Изгибы позвоночника по анисимову-терентьеву

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 261 303
  • КНИГИ 602 467
  • СЕРИИ 22 627
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 568 047

Профилактика и коррекция нарушений и заболеваний костно-мышечной системы у детей и подростков: Пособие для системы послевузовского профессионального образования врачей

Памяти профессора кафедры хирургических болезней детского возраста Российского государственного медицинского университета, заслуженного врача РФ, главного детского хирурга Департамента здравоохранения г. Москвы Вахтанга Панкратьевича Немсадзе

К началу нового тысячелетия произошло изменение структуры функциональных и хронических заболеваний у детей и подростков. Так, нарастание распространенности нарушений со стороны костно-мышечной системы (КМС) обусловило их третье ранговое место (по итогам Всероссийской диспансеризации 2002 г.). На сегодняшний день, в силу продолжающегося роста патологических состояний КМС и в связи с тем, что масштабы проблемы можно считать угрожающими, она выходит за рамки только медицинской и приобретает высокую медико-социальную значимость.

В силу того, что патологические состояния КМС касаются не только непосредственно этой системы, но и других систем организма, многие специалисты рассматривают состояние КМС как критериальный показатель здоровья организма в целом. Нарушения и заболевания КМС часто становятся причиной ограничения в выборе профессии, являются противопоказаниями для службы в армии, негативно сказываются на репродуктивном здоровье, ведут к инвалидности в социально активном возрасте, доставляют физические и психологические страдания.

Вместе с тем резко сократилась доступность квалифицированной ортопедической помощи, практически не ведется должное диспансерное наблюдение за формированием и развитием КМС у детей.

Исходя из этого, одним из приоритетных направлений на сегодняшний день является своевременное выявление нарушений и заболеваний КМС у детей и подростков, а также их профилактика и коррекция.

В предлагаемой нами рабочей классификации представлены наиболее часто встречающиеся в настоящее время нарушения и заболевания КМС у детей и подростков.

I. Функциональные нарушения

1. Нарушения позвоночника:

• скручивание туловища вокруг вертикальной оси,

• отсутствие строго горизонтального положения плечевого и тазового пояса,

• асимметричное расположение лопаток,

• нарушения осанки (выпрямленная, сутулая, лордическая, кифотическая, сколиотическая).

2. Нарушения свода стопы:

3. Остаточные явления рахита:

• деформации ног (варусная, вальгусная).

1. Заболевания позвоночника:

• сколиоз, патологический лордоз, патологический кифоз, кифосколиоз.

2. Заболевания стопы:

До настоящего времени немало врачей считают функциональные нарушения КМС у детей явлением, не заслуживающим серьезного внимания, поскольку они убеждены, что эти нарушения и без каких-либо лечебно-профилактических мероприятий с возрастом бесследно исчезнут.

Между тем все более укрепляется мнение, что функциональные нарушения КМС в детском возрасте представляют большую опасность, если они не выявлены своевременно и не приняты меры для их устранения. В таких случаях они становятся той почвой, на которой формируются более стойкие и серьезные нарушения и заболевания.

Одним из необходимых условий нормального формирования КМС в детском возрасте является правильная осанка, так как неправильное положение тела при повышенной эластичности детского скелета приводит к его деформациям и нарушению его развития. Нарушения осанки создают условия не только для развития заболеваний КМС, но и многих внутренних органов и систем. Так, например, у детей с сутулой осанкой снижена жизненная емкость легких, уменьшена экскурсия грудной клетки и диафрагмы, что неблагоприятно сказывается на деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. При такой осанке также нарушается нормальное функционирование органов брюшной полости (пищеварение, выделение, репродукция).

Снижение рессорной функции позвоночника у детей с нарушенной осанкой способствует постоянным микротравмам сосудов мозга во время движений (ходьба, бег, прыжки), что отрицательно влияет на нервно-психическую деятельность, сопровождается быстрым утомлением, частыми головными болями и эмоциональной лабильностью.

