Исследования ученых нарушение осанки


Состояние здоровья подрастающего поколения вызывает большую тревогу. Среди детей школьного возраста, до 90% детей, имеют различные нарушения осанки, из них у 20% диагностируется сколиоз. Растет больное поколение, и если немедленно и всерьез не заняться здоровьем детей, у нашей страны не будет будущего. Если раньше случаи распространения этого заболевания были единичными, то теперь уже в дошкольном возрасте слабые мышцы спины, сутулость, сколиоз носят массовый характер.

Проблема усложняется тем, что различные нарушения осанки и даже первая степень сколиоза не всегда считается болезнью, поскольку лечение, как правило, начинается со второй степени. Родители, и, окружающие ребенка взрослые, не обращают внимания на начальные проявления столь грозного заболевания, обращаясь к врачу лишь тогда, когда уже налицо явные признаки сколиоза 2 степени.

Скачать:

ВложениеРазмер
ministerstvo_obrazovaniya_rossiyskoy_federacii.doc 557.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Российской Федерации

Республика Бурятия Мухоршибирский район

Тема: «Исследование факторов,

Выполнила: Варфоломеева Настя 6 класс

Руководитель: Варфоломеева Е.А. –

с. Никольск, 2009 год

3. Изучение проблемы или существует ли эта проблема вообще………………..………………….. ….стр.4

4. Что же такое осанка и почему ей уделяют так много внимания………………………. ……стр.5

5. Клиническое распознавание нарушения осанки…………………………………. стр.8

6. Причины, приводящие к нарушению осанки………………………………. ………………..…………………..стр.9

Для соразмерности, красоты и здоровья требуется не только образование

в области наук и искусства, но и занятия всю жизнь

физическими упражнениями, гимнастикой.
Платон

Гимнастика, физические упражнения, ходьба

должны прочно войти в повседневный быт каждого,

кто хочет сохранить работоспособность, здоровье,

полноценную и радостную жизнь.
Гиппократ

Вот и закончилась первая четверть. Мы снова втянулись в учебу, стали забывать летние каникулы. Настали школьные будни с домашними заданиями, дополнительными занятиями, факультативами, кружками, секциями. И как следствие мы стали очень мало двигаться, так как большую часть времени мы стали проводить за письменным столом.

- изучить факторы, приводящие к нарушению осанки у детей школьного возраста, проанализировать и рекомендовать к использованию методики по их профилактике в Никольской средней общеобразовательной школе.

  1. Изучить литературу по данной проблеме ( библиотека, Интернет)
  2. Собрать статистические данные ( Никольский ФАП, Мухоршибирская ЦРБ)
  3. Провести исследования и обобщить данные по школе:

4. Сделать выводы. Разработать рекомендации. Поместить результаты исследований в школьный уголок здоровья.

Я предполагаю, что любые изменения в осанке, представляют большую опасность, если они не выявлены на ранней стадии и не приняты меры по их профилактике и лечению.

Учащиеся Никольской средней общеобразовательной школы 1-11 классы.

Изучение проблемы или существует ли эта проблема вообще?

Состояние здоровья подрастающего поколения вызывает большую тревогу. Среди детей школьного возраста, до 90% детей, имеют различные нарушения осанки, из них у 20% диагностируется сколиоз. Растет больное поколение, и если немедленно и всерьез не заняться здоровьем детей, у нашей страны не будет будущего. Если раньше случаи распространения этого заболевания были единичными, то теперь уже в дошкольном возрасте слабые мышцы спины, сутулость, сколиоз носят массовый характер.

Проблема усложняется тем, что различные нарушения осанки и даже первая степень сколиоза не всегда считается болезнью, поскольку лечение, как правило, начинается со второй степени. Родители, и, окружающие ребенка взрослые, не обращают внимания на начальные проявления столь грозного заболевания, обращаясь к врачу лишь тогда, когда уже налицо явные признаки сколиоза 2 степени.
По данным английских ученых от заболеваний, связанных с состоянием позвоночника страдает 2/3 населения Земного шара. Ежегодно в мире тратится более 70 млрд. долларов на выплаты по листам нетрудоспособности людей в связи с болью в позвоночнике. Так, только за один 1990 год в США экономические затраты на лечение болезней позвоночника и, связанные с этим убытки на производстве, составили 24 млрд. долларов. А в 1996 году бюджету Германии лечение этих заболеваний обошлось в 34 млрд. марок В Швеции из-за этой патологии ежегодно инвалидами становятся более 13 тыс. лиц трудоспособного возраста (журнал "Medizinche klinik").

