Иппотерапия при нарушениях осанки

Нарушение осанки – это такое состояние, при котором из-за нарушения, изменены физиологические изгибы позвоночника вследствие малоразвитого мышечного корсета – определённые части мышц ягодиц, спины, груди и передней плоскости бедра, которые в свою очередь удерживают позвоночник в верном положении. Это этап обратимых изменений, не влияющих на строение перестройки опорных структур позвонков.


Как показывает практика, в это число обычно попадают дети дошкольного возраста, но бывают исключения у малышей 4-х – 5-ти лет. Между школьниками различаются возрастные периоды, когда вероятность нарушения различных патологических состояний организма наиболее велика, а также со стороны опорно-двигательного аппарата, а конкретно – позвоночника. Это, как правило, школьники с 1 по 5 классы и 8-9 классов.

Причины заболевания.

Нарушение осанки может возникнуть при отсутствии многофункциональных и скелетных перемен с края опорно-двигательного аппарата, а вероятно даже её нарушение при наличии аномальных конфигураций в опорно-двигательном аппарате со временем приобретённого либо врождённого типа – крупных суставов, рахита, послеродовые травмы, остеохондропатия и т.п. В большинстве случаев, а это 90-95% случаев нарушение осанки происходит приобретённым отклонением, зачастую оно возникает у малышей с астеническим телосложением.

• неблагоприятная обстановка находящейся вокруг среды либо социально-гигиенические моменты (долгое нахождение ребёнка в неправильном положении, в последствие чего и происходит неверное образование привычки ребёнка устанавливать тело);

• неверная физическая подготовка – довольно маленькая двигательная активность и не распределённое занятие одинаковыми упражнениями;

• в последствие недостающей чувствительности определённых рецепторов, отвечающих за вертикальное положение позвонка;

• хилость мышц, удерживающих позвоночник в вертикальном положении;

• болезнь внутренних органов;

• снижение работоспособности органов слуха и зрения;

• плохое освещение рабочего пространства и неудобная мебель для роста ребёнка.

Симптомы.

Вследствие сильного прогиба в отделе поясницы образуется слабость в мышцах брюшного пресса, а также опускание желудка и кишечника, запоры. Дети с подобными нарушениями могут жаловаться на боли в спинке, скорую утомляемость, ухудшение органов зрения и частые головные боли.

Само по себе нарушение осанки не является заболеванием, но ведут к вероятности для заболевания органов внутреннего строения и опорно-двигательного аппарата.

Первым признаком искривления осанки является внешний облик прямостоящего ребёнка. При сутуловатости голова и плечи подаются вперёд, ягодицы уплощены, а лопатки выступают.

Кругло-вогнутая спинка (кифолордотическая осанка) определяется наклоном головы и плеч вперёд, выпячиванием и опусканием живота (возникающего из-за ослабления брюшного пресса), резким углом наклона таза, с сильным разгибанием ног в коленях.

С плоско-вогнутой спиной у детей сопровождается узость грудной клетки, прибавление угла наклона таза, выпячивание ягодиц и живота.

Методы лечения.

Медикаментозный комплекс при лечении осанки у деток должен быть ориентирован на развитие здорового мышечного корсета, выработку верного функционального стандарта.

Главное значение в устранении патологий у детей относится к лечебной физической культуре, массажу (ортопедическому, общему, с составляющими ЛФК, поясницы, спины и т.д.), лечебному плаванию, гидротерапии, мануальной терапии и т.д. У ребят школьного возраста в набор лечебно-исправительных занятий входят занятия на гребном тренажёре, гимнастические упражнения и велотренажёр. Из способов физиотерапии применяются электростимуляция спинных мышц, электрофорез, УФО, талассотерапия.

При возникновении необходимости в некоторых случаях назначается ношение спец. корсета, поддерживающие спинные мышцы.

Лечение иппотерапией.

Иппотерапия оказывает благоприятное воздействие на деток с нарушением осанки, что обуславливается биохимическими свойствами конной езды.

Основой благоприятного влияния при нарушении осанки является формирование около позвоночника мощного мускульного корсета, вследствие чего и совершается корректировка искривления градусов в меньшую сторону. В период занятий гарантируется одновременное подключение к работе всех мускульных групп туловища наездника на рефлекторном уровне. Лечащийся, интуитивно стремиться сохранить баланс, и тем самым подталкивает к интуитивной работе все основные мышечные группы.


