Какие задачи направлены на формирование правильной осанки

Формирование правильной осанки у детей в значительной степени зависит от окружающей среды. В обязанности родителей, а также сотрудников дошкольных и школьных учреждений входит следить за правильным положением детей при стоянии, сидении и ходьбе, а также использовать упражнения, развивающие, главным образом, мышцы спины, ног и живота. Это нужно для того, чтобы у ребёнка развивался естественный мышечный корсет.

О позвоночнике и его изменениях

Позвоночник (позвоночный столб) является основной частью осевого скелета человека и состоит из 33–34 позвонков, которые соединены между собой хрящами, связками и суставами.

В утробе матери детский позвоночник выглядит как
равномерная дуга. При появлении ребёнка на свет, его позвоночник выпрямляется и приобретает вид практически прямой линии. Именно с момента рождения начинает формироваться осанка. При наличии навыка удерживания головы в поднятом состоянии, в шейном отделе позвоночника малыша постепенно возникает изгиб вперёд, так называемый, шейный лордоз. Если пришло время, когда ребёнок уже умеет сидеть, в грудном отделе его позвоночника также формируется изгиб, только обращённый назад (кифоз). А если ребёнок начинает ходить, в поясничном отделе со временем образуется изгиб с выпуклостью, которая обращена вперёд. Это поясничный лордоз. Именно поэтому важно следить за дальнейшим правильным формированием детской осанки.

Об осанке и её нарушениях

Осанкой называют способность человека держать своё тело в разнообразных положениях. Она бывает правильной и неправильной.

Осанка считается правильной, если непринуждённо стоящий человек, находясь в привычной для него позе, не делает лишних активных напряжений и держит голову и корпус прямо. Кроме этого, он имеет лёгкую походку, слегка опущенные и отведённые назад плечи, направленную вперёд грудь, подтянутый живот и ноги, разогнутые в коленях.

При неправильной осанке человек не умеет правильно держать своё тело, поэтому, как правило, сутулится, стоит и передвигается на полусогнутых ногах, опустив плечи и голову, а также выставив вперёд живот. При такой осанке нару
шается нормальное функционирование внутренних органов.

Различные нарушения осанки, будь то сутулость, лордоз, кифоз или сколиоз (боковое искривление позвоночника) – довольно часто встречаются у детей дошкольного и школьного возрастов. В основном, это дети либо физически ослабленные, либо страдающие какой-либо хронической болезнью, либо уже переболевшие тяжёлыми заболеваниями в раннем детстве.

Профилактика нарушений осанки

Профилактика любых нарушений, связанных с осанкой, должна быть комплексной и основываться на представленных ниже принципах.

  1. Правильное питание.

Непрерывно развивающийся организм ребёнка на протяжении всего роста нуждается в полезных питательных веществах. Питание должно быть полноценным и разнообразным, так как от этого зависит, насколько правильным будет развитие мышц и костей.

  1. Двигательная активность.

Очень важны для здоровья детской осанки занятия
физическими упражнениями, различными видами спорта (в особенности, ходьба на лыжах и плавание), гимнастикой, а также туризм, активные игры на свежем воздухе и др. Следует учитывать, что при физическом развитии не следует заставлять ребёнка совершать резких и быстрых нагрузок.

  1. Правильный режим дня.

Во избежание проблем с осанкой необходимо не только организовать правильный режим дня (время прогулок, сна, бодрствования, питания и др.), но и строго соблюдать его, не делая никаких исключений, например, по выходным.

  1. Удобная детская комната.

4.1. Комната должна иметь качественное освещение. Дополнительной настольной лампой должен быть оборудован детский письменный стол.

4.2. Высота стола должна соответствовать росту ребёнка. Существуют также особые парты, которые предназначены для коррекции осанки школьника.

4.3. Стул должен повторять изгибы тела. Правда, вместо такого ортопедического стула можно подкладывать за спину на уровне поясничного отдела тряпичный валик в дополнение обычному ровному стулу. Высота стула в идеале должна быть равна высоте голени. Используйте подставку для ног, если они не достают до пола.

