Коррекция физического состояния студентов при функциональных нарушениях позвоночника

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тарабрина Наталья Юрьевна

Рассмотрены теоретические основы и практические рекомендации по использованию средств физической культуры при функциональных нарушениях шейно-грудного отдела позвоночника. В исследовании принимали участие 30 студентов. Доказано, что применение методики рефлекторной миорелаксации существенно снижает мышечный тонус , способствует восстановлению нормального динамического стереотипа. Установлено, что предложенная двухфазность упражнения позволяет максимально эффективно растянуть и релаксировать мышцы-ротаторы шеи (в условиях минимизации корсетирующего противодействия мышц-разгибателей позвоночника).

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Тарабрина Наталья Юрьевна

Health correction of bodily condition of students with functional violations neck-thoracal to the department of spine

Theoretical fundamentalses and practical recommendations on draft on funds of physical training are construed at functional violations of a cervicothoracic department of a backbone. 30 students participated in research. It is proved, that application of a procedure of a reflex myorelaxation essentially reduces a muscle tone, promotes recovering of a normal dynamic stereotype. It is established, that offered two-phasal nature of exercise allows to stretch and relax maximum efficiently muscles rotators of a neck (in conditions of minimization lobing counteractions of muscles extensors of a backbone).

Оздоровительная коррекция физического состояния студентов с функциональными нарушениями шейно-грудного отдела позвоночника

Крымский институт Национальной юридической академии Украины им.Я.Мудрого

Рассмотрены теоретические основы и практические рекомендации по использованию средств физической культуры при функциональных нарушениях шейно-грудного отдела позвоночника. В исследовании принимали участие 30 студентов. Доказано, что применение методики рефлекторной миорелаксации существенно снижает мышечный тонус, способствует восстановлению нормального динамического стереотипа. Установлено, что предложенная двухфазность упражнения позволяет максимально эффективно растянуть и релаксировать мышцы-ротаторы шеи (в условиях минимизации корсе-тирующего противодействия мышц-разгибателей позвоночника).

Ключевые слова: остеохондроз, мышечный тонус, коррекция.

Тарабріна Н.Ю. Оздоровча корекція фізичного стану студентів з функціональними порушеннями шийно-грудного відділу хребта. Розглянуто теоретичні основи й практичні рекомендації з використання засобів фізичної культури при функціональних порушеннях шийно-грУдного відділу хребта. У дослідженні брали участь 30 студентів. Доведено, що застосування методики рефлекторної миорелаксации істотно знижує м'язовий тонус, сприяє відновленню нормального динамічного стереотипу. Установлено, що запропонована двухфазність вправи дозволяє максимально ефективно розтягти й релаксувати м'язи-ротатори шиї (в умовах мінімізації корсетируючої протидії м'язів-розгтначів хребта).

остеохондроз, м’язовий тонус, корекція.

Tarabrina N.Yu. Health correction of bodily condition of students with functional violations neck-thoracal to the department of spine. Theoretical fundamental and practical recommendations on draft on funds of physical training are construed at functional violations of a cervicothoracic department of a backbone. 30 students participated in research. It is proved that application of a procedure of a reflex myorelaxation essentially reduces a muscle tone, promotes recovering of a normal dynamic stereotype. It is established, that offered two-phasal nature of exercise allows to stretch and relax maximum efficiently muscles - rotators of a neck (in conditions of minimization lobing counteractions of muscles - extensors of a backbone).

osteochondrosis, myotonus, correction.

Проблема здоровья студенческой молодежи на сегодняшний день как никогда актуальна. Решение дисгармоничного физического развития студентов видится в физическом воспитании, цель которого -повышение двигательной активности и улучшение здоровья студентов в целом. Физическая культура способствует гармонизации телесно-духовного единства, обеспечивает биологический потенциал жизнедеятельности организма, содействует проявлению высокого уровня социальной активности и творческого отношения к деятельности[1].

Одной из острых проблем, которая стоит перед преподавателями физического воспитания, является ежегодное увеличение числа студентов отнесенных по результатам медицинских осмотров к специальной медицинской группе. Исследования заболеваемости среди студентов свидетельствуют о том, что в последние годы на первом месте стоят заболевания сердечно-сосудистой системы, на втором - опорнодвигательного аппарата, на третьем - патология органов дыхания [4].

