Какие факторы влияют на формирование и развитие осанки у детей

Факторы, влияющие на формирование осанки.

Консультацию провела 24.01.2018г

Инструктор по физической культуре :Анташкиева М.В.

Присутствовали 12человек. время13.10

На формирование осанки могут влиять факторы внешней среды. Особенно они отражаются на осанке детей, организм которых ослаблен заболеваниями. В первую очередь имеют значение такие болезни, перенесенные в раннем детстве, как рахит, туберкулезная инфекция, различные детские инфекционные заболевания, частые простудные заболевания. В раннем возрасте к факторам внешней среды следует отнести условия, в которых воспитывается ребенок. Особое значение для формирования осанки приобретает процесс развития двигательных навыков и функционально - морфологическое состояние основных мышечных групп.

Одежда ребенка не должна стеснять его движений или вызывать неравномерную нагрузку на мышцы. Кровать, на которой он спит, должна быть плоской, умеренно мягкой, с низкой подушкой. Слишком мягкий матрац и высокая подушка способствуют формированию так называемой круглой спины; Наоборот, слишком жесткая кровать сглаживает физиологические изгибы позвоночного столба и способствует формированию плоской спины.

Чем старше ребенок, тем большее значение для формирования осанки приобретает правильная поза во время занятий с игрушками, при чтении и письме.

Ограничение естественной потребности в движениях, значительная статическая нагрузка на позвоночный столб и мышцы туловища, однообразные позы во время деятельности - все это способствует развитию и закреплению неправильной осанки.

Организация рабочего места, как в детском учреждении, так и дома, контроль за рабочей позой ребенка во время занятий необходимы для воспитания правильной осанки. Рациональная организация рабочего места, правильный подбор мебели (столов и стульев), ее расстановка по отношению к освещению.

Характеристика нарушений осанки

Отклонения от нормальной осанки принято называть нарушениями или дефектами осанки. Нарушение осанки не является заболеванием. Дефекты осанки могут быть связаны с функциональными изменениями опорно-двигательного аппарата, при которых образуются порочные условнорефлекторные связи, закрепляющие неправильное положение тела, а навык правильной осанки частично или полностью утрачивается.

Нарушения осанки могут быть в сагиттальной и фронтальной плоскостях

В сагиттальной плоскости различают нарушения осанки с увеличением физиологической кривизны позвоночного столба и с уменьшением их.

1. Нарушения осанки с увеличением физиологической кривизны позвоночного столба:

а) сутуловатость - увеличение грудного кифоза и уменьшение поясничного лордоза

б) круглая спина - увеличение грудного кифоза с почти полным отсутствием поясничного лордоза (при этом виде нарушения осанки для компенсации отклонения центра тяжести от средней линии ребенок стоит с согнутыми в коленных суставах ногами)

в) кругловогнутая спина - увеличение всех изгибов позвоночного столба, а так же угла наклона таза. При сутуловатой и круглой спине грудь западает, плечи, шея и голова наклонены вперед, живот выступает, колени максимально разогнуты, мышцы задней поверхности бедра, прикрепляющиеся к седалищному бугру, растянуты и истончены по сравнению с мышцами передней поверхности.

2. Нарушения осанки с уменьшением физиологических изгибов позвоночного столба:

а) плоская спина - уплощение поясничного лордоза. При этом дефекте осанки наклон таза уменьшен, грудной кифоз выражен плохо, грудная клетка смещена вперед, нижняя часть живота выстоит, лопатки крыловидны (углы и внутренние края их отстают от спины);

б) плосковогнутая спина - уменьшение грудного кифоза при нормальном или несколько увеличенном поясничном лордозе (грудная клетка узкая, мышцы живота ослаблены).

К нарушениям осанки во фронтальной плоскости относится асимметричная осанка. Этот дефект лучше всего выявляется при осмотре со стороны спины. Нарушение осанки помимо значительного косметического дефекта нередко сопровождается расстройствами деятельности внутренних органов. У детей с нарушениями осанки, как правило, снижена жизненная емкость легких, уменьшены колебания внутригрудного давления. Слабость мышц живота и его порочное положение приводят к нарушению нормальной деятельности органов брюшной полости, в частности желудочно-кишечного

Если перечисленные разновидности нарушений осанки можно в определенной степени рассматривать как функциональные, связанные с возрастными особенностями мышечной системы дошкольников, с неправильным гигиеническим воспитанием и организацией условий жизни, то сколиоз - общее, длительное заболевание, вовлекающее в патологический процесс наиболее важные органы и системы человеческого организма. Клинические наблюдения выявляют, что сколиоз - врожденное заболевание, развивающееся с раннего возраста. Время его выявления зависит от быстроты прогрессирования.

