Корригирующая гимнастика при нарушении осанки и плоскостопии

Анжела Утробина
Комплекс упражнений для профилактики нарушения осанки и плоскостопия для детей 5–7 лет

Комплекс упражнений, рекомендуемый при плоскостопии:

И. П – сидя на стульчике,

1 - Разведение и сведение пяток, не отрывая носков от пола;

2 — захватывание стопами мяча и приподнимание его;

3 — максимальное сгибание и разгибание стоп;

4— захватывание и приподнимание пальцами ног различных предметов (камешков, карандашей и др.);

5 — скольжение стопами вперед и назад с помощью пальцев;

6 — сдавливание стопами резинового мяча;

7 — собирание пальцами ног матерчатого коврика в складки;

8 — катание палки стопами;

9 — повороты туловища без смещения, (выполнять без рывков);

10 — перекат с пятки на носок и обратно;

11 — полуприседание и приседание на носках, руки в стороны, вверх, вперед;

12 — лазанье по гимнастической стенке (на рейки встают серединой стопы);

13 — ходьба по гимнастической палке;

14 — ходьба по брусу с наклонными поверхностями;

15 — ходьба по ребристой доске;

16 — ходьба на носках вверх и вниз по наклонной плоскости;

17 — ходьба по поролоновому матрацу;

18 — ходьба на месте по массажному коврику.

Комплексы упражнений при нарушении осанки с гимнастической палкой.

1. Комплекс упражнений:

1. И. п. — лежа на животе, руки согнуты в локтях, ладони под подбородком, ноги прямые и сомкнутые. На счет 1 поднять прямую правую ногу, на счет 2 — опустить. То же — левой ногой. Повторить 2—3 раза каждой ногой.

2. И. п. — лежа на животе, руки вытянуть перед собой, ноги выпрямить и сомкнуть. На счет 1 — поднять прямую правую ногу и левую руку, на счет 2 — опустить. То же — поменяв ногу и руку. Повторить 2— 3 раза.

3. И. п. — лежа на животе, руки, вытянуть перед собой, ноги выпрямить и сомкнуть. Развести руки в стороны, затем согнуть в локтях и провести под грудью, имитируя движения пловца. При этом грудь немного поднимается (опора на мышцы живота). Ноги не сгибать и не отрывать от пола. Повторить 3—5 раз.

4. И. п. — лежа на спине, взять в руки палку. На счет 1 — поднять руки над головой, на счет 2—5 — проделать ногами движения, имитирующие езду на велосипеде. Вернуться в и. п. Повторить 2—3 раза.

5. И. п. — сидя на пятках, руки вытянуть перед собой. На счет 1 — наклониться вперед и упереться руками в пол. На счет 2 — быстро скользнуть и продвинуться всем телом вперед, выпрямляя ноги, коснувшись грудной клеткой и животом пола, руки не сдвигать. Вернуться в и. п. Повторить 2—3 раза.

2. Комплекс упражнений:

6. И. п. — упор на руках и коленях. Поднять правую руку и правую ногу (па-раллельно полу, задержаться в этом положении, вытягивая ладонь и ступню. Вернуться в и. п. То же — поменяв руку и ногу. Повторить 2—3 раза.

7. И. п. — лежа на животе, руки с гимнастической палкой отвести назад и согнуть в локтях, ноги прямые. Прогнуться, оторвать руки и ноги от пола и задержаться в этом положении на несколько секунд. Вернуться в и. п. Повторить 2—3 раза.

8. И. п. — лежа на спине, руки выпрямить и завести за голову, ноги прямые. Сделать мах руками вверх, сесть, не отрывая ноги от пола, потянуться вверх. Задержаться в этом положении на несколько секунд и вернуться в и. п. Повторить 2—3 раза.

9. И. п. — лежа на животе, выпрямленные руки с палкой завести назад, ноги прямые. Прогнуться, подняв голову, руки, заведенные за спину, и прямые сомкнутые ноги. Вернуться в и. п. Повторить 2—3 раза.

3. Комплекс упражнений:

10. И. п. — лежа на спине, прямые руки завести за голову, поднять прямые сомкнутые ноги под углом 45 градусов. Опустить. Повторить 5 раз.

11. И. п. — лежа на животе, руки положить под грудью на ширине плеч. Отжаться несколько раз на руках, не отрывая ног от пола. Вернуться в и. п. Повторить 2—3 раза.

