Лечебная физкультура при нарушении осанки доклад


реферат Лечебная физкультура принарушениях осанки Тип работы: реферат. Добавлен: 30.12.2012. Год: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru:

Выполнила: студентка гр. 2581-11
Здоровецкая Александра
Проверил: преподаватель Хохлов С.А.

ПЛАН
Введение

    Нарушение осанки
    Причины нарушения осанки
    Виды нарушений осанки
    Коррекция нарушений осанки средствами физической культуры
Заключение
Список литературы

Нарушения осанки в сагиттальной плоскости
Нарушение осанки в сагиттальной плоскости может быть связано как с увеличением одного или нескольких физиологических изгибов, так и с уменьшением их.
Сутулость - нарушение осанки, в основе которого лежит увеличение грудного кифоза с одновременным уменьшением поясничного лордоза. Шейный лордоз, как правило, укорочен и углублен вследствие того, что грудной кифоз распространяется до уровня 4-5 шейных позвонков. Надплечья приподняты. Плечевые суставы приведены. Сутулость часто сочетается с крыловидными лопатками 1 и 2 степени, когда нижние углы или внутренние края лопаток отстают от грудной стенки.
У сутулых детей укорочены и напряжены верхние фиксаторы лопаток, большая и малая грудные мышцы, разгибатели шеи на уровне шейного лордоза. Длина разгибателя туловища в грудном отделе, нижних, а иногда и средних фиксаторов лопаток, мышц брюшного пресса, ягодичных, напротив, увеличена. Живот выступает.
Круглая спина (тотальный кифоз) - нарушение осанки, связанное со значительным увеличением грудного кифоза и отсутствием поясничного лордоза. Шейный отдел позвоночника частично, а у дошкольников бывает и полностью кифозирован. Для компенсации отклонения проекции общего центра масс кзади дети стоят и ходят на слегка согнутых ногах. Угол наклона таза уменьшен и это тоже способствует сгибательной установке бедра относительно средней линии тела. Голова наклонена вперед, надплечья приподняты, плечевые суставы приведены, грудь западает, руки свисают чуть впереди туловища. Круглая спина часто сочетается с крыловидными лопатками 2 степени.
У детей с круглой спиной укорочены и напряжены верхние фиксаторы лопаток, большая и малая грудные мышцы. Длина разгибателя туловища, нижних, и средних фиксаторов лопаток, мышц брюшного пресса, ягодичных, напротив, увеличена. Живот выступает.
Кругловогнутая спина - нарушение осанки, состоящее в увеличении всех физиологических изгибов позвоночника. Угол наклона таза увеличен. Ноги слегка согнуты или в положении легкого переразгибания в коленных суставах. Передняя брюшная стенка перерастянута, живот выступает, либо даже свисает. Надплечья приподняты, плечевые суставы приведены, голова бывает выдвинута вперед от средней линии тела. Кругло-вогнутая спина часто сочетается с крыловидными лопатками 1-2 степени.
Плоская спина - нарушение осанки, характеризующееся уменьшением всех физиологических изгибов позвоночника, в первую очередь - поясничного лордоза и уменьшением угла наклона таза. Вследствие уменьшения грудного кифоза грудная клетка смещена вперед. Нижняя часть живота выстоит. Лопатки часто крыловидны. Это нарушение осанки наиболее резко снижает рессорную функцию позвоночника, что отрицательно сказывается на состоянии центральной нервной системы при беге, прыжках и других резких перемещениях, вызывая ее сотрясение и микротравматизацию.
У детей с плоской спиной ослаблены как мышцы спины, так и мышцы груди, живота. Есть точка зрения, что такие дети наиболее предрасположены к боковым искривлениям позвоночника.
Плосковогнутая спина - нарушение осанки, состоящее в уменьшении грудного кифоза при нормальном или увеличенном поясничном лордозе. Шейный лордоз часто тоже уплощен. Угол наклона таза увеличен. Таз смещен кзади. Ноги могут быть слегка согнуты или переразогнуты в коленных суставах. Часто сочетается с крыловидными лопатками 1 степени. У детей с таким нарушением осанки напряжены и укорочены разгибатели туловища в поясничном и грудном отделах, подвздошно-поясничные мышцы. Наиболее значительно ослаблены мышцы брюшного пресса и ягодиц.
Нарушение осанки во фронтальной плоскости заключается в появлении изгиба позвоночника во фронтальной плоскости и называется сколиотическая или асимметричная осанка.
4. Коррекция нарушений осанки средствами физической культуры
Формирование осанки - процесс длительный, начинающийся с первого года жизни и завершающийся только к 20-25 годам. В связи с этим особое значение приобретают методы профилактики и лечения, дающие стойкий результат и не имеющие негативных побочных эффектов. Лечебная физкультура и массаж - это наиболее подходящие способы воздействия на детский организм. Кроме того, это относительно простые методы.
В дошкольном возрасте стоит научить ребенка плавать, играть в футбол, прыгать со скакалкой, а зимой - ходить на лыжах или кататься на коньках. Многие спортивные секции проводят набор 5-6 летних детей, но не торопитесь отдавать их туда - серьезные занятия спортом лучше начинать в более старшем возрасте. Профилактика нарушений осанки у организованных дошкольников (посещающих дошкольные учреждения) осуществляется на занятиях по физическому воспитанию, плаванию, на музыкальных занятиях и т.д.; у школьников - на уроках физкультуры. Большое влияние на формирование правильной осанки оказывают родители, с первых дней жизни ребенка выполняющие массаж и физические упражнения (в соответствии с возрастом), а в более старшем возрасте осуществляющие контроль за сохранением навыка правильной осанки в быту, при различных видах деятельности и во время отдыха.
