Как поставить ребенка на ноги при спинномозговой грыже

Грыжа спинного мозга – врожденная аномалия внутриутробного развития у новорожденных. Причиной образования спинномозгового выпячивания является расщепление позвоночника, незаращение дужки позвонка и недоразвитость оболочек, формирующих спинномозговой канал


Безболезненная, уникальная методика доктора Бобыря

Дешевле, чем мануальная терапия

Мягко, приятно, нас не боятся дети

Только с 20 по 30 июня! Записывайтесь сейчас!


Спинномозговой дефект образуется примерно на 9-й неделе беременности и характеризуется неполным закрытием нервной трубки в недостаточно сформировавшемся спинном мозге. Патология распространяется и на костные структуры – позвонки над открытым участком также недоразвиты. Они не имеют плотного соединения в зоне остистых отростков, образуя щель и грыжевой мешок, куда может выпадать сам спинной мозг или нервные корешки.

Чаще всего отмечается лечение грыжи пояснично-крестцового отдела позвоночника, так как формирование конского хвоста (пучок нервных волокон, иннервирующих нижнюю часть спины и ноги) и закрытие спинномозгового канала в этом участке происходит в последнюю очередь. Однако грыжевое выпячивание может образоваться и в других сегментах.

Тяжесть аномалии и возможность выздоровления ребенка определяется размерами незащищенных участков спинного мозга и нервных волокон, а также локализацией процесса. Диагностировать патологию плода возможно еще на внутриутробном развитии при помощи ультразвукового сканирования и принять все возможные меры, чтобы новорожденный ребенок мог нормально расти и развиваться.

Причины образования спинномозговой грыжи в период эмбрионального развития до конца не установлены, но важным фактором, влияющим на плод, считается недостаточное поступление витаминов (в частности фолиевой кислоты) через плаценту, возраст беременной, отравление диоксином, вирусные инфекции (краснуха, грипп, корь и др.), а также курение и злоупотребление алкоголем матерью. Фолиевая кислота, а также ее производные необходимы организму для роста и развития кровеносной, нервной и иммунной систем.

Подобная аномалия не является генетической наследственностью, а считается врожденным пороком. Поэтому, если спинномозговая грыжа обнаруживается на ранних сроках эмбрионального развития плода, то по согласию обоих родителей проводится операция по прерыванию беременности. Повторные беременности при условии получения женщиной всех необходимых витаминов и достаточной дозы фолиевой кислоты имеют все шансы разрешиться успешно без подобных дефектов.

Скрытое расщепление позвоночника (spina bifida occulta). При такой патологии спинной мозг, структура нервных волокон и костные ткани позвоночника полностью развиты и практически не имеют дефектов. Аномалия выражается только в небольшой щели между телами позвонков, которые составляют позвоночный столб.

В такой форме заболевание настолько умеренно выражено, что практически не доставляет пациенту каких-либо беспокойств. В некоторых случаях больные даже и не подозревают у себя подобного порока, а узнают о нем случайно после проведения рентгенографических снимков. Очень редко расщепление сопровождается дисфункциями мочевого пузыря и/или кишечника, хроническими болями в нижней части спины, слабостью мускулатуры ног и лечением сколиоза или других нарушений осанки.

Менингоцеле (meningocele). Более тяжелая форма заболевания, при которой кости позвонков не полностью прикрывают спинной мозг. Сам мозг и нервные корешки развиты нормально или с небольшими отклонениями. Грыжа выглядит в виде мешочка, содержащего ликворную жидкость, куда выпячиваются спинномозговые оболочки. Под кожным покровом располагаются три слоя: твердая спинномозговая прослойка, паутинная оболочка и мягкая. Лечение спинной грыжи такого вида требует хирургического вмешательства.

Миеломенингоцеле (myelomeningocele). Одно из самых тяжелых нарушений центральной нервной системы и составляет оно примерно 75% всех случаев расщепления позвоночника. В этой форме через дефект в позвоночнике вываливается наружу часть спинного мозга или весь мозг. В некоторых случаях грыжа может быть покрыта кожей, в некоторых наружу выходят обнаженные ткани мозга и нервные корешки.

Неврологические нарушения напрямую зависят от локализации аномалии и степени развития спинного мозга. При задействовании в патологии конечных отделов спинного мозга пациенту устанавливают раннюю инвалидность, так как она проявляется в виде паралича ног с полным нарушением актов мочеиспускания и дефекации. Такие больные не могут сами себя обслуживать. Кроме того, велик риск возникновения миелита (воспаления спинного мозга) и разнесения инфекции ликвором в головной мозг и по всему организму.