При работе со студентами специальной медицинской группы особое внимание необходимо уделять учету индивидуальных особенностей, подбирать наиболее целесообразный вид физической активности и определять формы занятий физической культурой, в первую очередь, определяя показания и противопоказания к выполнению тех или иных упражнений[3]. По данным Минздрава Украины около 90% студентов имеют нарушения осанки, из них 20% диагностируются как сколиоз, 30% как остеохондроз различных отделов позвоночника [4].

На современном этапе, среди средств профилактики и коррекции структурно-функциональных нарушений позвоночника широкую популярность приобретают не медикаментозные способы повышения здоровья. Они основаны на естественных, природных рефлексах мио-висцерального и мио-соматического генеза, на мышечном растяжении. В основе этих методик лежит способность мышц к расслаблению, релаксации [2,6].

Работа выполнена по плану НИР Таврического Национального университета им. Вернадского, г.Симферополь.

Цель, задачи работы, материал и методы.

Целью настоящей работы являлось научнотеоретическое обоснование и практическая реализация возможностей комплексных физкультурнооздоровительных коррекций физического состояния студентов при структурно-функциональных нарушениях шейно-грудного отдела позвоночника.

Для достижения поставленной цели использовались следующие методы исследования: педагогическое тестированние, метод активной тракционной ми-орелаксации, электромиотонометрия, а также метод математической статистики.

№ Исходное положение Выполнение упражнения Методические рекомендации

Лбом упереться в пол до чувства растяжения мышц задней поверхности шеи. Ротация: затем опустить руку на пол. Согнуть в колене поднятую ногу и максимально завести ее за лежащую на полу контралатеральную ногу и коснуться стопой пола. В этом положении ротировать тазовый пояс вверх-назад, максимально отводя бедро поднятой ноги.

В основу изобретения была положена задача эффективного метода растяжения мышц-ротаторов и разгибателей позвоночного столба для улучшения трофики и иннервации мышц шеи и верхнего плечевого пояса.

Tак, по сравнению с интактным состоянием, после применения комплекса ATРM, направленного на снижение тонуса паравертебральных мышц в сосудистой рефлексогенной зоне шейно-грудного отдела позвоночника, тонус мышц снизился в указанных точках с 26,6±3,1 ед. до 19,8±2,4 ед., с 33,4±1,3 ед. до 25,6±0,9 ед., с 41,7±1,4 ед. до 32,7±1,3 ед. (р Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: Журнал Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта
Выпуск: 11 (69) 2010, 06 декабря 2010
Страницы: 79-83

Светлана Карповна Рукавишникова, соискатель, Северо-Западная академия государственной службы, Санкт-Петербург

В работе представлены результаты проведенного исследования по обоснованию и разработке методики коррекции функциональных нарушений позвоночника у студенток с использованием средств пилатеса. Обоснованы педагогические условия, необходимые для эффективного применения средств пилатеса, с целью профилактики заболеваний позвоночника у студенток вуза государственной службы.

Ключевые слова: пилатес, функциональные нарушения позвоночника, студентки, коррекция, методика.

Как показывают исследования, проведенные в последние годы, большое значение для профилактики заболеваний позвоночника имеют упражнения, взятые из системы Пилатеса 8.

Между тем, как свидетельствует практика занятий физической культурой со студентками вузов, в настоящее время отсутствуют научно разработанные методики применения средств пилатеса в системе физической культуры высших учебных заведений вообще и вузов государственной службы, в частности [10].

Проведенные исследования свидетельствуют высокой заболеваемости и о низком уровне физической подготовленности студенток вуза государственной службы. Особенно часто среди них встречаются заболевания позвоночника (табл.1).

В ходе исследования были также определены типы нарушений функций позвоночника, которые представлены в таблице 2.

Как показали проведенные исследования, занятия пилатесом позволяют в значительной степени укрепить позвоночник. Установлено, что пилатесом могут заниматься студентки с любым уровнем физической подготовки. Возможность травм на таких занятиях сведена к минимуму. Благодаря методу пилатеса укрепляются мышцы пресса, спины улучшается осанка, координация, увеличивается гибкость, подвижность суставов. Кроме того, упражнения затрагивают глубокие мышцы живота и мышцы-стабилизаторы, которые почти не прорабатываются на занятиях классической и силовой аэробикой.

