Карта рейтинга осанки хоули

Чтобы к пожилому возрасту не получить сутулую спину, изменённую походку, искривленные колени, требуется всю жизнь заботиться о положении спины, здоровье позвонков и межпозвонковых дисков во всех отделах позвоночника. А важно здесь — и это сегодня знают совершенно все — иметь сильные и крепкие мышцы. Ведь именно они держат позвоночник в необходимом положении, а врачи рассматривают опорно-двигательный аппарат только в комплексе костной и мышечной системы.

Соответствует ли ваша спина норме?

Диагностика состояния спины проводится при учете нескольких факторов:

  1. Выраженность позвоночных изгибов (кифоз и лордоз).
  2. расположение плечевого пояса и головы
  3. форму живота
  4. форму грудной клетки
  5. состояние таза
  6. расположение ног.

Проводить осмотр желательно ежегодно для своевременной коррекции начинающихся изменений. Обязательно учитывать возраста пациента и особенности развития в каждой возрастной категории.

Рекомендуем по теме:

Упражнения для исправления сутулости

Можно не ходить в тренажёрные залы, а просто вспомнить бабушкино упражнение с книгой, и стараться как можно чаще выполнять домашнюю работу, держа книгу на теменной части головы. Это годами проверенный определитель, указывающий, есть ли нарушения в осанке.

Осмотр

При правильном положении мышцы расположены равномерно и позволяют человеку находиться в пространстве ровно, без напряжения.

Человек смотрит вперед, плечи располагаются симметрично относительно позвоночного столба, лопатки по одной линии, треугольники талии равны, спина ровная, живот втянут.

Осмотр следует проводить, раздев человека, всего полностью.

Человек встает прямо, а осматривающий, оценивает состояние. Со спины и с боку.

Сзади у человека должна быть полная симметрия, лопатки прижаты к спине и расположены на одной линии, можно пользоваться подручными средствами (линейкой) при осмотре большого количества людей взгляд сразу улавливает несоответствие.

Как самому в домашних условиях проверить свою осанку

О том, что позвоночник является основой здоровья человека, знает каждый. В поддержании хорошего самочувствия большая роль отводится осанке. Стоит выпрямиться на мгновение, как вы себя почувствуете моложе на 5-10 лет. К сожалению, далеко не все держат спину прямо. Более того, не все осознают тот момент, что у них не прямая спина. Как же проверить осанку в домашних условиях?

Прямая осанка важна не только для физического, но и психологического здоровья. Нередко ровную спину ассоциируют с уверенностью, уравновешенностью и лидерскими качествами человека.

Для того чтобы проверить свою осанку, первым делом нужно встать перед зеркалом в полный рост. Внимательно рассмотрите себя с боков и спереди. В данном случае оценка будет субъективной, поскольку посмотреть на себя со стороны достаточно сложно. Попросите ваших близких и друзей оценить вашу осанку. Только предварительно попросите их сказать вам правду, поскольку лесть тут будет совершенно неуместна.

Один из самых простых и доступных способов проверить осанку – встать у стены. Отойдите на 5 сантиметров от стены, встав к ней спиной. Расставляем ноги на ширине бедер. В таком положении нужно отклониться назад, прижавшись к стене. Здесь нужно отметить, какими частями тела вы касаетесь стены в первую очередь.

У вас ровная осанка, если первыми коснулись стены ягодицы и плечи одновременно. Если же одна сторона туловища касается стены раньше другой, то указывает на отсутствие центрального равновесия.

Как вы понимаете, если первым стены касается таз, то это говорит о том, что у вас выступают ягодицы. Если же первой стены касается спина, то это говорит о том, что вы сутулитесь и горбитесь.

Если у вас есть помощники, то перед касанием к стенке полезно будет приколоть туда листы бумаги, на которых можно будет отметить положение ваших плеч и ягодиц.

Искривление позвоночника Кифосколиоз
Вам будет интересно: Топ 5 упражнений для красивой осанки

Правильная осанка означает, что вы, не напрягаясь, стоите прямо. При этом вы абсолютно расслаблены. Когда у человека ровная осанка, то его голова поднята вверх, слегка отведена вперед. Плечи ровные и отведены назад, руки свободно висят, а ладони слегка выступают за бедра. При прямой осанке бедра расположены на одном уровне, колени немного согнуты, а вес пропорционально распределен по всей поверхности ступней.

