Какой самолет в крестцах


Продолжая цикл публикаций к юбилейной дате со дня основания Крестец, сегодня мы представляем вниманию читателей материал об истории создания и функционирования Крестецкого военного аэродрома, о первых днях Великой Отечественной войны в Крестцах (материал предоставлен районным краеведческим музеем)

А память готова взорваться опять,
Лишь только её вы затроньте.
Вы знаете, где нам пришлось воевать?
На Северо-Западном фронте.

Михаил МАТУСОВСКИЙ

В годы Великой Отечественной войны именно в Крестцах располагался основной аэродром, который вместе с шестью аэродромами полевого типа позволил посёлку стать одним из крупных аэродромных узлов на Северо-Западном фронте.

19 августа 1941 г. немцы захватили Новгород и таким образом отрезали Крестцы от областного центра, которым в то время являлся Ленинград. Со стороны Новгорода, Старой Руссы и Лычкова шли бои, звучала канонада, и по ночам пылало зарево от пожаров. Практически со всех сторон Крестцы были окружены немецкими войсками, небольшой городок стал прифронтовым. Через Крестцы продвигались колонны с солдатами и боевой техникой. С аэродрома взлетали наши самолёты, а вражеские самолёты бомбили посёлок практически ежедневно.

Фронт располагался на линии озеро Ильмень — посёлок Лычково — озеро Селигер. Уже одно то обстоятельство, что крестецкое село Лажины (ныне оно отнесено к Парфинскому району) оказалось почти на переднем крае обороны, говорило о возможности оккупации Крестец. Однако район остался прифронтовым.

В те дни название этого населённого пункта упоминалось военными часто, впрочем, как и Кушеверы — именно здесь находился командный пункт 11‑й армии, а с января 1942‑го командарм В. И. Морозов вместе с опергруппой штаба армии переместились в район Лажин, оставив в Кушеверах узел связи. В Лажинах находился и корреспондентский пункт, поэтому все дороги в штаб шли через Крестцы.

О Крестцах того времени можно было встретить заметки во многих фронтовых газетах. Село Старое Рахино находилось в противоположном и менее опасном с точки зрения военных действий конце района. Здесь с весны до осени 1942 г. размещался командный пункт фронта.

Увидеть планировку аэродрома можно, посетив краеведческий музей. Здесь имеется макет объекта, а на его месте в настоящее время вырос целый жилой микрорайон.

По периметру аэродрома находились канониры. Это своего рода ангары для самолётов, покрытые маскировочной сеткой. На территории находились взлётные и посадочные полосы, ремонтно-строительные мастерские, склады боезапасов и горючего, установки ПВО. В районе Ямского кладбища, где построек раньше не было, находилось несколько спецслужб — минно-сапёрная рота, метеослужба, землянка, склады минно-сапёрной роты. Справа от дороги — аэродромно-техническая служба, химическая, кислорододобывающая, фотослужба. В районе мебельной фабрики находились технический отдел 74‑го БАО и авиационно-техническая служба.

На улице Песочной, в землянке расположился клуб. В такой же землянке жили и лётчики. Сверху объекты были хорошо замаскированы и практически незаметны с высоты.

На улице Полевой находились медпункт и КПП (контрольно-пропускной пункт). У пруда — водокачка. На улице Павловской располагалась солдатская столовая, на улице Титова — офицерская.

На улице Васильчикова находился Штаб 74‑го БАО, который обслуживал аэродром практически с первых дней войны. Сначала командиром батальона аэродромного обслуживания являлся И. В. Виноградов. В связи с его трагической гибелью в 1942‑м на эту должность назначили майора А. П. Лебедева, очень много сделавшего для аэродрома.

В составе 74‑го БАО имелись и жители нашего посёлка. Без них в годы войны не мог состояться ни один из боевых вылетов. Обеспечить лётчиков всем необходимым для жизни и боя — такая задача стояла перед Б. Репиным, А. Андреевой, В. Мининой, И. Михайловым и другими.

