Лечебное плавание при сколиозе и нарушении осанки у детей полеся и петренко

Лечебное плавание при нарушении осанки и сколиозе у детей

Укрепление здоровья, привитие жизнен­но важных навыков, воспитание морально-волевых качеств, совершенствование двигательных способ­ностей детей.

1. Казьмин А. И., Кон И. И., Беленький В. Е. Сколиоз у де­тей.—М., 1983.

2. Кон И. И., Назарова Р. Д. Двадцатилетний опыт лечения ско­лиоза у детей. Актуальные вопросы ортопедии, травматологии.— М., 1984.

3. Белозерова Р. Н. Методика лечебной гимнастики в спец. школе-интернате для детей, больных сколиозом // Сколиоз.— М., 1974.— С. 81—85.

4. Белозерова Р. Н. Дифференцированный подход к лечению физи­ческими упражнениями детей, больных сколиозом, в условиях школы-интерната // Актуальные вопросы профилактики и лечения сколиоза у детей.— М. 1984.

5. Полеся Г. В., Петренко Г. Г. Лечебное плавание при нарушении осанки и сколиозе у детей.— Киев, 1980.

Лечебное плавание при нарушении осанки и сколиозе у детей

О сколиозе люди знают давно. В медицине существует такое определение этого заболевания: сколиоз — заболевание опорно-двигательного аппарата, характе­ризующееся искривлением позвоночника во фронтальной плоскости с торсией позвон­ков (скручиванием их в процессе роста), ведущее к нарушениям функции орга­нов грудной клетки, а также к косметическим дефектам.

Современные знания о сколиозе позволяют отличать сколиоз от нарушения осанки. Нарушение осанки во фронтальной плоскости является нестойким боко­вым отклонением позвоночника и исчезает в положении пациента лежа на спине или животе. Клинически и рентгенологически торсия позвонков при нарушении осанки отсутствует.

Лечебную помощь ребенку должны оказывать не только врачи, но и препо­даватели физкультуры в школе, тренеры спортивных секций, родители. Участие их в восстановлении здоровья детей будет тем эффективнее, чем грамотнее они будут в вопросах развития сколиоза и его лечения.

С одной стороны, комплекс лечения диктует необходимость щадить ростковые зоны тел позвонков — отсюда режим разгрузки позвоночника, ограничение бега, прыжков, с другой стороны, он предполагает активную физическую тренировку ребенка, создание мышечного корсета.

Лечебное плавание, обеспечивая естественную разгрузку позвоночника с одновре­менной тренировкой мышц, является частью всего лечебного комплекса. Правиль­ное его применение возможно при условии понимания вопросов сколиоза. Поэтому в методической разработке изложены определенные сведения о сколиозе, классификация его типов и степеней. Даны принципы лечения, представлены задачи лечебного плавания и их реализация с учетом особенностей заболевания каждого ребенка.

В методической разработке приведены примерные комплексы упражнений по лечебному плаванию, которые могут применять как преподаватели школ-интерна­тов и тренеры лечебных групп бассейнов, так и родители детей, больных сколиозом.

СКОЛИОЗ

По морфологическим признакам сколиоз принято делить на структурный и неструктурный.

1. Структурный сколиоз — это сколиоз, при котором име­ются изменения структуры позвонков, входящих в дугу искривле­ния, в том числе клиновидная форма тел позвонков, их торсия (скручивание).

2.Неструктурныйсколиоз— это сколиоз, к которому от­носят различные функциональные состояния (сколиотическая осан­ка, анталгическая поза при радикулите — так называемый рефлекторно-болевой сколиоз и др.).

По локализации вершины искривления сколиоз делят на верхне - грудной, грудной, грудо - поясничиый, пояснич­ный. Кроме того, выделяют так называемый комбинирован­ный сколиоз с двумя первичными искривлениями: грудным (вершина искривления на уровне D8 - 4) и поясничным (вер­шина искривления на уровне L2). Это довольно распространенный тип сколиозов.

По форме искривления различают С - и S- образный ско­лиозы.

Классификации сколиозов основываются на различных ве­дущих факторах. Патогенетическая классификация сколиозов основывается на выделении ведущего фактора, обусловливаю­щего развитие деформации позвоночника. Большинство спе­циалистов выделяют 3 группы сколиозов: дискогенные, стати­ческие (гравитационные) и нейромышечные (паралитические).

