Как влияет вес рюкзака на осанку

Нас волнует здоровье школьника – здоровье будущего поколения.

В данном исследовании мы рассматриваем следующие вопросы.

а) Как тяжёлый ранец влияет на осанку здоровья?

б) Сколько должен весить ранец?

в) Как правильно выбрать ранец?

Обратить внимание учащихся на сбережение своего здоровья (осанки) путём ежедневного контроля тяжестей за спиной.

а) Проанализировать данные в медицинской литературе по теме исследования.

б) Описать, как влияют тяжёлые ранцы на растущий организм ребёнка, к каким последствиям это приводит.

в) Доказать, что тяжёлый ранец вредит здоровью.

г) Предложить свои способы решения проблемы.

4. Объект, предмет и база исследования.

Объект исследования: человек.

Предмет исследования: осанка школьника – основа здоровья.

Участники исследования: учащиеся 3 Б класса

5. Гипотеза исследования.

Мы предполагаем, что тяжёлый ранец вредит здоровью.

6. Методы исследования.

Анализ; наблюдение; сбор информации из книг, журналов, газет; эксперимент.

7. Результаты исследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
issledovatelskaya_rabota_kak_vliyaet_ves_rantsa_na_osanku.docx 23.28 КБ
prezent.issled_raboty.ppt 1.28 МБ

Предварительный просмотр:

Окружной конкурс исследовательских работ и творческих проектов

Секция: Медицина и Здоровье.

Автор работы: Князева Анна

3Б класс, школа № 71

Учитель: Серикова С.А.

2 квал. категория

Оренбург 2010 г.

  1. Как тяжёлый ранец влияет на осанку здоровья?
  2. Сколько должен весить ранец?
  3. Как правильно выбрать ранец?

Нас волнует здоровье школьника – здоровье будущего поколения.

В данном исследовании мы рассматриваем следующие вопросы.

а) Как тяжёлый ранец влияет на осанку здоровья?

б) Сколько должен весить ранец?

в) Как правильно выбрать ранец?

Обратить внимание учащихся на сбережение своего здоровья (осанки) путём ежедневного контроля тяжестей за спиной.

а) Проанализировать данные в медицинской литературе по теме исследования.

б) Описать, как влияют тяжёлые ранцы на растущий организм ребёнка, к каким последствиям это приводит.

в) Доказать, что тяжёлый ранец вредит здоровью.

г) Предложить свои способы решения проблемы.

4. Объект, предмет и база исследования.

Объект исследования: человек.

Предмет исследования: осанка школьника – основа здоровья.

Участники исследования: учащиеся 3 Б класса

5. Гипотеза исследования.

Мы предполагаем, что тяжёлый ранец вредит здоровью.

6. Методы исследования.

Анализ; наблюдение; сбор информации из книг, журналов, газет; эксперимент.

7. Результаты исследования.

первые годы жизни.

Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. На формирование неправильной осанки оказывают влияние хронические заболевания, недостаточный по времени отдых и пассивные формы его проведения, неправильное положение тела во время занятий, не соответствующая росту мебель, неудобная обувь и одежда. В группу риска входят близорукие, быстрорастущие дети, а также дети с частыми болями в животе.

Осанку школьникам портят тяжёлые ранцы и особенно – портфели. Регулярная ассиметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю дальнейшую жизнь.

Конечно, ранец предпочтительнее портфеля: нагрузка распределена равномерно, руки свободны. Но как его правильно выбрать? Ведь магазины и рынки предлагают так много разных вариантов!

При покупке следует обращать внимание не только на красоту и яркость, но, прежде всего на функциональные качества. Для изготовления ранцев сейчас, как правило, используют различные кожзаменители или синтетические ткани. Эти материалы должны быть лёгкими, прочными, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием, удобными для очистки. Для наших холодных зим важно ещё и такое качество, как морозоустойчивость. Иначе на морозе ранец затвердеет, и будет напоминать ледяную корку. Да и срок службы такого ранца невелик. Чаще всего подобными недостатками страдают рюкзаки и сумки, которые привозят к нам из тех стран, где круглый год лето.

- 1 – 4–х классов – 300г;

- 5 – 6–х классов – 400г;

- 7 – 6–х классов – 500г;

- 10 – 11–х классов – 600г.