Я обратилась за помощью к работникам нашего ФАПа и они помогли мне найти данные по району и конкретно по Никольской школе. По данным медицинского осмотра, проведённого Мухоршибирской ЦРБ в 2005 году – диагноз нарушение осанки поставлен 150 учащимся школьного возраста; диагноз сколиоз имеют 24 ребёнка. Довольно тревожная ситуация наблюдается и в нашей школе. Согласно результатам медицинского осмотра за 2007 год, был осмотрен 80 учащихся (1,5,7,9-11 классы -выборочный медосмотр), диагноз нарушение осанки поставлен 15 учащимся, а в 2005 году этот диагноз был поставлен 10 детям.

Что же такое осанка и почему ей уделяют так много внимания?

"Осанка — это индивидуальность", — считает в наши дни доктор философии Джей Раппапорт, педагог и директор Института в Калифорнии. Психологи считают, что осанка — это язык тела. Все эмоции, которые испытывает человек, отражаются в его позе, движениях, а значит, влияют на положение тела, его осанку. У положительно настроенного человека красивая осанка, прямая спина, красивый разворот плеч, гордая посадка головы. И наоборот, сгорбленная спина, опущенные голова и плечи говорят о том, что человек испытывает отрицательные эмоции, плохо себя ощущает. (приложение1)

"Попробуйте сгорбиться и кому-нибудь сказать, что вы чем-то возбуждены, — говорит д-р Раппапорт. — Вы не можете сделать это. Вы должны распрямиться, если вы возбуждены. Хорошая осанка способствует полноценному дыханию, возможно, — воодушевлению".

Осанка- это комплексное понятие о привычном положении тела непринужденно стоящего человека. Она определяется и регулируется рефлексами позы и отражает не только физическое, но и психическое состояние человека, являясь одним из показателей здоровья.

Осанка обусловлена наследственностью, но на ее формирование в процессе роста у детей влияют многочисленные факторы внешней среды.

голова и туловище держатся прямо;
– голова слегка приподнята;
– плечи несколько отведены назад, грудная клетка развернута;
– плечи находятся на одном уровне;
– голова и позвоночник сзади составляют прямую вертикаль;
– живот подобран;
– в поясничной части имеется небольшой изгиб вперед;
– при взгляде сбоку позвоночник имеет углубление в шейном и поясничном отделах и выпуклость в грудном отделе;

- ноги прямые, бедра, колени, голени и пятки смыкаются без особого напряжения мышц; есть небольшие просветы ниже коленей и над внутренними лодыжками;
- внутренние части стоп не касаются пола.

Нарушение любого из этих признаков свидетельствует о том, что осанка неправильная. (приложение2 )

Самое распространенное нарушение осанки — сутулость. У сутулого человека опущена голова, плечевые суставы сведены вперед, грудь плоская, спина круглая, лопатки крыловидные.

Из-за неправильной осанки человек нередко испытывает головные боли, боли в шее и нижней части спины. Как это происходит? Неправильная осанка приводит к неправильному расположению позвонков. Когда позвонки располагаются неправильно, они ущемляют корешки спинного мозга, который расположен в телах позвонков. Спинной мозг рассылает нервные импульсы во все внутренние органы, сигнализируя болью о неисправности. Плохая осанка затрудняет деятельность внутренних органов и может служить источником многих заболеваний внутренних органов . (приложение3)

Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста и происходит на основе тех же физиологических закономерностей высшей нервной деятельности, которые характерны для образования условных двигательных связей. Это создает возможность для активного вмешательства в процесс формирования осанки у детей, обеспечивая её правильное развитие.

Причины, которые могут привести к нарушениям осанки, многочисленны. Отрицательное влияние на формирование осанки оказывают неблагоприятные условия окружающей среды, социально-гигиенические факторы, в частности длительное пребывание ребенка в неправильном положении тела. В результате неправильного положения тела происходит образование навыка неправильной установки тела. В одних случаях этот навык формируется при отсутствии функциональных и структурных изменений со стороны опорно-двигательного аппарата, а в других – на фоне патологических изменений в опорно-двигательном аппарате врожденного или приобретенного характера. В основе нарушений осанки часто лежит недостаточная двигательная активность детей (гиподинамия) или нерациональное увлечение однообразными физическими упражнениями, неправильное физическое воспитание.

Кроме того, появление неправильной осанки связано с недостаточной чувствительностью рецепторов, определяющих вертикальное положение позвоночника или ослабленностью мышц, удерживающих это положение, с ограничением подвижности в суставах, акселерацией современных детей.

