Ловейко и д лечебная физическая культура у детей при дефектах осанки

медицинские науки

  • Мифтахов Алмаз Фаридович , магистр, старший преподаватель
  • Казанский (Приволжский) федеральный университет, Елабужский институт (филиал)
  • ЗДОРОВЬЕ
  • КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ
  • СУТУЛОСТЬ
  • ИСКРИВЛЕНИЕ
  • ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Похожие материалы

  • Лечебная физическая культура при дискинезии желчевыводящих путей
  • Средства лечебной физической культуры
  • Формы лечебной физической культуры
  • Лечебная физическая культура при остеохондрозе позвоночника

Так вот огромное значение имеет именно наша осанка. При нормальной ровной осанке человек выглядит аккуратно. Ровная спина еще больше подчеркивает его внешний вид. А вот бывает наоборот, стоит человек в строгом костюме, с дипломатом, а осанка у него не ровная, из-за чего он сутулится. В этом случае образ человека сразу меняется.

Сутулость — это искривление позвоночника выпуклостью сзади. (рис. 1)


Рисунок 1. Искривление позвоночника

Мы поговорим об этом заболевании в детском возрасте. Почему именно в детском? Потому что именно в этот период формируется осанка, формируется позвоночник.

Сутулость — одно из самых часто встречающихся заболеваний в детском возрасте. По статистике, это заболевание встречается у 65-75% детей дошкольного и школьного возрастов.

Сутулость оказывает влияние не только на внешний вид человека, но и очень сильно влияет на здоровье организма в целом. При искривлении позвоночного столба страдают сосуды, может деформироваться грудная клетка, из-за чего может произойти смещение внутренних органов.

Причины возникновения данного заболевания у детей различны. Для каждого возраста могут быть свои причины. Рассмотрим их более подробно:

  • Для детей до 3 лет причиной искривления может стать аномалия внутриутробного развития, неправильный уход (необеспеченность правильной поверхностью для сна, условия для сидения).
  • Для детей от 4 до 8 лет причиной искривления может стать малоподвижный образ жизни, низкий уровень физической активности. В этом возрасте детям рекомендуется больше времени проводить на свежем воздухе, заниматься спортом и вести активный образ жизни.
  • Для детей от 9 до 14 лет причиной искривления может стать слишком быстрый рост. В этот период активным темпом развиваются кости, но массы мышц оказывается еще недостаточно, чтобы удержать позвоночник. И дети начинаются комплексовать из-за своего роста, вследствие чего начинают сутулиться.

Если во время диагностировать искривление позвоночника, то можно не только выпрямить его, но и избежать других проблем со здоровьем.

Для этого необходимо обратиться к врачу, чтобы он уже поставил точный диагноз и назначил лечение.

Всего различают три степени искривления осанки:

  1. При данной степени заметны небольшие изменения осанки, которые могут быть устранены путем целенаправленной концентрации внимания ребенка.
  2. При данной степени искривления увеличивается количество симптомов нарушения осанки, которые могут быть устранены при разгрузочном положении позвоночника в горизонтальном положении или же при подвешивании.
  3. При данной степени имеются серьезные нарушения осанки, которые уже не могут быть устранены при разгрузочном положении позвоночника.

Сутулость — это такое заболевание, основным методом лечения которого является лечебная физическая культура (ЛФК).

ЛФК при данном заболевании ставит перед собой определенные задачи:

  • Обучить навыку правильной осанки;
  • Укрепить мышцы туловища и конечностей;
  • Нормализовать трофические процессы в мышцах туловища;
  • Осуществить целенаправленную коррекцию имеющегося нарушения осанки.

Прежде чем переходить к комплексу упражнений, стоит сказать о том, что занятия необходимо проводить не менее 3 раз в неделю. Нагрузки должны иметь нарастающий темп, то есть начинать необходимо с элементарных упражнений, которые в дальнейшем нужно усложнять. Все занятия должны выполняться строго под присмотром инструктора.

