Мастер класс по кукле крестец

1. Познакомить учащихся с особенностями происхождения и изготовления русской тряпичной куклы.

2. Сформировать представление о значении народных традиций в современной жизни.

3. Обогощать словарный запас, знакомить с новыми словами и их значением (кукла- закрутка, оберег, лоскут, безликая кукла, фартук, нянюшка, мамушка, рукодельница)

1. Развивать познавательно-исследовательские навыки учающихся в области изучения народных обрядов и традиций.

2. Развивать интерес к Русским обычаям и традициям.

3. Развивать творческий подход к выполнению работы.

4. Развивать мелкую моторику рук. (Накручивание нити, ткани, сворачивание, скручивание, сложение и т. д.)

1. Воспитать усидчивость, аккуратность, эстетическое восприятие внешнего вида изделия.

2. Ценить народный эпос как источник информации об истории народа и его традициях.

1. Наглядно-иллюстративный - мультимедийная презентация иллюстративного материала, методические указания к выполнению работы, образцы кукол.

3. Словесный – рассказ, беседа, инструктаж.

4. Практический – изготовление изделия в материале в соответствии с заданием.

Выяснила интересы и потребности детей по данной теме:

знаешь ли ты, что такое кукла?

Есть ли дома тряпичная кукла?

Какие тряпичные куклы тебе известны?

Знаешь ли ты когда и зачем была придумана народная тряпичная кукла?

любишь ли ты игрушки своими руками?

Что нужно для изготовления народной тряпичной куклы?

Умеешь ли ты делать народные тряпичные куклы?

Хочешь научиться делать народные тряпичные куклы?

Ставлю перед собой цель, исходя из потребностей и интересов детей:

Приобщить детей к народной культуре через ознакомление с народной тряпичной куклой.

Познакомить детей с особенностями изготовления традиционных тряпичных кукол.

.Особенности изготовления тряпичной куклы.

Кукол мастерили не торопясь, в процессе изготовления основы не использовали ножниц и иголок. Ткань и нитки не резали, а отрывали. После того как ткань оторвали по краю оставалась бахрома которая придавала кукле особый колорит и определяла ее рукотворность.

Для закрепления нити применялась ловчая петля или силковый узел. Этот узел обладает свойством плавно и равномерно затягиваться. Нить поддевается пальцами перекручивается вокруг них дважды, полученная петля надевается на куклу и затягивается. Применение подобных узлов необходимо для того, чтоб сформировать голову или определить место талии.

Обматывая куклу нитями следили, чтобы количество витков было четным, а количество затяжек не четным. Если нитки не перекрещивались их наматывали по часовой стрелке. Во время скручивания и наматывания проговаривали желания, напевали, читали молитвы, в редких случаям хранили молчание.

Важной особенностью на которую нужно обращать внимание при изготовлении куклы является то, что кукол делали безликими. В первом случае это было связанно с тем, что для рисования лица нужен художественный навык и специальные краски или чернила которые отсутствовали в избе простого крестьянина. Но есть и иная более глубокая и тайная версия. Отсутствие лица подтверждала то, что кукла является вещью не одушевленной, а значит злые потусторонние силы не смогут вселится в нее через рот, глаза, нос и уши и навредить ее владельцу. Ведь кукла должна приносить человеку радость, благополучие и здоровье.

Важно при изготовлении куклы сделать ее в один прием без откладывания на другой день. Считалось что дело сделанное во второй раз перечеркнет то что было сделано в первый.

Изготовление куклы "Крестец" по технологической карте

Кукла "Крестец" изготавливалась на 19 января, на христианский праздник "Крещение".

Для основы куклы нам понадобится 2 берёзовые палочки (10-15 см, красная нить для обвязывания и лоскутки разноцветных тканей шириной 1см не больше 10см длинной, можно атласные ленточки использовать.

Складываем крестом 2 палочки, обматываем их красной нитью, обережным крестом.

Для костюма куклы используем лоскутки разноцветных тканей. На каждую руку куклы повязываем по 3 лоскутка, голову украшаем париком или головным убором. Наша кукла готова.