Причиной нарушения осанки могут быть также нерациональная одежда, заболевания внутренних органов, снижение зрения, слуха, недостаточная освещенность рабочего места, несоответствующая росту ребенка мебель и др.

В 90-95 % случаев нарушения осанки являются приобретенными, чаще всего встречаются у детей астенического телосложения. Нарушения осанки ухудшают внешний облик человека, способствуют развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках и создают неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости.( приложение4 ) Нарушения осанки, как правило, не сопровождаются грубыми изменениями в позвоночнике.

Причины неправильной осанки:

  1. слабое развитие мышц спины,
  2. привычное неправильное положение тела,
  3. некоторые виды профессиональной деятельности,
  4. врожденные или приобретенные недостатки опорно-двигательного аппарата,
  5. односторонние занятия некоторыми видами спорта.

У детей к нарушению осанки могут часто вести некоторые заболевания: в первую очередь рахит, гипотрофия, ожирение, инфекционные болезни, плоскостопие, а также нерациональный режим, неполноценное питание, неверно подобранная мебель в школе и дома, неправильное ношение портфеля и т.д. Предупредить возникновение неправильной осанки гораздо легче, чем исправить. В современной школе около 90% детей страдают различными видами нарушением осанки. Наиболее распространенные виды нарушения осанки – сутулость, вялая осанка, искривление позвоночника. Существует ряд тестов, при помощи которых самостоятельно можно определить правильная ли у тебя осанка . (приложение 5)

Клиническое распознавание нарушения осанки.

Данный тест поможет родителю выявить сколиоз у ребенка в еще начальной стадии и как можно раньше заняться лечением серьезного заболевания.

Причины, приводящие к нарушению осанки

Причины самые разнообразные, исследователи объясняют этот феномен многими факторами: от неправильной позы при стоянии и сидении до генетических факторов.

Развитие костно-мышечной системы у детей и подростков еще не закончено, кости гибки и податливы, и неправильная посадка за партой может вызвать нарушение осанки.

Высота сидения не должна превышать длины голени, а его глубина должна быть не более 2/3 длины бедер. Стопы при работе сидя должны опираться о пол.

Определение основных причин нарушения осанки у школьников

Глава 1. Краткий обзор литературы 4

1.1. Почему важно изучать данную проблему 4

1.2. Причины нарушения осанки 5

1.3. Правила сохранения осанки 6

Глава 2. Методика исследования. 8

2.1 Определение количества учащихся с нарушением осанки 8

2.2 Изучение основных размеров рабочего места 8

2.3 Определение количества учащихся, ведущих активный образ жизни 10

2.4 Определение количества ранцев, соответствующих гигиеническим требованиям 10

Анализ результатов исследования. Выводы 11

Библиографический список 14

Приложения 15

Формулы расчёта соответствия школьной мебели санитарно-гигиеническим нормам 15

Актуальность исследования

В настоящее время проблема нарушений осанки является одной из наиболее распространенных и сложных. По данным специалистов, распространенность нарушений осанки среди детей, подростков и молодежи достигает 80-90%. В первую очередь, это связанно со снижением уровня двигательной активности и изменениями образа жизни современного человека, обусловленными научно-техническим прогрессом [6].

Как известно, осанка формируется в процессе роста организма в зависимости от условий быта, учебной и трудовой деятельности, занятий физическими упражнениями и может изменяться на протяжении всей жизни человека. Нам стало интересно, как в нашем классе обстоят дела с сохранением осанки. Какие причины вызывают нарушение осанки у учащихся нашего класса.

Цель работы: определение основных причин нарушения осанки у школьников.

Изучить специальную литературу по теме исследования.

Определить количество учеников с нарушением осанки в исследуемом классе.

Определить количество учеников в исследуемом классе, ведущих активный образ жизни.

Определить основные размеры рабочего места в учебном классе и их соответствие антропометрическим данным учащихся.

Определить соответствие параметров ранцев учащихся гигиеническим требованиям.

Определить основные причины нарушения осанки у учеников в исследуемом классе.

Объект исследования: учащиеся начального класса.

Предмет исследования: нарушения осанки у учащихся начальной школы.

Была определенна последовательность работы:

изучить специальную литературу;

выбрать методику исследования;

проанализировать результаты исследования;

Практическая ценность работы: по результатам исследования можно разработать рекомендации для улучшения осанки учащимся исследуемого класса.