В зависимости от тяжести заболевания выделяют четыре степени сколиоза (В.Д. Чаклин, 1958). Критериями такого деления являются форма дуги сколиоза, угол искривления позвоночника, степень выраженности торсионных изменений и стойкость имеющихся деформаций.

Iстепень сколиоза характеризуется простой дугой ис­кривления, позвоночный столб при этом напоминает букву С. Клинически определяется небольшая асимметрия частей туло­вища: лопаток, надплечий, треугольников талии (пространство, образующееся между талией и внутренней поверхностью сво­бодно висящей руки больного). Линия остистых отростков слег­ка искривлена. В отличие от нарушения осанки, в положении больного лежа при сколиозе Iстепени искривление линии ос­тистых отростков сохраняется. На стороне искривления — надплечье выше другого, может определяться небольшой мышеч­ный валик. На рентгенограмме — угол Кобба (угол искривле­ния) до 10°, намечается (а иногда уже определилась) торсия позвонков в виде небольшого отклонения остистых отростков от средней линии и асимметрия корней дужек.

IIстепень отличается от Iпоявлением компенсаторной дуги искривления, вследствие чего позвоночный столб приоб­ретает форму буквы 8. Асимметрия частей туловища становит­ся более выраженной, появляется небольшое отклонение кор­пуса в сторону. Торсионные изменения ярко выражены не толь­ко рентгенологически, но и клинически, имеет место реберное выбухание, четко определяется мышечный валик. Нередко таз со стороны сколиоза опущен. Деформации носят стойкий ха­рактер. При переходе в горизонтальное положение и при ак­тивном вытяжении полного исправления кривизны искривле­ния добиться невозможно. Рентгенологически отмечается вы­раженная торсия и небольшая клиновидная деформация позвон­ков, угол Кобба — от 10 до 25°.

IIIстепень сколиоза. Позвоночный столб имеет не менее двух дуг. Асимметрия частей туловища увеличивается, грудная клетка резко деформирована; кзади на выпуклой сто­роне дуги искривления позвоночника образуется задний ребер-но-позвоночный горб. Как правило, на вогнутой стороне ис­кривления резко западают мышцы и реберная дуга часто сбли­жается с гребнем подвздошной кости. Ослабляются мышцы живота. Увеличивается кифоз грудного отдела позвоночника. Рентгенологически отмечается выраженная торсия и клиновид­ная деформация позвонков и дисков. Угол Кобба на рентгено­грамме — от 25 до 40°.

IVстепень сколиоза. Деформация позвоночника и груд­ной клетки становится грубой и фиксированной. У больных ярко выражены передний и задний реберные горбы, деформа­ция таза, грудной клетки. Наблюдается резкое нарушение фун­кции органов грудной клетки, нервной системы и всего орга­низма в целом. Угол Кобба на рентгенограмме — более 40° и не изменяется в положении лежа.

ПЛАВАНИЕ В ЛЕЧЕНИИ СКОЛИОЗА

Плавание способствует укреплению здоровья, привитию жизнен­но важных навыков, воспитанию морально-волевых качеств. Оно имеет большое воспитательное, оздоровительно-гигиеническое, ле­чебное, эмоциональное и прикладное значение.

Воспитательное значение плавания во многом зависит от орга­низации процесса. Систематические занятия содействуют воспита­нию у занимающихся чувства коллективизма, сознательной дисцип­лины и организованности, настойчивости и трудолюбия, смелости и уверенности в своих силах. Разнообразные упражнения на занятиях способствуют совершенствованию двигательных способ­ностей детей.

Эмоциональное значение заключается в снятии психологической напряженности у больных детей, создании оптимистического на­строения в многолетнем лечении.

Оздоровительно-гигиеническое значение его состоит не только в воздействии физических упражнений на организм ребенка, но и в благоприятном воздействии на него воды. Вода очищает и ук­репляет кожу, оказывает положительное влияние на нервную си­стему, активизирует обмен веществ, улучшает деятельность сердеч­но-сосудистой и дыхательной систем. Пребывание в воде совершен­ствует теплорегуляцию, закаливает организм. Давление воды на грудную клетку вызывает усиленную деятельность мускулатуры. Ритмичное и глубокое дыхание при плавании способствует повы­шению подвижности грудной клетки и увеличению жизненной ем­кости легких.