Травмы позвоночника Кифоз Кифосколиоз Лордоз Сколиоз
А вот признаки неправильной осанки, на которые обязательно нужно обращать внимание:

Если вы заметили какие-либо отклонения в осанке, то не стоит откладывать проблему в долгий ящик. Обратитесь на консультацию к врачу-ортопеду. Проверить осанку лучше как можно раньше, чтобы в будущем избежать проблем со здоровьем.

Почему важно следить за осанкой?

Позвоночник – это основа хорошего самочувствия и здоровья. То, в каком состоянии он находится, прямо отражается на том, как человек себя ощущает. Позвоночник – это осанка и правильное дыхание. И эти две составляющие зависят друг от друга, поэтому, если тренировать дыхание, оно положительно скажется на осанке — и наоборот. Не забывайте, что стоять у стены для осанки — то полезное, что вы легко можете сделать для своей спины.

Какое упражнение для осанки самое простое?

Только подумайте, что может быть проще, чем просто правильно стоять у стены для осанки? Наверное, ничего. Важно здесь лишь одно – это научиться стоять без ошибок. Ваша опора стойки для осанки – это пять точек: пятки, икры, ягодицы, лопатки и затылок. Стена должна быть ровной и желательно без плинтусов. У вас должна быть возможность прислониться к стенке всеми пятью точками.

Встаньте как можно ближе к поверхности, стопы расположите параллельно на полу, пятками прижмитесь к стене, а вес тела перенесите на пятки. Правильно стоять у стены для осанки можно только в том случае, если не отрывать пальцы ног от пола. В данном положении нужно зафиксироваться и не менять его.

Следующая точка – икры. Коснитесь ими стены, затем перейдите к ягодицам и лопаткам. Вжиматься в стену не стоит, лучше касаться ее еле-еле. Задача заключается лишь в том, чтобы определить прямую линию, почувствовать ее.

Самая частая ошибка заключается в том, что выполняющий упражнение пытается всеми силами вжаться в стену. Из-за этого вес перемещается на мыски, а пятки отрываются от пола. Проверьте все точки прикосновения и коснитесь последней точкой – затылком.

Каких ошибок стоит избегать?

Получить нужный результат и ровную осанку можно только в том случае, если стараться избегать следующих ошибок:

  1. Не пытайтесь слиться со стеной. Чем больше вы вжимаетесь в нее, тем более неправильно стоите. Стойте на пятках, легонько касаясь стены.
  2. Чрезмерно тянуться вверх подбородком тоже не стоит, все должно происходить естественно, на мыслительном уровне.
  3. Не напрягайте плечи, когда будете прижиматься лопатками к стене.
  4. Держите ровно поясницу и следите за тем, чтобы она не прогибалась, а ребра не выпячивались вперед. Грудь должна быть расправлена за счет разведения плеч. Тяните позвоночник, но так, чтобы он был в расслабленном состоянии.
  5. Не опускайте вниз подбородок. В противном случае, задняя группа мышц будет слишком напряженной, что вызовет неприятные ощущения. Каждое движение должно быть медленным и плавным. Каждое движение должно быть осознанным.

Неправильна осанка может испортить внешний вид любого человека. Важно не то, во что вы одеты, а то, как себя преподносите.

Коррекция неправильной осанки

  1. Массаж спины 1 раз в 6 месяцев.
  2. Ношение корректоров осанки.
  3. Гимнастика.

Все упражнения делать медленно, до максимально возможного объема движений, не допуская возникновения резкой боли. Каждое упражнение повторять по 3-4 раза.

Для укрепления мышц шеи:

Выполнять сидя, спина плотно прижата к спинке стула.

Упражнение №1 Наклон головы вперед, до предела, пытаясь положить подбородок на грудь.

Упражнение №2 Медленные наклоны головы назад.

Упражнение №3 Сидя ровно, глядя перед собой, попытаться положить голову сначала на правое плечо, затем – на левое.

Упражнение №4 Медленные повороты головы направо до предела, с попыткой посмотреть через плечо. Затем такие же повороты налево.

Упражнение №5 Сидя ровно, смотреть прямо перед собой. Пытаясь положить голову на правое плечо, при этом оказывая сопротивление правой рукой в течение 20 секунд, затем расслабиться. То же упражнение сделать 3 раза в левую сторону.

Для плечевого пояса:

Выполняется в положении стоя.