Почему важно изучать данную проблему

У детей младшего школьного возраста скелет постепенно окостевает и происходит наращивание и укрепление мышечной массы и связок. Во время этого периода происходит интенсивное приспособление опорно-двигательной системы к новым условиям, различным нагрузкам. Детей приучают сидеть за партой в школе или дома за письменным столом, правильно держать ручку, карандаши. Образ жизни и привычки ребенка отражаются на формировании осанки и позвоночника [5].

Причём замечено, что девочки более подвержены искривлениям позвоночника в отличие от мальчиков. Мальчишки более подвижны, что и помогает им справляться с устранением искривлений и сохранять правильную осанку. Все эти проблемы возникают из-за слабости мышц и связок, нарушения соединения мышц которые удерживают позвоночник в правильном положении. С такими нарушениями осанки у детей быстро наступает усталость. Они проявляют беспокойство на уроках, т.к. у них появляется потребность в изменении положения туловища, гораздо чаще, чем у остальных [3, С. 67-71].

Причины нарушения осанки

Чаще всего встречаются нарушения позвоночника такие как: сутулая спина, вялая осанка, плоская спина.

Причины нарушения осанки возникают из-за:

- слабого развития или недоразвития мускулатуры;

- мышцы, удерживающие позвоночник в правильном положении развиваются ассиметрично;

- как последствие перенесённой болезни (рахит), в результате которой происходит изменение формы грудной клетки (куриная грудь);

- отсутствие правильного режима у ребёнка;

- мебель, не соответствует росту школьника;

- рабочий стол плохо освещён;

- одежда неудобная - сдавливающая грудную клетку, перетягивающий талию пояс.

Самым серьёзным нарушением осанки у детей является сколиоз . И происходит он, не только из-за деформации скелета, а и из-за нарушения правильного развития мышц. При нём у ребёнка смещаются внутренние органы - лёгкие, сердце, печень [6].

Под постоянным наблюдением должны находиться дети с дефектами осанки. За соблюдением правильной позы за партой во время уроков в школе и в домашних условиях необходимо вести постоянный контроль. Таким детям на уроках физкультуры проводят корригирующую гимнастику. Система физических упражнений, которая направлена на укрепление заданных групп мышц, способствует их правильному развитию и устранению причины нарушения осанк и, называется корригирующей гимнастикой. Проведение корригирующей гимнастики должно соответствовать возрастным категориям школьников. Проводится индивидуальное лечение для каждого ребёнка, имеющего сколиоз позвоночника, с учётом всех его особенностей развития. Эти упражнения включают в себя: упражнения способствующие исправлению дефектов осанки, укреплению мышц, улучшению координации движений и закрепления правильной осанки у детей школьного возраста [4].

Мышцы спины поддерживают правильную форму позвоночника, что в свою очередь обеспечивает хорошую осанку. При занятиях спортом мышцы ребёнка развиваются и становятся сильными. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не пропускал занятия физкультурой [3, С. 67-71].

Правила сохранения осанки

Семь правил для сохранения правильной осанки :

1. Ребенок должен спать только на жесткой постели! Лучше всего на ортопедических матрасах и подушках.

3. Нужно организовать ребёнку правильный режим дня.

4. Обеспечить удобное рабочее место с хорошим освещением, для занятий ребёнка. Важным моментом является подбор мебели, нужно чтобы она подходила по росту. Для дома подходят как нельзя лучше - офисные стулья. У них регулируется высота. При работе за компьютером монитор должен находиться чуть ниже уровня глаз. Клавиатура – должна быть на высоте 70 сантиметров от пола. Руки и ноги, должны находиться под углом в 90 градусов.

5. Не надо забывать, что причины нарушения осанки заключены в недостатке движения! Рекомендуем вашему ребёнку занятия танцами, туризмом, плаванием и даже обычные регулярные прогулки будут очень полезны.

6. Детям лучше всего носить учебники в рюкзаках с широкими лямками и ортопедической (жёсткой) спинкой. Нельзя носить учебники в сумках, особенно в одной руке – это прямой путь к сколиозу.

7. При необходимости, применяйте ортопедический корсет, спинодержатель, корректоры осанки [5].

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Толстова Т.И., Козеевская Н.А.

В работе представлен анализ отечественной и зарубежной литературы, в котором показано изменение представлений об осанке , начиная с точки зрения механики (костно-мышечная теория) до взгляда на осанку как совокупность биомеханических, нейрофизиологических и нейропсихических процессов. В качестве основных отечественных теорий нарушений осанки авторы рассматривают остеопатическую, мышечную и генетическую теории . Среди зарубежных теорий наиболее выделяются теории миофасциальных меридианов Томаса Майерса и Леопольда Бюске, синдрома постурального дефицита, сенсомоторной амнезии. Как отечественные, так и зарубежные авторы отмечают роль эмоций в нарушении осанки . В статье говорится о возможности обучения правильной осанке за счет осуществления способной к совершенствованию адаптации и автоматизации движений. Выравнивание позы и равновесие человека являются динамичными и адаптивными параметрами, а не статичными и фиксированными.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Толстова Т.И., Козеевская Н.А.