Прикладное значение плавания состоит в приобретении чрезвы­чайно важного для жизни умения плавать и умения оказать помощь на воде.

Лечебное значение плавания особенно наглядно прослеживается в комплексном лечении сколиоза у детей. Оно является одни из важных звеньев комплексного лечения. При плавании происхо­дит естественная разгрузка позвоночника, исчезает асимметричная работа межпозвонковых мышц, восстанавливаются условия для нормального роста тел позвонков. Самовытяжение позвоночника во время скольжения дополняет разгрузку зон роста. Одновременно укрепляются мышцы позвоночника и всего скелета, совершенствует­ся координация движений, воспитывается чувство правильной осанки.

ЗАДАЧИ ЛЕЧЕБНОГО ПЛАВАНИЯ

Основные задачи лечебных и физических упражнений на суше и в воде заключаются в следующем:

  1. разгрузка позвоночника — создание благоприятных физиоло­гических условий для нормального роста тел позвонков и восстанов­ления правильного положения тела;
  2. возможное исправление деформации;
  3. воспитание правильной осанки;
  4. улучшение координации движений;
  5. увеличение силы и тонуса мышц;
  6. коррекция плоскостопия;
  7. постановка правильного дыхания;
  8. улучшение функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
  9. закаливание;
  10. приобретение навыков плавания — освоение плавания;
  11. развитие волевых качеств и создание психологического сти­мула для дальнейшего лечения;
  12. эмоциональная разрядка больных детей, профилактика пси­хологической перегрузки.

ПРИНЦИПЫ ЛЕЧЕБНОГО ПЛАВАНИЯ

Существуют общие принципиальные положения, обеспечиваю­щие эффективность воздействия лечебных физических упражнений как на суше, так и в воде:

— они должны сопровождать все фазы лечения сколиоза;

— применяемые изолированно от комплекса терапевтических мер, ни лечебная физкультура, ни плавание не дают эффекта в лечении прогрессирующих форм сколиоза;

— вместе с тем, какие бы лечебные физические упражнения ни применялись, они не будут эффективными, если проводят­ся без учета функциональных возможностей сердечно-сосудистой, мышечной и других систем организма ребенка. Для получения благоприятного эффекта от лечебной физкультуры и плавания необ­ходимо наличие достаточных резервных сил в самом организме, ибо перегрузка исчерпывает ресурсы организма и наступает состоя­ние общего переутомления. Поэтому дозирование нагрузки обяза­тельно должно идти под контролем силовой выносливости мышц и других функциональных проб.

Непосредственно при проведении плавания с детьми, больными сколиозом, необходимо учитывать следующие требования:

- подбирать плавательные упражнения и стиль плавания строго индивидуально;

- обращать особое внимание на постановку правильного ды­хания;

- учитывать при подборе исходного положения и индивидуаль­ных специальных корригирующих упражнений тип сколиоза, сте­пень искривления, изменения позвоночника в сагиттальной плоскости (кифозирование спины или лордоз грудного отдела), состояние мышечной системы и уровня физической подготовлен­ности, наличие сопутствующих заболеваний других органов, не яв­ляющихся противопоказанием к плаванию;

- предварительно осваивать элементы каждого упражнения на суше, учитывая нарушения координации у больных сколиозом;

- исключать упражнения, мобилизующие позвоночник, увели­чивающие его гибкость;

- исключать упражнения, вращающие позвоночник с коле­баниями вокруг продольной вертикальной оси туловища;

- обеспечивать контроль за строгой стабилизацией позвоноч­ника в положении коррекции;

- исключать использование приспособлений для пассивного вы­тяжения позвоночника;

- добиваться увеличения паузы скольжения с самовытяже­нием позвоночника;

- осторожно применять деторсионные упражнения в воде в свя­зи с тем, что их выполнение технически очень сложно и неправиль­ное выполнение принесет вред, заключающийся в увеличении торсии и нестабильности позвоночника.