Упражнение №1 На глубоком вдохе поднимите плечи, задержитесь в этом положении и на медленном выдохе отпустите.

Упражнение №2 Руки опустите вдоль тела. Выполняйте круговые движения плечами назад, затем вперед.

Упражнение №3 Руки отпустите вдоль тела. На глубоком вдохе отведите плечи назад, сближая лопатки, чтобы ощутить легкое напряжение мышц между ними. На медленном выдохе верните плечи в исходное положение.

Упражнение №4 Вытяните руки в стороны на высоте плеч, согните в локтях под прямым углом, затем на выдохе сведите локти впереди, чтобы ощутить напряжения мышц между лопатками. Верните руки в исходное положение и расслабьтесь.

Для грудного и поясничного отдела позвоночника:

Упражнение №1 Лягте на спину, головой касаясь пола, руки вытяните за голову. Согните ноги в коленных суставах и подтяните их к груди. Возвратитесь в исходное положение.

Упражнение №2 Лежа на спине возьмитесь руками под колени и подтяните бедра к груди. Одновременно поместите подбородок между коленями. Вернитесь в исходное положение.

Упражнение №4 Упражнение с валиком: встаньте на колени и придерживайте валик мускулами живота. Руки должны быть сцеплены сзади. Выпрямляйте спину, не отрывая ягодиц от ступней.

Упражнение №5 Сядьте на край стула, свободно опустите плечи и спину на колени. Сделайте несколько глубоких вдохов (2 минуты).

Соблюдайте правильную посадку за столом:

  • Спина прямая плотно прилежит к спинке стула или кресла.
  • Бедра ног находятся параллельно полу.
  • Стопы плотно стоят на полу.
  • Руки согнуты в локтевых суставах под прямым углом и лежат на подлокотнике кресла или стола.

Основной задачей осанки является предохранение опорно-двигательного аппарата человека от перегрузок и травм. Сохраняя правильную осанку, Вы ограждаете себя от многих проблем с позвоночником в будущем.

Бытовые перипетии

Упала соринка, надо загрузить стиральную машинку – в домашних ситуациях следует стараться разгружать спину, перенося тяжесть на мышцы ног. Для этого надо не наклонять корпус вперёд, а слегка приседать, стараясь держать спину прямо. При работе с пылесосом или шваброй надо опять-таки исключить наклоны, использовать преимущество длинных ручек инструментов. Чтобы выработалась правильная осанка, следует позаботиться о высоте рабочих столов, гладильной доски, когда женщине не придётся постоянно и длительно напрягать, приподнимать плечи. Если выполнение домашней работы всё-таки требует наклона вперёд, рекомендуется немного расставить ноги и слегка согнуть колени, перенося нагрузку на мышцы ног.

Визуальный анализ осанки и простые тесты для оценки гибкости

При осмотре человека пожилого или старческого возраста, прежде всего, обращает на себя внимание его осанка, которая часто характеризуется выраженностью шейного, поясничного лордоза и грудного кифоза. У лиц пожилого и старческого возраста увеличивается кифоз позвоночного столба, постепенно формируется круглая спина, а также увеличиваются шейный и поясничный лордозы. Даже при нормальной статической нагрузке в течение жизни происходит некоторое увеличение грудного кифоза. При длительных статических нагрузках на стороне вогнутости происходит изменение межпозвонковых дисков и развивается фиксированное искривление (возрастной гиперкифоз) со всеми последствиями. Пять типов осанки, присущие пожилому возрасту, на основании анализа рентгенограмм физиологических изгибов позвоночного столба представлены на рис. 1 Установлено, что при старении наиболее выражены изменения изгибов в сагиттальной плоскости грудного отдела, достаточно чётко – шейного и несколько меньше – поясничного отделов позвоночного столба. До 60 –ти лет сколиоз, грудной кифоз, шейный и поясничный лордозы чаще выявляются у женщин. С увеличением возраста число людей с неизменной осанкой в вертикальной позе резко уменьшается и увеличивается число лиц с кифозной осанкой. Среди различных изменений строения и функции позвоночного столба, развивающихся в процессе старения, смещения позвонков или торсия занимают особое место, так как увеличивается частота их выявления и степень выраженности по мере старения. Развивающаяся при старении торсия тесно связана с нарушением функции длиннейшей мышцы. Она усиливается при сочетании торсии с боковым искривлением позвоночного столба. Торсия и нарушение функции длиннейшей мышцы развиваются на фоне дистрофически-деструктивных процессов позвоночного столба, усиливая отрицательное влияние на статику и динамику человека при старении.