Modern views of posture (a review of the literature)

An analysis of russian and foreign literature, which shows changing perceptions about posture , starting from the point of view of mechanics (osteo-muscular theory) to look at posture as a biomechanical, neurophysiological and neuropsychiatric processes is presented. As the main domestic theories authors consider osteopathic posture , muscle and genetic theories. Among the foreign theories the most allocated the miofascial theory-special meridians Thomas Myers and Leopold Bjuske, postural deficiency syndrome, sensorimotor amnesia. Both domestic and foreign authors note the role of emotions in violation of posture . The article says about the possibility of learning good posture through capable of adaptation and improvement of automation movements. Align posture and balance are dynamic and adaptive options, and not static and fixed.

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОСАНКЕ (обзор литературы)

Т.И. Толстова, Н.А. Козеевская

Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова, ул. Высоковольтная, 9, 390026, г. Рязань, Российская Федерация

В работе представлен анализ отечественной и зарубежной литературы, в котором показано изменение представлений об осанке, начиная с точки зрения механики (костно-мышечная теория) до взгляда на осанку как совокупность биомеханических, нейрофизиологических и нейропсихических процессов.

В качестве основных отечественных теорий нарушений осанки авторы рассматривают остеопатическую, мышечную и генетическую теории.

Среди зарубежных теорий наиболее выделяются теории миофасциальных меридианов Томаса Майерса и Леопольда Бюске, синдрома постурального дефицита, сенсомоторной амнезии.

Как отечественные, так и зарубежные авторы отмечают роль эмоций в нарушении осанки.

В статье говорится о возможности обучения правильной осанке за счет осуществления способной к совершенствованию адаптации и автоматизации движений. Выравнивание позы и равновесие человека являются динамичными и адаптивными параметрами, а не статичными и фиксированными.

Ключевые слова: осанка, остеопатическая теория, мышечная теория, генетическая теория, миофасциальные меридианы, синдром постурального дефицита, психическое равновесие, сенсомоторное обучение, функциональная система, адаптация.

MODERNVIEWS OF POSTURE (a review of the literature)

T.I. Tolstova, N.A. Kozeevskaya

Ryazan State Medical University named after academician I.P. Pavlov, Vysokovoltnaya str., 9, 390026, Ryazan, Russian Federation

An analysis of russian and foreign literature, which shows changing perceptions about posture, starting from the point of view of mechanics (osteo-muscular theory) to look at posture as a biomechanical, neurophysiological and neuropsychiatric processes is presented.

As the main domestic theories authors consider osteopathic posture, muscle and genetic theories.

Among the foreign theories the most allocated the miofascial theory-special meridians Thomas Myers and Leopold Bjuske, postural deficiency syndrome, sensorimotor amnesia. Both domestic and foreign authors note the role of emotions in violation of posture. The article says about the possibility of learning good posture through capable of adaptation and improvement of automation movements.

Align posture and balance are dynamic and adaptive options, and not static and fixed. Keywords: posture, osteopathic theory, muscle theory, genetic theory, myofascial meridians, syndrome postural deficit, global balance, sensory-motor learning, functional system.

Развитие медицины осуществляется благодаря смене точек зрения, через которые рассматривается человеческий организм. Научные исследования разбивают тело человека на всё более мелкие части.

Теория функциональных систем (Анохин П.К., 1975) радикально изменила представления о строении организма человека. Она рассматривает организм человека как совокупность множества взаимодействующих функциональных систем различного уровня организации, каждая из которых избирательно объединяет различные органы и ткани и обеспечивает достижение полезного приспособительного результата, обеспечивая устойчивость метаболических процессов [1].

Цель: попытка формирования мышления о целостных системах, применительно к анализу осанки.

В современной литературе имеется множество теорий, подтверждающих, что осанка человека может рассматриваться не только как простое статическое расположение различных сегментов тела. Осанка является фундаментальной основой благополучия человека.

Следует заметить, что за последнее время резко изменилась статистика детской заболеваемости. Почти у 100% детей имеют место нарушения осанки. Подавляющее большинство детей - сутулые, с недостаточно развитой мышечной системой [2].