Комплекс упражнений ЛФК при сутулости у детей:

  1. Начальное положение — встать на носочки, руки развести в разные стороны. Необходимо поднимать поочередно руки вверх — делая вдох, и опускать — делая выдох. Повторить 10 раз.
  2. Начальное положение — встать спиной к стене — лопатки должны касаться стены — руки убрать за голову. Необходимо начать упираться руками в стену, прогибаясь по направлению к ней — делая вдох. Возвращаемся в начальное положение — выдох. Повторить 6 раз.
  3. Начальное положение — встать лицом к стене на расстоянии 1 метра. Необходимо сделать отжим, прижимая грудь к поверхности. Повторить 5 раз.
  4. Начальное положение — встать на четвереньки, уперевшись руками в пол. Необходимо поднимать поочередно вверх левую, правую ногу — делая вдох. Опускаем ноги — делая выдох. Во время выполнения данного упражнения ноги должны быть прямыми. Повторить 5 раз.
  5. Начальное положение — поставить ноги на ширине плеч, руки опустить вниз. Необходимо поднять правую руку вверх, а левую отвести назад, согнуть руки в локтях и попытаться их соединить в замочек. Возвращаемся в начальное положение. Повторить поочередно 6 раз.

Вот такой несложный комплекс упражнений ЛФК поможет быстрее привести в норму состояние осанки.

Главное не забывать выполнять все рекомендации лечащего врача и не нарушать правила проведения занятий.

Список литературы

  1. Барашева О. Правильная осанка — залог успеха в жизни. — М., 2000.
  2. Брегг П. Программа по оздоровлению позвоночника. — М., 1998.
  3. Ловейко И. Д. Лечебная физическая культура у детей при дефектах осанки, сколиозах и плоскостопии. — Л.: Медицина, 1982.
  4. Путилова А. А., Лихварь А. Т. Сколиотическая болезнь. — Киев: Здоровье, 1975.

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.


Рубрика: Дошкольное образование

Дата публикации: 03.02.2017

Статья просмотрена: 160 раз

Позвоночник играет ключевую роль в формировании здоровья. От состояния здоровья зависит работа других частей тела. В течении всего дня позвоночник удерживает тело в вертикальном положении и несет большую статическую нагрузку. Если мышечный корсет туловища хорошо развит, то спина прямая. Если мышцы туловища недостаточно развиты, слабы, то данное обстоятельство влечет за собой формирование неправильного положения позвоночника, что вследствие приводит к дефектам осанки, поэтому человеку всегда нужны крепкие, эластичные и упругие мышцы туловища. Именно они и формируют осанку.

Осанка представляет собой привычное положение тела при сидении, стоянии и ходьбе. Особенности осанки определяются положением головы, пояса, верхних конечностей, изгибами позвоночника, формой грудной клетки и живота, наклоном таза и положением ног. Сохранение осанки обеспечивается за счет тонуса и статического напряжения мышц шеи, пояса, рук.

Осанка у дошкольников имеет характерные черты, которые обусловлены анатомо-физиологическими особенностями: развитием скелета, мускулатуры. У детей дошкольников в отличие от взрослых, голова немного наклонена вперед, плечевой пояс незначительно смещен к переду, не выступая за уровень грудной клетки и плавно переходит на линию живота, который выступает на 1–2 см, изгибы позвоночника выражены слабо, угол наклона таза невелики. Осанка у ребенка не бывает врожденной, она начинает формироваться в период, когда ребенок делает попытки садиться вставать и удерживать равновесие в этих положениях, а потом ходить, бегать и прыгать, которая окончательно формируется к совершеннолетию.

В раннем возрасте физиологически обоснованное и правильно организованное физическое воспитание не только обеспечивает своевременное формирование двигательных навыков ребенка и их высокое качество, а также приводит к равномерному развитию мускулатуры туловища. Занятия физической культуры в детском саду по ФГОС способствуют своевременному, правильному формированию физиологических изгибов позвоночного столба и позволяют избежать излишней статической нагрузки на него и на мышцы.

Инструктор по физической культуре должен знать признаки, характеризующие правильную осанку детей: голова и туловище держатся прямо, плечи симметричны слегка отведены назад, живот подтянут, грудная клетка развернута и выступает вперед, в поясничной части есть небольшой изгиб вперед, ноги прямые, пятки вместе, носки симметрично развернуты наружу.