В качестве вывода можно сказать о том, что современная литература посвященная теме изучения тряпичных кукол, доступна и имеет достаточное количество материала для изучения, однако многие издания демонстрируют схематические и не совсем подробные иллюстративные инструкционные карты. Освоенный теоретический материал, позволил изготовить образцы кукол согласно технологических требований к ней и разработать подробные иллюстративные мастер классы по изготовлению некоторых образцов кукол. Материалы и инструменты для изготовления образцов не требуют специальной подготовки и находятся в широкой доступности.

В конце проделанной работы остается один большой вопрос – как можно использовать полученные знания и умения в современной жизни? Прежде всего полученные знания позволяют сохранять и передавать вековые традиции русского народа и другим людям. Традиционные тряпичные куклы в наши дни очень популярно дарить друг другу, собирать целые клубы по интересам в области изготовления традиционных кукол.










Мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы Березки Уважаемые коллеги, хочу показать вам еще одну свою куклу - Березку. Предыдущая Березка - кукла одного дня, т. к. сделана из березового.



  • Главная
  • Тряпичная кукла
  • Обрядовая кукла
  • Кукла Крестец

Здравствуйте, уважаемые посетители сайта "KuklaStadt"!

Краткое содержание статьи:

  • кукла Крестец – история и значение;
  • кукла Крестец - как делать.

Кукла Крестец (по одной на каждую прорубь).

За свою многовековую историю наш народ имеет такую коллекцию обычаев и обрядов, что сегодня, наверное, каждый день в году можно что-то отмечать или праздновать. Одной из особенностей славянской культуры является то, что мы никогда не расстаемся полностью со своими традициями, они очень прочно врезаются в родовую память и остаются там навсегда. Поэтому, когда происходит смена религиозных верований или общественной формации, количество ритуалов только увеличивается – к старым добавляются (а не замещают их) новые.

Даже жесткие попытки стереть из памяти людей упоминания о других богах поклонниками новой веры приводят лишь к изменению названия обычая или обряда, суть же и значение остается неизменным. Эту тему мы затрагивали, когда рассказывали про куклу Купавку и Спиридона Солнцеворота. Почитайте, узнаете кое-что интересное.

- Скажи, а вот ты сам принимаешь участие в каких-нибудь обрядах? – на законных основаниях спросила меня сегодня Веселина.

- Ну… Эм… А, вспомнил – я в проруби купаюсь на Крещение! – гордо ответил я, немного замешкавшись вначале. Вот любит эта девчонка меня в тупик ставить…

- Ничего себе! – удивилась Веселина, - Я бы вот ни за что бы не полезла в ледяную воду зимой, мне становится холодно, если я только подумаю об этом, бррр.. – поежилась она.

- Это потому что ты ни разу не купалась, - говорю ей, - а мне, наоборот, приятно вспоминать те ощущения, когда три раза ныряешь в ледяную воду. После этого действительно очищаешься и душой, и телом. Кстати говоря, с обрядом купания на Крещение тесным образом связана тряпичная кукла Крестец, и, раз уж зашла такая тема сегодня, давай немного о ней поговорим.

Кукла Крестец – история и значение

В славянской мифологии зима – период раздолья для нечисти и прочей злобной силы. Поэтому именно во время длинных ночей и сильных холодов проводили древние славяне разные ритуалы и праздники, во время которых давали этим паразитам по рукам и по остальным их частям. Но вступать в контакт с существами из иного мира, к тому же весьма недоброжелательно настроенными, нужно аккуратно, предпринимая особые меры предосторожности.


Кукла Крестец из шерстяных ниток.

Во время святок молодые люди наряжались в лохмотья, одевали маски и толпой бегали пугать своих односельчан, имитируя чертей, леших, кикимор и прочих сущностей. Но, как известно, принимая пусть даже на время чужую личину есть риск перенять на себя определенные черты нового образа. Поэтому на Крещение обязательно нужно было смыть с себя всю прилипшую нечисть и освободиться от нее.