Грыжа спинного мозга у новорожденных может сопровождаться следующими симптомами:

  • дефекты развития нижних конечностей (косолапость, дисплазия тазобедренных суставов, неправильное расположение стоп, недоразвитость конечностей и пр.);
  • парезы или параличи нижних конечностей, полная или частичная потеря чувствительности;
  • достаточно часто сопровождается гидроцефалией (отеком головного мозга);
  • угнетение функций кишечника, неконтролируемый процесс его опорожнения;
  • нарушения в работе мочевого пузыря, недержание мочи и/или неполное его опорожнение.

Аномалии расщепления позвоночника можно диагностировать еще на этапе внутриутробного развития плода. Анализ крови на содержание в ней зародышевого белка (альфа-фетопротеина), проводимый на 15-20 неделе беременности может насторожить врачей. Ранее УЗИ поможет выявить патологии развития позвоночника, спинного мозга и нервных окончаний. Амниоцентез (пункция вод околоплодного пузыря) позволит обнаружить признаки открытых дефектов нервной трубки.

Новорожденным детям со спинномозговой грыжей проводят КТ или МРТ исследование, УЗИ внутренних органов и позвоночного столба. Обязательна консультация невролога, нейрохирурга, врача вертебролога, ортопеда, уролога. Но в полной мере можно сказать, что грыжа спинного мозга – это именно, то заболевание, которое необходимо предотвратить еще до рождения ребенка, чтобы не обрекать его на пожизненную инвалидность.

Безоперационное лечение грыжи (классическое консервативное) приносит результаты только при скрытом расщеплении позвоночника. Массажи, ЛФК и физиотерапевтические процедуры направлены на укрепление и равномерное развитие мускулатуры спины, и поднятие общего состояния здоровья ребенка.

Физиотерапия (лазерная, электромагнитная и пр.), лекарственные препараты (нейротрофики, ноотропные вещества, группы витаминов) не способны излечить пациента, но облегчают его страдания, улучшают кровообращение нижних конечностей, помогают хотя бы частично восстановить чувствительность нервных волокон. В большинстве случаев ребенка со спинномозговой грыжей ждет инвалидное кресло и родителям необходимо научиться соблюдать определенные правила гигиены (специальная диета, профилактика пролежней, урологические процедуры и пр.).

Хирургическое лечение. Как правило, оперативное вмешательство планируется еще до рождения ребенка. Чтобы еще больше не травмировать грыжу во время родов настоятельно рекомендуется проведение кесарева сечения. Если состояние малыша хорошее или удовлетворительное, в первые же дни его жизни проводят пластическую операцию (удаляют нежизнеспособные нервные волокна и устраняют дефекты дужек позвонков с их дальнейшей стабилизацией).

За рубежом в последнее время стали широко применяться операции по устранению анатомических аномалий развития позвонков плода еще в утробе матери. Таким образом, удается избежать дальнейшего повреждения спинномозговых оболочек и нервных корешков, но полностью компенсировать дефекты не предоставляется возможности. Так практически никогда не восстанавливается чувствительность нижних конечностей, и в большинстве случаев не проходит паралич.

После удаления грыжи проводится комплексное лечение сопутствующих пороков и длительный период реабилитации с обязательной психоневрологической терапией. Особое внимание следует уделять выработке у пациента рефлексов на опорожнение мочевого пузыря и кишечника в определенное время суток. В общем же дети со спинномозговой грыжей постоянно находятся под наблюдением лечащего врача.

Упражнения:
1. Рисование "восьмерки" на подошве.
2. Растирание подошвы.
3. Отведение стопы на 45 гр во внешнюю сторону и поглаживание с нажимом ладонью от пятки к пальцам.
4. Повороты стопы во внешнюю сторону.
5. Сгибание-разгибание стопы.
6. Отведение стопы на внешнюю сторону несколько подходов на 3-4 раза.
7. Растирание тыльной стороны стопы.
8. Растирание стопы сверху, массаж пальчиков и сгибание-разгибание их.
9. Массаж голени и бедра.
10. Сгибание ноги в колене.
11. Подтягивание согнутой в колене ноги к животу.
12. Подъем в бедре выпрямленной ноги.
13. Массаж суджоком, и валиком с колючками.
14. Разведение ног в бедрах (лягушкой).
15. Подъем выпрямленных ног к голове.