Формирование навыков правильной осанки предполагает собой длительный и кропотливый процесс. Стоит отметить, что даже несмотря на то, что помимо существенных нарушений осанки существуют также незначительные, однако и в этом случае необходимо понимать, что для исправления таких дефектов необходим как минимум 1 год занятия лечебной физкультурой. Ведущие врачи-ортопеды отмечают, что для устранения дефектов неправильной осанки необходимо соблюдение принципов систематичности и регулярности при занятиях лечебной физкультуры, при этом длительность занятий должна быть не менее 20–30 минут. Весь цикл делится на два основополагающих периода- подготовительный и основной.

Существенное значение в подготовительном периоде отведено выработке представлений о правильной осанке и созданию физиологических предпосылок для ее закрепления.

Основной период основывается на работе по воспитанию и закреплению навыка правильной осанки. Средствами формирования правильной осанки в данном периоде являются непосредственно занятия физическими упражнениями посредством специальных упражнений.

Для формирования правильной осанки и профилактики ее нарушений в процессе занятий физической культурой, утренней гимнастики и других форм организации в детском саду можно использовать следующие упражнения: прогибание спины с обручем или с мячом в руках; наклоны в стороны с обручем или с мячом в руках; наклоны в стороны с обручем за спиной; приседание, стоя на носках, с гимнастической палкой в руках; наклоны назад с разведением рук в стороны; поднимание ног вверх, лежа на спине; ходьба с удержанием на голове груза с сохранением правильной осанки, хождение на четвереньках. [3, с.120]

Очень эффективны оздоровительно-развивающие игры при нарушении осанки, которые имеют цель — укрепление мышц спины и брюшного пресса, а также растягивание передней поверхности грудной клетки.

Использование подвижных игр для детей с нарушениями осанки очень важно, так как игра — основной вид деятельности в детском возрасте, развивающий познавательную сферу, фантазию, творчество. Специальные ортопедические упражнения неинтересны для детей, скучны и требуют определенных волевых усилий, терпения, внимания. В процессе игры решаются самые разнообразные задачи: гигиенические, воспитательные, образовательные, оздоровительные.

Содержание: дети врассыпную стоят по залу, на голове у каждого надувное разноцветное кольцо. Дети вначале ходят лицом или спиной вперед пристальными шагами; подпрыгивают; пробегают, не сталкиваясь друг с другом. Игроки начинают игру с места, на котором стоят, балансируя кольцом на голове.

Правила: инструктор по физической культуре меняет темп игры. Ребенок, уронивший кольцо, выбывает из игры. Выигрывает тот игрок, который дольше всех удержит кольцо на голове.

Цель: учить двигаться в колонне по одному.

Задачи: закреплять навык правильной осанки на шаблоне.

Содержание: Инструктор по физической культуре предлагает детям взять мешочки с песком и встать у стены так, чтобы угол разворота носков составлял 30 градусов.

При выполнении упражнений следить за правильным положением туловища и головы. При перекатывании руки должны быть вверху, а ноги не сгибать и не разводить. Выполнять упражнение следует 4–6 раз. [1, с. 67]

Задачи: научить детей правильнодержать плечи и грудь при естественной стойке, выполнять упражнения с гимнастическими палками. Закреплять навыки ползания по скамейке.

Инвентарь: 3–4 скамейки, гимнастические палки по числу играющих, линолеумовая дорожка с отпечатками стоп.

Подготовка кигре. На различных участках площадки на расстоянии 1, 5- 2 м друг от друга расставить игрушки и предметы. Определить постоянное место для построения детей и расположить там дорожку с отпечатками стоп. 2–3 скамейки поставить в одну линию.

Второй этап. Педагог раздает гимнастические палки. Дети выполняют комплекс упражнений с гимнастической палкой для рук, плечевого пояса, живота и спины. После этого вновь выстраиваются на дорожке с отпечатанными следами стоп, сохраняя правильную осанку. В конце игры дети ползают на животе по скамейке. [2, с.55]

Результатом применения таких игр является нормализация угла наклона таза, положения и формы грудной клетки, симметричное стояние пояса верхних конечностей.

  1. Бабенкова Е. А., Федоровская О. М. Игры, которые лечат / Е. А. Бабенкова, О. М. Федоровская. — М.: ТЦ Сфера, 2008.- 80 с.
  2. Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр. — М.: ВАКО, 2005.- 97 с.
  3. Потапчук А. А. Лечебная физическая культура в детском возрасте / А. А. Потапчук, С. В. Матвеев, М. Д. Дидур. — СПб., 2007. — 464 с

Похожие статьи

правильная осанка, ребенок, физическая культура, грудная клетка, игра, голова, изгиб позвоночника, плечевой пояс, неправильная осанка, лечебная физкультура.