Таблица 1. Данные обследования состояния здоровья студенток, занимающихся физической культурой (%)

Морфо-функциональные отклонения Год и количество обследованных (2004-2005 гг.)
2004 2005
(n = 283) (n = 267)
Практически здорова 35,7 38,7
Сколиотические нарушения I степени 12,1 11,6
Сколиотические нарушения II степени 9,8 9,7
Ожирение 13,1 13,0
Остеохондроз 11,3 11,6
Травмы позвоночника и ног 0,1 -
Нарушение осанки 3,3 2,3
Прочие нарушения 15,1 14,8

Таблица 2. Основные типы нарушения функций позвоночника у студенток Северо-Западной Академии государственной службы (n=371)

№ п/п Типы нарушений Количество студенток по курсам обучения (%)
I II III IV V
1. Нарушения опорной функции позвоночника 17,3 17,4 17,8 18,0 18,5
2. Мышечная блокада дисков 25,5 25,3 25,0 25,1 24,6
3. Спинальные сосудистые и двигательные нарушения 14,4 14,2 14,1 14,4 14,0
4. Недостаточность двигательной функции позвоночника 30,5 30,7 31,0 31,3 32,1
5. Дисфункция межостистых связок 12,3 12,4 12,1 11,2 10,8

При разработке методики использования средств пилатеса для профилактики заболеваний позвоночника, мы исходили из того, что уровень физической подготовленности студенток может быть разным. Поэтому разработанная нами методика состоит из трех этапов, рассчитанных на различный уровень физической подготовленности студенток (рис. 1).

В разработанной нами методике особое внимание уделялось концентрации, которая включает в себя комбинирование физических и мыслительных процессов. Зачастую существует разграничение между телом и сознанием. Задача применения средств пилатеса - обеспечить их взаимодействие и совместную работу, то есть установить связь между телом и сознанием.

Качество упражнений пилатеса значительно возрастает, если научиться концентрироваться на определенных зонах тела. Во время выполнения движения необходимо сконцентрировать все внимание на мышцах, которые задействованы в данном упражнении.

В ходе дальнейшего исследования, для эффективной реализации данной методики необходимо было выявить соответствующие педагогические условия. В результате проведенных исследований была установлена ранговая структура педагогических условий, необходимых для эффективного использования средств пилатеса с целью профилактики заболеваний позвоночника у студенток вуза государственной службы (табл.3).

На завершающей стадии исследования проверялась эффективность разработанной методики использования средств пилатеса для профилактики заболеваний позвоночника у студенток Северо-Западной академии государственной службы.


Рис. 1. Методика использования средств пилатеса для профилактики заболеваний позвоночника у студенток вузов государственной службы (при проведении годового педагогического эксперимента)

Таблица 3. Ранговая структура педагогических условий, необходимых для эффективного использования средств пилатеса с целью профилактики заболеваний позвоночника у студенток вузов государственной службы (n=72)

Ранговое место Педагогические условия Ранговый показа­тель, в %
1 Индивидуальный подход при подборе средств пилатеса для каждой сту­дентки 19,7
2 Учет анатомо-физиологических особенностей строения тела студенток 17,8
3 Постепенность в увеличении нагрузки 15,5
4 Применение принципов пилатеса на всех этапах оздоровительной про­граммы 14,1
5 Воздействие на конкретный тип функциональных нарушений позвоночни­ка у студенток 12,0
6 Преимущественное использование упражнений, направленных на глубо­кие мышцы позвоночника 7,9
7 Концентрация внимания студенток на развитии межмышечной координа­ции 6,5
8 Формирование групп для тренировки с учетом уровня подготовленности студенток 4,2
9 Активное использование самостоятельных занятий, тренировок в оздоро­вительных секциях наряду с учебными занятиями 2,3

Результаты проведенного педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности разработанной методики использования средств пилатеса для профилактики заболеваний позвоночника у студенток вуза государственной службы (табл. 4, 5) .

Таблица 4. Изменение показателей физического развития у студенток за период педагогического эксперимента 2007 и 2008 гг.