МЕТОДИКА ЛЕЧЕБНОГО ПЛАВАНИЯ

Исходя из этих требований основным стилем плавания для лечения сколиоза у детей является брасс на груди с удлинен­ной паузой скольжения, во время которой позвоночник максималь­но вытягивается, а мышцы туловища статически напряжены. При этом стиле плечевой пояс располагается параллельно поверхности воды и перпендикулярно движению, движения рук и ног симмет­ричны, производятся в одной плоскости. Возможности увеличения подвижности позвоночника и вращательных движений корпуса и таза, крайне нежелательные при сколиозе, при этом стиле ми­нимальны.

При плавании стилями кроль, баттерфляй и дельфин во время гребковых движений рук возникают вращательные движения в позвоночнике и движения в поясничном отделе в переднезаднем направлении, увеличивающие мобильность позвоночника и скручи­вающий момент. Поэтому в чистом виде эти способы не могут применяться в лечебном плавании детей со сколиозом. Однако кроль — наиболее физиологически приближен к ходьбе, и с него начинается обучение плаванию. При плоскостопии полезно исполь­зовать движение ногами стилем кроль (для усиления воздействия на мышцы стопы — плавание в ластах). При плоской спине, когда вместо физиологического грудного кифоза у ребенка имеется уп­лощение — лордоз грудного отдела позвоночника, возможно ввести в комплекс работу стилем баттерфляй, в пол-гребка, без вь1носа рук из воды. Не следует забывать, что стили баттерфляй и дельфин различаются лишь работой ног. В стиле бат­терфляй ноги работают брассом, а в стиле дельфин ноги соеди­нены вместе, поэтому при толчке ногами происходит активное сги­бание-разгибание в поясничном отделе позвоночника. В связи с этим стиль дельфин недопустим при сколиозе. При выраженном уве­личении грудного кифоза рекомендуется 40% времени занятий от­водить плаванию стилем брасс на спине.

Подбор плавательных упражнений учитывает степень сколиоза.

При сколиозе Iстепени используют только симметричные пла­вательные упражнения: брасс на груди, удлиненная пауза сколь­жения, кроль на груди для ног, проплывание скоростных участ­ков под контролем функциональных проб.

При сколиозе II—IIIстепени задача коррекции деформации вызывает необходимость применения асимметричных исходных поло­жений. Плавание в позе коррекции после освоения техники брасс на груди должно занимать на уроке 40—50%- времени. Это зна­чительно снимает нагрузку с вогнутой стороны дуги позвоночника.

При IVстепени сколиоза на первый план выдвигается задача не коррекции деформации, а улучшения общего состояния орга­низма, функционального состояния сердечно-сосудистой и дыха­тельной систем. В связи с этим используют, как правило, симмет­ричные исходные положения. Особое внимание уделяют дыхательным упражнениям. Однако для тренировки сердечно-сосудистой системы и повышения силовой выносливости мышц необходимо индиви­дуально вводить под строгим контролем проплывание коротких скоростных отрезков.

Чрезвычайно важно совершенствовать технику плавания особенно у тех больных, у которых почти постоянным симптомом является нестабильность позвоночника. Большая разница между углом искривления позвоночника, определяемым по рентгено­грамме в положении лежа и стоя, требует максимального исключения при плавании движений позвоночника в переднезаднем направлении и вращений позвоночника.

Для детей со сколиозом II—IIIстепени подбирается исходное положение коррекции строго индивидуально и в зависимости от типа сколиоза.

Так, при грудном типе сколиоза с вершиной на 8—9 грудном позвонке для снижения компрессии с вогнутой стороны дуги применяют асимметричные исходные положения для пле­чевого пояса: рука с вогнутой стороны сколиоза выносится при плавании вперед (при стоянии—вверх).

При поясничном типе (вершина дуги на 2—3-м поясничных позвонках) и грудопоясничном типе (вершина дуги на 12-м грудном или 1-м пояс­ничном позвонках) сколиоза для коррекции дуги могут быть исполь­зованы асимметричные исходные положения для тазового пояса: при плавании нога с выпуклой стороны поясничной дуги отво­дится с фиксацией таза на доске.

При комбинированном типе сколиоза с двумя первичными дугами (грудной и поясничной) особое внимание уделяется коррекции грудной дуги.

При подборе плавательных упражнений учитывается и деформа­ция позвоночника в сагиттальной плоскости (лордоз или кифоз).