Физиолого-гигиенические нормативы веса ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей таковы:

  1. для учащихся начальной школы:

- 1-2-е классы – не более 1,5кг;

- 3-4-е классы – не более 2,5 кг;

2) для учащихся средней школы:

- 5-6-е классы – не более 2,5 кг;

- 7-8-е классы – не более 3,5 кг;

- 9-11-е классы – не более 3,5-4 кг.

Также при выборе ранца следует обращать внимание на такие признаки функционального ранца, как:

- вес ранца не должен превышать 700 г;

- конструкция ранца должна обеспечивать устойчивую его форму;

- спинка ранца должна быть полужёсткой и сохранять его форму;

- рекомендуется использовать ранцы, спинка которых имеет специальные массажные профили;

- ширина плечевого ремня в верхнем отрезке на протяжении 400-450 мм должна быть не менее 35-

40 мм; материал, из которого изготовлены плечевые ремни, должен быть эластичным; при использовании жесткого материала рекомендуются специальные накладки;

- высота передней стенки ранца должна составлять 220-260 мм;

- ширина ранца не должна превышать 60-100 мм;

- длина ранца не должна превышать 300-360 мм;

- материалы, из которых изготовлен ранец, должны иметь санитарно – эпидемиологическое заключение, подтверждающее их гигиеническую безопасность.

Подавляющее большинство школьников носят ранцы, которые причиняют вред их здоровью, потому что ежедневная ученическая ноша слишком тяжела!

Изучив различную литературу по теме, мы решили провести эксперимент и в своём классе. В эксперименте участвовало 30 человек.

  1. Узнать у медицинского работника информацию о состоянии опорно-двигательной системе, в частности об осанке, ребят нашего класса.
  2. Взвесить ранцы без школьных принадлежностей у учеников нашего класса.
  3. В течение недели наблюдать за изменением веса ранца в связи с учебными нагрузками.
  4. Подвести итоги по позициям:

- самый правильный ранец;

- самый тяжёлый ранец с принадлежностями;

- самый лёгкий ранец с принадлежностями;

Мы взвесили все ранцы без школьных принадлежностей. Получили следующие результаты (см. приложение №1).

Мы увидели, что у 12 учеников вес ранца соответствует гигиеническим нормам, то есть не превышает условного веса 0,7 кг. Нашёлся победитель- легковес весом всего 0,25 кг. Однако у 18 человек вес ранца превысил гигиеническую норму.

Ранцы- тяжеловесы могут стать причиной различных патологий в развитии опорно-двигательной и сердечно- сосудистой систем.

Можно сказать, что родители ребят, обладающих правильными ранцами и ранцами- легковесами, побеспокоились о сохранении здоровья своего ребёнка, в частности осанки.

А может быть, причина не только в ранцах, но и в учебных пособиях? Для этого мы записали все учебные пособия, которыми пользуемся, и взвесили их. Получили следующие результаты (см. приложение №2).

учебник русского языка- 360 гр.

литературное чтение- 350 гр.

Перед нами стояла следующая задача: понаблюдать в течение недели за изменением веса ранца в связи с недельными учебными нагрузками. Получили следующие результаты (см. приложение №3).

Понаблюдав в течение недели за весом ранцев, мы обнаружили, что самыми тяжёлыми ранцы бывают в понедельник, среду и четверг. Самыми лёгкими ранцы оказались во вторник, пятницу и субботу. Вес тяжеловеса в эти дни достигал 3, 6 кг, причём не учитывался вес сменной обуви и дополнительной книги.

Подвели итоги по позициям.

Самый правильный ранец у Малышевой Валерии.

Самый тяжёлый ранец у Витомской Марины.

Самый тяжёлый ранец с принадлежностями у Камарицкого Александра.

Самый лёгкий ранец с принадлежностями у Муромцевой Татьяны.

В результате проведённых нами исследований можно выделить основные причины превышения нормативов веса ранца с ежедневными учебными комплектами:

- нерационально составленное учебное расписание, требующее на каждый предмет учебники и тетради;

- необходимость использования более 1-го учебника по одному предмету при вариативном подходе к обучению;

- невнимательное отношение ребёнка и родителей к тому, что находится в ранце – зачастую дети носят лишние учебники, тетради, посторонние предметы;

- вес ранца без книг превышает 700 г.