правильная осанка, ребенок, физическая культура, грудная клетка, игра, голова, изгиб позвоночника, плечевой пояс, неправильная осанка, лечебная физкультура.

Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста. Упражнения для укрепления мышц брюшного пресса. упражнение, мяч, правильная осанка, нарушение осанки, рука, плечевой пояс, голова, исходное положение.

В формировании стереотипа правильной осанки первичным оказывается овладение мышечно-суставным чувством, характерным для такой осанки.

Например, при патологических искривлениях позвоночника, деформациях грудной клетки (а причиной тому бывает.

Коррекция нарушений осанки средствами физической культуры. упражнение, позвоночник, правильная осанка, исходное положение, нога, рука, таз, укрепление мышц, брюшной пресс, часть тела.

Ключевые слова: сколиоз, лечебная физическая культура, комплекс упражнений.

Все вышеперечисленное влияют на развития искривления позвоночника и нарушения осанки.

Влияние физической культуры на опорно-двигательный аппарат. Например, при патологических искривлениях позвоночника, деформациях грудной клетки (а причиной тому бывает слабость мышц спины и плечевого пояса) затрудняется работа легких и сердца.

Ловейко И. Д. Лечебная физическая культура у детей при дефектах осанки, сколиозах и плоскостопии / И. Д. Ловейко.

Влияние физической культуры на опорно-двигательный аппарат. Например, при патологических искривлениях позвоночника, деформациях.

Узнать о правильной и неправильной осанке и её значении для здоровья учащихся.

Составить комплекс упражнений для сохранения правильной осанки.

. искривлению позвоночника, грудной клетки, таза, нижних конечностей, включая стопы.

  • Как издать спецвыпуск?
  • Правила оформления статей
  • Оплата и скидки

Похожие статьи

правильная осанка, ребенок, физическая культура, грудная клетка, игра, голова, изгиб позвоночника, плечевой пояс, неправильная осанка, лечебная физкультура.

правильная осанка, ребенок, физическая культура, грудная клетка, игра, голова, изгиб позвоночника, плечевой пояс, неправильная осанка, лечебная физкультура.

Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста. Упражнения для укрепления мышц брюшного пресса. упражнение, мяч, правильная осанка, нарушение осанки, рука, плечевой пояс, голова, исходное положение.

В формировании стереотипа правильной осанки первичным оказывается овладение мышечно-суставным чувством, характерным для такой осанки.

Например, при патологических искривлениях позвоночника, деформациях грудной клетки (а причиной тому бывает.

Коррекция нарушений осанки средствами физической культуры. упражнение, позвоночник, правильная осанка, исходное положение, нога, рука, таз, укрепление мышц, брюшной пресс, часть тела.

Ключевые слова: сколиоз, лечебная физическая культура, комплекс упражнений.

Все вышеперечисленное влияют на развития искривления позвоночника и нарушения осанки.

Влияние физической культуры на опорно-двигательный аппарат. Например, при патологических искривлениях позвоночника, деформациях грудной клетки (а причиной тому бывает слабость мышц спины и плечевого пояса) затрудняется работа легких и сердца.

Ловейко И. Д. Лечебная физическая культура у детей при дефектах осанки, сколиозах и плоскостопии / И. Д. Ловейко.

Влияние физической культуры на опорно-двигательный аппарат. Например, при патологических искривлениях позвоночника, деформациях.

Узнать о правильной и неправильной осанке и её значении для здоровья учащихся.

Составить комплекс упражнений для сохранения правильной осанки.

. искривлению позвоночника, грудной клетки, таза, нижних конечностей, включая стопы.

16. Ловейко И.Д. Лечебная физическая культура у детей при плоскостопии.Л. 1982.

17. Лосева В. С Плоскостопие у детей 6-7 лет: Профилактика и лечение. Издательство: "Сфера", 2004.

18. Лубышеаа Л.И. Современные подходы к формированию физкультурного знания у студентов вузов. // Теория и практика физической культуры, 1993, №З.

