаю Вам отправиться вместе со мной в путешествие. Вы теперь не взрослые, а дети подготовительной группы.

Итак, дорогие ребята, сейчас мы вместе, отправимся в Страну Здоровья. В Стране Здоровья мы с вами разучим упражнения, которые помогают нашим стопам быть здоровыми. Попутно нам надо будет выполнять несложные задания. Сейчас мы повернемся направо, друг за другом. Начнем наше путешествие с разминки. Шагом марш!

Дружно весело шагаем, ноги выше поднимаем.

Ходьба друг за другом.

На носочках мы идем, прямо голову несем.

Ходьба на носках , руки на поясе.

Мы на пятках топ-топ-топ.

Ходьба на пятках, руки за спиной.

Мишка по лесу идет, мед в бочонке он несет.

Ходьба на наружных стопах, руки полукругом внизу перед собой.

Чей-то след мы увидали, по нему мы зашагали.

Ходьба по массажной дорожке со следочками.

Девочки и мальчики прыгают как зайчики.

Прыжки по дорожке из пуговиц.

Через камни мы шагаем, ноги выше поднимаем.

Друг за другом побежали, никого не обогнали.

Легкий бег друг за другом с переходом на ходьбу.

Мы спокойно все шагаем, носом вдыхаем - ртом выдыхаем.

Ходьба с выполнением дыхательных упражнений

Мы с вами пришли в страну здоровья. Уже не в первый раз вы в этой стране. Каждый раз мы узнаем что- то новое и полезное, что касается нашего здоровья. Сегодня мы узнаем, какие надо делать упражнения, чтобы наши стопы были здоровыми.

Стопа – фундамент, опора нашего тела, и любое нарушение развития может отражаться на осанке. Нужна постоянная тренировка мышц и связок стопы. Без нагрузки мышцы слабеют и не поддерживают стопу в приподнятом состоянии. В результате чего появляется заболевание стопы, которое называется - плоскостопие.

Ребята, есть специальные упражнения, которые помогают нашим ступням быть здоровыми. С некоторыми из них мы сегодня познакомимся. (Показ презентации).

Присаживайтесь на стулья. Мы с вами выполним несколько упражнений без предметов.

Совершать движение стопами от себя – на себя.

Согнуть и разогнуть пальцы ног.

Развести носки ног в стороны, соединить вместе.

Развести пятки в стороны, свести вместе.

Стопы стоят на полу. Передвигать стопы вперед, поджимая пальцы.

Ноги вытянуты. Совершать круговые движения стопами внутрь, затем наружу.

А теперь подойдите, возьмите мяч и мы с вами выполним несколько упражнений с мячом.

Стопа опирается на мячик. Перекатывать мячик с пятки на носок и обратно правой ногой, максимально нажимая на него. Затем тоже самое левой ногой.

Мячик зажат между стопами. Не сгибая колени, поднять ноги, удерживать их в таком положении на счет 1 – 3, опустить.

Чтобы наши стопы были здоровыми можно использовать любые предметы, например: ленту платочек, карандаш и др.

Около пальцев ног лежит ленточка. Захватить ее концы пальцами, ноги поднять и развести в стороны.

Поставив правую стопу на ленточку, по сигналу взрослого пальцами ноги подбирать ленточку под стопу. Повторить другой ногой.

Пальцами ног, захватывая по одному карандашу, выкладывать фигуры (квадрат, треугольник, стрелку, буквы).

Наше путешествие в Страну Здоровья подходит к концу нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала давайте вспомним, для какой части тела вы выполняли упражнения и для чего они нужны?

Вставайте в круг. Глазки ты скорей закрой, чтоб вернуться нам домой.

Вправо –влево повернись снова дома очутись.

Спасибо, уважаемые родители, что приняли участие в мастер – классе. Вот такие несложные упражнения, которые можно выполнять в домашних условиях помогут избежать плоскостопия. Дозировка упражнение варьируется от 6 до 8 раз.

Еще одна эффективная мера профилактики плоскостопия - это водные процедуры. Берется 2 тазика с водой – прохладной и горячей ( как может терпеть нога). Сначала распариваются стопы в горячей воде, затем опускаются в таз с прохладной водой. И так попеременно 2-3 раза.