КМС является основой для объединения всех органов и систем с целью выполнения функции движения тела и перемещения его в пространстве. Комплексный подход в изучении состояния КМС может быть использован в качестве критериального показателя в интегральной оценке здоровья детей и подростков.

В связи с этим значительно повышается роль педиатрической службы в выявлении и профилактике нарушений и заболеваний КМС у детей и подростков. Однако на сегодняшний день не все педиатры в достаточной степени осведомлены о возрастных особенностях КМС детей и подростков, критериях выявления нарушений КМС, формировании поведенческих факторов риска заболеваний КМС, и как следствие, основных направлениях и методах в профилактике патологических состояний КМС у детей и подростков.

Данное пособие ставит своей целью помочь медицинским работникам общеобразовательных учреждений и другим специалистам, осуществляющим медицинскую помощь детям и подросткам, улучшить диагностику костно-мышечной патологии, учитывая особенности детского и подросткового возраста, выявлять факторы риска с целью формирования групп динамического наблюдения и проведения своевременной профилактики нарушений и заболеваний КМС.

Противопоказаний для использования предлагаемых в настоящей работе методов профилактики нет.

Детские поликлиники и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи и др.) оснащены основными материально-техническими средствами (медицинский кабинет, оборудованный ростомером, весами, плантографом), чтобы при проведении профилактических медицинских осмотров учащихся, используя стандартные методы обследования, своевременно выявлять нарушения со стороны КМС, проводить необходимые диагностические исследования, выявлять основные факторы риска для проведения профилактических мероприятий.

Глава 1. Возрастная динамика формирования костно-мышечной системы у детей и подростков

Формирование КМС происходит на протяжении всего периода роста и развития организма. Наиболее интенсивно в первые годы жизни. Молодая кость отличается малой плотностью и порозностью, она упруга и эластична, имеет развитую сеть сосудистых каналов. Рост кости осуществляется благодаря деятельности клеток надкостницы, костного мозга, а также клеток ткани, окружающей кровеносные сосуды в самой кости.

Костная ткань покрыта хорошо развитой надкостницей, за счет которой происходит дальнейший ее рост в толщину. Рост кости в длину происходит сначала за счет размножения хрящевых клеток и замены их костной тканью в отделах, прилегающих к диафизу, а затем за счет эпифизарной зоны (зона роста). Интенсивность роста кости в длину с возрастом уменьшается, и рост прекращается с исчезновением эпифизарной зоны.

К моменту рождения окостеневшими являются лишь диафизы трубчатых костей. Позвоночник на 39 % состоит из хрящевой ткани, а головка бедра, запястье целиком из хряща. В первые годы жизни в связи с развитием моторной функции происходит энергичное окостенение и рост скелета. Окостенение отдельных частей скелета происходит в разные сроки и в основном заканчивается к моменту прекращения роста.

Развитие соматической мускулатуры и ее функциональное совершенствование происходит на протяжении всего созревания организма. У новорожденного мышцы имеют тонкие мышечные волокна с большим количеством ядер. Они обильно снабжены кровеносными сосудами. С возрастом происходит рост мышечных волокон в толщину. Процесс морфологического становления КМС происходит в тесной связи с развитием движений.

Возраст, лет Изгибы позвоночника
шейный поясничный
мальчики девочки мальчики девочки
3-6 2,5-2,7 2,5-2,7 2,9-3,5 2,9-3,5
8-10 2,8-3,0 2,9-3,3 3,8-4,0 3,7-4,1
11-13 3,0-5,7 3,3-5,6 4,3-5,6 4,1-5,5
>13 5,8-5,9 6,0-6,1 5,9-6,3 6,3-6,4

Запишите полученные результаты, сравните их со среднестатистическими (таб. 1), сделайте вывод о правильности формирования изгибов в грудном и поясничном отделе у испытуемых.

Задание 5. Определение правильности осанки.