Основой лечения нарушений осанки (особенно начальной степени) является общая тренировка мышечного корсета ослабленного ребенка, которая должна осуществляться на фоне оптимально организованного лечебно-двигательного режима, составленного с учетом вида нарушений осанки и возраста ребенка. Устранение нарушений осанки представляет собой необходимое условие для первичной и вторичной профилактики ортопедических заболеваний и болезней внутренних органов.
Задачи ЛФК при нарушениях осанки:
- обучение навыку правильной осанки и систематическое закрепление этого навыка;
- укрепление мышц туловища и конечностей (выравнивание мышечного тонуса передней и задней поверхности туловища, нижних конечностей, укрепление мышц брюшного пресса);
- нормализация трофических процессов в мышцах туловища;
- осуществление целенаправленной коррекции имеющегося нарушения осанки.
Показания и противопоказания к назначению ЛФК.
Занятия лечебной гимнастикой показаны всем детям с нарушениями осанки, поскольку это единственный метод, позволяющий эффективно укреплять и тренировать мышечный корсет, выравнивать мышечный тонус передней и задней поверхности туловища, бедер.
Вначале на занятиях ЛФК временно не следует использовать: бег, прыжки, подскоки на жесткой поверхности; выполнение упражнений в исходном положении сидя; выполнение упражнений с большой амплитудой движения туловищем. Чистые висы не рекомендуется использовать в дошкольном и младшем школьном возрасте, поскольку кратковременное вытяжение позвоночника влечет за собой еще более сильное сокращение мышц, приносящее больше вреда, чем пользы. Кроме того, используемое в медицинской практике вытяжение должно всегда сопровождаться длительной разгрузкой позвоночника в положении лежа.
Методика ЛФК. Занятия ЛГ проводятся в поликлиниках, врачебно-физкультурных диспансерах, школах здоровья, дошкольных образовательных учреждениях (3 - 4 раза в неделю). Уменьшение количества занятий до 2 раз в неделю является неэффективным.
Курс ЛФК для дошкольников и школьников длится 1,5—2 месяца; перерыв между курсами — не менее месяца. В течение года ребенок с нарушением осанки должен пройти 2 - 3 курса ЛФК, что позволяет выработать стойкий динамический стереотип правильной осанки. Выделяют подготовительную, основную и заключительную части курса ЛФК (продолжительностью соответственно 1 - 2, 4 - 5, 1 - 2 недели).
В подготовительной части используются знакомые упражнения с малым и средним количеством повторений. Создается зрительное восприятие правильной осанки и мысленное ее представление, повышается уровень общей физической подготовленности ребенка.В основной части увеличивается количество повторений каждого упражнения. Специальные упражнения выполняются из разгрузочных исходных положений: лежа на спине, на животе, стоя на четвереньках и на коленях. Преобладает выполнение упражнений повторным или интервальным методом, в сочетании с пассивным отдыхом. Решаются основные задачи коррекции имеющихся нарушений осанки. В заключительной части нагрузка снижается. Количество повторений каждого упражнения – 4 - 6 раз. Через 2 - 3 недели занятий обновляется 20 - 30 % упражнений (главным образом, специальных). для дошкольников составляется 2 - 3 комплекса, для школьников – 3 - 4 комплекса ЛГ на один курс ЛФК. Совершенствуются навыки правильной осанки в усложненных вариантах выполнения упражнений.
Организационно-методические требования к проведению занятий ЛГ при нарушениях осанки
1. Наличие гладкой стены (без плинтуса), желательно на противоположной от зеркала стороне. Это позволяет ребенку, встав к стене, принять правильную осанку, имея 5 точек соприкосновения: затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы, пятки; ощутить правильное положение собственного тела в пространстве, вырабатывая проприоцептивное мышечное чувство, которое при постоянном повторении передается и закрепляется в ЦНС - за счет импульсов, поступающих с рецепторов мышц. Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки
2. В зале для занятий должны быть большие зеркала, чтобы ребенок мог видеть себя в полный рост, формируя и закрепляя зрительный образ правильной осанки.
Средства ЛФК. Основными средствами ЛФК для коррекции осанки являются физические упражнения, массаж, гидрокинезотерапия; дополнительным - лечение положением.
Физические упражнения. Подбираются в соответствии с видами нарушений осанки.
Общеразвивающие упражнения (ОРУ) используются. при всех видах нарушений осанки. Способствуют улучшению кровообращения и дыхания, трофических процессов. Выполняются из различных исходных положений, для всех мышечных групп - с предметами и без них, с использованием тренажеров.
Корригирующие, или специальные, упражнения. Обеспечивают коррекцию имеющегося нарушения осанки. Различают симметричные и асимметричные корригирующие упражнения. При дефектах осанки применяются преимущественно симметричные упражнения.
К специальным упражнениям при нарушениях осанки относятся: упражнения для укрепления мышц задней и передней поверхности бедра, упражнения на растягивание мышц передней поверхности бедра и передней поверхности туловища (при увеличении физиологических изгибов).
На занятиях лечебной гимнастикой обязательно сочетаются общеразвивающие, дыхательные и специальные упражнения, упражнения на расслабление и самовытяжение. Упражнения для укрепл
и т.д.