Согласно представлениям Фельден-крайза, любая осанка приемлема, если она не противоречит закону природы, состоящему в том, что «скелет должен противостоять силе тяготения, оставляя мышцы свободными для движений. Нервная сис-

Согласно генетической теории необходимо наличие генетически обусловленных нарушений невральной трубки в эмбриогенезе, а также метаболических дефектов. V. 1апёа (1978), изучая нарушения осанки у детей и взрослых, обнаружил сопутствующую им легкую неврологическую симптоматику и пришел к выводу, что в детстве они имели диснейро-онтогенетические расстройства. Описанные им синдромы мышечного дисбаланса поразительным образом напоминали на-

рушения осанки, присущие детям с церебральным параличом [6].

Частные методики коррекции осанки строились на укреплении ослабленных и растягивании спазмированных мышц, имеющих отношение к ортостатической синергии расположенных на туловище и шее мышц [9].

Теория миофасциальных меридианов не снижает ценности методик, основанных на изучении отдельных мышц, а просто включает их в функциональные цепи. Каждая отдельная мышца функционально интегрируется внутри фасциальной паутины,

В обоих случаях, Т. Майерс и Л. Бюске предлагают новые методики коррекции осанки, основанные на миофасци-альных цепях.

Проблемами осанки занимались также P.-M. Gageyet, B. Weber (2008). Они доказали, что асимметрии ортостатиче-ской позы не являются ни случайными, ни нормальными. Части скелета поддерживаются во взаимном положении мышечным тонусом. Асимметрия обнаружила мощную корреляцию с неустойчивостью и болями вдоль телесной оси [12]. С их точки зрения, осанка представляет сложный процесс, который требует от каждого человека полного восприятия своего тела, как единого целого для достижения положения равновесия, осознания всех его возможностей для правильной ориента-

В современной отечественной литературе также обсуждаются более редкие, по мнению авторов, причины болей в спине и отдельные психологические аспекты [13]. И. Красикова пишет, что осанка ребенка носит неустойчивый характер, легко меняется под действием позитивных и негативных факторов. Осанка зависит от нервно-мышечного аппарата и психики человека: «На уровне врожденных ин-

Эмоции занимают важное место в ряду адаптационных приспособлений. Известно, что определенному эмоциональному состоянию соответствует сигнал определенного мышечного паттерна [15].

По мнению как отечественных, так и зарубежных исследователей, связь осанки с эмоциональной жизнью кажется настолько тесной, что осанка становится ее отражением во внешнем мире, не только через мимику лица и рук, но и посредством положения тела в целом. Меняются наши представления об эмоциях, что эмоция - это только то, что мы переживаем. По последним представлениям, эмоция -только в последнюю очередь чувство, а, прежде всего, это реакция нашего тела, его мышц и органов.

Осанка - это показатель психического здоровья. Доказано, что осанка влияет на психофизиологические показатели, а состояние психики влияет на осанку.

Многие заболевания психоэмоциональной сферы (неврозы) связывают с заболеванием опорно-двигательной системы и с нарушением осанки. Синдром хронической усталости - наиболее распространенное заболевание современного человека (его называют также неврастения, вегетососуди-стая дистония). Наиболее общий признак

Новые представления сформировали новые методы лечения, основанные на осознании через движение. Авторы рассматривают ум и тело как единое целое, постоянный психофизический процесс. Сенсомоторное обучение направлено на обретение осознанного контроля над физиологическими процессами человека. Это самоконтролируемый и саморегулируемый процесс [18].

Способность добиваться полезного приспособительного результата возникла на самых ранних ступенях эволюции. Появление устойчивых систем с чертами саморегуляции стало возможным, поскольку возник первый полезный результат этой саморегуляции в виде устойчивости, способности противостоять факторам внешней среды [19]. П.К. Анохин под

функциональной системой понимал такое объединение различных органов, структурных образований организма, благодаря которым достигается полезный приспособительный результат. Взаимодействие функциональных систем в организме осуществляется на основе принципов иерархического доминирования, мультипа-раметрического и последовательного взаимодействия, системогенеза [20]. В условиях неправильной осанки необходимо определить какие функциональные системы затронул патологический процесс и нарушение деятельности которых усугубляет ее, а какие функциональные системы имеют компенсаторную направленность.

Таким образом, согласно представлениям исследователей, осанка включает интегрированную совокупность биомеханических, нейрофизиологических и ней-ропсихических явлений, которые влияют друг на друга и взаимно компенсируются в каждый момент времени.