Установлено, что если сколиоз не обнаружен у ребенка до 6 лет, то он не возникает и в дальнейшем. Следовательно, существующее мнение о том, что сколиоз появляется и прогрессирует в школьном возрасте в результате нарушения осанки, неверно.

Воспитание правильной осанки у детей дошкольного возраста

Задача коррекционной работы - вести постоянную работу по укреплению силы и выносливости крупных мышечных групп и выработке стойкого рефлекса правильного положения тела детей.

Обычно, после дневного сна, детям предлагаются подвижные игры с элементами корригирующих упражнений, игры с физкультурными пособиями - кеглями, кольце - бросами и т. д.

Одновременно с организацией двигательной деятельности детей на прогулке и в группе, необходимо воспитывать у детей привычку принимать правильную рабочую позу в различных условиях: сидеть на стуле за столом прямо, непринужденно, опираясь ногами о пол, спиной о спинку стула, предплечьями о крышку стола; правильно ходить и стоять, равномерно распределяя тяжесть туловища на обе ноги или чередуя опорную ногу.

Необходимо учить детей принимать правильное положение тела и по словесному указанию воспитателя, контролировать свою позу, видеть и исправлять неправильное положение тела товарища (нельзя ходить на высоких каблуках, поднимать большие грузы, спать необходимо на жёсткой постели).

Для профилактики и воспитания правильной осанки разработана система специальных упражнений, которые проводятся в определенной последовательности:

Встать к стене, касаясь ее затылком, лопатками, ягодицами, пятками и локтями. Сохраняя принятое положение, сделать шаг вперед, затем назад, вернуться в исходное положение.

Встать к стене, принять правильное положение. Отойти от стены, походить, стараясь сохранить правильное положение всех частей тела; подойти к стене, прижаться к ней и проверить правильность осанки.

Стоя у стены, принять правильное положение. Отойти от стены, наклониться с расслабленными руками (предложить детям “пополоскать белье”), выпрямиться и постараться снова встать правильно.

Встать к стене, принять правильное положение, поднять руки в стороны - вверх, опустить в исходное положение.

Встать к стене, принять правильное положение. Поочередно поднимать ноги вперед, не сгибая в колене, не отрывая таза, плеч, головы от стены.

В течение всего дня в групповой комнате и на прогулке необходимо постоянно наблюдать за детьми, напоминая о том, чтобы они сохраняли правильное положение тела, а иногда помогать исправить небрежную позу.

При формировании умения удерживать правильное положение тела чрезвычайно важно развивать и укреплять у ребенка крупные мышечные группы плечевого пояса, спины и живота. Поэтому необходимо серьезно продумывать содержание всех частей физкультурных занятий.

Сколиотическая болезнь и дефекты осанки являются наиболее распространенными заболеваниями опорно-двигательного аппарата у детей и подростков и относятся к числу наиболее сложных и актуальных проблем современной ортопедии. Эти заболевания служат предпосылкой для возникновения ряда функциональных и морфологических расстройств здоровья в детстве и оказывают отрицательное влияние на течение многих заболеваний у взрослых (14, с.20).

По последним данным, число детей с различными нарушениями осанки достигает 30-60%, а сколиотическая болезнь поражает в среднем 6-15% детей (14, с. 21).

Осанка обусловлена наследственностью, но на ее формирование в процессе роста у детей влияют многочисленные факторы внешней среды.

Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста и происходит на основе тех же физиологических закономерностей высшей нервной деятельности, которые характерны для образования условных двигательных связей. Это создает возможность для активного вмешательства в процесс формирования осанки у детей, обеспечивая ее правильное развитие и исправление осанки (21, с.32).

Причины, которые могут привести к нарушениям осанки, многочисленны. Отрицательное влияние на формирование осанки оказывают неблагоприятные условия окружающей среды, социально-гигиенические факторы, в частности, длительное пребывание ребенка в неправильном положении тела.

В результате неправильного положения тела происходит образование навыка неправильной установки тела. В одних случаях этот навык неправильной установки тела формируется при отсутствии функциональных и структурных изменений со стороны опорно-двигательного аппарата, а в других - на фоне патологических изменений в опорно-двигательном аппарате врожденного или приобретенного характера (соединительно-тканная дисплазия позвоночника и крупных суставов, остеохондропатия, рахит, родовые травмы, аномалии развития позвоночника и др.).

