Как исправить осанку в хореографии


Еще в дошкольном возрасте многие из детей уже имеют плоскостопие, вальгусное или варусное искривление ног, различные нарушения осанки, отставание в развитие мышечного корсета - так называемые отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата. Изменение режима дня, увеличение физической нагрузки, психологическое напряжение, все эти составляющие приводят к ухудшению физического состояния школьников младших классов.

Одним из важнейших показателей состояния здоровья человека, и особенно ребенка, как развивающегося организма, является осанка. Общеизвестно, насколько важно правильное положение позвоночника в жизнедеятельности дошкольника и школьника младших классов. Именно на этих возрастных этапах закладываются основы функциональных возможностей организма. Поэтому для педагогов-хореографов, родителей, медицинских работников актуальной является задача формирования правильной осанки детей, поиска эффективных средств и методов для её решения.

Основная задача осанки — предохранение опорно-двигательной системы от перегрузки и травмы за счет рационального выравнивания сегментов тела и баланса мышц.

Правильное владение мышцами спины, ощущение стержня, умение длительное время выдерживать одну позу позволяют сделать вывод, что учащийся имеет правильно поставленный корпус- основу любого движения.

В формировании балетной осанки участвуют корпус, нижние и верхние конечности и голова. Для правильной осанки важное значение имеет положение корпуса относительно ног: таз находится точно в центре сагиттальной и фронтальной плоскостей тела, нельзя отклоняться ни вперёд, ни назад, ни в стороны. Ключицы расправлены, шейно-плечевые линии симметричны, лопатки прилегают к спине, их углы слегка оттянуты вниз и не выступают. Голова держится прямо, шея не напряжена. У учащихся-хореографов наиболее частыми нарушениями балетной осанки являются: плоская спина, круглая и сутулая спина, (кифоз), седлообразная спина (лордоз), сочетания различных отклонений осанки, асимметричное расположение лопаток и плечевого пояса, Х-образные и 0-образные строение ног.

Педагог на занятиях постоянно контролирует правильность осанки и обращать особое внимание на учащихся, у которых имеются отклонения. Работа над постановкой осанки с такими учащимися проводится первоначально при не неполной выворотности ног.

Ещё в 1830 году знаменитый итальянский артист, балетмейстер и педагог Карло Блазис указывал: "Красивая походка и красивая осанка первое достоинство хорошего танцовщика."

Осанка ученика в классической хореографии формируется в особом режиме (в "выворотном" положении ног) и поэтому несколько отличается от "нормальной" (правильной) осанки человека. Правильное положение ученика, осваивающего основы классического танца, следующее: голова чуть приподнята, плечи опущены и развернуты, не допускается "торчание" лопаток и выпячивания нижней части ребер вперед, прогиб в пояснице минимален, ягодицы подтянуты, при этом мышцы живота подтянуты также, бедра находятся строго над ногами, все тело "стремится" кверху.

Такое положение корпуса не только обеспечивает приобретение учеником правильной осанки, но и формирует устойчивость, облегчает развитие выворотности ног, гибкости и выразительности движений. Однако в большинстве случае ученики с трудом осваивают подобное положение корпуса, что связанно как с нарушениями опорно-двигатльного аппарата, так и с трудностью в координировании. Коррекция осанки учеников на занятиях хореографией начинается с требования строго правильного положения корпуса при исполнении классического экзерсиса или танцевальных композиций.

Далее работа над правильной осанкой продолжается с помощью упражнений партерной гимнастики, являющейся вспомогательным средством развития необходимых танцевальных данных. Исправление осанки у учащихся хореографической специализации – процесс сложный и трудоёмкий. Только исправив природные недостатки учащегося, можно добиться правильной постановки корпуса при выполнении движений классического экзерсиса. Правильно подобранные комплексы корригирующей гимнастики проводимые регулярно под руководством педагога, помогают учащимся избавиться от нарушений в осанке и сформировать балетную осанку.

На отделение хореографии зачастую отбираются учащиеся со средними профессиональными данными, ранее не занимавшиеся классическим и народным тренажом , но имеющие хорошее строение тела и артистизм.

Вместе с тем принятые на отделение хореографии учащиеся должны быть физически здоровы, иметь хорошие функциональные возможности. Регулярные занятия хореографическими дисциплинами, тщательное изучение основ классического танца, выполнение вспомогательных и корригирующих упражнений, занятия партерной гимнастикой, дыхательными упражнениями, тщательный разогрев перед тренажом позволят учащимся добиться хороших результатов и предотвратить травмы в заболевания опорно-двигательного аппарата.

Правильное- организованный учебный процесс – как единая система, направленная на укрепление здоровья и всестороннее развитие ребёнка, поможет сохранить учащемуся это здоровье. Ведущая роль в формировании Человека как гармонически развитой личности принадлежит таким учебным заведениям где существует профессиональное хореографическое отделение.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.