Мы предлагаем следующие основные пути решения проблемы по снижению веса ранца с ежедневными учебными комплектами.

  1. Не носить лишнего в ранцах.
  2. Проверять ранец ежедневно и не забывать вытащить из него ненужные учебники.
  3. Не покупать тяжёлые ранцы, так как у детей от тяжёлых нагрузок портится осанка.
  4. Внимательно относиться к содержимому ранца вашего ребёнка.
  5. Использовать только те учебные пособия и учебники, которые прошли гигиеническую экспертизу.
  6. Найти возможность (в начальной школе) использовать два комплекта учебников (один – в школе и один – дома).
  7. При составлении школьного расписания учитывать гигиенические требования к весу ежедневных учебных комплектов.
  8. Организовать хранение сменной обуви и спортивного инвентаря, принадлежностей для уроков труда, изобразительного искусства в помещении школы.
  9. Организовать в классе библиотеку необходимых книг для дополнительного чтения.

Мы обозначили лишь некоторые направления решения этой проблемы. Однако острота ситуации может быть снята только тогда, когда вопрос контроля данной проблемы будет постоянно находиться в поле зрения учителей, родителей и учеников.

Введение

Зимой по улице бежит,

А летом в комнате лежит,

Но только осень настает,

Меня он за руку берет.

И снова в дождик и в метель

Со мной шагает мой портфель.

Действительно, портфель наш верный спутник по дороге школьной жизни. Поэтому покупка портфеля на новый учебный год — это важное событие, особенно для будущих первоклассников

Школьные ранцы, напичканные учебниками, - первая тяжесть, с которой приходится сталкиваться детям. Позвоночник в этом возрасте не рассчитан на большие нагрузки. Именно в школьном возрасте, когда происходит активный рост мышечной и костной массы, дети получают искривление позвоночника.

Обратите внимание, что изменилось за последние сто лет? Осанка детей ухудшилась настолько, что при медицинских осмотрах выявляют более половины детей с серьезными дефектами осанки, а количество заболеваний, связанных с осанкой и физическим развитием увеличилось в разы. А школьные ранцы не стали легче. Значит, эта тема не утратила своей актуальности и на сегодняшний день

Таким образом, наша работа посвящена изучению проблемы влияния ранца на здоровье школьника, в частности на осанку.

Задачи:

1. Изучить литературу по теме.

5. Составить рекомендации по выбору правильного портфеля.

Объект исследования: школьный портфель учащихся начальной школы.

Гипотеза: мы предполагаем, что тяжёлый ранец вредит здоровью.

Основными методами исследования являются: социологический опрос, наблюдение и системный анализ.

Актуальность проблемы.

Одной из основных структур человеческого организма является позвоночник. Он имеет очень сложное строение и выполняет множество важных функций, ведь именно благодаря наличию позвоночного столба мы можем передвигаться, держаться ровно, мы подвижны и активны. Очень важно, чтоб наш позвоночник был здоров, ведь любое его заболевание или травма приводит к ухудшению качества нашей жизни временно или даже пожизненно. От заболеваний позвоночника люди страдали во все времена. Эти заболевания распространены в такой степени, что почти каждый человек страдает от них когда-нибудь. Даже в такой благополучной стране, как Швеция, заболевания позвоночника составляют 10 - 15 % случаев нетрудоспособности. В России сколиоз, как и другие нарушения осанки, выходят на лидирующие позиции среди наиболее встречающихся патологий у детей.

Проблема детской ортопедической заболеваемости актуальна во всем мире, поэтому направление реабилитации в детской травматологии и ортопедии признано Всемирной организацией здравоохранения одним из основных в научных исследованиях на период с 2000 по 2016 годы.

Ребенок вынужденно, из-за организации режима школьной жизни, в 2 раза снижает свою двигательную активность. Положение сидя является патобиомеханическим фактором, приводящим к нарушению осанки. В условиях школы или детского сада ребенок проводит в этом положении время, в 4 – 5 раз превышающее физиологическую норму. Структурные патологические изменения позвоночника приводят к деформации грудной клетки и таза, а также к морфологическим изменениям внутренних органов, что приводит к дальнейшему ухудшению физического развития. Основным фактором этих причин является недостаток общей и специально развивающей двигательной активности ребенка – гипокинезия. Физиологическая потребность ребенка в движении при нормальном развитии – 17 22 тыс. движений в сутки. Большинство детей осуществляет реализацию этой потребности только на 60 – 70 процентов.