В основе нарушений осанки часто лежит недостаточная двигательная активность детей (гипокинезия) или нерациональное увлечение однообразными упражнениями, неправильное физическое воспитание (21, с. 33).

Кроме того, появление неправильной осанки связано с недостаточной чувствительностью рецепторов, определяющих вертикальное положение позвоночника, или ослаблением мышц, удерживающих это положение, с ограничением подвижности в суставах, акселерацией современных детей.

Причиной нарушений осанки могут быть также нерациональная одежда, заболевания внутренних органов, снижение зрения, слуха, недостаточная освещенность рабочего места, несоответствие мебели росту ребенка и другие (21, с.33).

В 90-95% случаев нарушения осанки являются приобретенными, чаще всего встречаются у детей астенического телосложения. Дефекты осанки ухудшают внешний облик человека, способствуют развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках и создают неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости. Нарушения осанки, как правило, не сопровождаются грубыми изменениями в позвоночнике.

Грубые же изменения в позвоночнике развиваются при сколиотической болезни. Они больше выражены при 2-3-4 ст. тяжести сколиоза. Развивается сколиотическая болезнь преимущественно в периоды интенсивного роста скелета: 6-7 лет, 12-15 лет. С окончанием роста увеличение деформации, как правило, прекращается, за исключением паралитического сколиоза, при котором деформация может прогрессировать в течение всей жизни.

Сколиотическая болезнь - это очень сложное заболевание, требующее постоянного наблюдения и лечения у ортопеда (10, с.43).

Итак, правильная осанка характеризуется одинаковым уровнем надплечий, сосков, углов лопаток, равной длиной шейно-плечевых линий (расстояние от уха до плечевого сустава), глубиной треугольников талии (углубление, образуемое выемкой талии и свободной опущенной рукой), прямой вертикальной линией остистых отростков позвонков во фронтальной плоскости, одинаковым рельефом грудной клетки и поясничной области (в положении наклона вперед).

Правильно сформированный позвоночник имеет физиологические изгибы в сагиттальной плоскости (при осмотре сбоку) в виде шейного и поясничного лордоза и кифоза в грудном и крестцовом отделах. Эти изгибы наряду с эластическими свойствами межпозвоночных дисков обуславливают амортизирующие особенности позвоночника. Глубина лордоза в шейном и поясничном отделах позвоночника соответствует толщине ладони обследуемого. Во фронтальной плоскости (при осмотре со стороны спины) в норме позвоночник должен быть прямым (10, с.44).

Все эти признаки в комплексе создают красивый внешний облик человека. Отклонение этих показателей от нормы свидетельствует о наличии нарушений осанки или сколиотической болезни.

Дефекты осанки могут быть в сагиттальной и фронтальной плоскостях.

Различают следующие варианты осанки в сагиттальной плоскости, при которых происходит изменение правильных соотношений физиологических изгибов позвоночника (1, с.55):

· "сутуловатость" - увеличение грудного кифоза в верхних отделах при сглаживании поясничного лордоза;

· "круглая спина" - увеличение грудного кифоза на всем протяжении грудного отдела позвоночника;

· "вогнутая спина" - усиление лордоза в поясничной области;

· "кругло-вогнутая спина" - увеличение грудного кифоза при увеличении поясничного кифоза;

· "плоско-вогнутая спина" - уменьшение грудного кифоза при нормальном или несколько увеличенном лордозе.

Для определения степени искривления позвоночника в сагиттальной плоскости производят следующие измерения глубины изгибов позвоночника (в сантиметрах от отвеса, который прикреплен на затылке) (1, с.57):

· шейный лордоз (от шнура до наиболее удаленной точки шейного отдела позвоночника);

· поясничный лордоз (от шнура до наиболее удаленной точки поясничного отдела позвоночника);

· крестцовую часть (от шнура до крестцовой части позвоночника);

· если шнур не касается грудного кифоза, то измеряется расстояние до спины.

Обычно различают три степени искривления позвоночника в сагиттальной плоскости. Чтобы определить, являются ли искривления уже установившимися, стойкими, ребенка просят выпрямиться (1, с.58).

Деформация 1 ст. - искривление позвоночника выравнивается до нормального положения при выпрямлении.

Деформация 2 ст. - искривление отчасти выравнивается при выпрямлении ребенка или при висе на гимнастической стенке.

Деформация 3 ст. - искривление не меняется при висе или выпрямлении ребенка.