Показания и противопоказания к иппотерапии

Как любой метод лечения и реабилитации, иппотерапия имеет свои показания и противопоказания. Воздействие иппотерапии многопланово и многофакторно, поэтому она может быть показана и с успехом использована при самых разных заболеваниях (соматических, нервных, сердечно-сосудистых желудочно-кишечных, психических и др.), в восстановительном периоде после хирургических операций или травм, а также при задержках умственного, физического или психического развития, при трудностях в обучении, в общении и ещё во многих других ситуациях. Во всех случаях возможность и целесообразность использования иппотерапии для каждого конкретного пациента решает лечащий врач!

Показания к иппотерапии:

1. Нарушение осанки.

2. Сколиоз 1-й и 2-й степени.

3. Детский церебральный паралич: спастическая, гемипаретическая, атонически - астатическая, гиперкинетическая формы.

6. Гипертоническая болезнь 1 и 2 стадии.

7. Нестабильность позвоночно-двигательного столба.

8. Начальные стадии артроза в реберно-позвоночных суставах.

9. Грыжи (если не беспокоят клинические признаки).

14. Задержки психического развития.

15. Потеря зрения.

16. Заболевания крови (лейкемия, гемофилия и др.).

19. Отсутствие конечностей.

21. Рассеянный склероз.

22. Потеря слуха.

23. Умственная отсталость легкой или умеренной степени.

24. Потеря слуха.

25. Эпилепсия при редких припадках.

Известный нам сегодня список показаний к применению иппотерапии, далеко не исчерпывает уникальных возможностей метода, поэтому решение вопроса о расширении списка показаний к её использованию зависит от широты охвата и полноты исследований при апробации ЛВЕ при многих недугах, воздействие на которые иппотерапии ещё не изучено.

Чем в более раннем возрасте начинать использовать ЛВЕ, тем лучше. Раньше нижней границей возраста для занятий иппотерапией считались 3 года, что объяснялось тем, что трёхлетнему ребёнку уже можно кое-что объяснить и наладить с ним контакт. Опыт же показал, что заниматься можно, с детьми, практически от полугода. При этом, занятия можно проводить укладывая или усаживая ребёнка прямо на лошадь (на мягкую подстилку), или поместить впереди инструктора, который садится на лошадь и страхует маленького пациента, сидящего впереди него. Верхней возрастной границы для занятий иппотерапии не существует.


Противопоказаний к занятиям иппотерапией не очень много. При этом различаются противопоказания абсолютные и относительные:

Абсолютные медицинские противопоказания — те, при которых использование иппотерапии категорически запрещается.

Относительные противопоказания — те, при которых, при соблюдении определённых условий и ограничений заниматься иппотерапией всё же ВОЗМОЖНО.

Есть ещё и предостережения!

1.Гемофилия (несворачиваемость крови).

2.Болезнь Лобштайна - Фролика (остеопороз, ломкость костей)

3.Все острые заболевания и травмы, в т.ч. любые заболевания в остром периоде или в стадии обострения, воспалительных заболеваний почек, подтверждённое анализами мочи, диабет в стадии обострения,

4.Некоторые травматические и воспалительные заболевания тазобедренных суставов (обострение хронических коксартритов, в т.ч. неоперированный врождённый вывих тазобедренного сустава.), травматические повреждения и врождённые аномалии шейного (с-м Дауна) и нижней трети поясничного отдела позвоночника.

(занятия иппотерапией разрешаются при соблюдении необходимых мер предосторожности)

1.Эписиндром органического или психотического типа - занятия возможны при условии постоянного применения противосудорожных препаратов;

2.Хронические воспалительные заболевания почек - заниматься иппотерапией можно только в стадии ремиссии (нормальные анализы мочи) и только шагом;

3.При диабете можно заниматься в стадии ремиссии, (когда содержание сахара в крови на нормальном или околонормальном уровне);

4.Остаточные явления после травматических повреждений шейного или поясничного (кроме нижней трети поясничного) отделов позвоночника; занятия в основном на шагу, рыси немного, только для пациентов со стажем и только облегчённая;

5.Пациенты с синдромом Дауна допускаются к занятиям ЛВЕ только при наличии рентгенограммы шейного отдела позвоночника, свидетельствующей об отсутствии патологии;

6.Непреодолимый страх перед лошадью, перед необходимостью сесть на неё, если страх не проходит по прошествии длительного времени и многих попыток приучить пациента к лошади. Если удаётся изменить ситуацию к лучшему, можно постепенно и осторожно двигаться дальше, приучая пациента к общению с лошадью и езде на вей;