4.4. Ребёнок должен сидеть так, чтобы спина его опиралась на спинку стула, а голова слегка наклонялась вперёд, а между телом и столом легко проходила ладонь ребром. При усаживании нельзя подгибать ноги под себя, так как это может привести к искривлению позвоночника и нарушению кровообращения.

4.5. В детской кровати должен быть ровный и твёрдый матрац. Благодаря такому матрацу масса тела ребёнка распределяется равномерно, а мышцы максимально расслабляются после вертикального положения туловища за весь день. Не допускайте того, чтобы ребёнок спал на мягкой поверхности. Это провоцирует формирование неправильных изгибов позвоночника во время сна. Кроме этого, мягкий матрац стимулирует согревание межпозвоночных дисков, в связи с которым нарушается терморегуляция. Что касается детской подушки, она должна быть плоской и располагаться исключительно под головой, а не под плечами.

  1. Грамотная коррекция обуви.

Правильный, точный и своевременный подбор детской обуви позволяет родителям избежать и даже устранить многие проблемы, такие как функциональное укорочение конечности, возникшее из-за нарушений осанки или компенсация дефектов стоп (косолапость и плоскостопие).

  1. Равномерное распределение нагрузок.

Известно, что чаще всего именно в школьном возрасте, когда у детей наблюдается стремительный рост костной и мышечной массы, они, к сожалению, приобретают искривление позвоночника. Происходит это по причине того, что в таком возрасте позвоночник ребёнка не приспособлен к большим нагрузкам. Родители должны стараться не перегружать ребёнка при ношении им ранца, рюкзака или портфеля. Помните, что по стандарту вес, который разрешено поднимать ребёнку, составляет 10% от общей массы тела.

Спинка у школьного ранца должна быть ровной и твёрдой, ширина его не должна быть больше ширины плеч. Также ранец не должен висеть ниже пояса, а ремни на нём должны быть мягкими и широкими, регулироваться по длине. Недопустимо в течение длительного времени ношение тяжёлых сумок на одном из плеч, что особенно актуально для девочек. В этом случае искривление позвоночника для них может стать неизбежной проблемой.

Что касается правильного переноса тяжестей, известно, что наклониться, взять тяжесть и поднять её – это огромная нагрузка на позвоночник и так делать нельзя. Правильным было бы сначала присесть с ровной спиной, затем взять, прижать к груди, подняться и отнести. И в качестве совета родителям: даже если вы сами не следуете этому правилу, научите ему вашего ребёнка.

Формирование правильной осанки

Стимулировать рост и развивать мышцы ребёнка можно смело начинать с момента его рождения. Так их рост и сила будут быстрее развиваться и преумножаться. Для грудных детей отличным помощником в этом является массаж (по назначению врача).

Осанка ребёнка формируется до периода полового созревания. Всё это время необходимо следить за её формированием. Если у ребёнка уже возникло определённое нарушение, до наступления этого периода оно может быть исправлено. Ребёнок при этом должен регулярно посещать врача-ортопеда, находясь у него на диспансерном учёте и проходить все доступные виды лечения. Это может быть лечебная физкультура, плавание, массаж, физиотерапия, мануальная терапия, а также хирургическое лечение (по показаниям).

Полезные упражнения

Для формирования правильной осанки у детей, а также профилактики её нарушений в процессе занятий утренней гимнастикой, физической культурой и во время физкультминуток в домашних условиях и, главным образом, в дошкольных и школьных учреждениях можно использовать различные полезные упражнения. Ниже приведены примеры таких упражнений.

Заключение

Ольга Тупикова
Формирование правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста на физкультурном занятии

Введение.

В дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья ребенка, вырабатываются определенные черты характера, приобретаются жизненно важные умения и навыки. В связи с этим особая роль отводится правильно организованному физическому воспитанию в условиях детского сада и семьи. Умение держать свое тело не только придает ребенку приятный внешний вид, но и оказывает большое влияние на состояние его здоровья, на жизнедеятельность всего организма. Довольно часто плохая осанка возникает из-за неправильного положения головы по отношению к позвоночнику. Дошкольники начинают с беззаботных поз во время игр. Это переходит в привычку, особенно когда ребёнок начинает играть за столом или как это довольно часто бывает сидя прямо на полу. Ребёнок почти всегда привыкает напрягать мышцы и горбиться, за чем следует медленное искривление позвоночника, которое увеличивается по мере взросления.