Возврат к списку

Как должно проходить упражнение?

В то время, когда вы стоите у стены, вы должны почувствовать (во время дыхания), как позвоночник тянется, становится длиннее. Не забывайте следить за тем, чтобы все точки были прижаты правильно, а подбородок тянулся вверх. При каждом вдохе вы должны чувствовать каждую напряженную клеточку, а на выдохе каждый участок должен расслабляться. Не терпите неприятные ощущения, при малейшем дискомфорте следует облегчить нагрузку. Отдохните и продолжите стоять возле стены для осанки после того, как болезненные ощущения пройдут.

Иногда некоторые люди отмечают, что техника дыхания в подобном положении может вызвать головокружение. Не стоит паниковать, это нормальная реакция организма на большой поток воздуха, называется такой эффект кислородным опьянением. По прошествии пары тренировок вы определенно почувствуете, что связки и мышцы пришли в движение. В этот момент важно не переоценить свои силы и продолжать тянуться аккуратно и медленно, не стремясь как можно сильнее растянуть их.

Примите во внимание тот факт, что достаточно длительное время ваш позвоночник постоянно находился в неправильном положении, поэтому на адаптацию ему также понадобится немало времени. Хорошо будет запомнить, в каком положении находится ваша спина, чтобы в повседневной жизни так же ровно держать ее.

Сколько нужно стоять у стены для осанки? Можете начать с 30 секунд, постепенно увеличивая время до нескольких минут.

На что еще следует обратить внимание?

Скорректировать осанку помогут такие нюансы, на которые в обычной жизни люди не обращают внимания. А зря!

  1. Навсегда забудьте о дурной привычке садиться на краешек стула. Казалось бы, полная ерунда, да? А сколько вреда! Все потому, что в таком положении спинка стула не будет поддерживать спину и, чтобы чувствовать себя комфортно, вы обязательно навалитесь локтями и животом на стол. Тут правильной осанкой даже и не пахнет.
  2. Никогда не опускайте низко голову, особенно когда сидите за столом. Тут появится не только сутулость, но и второй подбородок, а оно вам надо? Держите голову слегка опущенной, а компьютер должен находиться на таком уровне, чтобы вам не пришлось постоянно смотреть на него вниз.
  3. Специалисты советуют прибегнуть к еще одной хитрости: вместо стула используйте фитбол или гимнастический мяч. Это будет отличная тренировка, ведь для того, чтобы усидеть на нем, придется зафиксировать тело в правильном положении, чтобы баланс не нарушался и вы просто не упали с фитбола. В офис такой агрегат не притащишь, а вот дома – самое то.

Важно помнить, что основа правильной осанки – это развитые мышцы спины, без которых удерживать нужное положение спины длительное время фактически невозможно. Именно поэтому несколько раз в неделю в обязательном порядке нужно делать упражнения для мышц спины.

Как формируется осанка?

Осанка начинает формироваться в процессе появления физиологических (нормальных) изгибов позвоночника. Ведь дети рождаются с абсолютно прямым позвоночником.

В процессе своего индивидуального развития:

  • в 1,5-2 месяца ребенок начинает держать головку — формируется физиологический шейный лордоз;
  • с 6-7 месяцев ребенок начинает сидеть – формируется физиологический грудной кифоз;
  • с 8-9 месяцев ребенок стоит, держась за опору – формируется физиологический поясничный лордоз;
  • с 11-12 месяцев ребенок самостоятельно ходит – формируется физиологический крестцовый кифоз.

В формировании нормальных изгибов позвоночника и становлению правильной осанки большую роль играет гармоничное развитие скелетной мускулатуры (мышц) и связочного аппарата.

Правильная осанка

Правильная осанка означает, что вы стоите прямо и при этом расслабившись, как будто вас поддерживает невидимая вертикальная струна, проходящая через затылок, вдоль шеи, между лопаток и бедер, а затем через колени уходящая в пол.