К слову сказать, в интернете вы найдете еще массу различных упражнений для лечения и профилактики плоскостопия. Ну а если у вашего ребенка уже наблюдаются изменения свода стопы, то вам прямая дорога к ортопеду.

Спасибо за внимание. Здоровья вам и вашим детям!

Класс: д/с

Ключевые слова: дошкольники , упражнения , профилактика , нарушение осанки , плоскостопие


Актуальность работы над проблемой профилактики плоскостопия и нарушения осанки обусловлена негативной тенденцией увеличения числа дошкольников, имеющих те или иные нарушения осанки и деформации стоп. С каждым годом медицинские работники выявляют всё больше детей с плоскостопием и нарушением опорно-двигательного аппарата.

В дошкольном возрасте осанка не сформирована, неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период бурного роста. Наиболее частый дефект - это вялая осанка, для которой характерны чрезмерное увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника, слегка опущена голова, опущены и сдвинуты вперед плечи.

Детям с нарушением зрения важно следить за осанкой, так как в связи со своим зрительным диагнозом, дети пытаются принять неправильную позу при сидении за столом, во время игр, усугубляя нарушения не только зрения, но и осанки, что в свою очередь может привести к функциональным нарушениям органов дыхания, нервной, пищеварительной системы, сердца. Всё это приводит к ослаблению здоровья детей.

Плоскостопие также чаще встречается среди ослабленных детей с пониженным физическим развитием и слабым мышечно-связочным аппаратом. Стопа – опора нашего тела, и любой дефект развития может отразиться на осанке.

В период дошкольного возраста стопа находится в стадии интенсивного развития, её формирование не завершено. Изменение формы свода стопы приводит не только к местному ухудшению их функций, но и по мере дальнейшей деформации стопы к изменению положения таза, нарушению правильного положения позвоночника, что ведёт к нарушению осанки. Поэтому для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия, требуется систематическая коррекционная работа на занятиях и в свободной деятельности детей.

В процессе повседневной работы с детьми мы наблюдали их индивидуальное поведение. Нас интересовало, какое положение тела они принимают в разных ситуациях: при ходьбе, сидя и лёжа. При внимательном наблюдении во время занятий, игр, сна, ходьбе дети принимают неправильные позы, сутулятся. Понимая проблему, мы пришли к выводу, что работу по профилактике необходимо вести в постоянном режиме во всех видах деятельности.

Это и определило наши задачи:

1. Формировать правильную осанку (контроль, профилактика, коррекция).

2. Профилактика и коррекция функциональной недостаточности стоп на основе использования средств физического воспитания.

Мы знаем, что воспитательная работа будет иметь успех, если она проводится в тесном контакте с родителями. Поэтому свои начинания мы решили осуществлять при их поддержке.




Во время утренней гимнастики, физминуток или на физкультурных занятиях часто проводим упражнения с предметами на голове (мешочки, наполненные крупой, мячи, кольца). Эти упражнения способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы, и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся: ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах; приседаниях; ходьба на коленях, не уронив при этом положенный на голову предмет. Также выполняем упражнения на координацию движений. Здесь были весьма полезны упражнения в равновесии и балансировании: стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты. На прогулке используем различные игры с этой целью.

Все упражнения и игры способствуют развитию чувства правильной позы тела, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, воспитывают сознательное отношение к своей осанке.



Во время бодрящей гимнастики (куда входят упражнения на коррекцию осанки, дыхательные упражнения, самомассаж) проходят по массажным дорожкам - это и закаливание, и профилактика плоскостопия.

Массажные дорожки мы сделали сами с привлечением родителей (использовали нестандартный материал).

Мы считаем, что вот такое нестандартное оборудование особенно эффективно для формирования у детей интереса к физической культуре.

Одновременно мы начали воспитывать у детей привычку принимать правильную рабочую позу в различных условиях: сидеть на стуле за столом прямо, непринужденно, опираясь ногами о пол, спиной о спинку стула; правильно ходить и стоять.





В группе мы повесили картинки (плакаты), изображающие правильную осанку за столом.