В связи с этим, такая проблема как сколиоз детей младшего школьного возраста приобретает все большую медико – социальную значимость. Возникает необходимость изучения, исследования новых методов, обобщение предыдущего опыта, сравнение их и выявление более эффективных методов коррекции сколиоза. Актуальность темы также определена необходимостью поиска новых путей решения проблем, связанных с организацией физического воспитания и восстановительного процесса в условиях специализированного учреждения. Появление нарушений осанки у школьников может быть обусловлено как типом школьной сумки, её тяжестью, так и тем, как школьник её носит. Постоянно сутулое положение тела при состоянии и плохая осанка могут усугубиться, особенно в случае, если школьная сумка слишком тяжелая и носится небрежно в одной руке или на одном плече.

Осанка.

а) Характеристика правильной осанки.

Осанка может считается правильной, если срединная вертикальная ось тела проходит от центра свода черепа. Касаясь нижней челюсти по задней поверхности, она спускается по касательной к выпуклости шейного отдела. Незначительно срезая дугу поясничного лордоза, через центр таза проходит у переднего края коленного сустава, заканчиваясь в центральном отделе стопы. Все структуры, находящиеся по обе стороны от этой линии, должны быть симметричными.

На практике проверка правильности осанки базируется на определении таких признаков:

Голова находится в прямом положении.

Симметрия в расположении углов лопаток, надплечий и сосков.

Одинаковая длина и расположение шейно-плечевых линий (условных линий, соединяющих ухо с плечевым суставом).

Симметричность треугольников талии (щелей треугольной формы между туловищем и опущенными руками).

Линия, проведенная через остистые отростки позвонков, имеет прямое направление.

Равномерная выраженность изгибов позвоночника кпереди в шейном и поясничном отделе и кзади в грудном с крестцовым.

Симметричность рельефа поясничной области и грудной клетки в строго вертикальном и положении легкого наклона туловища вперед.

Строго горизонтальное расположение оси таза и симметричность его костных ориентиров.

Одинаковая длина нижних конечностей и нормальные характеристики сводов стоп.

Характеристики нормальной осанки изменяются в зависимости от возраста. Эти отличия незначительные и позволяют выделить типичные виды осанки дошкольного, школьного и юношеского возраста. Последняя не отличается от таковой у взрослых. Если имеет место несоответствие полученных данных тем, которые типичны для нормальной осанки, говорят о ее нарушении. Как правило, возникают они в школьном возрасте из-за неправильных нагрузок и рабочей позы, а в случае несвоевременной коррекции сопровождают человека на протяжении всей жизни.

б) Причины нарушения осанки.

Причины нарушения осанки могут быть как врожденные, так и приобретенные.

Врожденные причины нарушения осанки встречаются не очень часто. В основном это нарушения внутриутробного развития, приводящие к недоразвитости позвонков, образованию различных дефектов и патологий позвонков. К врожденным причинам относятся деформации позвоночника и его частей, грудной клетки и рёбер, таза и тазобедренных суставов и ног.

Гораздо распространены приобретенные причины нарушения, которые обусловлены слабостью мышечного корсета или отдельных мышечных групп. Неправильное положение тела во время учебы способствует развитию мышц одной половины тела и слабости мышц другой, что приводит к неравномерному давлению на позвонки, к деформации позвонков и искривлению туловища в одну сторону.

Осанка нарушается при неправильном сидении за партой, за столом, если человек наклоняется низко, горбит спину или искривляется в одну или другую сторону, сидит, поджав под себя одну ногу, носит тяжёлый портфель в одной руке или ранец на одном плече. Спит на мягкой постели на одном боку или свернувшись калачиком. Одной из причин нарушения осанки являются травмы, переломы позвоночника, различные заболевания, такие как рахит, радикулит, полиомиелит, плеврит, туберкулёз.