13. И. п. — лежа на животе, руки вытянуть перед собой, ноги прямые, голову опустить. Поднять голову и тянуть прямые руки и ноги. Задержаться в этом положении. Вернуться в и. п. Повторить 2—3 раза.

14. И. п. — лежа на спине, руки вдоль тела, ноги прямые. Поднять прямые сомкнутые ноги и завести их, если возможно, за голову. Вернуться в и. п. Повторить 2—3 раза.

После упражнений — встать, пробежаться или пройтись бодрым шагом по комнате, постепенно сбавляя темп.

Плавание как средство профилактики и исправления нарушений осанки у детей дошкольного возраста Плавание как средство профилактики и исправления нарушений осанки у детей дошкольного возраста. Плавание - закаляет организм, совершенствует.

Комплекс упражнений по профилактике плоскостопия Комплекс упражнений по профилактике плоскостопия. ЦЕЛЬ: 1. Воспитывать у детей желание заботиться о своём здоровье. 2. Укреплять здоровье.

Конспект утренней гимнастики с элементами дыхательной гимнастики, упражнениями для профилактики нарушения осанки Конспект организации и проведения утренней гимнастики (с элементами дыхательной гимнастики, упражнениями для профилактики нарушения осанки).

Оздоровительное занятие по профилактике нарушения осанки и плоскостопия для детей старшего дошкольного возраста Цель: создание условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей. Задачи: 1. Создание условий для формирования.

Педкопилка: Комплекс упражнений для формирования правильной осанки у детей 4–7 лет. Построение в шеренгу. Встать в положение "основная стойка": голова прямо, плечи развернуты, живот подтянут, ноги выпрямлены. Показать правильное.

Примерный комплекс физических упражнений на формирование правильной осанки детей 4–6 лет Целью лечебной гимнастики является формирование правильной осанки. Данный комплекс выполняется в игровой форме, развивает воображение и.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Аливердиева М.С., Демьянова Л.М., Смирнова О.С.

В статье ставится задача рассмотреть комплекс упражнений при нарушениях осанки , сколиозах и плоскостопии . А также статья содержит информацию о проведенных исследованиях о заболеваемостях школьников и студентов в Ростове-на-Дону. Особое внимание уделяется комплексу упражнений при сколиозе по А.Ф. Каптелину.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Аливердиева М.С., Демьянова Л.М., Смирнова О.С.

ЛФК ПРИ НАРУШЕНИЯХ ОСАНКИ, СКОЛИОЗАХ И ПЛОСКОСТОПИИ

Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону

В статье ставится задача рассмотреть комплекс упражнений при нарушениях осанки, сколиозах и плоскостопии. А также статья содержит информацию о проведенных исследованиях о заболеваемостях школьников и студентов в Ростове-на-Дону. Особое внимание уделяется комплексу упражнений при сколиозе по А.Ф. Каптелину.

Ключевые слова: осанка, сколиоз, плоскостопие, торсия, лечебная физическая культура.

Сколиоз - это заболевание, которое характеризуется дугообразным искривлением позвоночника во фронтальной плоскости, сочетающееся с тор-сией позвонков. Наличие торсии является основным отличительным признаком сколиоза - по сравнению с нарушениями осанки во фронтальной плоскости.

Торсия - скручивание позвонков вокруг вертикальной оси, сопровождающееся деформацией их отдельных частей и смещением смежных позвонков относительно друг друга в течение всего периода роста позвоночника [6].

Давно известно, что формирование осанки начинается еще в раннем возрасте, поэтому родителям стоит обратить особое внимание на физическое воспитание своих детей. Однако сколиоз относится к тем заболеваниям, которые могут быть не только врожденным, но и приобретенным со временем, следовательно, как детям, так и взрослым важно помнить о здоровье своей спины. Данное заболевание особенно часто встречается среди школьников и студентов. А в столь юном возрасте важно не запустить уже имеющуюся болезнь и блокировать возможность возникновения новой путем профилактики.

2 Доцент кафедры Физической культуры, кандидат медицинских наук.

Важно знать, что такое заболевание как сколиоз само собой не лечится. Упражнения ЛФК для его лечения необходимо выполнять комплексной программой: ЛФК, массаж, плавание, корригирующие упражнения и др., так как единичные упражнения и разовые занятия не приведут к желаемым результатам.

