Как сохранить правильную осанку для детей

Скачать:

ВложениеРазмер
konsultatsiya_osanka.doc 205.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Инструктор по физической культуре Никтарова Е.А.,

Слабость мышечного корсета, неправильные позы, которые ребенок принимает в положении сидя, стоя, лежа, при ходьбе, во время игры, во сне; врожденные аномалии развития ребер, грудной клетки, позвонков, нижних конечностей вызывают нарушение осанки, которое приводит к снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы, ухудшению рессорной функции позвоночника, что, в свою очередь, негативно влияет на деятельность центральной нервной системы, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, становится спутником многих хронических заболеваний вследствие проявления общей функциональной слабости, гипотонического состояния мышц и связочного аппарата ребенка.

Объем мышечных волокон заметно нарастает к 5 годам, одновременно увеличивается и мышечная сила, однако эти сдвиги неравнозначны в разных группах мышц. Глубокие спинные мышцы и в 6-7-летнем возрасте отличаются слабостью, что не способствует укреплению позвоночного столба. Слабо развиты и мышцы живота. Поэтому у дошкольников отмечаются функциональные (нестойкие) нарушения осанки. Они начинают проявляться у детей раннего возраста: в ясельном возрасте встречаются у 2,1%, в 4 года - у 15-17%, в 7 лет - у каждого третьего ребенка.

К нарушению осанки могут привести и такие заболевания, как рахит, гипотрофия, избыточное отложение жира, а также неправильное питание, при котором не выдерживается соотношение основных ингредиентов пищи - солей, витаминов, микроэлементов.

Нарушение осанки у ребенка чаще всего развивается из-за слабости мышечного корсета и длительного пребывания в неправильных, порочных позах, которые ребенок принимает в положении сидя, стоя, лежа, при ходьбе, во время игр, при различных видах деятельности.

Различают нарушения осанки в сагитальной (вид сбоку) и фронтальной плоскостях. В сагитальной плоскости различают пять видов нарушения осанки, связанные с увеличением или уменьшением физиологических изгибов позвоночника.

При уменьшении физиологических изгибов формируются: плоская спина; плосковогнутая спина.

При увеличении физиологических изгибов различают сутуловатость; круглую спину или тотальный кифоз; кругловогнутую спину. Во фронтальной плоскости отмечают асимметричную осанку, при которой отмечается смещение остистых отростков от вертикальной линии.

Плоская спина - нарушение осанки, характеризующееся уменьшением всех физиологических изгибов позвоночника, в первую очередь - поясничного лордоза и уменьшением угла наклона таза. Вследствие уменьшения грудного кифоза грудная клетка смещена вперед. Нижняя часть живота выступает. Лопатки часто крыловидны. Это нарушение осанки наиболее резко снижает рессорную функцию позвоночника, что отрицательно сказывается на состоянии центральной нервной системы при беге, прыжках и других резких перемещениях, вызывая ее сотрясение и микротравматизацию.

У детей с плоской спиной ослаблены как мышцы спины, так и мышцы груди, живота. Такие дети наиболее предрасположены к боковым искривлениям позвоночника.

Плосковогнутая спина - нарушение осанки, состоящее в уменьшении грудного кифоза при нормальном или увеличенном поясничном лордозе. Шейный лордоз часто тоже уплощен. Угол наклона таза увеличен. Таз смещен кзади. Ноги могут быть слегка согнуты или переразогнуты в коленных суставах. Часто сочетается с крыловидными лопатками 1 степени.

У детей с таким нарушением осанки напряжены и укорочены разгибатели туловища в поясничном и грудном отделах, подвздошно-поясничные мышцы. Наиболее значительно ослаблены мышцы брюшного пресса и ягодиц.

Сутулость - нарушение осанки, в основе которого лежит увеличение грудного кифоза с одновременным уменьшением поясничного лордоза. Шейный лордоз укорочен и углублен вследствие того, что грудной кифоз распространяется до уровня 4-5 шейных позвонков. Надплечья приподняты. Плечевые суставы приведены. Сутулость часто сочетается с крыловидными лопатками 1 и 2 степени, когда нижние углы или внутренние края лопаток отстают от грудной стенки.

У сутулых детей укорочены и напряжены верхние фиксаторы лопаток, большая и малая грудные мышцы, разгибатели шеи на уровне шейного лордоза. Длина разгибателя туловища в грудном отделе, нижних, а иногда и средних фиксаторов лопаток, мышц брюшного пресса, ягодичных, напротив, увеличена. Живот выступает.