В составе 74‑го БАО всю войну прошла В. Ф. Бабенко. Сначала была официантом, затем поваром, дошла до Германии. Там погиб её муж Н. В. Кузнецов. Герой Советского Союза Н. В. Кузнецов родился 13 декабря 1921 года в Тюменской области. В 1941‑м окончил Омскую военную авиационную школу пилотов, а в августе 1944‑го уже занимал должность заместителя командира эскадрильи 70 ГШАП. Звание Героя Советского Союза было присвоено ему ещё при жизни, в 1944 году. Во время боёв за Берлин 14 апреля 1945 года он направил свой горящий штурмовик на вражескую батарею и погиб.

В секретном отделе 74‑го БАО работала и жительница нашего посёлка Е. И. Рябкова. В Крестцы она попала из Ленинграда, при эвакуации. 13 октября 1941 года была принята на место солдата бухгалтером.

Записала Оксана ЕГОРОВА
Фото из архивов


В распоряжении А. П. Лебедева для обеспечения работы аэродрома было огромное хозяйство: 3,5 тысячи человек личного состава, из которых 500 офицеров, 900 сержантов и рядовых бойцов, сотни автомобилей, тракторов и другой техники.

Журнал Игоря Ванина


На прошлой неделе меня "обрадовали" в сервис-центре, что стоимость ремонта моего фотоаппарата будет сравнима с его остаточной стоимостью, от ремонта я отказался, поэтому новых фотографий у меня некоторое время не будет. А пока продолжаю разбирать фотографии из путешествий прошлых лет. Потихоньку добиваю Новгородскую область…

Название посёлка Кре́стцы Новгородской области довольно известно среди автопутешественников, потому что посёлок расположен прямо около автотрассы М10 Санкт-Петербург — Москва примерно посередине Новгородской области. Тем не менее, это даже не город, а посёлок городского типа с населением около 9 тысяч человек, районный центр одноимённого района области. Его я осмотрел в 2010 году по пути на Валдай.

[← | →]
1. Проезжая через Крестцы по М10, можно увидеть памятник самолёту времён Великой Отечественной войны.


[← | →]
2. Самолёт-памятник крупным планом.


[← | →]
3. Сам посёлок Крестцы находится немного в стороне от трассы, поэтому для его осмотра нужно свернуть с М10 и немножко попетлять. Вид от памятника-самолёта в сторону северной части Крестец.


[← | →]
4. Поселковый вид на окраине Крестец. Пивной бар и магазин. Это северная часть посёлка, которая называется Ямская слобода.


[← | →]
5. Домики на окраине Крестец.


[← | →]
6. Церковь Святой Троицы в Ямской Слободе. Построена в 1865 году.


[← | →]
7. Колокольня церкви крупным планом.


[← | →]
8. Пейзаж на улице рядом с церковью. Автобусная остановка, пешеходный переход.


[← | →]
9. Судя по флагу, это или администрация, или здание суда.


[← | →]
10. Городской пейзаж в центральной части Крестец. Здесь в основном находятся двухэтажные дома.


[← | →]
11. Главная городская улица Крестец — Московская. Вдоль неё стоят симпатичные красные кирпичные двухэтажные дома.


[← | →]
12. Красные кирпичные дома в центре Крестец крупным планом.


[← | →]
13. Почта России 175460–175461.


[← | →]
14. На здании почты сохранился вот такой артефакт с советских лет — металлическая вывеска "почта-телеграф-телефон".


[← | →]
15. Центральная площадь Крестец на пересечении Московской и Валдайской улиц. Слева — здание дома культуры, бывший собор Екатерины Великомученицы, реконструированный по-советски в 1930-е годы.


[← | →]
16. Рядом с площадью — здание администрации и Сбербанк.


[← | →]
17. Памятник Ленину перед входом в ДК.


[← | →]
18. Вместо доски почёта, свойственной всем городам и посёлкам такого ранга — историческая и краеведческая информация.


[← | →]
19. Автостанция на центральной площади. И ещё одна закусочная.