Массаж при сколиозе стимулирует кровообращение в пораженной области и вызывает улучшение состояния позвоночника. Лечебное плавание способствует естественному расслаблению спины. Значительное внимание следует уделять координации движений, без которой невозможно усвоение правильной осанки. Корригирующие упражнения помогают развитию мышц туловища. В различных системах корригирующей гимнастики этот вид движений используется в качестве надежного средства для исправления и формирования осанки, так как равновесие требует удержания позвоночника в прямом положении при любом движении [2].

Профилактика заболеваний, связанных с нарушением осанки, при сколиозе и плоскостопии включает комплекс мер. Профилактика нарушений это долгосрочный процесс, который требует внимательного и бережного отношения к ней и активного участия и выполнения рекомендаций врача. Существенный эффект на формирование правильной осанки оказывает контроль человека над самим собой, вырабатывание навыков правильной осанки в быту, при различных видах деятельности и во время отдыха. При обретенных уже заболеваниях применяют консервативные и оперативные методы лечения. Хирургические вмешательства имеют достаточно негативные последствия в дальнейшем в жизни больного, поэтому их применяет исключительно на поздних этапах развития патологии, когда другие меры уже неэффективны. Одним из лучших способов, применимого на всех этапах лечения, а так же для профилактики заболеваний позвоночника остается лечебная физическая культура (ЛФК).

Несомненно, большую пользу приносят занятия с учетом контроля правильного выполнения лечебной гимнастики. Обычно для того, чтобы повысить интенсивность выполняемых упражнений применяют дополнительные отягощения. Как и другими физическими нагрузками занятия ЛФК должны по возможности проводиться под наблюдением профессионального тренера, который сможет грамотно распределить нагрузку и проконтролировать выполнение упражнений [5].

Рекомендуемый комплекс упражнений при сколиозе по А.Ф. Кап-телину [4]:

1. Исходное положение (И.П.) - стоя ноги вместе, руки в стороны. Поднять руки вверх, подняться на носки. Максимально потянуться вверх, прогибая грудной отдел вперёд, удерживать это положение 5-10 сек. 3-5 раз.

2. И.П. - то же. Наклон туловища вперед, прогибая грудной отдел вперёд, удерживать это положение 5-10 сек. 3-5 раз.

3. И.П. - лежа на спине, руки в замок за голову. Поднимать прямые ноги до угла 45°, удерживать это положение 5-10 сек. 3-5 раз.

4. И.П. - лежа на животе, руки в упоре на пол. Выпрямляя руки, максимально прогнуться в грудном отделе позвоночного столба, посмотреть вверх, удерживать это положение 5-10 сек. 3-5 раз.

8. И.П. - лежа на спине, под лопатки подложите книжку толщиной 23 см. В руках - груз. Для женщин - 0,5 кг, для физически крепких мужчин - 1,5 кг. Движения - прямыми руками, вначале вдоль тела, -от бёдер за голову, одновременно и попеременно. Затем разведения руками, одновременно и попеременно. Увеличивайте нагрузку и амплитуду постепенно.

Необходимый комплекс упражнений при плоскостопии:

Исходное положение: сесть на край стула, выпрямить спину, стопы поставить на пол.

1. Сгибание и разгибание пальцев: согнуть пальцы, выпрямить пальцы (10 раз);

2. Поднимание и опускание пятки и носка: поднять носок, пятка остается на полу, опустить носок, поднять пятку, опустить пятку (10 раз);

3. Круговые движения носками, пятка остается на полу: поставить ноги на пятки, носки подняты, круговые движения носками (10 раз);

4. Круговые движения пятками, носки на полу: поставить ноги на носки, пятки подняты, круговые движения пятками (10 раз);

5. Вытягивание стопы от себя и на себя: выпрямить ногу в коленном суставе, вытянуть носок стопы от себя и на себя (10 раз), выполняем попеременно правой и левой стопой (возможно, выполнение упражнений двумя ногами одновременно);

6. Круговые движения ногой: поднять и выпрямить ногу, делать круговые движения ногой.