Круглая спина (тотальный кифоз) - нарушение осанки, связанное со значительным увеличением трудного кифоза и отсутствием поясничного лордоза. Шейный отдел позвоночника частично, а у дошкольников бывает и полностью кифозирован. Для компенсации отклонения проекции общего центра масс кзади дети стоят и ходят на слегка согнутых ногах. Угол наклона таза уменьшен, и это тоже способствует сгибательной установке бедра относительно средней линии тела. Голова наклонена вперед, надплечья приподняты, плечевые суставы приведены, грудь западает, руки свисают чуть впереди туловища. Круглая спина часто сочетается с крыловидными лопатками 2 степени.

У детей с круглой спиной укорочены и напряжены верхние фиксаторы лопаток, большая и малая трудные мышцы. Длина разгибателя туловища, нижних, и средних фиксаторов лопаток, мышц брюшного пресса, ягодичных, напротив, увеличена. Живот выступает.

Кругловогнутая спина - нарушение осанки, состоящее в увеличении всех физиологических изгибов позвоночника. Угол наклона таза увеличен. Ноги слегка согнуты или в положении легкого переразгибания в коленных суставах. Передняя брюшная стенка перерастянута, живот выступает, либо даже свисает. Надплечья приподняты, плечевые суставы приведены, голова бывает выдвинута вперед от средней линии тела. Кругловогнутая спина часто сочетается с крыловидными лопатками 1-2 степени.

У детей с таким нарушением осанки укорочены верхние фиксаторы лопаток, разгибатели шеи, большая и малая грудные мышцы, разгибатель туловища в поясничном отделе и подвздошно-поясничная мышца. Длина разгибателя туловища в грудном отделе, нижних, а иногда и средних фиксаторов лопаток, мышц брюшного пресса, ягодичных увеличена.

Подвижные игры, упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки в дошкольном возрасте

Выработка правильной осанки - сложный процесс, начинающийся в младенчестве и продолжающийся длительное время. Хорошая осанка украшает фигуру человека, помогает ему овладевать сложными двигательными навыками.

Неправильное положение тела связано с односторонним отягощением мышц, слабостью мускулатуры, привычкой опускать голову, подавать вперед плечи, горбиться, искривлять позвоночник и т.д. Это создает неблагоприятные условия для функционирования органов кровообращения и дыхания, вредит здоровью детей.

Взрослый должен знать правильную стойку и уметь показать ее детям: голова прямо, плечи симметричны и слегка отведены назад, живот подтянут, ноги прямые, пятки вместе, носки симметрично развернуты наружу, образуя угол примерно 15-20?.

Для предотвращения и исправления отклонений в формировании осанки у детей 3-4 лет разработано множество игр и упражнений.

Упражнения для выработки навыка правильной осанки

И.п. - стоя спиной к стене.

Все эти упражнения можно усложнять - выполнять, не прислоняясь спиной к стене.

Главное средство профилактики и необходимый компонент лечения заболеваний позвоночника - выработка навыка правильной осанка. К сожалению, это трудная задача не столько для ребенка, сколько для родителей и педагогов. Сама собой хорошая осанка может сформироваться в исключительных случаях - у совершенно здорового, переполненного энергией, гармонично развитого ребенка. Всем остальным необходимо:

  • обеспечить условия для формирования правильной осанки;
  • знать, что такое правильная осанка, как именно надо стоять, сидеть и двигаться не сутулясь;
  • сознательно и бережно относиться своему здоровью и одной из главных его опор - позвоночнику;
  • доводить навык правильной осанки до автоматизма с помощью специальных упражнений.

Упражнения на ощущение правильной осанки

Наиболее отчетливое ощущение правильной осанки появляется при прикосновении спиной к стене. Дети начинают чувствовать уровень надплечий, положение лопаток, таза, всего тела. В этом случае полезны следующие упражнения.

  1. И.п. - стать спиной к стенке в основной стойке, так чтобы затылок, лопатки, ягодичные мышцы и пятки касались ее. Сделать шаг вперед, стараясь сохранить то же положение тела, вернуться к стенке. Повторить несколько раз.
  2. И.п.- то же. Присесть и встать или поочередно поднимать и сгибать ноги, сохраняя то же положение головы, таза, спины.
  3. И.п. - то же. Сделать шаг вперед, повернуться на 360 градусов, выпрямиться, вернуться к стенке.