Дефекты осанки во фронтальной плоскости не подразделяются на отдельные виды. Для них характерно нарушение симметрии между правой и левой половиной туловища; позвоночный столб представляет собой дугу, обращенную вершиной вправо или влево; определяется асимметрия треугольников талии, пояса верхних конечностей (лопатки, плечи), голова наклонена в сторону. Симптомы нарушения осанки могут быть выявлены в различной степени: от чуть заметных до резко выраженных. Боковое отклонение позвоночника при функциональных нарушениях осанки во фронтальной плоскости нестойкое, оно может быть исправлено волевым напряжением мускулатуры или в положении лежа; отсутствуют признаки торсии позвонков (23, с.38).

Профилактика и лечение нарушений осанки

Профилактика и лечение нарушений осанки должны быть комплексными и включать (17, с.22):

1. Сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине;

2. Правильная и точная коррекция обуви:

· устранение функционального укорочения конечности, возникающее за счет нарушений осанки в области таза, и выравнивающая уровень подвздошных костей;

· компенсирующая дефекты стопы (плоскостопие, косолапость);

3. Организация и строгое соблюдение правильного режима дня (время сна, бодрствования, питания и т.д.):

4. Постоянная двигательная активность, включающая прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом, плаванием;

5. Отказ от таких вредных привычек, как стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения (за партой, рабочим столом, дома в кресле и т.д.);

6. Контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков, сумок, портфелей и др.;

7. Плавание, лечебное плавание.

8. Применение, если это необходимо, различных ортопедических изделий: корректор осанки, спинодержатель, ортопедический корсет.

Для выработки правильной осанки и профилактики ее нарушений необходимо систематически, не менее 3-х раз в неделю, тренировать мышцы спины и брюшного пресса. Эти упражнения можно включать в комплекс утренней гигиенической гимнастики, оздоровительной физкультуры, в урок физического воспитания в школе, в спортивную тренировку (5, с.16).

Задача этих упражнений состоит в том, чтобы увеличить силу и статическую выносливость мышц спины и брюшного пресса, - тогда они могут в течение долгого времени удерживать позвоночник в правильном положении.

Упражнения для развития статической выносливости мышц выполняются в статическом режиме, т.е. мышцы необходимо напрячь и удерживать в этом состоянии 5-7 сек., а затем сделать паузу для отдыха в течение 8-10 сек., повторить 3-5 раз (5, с. 17).

Затем выполняется другое упражнение для этой же или другой группы мышц. На одном занятии целесообразно делать 3-4 упражнения. Начинать занятия необходимо с более простых упражнений, но по мере их освоения упражнения необходимо усложнять за счет усложнения исходного положения, за счет изменения положения рук, ног, применения отягощений (палки, гантели, мячи, медболы, увеличения числа повторений до 10-12.

Статические упражнения необходимо чередовать с динамическими, дыхательными, упражнениями на расслабление, на координацию и др. (5, с.18).

Необходимо помнить, что сформировать правильную осанку можно только в период роста позвоночника.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Скачать:

ВложениеРазмер
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx 120.86 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

В дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья ребенка, вырабатываются определенные черты характера, приобретаются жизненно важные умения и навыки. В связи с этим особая роль отводится правильно организованному физическому воспитанию в условиях детского сада и семьи. Умение держать свое тело не только придает ребенку приятный внешний вид, но и оказывает большое влияние на состояние его здоровья, на жизнедеятельность всего организма.

Для правильной работы органов дыхания, кровообращения, пищеварения, для нормальной деятельности нервной системы большое значение имеет правильно сформированная в дошкольном детстве осанка. Позвоночник взрослого человека имеет небольшие изгибы: в шейном и поясничном отделе - вперед, в грудном и крестцовом - назад. Они образуются постепенно по мере роста организма, особенно после того как ребёнок научится стоять и ходить. Эти изгибы имеют положительное значение для организма, так как смягчают резкие вертикальные нагрузки на позвоночник (при прыжках, падении и др.); они называются физиологическими изгибами .

Осанка – привычное положение тела ребенка, развивается в процессе индивидуального становления на основе наследственных факторов под воздействием воспитания. Наследственные факторы могут обусловливать похожие варианты осанки у родителей и детей, предрасположенность к определенному виду нарушений осанки. В то же время условия физического воспитания дают возможность не только сформировать соответствующую эстетическим и физиологическим требованиям осанку ребенка, но и исправить, создать новый вариант осанки.