5.1. Осмотрите человека сбоку. При нормальной осанке грудная клетка несколько приподнята, живот подтянут, нижние конечности прямые, физиологические изгибы позвоночника умеренно выражены.

Для более точной оценки, нарисуйте мелом на большом зеркале вертикальную черту. Испытуемый встает к нему боком примерно на расстоянии 30 см от зеркала так, чтобы линия проходила по мочке уха. Если осанка нормальная, то нарисованная черта, пройдя через мочку уха, коснётся плеча спереди, пройдёт на расстоянии 2,5 см сзади от коленной чашечки и направится вниз прямо перед лодыжкой (рис. 4, идеал).


Рис. 4. Нарушения осанки (вид сбоку).

Если осанка отличается от нормальной, попробуйте оценить нарушение с помощью рис. 4.

5.2. Осмотрите человека спереди и сзади. Человек должен стоять свободно, не напрягаясь, опустив руки вдоль туловища. Главной особенностью правильной осанки является симметричное расположение частей тела относительно позвоночника. При осмотре оцените (рис. 5)

1) положение головы − находится ли она на одной вертикали с туловищем, подана вперед или наклонена набок (вправо или влево);

2) рельеф шеи − одинакова ли линия от козелка уха (выступ хряща наружного уха, который располагается перед отверстием наружного слухового прохода) до края плеча слева и справа, шея выгнута с обеих сторон одинаково или одна сторона длиннее другой;

3) плечи − на одном ли уровне они располагаются или одно плечо приподнято выше другого; разведены плечи или поданы вперед, и если поданы, то одинаково или одно сильнее другого (учтите, что такая асимметрия часто возникает у спортсменов − метателей, фехтовальщиков, боксеров и др.);

4) лопатки − на одном уровне или одна выше; выступают ли, и если выступают, то одинаково или одна сильнее другой; для более точной оценки измерьте расстояние от седьмого позвонка (наиболее выступает на шее) до нижнего угла правой лопатки и до нижнего угла левой лопатки (расстояния должны быть одинаковыми).

5) треугольники талии (пространство треугольной формы между опущенными вниз руками и контуром талии) − сравниваем размеры полученных треугольников с правой и с левой стороны тела, если размеры не совпадают, значит, треугольники талии несимметричны;

6) позвоночник − остистые отростки расположены строго вертикально или отклоняются от прямой линии; для более точной оценки лучше использовать отвес, начальной точкой приложения которого является наиболее выступающий 7 шейный позвонок, или можно нарисовать строго вертикальную линию на зеркале − при правильной осанке изображение позвоночника должно точно совпасть с линией на зеркале.




в − боковое искривление позвоночника

Рис. 5. Правильная осанка (А и Б) и осанка при боковых искривлениях позвоночника (В).

Занесите в тетрадь результаты осмотра испытуемого и измерения, сделанные в ходе осмотра. Сделайте вывод о правильности осанки испытуемого.

Задание 6. Оценка осанки при движениях.

6.1. Попросите испытуемого встать прямо и сильно напрячь колени. Если он теряет равновесие, то его осанка далека от правильной.

6.2. Положите на голову испытуемого книгу или другой плоский предмет. Он должен пройти с ним по классу до стены, прижаться к стене спиной, присесть, встать и вернуться на место. При нарушении осанки предмет упадёт с головы.

Задание 7. Оценка мебели.

Оцените, подходит ли мебель в классе для испытуемого. Стул должен доходить до колен испытуемого. При правильно подобранном стуле, стол должен быть на 4-5 см выше локтя опущенной руки сидящего человека.

Сделайте вывод о соответствии мебели росту испытуемого.

Запишите полученные результаты, сравните их со среднестатистическими (таб. 1), сделайте вывод о правильности формирования изгибов в грудном и поясничном отделе у испытуемых.

Задание 5. Определение правильности осанки.

5.1. Осмотрите человека сбоку. При нормальной осанке грудная клетка несколько приподнята, живот подтянут, нижние конечности прямые, физиологические изгибы позвоночника умеренно выражены.