Правильному положению и отчетливому ощущению прямой спины способствуют и упражнения с обручами, палками, положенными на лопатки.

-С наступлением учебного года проблема сохранения здоровья школьников становится особенно актуальной, и одним из главных беспокойств родителей является вопрос формирования и сохранения у ребёнка правильной осанки.

О том как помочь школьнику сформировать правильную осанку, рассказывает доктор медицинских наук, профессор Сергей Михайлович Бубновский — основатель современной кинезитерапии, автор многочисленных научных статей, патентов на изобретения в области медицины, монографий по лечению и реабилитации заболеваний костно-мышечной системы и популярных книг по оздоровлению организма.

-Сергей Михайлович, насколько актуальной является проблема правильной осанки у школьников?

-Эта проблема является гораздо более серьёзной, чем кажется на первый взгляд. Мне это хорошо известно, потому что по первому высшему образованию я — учитель физкультуры средней школы, а по второму образованию — врач, а обе мои диссертации (и кандидатская, и докторская) были выполнены на кафедре педиатрии РНИМУ им. Н. И. Пирогова под руководством академика РАН и РАМН, доктора медицинских наук, профессора Александра Григорьевича Румянцева.

Мы проводили специальное исследование (миофасциальную диагностику) школьников трёх возрастных групп и получили катастрофические результаты. В младшей возрастной группе (4-е и 5-е классы) у 20 % детей был выявлен S-образный сколиоз, у 12 % — кифосколиоз и у 2 % — плоско-вогнутая спина, а правильная осанка наблюдалась у 66 % детей. В средней группе (6-е и 7-е классы) S-образный сколиоз был выявлен у 32 % детей, кифосколиоз у 19 %, плоско-вогнутая спина у 1 %, а правильная осанка была только у 48 % детей. В старшей группе (9-е и 10-е классы) S-образный сколиоз был диагностирован у 21 % детей, кифосколиоз у 9 %, плоско-вогнутая спина у 3 % и правильная осанка у 67 % детей.

-Многие родители знают о том, что у ребёнка должна быть правильная осанка, но далеко не все понимают, какая осанка считается правильной и почему. Что такое правильная осанка с точки зрения специалиста?

-Правильная осанка — это прежде всего отсутствие сколиоза (то есть искривления позвоночника) и наличие хорошо и правильно развитых мышц спины, груди, брюшного пресса, верхних и нижних конечностей. Обычно люди рассматривают осанку отдельно от ног, но это неправильно: плоскостопие неизбежно влечёт за собой искривление позвоночника. Спина находится между руками и ногами, поэтому состояние верхних и нижних конечностей существенно влияет на состояние спины: у детей со слабыми руками или ногами не может быть правильной осанки. Это касается и девочек, и мальчиков.

-Как определить, насколько сильными или слабыми являются конечности? Есть ли для этого какие-то критерии?

-Главным критерием силы рук и ног является то, насколько хорошо ребёнок управляется с весом своего тела. При хорошей осанке, то есть отсутствии кифоза грудного отдела и провалов в грудной клетке, ребёнок умеет хорошо отжиматься от пола. Это самый простой и доступный тест. Если ребёнок, мальчик или девочка, может отжаться от пола 20–30 раз за полминуты (с прямой спиной и максимально согнутыми в локтях руками), значит, с осанкой у него всё в порядке. Если ребёнок отжиматься не может или отжимается недостаточное количество раз, ему следует не менее двух раз в неделю выполнять отжимания, чтобы добиться указанной нормы.

-Какие еще упражнения, кроме отжиманий, помогут улучшить осанку?

-Вторая составляющая правильной осанки — спина, то есть нужно подтягиваться. Но сейчас практически все дети подтягиваться не умеют: по нашим данным только 6 % детей в возрасте до 12 лет могут подтянуться на турнике хотя бы несколько раз. Сейчас во многих дворах появились уличные спортивные комплексы для воркаута, и я очень рад, что подтягивание становится модным. Но такие упражнения подходят не всем: при слишком высоком росте или слишком большом весе у детей высока вероятность травматизма.

-Представляет ли неправильная осанка у ребёнка опасность для здоровья или это только эстетическая проблема?