19. Полеся Г.В. , Петренко Г.Г. Лечебное плавание

при нарушении осанки и сколиоза у детей. - К.: "Здоров’я", 1980.

20. Постникова В.М. Общая методика применения физических упражнений в лечебной физкультуре. М. 1967.

21. Справочник по детской лечебной физической культуре / Под. ред.М.И. Фонарева. - Л.: Медицина, 1983.

22. Чаклин В. Д., Абальмасова Е.А. Сколиоз и кифозы. М. "Медицина", 1975.

23. Фридланд М.О. Статические деформации стопы у взрослых и детей. // Ортопедия и травматология. № 8. 1960.

Комплекс упражнений и массаж для профилактики и лечения плоскостопия:

Сидя на стульчике, упереться пальцами ног в пол. Делать маленькие шажки, как балерина на пуантах. Колени внутрь не поворачивать.

3. Поочередное поднимание носков и пяток

4. Поочередное разведение носков и пяток

Дети изображают, как они захватывают пальцами ног песок на пляже.

3. Нарисуй кружок

Ребята выполняют круговые движения в одну и другую стороны большими пальцами ног.

4. а) Цапля AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA

Стоя. Ходьба на носках. Спина прямая.

На носочках ходят мыши,

Так, чтоб кот их не услышал.

Стоя. Ходьба на пятках. Носки повернуты внутрь. Тело необходимо держать прямо, дыхание не задерживать.

а) Котенок крадется. Ходьба на цыпочках.

б) Котенок бежит. Бег на носочках.

в) Котенок прыгает, ловит бабочку. Мягкие подпрыгивания, опускаться нужно на всю ступню.

7. Медвежонок

Стоя. Ходьба на внешней стороне стопы, а затем на внутренней. Руки на поясе.

8. Веселые ножки

Выполнять сидя. Выставить одну ногу вперед на пятку, на носок, убрать под стул. То же с другой ногой. Повторить 4 раза.

Представьте, что мы поставили ноги на пружинки. Эти пружинки выскакивают из пола и отталкивают носки наших ног так, что стопы отрываются от пола и поднимаются вверх, а пятки продолжают упираться в пол. Снова прижмем стопы к полу. Крепче! Сильнее! Ох, как тяжело! Ноги напряжены. Перестали нажимать на пружинки. Ноги расслабились! (Вожатый должен показывать движения)

Что за странные пружинки

Упираются в ботинки?

Дети в этот момент приподнимают носки, пятки прижаты к полу.

Ты носочки опускай,

На пружинки нажимай,

Крепче, крепче нажимай.

Нет пружинок - отдыхай!

Повторить 3 раза.

Из-за физического состояния детей, большой уклон на спорт мы делать не можем, но подвижные игры на свежем воздухе - это хороший вариант решения проблемы.

Массаж ступни

Сидя на стульчике, вытянуть ноги, поставить ступню правой ноги на верхнюю треть левой голени и начать активно массировать. Поочередно выполнять массаж то одной, то другой ноги.

Массаж икроножной мышцы.

Для выполнения массажных приемов на икроножной мышце массируемого следует положить на живот, а под его голеностопные суставы - валик. Необходимо провести приемы:

б) двойное кольцевое;

г) кругообразное фалангами согнутых пальцев сначала одной, а потом двумя руками;

д) кругообразное клювовидное сначала одной, а потом двумя руками.

4. Поглаживание прямолинейное.

Массаж ахиллова сухожилия.

а) прямолинейное 'щипцевидное';

б) спиралевидное 'щипцевидное';

в) прямолинейное буграми и подушечками больших пальцев;

г) кругообразное фалангами согнутых пальцев;

д) кругообразное клювовидное;

е) кругообразное ребром большого пальца.

Массаж внешней стороны голени

Массируемого нужно положить на спину, под его колени подложить валик.

Дальней рукой следует провести:

1. Поглаживание прямолинейное.

а) кругообразное подушечками четырех пальцев;

б) кругообразное фалангами согнутых пальцев;

в) кругообразное клювовидное;

г) кругообразное ребром большого пальца.

Выжимание основанием ладони.

Массаж тыльной стороны стопы.

Не изменяя положения массируемого, следует обхватить его стопу со стороны подошвы ближней рукой и выполнить массажные приемы дальней рукой:

1. Поглаживание прямолинейное в направлении от кончиков пальцев до голеностопного сустава.