7. Разминание пальцев стоп: максимально согнуть пальцы стоп и упереться в пол их тыльной стороной, делать давящие движения от себя стопой, как бы подминая пальцы под себя (10 раз);

8. Хождение на носках, максимально поднимая пятки, затем носки (10 шагов);

9. Хождение на внешней (внутренней) стороне стопы (10 шагов);

10. Катать скалку стопами, от пальцев к пятке и обратно (10 раз);

11. Положить на пол полотенце и собирать его обеими стопами в гармошку (20-30 раз);

12. Раскидать по комнате карандаши, поставить в углу банку и собирать в нее эти карандаши пальцами стоп попеременно (сколько есть в доме карандашей, столько и собрать).

Возможно повторное выполнение комплекса еще раз, через перерыв в 10 минут.

Выполняется комплекс по возможности - один, два раза в день (в том числе перед сном, чтобы после упражнений не ходить).

Подводя итоги можно сказать, что ранняя диагностика сколиоза и его систематическое лечение - это возможность избежать прогрессивного искривления позвоночника в дальнейшем [3]. Составленный комплекс упражнений при регулярном выполнении призван улучшить общее состояние выполняющего их. Но стоит заметить, что проведение данного комплекса, будет лишь эффективным дополнением к лечению, назначенным специалистом, включающем в себя лечебный массаж, оздоровительное плавание в бассейне и корригирующие упражнения.

2. Емельянов Ю.В., Демьянова Л.М. Особенности формирования правильной осанки у детей среднего школьного возраста [Текст] / Ю.В. Емель-

янов, Л.М. Демьянова // Актуальные вопросы социальной практики физической культуры, спорта и туризма. - 2016. - С. 1-3.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ, ЧАСТЬ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА И ЛИЧНОСТИ

Кемеровский государственный университет, г. Кемерово

Статья посвящена физической культуре, как социальному явлению. Рассмотрение содержания, целей, задач, форм организации и методов использования подчиненных общим закономерностям общественного развития и полностью зависящих от характера общественных отношений. Анализ результатов за последние годы о физической культуре не только как о самостоятельном социальном феномене, но и как об устойчивом качестве личности.

Ключевые слова: физическая культура, общество, личность, развитие, воспитание.

Как для отдельного человека, так и для общества в целом нет большей ценности, чем здоровье. Значение физической культуры с каждым городом возрастает, как и внедрения ее в повседневную жизнь. Занятия физической культурой готовят людей к жизни, закаляют тела и укрепляют здоровье, способствуют его гармоничному физическому развитию, содействуют воспитанию необходимых черт личности, моральных и физических качеств.

2 Старший преподаватель кафедры Спортивно-оздоровительных технологий факультета Физической культуры и спорта.

Без физического воспитания невозможны гармоничный рост и развитие детей. При нарушениях опорно–двигательного аппарата ухудшается состояние всех органов и систем ребенка — он становится малоактивным, часто болеет, отстает в развитии от сверстников.


Особенности детской лечебной физкультуры: задачи, эффекты, принципы

Сегодня дети с раннего возраста предпочитают гаджеты и телевизор активным играм и познанию окружающего мира. Способствуют этому и их родители — чтобы ребенок не влез, куда не следует, его занимают игрой в смартфоне или мультфильмом. В результате ребенок мало двигается.

Без адекватной двигательной активности уже с малых лет развиваются заболевания внутренних органов (нервной системы, сердца, легких) и нарушения опорно–двигательного аппарата( нарушения осанки, деформации стоп). Эти состояния становятся хроническим и ведут к отставанию в физическом развитии.

Патология опорно–двигательного аппарата у детей проявляется слабостью мышц, нарушением осанки, снижением двигательных функций и плоскостопием. С возрастом она усугубляется и приводит к заболеваниям:

— нервной системы: вегето–сосудистая дистония, депрессивные состояния, миофасциальные синдромы;
— сердца и сосудов: ишемическая болезнь, гипертония;
— обмена веществ: ожирение, сахарный диабет;
— органов дыхания и пищеварения и др.

Задачи лечебных физических упражнений:

— лечение болезней;
— профилактика их обострений;
— восстановление после травм;
— развитие активности и выносливости;
— укрепление здоровья;
— закаливание.

Механизм лечебного действия физических упражнений связан с эффектами:

— Тонизирующий — занятия лечебной физкультурой ускоряют обмен веществ, улучшают работу сердца, легких и стимулируют защитные функции организма ребенка;
— Трофический — ЛФК способствует улучшению доставки питательных веществ во все органы, систематические занятия повышают способность детского организма к восстановлению после болезней;
— Компенсаторный — ЛФК помогает перестраивать работу органов при нарушении их функций. Например, при переломе правой руки специальные упражнения помогают ребенку научиться выполнять ее функции левой;
— Нормализация функций — физические упражнения помогают восстановить функции поврежденного органа и организма в целом, а не только их строение.