Если у вас хорошая осанка, то ваша голова поднята вверх и слегка вынесена вперед, плечи ровные, расслабленные и слегка отведены назад, а руки висят свободно и так, что ладони слегка выступают за бедра. У вас расправлена грудная клетка и втянут живот, бедра находятся на одном уровне, мышцы ягодиц тоже расслаблены. Колени слегка согнуты, а ваш вес пропорционально распределен по всей поверхности ступней. Ваше тело не изогнуто ни в одну из сторон.

Осанка с точки зрения психологии

Основной показатель внутреннего состояния – осанка человека. Уравновешенность и целеустремлённость подчёркивают ровная спина, прямые плечи, взгляд, уверенно устремлённый вперёд. Если же человек сгорблен, руки висят безвольно, это говорит о слабости его духа и внутреннего состояния. Ровный, стройный стан говорит ещё и о благополучном состоянии физиологических функций организма.

Если же замечены хотя бы малейшие отклонения от нормы, могут появиться неприятные спутники жизни:

  • боли в спине, шее;
  • тяжесть в плечах;
  • головные боли и головокружение;
  • нарушение равновесия.

Основные правила

Чтобы упражнение принесло максимальную пользу, нужно следовать следующим правилам:

  1. Вес тела – на пятках и внешней стороне стопы.
  2. Умеренное, ровное дыхание – залог успеха.
  3. Дышите животом, чтобы его мышцы сокращались. Выталкивайте на выдохе воздух силой, а затем наполняйте все тело воздухом, расслабляя живот. Не пытайтесь втянуть его.
  4. Задача номер 1 на выдохе – расслабить напряженные части, в первую очередь – позвоночник. Не забывайте следить за шеей и плечами.

Исследования показали, что, когда человек начинает выполнять данное упражнение и встает к стене, дыхание автоматически приходит в норму.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гулбани Раиса Шимхоновна, Заед Юлия Викторовна, Хагнер-деренговска Магдалена

Рассмотрены вопросы нарушения осанки во фронтальной плоскости у школьников среднего возраста. В исследовании принимали участие 20 школьников (девочки и мальчики) 12-14 лет. Выполнена оценка состояния осанки . Выявлены нарушения осанки с преобладанием правосторонней асимметрии туловища. Предложены комплексы средств физической реабилитации , основным компонентом которых являются корригирующие упражнения. Определено положительное воздействие комплексов, направленных на профилактику асимметричной осанки школьников .

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гулбани Раиса Шимхоновна, Заед Юлия Викторовна, Хагнер-деренговска Магдалена

Prophylaxis of asymmetric carriage of schoolboys of middle age by facilities of physical rehabilitation

The questions of violation of carriage are considered in a frontal plane for schoolboys of middle age. In research took part 20 schoolboys (girls and boys) of 12-14 years old. The estimation of the state of carriage is executed. Violations of carriage are exposed with predominance of right-side asymmetry of trunk. The complexes of facilities of physical rehabilitation , the basic component of which are correctings exercises, are offered. Positive influence of complexes, directed on the prophylaxis of asymmetric carriage of schoolboys is certain.

Профилактика асимметричной осанки школьников среднего возраста средствами физической реабилитации

Гулбани Р.Ш.1, Заед Ю.В.1, Хагнер-Деренговска Магдалена2

Институт здоровья, спорта и туризма классического приватного университета1 Высшая школа наук о здоровье2, Быдгощ, Польша

Рассмотрены вопросы нарушения осанки во фронтальной плоскости у школьников среднего возраста. В исследовании принимали участие 20 школьников (девочки и мальчики) 12-14 лет. Выполнена оценка состояния осанки. Выявлены нарушения осанки с преобладанием правосторонней асимметрии туловища. Предложены комплексы средств физической реабилитации, основным компонентом которых являются корригирующие упражнения. Определено положительное воздействие комплексов, направленных на профилактику асимметричной осанки школьников.

Ключевые слова: школьники, асимметрия, осанка, коррекция, реабилитация, профилактика.

Гулбані РШ., Заєд Ю.В., Хагнер-ДеренговськаМагдалена.Профілактика асиметричної постави школярів середнього віку засобами фізичної реабілітації. Розглянуто питання порушень постави у фронтальній площині у школярів середнього віку. У дослідженні брали участь 20 школярів (дівчата і хлопчики) 12-14 років. Виконана оцінка стану постави. Виявлено порушення постави переважно правобічної симетрії тулубу. Запропоновано комплекси засобів фізичної реабілітації, основним компонентом яких є корегуючі вправи. Визначена позитивна дія комплексів, що спрямовані на профілактику асиметричної постави школярів.