Если не останавливаться сейчас на врождённых нарушениях центральной мышечной регуляции, которые всё больше специалистов начинают расценивать, как основополагающие, то в первую очередь стоит назвать факторы окружающей среды. Как правило, мы используем плохо спроектированное оборудование - стулья, освещение, рабочие места… Список возможных виновников бесконечен. Кое-что меняется, но в этой области всё ещё много можно и нужно сделать Неправильная осанка может привести к целому ряду заболеваний, о которых мы даже не подозреваем. Искривление позвоночника становится основной причиной возникновения проблем со здоровьем.

Позвоночник – это не просто стержень нашего организма. Вместе со скелетом он служит для защиты внутренних органов от внешних повреждений. Если положение позвоночника отличается от нормального, то на организм оказывается большее давление извне, и начинают возникать различные заболевания:

- Проблемы со зрением

- Ослабление иммунной системы организма

- Боли в суставах, мышцах, в области шеи

Проблема в том, что большинство думает, что эти заболевания есть следствие неправильного лечения. Причина их заболеваний - искривление позвоночника, и нужно приложить максимум усилий, чтобы исправить осанку и не усугублять состояние позвоночника.

Важно постоянное наблюдение в процессе всей жизни за положением тела каждого ребенка. Только общими усилиями воспитательного учреждения, семьи, при активном участии и контроле медицинского персонала можно добиться формирования правильной осанки у детей.

Многие ученые отмечают: на протяжении последних десятилетий в нашей стране сложилась тревожная тенденция ухудшения физического развития и состояния здоровья всего населения, в том числе и детей.

В детском возрасте, когда организм еще только развивается, осанка может довольно легко изменяться под влиянием многих внешних факторов. Существует несколько причин, которые вызывают дефекты осанки:

• Неправильная поза при сидении (согнутая спина, опущенные плечи, ходьба с опущенной головой, чтение лежа на боку;

• Неправильно подобранная мебель (слишком высокие или слишком низкие стол и стул, излишне мягкая кровать, неудобная, стесняющая движения одежда;

• Постоянные однообразные движения — ношение сумки на одном и том же плече, отталкивание одной ногой при езде на самокате.

• Нарушения режима питания и сна, недостаток прогулок на свежем воздухе.

Любую проблему проще предупредить, чем впоследствии ее решать, поэтому исходя из причин ее возникновения, необходимо подобрать комплекс мер по предотвращению нарушений осанки.

Основным фактором, влияющим на формирование и сохранение правильной осанки, считается физическая культура, а начинать занятия необходимо еще с детсадовского возраста.

Что такое осанка?

Осанка – привычное положение тела ребенка, развивается в процессе индивидуального становления на основе наследственных факторов под воздействием воспитания. Наследственные факторы могут обуславливать похожие варианты осанки у родителей и детей, предрасположенность к определенному виду нарушений осанки. В то же время условия физического воспитания дают возможность не только сформировать соответствующую эстетическим и физиологическим требованиям осанку ребенка, но и исправить, создать новый вариант осанки.

Нормальная осанка — умение сохранять правильное положение тела. При этом создаются наиболее выгодные, максимально благоприятные условия для деятельности сердечно - сосудистой, дыхательной и нервной систем, для внутренних органов, для более высокой работоспособности. Хорошая осанка содействует поддержанию чувства бодрости и уверенности.

Как свойство развивающегося организма, осанка не является статическим понятием и может нарушаться при резком изменении условий внешней среды. Особенно легко это может произойти в дошкольном возрасте, когда осанка еще только формируется. Поэтому любое нарушение условий ее формирования приводит к патологическим изменениям. Не приходится убеждать кого-либо в большой роли физического воспитания как фактора, формирующего осанку ребенка. Естественно, что задача формирования осанки относится к важнейшим задачам физического воспитания ребенка дошкольного возраста. Однако физическое воспитание не единственный фактор, влияющий на осанку. Последняя зависит и от состояния костного скелета, суставно-связочного аппарата, степени развития и симметричности мышечной системы.