7.Беспричинные, необъяснимые, постоянно возникающие при посадке на лошадь болевые ощущения у пациента: следует прибегнуть к помощи психолога, и, если ситуация изменяется к лучшему, следует осторожно продолжать занятия не форсируя их и не допуская переутомления; в противном случае, если боли продолжаются прекратить попытки;

8.Различного рода высыпания или воспалительные процессы на коже, в местах соприкосновения с седлом или со спиной лошади. Заниматься можно только при условии полного исчезновения этих проявлений, используя в дальнейшем мягкие подстилки на седло или на спину лошади.

(индивидуальны и обязательны для исполнения инструкторами по ЛВЕ на основе предписания врачей для отдельных пациентов)

1.Предписание врачей о запрете пациенту ездить с опущенной вниз головой;

2.Необходимость опорожнить мочевой пузырь перед занятием;

3.Необходимость заниматься сидя на мягкой подстилке, и т.д.

Возможность, целесообразность, форму и вид использования иппотерапии для каждого конкретного пациента определяет врач при участии инструктора по ЛВЕ и психолога (педагога).

По результатам исследований ученых многих стран практически здоровые дети составляют на сегодня 1-4% от всего детского населения.

Нарушения осанки многофакторная причина: нарушения развития соединительно-тканной системы, особенно у городских детей, травмы в период родов, нарушения экологии, несбалансированное питание и т.д. Течение всех перечисленных факторов усиливает гипокинезия: снижение двигательной активности. Гипокинезия способствует нарушению кислородного обмена в тканях организма и особенно головного мозга, усиливает процессы застойных явлений в мышцах и тканях органов. Все эти изменения сопровождаются нарушениями баланса в тонусе мышц туловища, шеи и конечностей, наступает изменение центра тяжести, которое в свою очередь влияет на положение внутренних органов, определяя их дисфункцию. Изменение положения частей тела в пространстве, девиация позвоночника – дефекты осанки влияют на амплитуду звеньев тела – меняют адекватную осанку, движение конечностей…

Лечение нарушений осанки необходимо начинать, как только поставлен диагноз.
Существует много современных методов лечения нарушений осанки: физиотерапия, ЛФК, гидротерапия, кинезотерапия и др. Лечебная верховая езда (ЛВЕ) является одним из видов лечебной физкультуры, она широко известна в мире.
ЛВЕ можно использовать на любом этапе работы с детьми с нарушениями осанки (не сколиозы, их необходимо рассматривать отдельно).

Во время занятий ЛВЕ необходимо развивать мышцы спины, брюшного пресса, конечностей и особенно стоп, растягивать спазмированные мышцы и тонизировать расслабленные атоничные мышцы. А главное создавать стереотип адекватной осанки.
В период формирования мышечного корсета даже здоровые дети становятся более крепкими: улучшается координация движений, повышается тонус мышц.

У детей с минимальными нарушениями при правильно проводимых занятиях также повышается тонус мышц, улучшается газообмен в тканях – это видно даже в течение одного занятия – пассивный и бледный ребенок начинает улыбаться, улучшается реакция, память…

Детям с нарушенной функцией осанки показаны упражнения организующие симметрию тела, воздействующие на максимальное количество нервно-мышечных (проприоцептивных) волокон. Это и упражнения на сохранение равновесия в необычных условиях, с ограничением контроля сенсорных анализаторов.
Способом ЛВЕ при специально подобранных упражнениях возможно как тонизирование, так и расслабления растягивание мышц для улучшения кровоснабжения.

Благодаря тому, что температура тела лошади выше человеческой происходит разогревание мышц, а за счет движения происходит массаж нижних конечностей, что усиливает кровоток в конечностях, а как следствие улучшение кровотока в целом. При верховой езде происходит восстановление мышечной симметрии. Человеку, сидящему верхом на движущейся лошади, приходится постоянно контролировать равновесие, а это заставляет синхронизировать работу мышц то напрягая их, то расслабляя.

Начиная занятия, рекомендуем использовать лошадь с мягкими неамплитудными аллюрами, затем лошадь с амплитудными движениями. Следует напомнить, что необходимо во время работы менять направления, а не ходить только в одну сторону, так же для детей с нарушениями осанки очень полезны работы на вольту, причем в противоположную от спазмированных мышц сторону больше, т.е. при разновеликих плечах опущенное плечо должно быть больше снаружи. Советуем чаще менять направление, делать остановки и развороты, для улучшения тонуса мышц.