На состояние осанки влияет и ухудшение слуха, зрения, близорукость, косоглазие. Человек с плохим зрением, чтобы лучше видеть вынужден наклонятся низко над столом, принимать неправильную позу при работе и при чтении.

Привычки сутулиться или втягивать голову в плечи, ходить с низко опущенной головой так же приводит к нарушению осанки.

Очень важно следить за правильным положением тела, когда долго сидишь за партой, за столом, за компьютером, необходимо периодически вставать, делать разминку. Нарушения осанки у детей обусловлены малоподвижным образом жизни, слабым физическим развитием, неправильным режимом отдыха и труда, плохим питанием.

К причинами нарушения осанки относятся:

неправильная рабочая поза при посадке за партой, рабочим столом.

Большой вес школьного портфеля, сумки.

Несоответствие школьной мебели росту ребенка.

Низкая двигательная активность.

Ношение сумок с ремнем через одно плечо.

Неудобная обувь, одежда.

в) Шкала нарушения осанки Штаффеля.

В специальной литературе существуют различные классификации осанки, основой которых служит величина физиологических изгибов разных отделов позвоночного столба.

В настоящее время широко распространена и эффективно применяется в работе ортопедов, анатомов, врачей и педагогов классификация типов осанки для разных возрастных групп, созданная Штаффелем еще в 1889 году. Он предложил выделять пять форм спины:

Зависимость веса ранца от возраста.

Для того чтобы правильно выбрать портфель для ребенка, нельзя не упомянуть о том, что ребенок ежедневно вынужден носить достаточно большой вес, который складывается из различных компонентов, таких как:

Учебники. Уже в первом классе ребенок ежедневно вынужден носить достаточно большое количество учебников.

Тетради и прочие канцелярские принадлежности, которые в сумме также имеют не такой уж и малый вес.

Спортивную форму, предназначенную для посещения уроков физкультуры.

Сменная обувь. В наше время практически все современные школы настаивают на ношении детьми сменной обуви.

Именно поэтому, рюкзак должен иметь как можно меньший вес. Максимально возможный вес школьного ранца для ребенка 7-8 лет составляет не более 700 грамм. Также очень важно знать, какая нагрузка считается максимально допустимой для детей различных возрастов.

Ученые проводили различные исследования о том, как влияет ношение тяжелого портфеля на здоровье и самочувствие ребенка.

И вот к какому выводу они пришли. Безопасным является вес:

Для учеников младших классов, с первого по четвертый, эта цифра равна 2 – 2,5 кг.

Для учеников средних классов, с пятого по восьмой, цифра не должна превышать 3,5 кг.

для учеников старших классов вес не может превышать 5 кг.

Однако это весьма усредненные данные. Для того чтобы рассчитать вес с учетом физиологических особенностей конкретного работника. врачи ортопеды рекомендуют воспользоваться следующей формулой: вычитайте 10 % от веса ребенка и отнимите 200 грамм. Это и будет максимально допустимый вес для ребенка, который не причинит ему никакого вреда.

Требования к выбору школьного ранца для младших школьников.

Вес ранца не должен превышать 700 г.

Конструкция ранца должна обеспечивать устойчивую форму.

Спинка ранца должна быть полужесткой и сохранять свою форму.

Предпочтение следует отдавать разницам, спинка которых имеет специальные массажные профили.

Ширина плечевого ремня в верхнем отрезке на протяжении 400–450мм. должна быть не менее 35 – 40 мм; материал, из которого изготовлены плечевые ремни, должен быть эластичным; при использовании жесткого материала необходимы специальные накладки.

Высота передней стенки ранца должна составлять 220 – 260 мм.

Ширина ранца не должна превышать 60 – 100 мм.

Длина ранца не должна превышать 300 – 360 мм.

Материал, из которого изготовлен ранец, должен быть прочным, с водоотталкивающими свойствами, удобным для чистки, яркими по цвету и иметь санитарно-эпидемиологическое заключение, подтверждающее его гигиеническую безопасность.

Безопасность ранца должна быть подтверждена санитарно-эпидемиологическим заключением, выданным уполномоченным органом и утвержденным в установленном порядке.

Необходимо постоянно контролировать содержимое ранца для того, чтобы в нем не было лишних и ненужных вещей.

Регулярные контрольные взвешивания ранца с ежедневными учебными комплектами необходимо проводить в течении учебной недели каждой четверти.