Предупредить возникновение неправильной осанки легче, чем проводить работу по ее исправлению. Поэтому важно строгое соблюдение гигиенического режима (свежий воздух в помещении, нормальная освещенность, подбор стола и стула по росту каждого ребенка, чередование движений и покоя, полноценное питание, закаливание).

Высок процент дошкольников с нарушениями телосложения и осанки. Главные причины такого положения: недостаточная двигательная активность; переуплотненность групп; несвоевременный медицинский осмотр и нерегулярная лечебно-профилактическая работа; нарушение режима питания и отдыха в детском саду; слабая организация закаливающих мероприятий и физкультурно-оздоровительной работы.

Осанкой принято называть привычную позу непринужденно стоящего человека, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения. (проф. В. П. Правосудов). Правильная осанка является одной из обязательных черт гармонически развитого человека, внешним выражением его телесной красоты и здоровья.

Отклонения от нормальной осанки принято называть нарушениями, или дефектами, осанки. Нарушения осанки не являются заболеванием. Они связаны с функциональными изменениями опорно-двигательного аппарата, при которых образуются порочные условно-рефлекторные связи, закрепляющие неправильное положение тела, а навык правильной осанки утрачивается.

Наиболее часто встречающиеся нарушения осанки у дошкольников: искривления позвоночника в виде боковых его отклонений (сколиозы); чрезмерные отклонения позвоночника в грудном отделе (кифозы) и в поясничном отделе (лордозы); асимметричное положение плеч и др.

Осанка человека связана с положением позвоночного столба и определяется статическими условиями, которые у человека имеют значительные отличия от всех других биологических систем, в связи с его вертикальным положением. Известны различные типы осанки: первый, основной тип, второй тип осанки: плоская или плоско-вогнутая спина, третий тип осанки - круглая спина, четвертый тип осанки - сутулая спина.

Причин неправильной осанки и ее дефектов много: гиподинамия и, как следствие, недостаточное развитие мышц спины, живота, бедер, шеи, груди, удерживающих позвоночник в нужном положении; ходьба с опущенной головой, сидение с опущенными плечами и согнутой спиной. Развитию дефектов осанки способствуют несоответствующая росту ребенка мебель, неудобная одежда, неправильные позы и привычки детей (например, опора при стоянии на одну ногу, чтение и рисование лежа в постели на боку); однообразные движения (отталкивание одной и той же ногой при езде на самокате, при прыжках во время игр; ношение какого-либо груза в одной и той же руке). Значительную роль в возникновении нарушений осанки играет неудовлетворительный общий режим жизни ребенка (пассивный отдых, отсутствие прогулок на открытом воздухе, недостаточный сон, нерациональный режим питания). Развитию нарушений осанки способствуют также частые инфекционные и острые респираторные заболевания, ослабляющие организм и ухудшающие физическое развитие.

Таким образом, целью нашей работы стало формирование навыка правильной осанки в дошкольном возрасте.

Задачи работы:

• Теоретическое изучение специальной литературы и передового опыта по проблеме формирования осанки в дошкольном детстве.

• Обследование детей средней группы для выявления уровня сформированности правильной осанки.

• Подбор системы физических упражнений для профилактики неправильной осанки, опробация их на базе средней группы МДОУ №119

• Обеспечение взаимодействия воспитателей и специалистов МДОУ

Для того, чтобы изучить процесс формирования осанки у детей дошкольного возраста были обследованы дети средней группы

Для определения осанки у этих детей были применены рекомендации врача ЛФК. Ребенка без майки мы ставили спиной к себе на возвышение, таким образом, чтобы его лопатки находились на уровне глаз взрослого. Затем мы смотрели, на одном ли уровне расположены плечи, развернуты ли они или сведены; на равном ли расстоянии от позвоночника находятся лопатки; определяли, на одной ли горизонтальной линии расположены нижние углы лопаток. При осмотре сбоку определяли выраженность физиологических изгибов позвоночника; не выступают ли лопатки; не выходит ли линия живота за линию грудной клетки.