-Сейчас есть много детей с ослабленной сердечно-сосудистой или бронхолёгочной системой, которым врачи запрещают не только занятия физкультурой, но и вообще какую-либо физическую активность, потому что у них якобы слабое сердце, якобы слабые лёгкие или ЖКТ. Но в этом случае отсутствие физических нагрузок не только негативно влияет на осанку, но и усугубляет проблемы со здоровьем.

-Сейчас много говорят о том, что на осанку ребёнка влияет сидение за партой.

-Какие ещё профилактические меры помогут улучшить осанку школьника?

-Ещё один важный фактор, который непосредственно влияет на осанку — это закаливание. Обычно этому фактору не придаётся особого значения, но физиологи знают, что при обливании тела холодной водой гемодинамика в области груди и спины улучшается в 100 раз! А при улучшении гемодинамики улучшается вентиляция лёгких и деятельность сердца. Но я говорю именно о закаливании, а не о моржевании: для закаливания достаточно облиться холодной водой из ведра или окунуться с головой в холодную ванну на 5 секунд не более.

И последний фактор, который поможет улучшить осанку школьника — это запрет на любые бандажи и корсеты, которые якобы выпрямляют спину. В корсете ребёнок действительно держит спину прямо, но когда он его снимает, спина сразу же искривляется. Проблема заключается в том, что при ношении любых бандажей и корсетов мышцы атрофируются, поэтому после снятия корсета они уже не способны удерживать костный аппарат.

-Три необходимых силовых упражнения для улучшения осанки школьника

Эти упражнения необходимо выполнять не менее двух раз в неделю.


Упражнение для нижней части туловища: приседания 10 раз по 10 повторений, между повторениями — короткая пробежка по кругу. Это упражнение улучшает гемодинамику (возврат крови к сердцу) и способствует правильному развитию позвоночника и мочеполовой системы.

Упражнение на пресс: лежа на спине, подъём прямых ног за голову до касания ногами пола за головой (на выдохе). Это упражнение укрепляет и растягивает поясничный отдел позвоночника и улучшает гемодинамику тазовых органов (матки и простаты) и положительно влияет на внутренние органы, желудочно-кишечный тракт, постановку почек.

Отжимания: их нужно выполнять много раз. Если ребёнок слабый и отжиматься не умеет, его необходимо научить. Сначала можно отжиматься с коленей, потом традиционно. Следить, чтобы спина была прямая. Совсем ослабленные дети могут начинать отжиматься от скамейки или даже от шведской стенки и постепенно переходить к отжиманиям с колен, но отжиматься нужно всем!


Все школьные годы дети большую часть дня сидят, хотя в этом возрасте движение необходимо им как воздух. Это их физиологическая потребность, от недостатка движения они плохо развиваются. Именно поэтому уже в младшей школе у детей катастрофически ухудшается осанка.


Осанна ровной спине

Правильная осанка не только красива, она ещё и эргономична. При ней положение тела наиболее устойчиво: вертикальная поза сохраняется при наименьшем напряжении мышц. Значит, когда ребёнок стоит ровно, расправив плечи, он меньше устаёт. А если он идёт, бежит или прыгает, сохраняя при этом хорошую осанку, позвоночник лучшим образом амортизирует нагрузки.

Плохая осанка затрудняет дыхание и кровообращение. При плохой осанке снижаются окислительные процессы в организме, а это автоматически ведёт к тому, что человек быстрее устаёт как во время физической, так и во время умственной работы. Плохая осанка может довести ребёнка до близорукости или остеохондроза.

Сутулый, с понурой головой ребёнок смотрится неудачником и мямлей. Так к нему и начинают относиться окружающие, и этим своим отношением могут ребёнку внушить, что он и на самом деле не достигнет успеха в жизни.


Так что же делать?

Наращивать мышечный корсет.

Хорошая осанка немыслима без равномерно развитой мускулатуры. Мышечный корсет спасёт даже того, кому от родителей достались слабые соединительные ткани — предвестники плоскостопия, близорукости, сутулости. Как это делать? Не меньше часа каждый день проводить в движении. Три раза в неделю целенаправленно заниматься физкультурой.

Не стелить слишком мягкую постель.

Матрас должен быть ровным, жёстким (волосяным или травяным), подушка — маленькой, низкой. Кровать — такой длины, чтобы ноги можно было свободно вытянуть. А детям, уже имеющим искривление позвоночника, придётся приобрести ортопедический матрас. Ту немалую часть суток, которая приходится на сон, позвоночник должен чувствовать себя комфортно.