Но злой дух сам по себе не может долго существовать, ему нужно обязательно куда-нибудь вселиться. И для того, чтобы обезопасить всех людей во время купания рядом с прорубью устанавливали обрядовую куклу Крестец. Яркие полоски ткани, которые кукла держала в руках, приманивали к себе все потоки негативной энергии. Выбраться же назад было невозможно, потому что под разноцветными лоскутами был крест, который являлся основой конструкции.

Вот таким образом можно себя обезопасить от изгнанных крещенским купанием болезней, ненависти, зависти, порчи, сглаза и т.д. Определенное сходство Крестец имеет с обрядовой тряпичной куклой Купавкой, как по смыслу, так и внешнему виду, что дает повод задуматься об общих корнях появления этих обрядов в традициях древних славян.

Кукла Крестец – как делать

- А что нужно, чтобы сделать куклу Крестец? – спрашивает Веселина, - и давай сделаем себе такую ловушку для нечисти.

Вообще, все русские обрядовые куклы не сложны по своему исполнению, а кукла Крестец считается одной из самых простых. Для ее создания нужно всего-то две палочки и несколько разноцветных полосок ткани. Палочку потолще и подлиннее используем для головы и туловища, а ту, что покороче – для рук. Кладем их друг на друга перпендикулярно и закрепляем красной ниткой. После этого завязываем полоски ткани узлом на руках нашего Крестца. Для полноты образа можно сделать импровизированную прическу.


Кукла Крестец из лоскутов.

Для создания яркого внешнего вида можно использовать разный материал. Мы решили взять в одном случае остатки от лоскутов и для головы небольшой пучок лыка, а в другом использовали шерстяные нитки контрастных цветов. Веселина замечательно делает витые шнурки, которыми мы и украсили куклу. Поэтому, если вы захотите сделать для себя обрядового Крестца, то можете с легкостью взять любой подходящий материал, имеющийся в наличии.

Иногда в детских играх нужно было как-то представить мужчин, а подходящих для этого кукол не было. В этом случае быстро делали небольшого Крестца, величиной с ладошку. Эта игровая мужская кукла могла быть менее яркой и нарядной, достаточно было пары лоскутов, намотанных на крест из палочек. Обрядовая кукла Крестец, которая использовалась на Крещении, была большой, иногда выше человеческого роста, а в его создании принимало участие все купающееся население деревни.

На этом сегодня у меня все. Если статья была вам интересна и полезна – ставьте ссылки с социальных сетей, если остались или появились вопросы – задавайте их в комментариях или со страницы контактов. А мы с Веселиной желаем вам удачи, здоровья и всего наилучшего. Всем пока.

Вы можете поделиться своим мнением об этой странице со всеми друзьями и знакомыми в социальных сетях:

Кукла Крестец — очень символичная и простая в изготовлении. Маленькую куколку девочки могли использовать для игр в качестве куклы-мужчины.

Но важнее были куклы в человеческий рост, которых делали на Крещенье. На святочной неделе во время гуляний парни наряжались, надевали маски. Считалось, что в таких ряженых могут заселиться злые духи, поэтому обязательным был обряд омовения в проруби на Крещение. Такой Крестец ставили в сугроб возле проруби, чтобы нечисть, которую выгнали святой водой, не вселилась в кого-нибудь другого. Для привлечения внимания злых духов Крестец украшали полосками ярких цветных тканей.

Для изготовления этой куклы нужны две веточки, которые плотно связывают между собой красной нитью,




А вот как проходили святочные гулянья в Музее-заповеднике народного быта (г.Иваново) в 2012 году:

И еще видео о народных куклах с сайта Музея-заповедника:

Еще интересно:

Присылайте свои фотографии

Интересная история.. Наверное кукла Крестец прообраз чучела, ведь оно тоже призвано отгонять нежелательных гостей. 😉

Как раз хотела сравнить куклу с чучелом =) Татьяна меня опередила. Но для наших деток, избалованных промышленными куклами, такая игрушка не пойдет. Разве что для совсем маленьких. А вот как обрядовая, для расширения кругозора, самое оно.