Для более точной оценки, нарисуйте мелом на большом зеркале вертикальную черту. Испытуемый встает к нему боком примерно на расстоянии 30 см от зеркала так, чтобы линия проходила по мочке уха. Если осанка нормальная, то нарисованная черта, пройдя через мочку уха, коснётся плеча спереди, пройдёт на расстоянии 2,5 см сзади от коленной чашечки и направится вниз прямо перед лодыжкой (рис. 4, идеал).


Рис. 4. Нарушения осанки (вид сбоку).

Если осанка отличается от нормальной, попробуйте оценить нарушение с помощью рис. 4.

5.2. Осмотрите человека спереди и сзади. Человек должен стоять свободно, не напрягаясь, опустив руки вдоль туловища. Главной особенностью правильной осанки является симметричное расположение частей тела относительно позвоночника. При осмотре оцените (рис. 5)

1) положение головы − находится ли она на одной вертикали с туловищем, подана вперед или наклонена набок (вправо или влево);

2) рельеф шеи − одинакова ли линия от козелка уха (выступ хряща наружного уха, который располагается перед отверстием наружного слухового прохода) до края плеча слева и справа, шея выгнута с обеих сторон одинаково или одна сторона длиннее другой;

3) плечи − на одном ли уровне они располагаются или одно плечо приподнято выше другого; разведены плечи или поданы вперед, и если поданы, то одинаково или одно сильнее другого (учтите, что такая асимметрия часто возникает у спортсменов − метателей, фехтовальщиков, боксеров и др.);

4) лопатки − на одном уровне или одна выше; выступают ли, и если выступают, то одинаково или одна сильнее другой; для более точной оценки измерьте расстояние от седьмого позвонка (наиболее выступает на шее) до нижнего угла правой лопатки и до нижнего угла левой лопатки (расстояния должны быть одинаковыми).

5) треугольники талии (пространство треугольной формы между опущенными вниз руками и контуром талии) − сравниваем размеры полученных треугольников с правой и с левой стороны тела, если размеры не совпадают, значит, треугольники талии несимметричны;

6) позвоночник − остистые отростки расположены строго вертикально или отклоняются от прямой линии; для более точной оценки лучше использовать отвес, начальной точкой приложения которого является наиболее выступающий 7 шейный позвонок, или можно нарисовать строго вертикальную линию на зеркале − при правильной осанке изображение позвоночника должно точно совпасть с линией на зеркале.




в − боковое искривление позвоночника

Рис. 5. Правильная осанка (А и Б) и осанка при боковых искривлениях позвоночника (В).

Занесите в тетрадь результаты осмотра испытуемого и измерения, сделанные в ходе осмотра. Сделайте вывод о правильности осанки испытуемого.

Задание 6. Оценка осанки при движениях.

6.1. Попросите испытуемого встать прямо и сильно напрячь колени. Если он теряет равновесие, то его осанка далека от правильной.

6.2. Положите на голову испытуемого книгу или другой плоский предмет. Он должен пройти с ним по классу до стены, прижаться к стене спиной, присесть, встать и вернуться на место. При нарушении осанки предмет упадёт с головы.

Задание 7. Оценка мебели.

Оцените, подходит ли мебель в классе для испытуемого. Стул должен доходить до колен испытуемого. При правильно подобранном стуле, стол должен быть на 4-5 см выше локтя опущенной руки сидящего человека.

Сделайте вывод о соответствии мебели росту испытуемого.

Осанка — это непринужденное, привычное положение тела стоя, при ходьбе, cидя. Осанка характеризуется положением туловища, выраженностью изгибов позвоночника положением линии остистых отростков, симметричностью лопаток. Выраженность изгибов позвоночника, формирующихся у детей и подростков в процессе роста и развития, имеет большое физиологическое значение в связи с опорной и рессорной функциями позвоночника, особенно при занятиях физической культурой.