В результате обследование выявило, что у всех детей данной группы осанка сформирована правильно, без нарушений и каких либо дефектов.

Работу по формированию правильной осанки следует постоянно вести со всеми детьми, а не только с теми, у которых замечены какие-либо отклонения. Необходимые упражнения включаются в утреннюю гимнастику, занятия, подвижные игры

После обследования я поняла, что для формирования правильной осанки требуется повседневная профилактическая работа как на занятиях, так и в свободной деятельности детей. Прежде всего, поставила перед собой конкретную задачу — вести постоянную работу по укреплению силы и выносливости крупных мышечных групп и выработке стойкого рефлекса правильного положения тела детей.

Условия формирования правильной осанки

Для успешного формирования правильной осанки я бы выделила следующие средства и условия:

• Принципы формирования осанки

• Богатая среда развития

• Взаимодействие с другими специалистами

Основным средством формирования правильной осанки и коррекции ее нарушений являются занятия физическими упражнениями.

При формировании умения удерживать правильное положение тела чрезвычайно важно развивать и укреплять у ребенка крупные мышечные группы плечевого пояса, спины и живота. Поэтому я серьезно продумываю содержание всех частей физкультурных занятий. Упражнения группирую так, чтобы они оказывали всестороннее воздействие на организм ребенка, позволяли активизировать двигательную деятельность. Периодически вводную часть физкультурного занятия начинаю с контрольных упражнений у стены. Внимание детей при выполнении упражнений направляю на сохранение правильной осанки: живот подтянут, голову держать прямо, плечи высоко не поднимать, локти не сводить.

Наиболее сложной по организации и проведению является основная часть занятия. От правильного сочетания физических упражнений, их количества, дозировки, выбора способов организации детей зависит весь ход занятия, а главное, его оздоровительный эффект. Общеразвивающие упражнения планирую из разных исходных положений. Для воспитания хорошей осанки очень важна методика проведения основных движений. При обучении правильной ходьбе постоянно напоминаю детям о том, что спина должна быть прямая, живот подтянут, голова приподнята. Обращаю внимание на движение рук и постановку ног. Даю задания ходить как в одном определенном темпе, так и с изменениями темпа. Для выпрямления туловища использую ходьбу на носках с высоко поднятыми прямыми руками или с мешочком на голове и т. д.

При выполнении упражнений в метании учу детей совершать бросок энергичным, резким движением из правильного исходного положения. Только такое выполнение упражнений окажет необходимую нагрузку на мышцы плечевого пояса.

Упражнения в равновесии развивают у детей мышечное чувство, позволяющее определять правильное положение тела. Эти упражнения просты по технике выполнения, поэтому я их часто включаю в основную часть занятия как дополнительные. Например, дети выполняют поточно следующие основные движения: отбивают мяч правой и левой рукой, продвигаясь вперед; проползают по гимнастической скамейке на спине и животе, отталкиваясь руками, и влезают по гимнастической лестнице до верха, переходят с одного пролета на другой и спускаются вниз. После выполнения этих упражнений идут к гимнастической стенке по канату, удерживая мешочек на голове.

В конце каждого занятия я провожу упражнения на восстановление дыхания и логоритмические упражнения, которые очень нравятся детям.

Таким образом, при подборе и использовании упражнений я учитывала уровень физического развития, подготовленность и состояние здоровья каждого ребенка и в соответствии с этим продумывать объем и интенсивность нагрузок.

На занятиях по формированию правильной осанки я старалась соблюдать следующие принципы:

• Индивидуализации в методике и дозировке

• Системности и последовательности

• Нарастание физической нагрузки

• Разнообразия и новизны

• Учета возрастных особенностей

Не менее важным условием, я считаю среду развития. С началом моей работы по формированию осанки, были изготовлены, а также приобретены материалы и атрибуты, как в физкультурном зале, так и группе: стена осанки, мешочки с песком, цветные ленточки, мячи различного диаметра, тоннель для подлезания, схемы правильного положения туловища человека в различных видах деятельности и т. д. Например, стена осанки была изготовлена как для мальчиков, так и для девочек, соответственной тематики. Все материалы и атрибуты имеют привлекательный и эстетический вид, что немаловажно для дошкольников. Дети с радостью пользуются ими.