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.


С детства всем нам родители и педагоги постоянно напоминают о правильной осанке, о том, что необходимо прямо держать спину, не сутулиться. А так ли важна на самом деле правильная осанка для человека? Каковы последствия пренебрежительного отношения к здоровью опорно-двигательного аппарата?

Актуальность работы состоит в том, что состояние здоровья современных школьников ухудшается, а осанка является одним из ведущих показателей состояния здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
referat_kalachnikov_-_osanka.doc 72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа №24”

ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Лихачёва Марина Михайловна

Основные причины нарушений осанки

Выявление нарушений осанки по признакам

Правила для правильной осанки

Как выпрямить осанку у себя дома

С детства всем нам родители и педагоги постоянно напоминают о правильной осанке, о том, что необходимо прямо держать спину, не сутулиться. А так ли важна на самом деле правильная осанка для человека? Каковы последствия пренебрежительного отношения к здоровью опорно-двигательного аппарата?

Актуальность работы состоит в том, что состояние здоровья современных школьников ухудшается, а осанка является одним из ведущих показателей состояния здоровья.

Цель и задачи реферата:

1. выявить уровень знаний учащихся об осанке и профилактике нарушений осанки;

2. ознакомить обучающихся с упражнениями для выпрямления осанки в домашних условиях.

Осанка – это умение человека держать своё тело в различных положениях, привычная поза непринуждённо стоящего человека, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения.

При правильной осанке туловище выпрямлено, плечи расправлены, живот подобран, голова поднята, взгляд устремлён вперёд.

Осанка – важный показатель, характеризующий физическое развитие человека. Осанка – показатель и психического здоровья человека. Известно, что изменение положения тела способно привести к изменению эмоционального состояния. Плохая осанка способствует закреплению психо-эмоциональных нарушений и формированию неврозов.

Осанка в любом возрасте нестабильна. Она может улучшаться или ухудшаться. У детей количество нарушений осанки возрастает в период активного роста в 5-7 лет и в период полового созревания. Нарушения осанки не являются заболеваниями, но могут стать их причиной.

Человек, не умеющий держать своё тело, стоит и ходит на полусогнутых ногах, ссутулившись, опустив голову и плечи, выпятив живот. Но странное дело – некоторые молодые люди считают именно такую осанку и расхлябанную походку красивыми. А ведь это не только некрасиво, но и вредно. При плохой осанке затруднена деятельность всех внутренних органов и в первую очередь легких и сердца, сокращен объем дыхательных движений, уменьшена жизненная емкость легких. Это значит, что снижена доставка кислорода к тканям и органам.

Как же формируется осанка? Можно ли предотвратить образование плохой осанке и как это сделать?

Какие же различают виды осанки, и чем они отличаются?

Нормальная осанка характеризуется умеренной выраженностью изгибов позвоночника. При нормальной осанке голова поднята, плечи расправлены, живот подтянут, ноги выпрямлены. Человек выглядит подтянутым и стройным, движения естественны и грациозны.

Выпрямленная осанка характеризуется малой выраженностью изгибов позвоночника. При выпрямленной осанке вместимость грудной клетки и подвижность ребер снижены. Отмечается склонность к образованию боковых искривлений. Внешне такой человек выглядит неуклюжим, такая осанка встречается редко.

Сутуловатая осанка типична для старческого возраста. При этом виде осанки кривизна позвоночника увеличена, голова опущена, плечи опущены и несколько сведены вперед. Ноги часто полусогнуты в коленных суставах, руки безвольно висят вдоль туловища.

Есть и другие разновидности нарушений осанки.

Правильная осанка зависит от самого человека, от того как он держит голову и туловище в то время. Когда он сидит, стоит, ходит.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 14:30, реферат

Осанка - это умение без особого напряжения удерживать свое тело, сохраняя правильную позу в различных положениях: сидя, во время ходьбы и игр. Вместе с тем осанкой называют и саму эту правильную позу. Важнейшее условие правильной осанки - нормальное развитие позвоночника. Если положение тела правильное, то каких-либо негативных изменений в состоянии здоровья человека не происходит. Особенно это касается состояния костного скелета и мышц.

Введение
1.Нарушение осанки
2.Причины нарушения осанки
3.Виды нарушений осанки
4.Коррекция нарушений осанки средствами физической культуры
Заключение
Список литературы

физкультура.docx

Реферат по физкультуре

Выполнила: студентка гр. 2581-11

Проверил: преподаватель Хохлов С.А.

  1. Нарушение осанки
  2. Причины нарушения осанки
  3. Виды нарушений осанки
  4. Коррекция нарушений осанки средствами физической культуры

Осанка - это умение без особого напряжения удерживать свое тело, сохраняя правильную позу в различных положениях: сидя, во время ходьбы и игр. Вместе с тем осанкой называют и саму эту правильную позу. Важнейшее условие правильной осанки - нормальное развитие позвоночника. Если положение тела правильное, то каких-либо негативных изменений в состоянии здоровья человека не происходит. Особенно это касается состояния костного скелета и мышц.