Самым главным итогом нашей работы за год стало то, что дети сами начали следить за своей осанкой и за осанкой других детей, укрепили мышцы голеностопного сустава, спины, живота. У детей повысился интерес к физическим упражнениям, управлению собственным телом. В следующем учебном году мы продолжим работу над этими задачами, так как считаем, что такую работу необходимо в детском саду проводить систематически.

Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста

Мастер – класс для воспитателей инструктора по ФК Козариной Е.И.

Актуальной проблемой дошкольных образовательных учреждений является охрана и укрепление здоровья детей, так как распространенность отклонений в состоянии здоровья весьма значительна.

В настоящее время каждый четвертый дошкольник имеет нарушение осанки – ассиметрию плеч и лопаток, сутулость, а в более тяжелых случаях и искривления позвоночника (сколиоз). В век информационных технологий увеличилась нагрузка на организм детей, что губительно сказывается на их здоровье.

Нарушение осанки проявляется уже у детей раннего возраста: в ясельном возрасте – у 2,1% детей, в 4 года – у 15 – 17%, в 7 лет у каждого четвертого ребенка, у большинства детей наблюдается плоскостопие.

Доказано, что уплощение стопы нарушает опорную функцию ног, а это в свою очередь приводит к изменениям костного скелета таза и позвоночника, то есть к нарушению осанки. А ведь осанка человека – это не только красота его фигуры, это основное влияние на его здоровье: нарушение функций дыхания и кровообращения, нарушение речевого и моторного развития, нарушение зрения, нарушение состояния нервной системы и другие отклонения в здоровье.

По мнению некоторых специалистов, подошвы ног – это своеобразный распределительный щит с 72 тыс. нервных окончаний, через который можно подключиться к любому органу – головному мозгу, легким и верхним дыхательным путям, речевым органам, эндокринным железам.

При ходьбе увеличивается интенсивная деятельность почти всех мышц, стимулируется кровообращение во всем организме, улучшается умственная деятельность, активизируется речевая деятельность.

Можно сказать, что патологии, закладывающиеся в дошкольный период, плавно перетекают в школьный образовательно-воспитательный процесс. Не подлежит сомнению, что успешность обучения в школе определяется в основном тем уровнем состояния здоровья, с которым малыш пришел из дошкольного учреждения в первый класс.

Эффективность мер, направленных на охрану здоровья детей, во многом зависит не только от врачей, но и от воспитателей и педагогов, которые должны знать круг тех здоровьесберегающих приемов и технологий, которые необходимо применять в период функциональной неустойчивости детского организма.

Для предупреждения или устранения нарушения осанки огромное значение имеют физические упражнения. В этом возрасте искривления позвоночника и другие отклонения незначительны, поэтому их еще можно устранить.

Упражнения для бодрящей гимнастики

Корригирующие упражнения направлены на исправление, нормализацию осанки

К корригирующим упражнениям относятся гимнастические упражнения для мышц спины, брюшного пресса и плечевого пояса, выполняемые в различных исходных положениях, как правило, лежа (на спине, животе), сидя и стоя (у гимнастической стенки, у стены, касаясь лопатками стены). Упражнения выполняются с гимнастической палкой, мячами. При деформации позвоночника включают корригирующие упражнения в сочетании с общеразвивающими.

Главное средство профилактики и необходимый компонент лечения забо­леваний позвоночника - выработка на­выка правильной осанки. К сожалению, это трудная задача не столько для ре­бенка, сколько для родителей и педаго­гов. Сама собой хорошая осанка может сформироваться в исключительных случаях - у совершенно здорового, пе­реполненного энергией, гармонично развитого ребенка. Всем остальным не­обходимо:

обеспечить условия для формиро­вания правильной осанки;

знать, что такое правильная осанка, как именно надо стоять, сидеть и двигаться не сутулясь;

сознательно и бережно относиться к своему здоровью и одной из главных
его опор - позвоночнику;

доводить навык правильной осанки до автоматизма с помощью специаль­ных упражнений.

Правильному положению и отчетли­вому ощущению прямой спины способствуют и упражнения с обручами, пал­ками, положенными на лопатки.