Помня о том, что дошкольное детство – важный период в формировании правильной осанки, мы постоянно ведем работу по совершенствованию общего режима, закаливания, по улучшению питания, по воспитанию культуры движений. В дошкольном учреждении созданы хорошие условия для жизни детей и их воспитания. Мы постоянно следим за сменой деятельности детей, систематически проводим медицинские осмотры.

В нашем детском саду практикуется проведение проверки осанки детей в присутствии воспитателя, что дает возможность познакомиться с методикой обследования. Врач ЛФК, определяя состояние осанки каждого ребенка, говорит о выявленных дефектах и причинах их возникновения, дает воспитателям конкретные рекомендации по их устранению.

Родителям отдельно были даны рекомендации по соблюдению детьми режимных моментов вне детского сада: соблюдать режим дня – подъем и укладывание спать в одно и то же время, обязательные прогулки на свежем воздухе, чередование подвижных игр и спокойной деятельности, обеспечить детям полноценное питание. Также родителям рекомендовано проконсультироваться с ортопедом.

Работу начала с организации в группе рационального двигательного режима: утренняя гимнастика, занятия, физкультминутки, прогулка, игры, гимнастика после сна.

В дополнение к проводимой работе по физической культуре прибавила физкультурные паузы, которые начали проводить на занятиях по 1-2 мин, а после занятий – релаксация, а после дневного сна, в сочетании с закаливающими процедурами, длительностью до 7-8 мин. Одновременно с воспитателем, начали воспитывать у детей привычку принимать правильную рабочую позу в различных условиях: сидеть на стуле за столом прямо, непринужденно, опираясь ногами о пол, спиной о спинку стула, предплечьями о крышку стола; правильно ходить и стоять, равномерно распределяя тяжесть туловища на обе ноги или чередуя опорную ногу. Учила детей принимать правильное положение тела и по словесному указанию воспитателя, контролировать свою позу, видеть и исправлять неправильное положение тела товарища, приучали их активно помогать нам в этой работе.

Результаты обследования

Профилактическая работа проводилась с детьми в период с сентября 2006 г. Затем в сентябре 2007 года дети были снова обследованы визуально

При повторном осмотре у детей нашей группы были результаты лучше по всем показателям физического развития по сравнению с другой старшей группой, где эта работа не проводилась. Они больше прибавили в весе, окружность грудной клетки увеличилась на 2—3 см (на 1—2 см больше, чем в другой группе). Простудные заболевания снизились на 10%, по посещаемости группа стала лучшей в детском саду. А также у детей нашей группы не были выявлены дефекты и нарушения осанки.

Достигнутые результаты убедили меня в том, что формирование правильной осанки возможно при проведении воспитательно-оздоровительной работы с детьми в комплексе, при условии строго научного подхода к ее планированию и проведению.

Кроме того, профилактическая работа нашла свое отражение в поведении самих детей. Они стараются следить за своей осанкой во время занятий и игр, поправляют друг друга.

Конечно, за короткий срок трудно сформировать осанку, для этого необходимы постоянные занятия, направленные на исправление дефекта. Поэтому мы будем продолжать с этими детьми профилактическую работу и дадим методические рекомендации родителям и воспитателям.

Заключение.

Таким образом, можно сделать вывод, что раннее выявление и профилактика приносит более заметные успехи, чем запоздалое лечение в более позднем возрасте. Различные варианты нарушений осанки, установленные у воспитанников детских учреждений, не требуют выделения этих детей в какую-либо специальную группу. Прежде всего, необходимо выяснить причины, повлекшие за собой нарушения осанки. В некоторых случаях устранение причины задерживает дальнейшее развитие нарушений. Кроме того, работу по формированию правильной осанки следует постоянно вести со всеми детьми, а не только с теми, у которых замечены какие-либо отклонения.