Вес ранца с ежедневными учебными комплектами не должен превышать: для учащихся 1 – 2 классов – 2,2 кг, для учащихся 3 – 4 классов – 3,2 кг.

Исследовательская часть.

Первый этап моего исследования заключался в том, чтобы в научных целях выяснить, какие портфели предпочитают учащиеся нашей школы. Было опрошено 30 учащихся, на вопрос какой портфель вы предпочитаете учащиеся первого класса отвечали – ранец, мнения учащихся 2-4 классов школы разделились пополам: 50% - рюкзак, 50% - сумку.

Исследовательскую работу проводили учащиеся 5 класса. Иследовали школьный портфель его вес и влияние на осанку школьника.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - Займищенская средняя общеобразовательная школа им. Ф.Г.Светика

г. Клинцы Брянской области

Исследовательская работа

Рабочая группа:

учащиеся 5б класса

МБОУ Займищенской СОШ

Руководитель:

Носова Наталья Михайловна

учитель физической культуры

МБОУ Займищенской СОШ

2.2 История школьного портфеля_________________________________________ стр.5

2.3. Итак, ранец или рюкзак? Но как сделать правильный выбор?______________ стр.8

2.4. Гигиенические требования к ранцам и учебным изданиям_________________ стр.9

3.Практическая часть___________________________________________________ стр.12

5.Список литературы___________________________________________________ стр.16

6. Приложения________________________________________________________ стр.17

Зимой по улице бежит,

А летом в комнате лежит,

Но только осень настает,

Меня он за руку берет.

И снова в дождик и в метель

Со мной шагает мой портфель.

В. Берестов

Действительно, портфель наш верный спутник по дороге школьной жизни. Поэтому покупка портфеля на новый учебный год — это важное событие, особенно для будущих первоклассников

Школьные ранцы, напичканные учебниками, - первая тяжесть, с которой приходится сталкиваться детям. Позвоночник в этом возрасте не рассчитан на большие нагрузки. Именно в школьном возрасте, когда происходит активный рост мышечной и костной массы, дети получают искривление позвоночника.

Обратите внимание, что изменилось за последние сто лет? Осанка детей ухудшилась настолько, что при медицинских осмотрах выявляют более половины детей с серьезными дефектами осанки, а количество заболеваний, связанных с осанкой и физическим развитием увеличилось в разы. А школьные ранцы не стали легче. Значит, эта тема не утратила своей актуальности и на сегодняшний день

Таким образом, наша работа посвящена изучению проблемы влияния ранца на здоровье школьника, в частности на осанку.

Цель: изучить соответствие школьного ранца требованиям ГОСТа и антропометрическим данным, обучающихся нашей школы.

1. Изучить литературу по теме.

2. Изучить портфели обучающихся 5-6 классов на соответствие требованиям ГОСТа.

3. Получить информацию об антропометрических данных обучающихся 5-6классов.

4. Составить вопросы анкеты и провести анкетирование родителей обучающихся 5-6классов.

5. Составить рекомендации по выбору правильного портфеля.

Объект исследования: ученики школы МБОУ Займищенской СОШ города Клинцы.

Предмет исследования: школьный портфель учащихся школы

Гипотеза: мы предполагаем, что тяжёлый ранец вредит здоровью.

Основными методами исследования являются: социологический опрос, наблюдение и системный анализ.

2. Основная часть.

2.1. История школьного портфеля

Так как кожаный портфель стоит достаточно дорого, для школьников стали шить портфели из винила. Портфель (или ранец) для многих детей второй половины 20 века был показателем взрослости и самостоятельности. Многие первоклассники с нетерпением ожидали дня, когда родители принесут из магазина новенький портфель, и спешили поскорее заполнить его чистыми тетрадками, ручками и карандашами. Портфели, которые носили в шестидесятые годы прошлого века, были сделаны из необычного материала: и не кожа, и не заменитель ее. На сгибах и изломах видна бумага. Портфели изготавливали из коленкора. Что же это за материал? Обратимся к словарям.

Коленкор – это покровный переплетный материал на тканевой основе со специальным покровным слоем.