Однако если ребенок или подросток неправильно сидит за партой или столом, искривляясь в ту или другую сторону, или если он постоянно носит тяжелый портфель в одной руке, то это может привести к искривлению позвоночника в правую или левую сторону, которое называется сколиозом. Есть множество причин, вызывающих изменения в состоянии костей и мышц. К ним относят различные заболевания, вызванные слабым физическим развитием в том случае, если человек пренебрегает занятиями физкультурой и спортом. Нарушение телосложения не только очень не красиво, но и вредно для здоровья человека: страдают внутренние органы, снижается работоспособность - такие люди чаще болеют. Чтобы этого не было, надо тщательно следить за тем, как сидишь за партой или столом во время уроков, регулярно делать зарядку и заниматься спортом.

1. Нарушение осанки

Контролировать осанку можно следующим упражнением: встать в плотную к стенке так, чтобы коснуться ее затылком, лопатками, ягодицами и пятками. Зафиксировав это положение, отступить от стены и постараться правильно сохранить правильную осанку. Если удержать тело в таком положении удается без труда, то, значит, искривлений в позвоночнике нет, и не надо беспокоиться.

Второй способ – это осмотр спины. Смотрится положение лопаток, равной длинной шейно-плечевой линии, глубиной треугольников талии и.п. ребенка с боку и со спины.

2. Причины нарушения осанки

Причины появления искривления позвоночника могут быть как врождёнными, так и приобретёнными. К врождённым причинам искривления позвоночника относят нарушения нормального внутриутробного развития, что приводит к недоразвитости позвонков, образованию клиновидных и дополнительных позвонков и других патологий. Приобретённые причины искривления позвоночника следующие: какое-нибудь заболевание (рахит, полиомиелит, туберкулёз, плеврит, радикулит), а так же травмы (переломы позвоночника). Неправильное положение тела вследствие физиологических особенностей человека (плоскостопие, разная длинна ног или отсутствие одной из них, косоглазие или близорукость из-за которых человек вынужден принимать неправильную позу при работе) тоже является причиной развития искривления позвоночника.

Также, причиной, из-за которой возникает искривление позвоночника, может быть профессиональная деятельность человека, при которой он постоянно прибывает в одной позе. Стоит заметить, что при искривлении позвоночника нарушается равномерная тяга мышц, что приводит ещё большему искривлению. Ещё одной причиной развития искривления позвоночника являются мышцы. Позвоночник может быть искривлён из-за разной развитости мышц, при чём это может быть обусловлено каким-либо заболеванием (односторонний паралич, ревматическими заболеваниями). Предрасполагающими моментами для развития искривления позвоночника являются неправильное питание, слабое физическое развитие.

Нарушения осанки в сагиттальной плоскости

Нарушение осанки в сагиттальной плоскости может быть связано как с увеличением одного или нескольких физиологических изгибов, так и с уменьшением их.

Сутулость - нарушение осанки, в основе которого лежит увеличение грудного кифоза с одновременным уменьшением поясничного лордоза. Шейный лордоз, как правило, укорочен и углублен вследствие того, что грудной кифоз распространяется до уровня 4-5 шейных позвонков. Надплечья приподняты. Плечевые суставы приведены. Сутулость часто сочетается с крыловидными лопатками 1 и 2 степени, когда нижние углы или внутренние края лопаток отстают от грудной стенки.

У сутулых детей укорочены и напряжены верхние фиксаторы лопаток, большая и малая грудные мышцы, разгибатели шеи на уровне шейного лордоза. Длина разгибателя туловища в грудном отделе, нижних, а иногда и средних фиксаторов лопаток, мышц брюшного пресса, ягодичных, напротив, увеличена. Живот выступает.

Круглая спина (тотальный кифоз) - нарушение осанки, связанное со значительным увеличением грудного кифоза и отсутствием поясничного лордоза. Шейный отдел позвоночника частично, а у дошкольников бывает и полностью кифозирован. Для компенсации отклонения проекции общего центра масс кзади дети стоят и ходят на слегка согнутых ногах. Угол наклона таза уменьшен и это тоже способствует сгибательной установке бедра относительно средней линии тела. Голова наклонена вперед, надплечья приподняты, плечевые суставы приведены, грудь западает, руки свисают чуть впереди туловища. Круглая спина часто сочетается с крыловидными лопатками 2 степени.

У детей с круглой спиной укорочены и напряжены верхние фиксаторы лопаток, большая и малая грудные мышцы. Длина разгибателя туловища, нижних, и средних фиксаторов лопаток, мышц брюшного пресса, ягодичных, напротив, увеличена. Живот выступает.

Кругловогнутая спина - нарушение осанки, состоящее в увеличении всех физиологических изгибов позвоночника. Угол наклона таза увеличен. Ноги слегка согнуты или в положении легкого переразгибания в коленных суставах. Передняя брюшная стенка перерастянута, живот выступает, либо даже свисает. Надплечья приподняты, плечевые суставы приведены, голова бывает выдвинута вперед от средней линии тела. Кругло-вогнутая спина часто сочетается с крыловидными лопатками 1-2 степени.