Принципы составления программы занятий лечебной физкультурой для детей:

Дозированность упражнений — определяют их продолжительность, исходные положения, число повторений, темп, амплитуду.

Индивидуальный подход — подбор упражнений с учетом возраста, пола, особенностей каждого ребенка и его заболевания.

Рациональное чередование упражнений и отдыха — для профилактики переутомления и перенапряжения поврежденного органа.

Постепенное увеличение нагрузки — для закрепления достигнутого результата врач ЛФК последовательно повышает интенсивность тренировок для каждого пациента.

Игровой метод занятий — игры помогают сохранять интерес к тренировкам и повышают их вовлеченность в процесс выздоровления.

Занятия включают 3 раздела:

— Вводный — создание нужного настроя у ребенка и подготовка к предстоящему занятию и нагрузке.

Для этого хорошо подходят ходьба, бег, общеукрепляющие упражнения. По времени вводный раздел длиться до 12 минут.

— Основной — с помощью специально подобранного комплекса упражнений решаются основные задачи ЛФК: лечение заболеваний и коррекция нарушенных функций.

Корригирующие упражнения подбирает только врач ЛФК после оценки состояния ребенка и показаний. Длительность этого раздела — до 20 минут.

— Заключительный — снижение нагрузки.

Оптимальное завершение физических упражнений для детей — это любая подвижная игра. Длительность раздела — до 8 минут.


Для детей в среднем одно занятие лечебной физкультурой должно длиться 40 минут.

Показания и противопоказания для детской ЛФК

Упражнения лечебной физкультуры показаны здоровым детям для стимуляции работы всех органов и систем, активации обмена веществ, развития силы и выносливости, формирования правильной осанки и походки.

ЛФК также обязательно показана всем детям с временными или постоянными отклонениями в состоянии здоровья:

— со стороны опорно–двигательного аппарата: дисплазия тазобедренных суставов, травмы конечностей, нарушения осанки, деформация стоп;
— со стороны сердечно–сосудистой системы: нарушения ритма, повышенное или пониженное давление;
— со стороны органов дыхания: бронхиальная астма, хронический бронхит;
— со стороны нервной системы: кривошея, ДЦП и др.

Противопоказания к ЛФК:

— выраженная слабость;
— острая стадия заболевания;
— жар;
— тошнота, рвота, диарея;
— гнойное воспаление;
— астматический статус;
— кровотечение или его риск;
— сердечная или легочная недостаточность в стадии декомпенсации;
— туберкулёз в активной фазе;
— психические расстройства;
— злокачественные новообразования;
— непереносимость процедуры.

Роль нормальной осанки для здоровья детей

Позвоночник — это опора для всего организма. При нормальной осанке у него 4 физиологических изгиба: 2 лордоза (шейный и поясничный), 2 кифоза (грудной и крестцовый).

Нормальная осанка:
— обеспечивает вертикальное положение тела;
— снижает нагрузку на мышцы, связки и суставы;
— дает возможность совершать большой объем разнообразных движений.

В позвоночнике находится спинной мозг. Его корешки образуют 33 пары нервов, регулирующих работу всех органов. Поэтому любое смещение или искривление позвоночника провоцирует нарушение функций организма, в т.ч. жизненно важных.


Мышцы спины поддерживают позвоночник и обеспечивают его правильное положение. Их слабость, особенно когда позвоночник активно растет (с 5–6 до 17 лет), ведет к развитию нарушений осанки: круглая спина, плоская спина, сутулость, боковое искривление позвоночника. Все они вызывают неравномерное распределение нагрузки на скелет и смещение внутренних органов.

Также на формирование неправильной осанки влияет слабость мышц и связок стоп при плоскостопии. Уплощение сводов стопы вызывает перераспределение нагрузки, нарушение походки и как следствие — патологическую осанку.

Распространенные в детском возрасте деформации позвоночника и стоп

Врачи чаще всего диагностируют у детей право– или левостороннее искривление позвоночника и плоские стопы.

Сколиоз или боковое искривление позвоночника начинает формироваться с раннего школьного возраста, когда ребенок активно растет.