а) прямолинейное подушечками четырех пальцев межплюсневых промежутков;

б) кругообразное подушечками четырех пальцев межплюсневых промежутков;

в) прямолинейное подушечкой большого пальца;

г) кругообразное подушечкой большого пальца;

д) прямолинейное подушечкой среднего пальца;

е) кругообразное подушечкой среднего пальца;

ж) кругообразное ребром ладони.

3. Поглаживание (на задней поверхности голени).

4. Выжимание (на задней поверхности голени).

Массаж подошвы

1. Поглаживание подошвы тыльной стороной кисти.

2. Растирание в направлении от пальцев к пятке:

а) кругообразное подушечкой большого пальца;

б) кругообразное подушечками четырех пальцев;

в) прямолинейное кулаком поперек и вдоль;

г) кругообразное гребнем кулака.

3. Сдавливание стопы.

Массаж икроножной мышцы

1. Поглаживание прямолинейное.

2. Выжимание клювовидное.

б) кругообразное фалангами согнутых пальцев;

в) кругообразное клювовидное.

Массаж подошвы

а) прямолинейное кулаком;

б) кругообразное фалангами согнутых пальцев.

Для укрепления мышц, которые поддерживают внутренний свод стопы, рекомендуется совмещать сеансы массажа с корригирующими упражнениями, с пассивными и активными движениями стопы:

2. Повороты внутрь.

4. Раздвигание и сдвигание пальцев ног.

5. Собирание пальцами ног различных мелких предметов.

6. Катание маленького мячика.

7. Скользящие движения стопой одной ноги по голени второй.

8. Приседания на палке, лежащей поперек стопы.

Комплекс упражнений для профилактики и лечения деформации позвоночника.

Следующие упражнения значительно укрепят мышцы спины и удержать тело в правильном положении:

1) И. п. - стоя, руки за головой. С силой отведите руки в стороны, подняв руки вверх, прогнитесь. Замрите на 2-4 секунды и вернитесь в и. п. Повторите 6-10 раз. Дыхание произвольное.

2) И. п. - стоя и держа за спиной гимнастическую палку (верхний конец прижат к голове, нижний - к тазу). Присядьте, вернитесь в и. п. Наклонитесь вперед, вернитесь в и. п. и, наконец, наклонитесь вправо, затем влево. Каждое движение выполнить 8-12 раз.


Из наблюдений и опыта тысячелетий, передававшегося из поколения в поколение, рождалось рациональное врачевание. Тот факт, что какие-либо случайно примененные средства или приемы приносили пользу, устраняя боль и т. п. Читать дальше



Вирусы - мельчайшие возбудители многочисленных инфекционных заболеваний человека и животных. Являются внутриклеточными паразитами, не способными к жизнедеятельности вне живых клеток. Читать дальше


Острые респираторные вирусные инфекции - большая группа заболеваний, которые очень широко распространены. В этой группе выделяются аденовирусная, парагриппозная, риновирусная и сиицитиально-вирусная инфекции.Читать дальше


Вирусы способны жить и развиваться только в клетках других организмов. Вне клеток живых организмов вирусы жить не могут, и многие из них во внешней среде имеют форму кристаллов. Читать дальше


В 19 веке выяснели, что пищевая ценность продуктов определяется содержанием в основном следующих веществ: белков, жиров, углеводов, минеральных солей .


Иммунология - молодой раздел науки, но уже первые результаты ее применения в профилактике и лечении открывают широкие перспективы .


Большое значение для внешнего облика человека имеет чистая, гладкая, приятного оттенка кожа лица. К сожалению, не всегда за ней обеспечен правильный уход .

№4 Комплекс упражнений для исправления дефектов осанки (по Ловейко И.Д., Фонареву М.И., 1988, с82-85)

Применение специальных упражнений и средств, обеспечивающих нормальное развитие опорно-двигательного аппарата, дает возможность измерить и нормализовать угол наклона таза, нормализовать физиологические изгибы позвоночника, исправить положение и форму грудной клетки, положение головы, добиться симметричного расположения плеч, укрепить мышцы брюшного пресса. (Ловейко И.Д., Фонарев М.И., Лечебная физкультура при заболеваниях позвоночника у детей, Л., Медицина, 1988, с.82)

Упражнения для укрепления мышц задней поверхности бедер

1. Из упора на коленях попеременное поднимание правой и левой ноги назад.