Подвижные игры в дошкольном возрасте как раз являются одной из важнейших форм профилактики нарушения осанки и плоскостопия

Игры – это не только наиболее адекватная деятельность детей, соответствующая из физиолого-психологического состояния, но и деятельность, в которой возможно выполнять движение и принимать статистические позы, необходимые для коррекции уже имеющихся нарушений осанки. Все подвижные игры благотворно воздействуют на организм растущего ребенка, поскольку они удовлетворяют его естественную потребность в движении.

Подвижные игры обладают рядом преимуществ, по сравнению с другими средствами физического воспитания, состоящих в том, что движения в играх, как правило, проводятся на сильном эмоциональном фоне, что повышает действенность упражнений, а упомянутые трудности преодолимы. Во многих подвижных играх могут быть созданы условия, позволяющие достичь желаемого результата с большим успехом. Необходимо лишь поставить перед игрой задачи, ввести в нее необходимые движения и позы, оговорить их правила. В игровой ситуации ребенок будет стараться принять правильную позу, точнее выполнять упражнения зная, что ошибка может привести к проигрышу. Подбирая соответствующие упражнения и позы, вводя их в подвижные игры мы получаем возможность дать физическую нагрузку на нужные группы мышц и, таким образом, оказывать влияние на формирование осанки ребенка. Подвижных игр, пригодных для детей по формированию осанки и коррекции ее нарушений, очень много. Для удобства использования их можно разделить на группы:

Игры, в которых одно из требований – соблюдать правильную осанку при стоянии и ходьбе. Это большинство игр с моментами строя.

Быстро встать в строй.

Дети стоят в колонне или шеренге по одному, воспитатель объясняет задание: по сигналу надо разбежаться по всему залу; по второму сигналу – быстро встать на свое место. Пока дети строятся, воспитатель считает. Счет прекращается тогда, когда последний займет свое место в строе. Воспитатель дает оценку построения и указывает на ошибки, допущенные в игре, с тем, чтобы повторное построение шло быстрее. Особое внимание уделяется осанке детей в строю. Стоять надо свободно, не напрягаясь, но правильно, без асимметрии правой и левой части тела, не выпячивая живот и т.д.

А) Направляющий становится по указанию воспитателя в разных местах зала, а дети выстраиваются рядом с ним;

Б) Вместо направляющего, воспитатель ставит флажок тоже в разных местах зала.

Дети ходят или бегают врассыпную. На сигнал воспитателя

берутся за руки и бегут к заранее установленному месту, где

они строятся пара за парой в том порядке, в котором подбегают.

Жмурки на месте.

Играющим разрешается менять места, но только тогда, когда вблизи нет жмурки, оставивший свое место жмурке считается проигравшим и становится жмуркой.

Ловишка с мячом.

Раздать буклет «Игры и упражнения для детей, для профилактики нарушений

Воспитатели делятся на две команды и выстраиваются на линии старта, сидя на ягодицах, гимнастическая палка на лопатках. По сигналу первые игроки начинают двигаться на ягодицах вперед и возвращаются обратно, передав эстафету партнеру по команде. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету.

Дети врассыпную ходят лицом или спиной вперед приставным шагами подпрыгивают, пробегают, стараясь не столкнуться друг с другом уронить кольцо, надетое на голову. Выигрывает тот, кто дольше всех удержит кольцо на голове.

Воспитателям предлагается поочередно каждой ногой шлепнуть себя по ягодицам. Задание выполняется по сигналу в течение 20-30 сек. (игра тонизирует весь организм, развивает икроножные мышцы, делает гибкой поясницу).

Дети садятся на пол, опираясь сзади на руки, ноги вытянуты вперед, между стопами – мяч. Обхватив мяч стопами, перекладывая его в сторону, передавая следующему игроку.

Хватит спинку качать,

Надо лечь и отдыхать.

Я на коврике лежу,

Прямо в потолок гляжу.

Лежат ровно пяточки,

Спинка ровная, прямая,

А могла бы быть кривая.