Студентки, страдающие сколиотическими нарушениями I степени в своем большинстве (95,5%) через год тренировочных занятий пилатесом избавились от заболевания. Студентки, страдающие сколиотическими нарушениями II степени, достигли значительного улучшения в состоянии здоровья. Около 73% из них достигли полного выздоровления.

Объективным показателем высокой эффективности разработанной методики использования средств пилатеса для профилактики заболеваний позвоночника явились результаты педагогического эксперимента по преодолению нарушений опорной и двигательной функций позвоночника.

Так, в группах с высоким и средним уровнем подготовленности абсолютное большинство студенток достигли полного восстановления данных функций. И, лишь у 18% студенток с низким уровнем подготовленности не были обнаружены положительные сдвиги в улучшении опорной функции позвоночника.

Проведенное исследование свидетельствует, что разработанная методика использования средств пилатеса способствует эффективной коррекции функциональных нарушений позвоночника у студенток вуза государственной службы.

  • Новости проекта
  • Журналы
  • Газеты
  • Книги
  • Статьи
  • Диссертации
  • Фото
  • Видео
  • Персоны
  • Правила
  • Журналы
  • Фото
  • Газеты
  • Видео
  • Книги
  • Персоны
  • Статьи
  • Правила
  • Автоспорт
  • Академическая гребля
  • Альпинизм и скалолазание
  • Американский футбол
  • Армрестлинг
  • Бадминтон и сквош
  • Баскетбол
  • Бейсбол
  • Биатлон
  • Бильярд
  • Бобслей
  • Бодибилдинг
  • Бокс
  • Борьба вольная
  • Борьба греко-римская
  • Борьба спортивная
  • Боулинг
  • Вейкбординг
  • Велоспорт - BMX
  • Велоспорт - трек

Популярное

Представлена методика применения гимнастических упражнений хатха-йоги на учебно-тренировочных занятиях по физической культуре со студентами. Объём эмпирических данных составил более 10000 измерений. Подтверждены данные о преобладании в студенческой среде нарушений здоровья, связанных с опорно-двигательным аппаратом и сердечно-сосудистой системой (33,4% и 32,6% соответственно). Отмечаются функциональные нарушения позвоночника: боли в спине в покое (59,8%), во время (54,2%) и после (43,8%) физической нагрузки, в болях в тазобедренных суставах (19,6%), в скованности движений после сна (58,8%). Установлено, что характерными чертами жизнедеятельности студенток являются: дефицит двигательной активности, нарушения сна и аппетита, непродолжительное пребывание на открытом воздухе, наличие вредных привычек. Рекомендуется в занятиях применение гимнастических упражнений хатха-йоги: статические, динамические, дыхательные.

Ключевые слова:

деформации, позвоночник, сколиоз, остеохондроз, студент, медицинская группа, физическая культура, упражнения, хатха-йога.

Проблема укрепления здоровья остается в наше время исключительно актуальной, о чем свидетельствует продолжающееся снижение соматических показателей взрослого и, что особенно важно, детского населения РФ. Увеличение количества молодых людей, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА), создаёт реальную проблемную ситуацию, поскольку потенциально неблагоприятный эффект данной нозологии рано или поздно непременно оборачивается снижением функциональных возможностей организма отдельных индивидуумов, в частности, и всего населения, в целом.

В числе нозологических форм нарушений ОДА особое место занимают сколиозы и остеохондрозы, возникновение которых напрямую связано с малоподвижным образом жизни [7, 15, 16], косвенным подтверждением чего является то обстоятельство, что чаще всего эти нарушения обнаруживаются у лиц, интенсивно занимающихся умственным трудом, и, в первую очередь, у школьников и студентов. Так, по данным С.А. Егоровой с соавт. (2005), если при поступлении в школу функциональные нарушения позвоночника, к которым относятся сколиозы степеней и остеохондроз в начальной стадии, диагностируются у 30% детей, то к моменту её окончания - уже у 70-80%. Период обучения в вузе, как правило, только усугубляет ситуацию: на старших курсах указанные нарушения ОДА имеют до 90% студентов.