Следить, чтобы у ребёнка не появилось плоскостопие.

Плоская стопа нарушает правильную опорную функцию ног, ось таза наклоняется — и осанка нарушается. Вовремя обнаруженное плоскостопие можно исправить. Обратитесь к ортопеду, не запускайте эту проблему.


Обратить особое внимание на позу при письме, чтении, любой работе за письменным столом.

Ребёнок должен сидеть так, чтобы ноги, спина, руки имели опору. Высота стола должна быть на 2–3 см выше локтя опущенной руки вашего чада, когда он сидит. Высота стула не должна превышать высоту голени. Если ноги не достают до пола, надо подставить скамейку, чтобы тазобедренные и коленные суставы были согнуты под прямым углом. Спина должна вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб. Чтобы расстояние от книжки до глаз не превышало 40 см, книгу лучше поставить на пюпитр, тогда голову не придётся наклонять. Неправильная поза при работе за столом очень портит осанку!

Постоянно следить за тем, как ребёнок сидит, стоит, поправлять его, если он сутулится, кособочится.

Пусть встанет к стене, прикоснётся к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и головой. Позвоночник выпрямлен, плечи развёрнуты, лопатки сближены, живот втянут, ягодицы напряжены. Вот она, правильная поза! Тело должно её запомнить. Конечно, легче безвольно распустить мышцы, чем сидеть или ходить прямо, но на то рядом и мы, взрослые, чтобы на первых порах следить за спинкой. А дальше держаться ровно войдёт у ребёнка в привычку.

ОСНОВА АКТИВНОСТИ И ЗДОРОВЬЯ

МЫ РАБОТАЕМ:


Что нужно знать родителям об осанке ребенка?

Чтобы определить, правильная или нет осанка у вашего ребенка, достаточно поставить его к стене, попросить максимально к ней прижаться, выпрямив позвоночник, и проверить, насколько большие расстояния между стеной и поясницей, стеной и шеей. Если это расстояние больше, чем толщина ладони, то уже стоит задуматься. Не лишней будет и консультация врача-ортопеда. Для того, чтобы сохранить осанку школьнику, важно обеспечить его ортопедической обувью, организовать ему удобное спальное место и научить правильно сидеть. Воспитание правильной осанки – один из наиболее действенных методов, который имеет длительный эффект. Но обо всем постепенно.

Причины нарушений осанки

Чтобы знать, от чего оберегать своего ребенка, нужно знать факторы, которые становятся причинами нарушения осанки. Это врожденные заболевания, травмы, плоскостопие, плохое зрение, неравномерные нагрузки, неправильный режим и позы во время сна, неудобная мебель для выполнения уроков (в том числе важен и стул для школьника).

Если с наследственностью и серьезными заболеваниями спины мы сделать ничего не сможем без компетентной врачебной помощи, то в остальных случаях – все в наших руках. Кто еще, как не мы, родители, будет без устали напоминать малышу, как правильно сидеть, организует для него такое учебное место, после которого школьник будет чувствовать себя жизнерадостным и бодрым.


1. Режим дня


Первое, с чего нужно начать – организация правильного режима для школьника. Это касается таких вопросов, во сколько ребенок ложится спать, высыпается ли он, сколько времени проводит в неподвижной форме, чередует ли время, проведенное сидя,
с физическими нагрузками.

На все это должны обращать внимание как учителя, так
и родители. Так, для школьников предусмотрены физкультминутки через каждые 10 минут. Но часто ли наши дети имеют такую возможность? Что касается двигательной активности на протяжении дня, то тут уж все в руках родителей. Проследите, чтобы после школы дети имели возможность заниматься активными видами спорта или занятиями в танцевальном кружке, а во время выполнения домашних заданий делайте для них перерыв. Пусть ребенок выполняет работу по дому, делает упражнения для осанки для школьников, главное – двигается.

Важно также проследить, какие тяжести приходится носить школьникам на себе. Если взвесить все учебники-пеналы-тетради-яблоки-ручки-сменную обувь, то набирается не меньше 3-5 кг. Чтобы такая ноша не приносила ребенку вреда, нужно позаботиться об удобном рюкзаке или ранце с широкими лямками и твердой ортопедической спинкой.