2. То же, но с различными движениями рук.

3. Из упора на коленях сгибание рук в локтях с одновременным выпрямлением левой (правой) ноги назад.

4. Лежа на полу лицом вниз, попеременное поднимание прямых ног назад (таз плотно прижат к полу).

5. То же, но одновременно поднимание обеих ног.

6. То же, но с различными положениями рук.

7. Вис на гимнастической стенке (лицом к ней). Попеременное поднимание правой (левой) ноги; последние в коленях не сгибать, таз прижат к стенке.

8. То же – одновременное поднимание обеих ног.

Упражнения для укрепления мышц передней поверхности бедер

1. Вис на гимнастической стенке спиной к ней. Попеременное поднимание прямых ног.

3. И.п.- то же, поднять левую ногу, присоединить к ней правую, опустить левую, затем правую.

4. Лежа на спине, руки вдоль туловища, ладони упираются в пол. Поочередное поднимание прямых ног.

5. То же, но одновременное поднимание прямых ног.

Упражнения на растягивание мышц спины

1. Из основной стойки, упор присев, лбом коснуться коленей.

2. Из упора присев – разгибание ног, руки от пола не отрывать.

3. Из стойки ноги врозь – наклон вперед, руки к носкам. То же из основной стойки.

5. Из основной стойки наклон туловища вперед, с захватом руками голеней, лбом коснуться коленей.

6. Стоя спиной к гимнастической стенке (расстояние полшага), присесть, захватить руками нижнюю рейку и выпрямить ноги.

7. Из стойки ноги врозь пошире – наклон вперед, руками достать носки.

8. То же, но руками достать пятки.

9. Сидя на полу, ноги прямые, руки в стороны – наклон вперед, руки к носкам.

10. То же медленно.

11. Сидя на полу, ноги скрестно, захватить ступни, наклон туловища вперед до касания лбом колена то левой, то правой ноги.

12. Сидя на полу, ноги прямые, захватить ступни, наклонить вперед и коснуться коленей лбом.

13. Из упора на коленях сесть на пятки, руки вперед, плечами коснуться коленей.

14. Сидя на полу, захватить руками ступню правой ноги, согнуть ногу в коленном суставе и подтянуть коленом к плечу.

15. То же другой ногой.

16. Ходьба в глубоком наклоне, захватив руками носки ног.

17.Стоя на левой ноге, правую согнуть и, захватив ступню левой рукой, коснуться коленом правого плеча.

18. То же, но стоя на правой ноге.

19. То же, что и в упражнении 17, 18, но коснуться лбом (Ловейко И.Д., Фонарев М.И. с.82-85).

При различных заболеваниях опорно-двигательного аппарата и ДЦП на фоне нарушения двигательной функции происходит и ослабление дыхательной функции. По мнению ряда специалистов, это приводит, в первую очередь, к снижению снабжения кислородом тканей, особенно нервных и мышечных волокон. Вот почему при реабилитации детей так важно восстанавливать дыхательную функцию. Например, Н.А.Гросс с соавторами (2000, с117-119, 127-128) рекомендует применять дыхательную гимнастику по методу К.П.Бутейко и А.Стрельниковой.

Дыхание по К.П.Бутейко

Занятия по лечебной гимнастике дыхания проводятся в любой позе, в любых условиях (стоя, лежа, сидя, в движении), но обучаться методу целесообразно сидя. Осваивать самостоятельно этот метод не рекомендуется, т.к. на определенном этапе тренировки дыхания происходит так называемый саногенез, или реакция выздоровления, - могут появиться болезненные приступы, подняться температура, поэтому необходимы помощь и консультации врача.

Иерархия принципов в системе физического воспитания
Принципы, отражающие идейные основы системы вос­питания и образования - общие социальные принципы воспитательной стратегии общества. Они предусматрива­ют использование социальных факторов .

Остановка кровотечения
Остановка кровотечения также относится к I этапу, так как на фоне продолжающейся и невосполненной кровопотери проведение реанимационных мероприятий будет просто неэффективно. Для временной остано .

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.