Переворачиваем на живот и дальше)

16. Массаж задней части бедер и голени, ягодиц.
17 Сгибание ног в коленях до ягодиц.
18. Массаж суджоком, и валиком с колючками.

Дальше на полу:
19. Занятия на мяче - качаем вперед и назад, лежа на животе, чтобы на ноги опиралась, под ноги кладем массажный коврик.
20. Лежа на мяче на животе выпады вперед руками, опять же на массажный коврик.
21. Лежа на спине на мяче выпады вперед руками , с фиксацией их на массажном коврике (типа мостика что-то получается).
22. Лежа на спине на мяче выпады вперед ногами.
23. Подъем с пола из положения на четвереньках. Я ее держу за ноги,кто-нибудь за руки. Сначала одну ногу, согнутую в колене вперед ставим, потом другую, она оказывается на корточках, и потом из этого положения встает. Потом когда раз 8 встанет, начинаем в этом же положении приседать.

24. Ходим по комнате держа ее за бедра.
25. Ходим за машиной толокаром.

И так каждый день.
Удачи)))) Всё будет хорошо. Моя Лида тоже не ходит пока сама, но я верю, тем более у нас такой заметный прогресс.

Mitch25, какие вы молодцы, что занимаетесь ! Но нагрузка не великовата? Может стоит разбить на два раза? А можно еще одно упражение делать - мы так часто играли. Когда малявка лежит на спине на столе я делала вид, что пытаюсь в живот поцеловать. Она щекотки боится и по-этому, заливаясь смехом, пыталась меня оттолкнуть, используя при этом и ноги. Я выставляла ее ноги в нужную мне позицию на моей груди или даже на мой лоб, продоставляя возможность натолкаться вволю. От смеха и живот подкачивается и ноги тренируются заодно. Ну, а настроении и говорить не буду .

По поводу ходьбы босиком. Наши врачи не советуют, чтобы долго ребенок был без обуви. Это реально опасно при нестабильных суставах. Если не прописана специальная обувь (а так же ортезы, туторы и т.д.), то обувь следует подбирать с очень жестким задником, желательно как можно более высоким. Носок желательно закрытый. И все это с липучками-застежками - для лучшей регулировки. Зато самое классное - это хождение босиком по песку ! Если нет возможности найти чистенькое песочное место, то можно использовать и тазик на балконе. А еще неоднократно видела в инете коврики с разными наполнителями для ходьбы. Жаль, я увидела довольно поздно, а то бы и своей такой сотворила.

Еще хотела сказать и забыла. Наша детка уже отлично передвигается, даже опоры при подьеме и спуске по ступеням не использует, но левая стопа периодически заворачивает во внутьрь, косолапит. Причем происходит это не постоянно, а имеет свою периодичность. Так вот, я заметила, что когда она катается на своем трех-колесном самокате, то стоит на нем правой, более крепкой ножкой, а отталкивается левой. Когда был период потепления, мы часто ходили гулять с самокатами и я обратила внимание, что левая стопа развернулась в правильное положение. Затем опять похолодало и она опять косолапила левой. И вновь потепление, вновь самокат, вновь нога разворачивается в нормальную позицию. Эта закономерность не могла пройти незамеченной с моей стороны, так что стараюсь почаще ей подсовывать именно самокат. Рассказала, может кому-то и пригодится эта информация.

А еще в следующий понедельник мы ложимся в больницу -делать МРТ и обследование на проводимость нервов. Опять канюлю в руку будут тыкать. Так обидно! Она только-только к белым халатам спокойно относиться начала, а сейчас все по новой. А в принципе и не это главное. Главное, что липома, на мой взгляд, увеличилась немного. И теперь я переживаю, что скажут о необходимости операции. Конечно, я знаю, что мой ребенок в хороших руках. Я бы сказала в "лучших руках", но операция есть операция и я сильно переживаю.

Mitch25, мы делали операцию на 17 день после рождения. Все прошло на ура, но позже, на месте шва стала образовываться липома. Наш нейрохирург сказал, что она не представляет опасности. Она частично попадает и в межпозвоночный зазор, но все-равно - это косметический дефект, который не беспокоит ребенка . Она не росла. А вот за последний год по-моему немного увеличилась. Мы были месяц назад у врача и он подтвердил мои догадки. НО ситуация окончательно выяснится только после МРТ.