Обучение правильной осанке возможно за счёт осуществления способной к совершенствованию адаптации и автоматизации движений. Выравнивание и равновесие являются динамичными и адаптивными параметрами, а не статичными и фиксированными.

Адаптация - это процесс обеспечения достижения цели. А.Г. Маклаков говорит о сложных механизмах адаптации. Он рассматривает биологическую, психическую и социальную адаптацию как уровни единой адаптации, и как отдельные виды адаптации. Он подчеркивает, что существуют определенные физиологические и психические механизмы, обеспечивающие процесс адаптации на этих трех уровнях. Три уровня адаптации взаимосвязаны между собой, оказывают друг на друга непосредственное влияние и определяют интегральную характеристику общего уровня функционирования всех систем организма [21, 22].

Изменение теоретических представлений всегда приводит к пересмотру методов лечения. В каждом предлагаемом

авторами подходе имеются свои достоинства. Вряд ли какой-либо взгляд и соответствующее лечение будет претендовать на универсальность. Тем не менее, чем

шире мы смотрим на проблему, тем выше вероятность того, что мы устраним ее причину.

Конфликт интересов отсутствует.

1. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. Москва: Медицина, 1975. 448 с.

2. Гора Е.П. Экологическая физиология человека: учебное пособие: в 2-х книгах. Москва: ИНФРА-М, 1999. Книга 1: Общий курс экологической физиологии человека. 244с.; Книга 2: Возрастные аспекты экологической физиологии человека. 61 с.

3. Фельденкрайз М. Искусство движения. Уроки мастера: перевод с англ. Москва: ЭКСМО, 2003. 352 с.

5. Овечкина А.В., Дрожжина Л.А., Суворова В.А., Мухина Г.В. Лечебная гимнастика для детей с нарушениями осанки и сколиозом начальных степеней: пособие для врачей. СПб., 1999. 30 с.

6. Yanda V. Muscles, central nervous motor regulation and back problems. In: Korr I.M., ed. Neuro biologic Mechanisms in Manipulative Therapy. New York; London: Plenums Press, 1978. P. 27-41.

7. Петров К.Б. Кинезитерапевтиче-ская реабилитация дефектов осанки и фигуры: учебное пособие для врачей. Новокузнецк, 1998. 147 c.

8. Магнус Р. Установка тела. Москва: Издательство: Академия наук СССР, 1962. 624 с.

9. Стерхов Р.В., Стерхова Г.В. Медицинский центр кинезитерапии. Москва, 2004. 76 с.

10. Майерс Томас В. Анатомические поезда (миофасциальные меридианы для мануальной и спортивной медицины): перевод с англ. Москва, 2007. 271 с.

11. Бюске Леопольд. Мышечные цепи. Москва: Издательство Бюске, 2007. Т. 1. 133 с.; Т. 2. 206 с.

13. Подчуфарова Е.В., Яхно Н.Н. Боль в спине. Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2014. 368 с.

15. Данилова Н.Н. Психофизиология. Москва, 1998. 370 с.

16. Келеман Стенли. Анатомия эмоций: перевод с англ. Москва, 1989. 161 c.

17. Толстова Т.И. Мышечная систе-ма,как показатель эмоционального состояния человека. В кн.: Макарова В.Г., ред. Материалы научной конференции, посвященной 60-летию основания Рязанского государственного медицинского университета. Рязань, 2004. Часть 2. С. 81-82.

18. Ханна Томас. Соматика. Возрождение контроля ума над движением, гибкостью и здоровьем. Москва, 2012. 252 с.

19. Зараковский Г.М. Целевая функция адаптации человека (в развитие идей Всеволода Ивановича Медведева) // Физиология человека. 2014. Т. 40, №6. С. 6-14.

20. Медведев В.И. Адаптация человека. Москва, 2003. 584 с.

21. Маклаков А.Г.Общая психология: учеб. пособие. Москва; СПб.: Питер; Н. Новгород; Воронеж, 2014. 582 с.

22. Агаджанян Н.А. Проблемы адаптации и учение о здоровье. Москва, 2006. 284 с.