Плоская спина - нарушение осанки, характеризующееся уменьшением всех физиологических изгибов позвоночника, в первую очередь - поясничного лордоза и уменьшением угла наклона таза. Вследствие уменьшения грудного кифоза грудная клетка смещена вперед. Нижняя часть живота выстоит. Лопатки часто крыловидны. Это нарушение осанки наиболее резко снижает рессорную функцию позвоночника, что отрицательно сказывается на состоянии центральной нервной системы при беге, прыжках и других резких перемещениях, вызывая ее сотрясение и микротравматизацию.

У детей с плоской спиной ослаблены как мышцы спины, так и мышцы груди, живота. Есть точка зрения, что такие дети наиболее предрасположены к боковым искривлениям позвоночника.

Плосковогнутая спина - нарушение осанки, состоящее в уменьшении грудного кифоза при нормальном или увеличенном поясничном лордозе. Шейный лордоз часто тоже уплощен. Угол наклона таза увеличен. Таз смещен кзади. Ноги могут быть слегка согнуты или переразогнуты в коленных суставах. Часто сочетается с крыловидными лопатками 1 степени. У детей с таким нарушением осанки напряжены и укорочены разгибатели туловища в поясничном и грудном отделах, подвздошно-поясничные мышцы. Наиболее значительно ослаблены мышцы брюшного пресса и ягодиц.

Нарушение осанки во фронтальной плоскости заключается в появлении изгиба позвоночника во фронтальной плоскости и называется сколиотическая или асимметричная осанка.

4. Коррекция нарушений осанки средствами физической культуры

Формирование осанки - процесс длительный, начинающийся с первого года жизни и завершающийся только к 20-25 годам. В связи с этим особое значение приобретают методы профилактики и лечения, дающие стойкий результат и не имеющие негативных побочных эффектов. Лечебная физкультура и массаж - это наиболее подходящие способы воздействия на детский организм. Кроме того, это относительно простые методы.

В дошкольном возрасте стоит научить ребенка плавать, играть в футбол, прыгать со скакалкой, а зимой - ходить на лыжах или кататься на коньках. Многие спортивные секции проводят набор 5-6 летних детей, но не торопитесь отдавать их туда - серьезные занятия спортом лучше начинать в более старшем возрасте. Профилактика нарушений осанки у организованных дошкольников (посещающих дошкольные учреждения) осуществляется на занятиях по физическому воспитанию, плаванию, на музыкальных занятиях и т.д.; у школьников - на уроках физкультуры. Большое влияние на формирование правильной осанки оказывают родители, с первых дней жизни ребенка выполняющие массаж и физические упражнения (в соответствии с возрастом), а в более старшем возрасте осуществляющие контроль за сохранением навыка правильной осанки в быту, при различных видах деятельности и во время отдыха.

Основой лечения нарушений осанки (особенно начальной степени) является общая тренировка мышечного корсета ослабленного ребенка, которая должна осуществляться на фоне оптимально организованного лечебно-двигательного режима, составленного с учетом вида нарушений осанки и возраста ребенка. Устранение нарушений осанки представляет собой необходимое условие для первичной и вторичной профилактики ортопедических заболеваний и болезней внутренних органов.

Задачи ЛФК при нарушениях осанки:

- обучение навыку правильной осанки и систематическое закрепление этого навыка;

- укрепление мышц туловища и конечностей (выравнивание мышечного тонуса передней и задней поверхности туловища, нижних конечностей, укрепление мышц брюшного пресса);

- нормализация трофических процессов в мышцах туловища;

- осуществление целенаправленной коррекции имеющегося нарушения осанки.

Показания и противопоказания к назначению ЛФК.

Занятия лечебной гимнастикой показаны всем детям с нарушениями осанки, поскольку это единственный метод, позволяющий эффективно укреплять и тренировать мышечный корсет, выравнивать мышечный тонус передней и задней поверхности туловища, бедер.

Вначале на занятиях ЛФК временно не следует использовать: бег, прыжки, подскоки на жесткой поверхности; выполнение упражнений в исходном положении сидя; выполнение упражнений с большой амплитудой движения туловищем. Чистые висы не рекомендуется использовать в дошкольном и младшем школьном возрасте, поскольку кратковременное вытяжение позвоночника влечет за собой еще более сильное сокращение мышц, приносящее больше вреда, чем пользы. Кроме того, используемое в медицинской практике вытяжение должно всегда сопровождаться длительной разгрузкой позвоночника в положении лежа.

Методика ЛФК. Занятия ЛГ проводятся в поликлиниках, врачебно-физкультурных диспансерах, школах здоровья, дошкольных образовательных учреждениях (3 - 4 раза в неделю). Уменьшение количества занятий до 2 раз в неделю является неэффективным.

Курс ЛФК для дошкольников и школьников длится 1,5—2 месяца; перерыв между курсами — не менее месяца. В течение года ребенок с нарушением осанки должен пройти 2 - 3 курса ЛФК, что позволяет выработать стойкий динамический стереотип правильной осанки. Выделяют подготовительную, основную и заключительную части курса ЛФК (продолжительностью соответственно 1 - 2, 4 - 5, 1 - 2 недели).