Комплекс упражнений лечебного плавания при грудопоясничных и поясничных формах сколиоза

Лечебное плавание -- одна из форм лечебной физической культуры, особенностью которой является одновременное воздействие на организм человека воды и активных (реже пассивных) движений. Дозированная мышечная работа в особых, непривычных для человека, условиях водной среды является важным компонентом действия процедуры на больного. Механическое воздействие водной среды обусловлено значительно большей ее плотностью по сравнению с воздухом. Вследствие этого для осуществления двигательных навыков, приобретенных человеком в условиях воздушной среды, необходимо освоение новых механизмов движения. Кроме того, преодоление сопротивления более плотной, чем воздух, среды требует больших усилий. Таким образом, облегчение (за счет уменьшения веса тела) статических положений, а также медленных, плавных движений в воде сочетается со значительным силовым напряжением для преодоления повышенного сопротивления среды при быстрых движениях. Влияние температуры воды, являющейся основным фактором разнообразных водолечебных процедур, имеет большое значение и для создания оптимальных условий проведения физических упражнений в воде. При разнообразных движениях больной может переносить более низкие температуры воды (закаливающий эффект). Проведение занятий в более теплой воде (близкой к температуре тела) способствует существенному снижению рефлекторной возбудимости и спастичности мышц, а также уменьшению болевого синдрома. Имеет значение и химическое действие водной среды, особенно при проведении занятий в бассейнах с минеральной и морской водой. Для правильного и дифференцированного применения лечебного плавания. необходимо учитывать комплексное влияние всех перечисленных факторов на организм в целом, а также на его органы и системы.

Основными показаниями к проведению лечебного плавания. являются: повреждения и заболевания нервной системы; травмы и заболевания опорно-двигательного аппарата, состояния после оперативных вмешательств; заболевания сердечно-сосудистой системы, болезни органов дыхания, пищеварения, эндокринные заболевания, нарушения обмена веществ и др. При показаниях к лечебному применению физических упражнений в воде вопросы выбора той или иной методики и допустимого уровня нагрузки решают индивидуально, с учетом характера заболевания, возраста больного, его общего состояния, уровня физической подготовленности, в частности умения держаться на воде. Однако если больной не умеет плавать, это не является противопоказанием для назначения процедур в бассейне.

Занятия лечебным плаванием должны проводиться в строгом соответствии с дидактическими принципами, а именно:

  • - последовательности, т.е. за счет освоения и выполнения простых плавательных движений осваиваются более сложные упражнения на воде (от простого к сложному);
  • - постепенности, характеризующимся постепенным увеличением нагрузки и обоснованным дозированием плавательных упражнений, выполняемых в основном с использованием повторного, интервального, равномерно-дистанционного методов;
  • - систематичности, обуславливающим систематический характер занятий - не менее трех раз в неделю, для формирования двигательного навыка, укрепления мышечного корсета, развития основных физических качеств, совершенствования плавательной подготовленности занимающихся; - доступности, указывающим на то, что упражнения должны быть легко выполнимыми и не сложно-координированными, задачи, поставленные на занятии должны быть полностью реализованы, доступными данному контингенту занимающихся, каждый должен получить удовлетворение от достигнутого на занятии лечебным плаванием;
  • - наглядности, демонстрирующим правильность выполнения техники изучаемых упражнений преподавателем, а также грамотное использование метода рассказа и показа на подобных занятиях;
  • - индивидуализации, выдвигающим требования учета индивидуальных особенностей патологии, физического состояния, а также плавательной подготовленности занимающихся;
  • - всесторонности, направленном на комплексное воздействие лечебного плавания, на все мышечные группы и функциональные системы организма занимающихся, ослабленного патологией позвоночного столба.

Противопоказаниями к занятиям физическими упражнениями в воде служат наличие открытых ран, гранулирующих поверхностей, трофических язв; заболевания кожи (экзема, грибковые и инфекционные поражения); заболевания глаз (конъюнктивит, блефарит, кератит) и ЛОР-органов (гнойные отиты и др.); состояния после перенесенных инфекционных болезней и хронической инфекции; трихомоноз; корешковые болевые синдромы, плекситы, невралгии, невриты в стадии обострения; острые респираторные вирусные инфекции; недержание мочи и кала, наличие свищей с гнойным отделяемым, обильное выделение мокроты; туберкулез легких в активной стадии; ревматические поражения сердца в стадии обострения; декомпенсированные заболевания сердечно-сосудистой системы и др.