1. Anohin PK. Ocherki po fiziologii funkcional'nyh sistem [Essays on physiology

of functional systems]. Moscow: Meditsina; 1975. 448 p. (in Russian)

2. Gora EP. Jekologicheskaja fiziologi-ja cheloveka: uchebnoe posobie: v 2-h kni-gah. Kniga 1: Obshhij kurs jekologicheskoj fiziologii cheloveka. 244s.; Kniga 2: Vo-zrastnye aspekty jekologicheskoj fiziologii cheloveka. 61 s. [Ecological Human Physiology: tutorial: in 2-x books]. Moscow: Infra-m; 1999. Book 1: The General course of ecological human physiology. 244 p.; Book 2: Age-based dimensions of ecological human physiology. 61 p. (in Russian)

3. Fel'denkrajz M. Iskusstvo dvizheni-ja. Uroki mastera: perevod s angl. [Art of movement. Lessons of the masters: translation from English]. Moscow: Eksmo; 2003. 352 p. (in Russian)

5. Ovechkina AV, Drozhzhina LA, Suvorova VA, Muhina GV. Lechebnaja gim-nastika dlja detej s narushenijami osanki i skoliozom nachal'noj stepeni: posobie dlja vrachej [Therapeutic exercises for children with postural disorders and scoliosis initial degree: a handbook for physicians]. Spb.; 1999. 30 p. (in Russian)

6. Janda V. Muscles, central nervous motor regulation and back problems. In: Korr IM,ed. Neuro biologic Mechanisms in Manipulative Therapie. New York; London: Plenums Press; 1978. P. 27-41.

7. Petrov KB. Kineziterapevticheskaja reabilitacija defektov osanki i figury: ucheb-noe posobie dlja vrachej [Kineziterapevti-cheskaja rehabilitation of posture and shape: a manual for physicians]. Novokuznetsk; 1998. 147 p. (in Russian)

8. Magnus R. Ustanovka tela [Installation of the body]. Moscow: Academy of Sciences of the USSR; 1962. 624 p. (in Russian)

9. Sterhov RV, Sterhova GV. Medi-cinskij centr kineziterapii [Kinesitherapy Medical Center]. Moscow; 2004. 76 p. (in Russian)

10. Majers Tomas V. Anatomicheskie poezda (miofascial'nye meridiany dlja ma-nual'noj i sportivnoj mediciny): per. s angl.[Anatomy trains (myofascial meridians for chiropractic and sports medicine): translation from English]. Moscow; 2007. 271 p. (in Russian)

11. Bjuske Leopol'd. Myshechnye ce-pi: per. s angl. [Muscular chains: translation from English].]. Moscow: Bjuske Publishing House; 2007. Vol. 1. 133 p.; Vol. 2. 206 p. (in Russian)

13. Podchufarova EV, Jahno NN. Bol' v spine [Pain in the back]. Moscow: Geotar-media; 2014. 368 p. (in Russian)

15. Danilova NN. Psihofiziologija [Psychophysiology]. Moscow; 1998. 370 p. (in Russian)

16. Keleman Stenli. Anatomija jemo-cij: per. s angl. [Anatomy of emotion: translation from Englishl]. Moscow; 1989. 161 p. (in Russian)

17. Tolstova TI. Myshechnaja sistema, kak pokazatel' jemocional'nogo sostojanija cheloveka. V kn.: Makarova V.G., redaktor. Materialy nauchnoj konferencii, posvjashhen-noj 60-letiju osnovanija Rjazanskogo gosu-darstvennogo medicinskogo universiteta [Muscular system, as an indicator of the emotional state of a person. In: Makarova V.G., editor. Materials of scientific conference devoted to the 60 anniversary of the founding of the Ryazan State Medical University]. Ryazan; 2004: 2. P. 81-82. (in Russian)

18. Hanna Tomas. Somatika. Vozrozh-denie kontrolja uma nad dvizheniem, gib-kostju i zdorov'em [Somatics. Rebirth of

mind over motion control, flexibility and health]. Moscow: Geotar-Media; 2012. 252 p. (in Russian)

19. Zarakovskij GM. Celevaja funkcija adaptacii cheloveka (v razvitie idej Vsevolo-da Ivanovicha Medvedeva) [The target function of Human Adaptation (the development ideas of Vsevolod Ivanovich Medvedev)]. Fiziologija cheloveka [Human physiology]. 2014; 40 (6): 6-14. (in Russian)

20. Medvedev VI. Adaptacija chelove-ka [Human Adaptation]. Moscow; 2003. 584 p. (in Russian)

21. Maklakov AG. Obshhaja psihologi-ja: ucheb. posobie [General Psychology: Stud. allowance]. Moscow; Spb.: Piter; Nizhny Novgorod; Voronezh; 2014. 582 p. (in Russian)

22. Agadzhanjan NA. Problemy adaptacii i uchenie o zdorov'e [Problems of adaptation and teaching about health]. Moscow; 2006. 284 p. (in Russian)

Толстова Т.И. - к.м.н., доцент кафедры физического воспитания и здоровья ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России, г. Рязань.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.