Да как сказать. Разве дети не играют палочками-листиками? Особенно на прогулке где-нибудь, в дороге, из подручных материалов, можно человечков из платочков делать, из травы, из веточек.

Я хочу, чтобы настала
В жизни новая эпоха,
Было, как в году далеком,
Когда в мир пришел Христос
И грехи наши унес.
Светлых вам перерождений
И хороших изменений!
C РОЖДЕСТВОМ .

Славная куколка, в детстве в пионерском лагере делали что-то похожее, спасибо, Лариса, интересный мастер класс сделаю с малышами что-нибудь такое. 😀

Наверно, это самая простая из куколок. Ну не считая тех, что из носовых платков 🙂

Отлично получилось, мне очень понравилось. обрядовые куклы, даже страшно становится.

Да ладно, страшно, это ж не вуду какие-нибудь…

Главное, что дети сами смогут сделать такую куколку, а значит и играть будут с удовольствием, классная куколка!

Ага, и нарядить по-своему 🙂

Что интересно, лоскутки тканей используются у разных народов для отпугивания нечистой силы.

Да, и зачастую даже цвет лоскутков имеет значение.

Спасибо, Елена. Славянских кукол действительно много и все такие разные даже внешне, а уж если поизучать особенности и тонкости обрядов… Но они тоже по разным губерниям и деревням собираются. Наверно, в каждом месте свои особенности были. А украинские — это мотанки имеются в виду, или еще какие-то есть? Вокруг трипольской культуры тоже нешуточные споры поднялись, чьи же это корни на самом деле. Я лично не понимаю, зачем так усиленно копать и спорить, прошлого все равно не вернуть, мир уже не тот, наука и медицина вперед шагнули, глобализацию не остановишь. А детям любые куклы интересны могут быть, хоть азиатские, хоть африканские.

Ну мотанки — это да. А вот все вариации из травы, ниток, использование палок за основу или шишек тоже встречается. У них только не звучит название, но есть у большинства мастериц укр. куклы. Вот Ваш Ванюша так у нас на выставках встречается у всех. Одёжки только разные. Говорят, что это тоже старославянская.


На занятии учащиеся в игровой форме узнают о ручном способе изготовления шерстяных ниток. Знакомятся с русскими народными традициями и учатся изготавливать куклу "Крестец"

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_zanyatiya_1.docx 27.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по теме

Старинный ручной способ изготовления шерстяных ниток.

Педагог дополнительного образования Усова Е. В.

Развивавающие: развитие любознательности, мелкой моторики рук, внимания.

Воспитательные: в оспитывать эстетические чувства, аккуратность, терпение.

Используемые технологии: игровая технология , технология индивидуализации обучения, педагогика сотрудничества

  1. Вводная часть

б) объявление темы занятия

  1. Основная часть

а) как и из чего изготавливают нитки

б) разговор клубка со спицами (загадки)

г) крест – главный символ солнца

д) значение цветка

е) коллективное сочинение конца сказки

  1. Вводная часть

- Один говорит, двое смотрят, двое слушают? (язык, глаза, уши)

- У двоих матерей, по пяти сыновей, все в одно имя? ( руки и пальца)

- А как вы думаете, почему я вам загадала такие загадки?

- Глаза вам нужны, чтобы внимательно смотреть. Уши, чтобы слушать и запоминать, язык, чтобы отвечать на вопросы. А руки, чтобы аккуратно выполнять задания.

Объявление темы занятия

- А что же мы будем сегодня делать на занятии?

- Сегодня мы с вами совершим путешествие в прошлое, побываем в крестьянской избе, узнаем как и из чего изготавливали нитки, а так же научимся делать игрушки, которыми играли дети в крестьянских семьях.

Мы с вами пришли в избу, здесь все устроено так, как было в настоящих крестьянских избах много-много лет назад.

Большое место занимала печь. Она играла огромное значение в жизни крестьян. Почему? Это приготовление пищи. Это отопление помещения.

На ней есть палати (специальная лежанка) где зимой спали дети и старики.