школярі, асиметрія, постава, корекція, м'язи, реабілітація, вправи, профілактика.

Gulbani R.Sh., Zaed Yu.V., Hagner-Deren-gowska M. Prophylaxis of asymmetric carriage of schoolboys of middle age by facilities of physical rehabilitation. The

questions of violation of carriage are considered in a frontal plane for schoolboys of middle age. In research took part 20 schoolboys (girls and boys) of 12-14 years old. The estimation of the state of carriage is executed. Violations of carriage are exposed with predominance of right-side asymmetry of trunk. The complexes of facilities of physical rehabilitation, the basic component of which are correctings exercises, are offered. Positive influence of complexes, directed on the prophylaxis of asymmetric carriage of schoolboys is certain.

schoolboys, asymmetry, carriage, correction, rehabilitation, prophylaxis.

Вопросы нарушений осанки у школьников среднего возраста изучались многими отечественными и зарубежными специалистами [2, 4, 7]. Но и теперь эта проблема остаётся актуальной во всём мире и на Украине, в частности [8].

К нарушениям осанки во фронтальной плоскости относится асимметричная осанка, которая характеризуется изменениями симметрии между правой и левой стороной туловища, без морфологических изменений в позвонках [7].

При выявлении асимметричной осанки желательно немедленно приступить к коррекции т. к., её деформирующее влияние ослабляет группы мышц, поддерживающих позвоночник, а в последствии нарушается взаиморасположение внутренних органов и организм становится уязвим к различным заболеваниям [4, 7, 8].

Анализ специальной литературы свидетельствует о том, что зачастую в практике воспитания правильной осанки используются методы, приводящие к другим нарушениям осанки. Это способствует проявлению других нарушений, приводящих к мышечному напряжению, сокращению мышц с одной стороны тела и раслаблению с другой. Немаловажной проблемой остается правильный подбор корригирующих упражнений по виду нарушений осанки и физиологической индивидуальности, их дозировка, а так же учет ошибок при их выполнении и их исправление [2, 4, 7, 8].

Перечисленные положения указывают на актуальность проблемы, что и обусловило выбор темы исследования. Они явились основанием при составлении комплексов упражнений и подборе средств физической реабилитации, направленных на коррекцию

Анализ научно-исследовательской литературы показал, что основными причинами возникновения асимметричной осанки авторы считают фиксированные позы, неправильные положения тела стоя и сидя, не соответствие школьной мебели гигиеническим нормам, асимметричное распределение тяжестей школьных сумок, гиподинамию, не информированность детей и родителей о профилактике правильной осанки и пр. [1, 2, 4, 8, 9].

В 12—15 лет одной из характерных особенностей физического развития является временное нарушение пропорций тела. Рост конечностей значительно опережает рост туловища, в связи с чем, движения становятся угловатыми, неуклюжими. За интенсивным ростом скелета и развитием мышечной системы не всегда поспевает развитие внутренних органов. В частности, сердце обычно опережает в росте кровеносные сосуды, что может быть причиной повышения артериального давления крови и затруднения в работе сердца [6].

По мнению большинства авторов, подбирая упражнения коррекционной направленности, необходимо ориентироваться на статические упражнения, укрепляющие мышцы без нагрузки на опорные элементы и не использовать движения большой амплитуды [6, 8].

Вместе с тем, несмотря на многочисленные исследования по проблеме нарушений осанки школьников, вопросам использования физических упражнений корригирующего направления не уделяется должное внимание.

Выбранное направление исследования соответствует научному плану Классического приватного университета «Теоретико-методические основы физического воспитания и физической реабилитации

Цель, задачи работы, материал и методы.

Целью исследования является коррекция и профилактика асимметричной осанки школьников среднего возраста с использованием средств и методов физической реабилитации, основным компонентом которой являются физические упражнения корригирующего направления.

Основная задача исследования - определить влияние подобранных средств физической реабилитации для профилактики асимметричной осанки в процессе обучения детей в школе на уроках физической культуры и во время физкультпауз.

В исследовании принимали участие 20 школьников (девочки и мальчики) 12-14 лет лицея N° 34 города Запорожье. Все испытуемые после предварительных контрольных измерений были разделены на две равноценные группы, экспериментальную и контрольную, в каждой по 10 человек.