Как свойство развивающегося организма, осанка не является статическим понятием и может нарушаться при резком изменении условий внешней среды. Особенно легко это может произойти в дошкольном возрасте, когда осанка еще только формируется. Поэтому любое нарушение условий ее формирования приводит к патологическим изменениям. Не приходится убеждать кого-либо в большой роли физического воспитания как фактора, формирующего осанку ребенка. Естественно, что задача формирования осанки относится к важнейшим задачам физического воспитания ребенка дошкольного возраста. Однако физическое воспитание не единственный фактор, влияющий на осанку. Последняя зависит и от состояния костного скелета, суставно-связочного аппарата, степени развития и симметричности мышечной системы.

Что влияет на формирование правильной осанки?

На формирование осанки оказывает большое влияние окружающая среда. Родители, а также сотрудники дошкольных и школьных учреждений, обязаны контролировать правильное положение детей при сидении, стоянии и ходьбе. Рассмотрим самые важные принципы, влияющие на формирование правильной осанки :

  • правильное питание;
  • свежий воздух;
  • хорошая освещенность в комнате;
  • правильно подобранная мебель по росту ребенка;
  • перенос тяжестей;
  • правильная поза при сидении;
  • двигательная активность.

Теперь рассмотрим это все подробно.

Правильное питание. Растущий организм должен получать свою дозу полезных веществ – витаминов и минералов. В меню должно обязательно присутствовать мясо (правда жареную отбивную лучше заменить вареной, тушеной или запеченной в духовом шкафу курятиной и телятиной), кисломолочные продукты, фрукты, овощи. И, конечно же, свести к минимуму потребление колбас и сосисок (а лучше вообще без них обойтись), жареного и жирного, чипсов и прочей гадости. Насколько правильным будет питание, настолько правильно будут развиваться мышцы и кости.

Образ жизни. В этом пункте мы, пожалуй, совместим свежий воздух и двигательную активность. У ребенка должны быть обязательно активные игры на воздухе. В школе он сидит полдня за партой, домой приходит делать уроки – опять сидя, а потом телевизор или компьютер. Так ребенок физически не будет развиваться, единственное, что он может получить от такого образа жизни – ожирение, нарушение осанки и плоскостопие. Поэтому, ребенку лучше ходить на спорт, на танцы, на плавание и просто носиться на игровых площадках по горкам, по турникам и т.д.

Детская комната. Во-первых, в комнате должно быть хорошее освещение. Письменный стол должен дополнительно освещаться настольной лампой, чтобы избежать тени, при которой ребенок может сутулиться, чтобы ему было лучше видно. Во-вторых, правильная мебель. Высота стола должна быть на 2-3 см выше локтя ребенка, когда он стоит с опущенными руками. Еще существуют специальные парты, корректирующие осанку школьника, вот так они выглядят:

Высота стула в норме должна быть равной с высотой голени. Если ноги не достают до пола, то можно поставить подставку под ноги, чтобы ноги, согнутые в тазобедренном и коленном суставе, образовывали прямой угол. Садиться надо так, чтобы спина опиралась на спинку стула, а между туловищем и столом могла пройти ладонь ребром, голова слегка наклонена вперед. Нельзя садиться с подогнутыми под себя ногами, т.к. это приводит не только к искривлению, но и застою кровообращения.

Стул должен быть ортопедическим – повторять изгибы тела. Те, кому не под силу покупать специальную мебель, могут в дополнение ровному стулу использовать обычный тряпичный валик под спину в поясничном отделе.

Детская кровать должна быть ровной и твердой. Очень хорошо сочетает в себе эти качества ортопедический матрац. Ребенок ни в коем случае не должен спать на мягком матраце, на пуховой перине. Это приводит к неправильным изгибам позвоночника во время сна. Также, мягкая постель приводит к согреванию межпозвоночных дисков, что в свою очередь приводит к нарушению терморегуляции. А благодаря ортопедическому матрацу, происходит равномерное распределение массы тела, максимальному расслаблению мышц после вертикального положения тела за целый день. Подушка должна быть плоской и находиться только под головой, но не под плечами.

Перенос тяжестей. Первая тяжесть, с которой приходится сталкиваться детям – это школьные ранцы, напичканные учебниками. В идеале, вес, который можно поднимать ребенку, составляет 10% от массы его тела. Позвоночник в этом возрасте не рассчитан на большие нагрузки. Именно в школьном возрасте, когда происходит активный рост мышечной и костной массы, дети получают искривление позвоночника . Школьный ранец должен обладать следующими обязательными характеристиками: спинка у ранца должна быть твердой и ровной (так вы обеспечите правильную осанку школьнику), ширина ранца не должна быть шире плеч, ранец не должен свисать ниже пояса, ремни должны быть широкими и мягкими с регулируемой длиной. Не разрешать носить тяжелые сумки на одном плече, что особо любят девочки, подражая старшеклассницам и желая быть модными. Так искривление позвоночника просто обеспечено.