В избе была подвешена к потолку люлька. Зачем она? Правильно – так качали младенцев. И конечно же в избе был большой стол с лавками. А почему он такой большой? В крестьянских семьях было много детей. За таким большим столом могли сидеть сразу все члены семьи.

Рассаживайтесь на лавки и слушайте.

2. Основная часть

Сейчас я вам расскажу сказку.

Жила – была бабушка. И была у нее овечка. Бабушка очень любила свою овечку. Летом она пасла ее на лугу. А еще она косила траву и сушила ее. Как называется такая трава? Сушеная трава называется сено. Бабушка запасала сено, чтобы кормить овечку зимой, потому что трава – самая любима еда для овечки. А зимой свежей травы не найти. Вот и кормила бабушка свою овечку зимой сеном.

Однажды надумала бабушка связать своим внукам к зиме носки да варежки. Но где взять шерстяных ниток? И бабушка сделала вот что. Повела она овечку пастись поближе к реке. Завела овечку в реку и помыла с мылом. Шубка у овечки была пыльная, грязная, а сделалась чистая, белая. Высохла шерстка у овечки на солнце. Бабушка повела овечку домой и подстригла ей шерсть. Состриженная шерсть называется руном.

Овечка обрадовалась, ведь ей будет не жарко. Поблагодарила бабушку. а) как и из чего изготавливают нитки

А бабушка взяла шерсть и понесла в дом. В избе у бабушки есть прялка и веретено. Села она и стала прясть. Так получились шерстяные нитки.

- А какого цвета получается нитки? Нитки будут того же цвета, что и шерсть. А вом, чтобы они были разноцветными их красят специальными красителями.

Разговор клубка со спицами (загадки)

А ночью случилось вот что. Скучно было спицам и клубочку. Решили они загадывать загадки. Сначала клубок загадывал загадки спицам.

  1. По горам, по долам ходит шуба да кафтан. (овца)

  1. На корову я похожа

И рога есть у меня

В поле травку ем гуляя

И даю всем молока? (коза)

  1. Зверь я горбатый

А нравлюсь ребятам. (верблюд)

  1. Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, грызет морковку. (кролик)

5.На сене лежит, сама не ест

И другим не дает. (собака)

- Ребята, а как вы думаете, почему все загадки о животных?

Потому, что из шерсти этих животных делают нитки для вязания.

«Зайка серенький сидит и ушами шевелит (присели и руками изображаем как заяц шевелит ушами)

Вот так, вот сяк, и ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть (встаем и хлопаем в ладоши)

Вот так, вот сяк, надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать (прыгаем на месте)

Вот так, вот сяк, надо зайке поскакать.

Зайку кто-то испугал, зайка прыг и ускакал.(убегаем на свои места за стол)

Мы отдохнули поиграли, а теперь продолжаем сказку.

А спицы с клубочком играли в игру догонялки. То спицы догоняли клубок, то клубок катился за спицами. Потом они стали валяться, кататься и путаться. И когда все нитки запутались вокруг спиц, они успокоились. Утром бабушка пришла и что же она увидела? Спицы расположены в форме креста, а нитки равномерно обмотаны вокруг четырех сторон.

Крест – главный символ солнца

Крест – главный символ солнца и главный оберегающий символ славян.

Православные люди чтут крест как знак распятия Иисуса Христа и как знак христианской веры.

И конечно же имеет значение цвет ниток, которыми обвязывают лучи:

красный – это само солнце, огонь, горячая кровь;

желтый –тепло, младенчество;

зеленый – здоровье, молодость;

синий – высокие помыслы, духовно очищение;

черный – сила, власть, богатство, крепкая семья;

Выбирайте нитки любого цвета, берите по две палочки (зубочистки). Размещаем палочки крестом. Начинаем обматывать ниткой палочки. Сначала крест-накрест, а потом каждую палочку вокруг, протягивая нитку к следующему лучу и т. д. В конце закрепляем нитку, что бы она не размоталась.

Вот наша кукла и готова.

- Нравится вам куклы, которые вы сделали?

- Как она называется?