2. Физическая нагрузка

3. Здоровый сон

Спим мы тоже немало. Это значит, что еще дополнительно 8-9 часов мы проводим в неактивном состоянии. От качества матраса и величины подушки зависит правильная поза человека во сне. Чтобы позвоночник человека во сне занимал максимально удобную позу, нужен ортопедический матрас. Подушка должна быть не слишком большой и должна помещаться между плечом и головой. Это предотвратит боли в спине и затекание глубоких коротких мышц позвоночника.

4. Удобная мебель

Чтобы воспитание правильной осанки превратилось в удовольствие, нужно позаботиться о стуле для школьника. И тут помогут советы специалиста.

Основные требования к рабочему (учебному) месту


• соответствие размеров мебели возрасту ребенка;
• регулируемая высота стула для школьника;
• в сидячей позе угол под коленом должен меняться;
• расстояние к поверхности стола 30-45 см для старшего школьного возраста и 25-35 см – для младших школьников.

Для соблюдения этих условий и сохранения осанки подходят ортопедический Танцующий стул для школьника регулируемый по высоте, который формиует осанку ребенка правильной, укрепляя мышцы спины.

5. Полезные привычки

Танцующий Стул – это возможность улучшить осанку и заставить ребенка сидеть правильно., в этом можно убедиться за короткое время. И не мудрено. Ведь для того, чтобы удержаться на стуле, не нужно учиться держать равновесие, это процесс рефлекторный и не заметный. При этом держать осанку школьники учатся очень быстро. А вместе с навыком держивать осанку появляется привычка расправлять плечи, ровно держать голову и правильно сидеть, а значит – быть красивым, здоровым и успешным.



Новый стандарт удобства!


Образ жизни современных детей, и взрослых, в том числе, предполагает длительное нахождение в сидячем положении. Дети посещают школы и сидят за партами несколько часов подряд, дома много времени проводят за компьютерами и телевизорами. Все этом может иметь последствие в виде нарушения осанки, а также появления заболеваний опорно-двигательной системы различной сложности.

    Содержание:

Образ жизни современных детей, и взрослых, в том числе, предполагает длительное нахождение в сидячем положении. Дети посещают школы и сидят за партами несколько часов подряд, дома много времени проводят за компьютерами и телевизорами.Все этом может иметь последствие в виде нарушения осанки, а также появления заболеваний опорно-двигательной системы различной сложности.

Как помочь ребенку сохранить осанку, красивую фигуру и здоровье? Об этом задумываются все родители. Несмотря на наличие многих факторов, влияющих на искривление позвоночника и ухудшению осанки, существуют все-таки способы и методы достижения этой цели.

Причины нарушения осанки у детей


Давайте разберемся, какой должна быть правильная осанка у детей? С точки зрения медицины, осанка – это положение тела, при котором на мышцы, связки и позвоночник осуществляется минимальная нагрузка и давление, независимо от того, идет ребенок, сидит или лежит. Любые действия, которые ребенок совершает, сопровождаются работой целого комплекса мышц и суставов. И только в том случае, если нагрузка на все части позвоночника распределяется равномерно, можно говорить о правильной осанке и положении тела. Если нагрузка распределяется неравномерно, можно говорить о патологической осанке, которая может стать причиной появления многих проблем и заболеваний опорно-двигательной системы организма человека.

Природа позаботилась о том, чтобы человек мог уверенно ходить на двух конечностях, сохраняя вертикальное положение тела. Животным такое преимущество не дано, и именно это отличает людей от представителей животного мира. Однако сегодня нередко отмечается нарушение осанки у детей, и причин этому может быть множество. Основными из них можно считать:

  • Врожденная патология, которая вызывает поражение позвонков (опухоль, инфекции, рахит, другие).
  • Травмы, которые стали причиной повреждения позвоночника.
  • Нарушения, связанные с патологиями слухового и зрительного аппарата, что способствует вытягиванию или наклонам в сторону раздражающих сигналов, чтобы увидеть или услышать их.
  • Неправильная поза во время учебы за партой или игр за столом.
  • Неверно подобранная по размеру одежда.
  • Слабые спинные мышцы, которые не справляются с нагрузкой во время роста ребенка и его физической активности.
  • Неправильно подобранная по размеру и росту мебель и предметы быта, которыми ребенок регулярно пользуется.