[← | →]
20. Автостанция крупным планом. Беленькая, чистенькая… В других райцентрах автостанции обычно более унылы.


[← | →]
21. Фонтан в центральном сквере Крестец. Без воды. То ли тогда, в начале мая, ещё был не сезон для фонтана, то ли фонтан уже навсегда перешёл в разряд памятников…



[← | →]
23. Универмаг с сохранившейся советских времён неоновой вывеской.


[← | →]
24. Офис партии Единая Россия. Ну куда ж без них-то.

Село Крестцы


  • 7 достопримечательностей
  • 3 ресторанов


Поселок Крестцы находится на территории Новгородской области, являясь административным центром Крестецкого района. Рельеф местности неоднороден, так как поселок стоит на стыке знаменитой Приильменской низменности и великой Валдайской возвышенности. В западной части поселка расположен преимущественно равнинный рельеф местности, а в восточной - холмистый, где сосредоточено несколько озер, что и определило туристическую привлекательность Крестцов. По территории поселка протекает река Холова, которая впадает в Мсту.

Поселок Крестцы занимает территорию 280 тысяч км². Общая численность населения составляет более 15 тысяч человек. На территории Крестецкого района расположено 136 населенных пунктов. Поселок удален от города Великого Новгорода на 86 километров. Населенный пункт имеет хорошее транспортное сообщение, так как находится на главной магистрали Москва – Санкт – Петербург.

На территории Крестецкого района и в поселке Крестцы расположено много интересных достопримечательностей, которые ежегодно привлекают несколько десятков туристов. Каждый год в поселке проводятся соревнования по мотокроссу, которые не оставляют равнодушными ни одного любителя экстрима.

Видео из Крестцов

Что интересного посмотреть в Крестцах?

Топ достопримечательностей Крестцов

Село Крестцы: экскурсии и мероприятия


Поселок Крестцы не рассчитан на массового туриста, но несмотря на это в Крестецком районе расположено много достопримечательностей, которые будет интересно увидеть каждому туристу.

Экскурсионный маршрут: церковь Святой Троицы – Екатерининский собор – Краеведческий музей – филиал Краеведческого музея – каменный железнодорожный мост.

  • Церковь Святой Троицы находится на территории поселка Крестцы. Храм очень старинный, первое летописное упоминание датируется 1393 годом. Здание большое и величественное с двумя пределами. Так же во время очередной перестройки, к церкви была достроена колокольня.
  • Екатерининский собор в настоящее время мало похож на храм, так как сейчас здесь размещается современный Дом Культуры. Церковь не функционирует с 1917 года.
  • На территории поселка Крестцы находится большой районный краеведческий музей, посетив который можно составить общее представление о поселке, его культуры и быте.
  • После осмотра всех достопримечательностей в Крестцах, маршрут пролегает в деревню Ручьи, где находится музей, посвященный В. Хлебникову. Музейный фонд состоит из личных вещей, черновых работ и произведений поэта.
  • В деревне Колокола находится заброшенный каменный железнодорожный мост. Под мостом проходит река Ярынья. В летний период местность в районе моста живописная, по обе стороны расположен лес, а на берегах реки растет земляника.

Продолжительность экскурсии – 5 часов. Средняя стоимость экскурсионной программы - 1200 рублей.

История Крестцов

Климат в Крестцах


Климат в поселке Крестцы умерено-континентальный. Большая часть поселка расположена в Приильменской низменности, которая оказывает прямое влияние на климат Крестцов, обуславливая его мягкость. Зима в населенном пункте наступает позже, чем в городах, расположенных на возвышенности, а теплые весенние дни раньше.

Климатические условия в поселке Крестцы характеризуются повышенной влажностью, которая в зимний период обеспечивается большим уровнем снежного покрова, а в летние месяцы частыми кратковременными дождями. Смотрите подробную погоду в Крестцах по месяцам.