- Что интересного в этой кукле? (она является оберегом)

-Что лежит в основе этих кукол? (крест)

- А как вы думаете, почему крест? Почти все куклы, традиционно изготовляемые в каждой семье – оберег.

Куклы делали в семье при рождении каждого ребенка, а детей было не менее трех. Отдельную куклу для охранения домашнего очага. Для игры девочек – будущих мам, для игры мальчиков – куклы бойцовские, куклы воины. И немалое количество календарных обрядовых кукол крупных – для коллективных празднований (Троицкая березка, Масленица, Кострома, Таракан) и весьма маленьких, соразмерные кисти рук – для праздника в семейном кругу.

Вот такими игрушками играли дети в простых крестьянских семьях.

Коллективное сочинение конца ск азки

- А чем же закончится наша сказка?

- Как вы думаете, подружились спицы с клубком?

Я тоже думаю подружились. И больше они не путались. От их совместной дружбы в умелых руках появляются такие теплые красивые вещи, как кофты, шапки, шарфы, носки, варежки и другие вещи.

- Понравилась вам сказка?

- А что нового вы сегодня узнали?

- Как вы думаете, сейчас так же прядут нитки для вязания?

- расширять представление о профессии мастер кукол

- как возникла профессия;

- расширять представление о народных куклах ;

- знакомить с изготовлением народной куклы Крестец ;

- формировать познавательный интерес к народному творчеству ;

- развивать связную речь, внимание, память, мышление.

- воспитывать эмоционально-ценностное отношение к культуре и традициям;

- воспитывать нравственные качества личности (доброжелательность, взаимопомощь, дружелюбие) ;

- воспитывать патриотические чувства.

Оборудование : народные куклы (Травница, Зернушка, Желанница, Крестец, корзина, лоскутки хлопчатобумажной ткани, ленты, тесьма, аудиозаписи народной музыки .

Интеграция образовательных областей :

1.Организационный момент

Звучит русская народная музыка , воспитатель обращается к детям

Здравствуйте, я вижу, здесь собрались самые любознательные, веселые и добрые ребята .

У меня для вас есть интересный сюрприз , он в моей корзине. Ой, а где же она? Помогите мне ее найти

Дети находят корзину.

- Давайте вместе посмотрим, что в ней там….

(В корзине находятся народные куклы , сделанные своими руками).

Диалог с детьми :

- Может быть, у вас есть такие куклы ?

- А какие куклы есть у вас дома ?

- В моей корзине куклы необычные , старинные. Как вы думаете, чем они отличаются от ваших кукол?

Дети. Куклы сделаны своими руками, из лоскутков, у них нет лица.

- А вы знаете, почему раньше куклам не рисовали лица ? Вот послушайте, что я вам расскажу :

Когда в семье рождался ребенок, каждый мог принести ему в подарок куколку. А ведь люди бывают разные : есть добрые, а есть и не очень. Вот поэтому куклам и не рисовали лица , чтобы они не стали похожими на недоброго человека. Вот такие добрые куклы и оберегали ребенка с самого рождения, поэтому их называли оберегами.

- Ребята, послушайте, какое интересное слово – оберег .

- На какое другое слово оно похоже?

- Попробуйте подобрать похожие слова. (Оберегать, беречь, защищать, заботиться)

- Вы догадались, почему такие куклы назывались оберегами?

Правильно, они оберегали человека и дом от зла, бед и разных неприятностей.

Все куклы , которые я вам принесла, тоже обереги, но разные.

Вот эта кукла называется Травница .

Если ее потрогать, понюхать, вы догадаетесь, что у нее внутри. Правильно, эта кукла наполняется травой , но не простой, а лекарственной, целебной. Вы почувствовали, как она приятно пахнет? Как вы думаете, от чего оберегает Травница?

Дети высказывают предположения

- Да, такая кукла оберегает человека от болезней, как бы отгоняя своим целебным запахом все беды.

А это другая кукла , чем она наполнена?

Дети отвечают. (Зерном)

Эта кукла наполнена зерном . И значит, как она может называться?

Дети высказывают предположения

Да, эта кукла называется Зернушка . Как вы считаете, от чего она оберегала?