Ниже мы приводим несколько специфических упражнений, которые можно использовать во время занятий ЛВЕ:

1. упражнение на развитие подвижности позвоночника. Наклоны до касания левой рукой левой ноги, правой рукой правой ноги.

2. упражнение на развитие косых мышц. Наклоны правой рукой к левой ноге, левой рукой к правой ноге.

3. упражнение на развитие силы мышц верхних отделов брюшного пресса. Наклоны назад и наклоны вперед.

4. упражнение на развитие мышц нижних отделов брюшного пресса. Хлопки прямыми ногами над крупом лошади.

Необходимо все силовые упражнения чередовать с упражнениями на расслабление, упражнениями на дыхание.
Также необходимо учитывать, что нагрузка на брюшной пресс не должна превышать таковую на мышцы спины, в противном случае увеличивается кифозирование в грудном отделе и как следствие сутулость.

Подбор комплекса упражнений для каждого ребенка сугубо индивидуален. Необходимо учитывать возрастные особенности ребенка, степень нарушения осанки, физическую подготовку, психическое состояние. Каждое последующее занятие строится на основе анализа результатов предыдущего. Исходя из этого, составлять комплекс необходимых упражнений и проводить занятия может только специалист, владеющий знаниями по анатомии, возрастной физиологии, психологии, патологии. Очень важно, чтобы иппотерапевт разбирался в физиологии движения лошади и умел использовать особенности аллюров каждой лошади в целях достижения максимального результата в работе с ребенком.

На протяжении многих веков лошади были верными компаньонами людей и вносили некий вклад в их жизнь. Однако не всем известно, насколько важную функцию выполняют лошади в лечении физиологических и психологических заболеваний человека.


Безболезненная, уникальная методика доктора Бобыря

Дешевле, чем мануальная терапия

Мягко, приятно, нас не боятся дети

Только с 20 по 30 июня! Записывайтесь сейчас!


Сейчас иппотерапией называют любое взаимодействие лошади и человека в лечебных целях. К сожалению, термин весьма обобщен и четкого разграничения в лечении различных заболеваний не существует. Однако эффективность иппотерапии настолько велика, что многие развитые страны используют этот метод как основной в реабилитации людей с ограниченными возможностями.

Целебную силу общения с лошадью заметил еще Гиппократ. В своих трудах он советовал такое лечение особенно тем людям, которые страдают меланхолией, ведь мрачные мысли рассеиваются, а мир наполняется красками после общения с животными. Лечение верховой ездой запускает саморегуляцию организма. В некоторых случаях иппотерапия производит больший эффект, чем медикаментозное лечение. Однако наибольшую пользу несет комбинация традиционной терапии и занятий на лошади.

Основой для коррекции опорно-двигательного аппарата является синхронность движения животного и всадника. Во время сеансов терапии между лошадью и пациентом устанавливаются эмоциональная связь и физическое взаимодействие. Во время прогулки верхом животное передает человеку более ста двигательных импульсов в минуту. В седле организм пациента подвергается колебаниям, которых сложно добиться во время обычной физкультуры. Тело движется не только влево-вправо и вперед-назад, но и вниз-вверх. Постоянные толчки обеспечивают массаж внутренних органов.

На протяжении всей тренировки на лошади работают все основные группы мышц человека. Интенсивность нагрузки на организм пациента во время сеанса иппотерапии приблизительно равна нагрузке при пешей прогулке. Но упражнения на лошади тренируют вестибулярный аппарат, так как постоянные колебания провоцируют пациента рефлекторно корректировать положение своего центра тяжести.

Во время движения лошадь спиной передает множественные ритмичные толчки всаднику. Это заставляет работать его мышцы корпуса, которые обычно редко напрягаются. Так формируется мышечный корсет, обеспечивающий поддержку позвоночнику.

Врачи называют сколиозом деформацию позвоночника. Заболевание сопровождается сутулостью, появляется боль в спине, асимметрия тела, головная боль, иногда ограниченность движения.

Сеансы иппотерапии провоцируют усиленную работу вестибулярного аппарата, позвоночник непроизвольно возвращается в правильное положение, работают все основные группы мышц. Неустойчивое положение пациента в седле заставляет работать мускулатуру спины, что оказывает ключевое действие на формирование правильной осанки.