Село Крестцы: развлечения и активный отдых


В поселке Крестцы на Березовой горе находится мототрасса, где ежегодно проходят соревнования. Трасса соответствует всем международным стандартам и критериям. На соревнования съезжаются участники со всей России и даже из стран ближнего зарубежья. С каждым годом число желающих принять участие непрерывно растет.

По территории поселка Крестцы протекает река, где местные жители и гости поселка могут рыбачить круглый год.

В Крестцах работает несколько кафе, где можно хорошо и весело провести время.

Транспортные особенности Крестцов


Поселок Крестцы территориально небольшой. По поселку курсируют два регулярных автобусных маршрута, которые соединяют разные районы населенного пункта.

Из-за небольшой площади поселка, местные жители добираются до места назначения пешком или на велосипеде.

Удобным и быстрым средством передвижения является такси. В поселке можно воспользоваться как услугами частных извозчиков, так и предлагаемыми услугами фирм такси. Стоимость проезда будет значительно выше, по сравнению со стоимостью в общественном транспорте.


25 мая 2000 года.

Самолет авиакомпании Philippine Airlines выполнял рейс из Давао в Манилу. Незадолго до посадки воздушное судно захватил мужчина, который был вооружен гранатой и пистолетом. Он потребовал, чтобы пассажиры сложили все свои ценности в сумку. После этого потребовал от пилотов снизиться и открыть люк самолета, чтобы он мог покинуть судно на самодельном парашюте. Но в последний момент захватчик запаниковал и его вытолкнул из самолета бортпроводник. Тело грабителя было найдено через три дня – он выжил при падении, но захлебнулся в болоте.

11 ноября 2000 года.

11 ноября самолет Ту-154, следовавший по маршруту Махачкала – Москва, был захвачен террористом-чеченцем. Он потребовал изменить курс и лететь в Тель-Авив. На борту самолета находилось 48 пассажиров и 10 членов экипажа. Капитан принял решение сесть на дозаправку в Баку, после чего воздушное судно вылетело в Израиль. Однако израильские власти запретили борту совершить посадку в Тель-Авиве, поэтому он сел на военной базе Увда. Террорист был захвачен и отправлен в Россию. Угонщиком оказался 27-летний житель Махачкалы Ахмед Амиранов. В момент угона самолета он не имел при себе оружия. Позднее врачи установили, что он был болен шизофренией.

15 марта 2001 года.

В этот день авиалайнер Ту-154М авиакомпании "Внуковские авиалинии", который следовал по маршруту Стамбул – Москва, был захвачен тремя чеченцами. На борту самолета находились 161 пассажир и 12 членов экипажа. Террористы потребовали направить самолет в Саудовскую Аравию или Объединенные Арабские Эмираты. После ряда отказов в посадке российскому самолету, его удалось посадить в саудовском городе Медина. Во время переговоров с местными властями террористы потребовали остановить боевые действия в Чечне. В итоге спецслужбы Саудовской Аравии взяли самолет штурмом, в результате захвата был убит один террорист, турецкий пассажир и бортпроводница.

11 сентября 2001 года.

Самый крупный и трагический случай угона самолетов в истории гражданской авиации. Четыре рейсовых пассажирских лайнера авиакомпании United Airlines и American Airlines были захвачены террористами. Два самолета были направлены в башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, один врезался в здание Пентагона, еще один упал в Пенсильвании. Помимо 19 террористов, в результате атак погибло 2977 человек, ещё 24 пропали без вести. Теракт стал крупнейшим в истории по числу жертв.

29 июля 2010 года.

29 июля один из пассажиров самолета Ту-154, прибывший в московский аэропорт "Домодедово" из Минеральных Вод, захватил самолет после приземления. На борту находилось 105 человек, в том числе 7 членов экипажа. Мужчина угрожал взорвать судно, если ему не обеспечат связь с президентом России. В ходе спецоперации все заложники были освобождены. Позднее выяснилось, что злоумышленником был гражданин Казахстана Магомед Патиев. Захватом самолета он хотел привлечь внимание российских властей к ситуации с расследованием терактов в московском метро в 2010 году. По его словам, органы ФСБ "идут по ложному следу, в то время как он обладает информацией об истинных заказчиках терактов".