Дети (ответы-предположения)

Кукла Зернушка оберегала человека от голода, плохого урожая. Раньше хороший, богатый урожай был очень важен для каждой семьи. Как вы думаете почему?

Дети (ответы)

Семьи были очень большие, в каждой помногу детей, не один и не два, а пять и даже десять. Основным блюдом на столе была каша. Хороший урожай – и семья сыта. Поэтому куклу Зернушку , оберегавшую от голода, имела каждая семья.

- Посмотрите, а вот эта красивая кукла – моя самая любимая , мы с вами уже делали таких кукол. Но вы не знали, что называется она Желанницей.

- Как вы думаете, почему ей дали такое название?

Дети (высказывают предположение) .

Скажу вам по секрету : эту куклу сделала я сама , и все желания, которые я загадала, уже исполнились.

2.Особенности профессии

Если скульптор или живописец творит произведения изобразительного искусства, то ремесло художника-кукольника кажется чем-то несерьёзным.

Что такое кукла в исполнении художника-кукольника? Это художественное изображение, игрушечная имитация живого существа – человека, животного, а может, и нечистой силы. Но в то же время это сбалансированная конструкция, которая делает куклу устойчивой, а в некоторых случаях и подвижной.

Спросите у любого ребёнка, какие куклы ему интереснее: неподвижные красавицы или такие, у которых шевелятся руки и ноги? Наверняка он выберет куклу попроще, но с которой можно взаимодействовать: с гнущимися руками и ногами. На худой конец, заводную.

Для того, кто ценит куклу как художественное явление, на первом плане будет необычность замысла и мастерство исполнения.

Художественные куклы ручной работы редко попадают в руки детей. Их удел – украшать собою интерьеры, выставляться в галереях. Кроме этого есть куклы-актёры, играющие свои роли в кукольных театрах и мультфильмах. Причем в кукле-актёре важна не красота, а выразительность и простота управления.

Чтобы создать куклу, нужно придумать и воплотить её внешность, характер. Если речь идёт о заводной кукле ли кукле-актёре, нужно также продумать внутреннее устройство, механику.

Художнику по куклам приходится работать с тканями, деревом, полимерной глиной, фарфором, красками и ещё со многими другими материалами. И каждый из них требует особых технологий, которыми приходится овладевать художнику.

Недаром говорят, что ремесло кукольника – это с одной стороны искусство, а с другой – игра. Для настоящего художника кукла – это почти живое существо. А кукла для театра – это ещё и персонаж пьесы. И чем искуснее кукольник, тем живее получается персонаж.

С планшетными куклами всё наоборот: кукловод прячется за ширмой, а кукла находится над ней. Она управляется с помощью рукояток и рычагов.

Кукла, занятая в анимационном фильме, не нуждается ни в ниточках, ни в рукоятках. Она устроена таким образом, чтобы мультипликатор мог понемногу менять её положение. Делается огромное количество кадров, каждый из которых передаёт часть движения. Кукла оживает на экране, когда все отснятые кадры показывают друг за другом.

Мастер кукол может работать в своей мастерской, скорее всего, прямо на дому. Художник-кукольник кукольного театра работает в театральной мастерской. Художник-кукольник анимационных фильмов работает в анимационной студии.

Профессия художника-кукольника предполагает художественные способности, богатое воображение, умение подмечать характерные или необычные черты в окружающих, склонность к работе руками, настойчивость, чувство юмора.

Знания и навыки

Художник-кукольник должен уметь рисовать, лепить, вязать, конструировать, работать с текстилем, деревом и т.д.

Обучение на мастера кукол

Стать кукольником для кукольного театра можно, окончив

Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства

Факультет театра кукол

Мастером кукол может стать любой человек, умеющий хорошо рисовать, пройдя курсы и школу кукольного дизайна или освоив необходимые навыки самостоятельно, с помощью книг.

Цель : Обучение детей умению четко произносить слова. Развитие силы бега. Воспитание интереса к игре.