Недостаточная либо чрезмерная выраженность любого из физиологических изгибов позвоночника, возникающая под действием различных факторов, приводит к формированию неправильной осанки: сутуловатая, лордотическая, кифотическая, выпрямленная (рис. ниже).


Правильная осанка характеризуется свободным, без мышечного напряжения удерживанием головы и туловища в прямом положении. Голова при этом немного приподнята, грудь выдается вперед, живот подтянут, ноги прямые, плечи слегка отведены кзади и находятся на одном уровне. Голова и позвоночник, если смотреть сзади, составляют него прямую вертикальную линию, а если смотреть сбоку, позвоночник имеет небольшие углубления, соответствующие возрасту и полу, в шейном и поясничном отделах (лордозы) небольшую выпуклость в грудном отделе (кифоз).

Для выпрямленной осанки (плоская спина) характерна очень ровная спина, выраженная сглаженностью всех физиологических изгибов позвоночника и даже их отсутствием, угол наклона таза уменьшен, грудная клетка уплощена. Причина уплощения позвоночника состоит в недостаточном наклоне таза. Уменьшение изгибов позвоночника снижает его амортизационную способность. Дети с плоской спиной предрасположены к сколиозу.

При сутуловатой осанке (круглая спина) увеличивается глубина шейного изгиба,

Лордотическая осанка характеризуется откинутым кзади туловищем, приподнятой головой, выпяченным и отвисшим животом. Наблюдается выраженный поясничный лордоз и сглаженный шейный.

При кифотической осанке (кругло-вогнутая спина) плечи опущены, голова наклонено вперед, живот выпячен, грудная клетка уплощена, угол наклона таза увеличен. В позвон ночнике отмечается увеличение глубины шейного и поясничного лордозов и грудной кифоза. Выпячиванию живота способствует ослабление мышц.

Нарушения осанки в сагиттальной плоскости у детей нередко сопровождаются снижением функций кардиореспираторной и пищеварительной систем, задержкой фи зического развития, а плоская спина — также и нарушением рессорной функции позво ночника.

Асимметрия лопаток характеризуется расположением нижних углов лопаток разных уровнях. Асимметрия лопаток является начальной стадией развития сколиозу
Сколиоз — это искривление позвоночного столба во фронтальной плоскости (боковое
искривление). Сколиоз может быть врожденным и приобретенным. Причиной первого являются дефекты развития позвоночника (асимметрия, развития тел позвонков и др.). 95% сколиозов считаются приобретенными вследствие перенесенного рахита, из-за разной длины ног, в результате неправильной привычно позы за столом во время занятий, что приводит к растяжению мышц на одной стороне туловища и укорочению — на другой и фиксации их в этом положении.

Чем раньше формируется сколиоз, тем больше вре мени для его прогрессирования, тем хуже исход. В период полового созревания (при отсутствии лечения) развитие сколиоза ускоряется в 4—5 раз.

Сколиоз представляет собой сложное и тяжелое заболевание, связанное не только с искривлением позвоноч ника, но и сопровождающееся значительными морфофунк циональными изменениями опорно-двигательного аппарата, органов грудной клетки, брюшной полости и тазовых органов.

Определение видов осанки проводят путем осмотра. При этом ребенка осматривают спереди, сзади и профиль. Обнаженного до пояса ребенка ставят на расстоянии 1—1,5 м от исследователя так, чтобы на него падал свет. Температура воздуха в помещении, где проводится осмотр, должна быть не ниже 18—20°. Осмотр следует начинать через 1—1,5 мин после раздевания ребенка это время ребенок обычно принимает привычную для него позу). Определение изменений осанки в сагиттальной плоскости (сзади наперед) проводят при положении ребенка в профиль, когда хорошо видны физиологические изгибы позвоночника (шейный, грудной, поясничный), соотношение которых, собственно, и формирует осанку.

При правильной осанке показатели глубины шейного и поясничного изгибов близки по значению и колебанию в пределах 3—4 см в младшем школьном возрасте и 5—5,5 см в среднем и старшем.