Многие из испытуемых имеют миопию разных степеней. Почти все школьники входят в специальную медицинскую группу по физической культуре. По этой причине выполнение контрольных упражнений, а также тестирование по стандартам практически здоровых детей были не возможны.

В контрольной группе занятия продолжались по обычной программе для спецгрупп. В экспериментальной группе было выделено 10 минут в конце урока, где занятия проводились по разработанной нами коррекционной программе.

Комплекс коррекционной программы выполнялся по следующей схеме:

- упражнения растягивающего характера и на гибкость для позвоночника и коррекции асимметрии мышечных тонусов;

- между силовыми упражнениями, для укрепления мышц корсета, пресса и ягодиц, выполнялись упражнения на гибкость, особое внимание уделялось фиксатору лопаток;

- в конце 10 минутного комплекса 2 минуты уделялись упражнениям на расслабление.

Все упражнения выполнялись в положении лёжа на полу или гимнастической скамейке, с интервалами между упражнениями 3-5 секунд. Силовые упражнения выполнялись, начиная с 3-4 сек (удержание положения тела), и до 15 секунд - постепенное увеличение амплитуды, но, не доводя ее до максимальной. Все упражнения выполнялись в медленном и среднем темпе [2; 7; 8].

тенденция к ригидности и привычному укорочению. Поэтому участникам экспериментальной группы был предложен комплекс растягивающих упражнений, в положении стоя, составленный из элементов йоги, для выполнения дома в форме гигиенической гимнастики (утром или вечером).

Для контроля за осанкой участники эксперимента были оценены и тестированы по следующим показателям:

1. Антропоскопическая оценка осанки во фронтальной плоскости по карте рейтинга осанки Хоули и

Френкса, в баллах [4];

2. Антропометрические исследования по методике

3. Тестирование силы и гибкости по методике

Предварительные измерения были выполнены до начала эксперимента в октябре 2010 г. и по окончании, через 4 месяца коррекционных занятий, в начале февраля 2011 года.

Судя по предварительным результатам показателей гибкости, правосторонних асимметрий больше и группы между собой не различаются. После реабилитации по всем показателям наблюдаются различия между группами, с преобладанием показателей у школьников экспериментальной группы.

Статистически достоверно изменились результаты по двум позициям: гибкости в шейном отделе ( при Р Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ Показатель, ед. измерения Контрольная группа Экспериментальная группа Значение t

1 Наклон головы вправо, см До реабилитации 4,55±0,50 4,35±0,44 0,299

После реабилитации 5,15±0,46 6,85±0,54 2,374

2 Наклон головы влево, см До реабилитации 5,45±0,44 5,20±0,36 0,434

После реабилитации 5,80±0,41 7,30±0,47 2,379

3 Наклон туловища вправо, см До реабилитации 42,50±1,07 42,95±1,21 0,278

После реабилитации 41,60±0,94 39,50±0,86 1,639

4 Наклон туловища влево, см До реабилитации 37,55±1,24 36,90±1,33 0,358

После реабилитации 38,05±1,03 39,55±1,02 1,033

5 Удержание ног на правом боку, сек До реабилитации 24,50±2,85 25,70±5,43 0,196

После реабилитации 25,10±2,69 31,80±5,75 1,055

6 Удержание ног на левом боку, сек До реабилитации 20,10±3,14 20,80±5,63 0,109

После реабилитации 22,70±2,98 30,60±5,77 1,216

7 Удержание туловища в седе, пресс, сек До реабилитации 13,20±1,30 12,70±1,47 0,255

После реабилитации 15,90±2,15 24,50±3,41 2,133

8 Лёжа на животе, руки в стороны (спина, ягодицы) До реабилитации 42,50±4,75 43,20±5,30 0,098

После реабилитации 46,20±4,21 59,40±3,46 2,422

3) вертикаль позвоночника;

4) горизонтальная линия нижних углов лопаток;

5) горизонтальная линия сосков груди;

6) вертикаль треугольников талии;

7) симметричное положение пупка относительно вертикали позвоночника;

8) горизонтальная линия ягодичных складок.

Анализ шейного отдела позвоночника показал,

Положительный результат эксперимента позволил сделать следующие практические рекомендации:

1) для укрепления мышц корсета желательно выполнять упражнения из исходных положений лёжа на животе, на спине и на боку;

2) правильное выполнение упражнений, вырабатывает рефлексы правильной осанки, поэтому необходимы растягивающие и силовые упражнения в режиме утренней гимнастики, с коррекцией вертикали позвоночника и контролем за симметричной нагрузкой на мышцы передней, задней и боковых поверхностей тела.