По форме искривление бывает C– и S–образное. В зависимости от величины угла отклонения позвоночника (угла Кобба) выделяют 4 степени тяжести.

Осложнения:
— снижение мышечного тонуса;
— изменение формы грудной клетки;
— ухудшение функции легких;
— атрофия мышц;
— хронические заболевания дыхательной, сердечно–сосудистой, пищеварительной систем;
— бесплодие;
— психические расстройства на фоне постоянной депрессии.

Плоскостопие или уплощенная стопа характеризуется опущением продольного и/или поперечного свода. Развивается в результате слабости мышц и связок нижних конечностей, ношения неправильной обуви.

Детская стопа короче и шире взрослой, с ярко выраженным слоем подкожной жировой клетчатки. Это зрительно делает нормальную стопу плоской, поэтому поставить правильный диагноз может только специалист на основании осмотра, подоскопии и рентгенографии.

Осложнения:
— патологическая осанка;
— боли в ногах;
— быстрая утомляемость;
— нарушения походки;
— деформация коленных суставов и пальцев ног;
— вросшие ногти на ногах.


Способы коррекции

С помощью лечебных физических упражнений можно укрепить мышцы и скорректировать искривления позвоночника и уплощение стопы.

ЛФК при сколиозе

— Нельзя делать лечебные упражнения без консультации врача.
— Занятия физкультурой должны исключать любые упражнения, которые вызывают раскачивание позвоночника: кувырки, прыжки подтягивания и т.п.
— Прежде, чем отдать ребенка в любую спортивную секцию, проконсультируйтесь с врачом, можно ли ему заниматься данным видом спорта.
— В зависимости от того, в каком отделе позвоночника искривление, его формы и степени тяжести, право– или левостороннее оно, врач ЛФК подбирает соответствующие упражнения.

Занятия лечебной физкультурой при сколиозе в зависимости от степени его тяжести могут дополнятся ношением специального корсета.

ЛФК при уплощении стоп

— В зависимости от того, какой свод стопы уплощен, врач подбирает определенные упражнения.
— Хороший лечебный эффект оказывают упражнения с ходьбой по массажным коврикам.
— Занятия направлены на правильное распределение нагрузки на стопу, исправление походки.
— В отдельных случаях могут понадобиться занятия для коррекции лишнего веса.

Кроме занятий ЛФК в коррекции нарушений осанки и деформаций стоп хорошо зарекомендовали себя:

Лечебный массаж.
Мягкие мануальные техники.
Методы проприоцептивного проторения PNF.
Упражнения на подвесной установке RedCord.
Гимнастика SEAS.
Ношение индивидуально подобранных ортопедических стелек.
Кинезиологическое тейпирование.


Упражнения лечебной физкультуры укрепляют мышцы, снижают нагрузку на позвоночник, развивают его гибкость, формирует правильную осанку, улучшают вентиляцию легких и снижают риск тяжелых осложнений здоровья. Но подобрать необходимые упражнения может только врач после обследования ребенка, учитывая индивидуальные особенности его организма и заболевания.

Наиболее часто встречающейся деформацией позвоночника у детей дошкольного и школьного возраста является нарушение осанки. В той или иной степени выраженности нарушения осанки встречаются у 60% детей. Вопросы лечения и реабилитации таких детей привлекали внимание специалистов ЛФК на протяжении многих лет. В настоящее время предложены меры профилактики, решены многие организационные и методические вопросы, разработаны схемы занятий и комплексы упражнений, статико-динамический режим, особенности плавания и гимнастики в воде, другие вопросы лечения.

В 1962 г. была принята единая классификация типов нарушения осанки у детей с учетом изменений во фронтальной или сагиттальной плоскостях. Согласно данной классификации выделяют следующие типы нарушения осанки:

1. Нарушение осанки во фронтальной плоскости.

2. Нарушение осанки в сагиттальной плоскости:
- сутулая спина;
- круглая спина;
- кругловогнутая спина;
- плоская спина;
- плосковогнутая спина.

Сутулая спина — увеличен грудной кифоз при одновременном сглаживании поясничного лордоза, плечи сведены вперед, лопатки крыловидные, кифотическая дуга увеличена в верхней трети грудного отдела позвоночника.

Кругловогнутая спина — увеличены все физиологические кривизны позвоночника, сопротивляемость его повышена, угол наклона таза увеличен, голова, шея, плечи наклонены вперед, живот выступает, колени максимально разогнуты, перерастянуты мышцы спины, брюшного пресса, ягодиц и задней поверхности бедер.