Насчет "застряла". Я на это тоже обратила внимание. Ситуация не находится в стабильном состоянии. Заметила, что во всем есть какая-то своя периодичность. Вот неделю-вторую каждый день ребенок преподносит какую-то новую приятную неожиданность , эффект закрепился и остался на мертвой точке еще недели на две или даже на месяц. Затем может стать и хуже, вернуться все на исходные. А потом опять - бац! - и мы все умеем ! Наверное (ну, это так - мое мнение), это в большей степени связано с нервной проводимостью. Она у наших детей нестабильна. Как будто контакты электропроводки то замыкает, то размыкает. В общем, "полоска черная, полоска белая". Просто помнить надо - улучшение будет обязательно !

А вот толкание. Я видела здесь, в Германии такие детишки ходят с особыми ходунками. Это выглядит как дугообразный поручень, но не перед ребенком, а за его спиной. Т.е. захват руками происходит по бокам, а не впереди себя. При такой ходьбе тело сохраняет вертикальное положение. Если интересно, то я постараюсь найти картинку .

Елена N 77, у нас менингомюелоцеле. Извините, не знаю как правильнее по-русски сказать. Открытие на S1 L5. Мы занимались не так долго - около полутора лет вместе со мной. Занятия я строила чисто интуитивно - сначала общий массаж, затем работа с проблемными местами. Я работала (иначе не назовешь) над дочей по 2 - 2.5 часа в день, разделяя на 3-4 сеанса. Конечно, на первое место выводился массаж. Все зависит от того, что именно вы хотите добиться. У нас тоже были (да частично и сейчас остаются) проблемы с левой ногой. Тоже сжималась в кулачок. Рентген тут ничего не покажет -это одно из последствий этой патологии. Чуствительность была очень слабой, пальцы подворачивала при упоре. Я не знаю как в 3 года, но в малявочном состоянии все намного проще - почти как из пластилина лепишь. Делала довольно агрессивненько - не до плача, но до хорошего покраснения.

Это массаж, который я делала для стоп :
1. Начинать с массажа от кончика пальца к его основанию. И так пройти всю пятерку.
2. Дальше массаж МЕЖДУ косточками стопы. Начинается от основания пальцев (между ними и в сторону пятки. Обьясняю: массаж производится указательным и большим пальцем. Большой палец накладывается сверху между МЕЖДУ косточками указательный дублирует снизу. Втирательными движениями двигаться в сторону пятки. Пройти все промежутки.
3. Растирание подушечек под пальцами в их основании)
4. У нас пальчики на левой ножке были согнуты и вздернуты вверх. По-этому я укладывала большой палец под подушечки под пальцами (давила вверх). Одновременно правым большим пальцем вдавливала костяшки пальцев вниз. Как бы выкладывала пальчики на нажке в одну плоскость сос стопой.
5 Массаж впадины подьема стопы. По спирали, постепенно увеличивая обооты ( как улитка).
6. Для балансировки наше тело использует три ориентира в пространстве - Это энергетический цент (центр тяжести), расположенный немного ниже пупка и точки в центре каждой пятке. По-этому эта точка требует также массажа. Используйте какую-нибудь палочку (кисточку например) с округленным концом. Установить в центр пятки и вдавливать, сопровождая небольшими вращательными движениями, не уклоняясь от точки.. Не усердствовать - выдерживает ребенок пол-минуты - хорошо, может больше - отлично. В среднем 1-2 мин. достаточно.
7. Размять пяточки.
8. Ранд стопы. Обязательно промассировать вращательными движениями , проходя весь край.
9. Если ножка собрана в кулачок, то кости надо править . Для это лучше испозьзовать мягкую небольшу тряпочку, сложенноу несколько раз. Наложить ее на верхнюю часть (это чтобы своей рукой не повредить мягкие ткани). Левая тыльная сторона ладони вдавливает подьем на стопе вниз, а правая делает упор под подушечки пальцев, давя вверх.
10. Задняя часть стопы. Ахиллесово сухожилие. Массируется с двух сторон двумя пальцам снизу вверх вращательными движениями. Это наша настоящая Ахиллесова стопа (вот уж точнее не скажешь!). Очень часто при данной патологии именно она ослаблена больше всего. Детишкам постарше рекомендуется хождение на носочках для ее тренировки.

Фух, на больше меня пока не хватило - извините. Может попытаюсь как-нибудь зафотать.