В подготовительной части используются знакомые упражнения с малым и средним количеством повторений. Создается зрительное восприятие правильной осанки и мысленное ее представление, повышается уровень общей физической подготовленности ребенка.В основной части увеличивается количество повторений каждого упражнения. Специальные упражнения выполняются из разгрузочных исходных положений: лежа на спине, на животе, стоя на четвереньках и на коленях. Преобладает выполнение упражнений повторным или интервальным методом, в сочетании с пассивным отдыхом. Решаются основные задачи коррекции имеющихся нарушений осанки. В заключительной части нагрузка снижается. Количество повторений каждого упражнения – 4 - 6 раз. Через 2 - 3 недели занятий обновляется 20 - 30 % упражнений (главным образом, специальных). для дошкольников составляется 2 - 3 комплекса, для школьников – 3 - 4 комплекса ЛГ на один курс ЛФК. Совершенствуются навыки правильной осанки в усложненных вариантах выполнения упражнений.

Организационно-методические требования к проведению занятий ЛГ при нарушениях осанки

1. Наличие гладкой стены (без плинтуса), желательно на противоположной от зеркала стороне. Это позволяет ребенку, встав к стене, принять правильную осанку, имея 5 точек соприкосновения: затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы, пятки; ощутить правильное положение собственного тела в пространстве, вырабатывая проприоцептивное мышечное чувство, которое при постоянном повторении передается и закрепляется в ЦНС - за счет импульсов, поступающих с рецепторов мышц. Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки

Осанкой принято называть привычную позу непринужденно стоящего человека, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения.

Осанка начинает формироваться, когда ребенок делает попытки садиться, вставать и удерживать равновесие в этих положениях. Она имеет типичные особенности в первые года жизни, в дошкольном и школьном возрасте, в годы завершения развития, стабилизации и инволютивных изменений организма.

Ведущими факторами, определяющими осанку человека, являются положение и форма позвоночного столба, угол наклона таза и степень развития мускулатуры. Известно, что у ребенка параллельно с приобретением им навыков удержания головы, сидения и стояния постепенно формируются физиологические изгибы позвоночника - шейный и поясничный лордоз, грудной кифоз. Крестцово-копчиковый кифоз формируется еще во внутриутробном положении плода при развитии мышц тазового дна.

Благодаря наличию физиологических изгибов и буферных образований в виде межпозвонковых дисков, имеющих хрящевое строение, позвоночный столб обладает рессорными свойствами, предохраняя внутренние органы, головной и спинной мозг от сотрясений, кроме того, они обеспечивают устойчивость и подвижность позвоночника.

Физиологические изгибы позвоночного столба формируются в процессе развития двигательных навыков ребенка под влиянием мышечной тяги, а их выраженность зависит от угла наклона таза. При увеличении угла наклона таза позвоночный столб, неподвижно сочлененный с тазом, сгибается и наклоняется вперед для сохранения вертикального положения тела. Соответственно увеличивается поясничный лордоз и расположенные выше изгиба. При уменьшении угла наклона таза изгибы позвоночного столба соответственно уменьшаются.

В дошкольном и младшем школьном возрасте осанка имеет еще неустойчивый характер. На первом-втором году школьной жизни и в период вторичного вытяжения, когда имеет место диссоциация в развитии костного, суставно-связочного и мышечного аппаратов, легко изменяется степень выраженности и соотношение физиологических изгибов. К окончанию роста они стабилизируются.

Нормальная осанка характеризуется симметричным расположением частей тела относительно позвоночника. При этом центр тяжести расположен над линией, соединяющей оба тазобедренных сустава, проецируется на уровне тела ІІІ крестцового позвонка. Такое расположение центра тяжести обеспечивает наиболее устойчивое состояние тела человека в вертикальном положении, так как направляющая сила тяжести проходит через оси движения коленных и голеностопных суставов, оставаясь в пределах площади опоры, образованной стопами. Ось тела в боковой проекции при нормальной осанке проходит через ухо, колено и середину стопы.

При осмотре человека, имеющего правильную осанку, определяется вертикальное положение головы, когда подбородок слегка приподнят, а линия, соединяющая нижний край орбиты и козелок уха, горизонтальна. Линия надплечий также горизонтальна, а углы образованные боковой поверхностью шеи и надплечьем (шейно-плечевые углы), симметричны. Грудная клетка при осмотре спереди и сзади не имеет западений или вытягиваний и симметрична относительно средней линии. Точно также симметричны живот, брюшная стенка вертикальна, пупок находится на передней срединной линии. Лопатки прижаты к туловищу, расположены на одинаковом расстоянии от позвоночника, а их углы на одной горизонтальной линии. Треугольники талии симметричны.

При осмотре сбоку правильная осанка характеризуется несколько приподнятой грудной клеткой и подтянутым животом, разогнутыми в коленных и тазобедренных суставах ногами, волнообразной линией позвоночника с равномерными возвышениями и углублениями одинаковой высоты. Угол наклона таза при правильной осанке в пределах 33-55 0 , он меньше у мальчиков (и мужчин) и больше у девочек (и женщин).

При правильной осанке создаются оптимальные условия для нормального функционирования отдельных систем и всего организма.

С физиологической точки зрения осанка рассматривается как динамический стереотип, который приобретается в течение индивидуальной жизни, в процессе воспитания. Осанка формируется по механизму образования временных связей и путем длительных и частых повторений приводит к образованию условных рефлексов, обеспечивающих удержание тела в покое и в движении.