Школьные ранцы и портфели не были особенно разнообразны. Наличие внутренних карманов и отделений да цвет – вот и все что отличало их друг от друга. Даже размер школьных ранцев был стандартным. Однако в 80–е годы стали появляться портфели необычной формы. До этого были горизонтальные с двумя (или одним) замками, и теперь школьники гордо несли в школу новинку – вертикальные сумки с ремешком через плечо.

Дипломат (Кейс) — это узкая, коробкообразная сумка, сделанная из винила или кожи с ручкой на конце.

Рюкзак [нем. Rucksack], заплечный мешок для вещей, используемый туристами. Рюкзаки стали делать из легких материалов - ткани с пропитками и защитой от влаги.

Проблема нарушений опорно-двигательного аппарата школьников выходит в последние годы на ведущие позиции. Уменьшение двигательной активности, ухудшения питания, дефицит массы тела при увеличивающихся умственных нагрузках привели к тому, что в ряде школ растёт число детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата.


Около 40% детей приходит в школу с нарушениями осанки, а за годы учебы этот показатель удваивается. Правильная осанка начинает формироваться с первых лет жизни ребёнка. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда очень быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. Существенное влияние на формирование осанки школьников оказывает ношение тяжелых ранцев и особенно портфелей. Ежедневное ношение портфеля способствует развитию неправильной осанки

Формирование осанки начинается с самого раннего возраста и происходит на основе физиологических закономерностей развития нервной деятельности, определяющей образование условных рефлексов двигательной деятельности. Этот процесс находится в прямой зависимости от рационального двигательного и гигиенического режима. Поэтому в большинстве случаев нарушения осанки являются приобретенными. Чаще всего эти отклонения встречаются у детей астенического телосложения, физически слабо развитых. Неправильная осанка способствует развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках и создает неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости.

Неправильная осанка влияет не только на внешний вид, но и на неправильную работу внутренних органов. Нарушается дыхание и кровообращение, работа печени, кишечника, нервной системы, снижение умственной работоспособности. Но это ещё не все, нарушение осанки приводит к ухудшению зрения. Ношение книг и прочих ученических принадлежностей в ранце на спине способствует равномерному распределению нагрузки, освобождает руки.


Наиболее часто наблюдаются нарушения осанки во фронтальной плоскости, которые важно своевременно отличить от сколиоза.

Сколиоз в начальной стадии, как правило, характеризуется теми же изменениями, что и нарушение осанки во фронтальной плоскости. Поэтому начальные формы сколиоза нередко принимают за нарушение осанки или, наоборот, к нарушению осанки относят сколиоз I степени

В детском и подростковом возрасте главная задача–профилактика сколиотической болезни.

Суть упражнений для осанки. Любые методы коррекции осанки, прежде всего, направлены на восстановление мышечного баланса, а значит на расслабление напряженных мышц и на напряжение расслабленных. Такой подход позволяет восстановить нормальную работу мышечного корсета, направленную на удержание туловища в правильном положении. Физические упражнения лишь один из видов коррекции осанки, однако, он наиболее действенный и эффективный из всех возможных. Регулярные гимнастические упражнения позволяют улучшить осанку, укрепляют сердце и скелетные мышцы, а также увеличивают объем легких и грудной клетки. Чтобы не запустить проблему и вовремя укрепить позвоночник, врачи разработали корригирующий комплекс упражнений для осанки (см. Приложение №2)

Этот простой, но весьма эффективный комплекс упражнений для осанки обязательно даст положительные результаты уже спустя 3-4 месяца регулярных занятий. Важно лишь верить в успех и научиться постоянно, контролировать положение собственного тела, где бы вы ни были. Здоровья вам и красивой осанки!

2.3. Итак, ранец или рюкзак? Но как сделать правильный выбор?

Разница между ранцем и рюкзаком — в том, что у первого корпус твердый, у второго, наоборот, мягкий. Жесткий корпус защищает одновременно и ребенка, и содержимое ранца. Твердая спинка не позволяет содержимому давить на спину ребенка. Кроме того, благодаря твердым стенкам и дну школьные принадлежности в ранце можно разместить правильно: тяжелые предметы ближе к спине, легкие — спереди, левая и правая сторона нагружены одинаково. Наконец, жесткий корпус сбережет содержимое ранца в случае, если ребенок его уронит. Или бросит. Или, например, решит прокатиться на нем с горки.