Привычку правильно переносить тяжести человек должен выработать с детства. Все знают, что неправильно наклониться, взять тяжесть и поднять, это очень большая нагрузка на позвоночник, но, тем не менее, все так делают. Так давайте хотя бы наших детей приучим правильно поднимать тяжести – присел с ровной спиной – взял – прижал к груди - поднялся – отнес.

Комплекс упражнений, для выработки правильной осанки.

Правильное положение тела входит в привычку посредством постоянного и многократного его повторения. Поэтому, деткам уже с 4-х летнего возраста необходимо включить в его обычный образ жизни каждодневную гимнастику:

  1. Перед зеркалом: ребенок то нарушает, то исправляет осанку, тренируя таким образом мышцы.
  2. Возле стены (двери). Прислоняется к стене пятью точками (пятки, икры, ягодицы, лопатки, затылок) и делает разные движения – приседания, отведение рук и ног в стороны, напрягая мышцы по 3-6 секунд.
  3. С предметами на голове. Положить на темень ближе ко лбу любой предмет (книжки, подушечки, кубики) и сделать с этим предметом несколько упражнений – походить, поприседать, походить на носках и на коленках, разводить руки в стороны, и при этом постоянно необходимо удерживать предмет на голове. Таким образом хорошо вырабатывается рефлекс правильной осанки, напрягаются и расслабляются разные группы мышц.
  4. Упражнения на равновесие. Стойка на одной ноге, ходьба по бревну.

Эти все упражнения способствуют развитию мышц шеи и спины, выработке правильному положению тела. Также к этой гимнастике необходимо добавить упражнения на профилактику плоскостопия , т.к. оно может привести к нарушению опорной функции ног, что повлечет за собой изменение положения позвоночника.

1.1. Факторы, влияющие на формирование правильной осанки …….. 4 - 5

2. Практическая часть

2.1. Этапы проведения и обработка результатов исследования……… 6 - 8

4. Источники информации ………………………………………………… 9

Введение

В настоящее время в нашей стране около 60% детей школьного возраста имеют различные нарушения осанки, из них у 20% диагностируется сколиоз позвоночника. Растёт больное поколение и, если немедленно и всерьёз не заняться здоровьем, у нас не будет будущего. В прошлом году, на осмотре у ортопеда мне поставили диагноз – сколиоз начальной стадии. Я очень расстроился и всё лето усиленно занимался по программе лечения, которую мне выписал врач. Одновременно я узнавал много нового о позвоночнике человека и выявил, что здоровье позвоночника – правильная осанка – одно из основных факторов здоровья всех внутренних органов человека. У меня возникло желание узнать какие факторы влияют на формирование осанки и как можно избежать неприятностей со своим позвоночником. Это и определило тему нашего исследования.

Цель исследования – изучить влияние факторов на формирование осанки учащихся начальной школы.

Задачи исследования:

2. Обследовать школьные портфели одноклассников, школьную мебель в кабинете, выявить недостатки и сравнить полученные данные с санитарными нормами и правилами.

3. Выяснить какими видами спорта занимаются одноклассники и как это влияет на формирование осанки.

4. Познакомить одноклассников с правилами здорового позвоночника и комплексом простых и доступных упражнений для исправления и поддержания осанки.

Гипотеза исследования – еслинеправильно подобран школьный портфель, школьная мебель не соответствует санитарным требованиям и учащиеся несистематически укрепляют мышцы спины, то это может привести к нарушению осанки учащихся.

Предмет исследований - факторы, влияющие на осанку школьника.

Методыработы- изучение литературы, наблюдение, сравнение и анализ, измерение, тестирование, анкетирование.

Практическая значимость – формирование у учащихся начальной школы осознания важности правильной осанки для здоровья человека, ознакомление с основными факторами, которые влияют на формирование его позвоночника и понимания, что он сам может принимать участие в процессе формирования, коррекции и исправления своей осанки.

1.Теоретическая часть

1.1. Факторы, влияющие на формирование правильной осанки.

Осанка — это положение тела, наиболее привычное для человека, которое он принимает сидя, стоя и во время ходьбы. При правильной осанке туловище выпрямлено, плечи расправлены, живот подобран, голова поднята, взгляд устремлен вперед. Нарушения осанки, особенно в период роста, могут вызвать стойкие деформации костного скелета. Известно, что на рост ребёнка, его развитие, укрепление здоровья и формирование осанки оказывают влияние условия, в которых он развивается и воспитывается. Ребёнок проводит в школе значительную часть своего времени, в среднем (вместе с дорогой в школу и обратно) это занимает 5-6 часов. Поэтому важная роль в формировании правильной осанки отводится школе.