24 апрель 2011 года.

Сотрудник постпредства Казахстана при ЮНЕСКО Валерий Толмачев попытался угнать самолет, который следовал по маршруту Париж – Рим. На борту самолета находился 131 пассажир. Мужчина потребовал лететь в столицу Ливии Триполи и угрожал перерезать стюардессе горло маленьким ножом. Угон не удался, так как злоумышленнику вкололи успокоительное. По прилету в Рим он был задержан итальянской полицией. Позднее выяснилось, что Толмачев страдал от депрессии.

17 февраля 2014 года.

17 февраля на борту самолета авиакомпании Ethiopian Airlines, летевшего из Эфиопии в Италию, произошел инцидент. Второй пилот лайнера дождался, когда командир корабля покинет кабину, заперся в ней и направил самолет в Женеву, где сдался полиции и попросил политического убежища в Швейцарии. На борту находилось 193 пассажира и 8 членов экипажа.

24 марта 2015 года.

Авиалайнер Airbus A320 авиакомпании Germanwings, на борту которого находилось 150 человек, направлялся по маршруту Барселона – Дюссельдорф. Через 30 минут после взлёта самолёт внезапно перешёл в быстрое снижение и ещё через 10 минут врезался в горный склон в Альпах и полностью разрушился. Все находившиеся на судне 150 человек погибли. По словам следователей, второй пилот, который страдал от депрессии, заблокировал себя в кабине пилотов и направил самолет в горы.

26 марта 2016 года.

Профессор истории Каирского университета угнал самолет авиакомпании Egyptair, который следовал из Александрии в Каир. На борту находились 51 пассажир и семь членов экипажа. Мужчина угрожал командиру и экипажу, что подорвет пояс со взрывчаткой, если самолет не полетит на Кипр. После приземления в Ларнаке, профессор согласился освободить большинство пассажиров и даже сделал селфи с несколькими из них. Мужчина требовал встречи с представителями Евросоюза и освобождения женщин из египетских тюрем. В конце концов угонщик добровольно сдался полиции.

22 января 2019 года.

22 января на борту самолета, следующего по маршруту Сургут – Москва, произошел инцидент. Пассажир Павел Шаповалов попытался захватить борт и направить его в Афганистан. Капитан корабля принял решение сделать вынужденную посадку в Ханты-Мансийске, где мужчина и был задержан. Подробнее о случившемся читайте здесь.

Я ничего не знаю, я никуда не летаю!


Если ехать по трассе Санкт-Петербург-Москва и свернуть на Боровичи в поселке Крестцы,то не доезжая с километр до Малого Борка (от Окуловки прямо около метки 52 км) направо на горе можно увидеть лесную дорогу. Таких по трассе много: свалены бревна, колеи намяты лесовозами,ничего особенного. Но если оставить машину на обочине и пройти в лес метров сто, неожиданно набредаешь на ворота. А за ними извилистая подъездная аллея, как в каком-нибудь готическом романе. Откуда они здесь? Читаем:

Усадьба Заветное (Березовикское поселение) расположена на 37-м км автодороги Окуловка-Крестцы, в полукилометре от деревни Малый Борок. Она была известна ещё со времён царствования Екатерины II и представляла собой тогда небольшой хутор в лесу. В середине XIX века этими местами владел некий переселенец, а в начале XX века – Н. Г. Доброва. В 1914 году Заветное купил русский инженер и архитектор Михаил Антонович Токарский (1868–1941/42), который предпринял основательную перестройку усадьбы, широко применив в художественных целях тонкостенный железобетон. Примечательно, что М. А. Токарский вошёл в историю технической мысли и как разработчик проекта электрической тяги на Николаевской железной дороге с устройством ГЭС на реке Мсте (1902 г.). Был он также автором проекта железной дороги Поддубье–Шериховичи, ведущей из Окуловки в Любытинский район (1918 г.), и др.