Измерение глубины физиологических изгибов позвоночника рекомендуется прооводить по методике З.П. Ковальковой при помощи переносного антропометра или деревянной планки. При измерении глубины шейного изгиба (шейной точки — 1) антроопометр устанавливают по задней срединной линии так, чтобы он соприкасался с выступающими остистыми отростками грудных позвонков. Чтобы получить величину поясничного лордоза, следует измерить расстояние от наиболее удаленной точки в поясничном отделе позвоночного столба до переднего края антропометра — 2 (рис.2.5.2).


Согласно измеренным величинам (глубина шейной и поясничной точек) по ворастно-половым оценочным таблицам определяют вид осанки в сагиттальной плоскости. Глубина изгибов позвоночника в норме представлена в таблице 2.5.1.

Измерения кривизны позвоночника во фронтальной плоскости (степень выраженности сколиоза) можно установить, осматривая ребенка спереди и сзади. При этом следует обращать внимание на форму и уровень стояния плеч (при сколиозе одно плечо опускается и становится как бы плоским), положение головы и очертание шейно-плечевых линии, взаиморасположение углов лопаток (при сколиозе они находятся на
разных уровнях за счет опущения лопатки, расположенной на противоположной ис

кривлению стороне), величину треугольников талии (при сколиозе треугольник талии меньше выражен с той стороны, где имеется искривление) (рис. 2.5.3)



Определяют расположение складок по линии талии (при искривлении позвоночного столба в области поясничных позвонков складка со стороны искривления выражена

больше и определяется как высокий бок), степень развития мышц спины (при сколиозе продольные мышцы на стороне измененной осанки развиты больше и более упруги, образуют мышечный валик), положение остистых отростков позвонков относительно задней срединной линии. Для обнаружения смещения этой линии исследователь пальцем проводит по позвоночнику и определяет его форму по линии проявляющегося белого или красного дермографизма.

Таблица 2.5.1. Изгибы позвоночника (по Анисимову-Терентьеву)
Возраст, лет Изгибы позвоночника, см
. шейный поясничный
. мальчики девочки мальчики девочки
3—6 2,5—2,7 2,5—2,7 2,9—3,5 2,9—3,5
8—10 2,8—3,0 2,9—3,3 3,8—4,0 3,7—4,1
11—13 3,0-5,7 3,3-5,6 4,3—5,6 4,1—5,5
>13 5,8-5,9 6,0-6,1 5.9—6,3 6,3-6,4

При осмотре спереди определяют положение ключиц, ребер, форму грудной клетки, а сзади при наклоне туловища вниз из положения стоя наличие асимметрии в вид реберного выбухания или реберного горба.
Перечисленные выше признаки сколиоза при перемене положения тела ребенка могут исчезать, что характеризует начальную его стадию. Чтобы убедиться в этом, ребенок должен приподняться на носках с поднятыми и сведенными (переплетенными вместе пальцами рук. Если при этом углы лопаток не устанавливаются на одной линии- -это означает, что уже развилось искривление позвоночного столба (сколиоз). Для определения боковых искривлений позвоночника можно также использовать модификационный вариант ростомера. У обследуемого на коже дермографическим карандашом или синькой отмечают линию расположения остистых отростков позвонков в положена привычной осанки. Затем, поставив обследуемого спиной к ростомеру, на уровне затылочного бугра, пятого шейного, седьмого грудного и четвертого поясничного позвонков с помощью вставляемой в отверстие ростомера планки, конец которой смочен раствором синьки, наносят на кожу спины точки. Через эти точки проводится прямая линия , отклонения от нее линии остистых отростков позвоночника и характеризуют степень искривления позвоночника.

Измерения глубины шейного и поясничного изгибов и величины сколиоза можно проводить с помощью двух линеек. Одна из них, длиной более 80 см, выполняет poль вертикальной стойки ростомера.

Боковые искривления позвоночника могут быть определены с помощью прямой планки (деревянной или металлической) длиной 1,5—2 м. Эту планку строго вертикально приставляют к обследуемому сзади так, чтобы она коснулась остистого отростка 7-го шейного позвонка; можно использовать отвес вместо планки.