В результате увеличения количества студентов, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья, в последние годы особую остроту приобрела проблема построения процесса физического воспитания студентов специальных медицинских групп (СМГ), в занятиях с которыми на первый план выходят задачи укрепления, сохранения, коррекции здоровья [8, 15]. При этом особое внимание современные исследователи уделяют вопросу выбора эффективных средств и методов коррекции состояния здоровья студентов, имеющих функциональные нарушения позвоночника, которые диагностируются у 40-80% студентов специального учебного отделения (СУО).

Обобщая мнения специалистов, можно констатировать, что в качестве главного средства коррекции функциональных нарушений позвоночника следует рассматривать физические упражнения, из которых наибольшим оздоровительным эффектом характеризуются гимнастика, плавание, массаж [4, 9, 11]. Данные средства позволяют воздействовать на глубокие и поверхностные мышцы туловища, формирующие осанку и обуславливающие симметричность развития мышечного корсета, что эффективно в занятиях с лицами, имеющими сколиоз. Кроме того, эти же средства способствуют улучшению кровообращения в мышцах, устранению в них локальных спазмов, болезненных уплотнений, затвердений, что эффективно в занятиях с лицами, имеющими остеохондроз [6, 13].

Вместе с тем, при планировании и проведении учебно-тренировочных занятий по физической культуре со студентами, имеющими функциональные нарушения позвоночника, существует проблема дозирования физической нагрузки. Её наличие связано с тем, что данной категории занимающихся в основном противопоказаны упражнения с сотрясениями, оказывающих чрезмерное давление на суставы, такие как: бег по жёсткой поверхности, прыжки, соскоки, некоторые игровые упражнения и другие резкие движения. Зачастую, это приводит к снижению показателей интенсивности физической нагрузки в процессе занятий, что неблагоприятно сказывается на функциональной тренированности. Данное обстоятельство указывает на целесообразность поиска таких средств физической культуры, которые оказывали бы направленное воздействие не только на состояние позвоночника студентов СМГ, но и на функциональные возможности их организма.

Существуют также диссертационные исследования, экспериментально доказывающие целесообразность применения гимнастических упражнений хатха-йоги в оздоровительных занятиях. В частности, в работах Т.Н. Власовой (1996), Р.С. Минвалеева (1999) установлено положительное влияние хатха-йоги на сердечно-сосудистую систему; в работе А.Ф. Григоряна (2003) - на регуляцию дыхания; в работах С.П. Рябинина (2005), А.А. Горелова, Т.А. Шипковой (2006), А.А. Приймакова (2009), П.А. Шишкина (2011) - на состояние ОДА. Однако ни в одной из изученных работ не представлена методика применения гимнастических упражнений хатха-йоги, адресно направленная студентам СМГ с функциональными нарушениями позвоночника.

Данные наших аналитических исследований свидетельствуют об острой необходимости научного обоснования средств оздоровительной физической культуры и методик их применения, оказывающих сопряжённое корригирующее воздействие на состояние позвоночника и функциональную тренированность студентов СМГ с функциональными нарушениями позвоночника.

Цель, задачи работы, материал и методы исследования.

Цель исследования - научно обосновать методику применения гимнастических упражнений хатха-йоги на учебно-тренировочных занятиях по физической культуре со студентами специальных медицинских групп с функциональными нарушениями позвоночника.

Достижение цели осуществлялось решением следующих задач:

  1. Изучить опыт использования средств оздоровительной физической культуры для коррекции состояния здоровья лиц с функциональными нарушениями позвоночника;
  2. Исследовать особенности состояния здоровья и некоторые аспекты жизнедеятельности студентов СМГ с функциональными нарушениями позвоночника;
  3. Обосновать целесообразность применения гимнастических упражнений хатха-йоги на учебно-тренировочных занятиях по физической культуре со студентами СМГ с функциональными нарушениями позвоночника;
  4. Разработать и оценить эффективность методики применения гимнастических упражнений хатха-йоги на учебно-тренировочных занятиях по физической культуре со студентами СМГ с функциональными нарушениями позвоночника.

Методы исследования: анализ и обобщение данных научной литературы; опрос в виде анкетирования и бесед; педагогические наблюдения; тестирование; метод индексов; медико-биологические методы исследования; педагогический эксперимент; методы математической статистики.