Мы сегодня из больницы вернулись. Нам сделали обследование на нервную проводимость и МРТ. С проводимостью врач остался доволен . Теперь наши ножки работают практически в пределах нормы с минимальными отклонениями. Уряяяяя . МРТ вроде тоже без изменений. Там пост-операционная липома, заполняющая также и поврежденный позвонок. Но так как все работает отлично и наш, зафиксированный наглухо и вытянутый во всю длину позвоночника, спинной мозг не дает сбоев, то операция ПОКА не нужна. А еще наш нейрохирург перебрался из Майнца в Висбаден и мы первый раз лежали в этой больнице. Прошлый раз делали настоящий наркоз, поступенчатый. Ребенок через час уже проснулся, поплакал 15 минут для приличия и все! А тут вместо наркоза - снотворное. Спросила у детского врача сколько оно действует. Говорит по-разному - у одних 2 часа, у других 12 часов. Это типа индивидуально. Дыбилы хреновы! Ни фига себе индивидуально! Она проспала 8.5 часов, два часа актив и опять в спячку на восемь часов. Сегодня все время тянула палец в рот (это она так спать хочет), а, когда мы сели в машину около четырех часов, то через 10 мин вырубилась и спит уже седьмой час. Подразумеваю, что до утра.

Inna Ru, очень круто)))))) Вы молодец))) Представляю сколько усилий надо было потратить. 2,5 часа э то серьезно. У меня максимум час получается на всё про всё, больше она и не дается мне. В последние 5 дней вообще не получается массаж толком делать, гостили у родителей, недавно вернулись, дел накопилось, по полдня по городу разъезжаем.
А у вас ножки по размеру отличаются?
Лидок мой сегодня пыталась за одну ручку ходить, хотя я ей это особо не разрешаю, чтобы не перекосило ничего. Так старалась))) Правда, валилась через несколько шагов, стопа подворачивалась. Правой ногой вышагивает, левую подтягивает. Надеюсь, что в итоге всё таки расходится.

Inna Ru, вы раньше писали про ортезы, вы их так и не одевали? Я тут задумалась, что может все таки стоит. На ночь в туторе спим, а вот днем просто в обуви. Но я тут заметила, что у нее уже сформировался неправильный стереотип вставания у опоры, встает, делая опору на щиколотку, я удивляюсь, как она еще ногу себе не поломала. Опять же взрослые спинальники пишут, что после того, как научатся в ортезах ходить, потом долго переучиваются. В общем, я в непонятках.

Елена N 77, как плохо, когда нет врачей-специалистов, сама через это всё прошла. Не знаешь куда и кинуться!

Елена N 77, если есть возможность, то найдите еще ортопеда. Нам окончательное решение пришло только после 4 . ортопедов. Обратите внимание, как ребенок становится на стопу. Может стоит часть дня проводить в ортезе, а часть без. Это зависит от того насколько высока чувствительность и как хорошо он может на ней стоять. Ортопедическая обувь или обувь с хорошим жестким задником конечно идеальна, но только тогда, когда тазобедренный сустав и колено хорошо функционируют и не может произойти выворачивание сустава. В общем, вмешательство должно быть настолько минимальным насколько позволяет состояние ребенка. Но во время занятий лучше освобождать стопу от вспомогательных средств, давая возможность поработать всем группам мышц, чтобы исключить отмирание мышечной ткани. В это время и понаблюдайте за поставкой стопы, сделайте выводы в каких направлениях нужен массаж.

Еще хотелось рассказать об лауфраде. Так он называется по-немецки, по- русски к сожалению не знаю. Это велосипед, но совсем без педалей. Классная вещь. Нам очень рекомендовали. Кроме того, что он учит держат равновесие, он еще и снимает нагрузку тела. Т.е. ноги работают, но им не тяжело. К тому же, прогулки с таким лауфрадом становятся намного интереснее для малыша, а маме не надо тащить коляску.

Mitch25, когда она родилась, разница на треть была. Но так как я ее почти выровнила, то почти одинаковые. Разница около 1 - 1.5 см. Но большей частью из-за того, что пальцы поджимает. А ортезы мы так и не надели - у нее к тому времени ножки хорошо окрепли.
Попробуйте залавливать ее на вставании. Понятное дело - она это тысячу раз в день делает, но как видите, что встает - выставляйте ей стопу. Включите в ваши занятия дополнительное упражнение на вставание. Меня учили, что мышцы тоже обладают памятью. Механической, ессно. Если много-много разиков повторять одно и тоже, то тело будет потом реагировать автоматически.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.