Условия внешней среды и функциональное состояние мускулатуры оказывают определенное влияние на форму позвоночника: физиологические изгибы могут усиливаться или уменьшаться, меняться положение плечевого и тазового пояса, может возникнуть наклонность к асимметричному положению тела. Прочное положение тела при различных позах принимает характер нового динамического стереотипа и таким образом неправильная привычная установка может закрепиться.

Отклонения от правильной осанки принято называть нарушениями, или дефектами осанки. Нарушения осанки не являются заболеванием. Они связаны с функциональными изменениями опорно-двигательного аппарата, при которых образуются порочные условно-рефлекторные связи, закрепляющие неправильное положение тела, а навык правильной осанки утрачивается. Для формирования неправильной осанки весьма существенное значение имеют дефекты физического воспитания и связанное с этим плохое физическое развитие ребенка. Нарушения осанки часто развиваются у детей, организм которых ослаблен вследствие перенесенных болезней. В первую очередь, имеют значение такие болезни, как рахит, туберкулезная инфекция, бронхиальная астма, различные детские инфекции, а также частые простудные заболевания.

Осанка может изменяться у взрослых людей под влиянием неблагоприятных рабочих поз (круглая спина у слесаря, токаря), односторонних занятий спортом (осанка боксера, велосипедиста, каноиста и др.), а также под влиянием таких заболеваний, как радикулит, язвенная болезнь.

Нарушения осанки могут быть в сагиттальной и фронтальной плоскостях. В сагиттальной плоскости различают нарушения осанки с уменьшением и увеличением физиологических изгибов позвоночного столба.

К нарушениям осанки с увеличением физиологических изгибов позвоночного столба относятся:

а) сутуловатость – увеличение грудного кифоза и уменьшение поясничного лордоза, голова, плечи, шея наклонены вперед, грудь западает, живот выстоит, ягодицы уплощены, лопатки крыловидно выпячены;

б) круглая спина (тотальный кифоз) - увеличение грудного кифоза с почти полным отсутствием поясничного лордоза, грудь западает, плечи, шея и голова наклонены вперед, живот выпячен, ягодицы уплощены, крыловидность лопаток;

в) кругло-вогнутая спина - увеличен грудной кифоз и поясничный лордоз, угол наклона таза, голова, шея, плечи наклонены вперед, живот выступает, мышцей задней поверхности бедра, прикрепляющиеся к седалищному бугру, растянуты и истончены по сравнению с мышцами передней поверхности.

При круглой спине для компенсации отклонения центра тяжести от средней линии ребенок стоит с согнутыми в коленных суставах ногами, при кругло-вогнутой спине - с максимально разогнутыми коленями.

К нарушениям осанки с уменьшением физиологических изгибов позвоночного столба относится:

а) плоская спина - уплощение поясничного лордоза, грудной кифоз выражен плохо, угол наклона таза уменьшен, нижняя часть живота выстоит, грудная клетка смещена вперед, лопатки крыловидны;

б) плоско-вогнутая спина - уменьшение грудного кифоза при нормальном или несколько увеличенном поясничном лордозе, грудная клетка узкая, мышцы живота ослаблены.

Нарушение осанки во фронтальной плоскости называется асимметричной осанкой. При этом имеется выраженная асимметрия между правой и левой половинами туловища. Отличается неравномерность треугольников талии, плечи и лопатки с одной стороны опущены по сравнению с другой. Позвоночный столб при осмотре стоящего прямо ребенка представляет собой дугу, обращенной вершиной вправо или влево.

Нарушение осанки помимо значительного косметического дефекта нередко сопровождается расстройствами деятельности внутренних органов: уменьшением экскурсии грудной клетки и диафрагмы, снижением жизненной емкости легких по сравнению с физиологической нормой, уменьшением колебаний внутригрудного давления. Эти изменения неблагоприятно отражаются на деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, приводя к снижению их физиологических резервов, нарушая адаптационные возможности организма. Слабость мышц живота и согнутое положение тела вызывают нарушения перистальтики кишечника и оттока желчи. Снижение рессорной функции позвоночного столба при плоской спине способствует постоянным микротравмам головного мозга во время ходьбы, бега и других движений, что сопровождается быстрым утомлением, а нередко и головными болями. Помимо неврологических расстройств уменьшается устойчивость позвоночного столба к различным деформирующим воздействиям, что может способствовать возникновению сколиоза.

При нарушениях осанки мышцы ослаблены, физическая работоспособность понижена. Исключение составляет лишь круглая спина, при которой мускулатура обычно хорошо развита, однако отмечается выраженное превосходство силы мышц-сгибателей.

Таким образом, различные нарушения осанки хотя и представляют функциональные расстройства опорно-двигательного аппарата человека и не являются в полном смысле слова заболеваниями, однако, сопровождаясь нарушениями функции нервной системы и деятельности ряда внутренних органов, делают организм более подверженным целому ряду заболеваний, и в первую очередь заболеваниям позвоночного столба.

Для исправления дефектов осанки необходимо принятие мер, способствующих улучшению физического развития (питание, режим дня, создание и соблюдение гигиенических условий), а также целенаправленное использование средств физического воспитания.