Обоснованность и достоверность результатов обеспечивалась надёжной теоретико-методологической основой исследования; соответствием научных методов поставленным задачам; значительным объёмом эмпирических данных (более 10 000 измерений), полученных независимыми экспертами; репрезентативностью выборок испытуемых; корректностью использования методов математической статистики; применением современных информационных технологий. Исследование проведено в рамках выполнения НИР по двум проектам, поддержанным Министерством образования и науки РФ:

Исследование проводилось с сентября 2007 г. по август 2011 г. и включало следующие этапы:

1- й этап (предварительный; сентябрь 2007 г. -июнь 2009 г.) - изучение проблемы по литературным источникам и на практике; исследование особенностей состояния здоровья и некоторых аспектов жизнедеятельности студентов различных медицинских групп; формирование гипотезы исследования, постановка цели и задач исследования;

2- й этап (экспериментальный; июль 2009 г. -июнь 2010 г.) - разработка методики применения гимнастических упражнений хатха-йоги на занятиях по физической культуре со студентами СМГ с функциональными нарушениями позвоночника; исследование эффективности разработанной методики;

3- й этап (заключительный; июль 2010 г. - август 2011 г.) - статистическая обработка, анализ и обобщение результатов исследования; формулирование выводов; подготовка практических рекомендаций.

Результаты исследований.

В ходе изучения специальной литературы было установлено, что проблема снижения здоровья студенческой молодежи РФ на сегодняшний день является актуальной. В настоящее время около 40-45% студентов, по результатам медицинского осмотра, относятся к специальному учебному отделению. При этом самыми распространенными среди студентов являются различного рада нарушения ОДА - на их долю приходится более 60% всех отклонений в здоровье молодежи в целом по стране. При этом большинство всех нарушений ОДА приходятся на сколиозы и остеохондрозы, возникновение которых напрямую связано с малоподвижным образом жизни.

По вопросу формирования СМГ среди специалистов существуют различные мнения, однако большинство из них считают, что наиболее эффективным является распределение студентов в группы с учётом их нозологических особенностей, поскольку в этом случае существенно возрастает возможность направленного использования средств физической культуры для оздоровления занимающихся. Более того, целесообразным является распределение на подгруппы студентов с нарушениями в ОДА с учётом разновидности и степени отклонения. В частности, желательно разделять студентов, имеющих деформацию позвоночника, остеохондроз, плоскостопие, артриты и артрозы суставов, поскольку упражнения, рекомендованные при функциональных нарушениях позвоночника, могут быть неэффективны при плоскостопии и т.п.

Арсенал средств, предлагаемых специалистами для УТЗ по физической культуре со студентами СУО, невероятно велик. При этом в качестве основного средства при нарушениях ОДА большинство авторов рассматривают гимнастику и её разновидности, такие как: лечебная, корригирующая, йога, система Пилатеса, Тайцзицюань и пр. Гимнастические упражнения хатха-йоги в большей степени основаны на статическом растягивании, называемом также непрерывным или пассивным растягиванием. Статическое растягивание является наиболее распространенным методом повышения общей гибкости и улучшения осанки во фронтальной и сагиттальной плоскостях. Оно безопасно и безболезненно, предполагает медленное тянущее усилие, под действием которого мышца становится немного длиннее, чем обычно. Такие упражнения обязательно чередуются с расслаблением. В целом, основные характеристики упражнений хатха-йоги позволили сделать вывод о целесообразности их использования на физкультурных занятиях со студентами СМГ с функциональными нарушениями позвоночника.

Оценка функционального состояния позвоночника и мышечного корсета студенток различных медицинских групп позволила выявить те показатели, на которые деформация позвоночника оказывает наиболее заметное негативное влияние (таблица 1). В частности, у студенток, имеющих функциональные нарушения позвоночника (ГНП), выявлены достоверно более слабые показатели силовой выносливости мышц спины и брюшного пресса (р Вирабхадрасана 2 > Вирабхадрасана 3;

  • Адхо Мукха Сванасана > Чатурана Дандасана > Урдхва Мукх Сванасана > Баласана; Триконасана > Утхита Триконасана > Утхита Паршавоконасана > Чатурана Дандасана > Адхо Мукха Сванасана > Баласана.
  • Таблица 2 - Функциональная тренированность студенток различных медицинских групп

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.