Перспективы развития

1. предложить родителям изготовить стену осанки дома

2. наладить связь с другими детскими учреждениями, в которых проводят занятия на формирование правильной осанки, с целью обмена опытом.

Литература:

1. Алиев М. Формирование правильной осанки// ДВ №2 1993.

2. Вавилова Е. Н. Укрепляйте здоровье детей: Пособие для воспитателей детского сада. – М. :Просвещение, 1986.

4. Краснова В. М. Осанка вашего ребенка // ДВ № 3 1991.

5. Лебедева Е. А., Русакова Е. В. Воспитание правильной осанки у детей дошкольного возраста. – М. :Просвещение, 1970.

6. Левин Г. Плавание для малышей. Пер. с нем. – М., Физкультура и спорт, 1974.

7. Развитие движений ребенка дошкольника. Из опыта работы. Под ред. М. И. Фонарева. – М., Просвещение, 1975.

8. Учебник инструктора по лечебной физической культуре / под ред. В. П. Правосудова. – М. : Физкультура и спорт, 1980.

9. Фонарев М. И., Фонарева Т. А. Лечебная физкультура при детских заболеваниях. – Л., 1977.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Дошкольный период играет большую роль в процессе становления личности ребенка, в создании предпосылок для его гармоничного развития. Очень важно в этот период заложить фундамент здоровья ребенка, сформировать основы здорового образа жизни. Неотъемлемой частью функционирования здоровьесберегающей системы учреждения дошкольного образования, ее стержнем и связующей основой является физическое воспитание. Специфику процесса физического воспитания отражает приоритетная реализация принципа оздоровительной направленности, суть которого заключается в обязательном достижении эффекта укрепления и совершенствования здоровья ребенка средствами физической культуры.

Одна из важных оздоровительных задач в работе с детьми дошкольного возраста ‑ формирование правильной осанки. Именно в раннем и дошкольном возрасте наиболее интенсивно идет морфофункциональное становление организма, в том числе формирование осанки, которая является индикатором здоровья ребенка. Правильная осанка – это симметричное положение частей тела относительно позвоночника. Поддержание правильной осанки происходит за счет напряжения мышц шеи, пояса и нижних конечностей. В процессе физического воспитания работу по формированию навыка правильной осанки необходимо проводить с учетом возрастных особенностей дошкольников, начиная с младших возрастных групп.

Во второй младшей группе (от 3 до 4 лет) отклонения в осанке, если на них не обращали внимание в первые годы жизни, становятся более выраженными: округляется спина, обвисает живот, крыловидность лопаток более заметна. Приобретение знаний и формирование навыка правильной осанки у детей 3-4 лет основывается на образных, слуховых и мышечных ощущениях ребенка. На утренней гимнастике, при проведении подвижных игр и физических упражнений на прогулке педагог учит детей правильной технике ходьбы, бега, лазания, прыжков. В этом возрасте уже следует добиваться первичных навыков правильной осанки: голову держать прямо, распрямить спину, подобрать живот, выпрямить ноги. Все понятия важно соотносить с богатым образным мышлением ребенка и окружающей его действительностью (сказки, образы растительного, животного мира и др.).

В средней группе (от 4 до 5 лет) дети уже заметно отличаются от воспитанников младших групп по физическому развитию и физической подготовленности. Если в предыдущие годы внимание на формирование правильных изгибов позвоночника не обращалось, то становятся более заметными сколиотические изменения у одних детей, кругловогнутость у других, сутулость у третьих. Позвоночник еще недостаточно сформирован, сила мышц сгибателей выше силы мышц разгибателей, что определяет особенности позы ребенка: голова слегка наклонена вперед, живот выпячен, колени согнуты. Вот почему так важны и необходимы упражнения для мышц, удерживающих позу, а также для мышц-разгибателей спины.

Двигательный опыт и воображение в этом возрасте становятся ведущими в освоении основных движений и формировании навыка правильной осанки. Основные усилия педагогов должны быть направлены на формирование представлений ребенка о правильной осанке и на укрепление мышечного корсета. Необходимо также учить следить детей за собственной осанкой во время ходьбы, бега, подвижных игр.