Приобретя имение Заветное, Михаил Антонович в короткий срок выстроил здесь 2 двухэтажных дома, 2 флигеля, оригинальную часовню, въездные ворота, плотину с водохранилищем на ручье Талец, водонапорную башню, оранжерею, баню, купальню, прачечную, беседки, кукольный домик и проч. Со временем появился и летний театр на 100 мест, в котором выступали петербургские артисты. В усадьбе имелись водопровод, электрогенератор, гидротаран для подъёма воды, паровое отопление, электроосвещение.

Въезд в имение украшала железобетонная арка с асимметричной четырёхгранной башней в два этажа, со стрельчатыми окнами и зубцами поверху. Над аркой проходила открытая галерея. Перед гостями распахивались кованые ворота, выполненные в романтическом стиле. Заветное было обнесено сетчатой ажурной оградой с высокими столбами, украшенными орнаментом и статуэтками, среди которых не имелось одинаковых.

В некотором отдалении от основного усадебного ансамбля, в лесу на насыпном холме, стояла миниатюрная романтическая часовня-усыпальница, сохранившаяся до наших дней. Как и остальные постройки, она была отлита по чертежам М. А. Токарского мастером из Вологодской губернии Андреем Ногтёвым с сыном. Часовня состояла из двух башен: круглой и квадратной в плане, примыкавших друг к другу.

Квадратная башня имела снизу 4 стрельчатых окна, а поверху – парапет с прорезями в виде бойниц (машикулей) и небольшую круглую полубашню. В круглой башне располагался вход в капеллу и на балюстраду. На уровне второго этажа, куда вела винтовая лестница, состоящая из 21 ступеньки, размещалось круглое окно. Завершали круглую башню машикули и низкий шатёр с крестом и полумесяцем.

Внутри в потолке капеллы имелся большой квадратный проём со вставным голубым стеклом, который одновременно служил надёжным полом смотровой площадки. Пол капеллы был выложен розовой и чёрной плиткой. Тонкие колонки с коринфскими капителями, переплетающиеся нервюры и дубовые листья образовывали стрельчатые ниши – по 3 на каждой стене. Отделанная под серый мрамор нижняя часть стен имела удлинённые базы колонок.

Наружные стены часовни были рустованные, окна – с плоским обрамлением, цоколь обработан под квадры серого гранита. Над входом висел родовой герб. Отлитая из тонкостенного железобетона до мельчайших деталей в лепке интерьера часовня не имела ни единого шва. Её следует рассматривать как вариант паркового павильона, рыцарский замок в миниатюре.

Известно, что при усадьбе Заветное действовала небольшая фабрика по химической переработке древесины и смолы. Здесь гнали скипидар, деготь, а в годы Первой мировой войны изготавливали фугасные и шрапнельные пробки. После февральской революции М. А. Токарский передал свою усадьбу вместе с фабрикой крестьянам соседней деревни Борок. Помимо имущества на полмиллиона в золотых рублях он раздал им ещё 300 тысяч рублей наличными.

Инженер помог крестьянам переналадить производство фабрики на выпуск новой продукции - нитяных катушек. Известно, что предприятие с перебоями проработало до пожара в 1920 году, а в 1925 году было выставлено на продажу. Воспротивившиеся этому рабочие купили остатки фабрики вскладчину за 3 тысячи рублей, после чего здесь стали выпускать более важную продукцию – древесный уголь, древесный спирт и уксуснокислый порошок.

Однако в 1936 году маленькую фабрику всё же ликвидировали и на сей раз навсегда. Остатки её оборудования переправили в Боровичи и Владимир. Главный дом усадьбы Заветное перешёл дачному тресту Новгорода, вся мебель была вывезена в Крестцы. Во время ВОВ дом М. А. Токарского ещё стоял – в нём жили солдаты. Впоследствии он был окончательно разобран.