Применение физических упражнений при дефектах осанки должно быть направлено на:

- улучшение и нормализацию течения нервных процессов, нормализацию эмоционального тонуса ребенка, стимуляцию деятельности органов и систем, улучшение физического развития, повышение неспецифической сопротивляемости детского организма;

- активизацию общих и местных обменных процессов, выработку достаточной силовой и общей выносливости мышц туловища, укрепление “мышечного корсета”;

- исправление имеющегося дефекта осанки;

- формирование и закрепление навыка правильной осанки.

Исправление различных нарушений осанки - процесс длительный. Формирование нового, правильного стереотипа осанки и ликвидация порочных условных рефлексов требуют особенно строгого подхода к организации занятий физическими упражнениями. Эти занятия должны проводиться систематически, как минимум 3 раза в неделю организованно в детских дошкольных и школьных учреждениях, в кабинетах ЛФК поликлиник и врачебно-физкультурных диспансерах, и обязательно подкрепляться выполнением комплекса корригирующих упражнений в домашних условиях.

В подготовительном периоде таких занятий у детей вырабатывается представление о правильной осанке, и путем подбора специальных и общеразвивающих упражнений создаются физиологические предпосылки для ее формирования. Во втором, основном, периоде завершается работа по воспитанию и закреплению навыка правильной осанки.

Общие задачи решаются путем широкого использования общеразвивающих упражнений, соответствующих возрасту и физической подготовленности занимающихся.

Исправление дефектов осанки достигается с помощью специальных упражнений. Их применение дает возможность изменять и нормализовать угол наклона таза, нормализовать нарушенные физиологические изгибы позвоночника, исправить положение и форму грудной клетки, а также положение головы, добиться симметричного расположения плечевого пояса, укрепить мышцы брюшного пресса. Правильное положение частей тела во время движений, работы и при важнейших позах закрепляется путем создания естественного мышечного корсета.

Эффективность применения специальных упражнений во многом зависит от исходных положений. Наиболее рациональным из них для развития и укрепления мышц, составляющих естественный мышечный корсет, является такое, при котором возможна максимальная разгрузка позвоночного столба по оси и исключается влияние на тонус мышц угла наклона таза. К таковым исходным положениям относятся: положение лежа на спине, животе, стоя в упоре на коленях и на четвереньках.

Динамические упражнения необходимо чередовать с упражнениями в статическом напряжении, включать упражнения в расслаблении и дыхательные упражнения; сами исходные положения также необходимо чередовать; упражнения, направленные на укрепление мышечного корсета, необходимо сочетать с упражнениями, способствующими исправлению имеющихся дефектов осанки.

При асимметричной осанке основную роль играют симметричные упражнения. Они оказывают выраженный положительный эффект, обеспечивая выравнивание силы мышц спины и ликвидацию асимметрии мышечного тонуса. Такое действие симметричных упражнений связано с физиологическим перераспределением нагрузки. Для сохранения срединного положения более ослабленные мышцы на стороне отклонения позвоночника во время выполнения упражнения работают с большей нагрузкой, чем более сильные мышцы на противоположной стороне (так называемая физиологическая асимметрия). При этом выравнивается мышечная сила и ликвидируется асимметрия мышечного тонуса.

При дефектах осанки в сагиттальной плоскости используются специальные упражнения, оказывающие влияние на угол наклона таза. Так, при увеличении угла наклона таза применяются упражнения, способствующие укреплению мышц задней поверхности бедер, межпоперечных мышц поясницы, квадратной мышцы поясницы и мышц брюшного пресса, а также упражнения, направленные на растягивание мышц передней поверхности бедер. При уменьшении угла наклона таза рекомендуются упражнения для укрепления мышц передней поверхности бедер и поясничного отдела спины.

Нормализация физиологических изгибов позвоночного столба достигается в ряде случаев улучшением подвижности позвоночника в месте наиболее выраженного дефекта (например, в грудном отделе при сутуловатости спины) с одновременным укреплением мышц спины.

Крыловидные лопатки и приведенные вперед плечи могут быть исправлены при помощи упражнений с динамической и статической нагрузкой на трапециевидные и ромбовидные мышцы, а также на растягивание грудных мышц.

При выстоянии живота применяются упражнения для мышц брюшного пресса, выполняемые преимущественно из исходного положения лежа на спине. Наиболее эффективны из них такие, когда одновременно вызывается максимальное (для данного человека) напряжение прямых и косых мышц живота.

Коррекция осанки может дать стойкий эффект лишь при одновременном формировании навыка правильной осанки, который вырабатывается на базе мышечно-суставного чувства, позволяющего создать нужное положение определенных частей тела. После объяснений, необходимых для представления о правильной осанке, и показа ее приступают к выработке соответствующих такой осанке мышечно-суставных ощущений. Для этого рекомендуется: тренировка перед зеркалом (зрительный самоконтроль); взаимоконтроль, осуществляемый занимающимися друг за другом; принятие правильной осанки с исправлением ее дефектов у стены, когда прибавляются тактильные (во время прижатия спины, ягодицы и пяток к стене); исправление дефектов осанки по указанию инструктора или методиста ЛФК.

Выработка и закрепление навыка правильной осанки происходит также во время выполнения различных общеразвивающих упражнений, а также упражнений в равновесии и на координацию. Широко используются подвижные игры с правилами, предусматривающими соблюдение хорошей осанки.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.