Тема нарушений осанки у школьников не теряет своей актуальности и требует новых подходов в использовании средств физической реабилитации.

Проведенный эксперимент подтверждает эффективность предложенных мероприятий физической реабилитации, как профилактики и коррекции асимметричной осанки. Укрепление мышечного корсета по периметру тела с чередованием упражнений растягивающего характера поддерживает симметрию правой и левой стороны тела и способствуют сохранению правильной позы. В обеих группах наблюдался прирост по всем показателям, но в экспериментальной

Оценка показателей осанки в контрольной и экспериментальной группах

№ Показатель, ед. измерения, в баллах Контрольная группа Эксперименталь- ная группа Значене-ние t

1 Постановка головы (шеи) До реабилитации 5,В0±0,34 5,90±0,3б 0,199

После реабилитации б,50±0,23 7,90±0,3б 3,211

2 Положение плечевого пояса До реабилитации б,30±0,27 б,20±0,21 0,2В9

После реабилитации б,В0±0,31 7,90±0,40 2,1В7

3 Положение вертикали позвоночника До реабилитации б,40±0,17 б,30±0,22 0,353

После реабилитации б,50±0,17 7,90±0,45 2,Вб1

4 Нижние углы лопаток До реабилитации б,30±0,1б б,20±0,21 0,377

После реабилитации б,70±0,31 В,00±0,47 2,290

5 Асимметрия сосков До реабилитации б,40±0,17 б,30±0,1б 0,424

После реабилитации б,б0±0,17 В,00±0,47 2,790

б Треугольники талии До реабилитации б,50±0,23 б,70±0,27 0,553

После реабилитации б,90±0,24 В,50±0,42 3,2б9

7 Положение живота (пупка) До реабилитации б,70±0,31 б,В0±0,30 0,227

После реабилитации 7,00±0,27 В,50±0,3б 3,323

В Положение горизонтали ягодиц До реабилитации 7,20±0,2б 7,00±0,22 0,5В1

После реабилитации 7,б0±0,17 В,В0±0,41 2,700

группе эти изменения статистически достоверны.

Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других возможностей физической реабилитации для общей профилактики нарушений симметрий осанки.

2. Долженков А.В. Здоровье вашего позвоночника. / А.В. Должен-ков. - М. : АСТ МОСКВА, 2008. - 208с.

3. Дорохов Р.Н. Спортивная морфология: Учебное пособие для высших и средних заведений физкультуры. / Р.Н. Дорохов, В.П. Губа. - М. : СпортАкадемПресс, 2002. - 236 с.

4. Кашуба В.А. Биомеханика осанки. / В.А. Кашуба. - К. : Олимпийская литература, 2003. - 279 с.

5. Круцевич Т.Ю., Контроль в физическом воспитании детей, подростков и юношей. / Т.Ю. Круцевич, М.И. Воробьёв. - К. : Олимпийская литература, 2005. - 195 с.

6. Любимова З.В. Возрастная физиология: учебник для студ. высш. учеб. заведений: в 2 ч. Ч. 1. / З.В. Любимова, К.В. Маринова, А.А. Никитина. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 304 с.

7. Мухин В.М. Физическая реабилитация: Учебник /В.М. Мухин. - М. : ВЛАДОС, 2000. - 327 с.

8. Чечельницкая С.М. Нарушения осанки у детей / С.М. Чечель-ницкая. - Ростов н/Д. : Феникс, 2009. — 286 с.

9. Wojciech Hagner. [Traditions and requirements of health of north Kashub people and also frequency of presence abnormality of posture of their children in historical and modern attitudes] Zwyczaje zdrowotne, kondycja zdrowotna mieszkancуw pуlnocnych Kaszub oraz cz^stosc wyst^powania wad postawy ich dzieci w swietle relacji historycznych i wspуlczesnych. // Wojciech Hagner, Miroslaw Ku-klik, Ewelina Lulinska - Kuklik, Magdalena Hagner -Derengowska. // Salubritas. Czasopismo naukowe Wyzszej Szkoly Nauk o Zdrowiu w Bydgoszczy. 2010. - N1. - P. 23-33.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.