В старшей группе (от 5 до 6 лет) обнаруживается большое количество детей с такими нарушениями осанки как сутулость, искривление позвоночника, увеличение физиологических изгибов позвоночника и др. Это связано с образованием в данном возрасте четких изгибов позвоночника и выявлении различных отклонений при осмотре врачом. Педагогам важно следить за правильным положением тела ребенка постоянно, а не только когда он сидит. Дети шестого года жизни проявляют способность к развернутому осмыслению движений, абстрактному восприятию. Задачи формирования навыка осанки заключаются в совершенствовании знаний ребенка о строении собственного тела, отдельных его частей, значении физических упражнений в укреплении здоровья.

Основные оздоровительные задачи формирования навыка правильной осанки в дошкольном возрасте направлены на:

‑ укрепление мышечного корсета;

‑ формирование рефлекса правильной позы;

‑ формирование представления о правильной осанке.

Рассмотрим средства решения указанных задач в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста:

Укрепление мышечного корсета . Удержанию различных частей тела в правильном положении и приданию ему нормальной, красивой формы способствует гармоничное развитие мускулатуры и в первую очередь – мышечного корсета. Для решения задачи по укреплению мышечного корсета в содержание физкультурно-оздоровительных мероприятий с детьми включатся специальные физические упражнения, тренирующие наружные и глубокие мышцы корпуса, а также упражнения, воздействующие на мелкие мышцы окружающие позвоночник. Это упражнения с предметами общеразвивающего характера (палками, обручами, мячами), доступными отягощениями (мешочками, гантелями, набивными мячами и др.), выполняемые из разных исходных положений (стоя, сидя, лежа) и другие виды движений (лазание, висы, метания и др.).

Формирование рефлекса правильной позы. Данный рефлекс эффективно развивают упражнения в равновесии, которые предполагают удержание и перемещение тела на уменьшенной площади опоры. Для удержания равновесия ребенку необходимо соблюдать правильное положение корпуса, которое вырабатывает мышечное чувство и формирует рефлекс правильной позы. Способность к сохранению равновесия развивается:

‑ в младшем дошкольном возрасте при ходьбе, беге по уменьшенной площади опоры, лазании по наклонной плоскости, выполнении упражнений в статическом равновесии (стойка на носках, на возвышении, на одной ноге и др.);

‑ в среднем дошкольном возрасте при ходьбе по ограниченной площади опоры с перешагиванием через предметы, поворотами и наклонами, ходьбе и беге по наклонной плоскости, в статических позах на полу и на возвышении и др.;

‑ в старшем дошкольном возрасте при ходьбе по ограниченной площади опоры с поворотами и наклонами, с удержанием предметов на голове; при выполнении спортивных упражнений (ходьба на лыжах, катание на велосипеде, самокате); при выполнении парных и групповых общеразвивающих упражнений.

Формирование представления о правильной осанке. Решению данной задачи способствуют упражнения, направленные на развитие чувства правильной позы тела, статической выносливости мышц шеи и спины, воспитывающие сознательное отношение ребенка к собственной осанке. К ним относятся:

‑ упражнения, стоя у зеркала. Ребенок перед зеркалом несколько раз нарушает осанку и снова с помощью взрослого ее восстанавливает, развивая и тренируя мышечное чувство.

‑ упражнения у вертикальной плоскости (стена без плинтуса, дверь, деревянный щит). Ребенок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятью точками – пятками, голенями, тазом, лопатками и затылком. В такой позе можно выполнять различные динамические упражнения: изменение положения рук и ног, поднимание на носки, приседание и др. Также можно выполнять и статические упражнения: напряжение мышц туловища от 3 до 6 секунд с последующим расслаблением от 6 до 12 секунд.

‑ упражнения с предметами на голове (кубики, игрушки, набивные мешочки и др.) способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. Это упражнения в ходьбе с предметами на голове разными способами (с изменением положения рук, на носках, на пятках, в стойке на коленях и др.), приседания и передвижение в упоре на коленях с предметом на голове.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.