На сегодняшний день установлено множество факторов, влияющих на формирование правильной осанки. Мы обратим внимание на те факторы, которые влияют на формирование осанки в школе.

1. Чаще всего заболевания позвоночника – нарушение осанки, сколиоз и другие – начинаются в раннем детстве. Как только ребенок пошёл в первый класс, он всё больше времени проводит сидя за учебным столом. Для сохранения здоровья спины и формирования правильной осанки ребёнка определены общие стандарты, которым должен удовлетворять детский стол. Согласно СанПиН размеры учебной мебели в зависимости от роста учащихся должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 1. (Приложение 1). В целях профилактики нарушений осанки необходимо воспитывать правильную рабочую позу у обучающихся с первых дней посещения занятий.

2. Каким должен быть школьный портфель?

Ответ на данный вопрос мы найдем в СанПиН, где отмечено, что вес ранца без учебников для учащихся 1-4 классов должен быть не более 700 граммов, вес в наполненном виде должен быть от 10 до 15% от веса школьника. Ношение портфеля, превышающего допустимые нормы, влияет на позвоночный столб и внутренние органы, что приведёт к возникновению болей в спине, искривлению позвоночника и испортит осанку. На формирование осанки младшего школьника влияет и правильно подобранный портфель. Основные показатели безопасного ранца представлены в памятке для учащихся и их родителей.

3. Для выработки правильной осанки и профилактики ее нарушений необходимо систематически, не менее 3-х раз в неделю тренировать мышцы спины. Упражнения можно включать в комплекс утренней оздоровительной гимнастики, в урок физкультуры в школе, в спортивную тренировку. Многообразие видов спорта и разновидностей физических упражнений не позволяет рассматривать каждое из упражнений в отдельности, так как многие виды спорта близки друг к другу по различным признакам, в частности, по влиянию их на опорно-двигательный аппарат. Учет особенностей влияния различных видов спорта на опорно-двигательный аппарат необходим для профилактики различных ортопедических заболеваний позвоночника, особенно при наличии у них нарушения осанки и сколиоза начальных форм. Все виды спорта по характеру их воздействия на формирование осанки можно разделить на три группы: симметричные, асимметричные и смешанные виды спорта. Они представлены в таблице 2 (Приложение 2).

Рассмотренные выше факторы, влияющие на формирование осанки, мы будем изучать на примере наших одноклассников и представим результаты в практической части.

2. Практическая часть

2.1. Этапы проведения и обработка результатов исследования.

На первом этапе исследования мы проанализировали медицинские карты учащихся нашего класса и выяснили рост, вес, а также посмотрели есть ли проблемы с опорно-двигательной системой у одноклассников. Все данные занесены в таблицу 3 (Приложение 3). Проанализировав, мы видим, что из 27 учеников нашего класса, у 13 человек отмечено нарушение осанки, что составляет 48% от всех учеников класса. (Диаграмма1. Приложение 4). Так же мы посмотрели динамику изменения состояния здоровья осанки, и выяснили, что в первом классе нарушения осанки было выявлено только у 22% учеников. (Диаграмма 2. Приложение 5). Таким образом, на первом этапе исследования мы выяснили, что для учеников нашего класса характерна проблема нарушения осанки и в периоде четырех лет ситуация в классе ухудшилась, % детей с нарушением осанки вырос в два раза. Это объясняется тем, что на период начальной школы приходится активный рост школьников, идет формирование осанки, именно в этот период необходимо уделять особое внимание этому вопросу.

На втором этапе исследования мы провели анализ портфелей, с которыми дети ходят в школу. Мы взвесили портфели в двух видах: наполненные учебниками и пустые. Вес школьных портфелей представлен в таблице 4 (Приложение 6). Таким образом, по загруженности портфели соответствуют весу ученика только у 11 ребят, остальные дети ходят с перегруженными портфелями.

Только 16 человек ходят в школу с правильными портфелями (с жесткой ортопедической спинкой и на двух лямках). Из 16 правильных портфелей только 6 весят менее 700 грамм в пустом состоянии, что соответствует санитарным нормам. Мы сделали выводы, что многие дети в конце начальной школы перестают следить за своим портфелем, часто в школу ходят со спортивными сумками или сумками с одной лямкой, а также не проверяют содержание своих портфелей, носят в школу много лишних учебников, посторонних вещей.