Коррекция дефектов осанки — не только задача физического воспитания детей, но и важный момент первичной и вторичной профилактики ортопедических заболеваний, а также заболеваний внутренних органов. У детей с нарушениями осанки снижены физиологические резервы дыхания и кровообращения, нарушены адаптивные реакции, а слабость мышц брюшного пресса приводит к нарушению нормальной деятельности желудочно-кишечного тракта. Нарушение рессорной функции позвоночника отрицательно сказывается на высшей нервной деятельности, что может проявляться в повышенной утомляемости, снижении работоспособности и головных болях. Лечебная физкультура — это основное средство профилактики и лечения нарушений осанки. Она включает в себя не только специальную лечебную гимнастику, проводимую под контролем специалиста ЛФК, но и постоянно и непрерывно проводимые мероприятия по воспитанию навыков правильной осанки, созданию такой окружающей среды в быту, дома, в школе, которая способствует решению поставленных задач. Правильный статико-динамический режим имеет огромное значение в профилактике и лечении нарушений осанки всех типов. Он включает в себя те доступные, не требующие особых материальных затрат мероприятия, которые родители обязаны обеспечить ребенку.

1. Постель ребенка должна быть жесткой, ровной. Подушка должна быть плоская и невысокая. Желательно иметь ортопедическую подушку, которая компенсирует вертикальное давление на позвоночник, обеспечивает мягкую и в то же время прочную поддержку по всей длине шеи.

3. Большое значение имеет правильная организация рабочего места и правильная поза во время чтения и письма, освещение стола слева. Основные требования для рабочей позы во время занятий - это максимальная опора для туловища, рук и ног, а также симметричное положение. Правильная, симметричная установка одинаковых частей тела производится последовательно, начиная с положения стоп: стопы в опоре на полу или на скамейке; колени под столом на одном уровне (в голеностопных, коленных и тазобедренных суставах ноги должны быть согнуты под прямым углом); равномерная опора на обе половины таза; туловище периодически опирается на спинку стула; между грудью и столом расстояние от 1,5 до 2 см (ребром проходит ладонь); предплечья симметричны и свободно, без напряжения, лежат на столе, плечи симметричны, локтевые суставы лежат на столе, ни в коем случае нельзя допускать их свисания; голова немного наклонена вперед, расстояние от глаз до стола около 30 см; при письме положение тетради под углом 30 о , нижний левый угол листе, на котором пишет ребенок, должен соответствовать середине груди.

4. Учащиеся младших классов должны пользоваться рюкзаком или ранцем с удобными и широкими лямками. Более старших детей следует обучить носить сумки то на одном плече, то на другом.

6. Полезно иметь в детской комнате большое зеркало для визуального контроля за собственной осанкой.

7. Обеспечить ребенку максимально возможные условия для выполнения упражнений дома и набор спортивных принадлежностей (эспандеры, гантели, мячи, перекладину или турничок и т.п.) по рекомендациям специалистов ЛФК.

8. Обеспечить сбалансированное питание для правильного формирования костной и мышечной систем. В настоящее время появилось много новых методов лечения: бесконтактный массаж, экстрасенсорные воздействия, но не только они, но и традиционные методы реабилитации: классический массаж и физиотерапевтическое лечение не могут, даже вместе взятые, решить основной задачи — формирования навыка правильной осанки и создания мышечного корсета. Лечебная гимнастика наиболее эффективное средство реабилитации. Только активные упражнения, укрепляющие разгибатели спины и брюшной пресс, постепенно создающие мышечный корсет и формирующие правильный динамический стереотип, способны довести до автоматизма привычку к рациональному положению тела в пространстве.

Динамический стереотип вырабатывается при организации определенных условий, соблюдении принципов последовательности, постепенности, систематичности, длительности тренировки и индивидуального подхода. При этом необходимо помнить о взаимосвязи формы и функции, так как форма меняется под влиянием целенаправленных двигательных функций. Основные положения методики лечебной гимнастики при нарушениях осанки и принципы проведения занятий сводятся к следующим:

1. Методика ЛФК при нарушениях осанки подразумевает не только решение специальных задач, но и укрепление организма ребенка в целом, развитие всех двигательных функций (силы, ловкости, выносливости, скорости) и функциональных возможностей всех органов и систем, воспитание потребности к здоровому образу жизни и выработке мотивации к правильной осанке. Это может быть достигнуто только в результате совместного труда ребенка, его родителей и специалистов ЛФК.