Один из детей держит шест с прикрепленными на конце лентами. Все играющие берут по одной ленте. Один из участников - водящий - стоит вне круга. Дети идут по кругу с лентами в руках со словами :

Раз - два, не воронь,

С последними словами водящий дотрагивается до одного игрока. Они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, победитель, а неудачник становится водящим.

4. Кукла Крестец.

Кукла Крестец – история и значение

В славянской мифологии зима – период раздолья для нечисти и прочей злобной силы. Поэтому именно во время длинных ночей и сильных холодов проводили древние славяне разные ритуалы и праздники, во время которых давали этим паразитам по рукам и по остальным их частям. Но вступать в контакт с существами из иного мира, к тому же весьма недоброжелательно настроенными, нужно аккуратно, предпринимая особые меры предосторожности.


Кукла Крестец из шерстяных ниток.

Во время святок молодые люди наряжались в лохмотья, одевали маски и толпой бегали пугать своих односельчан, имитируя чертей, леших, кикимор и прочих сущностей. Но, как известно, принимая пусть даже на время чужую личину есть риск перенять на себя определенные черты нового образа. Поэтому на Крещение обязательно нужно было смыть с себя всю прилипшую нечисть и освободиться от нее.

Но злой дух сам по себе не может долго существовать, ему нужно обязательно куда-нибудь вселиться. И для того, чтобы обезопасить всех людей во время купания рядом с прорубью устанавливали обрядовую куклу Крестец. Яркие полоски ткани, которые кукла держала в руках, приманивали к себе все потоки негативной энергии. Выбраться же назад было невозможно, потому что под разноцветными лоскутами был крест, который являлся основой конструкции.

Вот таким образом можно себя обезопасить от изгнанных крещенским купанием болезней, ненависти, зависти, порчи, сглаза и т.д. Определенное сходство Крестец имеет с обрядовой тряпичной куклой Купавкой, как по смыслу, так и внешнему виду, что дает повод задуматься об общих корнях появления этих обрядов в традициях древних славян.

Кукла Крестец – как делать

- А что нужно, чтобы сделать куклу Крестец? – спрашивает Веселина, - и давай сделаем себе такую ловушку для нечисти.

Вообще, все русские обрядовые куклы не сложны по своему исполнению, а кукла Крестец считается одной из самых простых. Для ее создания нужно всего-то две палочки и несколько разноцветных полосок ткани. Палочку потолще и подлиннее используем для головы и туловища, а ту, что покороче – для рук. Кладем их друг на друга перпендикулярно и закрепляем красной ниткой. После этого завязываем полоски ткани узлом на руках нашего Крестца. Для полноты образа можно сделать импровизированную прическу.


Кукла Крестец из лоскутов.

Для создания яркого внешнего вида можно использовать разный материал. Мы решили взять в одном случае остатки от лоскутов и для головы небольшой пучок лыка, а в другом использовали шерстяные нитки контрастных цветов. Веселина замечательно делает витые шнурки, которыми мы и украсили куклу. Поэтому, если вы захотите сделать для себя обрядового Крестца, то можете с легкостью взять любой подходящий материал, имеющийся в наличии.

Иногда в детских играх нужно было как-то представить мужчин, а подходящих для этого кукол не было. В этом случае быстро делали небольшого Крестца, величиной с ладошку. Эта игровая мужская кукла могла быть менее яркой и нарядной, достаточно было пары лоскутов, намотанных на крест из палочек. Обрядовая кукла Крестец, которая использовалась на Крещении, была большой, иногда выше человеческого роста, а в его создании принимало участие все купающееся население деревни.

По окончании работы дети собирают своих кукол на общем столе и рассказывают о них, воспитатель помогает составить рассказы с помощью вопросов:

Как зовут твою куклу?

Как ты её делал?

-Ты хочешь с ней играть сам или приготовил куклу для подарка?

Как ты с ней будешь играть? Или Кому ты её подаришь?

А теперь давайте возьмём наших замечательных кукол. Они получились такими красивыми, потому что вы вложили в каждую куколку тепло своих рук. Когда смотришь на них, на душе — праздник. В группе вы поиграете с ними и подарите тем, кому задумали.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.