На третьем этапе исследования мы решили проверить, соответствует ли школьная мебель в кабинете росту учащихся, установленным нормам ГОСТ. Мы выяснили, что парты и стулья в классе все одинаковой высоты: парта – 640 мм, стул 380 мм. Парты в классе не оснащены регуляторами наклона столешниц. Мебель в классе имеют возможность регулировки, но это не используется, так как в классе занимаются учащиеся 2 класса и 4 класса. Детей в классе мы разделили на ростовые группы в соответствии с группами, указанными в ГОСТе. Мы получили результаты, представленные в таблице 5 (Приложение 7). Таким образом, только 11 ученикам нашего класса высота мебели соответствует установленным нормам.

На четвёртом этапе исследования с помощью анкетирования мы выяснили какими видами спорта занимаются наши одноклассники. И получили следующие результаты, которые представлены в диаграмме 3 (Приложение 8). Можно сделать вывод о том, что дети нашего класса – спортивные ребята. Только 9 детей не посещают никаких спортивных секций, остальные дети увлекаются спортом, причем несколько детей посещают 2-3 спортивных секции одновременно. В нашем классе один человек занимается теннисом и у него имеется нарушение осанки, второй мальчик занимается баскетболом, но параллельно ходит на плавание, нарушения осанки у него нет. Остальные дети занимаются видами спорта, которые благоприятно влияют на формирование осанки и рекомендуются врачами-ортопедами.

Основные факторы, влияющие на нарушение осанки наших одноклассников, мы показали в таблице 4. (Приложение 10).

3. Выводы

В ходе исследовательской работы, следуя поставленным задачам, нами сделаны следующие выводы:

1. Анализ опорно-двигательной системы учащихся нашего класса по медицинским картам показал, что у 48% учащихся отмечено нарушение осанки, за четыре года обучения в школе ситуация ухудшилась в два раза.

2. Обследовав портфели учащихся и сравнив результаты с санитарными требованиями мы выяснили, что только 59% учащихся ходят в школу с правильно подобранными портфелями, из них только у 22% учащихся вес портфеля соответствует санитарным нормам. Высота школьной мебели в кабинете соответствует только 40% учащихся согласно установленным нормам.

3. Большинство учащихся нашего класса посещают спортивные секции, что является положительным для формирования правильной осанки.

4. Учащиеся нашего класса по основным вопросам, касающихся формирования правильной осанки человека, осведомлены хорошо.

Проведя исследование нами было установлено, что если у учащегося неправильно подобран школьный портфель, школьная мебель не соответствует росту и санитарным требованиям, а также если учащийся не занимается спортом, то у него наблюдается нарушение осанки.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась

4. Источники информации

1. Алексеева Л.М. Комплексы детской общеразвивающей гимнастики. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.

2. Алферова В.П. Как вырастить здорового ребенка. – Л.: Медицина, 1991. – 416 с. – (научно-популярная медицинская литература).

3. Краковяк Г.М. Воспитание осанки: гигиенические основы. Пособие для учителей и родителей. – Л.: Феникс, 1963. – 64 с.

4. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье школьника.

Приложения

Приложение 1.

Таблица 1. Размеры учебной мебели в зависимости от роста учащихся.

Приложение 2.

Таблица 2. Распределение видов спорта на группы по характеру их воздействия на опорно-двигательный аппарат.

Характер нагрузки

Виды спорта

Показания к занятиям спортом

при нормальной осанке

при нарушении осанки

при сколиозе 1-й степени

Биатлон, велосипедный спорт, гимнастика спортивная, гребля на байдарке, конькобежный спорт, легкая атлетика (беговые виды), лыжные гонки, лыжное двоеборье, плавание, прыжки в воду, прыжки на батуте, прыжки на лыжах с трамплина, тяжелая атлетика.

Акробатика в паре, бадминтон, баскетбол, бокс, гребля академическая, гребля на каноэ, легкая атлетика (метание), пулевая стрельба, стрельба из лука, теннис, теннис настольный, фехтование, фигурное катание.

Нецелесообразны, ранняя специализация противопоказана

Борьба вольная, борьба классическая, борьба самбо, водное поло, волейбол, гимнастика художественная, горнолыжный спорт, многоборья по легкой атлетики, регби, ручной мяч, футбол, хоккей.

Приложение 3.

№ п/п

Имя ученика

рост ученика в первом классе, см

рост ученика в 4 классе, см

вес ученика в 4 классе, кг

есть ли проблемы с осанкой (данные мед осмотра)

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.