2. Ребенок — это личность. Волевыми действиями взрослых, упреками и окриками нарушения осанки не исправить, а подавить волю ребенка, вызвать неприятие или сопротивление, сформировать негативное отношение очень просто. Только при условии понимания стоящих задач, при наличии активного и сознательного отношения ребенка возможно достижение высокой эффективности лечения. Сформировать активность и сознательность у детей основная задача взрослых, и Медико-педагогический подход в методике ЛФК при данной патологии имеет первостепенное значение.

3. Необходимо регулярно оценивать эффективность лечения по антропометрическим, функциональным показателям и специальным тестам с целью контроля подвижности позвоночника, силовой выносливости мышц спины и брюшного пресса, а также демонстрируя результаты лечения детям и родителям для выработки мотивации к дальнейшим занятиям.

4. Естественно, что после курсов ЛФК с использованием специальных физических упражнений в медицинских учреждениях, проводимых периодически, ребенок должен в домашних условиях самостоятельно длительное время заниматься физическими упражнениями.

При проведении занятий лечебной гимнастикой (по А.А. Потапчук) решаются следующие задачи:

1. Воспитание дисциплинированного и сознательного отношения детей к закреплению правильного положения тела.

2. Укрепление мышц и совершенствование координации движений, как необходимое условие для восстановления правильного положения тела. Эта задача решается путем воспитания и тренировки общей силовой выносливости мышц в правильных положениях тела и воспитания координации движений. При этом используются разнообразные гимнастические упражнения для укрепления основных мышечных групп (мышц спины, плечевого пояса, брюшного пресса), соответственно возрастным особенностям ребенка. Характер упражнений должен соответствовать требованиям к выработке силовой выносливости: ритмические движения в медленном темпе, задержку в определенных положениях, включение отягощений или сопротивлений. Воспитание координации движений достигается путем применения гимнастических упражнений в равновесии, с мячами, упражнений на точность движений и подвижных игр. Улучшение координации движений будет способствовать более быстрому освоению ребенком нового динамического стереотипа движений и положений.

3. Совершенствование психофизических качеств и двигательных навыков ребенка. Для решения этой задачи широко используются упражнения спортивного и прикладного характера, танцевальные элементы, подвижные игры.

4. Коррекция имеющихся дефектов осанки. Эта задача решается в зависимости от имеющегося типа нарушения осанки во фронтальной и сагиттальной плоскостях. При этом используются корригирующие упражнения.

А.А. Потапчук (1992) разработана методика лечебной гимнастики, рассчитанная на 18-ти недельный курс ЛФК для проведения занятий в условиях поликлиники, санаториев или детских реабилитационных центров, включающая три основных периода: начальный (с первой по 8-ю неделю), основной (с 9-ой по 15-ю неделю) и заключительный (с 16-ой по 18-ю неделю). Целью начального периода является обучение правильным исходным положениям, точности выполнения упражнений с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Основной период - тренирующий: выполняются упражнения с предметами, отягощениями, на координацию движений, тренировку равновесия, подвижность позвоночника, на само вытяжения, с индивидуальным подходом к особенностям деформации позвоночника. Заключительный период предусматривает закрепление ранее достигнутых знаний и умений. В итоге проводится оценка выполнения индивидуальных упражнений, тесты но силовую выносливость мышц спины и брюшного пресса, подвижность позвоночника и беседа о необходимости систематического продолжения самостоятельных занятий дома.

Методика рассчитана на период лечения длительностью 4,5 месяца и ее реализация в условиях ортопедической клиники не всегда представляется возможной. Можно использовать и менее продолжительные занятия, проводимые отдельными курсами в условиях стационара и дома.

Лечебная гимнастка при нарушении осанки во фронтальной плоскости

В практической работе в процессе восстановительного лечения детей с нарушением осанки во фронтальной плоскости мы предлагаем специальные упражнения для укрепления мышечного корсета, для боковых мышц туловища, симметричные корригирующие упражнения, а также для укрепления мышц брюшного пресса.

Специальные упражнения при нарушении осанки во фронтальной плоскости

Примеры упражнений для укрепления мышечного корсета

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.