В зависимости от направления дуги искривления позвоночника различают право сторонние и левосторонние сколиозы, а в зависимости от локализации и протяженности искривления — шейный, грудной, поясничный и тотальный сколиозы; методически правильно проведенное обследование позволяет выявить и определить степень и вид сколиоза (рис. 2.5.4).


При I степени имеется функциональное нарушение, нефиксированный дефект, исчезающий при активном напряжении мускулатуры. II степень характеризуется стойким искривлением, не исчезающим при напряжении мускулатуры; резко выраженных деформаций позвоночника и грудной клетки нет. При III степени наблюдаются резко выраженные фиксированные искривления позвоночника и деформации грудной клетки.

Осанка — это непринужденное, привычное положение тела при стоянии, ходьбе, сидении, отражающее особенности конфигурации тела. Осанка характеризуется положением головы, туловища, лопаток, выраженностью изгибов позвоночника в сагиттальной плоскости (лордоз — выпуклость вперед, кифоз — выпуклость назад), положением линии остистых отростков, симметричностью лопаток. Выраженность изгибов позвоночника, формирующихся у детей и подростков в процессе роста и развития, имеет большое физиологическое значение в связи с опорной и рессорной функциями позвоночника, особенно при занятиях физической культурой.

Недостаточная либо чрезмерная выраженность любого из физиологических изгибов позвоночника, возникающая под воздействием различных факторов, приводит к формированию неправильной осанки: прямая спина, круглая, кругловогнутая, сутулость (рис. 2.1).


Рис. 2.1. Виды осанки:

а — правильная; б — плоская спина; в — круглая спина; г — кругловогнутая спина

Правильная осанка характеризуется свободным, без мышечного напряжения удерживанием головы и туловища в прямом положении. Голова при этом немного приподнята, грудь немного выступает вперед, живот плоский или слегка выпуклый, но не выходит за линию грудной клетки, ноги прямые, плечи слегка отведены кзади и находятся на одном уровне. Оси головы и туловища расположены по одной вертикали, перпендикулярной к площади опоры, в профиль позвоночник имеет небольшие углубления, соответствующие возрасту и полу, в шейном и поясничном отделах (лордозы) и небольшую выпуклость в грудном отделе (кифоз) (рис. 2.1, а).

Для выпрямленной осанки (плоская спина) характерна очень ровная спина, вызванная сглаженностью всех физиологических изгибов позвоночника и даже их отсутствием; угол наклона таза уменьшен; грудная клетка уплощена. Причина уплощения позвоночника состоит в недостаточном наклоне таза. Уменьшение изгибов позвоночника снижает его амортизационную способность. Дети с плоской спиной предрасположены к сколиозу (рис. 2.1, б).

При сутуловатой осанке (круглая спина) увеличивается грудной кифоз на фоне уменьшения шейного и поясничного лордоза, голова наклонена вперед, плечи опущены и сведены кпереди, угол наклона таза уменьшен, живот выпячен, углы лопаток отстают (так называемые крыловидные), ягодицы кажутся уплощенными. Тотальный кифоз позвоночника начинается от пятого позвонка и включает шейные. Развитию круглой спины способствует продолжительное сидение в согнутом положении, стояние с опущенной грудной клеткой, а также слабость мышц спины (рис. 2.1, в).

Лордотическая осанка характеризуется откинутым кзади туловищем, приподнятой головой, выпяченным и отвисшим животом. Наблюдается выраженный поясничный лордоз и сглаженный шейный.

При кругло в о гнутой спине плечи опущены, голова наклонена вперед, живот выпячен, грудная клетка уплощена, угол наклона таза увеличен. В позвоночнике отмечается увеличение глубины шейного и поясничного лордозов и грудного кифоза. Выпячиванию живота способствует ослабление мышц (рис. 2.1, г).