Для занятий лечебным плаванием наиболее комфортной является температура воды 28--32 °С. При назначении процедур лицам с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и некоторыми заболеваниями нервной системы температура воды может быть и более высокой (35--37 °С). Вода в бассейнах должна удовлетворять требованиям, предъявляемым к питьевой воде. Фильтр следует промывать не реже 1 раза в сутки. Полностью воду сливают каждые 5--7 дней. Ежедневно производят дезинфекцию полов, стен, оборудования бассейна раствором хлорамина.

К занятиям в бассейне допускаются лица, прошедшие медосмотр. В процессе занятий любым видом плавания (особенно для оценки реакций организма больных на дозированную мышечную работу в условиях водной среды) пользуются различными приемами и методами исследования, входящими в систему врачебного контроля. При общем наружном осмотре особое внимание обращают на состояние кожи, особенно стоп (в частности, межпальцевых промежутков), кожных складок, волосистых участков с целью выявления грибковых поражений, гнойничковых заболеваний, экземы и других дерматозов. Кроме того, осматривают глаза для определения состояния конъюнктивы, уши с целью выявления дефектов барабанной перепонки и пр. Общий наружный осмотр предполагает выявление дефектов телосложения, пороков осанки, деформации позвоночника, что особенно важно для назначения корригирующих упражнений и выбора их методики. Все занимающиеся П. перед входом в ванну бассейна принимают гигиенический душ, тщательно моются с мылом без купальных костюмов. После выхода из бассейна душ принимают вторично (кратковременный, 1--2 мин, температура 33--35 °С с постепенным снижением до 24--20 °С).

Инструктаж о правилах внутреннего распорядка в бассейне при проведении лечебного или оздоровительного плавания проводят врач, сделавший назначение, и методист ЛФК. При этом необходимо выяснить, умеют ли больные плавать (с неумеющими плавать допустимы лишь индивидуальные занятия). Методисту ЛФК и матросу-спасателю вменяется в обязанность немедленное личное участие в спасении утопающего и оказание первой помощи пострадавшему.Групповые и индивидуальные занятия лечебным и оздоровительным П. проводятся под руководством методиста ЛФК и контролем врача. В процессе занятий необходим самоконтроль.

В лечении сколиоза плаванием основными задачами являются: воспитание и закрепление навыков правильной осанки; создание физиологических предпосылок для восстановления правильного положения тела; возможной коррекции начальной деформации позвоночника; улучшение координации движений; формирование мышечного корсета; нормализация физиологии сердечно-сосудистой и дыхательной систем; приобретение навыков плавания; обучение правильному дыханию; коррекции плоскостопия; закаливания, в конечном итоге - стабилизация динамики патологического процесса. Плавание обладает полезными свойствами по отношению к сердечно-сосудистой системе. Это одна из многих форм водных упражнений, которые заставляют работать весь организм. Благодаря своей выталкивающей силе, вода предохраняет суставы. Водные упражнения особенно хороший выбор для людей с избыточным весом, физическая активность которых ограничивается вследствие травматизма и других физических ограничений. Плавание так же достаточно безопасно для людей старшего возраста и беременных женщин. Плавание задействует большую мышечную массу нашего тела, чем большинство физических упражнений. Работает как нижняя так и верхняя части тела, в отличие от езды на велосипеде и других видов активности (например, теннис), в которых участвуют только ноги. Плавание это аэробная форма физической нагрузки. Доказано, что плавание оказывает влияние на чувствительность к инсулину, что приводит к снижению риска диабета. Плавание улучшает и ряд других показателей, таких как кровяное давление. Оно хорошо развивает гибкость. Таким образом, это один из лучших видов физической активности. У плавания имеется только один недостаток - оно не совсем хорошо сохраняет массу костной ткани.

При выборе методики индивидуальной методики лечебного плавания при сколеозе следует принимать во внимание локализацию и величину искривления, степень тренированности мышечной системы, возраст. Огромное значение имеет также дозирование лечебного плавания - при перегрузке больного - можно получить отрицательные результаты.