В настоящее время помимо часовни в Заветном можно увидеть въездные кованые ворота без створок и железобетонный остов водонапорной башни, питавшей когда-то систему фонтанов. Сохранилась и двухмаршевая парковая лестница, ведущая от дома в партер, с круглой чашей фонтана посередине. Спустившись ниже, к берегу заросшего и заболоченного ручья, с трудом можно отыскать бетонные ступени купальни, а выше по ручью – железобетонную плотину с зарастающим ныне водохранилищем.

Всё же, несмотря на видимые разрушения, созданная в подражание Версалю или Петергофу усадьба Заветное и в наши дни представляет собой большую архитектурно-художественную и техническую ценность как один из редких образцов усадебного строительства из железобетона в России.

Подумать только, среди леса,в нашей глухой провинции был "маленький Версаль". В голове не укладывается. Только этим летом я поняла, как благодаря железной дороге жизнь била ключом в окрестностях Окуловки. Люди радовались, делали свою жизнь удобнее благодаря инновациям своего времени. Да тогда и слова такого не было!
Мы прошли в ворота. Все заросло ольхой и елям. Но встречаются и тополя,липы,значит, их сажал человек. Дорожка ведет на поляну с остатками фонтана.


В мраморной чаше монетки.Значит,люди приезжают сюда посмотреть и вернуться еще раз.Почему же я раньше ничего не слышала об этом месте?


На краю поляны развалины водонапорной башни .Когда-то она находилась в центре особняка.


Такими плитками выложен пол.Кое-где мозаика.




Вниз к озеру,а нынче болотцу,ведет широкая лестница. А кругом елки.



На старинных фотографиях все совсем не так:




Мне не хватает фантазии,чтобы поверить в то,что эти фотографии-правда.

Но нам обещали часовню,и, поплутав немного,находим дорожку. Она ведет нас вглубь леса,через ручей Талец и вверх.


Такая кругом глушь,что я начинаю сомневаться, туда ли мы идем.

Вода в ручье коричневая от торфа, как и во многих наших речках,включая Мсту.

Но вдруг: та-дам! Значит,это правда.Часовня сохранилась. Она похожа на маленький замок.

Как я жалею,что не побывала здесь в свои 10-12 лет! Влюбилась бы навсегда. Сидела бы наверху,на башне,и грезила бы о каком-нибудь Айвенго. А сейчас? Эээх.

Наверх ведет винтовая лестница,однако я не смогла туда влезть с младенцем в рюкзаке:побоялась,в другой раз. А это внизу. Колонны:


Читаем:
В потолке имеется большой квадратный проём, в который было вставлено голубое стекло, служившее и полом баллюстрады.




А это я обошла часовню кругом.




Надо учесть,что и часовня,и лестницы отлиты из бетона на месте,монолитом,а не привезены в виде блоков. Удивительно прочно и уютно. Никогда бы не подумала,что из бетона можно построить что-то путнее.
Как ни жаль,пора домой. Когда шли обратно,обратила внимание вот на такие камни у дороги. Теперь не угадать,что же стояло тут. Может,как в фильме "Формула любви", прекрасная Психея. Что-то я всю дорогу этот фильм вспоминала)))



Кстати,удивителен тот факт,что все поляны на месте усадьбы были выкошены. Ответ я нашла позже в газете "Окуловский вестник". Оказывается,за пару дней до нашего приезда в Заветном устраивали праздник с реконструкцией усадебной жизни. Молодцы краеведы!


До свиданья,усадьба. Я ехала и думала,какие хрупкие вещи делает человек. Сто лет прошло, и лес почти победил. Память оказалась прочнее бетона,пусть даже очень крепкого. Интересно,как сложилась судьба этого человека,Михаила Антоновича Токарского? Буду искать.
UPD Забыла сказать: буквально в 500 м от этого поворота трассу Крестцы-Боровичи пересекает строящаяся платная скоростная дорога. Следовательно,нужно быть осторожным из-за изобилия строительной техники. И асфальт весь пошел волнами((

Posted on Aug. 27th, 2014 at 01:15 am | Link | Leave a comment | Share | Flag

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.