Бабенкова Е.А. Как сделать осанку красивой, а походку легкой.- М.: ТЦ Сфера, 2008.- 96с. (Здоровый малыш)

Бабенкова Е.А., Федоровская О.М.Игры, которые лечат. Для детей от 3 до 5 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2013.- 80с. (Растим детей здоровыми)

Бабенкова Е.А., Федоровская О.М.Игры, которые лечат. Для детей от 5 до 7 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2013.- 64с. (Растим детей здоровыми)

Борисова Е.Н. Система организации физкультурно – оздоровительной работы с дошкольниками / Е.Н.Борисова.- Издание2 –е, переработанное. – М.:Глобус; Волгоград: Панорама, 2009.- 144с.- (Дошкольное образование).

Разработка мастер класса по профилактике плоскостопия с детьми в ДОУ


«Здоровье сберегающие технологии


Запрещенные и ограниченные упражнения

в дошкольных учреждениях :

  • Круговые вращения головой;
  • Запрокидывание головы назад;
  • Стойка на голове;
  • Кувырок вперед;
  • Лежа на спине класть руки под голову;
  • Лежа на спине поднимать две ноги одновременно;
  • Набивные мячи только 500гр;
  • Выполнять висы более 5сек;
  • Статические упражнения до5 лет;
  • Гусиный шаг не более7сек;
  • Прыжки босиком.

  • Охрана и укрепление здоровья детей.
  • Формирование жизненно необходимых двигательных

умений и навыков ребенка в соответствии

с его индивидуальными особенностями,

развитие физических качеств.

3. Создание условий для реализации потребности детей

в двигательной активности.

4. Воспитание потребности в здоровом образе жизни.

5. Обеспечение физического и психического благополучия.


Тема : «Профилактика плоскостопия

у детей дошкольного

Подготовила инструктор по физической культуре

1КК МКДОУ с. Углянец

Запасникова М.А .


Что же такое плоскостопие?

Плоскостопие – одно из самых распространенных заболеваний

у детей. Это деформация стопы

с уплощением ее свода

(у детей обычно деформируется продольный свод, из-за чего подошва становится плоской и всей своей поверхностью касается пола).


Формирование детской стопы

У детей до 2-х лет наблюдается физиологическое плоскостопие,

т.е. практически отсутствует свод стопы. Это абсолютно нормально,

ведь у малышей костная ткань мягкая и эластичная,

в ней еще мало минеральных веществ, придающих прочность,

да и мышечная система до конца не развита.

Когда ребенок начинает вставать на ножки и делать первые шаги (7-12 месяцев),

из за которой детские ступни такие пухленькие


Процесс формирования стопы продолжается до 5-6 лет. Только после этого возраста можно с определенностью говорить о наличии или отсутствии плоскостопия у ребенка.



Правильный подбор обуви для детей


Стельки-тренажер ПЛАНТА


Ортопедическая обувь для детей


Причины плоскостопия у детей

  • Недоразвитие мышц стопы;
  • Слабость мышечно-связочного аппарата стопы, может быть в результате рахита;
  • Большие физические нагрузки;
  • Излишний вес;
  • Длительное пребывание в постели (в результате болезни);
  • Ношение неправильно подобранной обуви;
  • Косолапость;
  • Хрупко-образная форма ножек;
  • Травмы стопы, голеностопного сустава, лодыжки;
  • Наследственная предрасположенность.

Упражнения по профилактике плоскостопия

1. Ходьба:

  • на месте, не отрывая носки от пола;
  • на носках, в приседе на носках;
  • в полу приседе;
  • на пятках;
  • перекатом с пятки на носок;
  • на внешних сводах стопы;
  • приставным шагом по:

- обручу, гимнастической палке, веревке, канату, ребристой дорожке, по кочкам,

крышкам от бутылок, на ходунках,

по сенсорным дорожкам (в группе);


2 . Прокатывание предметов ногами (подошвами стоп):

  • гимнастическую палку;
  • игольчатые шарики;
  • массажные ролики;
  • на счетах.

3. Собирание пальцами ног:

  • карандашей;
  • желудей;
  • мелких игрушек (от Киндера);
  • платочков.

4. Самомассаж:

  • ежиками;
  • шишками.

Все упражнения выполняются босиком в проветренном помещении.














«Движение может заменить различные лекарства,

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.