Нарушения осанки в сагиттальной плоскости у детей обычно сопровождаются снижением функций кардиореспираторной и пищеварительной систем, задержкой физического развития, а плоская спина — еще и нарушением рессорной функции позвоночника.

Асимметрия лопаток характеризуется расположением нижних углов лопаток на разных уровнях. Искривление позвоночного столба во фронтальной плоскости (боковое искривление) может быть проявлением дефекта осанки или сколиоза. Дефекты осанки — это нестойкие изменения физиологических изгибов позвоночного столба в сагиттальной или во фронтальной плоскости без морфологических изменений позвонков. Сколиоз может быть врожденным и приобретенным. Причиной первого являются дефекты развития позвоночника (асимметрия развития тел позвонков и др.). 95 % сколиозов считаются приобретенными вследствие перенесенного рахита, из-за разной длины ног, в результате неправильной привычной позы за столом во время занятий, что приводит к растяжению мышц на одной стороне туловища и укорочению — на другой и фиксации их в этом положении.

Чем раньше формируется сколиоз, тем больше времени для его прогрессирования, тем хуже исход. В период полового созревания (при отсутствии лечения) развитие сколиоза ускоряется в А—5 раз.

Сколиоз представляет собой сложное и тяжелое заболевание, не только связанное с искривлением позвоночника, но и сопровождающееся значительными морфофункциональными изменениями опорно-двигательного аппарата, органов грудной клетки, брюшной полости и тазовых органов.

Определение видов осанки проводят путем осмотра. При этом ребенка осматривают спереди, сзади и в профиль. Обнаженного до пояса ребенка ставят на расстоянии 1—1,5 м от исследователя так, чтобы на него падал свет. Температура воздуха в помещении, где проводится осмотр, должна быть не ниже 18—20 °С. Осмотр следует начинать через 1—1,5 мин после раздевания ребенка (за это время ребенок обычно принимает привычную для него позу). Определение изменений осанки в сагиттальной плоскости (сзади наперед) проводят при положении ребенка в профиль, когда хорошо видны физиологические изгибы позвоночника (шейный, грудной, поясничный), соотношение которых, собственно, и формирует осанку.

Показатели глубины шейного и поясничного изгибов при правильной осанке представлены в табл. 2.2.

Измерение глубины физиологических изгибов позвоночника рекомендуется проводить по методике 3. П. Ковальковой при помощи деревянной планки (длина 2 м, ширина 5 см, толщина 1 см, цена большого деления — 1 см, малого — 5 мм) (рис. 2.2) или переносного антропометра (рис. 2.3). При измерении глубины шейного изгиба (шейной точки) антропометр устанавливают по задней срединной линии так, чтобы он соприкасался с выступающими остистыми отростками грудных позвонков. Чтобы получить величину поясничного лордоза, следует измерить расстояние от наиболее удаленной точки в поясничном отделе позвоночного столба до переднего края антропометра.


Рис. 2.2. Деревянная планка для оценки осанки:

1—4 — длина позвоночника; 2 — шейный изгиб; 3 — поясничный изгиб


Рис. 23. Переносной антропометр

Согласно измеренным величинам (глубина шейной и поясничной точек) по возрастно-половым оценочным таблицам определяют вид осанки в сагиттальной плоскости. Глубина изгибов позвоночника в норме представлена в табл. 2.2.

Измерения кривизны позвоночника во фронтальной плоскости (степень выраженности сколиоза) можно установить, осматривая ребенка спереди и сзади. При этом следует обращать внимание на форму и уровень стояния плеч (при сколиозе одно плечо опускается и становится как бы плоским), положение головы и очертание шейно-плечевых линий, взаиморасположение углов лопаток (при сколиозе они находятся на разных уровнях за счет опущения лопатки, расположенной на противоположной искривлению стороне), величину треугольников талии (при сколиозе треугольник талии меньше выражен с той стороны, где имеется искривление) (рис. 2.4.).

Изгибы позвоночника (по Анисимову-Терентьеву)

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.