Но первое место среди причин нарушения осанки у ребенка является продолжительное динамическое и статическое перенапряжение. Особенно это актуально в тот момент, когда позвоночник ребенка растет и развивается. Дети сидят долго и в неправильной позе за партой в школе, за столом дома, перед компьютером – именно это и является причиной формирования искривлений отделов позвоночника, снижению тонуса мышц спины, а значит, появлению неправильной осанки.

Последствия отсутствия корректировки правильной осанки


Конечно, следить за осанкой нужно постоянно, и особенно это важно для детей дошкольного возраста, а также для школьников. Однако и во взрослой жизни сохранение осанки человека имеет огромную роль, и влияет на состояние здоровья и самочувствия. Давайте рассмотрим, какими могут быть типы нарушения осанки у ребенка:

  • сутуловатость;
  • спина имеет плоскую и плосковогнутую форму;
  • спина может быть круглой и кругловогнутой.

Каждое данное нарушение чревато появлением сопутствующих заболеваний и различных осложнений, и особенно прогрессирует у детей дошкольного и школьного возраста, и в период полового созревания. Чем быстрее растет ребенок, тем больше вероятность появления осложнений. Возможны следующие изменения в организме и работе всех систем и органов:

  • увеличивается частота сердечных сокращений, поскольку подвижность грудной клетки ограничена, и оказывает воздействие во время движения плеч и лопаток;
  • возможно появление одышки, связанной со смещением органов. Увеличивается давление на диафрагму;
  • следствием деформации изгибов позвоночника или отдельных его отделов являются болевые ощущения;
  • нижние конечности подвержены искривлению;
  • юношеский сколиоз у детей, которые учатся в школе и подростков;
  • повышается артериальное давление;
  • затрудняется дыхание;
  • уменьшаются амортизационные способности позвоночника, особенно это касается шейного отдела, что служит причиной появления головной боли и чрезмерным переутомлением, а значит, требуется лечение нарушений осанки;
  • ухудшается внешность.

Как скорректировать осанку у детей


Способов коррекции осанки у детей сегодня существует множество. Медицина в этом вопросе шагнула далеко вперед. Разработаны целые методики и комплексы упражнений, а также корректирующие предметы, позволяющие устранить многие виды нарушений опорно-двигательной системы и осанки в целом.

Медикаментозное лечение также активно практикуется в современной медицине, и служит одним из элементов комплексного подхода к исправлению состояния позвоночного столба. Исправление осанки у детей осуществляется:

  • мануальной терапией;
  • физиотерапевтическими процедурами;
  • массажем;
  • корсетами и корректорами;
  • спортом;
  • другими способами.

Для достижения быстрого положительного эффекта, специалисты рекомендуют подходить к решению проблемы комплексно, сочетая одновременно несколько способов. К примеру, в домашних условиях родители могут самостоятельно следить за положением тела ребенка, напоминать ему о необходимости держать спину ровно и не сутулиться. Совместив это с ношением корсета, а также посещением спортивных секций, вы заметите улучшения уже в ближайшее время. Однако не стоит забывать о том, что контроль состояния позвоночника и организма в целом должен осуществлять квалифицированный доктор, и посещение приемов должно стать регулярным.

Профилактика для осанки детей


Необходимость и причины профилактики осанки у детей очевидны. Ведь все родители хотят, чтобы их ребенок был здоровым и красивым. А значит, с самого раннего детства стоит приложить к этому максимум усилий и сделать все возможное, чтобы профилактика нарушений осанки была эффективной и имела результат.

Прежде всего, необходимо позаботиться о том, чтобы ребенок дошкольного возраста и школьник, спали на жестком матрасе, с небольшой подушкой в форме валика. Соблюдение этих требований обеспечивает правильное положение позвоночника во время сна, а значит, важно для осанки. Кроме того, необходимо следить за тем, какое положение спины и шеи сохраняет ребенок во время выполнения домашних дел и уроков. За обеденным столом, рисуя, играя в компьютер, перед телевизором – расслабляться никогда нельзя.

Профилактика осанки детей может заключаться в использовании специальных корректоров, которые следят за положением спины и позвоночного столба, и в случае отклонения от нормы, напоминают звуковым сигналом или вибрацией. Существуют также корсеты, которые улучшают осанку и устраняют ее нарушения. Этот корсет особо актуален при сколиозе и сутулости, но носить его необходимо строго по времени, и под чутким контролем врача.

Во многом именно от нас, родителей, зависит, какая осанка и здоровье будет у наших детей. Давайте отнесемся к этому внимательно.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.