Рюкзаки всеми эти достоинствами не обладают — их можно покупать только подросткам, но и в этом случае лучше выбирать модели с уплотнённой спинкой. Стоит отметить, что в последнее время производители все чаще выпускают на рынок модели, представляющие собой своеобразный симбиоз ранца и рюкзака. Такой ход позволяет снизить вес изделия и предложить оригинальный, запоминающийся дизайн. Главное, чтобы он отвечал основным требованиям к школьным ранцам.

2.4. Гигиенические требования к ранцам и учебным изданиям.

О требованиях безопасности, предъявляемых к учебным изданиям ученическим портфелям и ранцам для детей и подростков.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей напоминает родителям, что требования безопасности, предъявляемые к учебным изданиям, ученическим портфелям и ранцам для детей и подростков, установлены положениями:

Основные гигиенические требования к учебным изданиям предъявляются к качеству бумаги и полиграфических материалов, печати, набора, формата, переплета, предъявляются требования к весу и шрифтовому оформлению с целью обеспечения удобочитаемости и соответствия веса изданий функциональным возможностям организма учащихся в целях снижения зрительной нагрузки в процессе чтения, предупреждения развития зрительного и общего утомления.

Важно отметить, что особое внимание необходимо уделять качеству учебного издания для детей младшего школьного возраста, что связано с возрастными особенностями функции зрительного анализатора, адаптацией нервной системы к образовательному процессу, развитием у них навыка чтения.

Учебная литература должна отвечать возложенным на нее задачам, но при этом обеспечивать сохранение здоровья подрастающего поколения.

Требования к школьным учебникам касаются как веса, так и оформления книг. Появление множества обучающих программ привело к тому, что школьные учебники приобрели самые различные форматы и расцветки. Количество страниц в учебниках год от года растет, книги тяжелеют. При этом, максимальный вес учебника не должен превышать:

- 300 г для 1 - 4 классов;

- 400 г для 5 - 6 классов;

- 500 г для 7 - 9 классов;

- 600 г для 10 - 11 классов.

На современном этапе актуальной проблемой здоровья у детей стала проблема формирования и сохранения красивой фигуры и правильной осанки тела. Важным аспектом является выбор ранца или ученического портфеля, соответствующего требованиям.

Маркировка ученических ранцев и портфелей и рюкзаков должна содержать информацию о возрасте пользователя.

Вес портфелей, школьных ранцев и аналогичных изделий должен быть для обучающихся начальных классов не более 700 грамм и для обучающихся средних и старших классов – не более 1000 грамм.

Ученические ранцы для детей младшего школьного возраста должны быть снабжены формоустойчивой спинкой, обеспечивающей его полное прилегание к спине обучающегося и равномерное распределение веса.

Требования, предъявляемые к размерам изделий для учащихся начальных классов, следующие:

- длина (высота) – 300 – 360 мм,

- высота передней стенки – 220 – 260 мм,

- ширина – 60 – 100 мм,

- длина плечевого ремня – не менее 600 – 700 мм,

- ширина плечевого ремня в верхней части (на протяжении 400 - 450 мм) – не менее 35 – 40 мм.

Допускается увеличение размеров не более чем на 30 мм.

В качестве ориентировочного теста для проверки соответствия веса ранца с учебниками и тетрадями нормативным требованиям используется вычисление отношения веса ранца к весу ребенка. Оптимальное соотношение составляет 1:10. Такой подход учитывает и индивидуальные возможности ребенка.

Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1-2-х классов - более 1,5 кг, 3-4-х классов - более 2 кг, 5-6-х - более 2,5 кг, 7-8-х - более 3,5 кг, 9-11-х - более 4 кг.

Кроме того ученические портфели и ранцы должны иметь детали и (или) фурнитуру со светоотражающими элементами на передних, боковых поверхностях и верхнем клапане и изготовляться из материалов контрастных цветов.

Практическая часть

В ходе своего исследования мы провели ряд экспериментов, демонстрирующих то, что большинство учеников имеют нарушения осанки. По данным, полученным от врача нашей школы, мы узнали, что 25% учащихся нашей школы имеют нарушения осанки. В 5-6 классах показатель вот такой.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.