Основным стилем плавания для лечения сколиоза у детей (у взрослых тоже, но если в диагнозе исключены межпозвоночные грыжи) является брасс на груди с удлинённой паузой скольжения, во время которой позвоночник максимально вытягивается, а мышцы туловища статически напряжены. При этом стиле плечевой пояс располагается параллельно поверхности воды и перпендикулярно движению, движения рук и ног симметричны, производятся в одной плоскости. Возможности увеличения подвижности позвоночника и вращательных движений корпуса и таза, крайне нежелательные при сколиозе, при этом стиле минимальны.

При плавании стилями кроль, баттерфляй и дельфин во время гребковых движений рук возникают вращательные движения в позвоночнике и движения в поясничном отделе в переднезаднем направлении, увеличивающие мобильность позвоночника и скручивающий момент. Поэтому в чистом виде эти способы не могут применяться в лечебном плавании при сколиозе.

Однако кроль - наиболее физиологически приближен к ходьбе, и с него начинается обучение плаванию.

При плоскостопии полезно использовать движение ногами стилем кроль (для усиления воздействия на мышцы стопы - плавание в ластах).

При плоской спине, когда вместо физиологического грудного кифоза имеется уплощение - лордоз грудного отдела позвоночника, возможно ввести в занятия работу стилем баттерфляй, в пол-гребка, без выноса рук из воды. Не стоит забывать, что стили баттерфляй и дельфин различаются лишь работой ног. В стиле баттерфляй ноги работают брассом, а в стиле дельфин ноги соединены вместе, поэтому при толчке ногами происходит активное сгибание-разгибание в поясничном отделе позвоночника. В связи с этим стиль дельфин недопустим при сколиозе).

При выраженном увеличении грудного кифоза желательно отдавать предпочтение плаванию стилем брасс на спине.

При подборе плавательных упражнений обязательно учитывается степень сколиоза.

При сколиозе I степени используются только симметричные плавательные упражнения: брасс на груди, удлинённая пауза скольжения, кроль на груди для ног.

При сколиозе II - III степени задача коррекции деформации вызывает необходимость применения асимметричных исходных положений. Плавание в позе коррекции (после освоения техники брасс на груди) должно занимать не меньше половины времени занятия. Это значительно снимает нагрузку с вогнутой стороны дуги позвоночника.

При IV степени сколиоза на первый план - так же, как и при выполнении поз йоги - выдвигается задача не коррекции деформации, а улучшения общего состояния организма, функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем. В связи с этим используются, как правило, симметричные исходные положения. Особое внимание уделяется дыхательным упражнениям. Однако для тренировки сердечно-сосудистой системы и повышения силовой выносливости мышц необходимо индивидуально вводить под строгим контролем проплывание коротких скоростных отрезков. Чрезвычайно важно совершенствовать технику плавания особенно у тех детей (и взрослых), у которых почти постоянным симптомом является нестабильность позвоночника (большая разница между углом искривления позвоночника, определяемым по рентгенограмме в положении лёжа и стоя, требует максимального исключения при плавании движений позвоночника в переднезаднем направлении и вращений позвоночника).

Для людей со сколиозом II-III степени подбирается исходное положение коррекции строго индивидуально и в зависимости от типа сколиоза.

Так, при грудном типе сколиоза для снижения компрессии с вогнутой стороны дуги применяют асимметричные исходные положения для плечевого пояса: рука с вогнутой стороны сколиоза выносится при плавании вперёд (и фиксируется на пенопластовой доске).

При поясничном и грудопоясничном типе для коррекции дуги могут быть использованы асимметричные исходные положения для тазового пояса: при плавании нога с выпуклой стороны поясничной дуги отводится с фиксацией таза на доске.

При комбинированном типе сколиоза с двумя первичными дугами (грудной и поясничной) особое внимание уделяется коррекции грудной дуги.

При подборе плавательных упражнений учитывается и деформация позвоночника в сагиттальной плоскости (лордоз или кифоз): при плоской спине не рекомендуется плавание на ней, а при кифозе следует больше плавать на спине.

При выраженном лордозе поясничного отдела под живот подкладывают пенопластовую доску.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.