При езде на лошади мышцы человека работают намного интенсивней, чем при ходьбе, плавании и беге, с гораздо меньшей энергозатратностью и утомляемостью. Коррекция осанки и укрепление спины зачастую происходит за счет мышечного напряжения в пояснице во время того, как лошадь наклоняется или разворачивается. Формирование осанки важно для того, чтобы уменьшить нагрузку на позвоночник.

Исследования показали, что у детей со сколиозом уже после года верховой езды деформация уменьшается в среднем на 13%. Среди многих оздоровительных эффектов иппотерапии можно отметить следующие:

  1. Интенсивная тренировка мышечного корсета.
  2. Укрепление мышц спины.
  3. Снятие ограниченности движений мышц спины, плечей, таза и поясницы.
  4. Улучшение кровообращения.
  5. Тренировка органов дыхания.
  6. Положительное влияние на эндокринную систему.

Не редко врачи-ортопеды советуют занятия верховой ездой пациентам, которые жалуются на изменения в осанке и боль в спине. Укрепление мышц спины и ног наблюдается уже после первых тренировок. Наездники чувствуют уменьшение интенсивности болей в спине. Уже через несколько месяцев улучшается выносливость, физическое состояние, сила мышц. Упражнение на лошади под контролем тренера заключается не только в прогулке верхом. Во время выполнения гимнастики пациент должен достать кончиками пальцев до ушей животного, выполнить скручивание, дотянуться до носков и прочее. Верховая езда включает в себя выполнение разнообразных аллюров, прыжков. Наиболее эффективно на улучшение состояния пациента влияют занятия без седла. Так достигается более тесный контакт, и всадник лучше чувствует импульсы животного.

Лошади лечат не только опорно-двигательный аппарат. Не лишним будет узнать, какие еще органы и системы получат положительный лечебный эффект во время занятий конным спортом:

  1. Встряска во время конной прогулки стимулирует работу внутренних желез и органов. Так, положительному влиянию подвергается половая система, предотвращая гинекологические заболевания у женщин и болезни простаты у мужчин.
  2. Верховая езда обеспечивает профилактику заболеваний органов зрения.
  3. Нельзя переоценить эффект иппотерапии на развитие органов чувств.
  4. Иппотерапию назначают после операции на тазобедренном суставе.
  5. Диабетики отмечают снижение уровня сахара при постоянных тренировках.

Стоит помнить о том, что лошадь является животным с развитым характером и повадками. Однако вся опасность, как правило, заключается в пугливости животного. Стоит учесть, что такая терапия не совсем подойдет для гиперактивных и излишне громких детей. Очень важно в начале занятий найти подход к животному, подружиться и установить доверительные отношения. Всем известно, что конный спорт достаточно травмоопасный, но для упражнений животные подбираются очень спокойные и стойкие к непривычным звукам и неловким движениям пациентов.

Друг Ландыш

В жокейке 13-летняя Дарина как профессиональная наездница. Всадница сияет. Верхом на Ландыше ребёнок выглядит счастливым и здоровым. Легко справляется с заданиями инструктора: свободно достаёт до ушей лошади, ложится на её круп, из руки в руку перекладывает маленький мяч.

В центре девочка лечится третий год. Каждый раз к комплексу медицинских назначений и процедур добавляются занятия по иппотерапии, поэтому врачи центра не могут стопроцентно утверждать, что в реабилитации Дарины помогает именно этот метод.

Более того, в нашей стране иппотерапия официально не признана медицинской услугой. Однако врачи центра считают, что для детей с ограниченными возможностями она имеет огромное значение. И родители верят в лечение лошадьми. Бабушка Дарины – тоже:

Пустышка?

Занятия иппотерапией рекомендуют при заболеваниях опорно-двигательного аппарата: нарушениях осанки, остеохондрозах, врождённых пороках развития костной системы. При неврологических заболеваниях: ДЦП и последствиях перенесённого полиомиелита. Широко применяют и для лечения детей с психиатрическими заболеваниями – синдромами Дауна, Ретта, аутизмом.

— Такие дети тяжело поддаются медикаментозному и физиотерапевтическому лечению, а иппотерапия для них очень подходит. Они раскрываются с лошадьми, с большим удовольствием с ними общаются. Ведь с ними необязательно разговаривать, подбирать правильные слова, как с людьми, – рассказывает заведующая физиотерапевтическим отделением центра Евгения Иконникова.

— Возможно ли, что иппотерапия – это пустая таблетка, эффект плацебо? – интересуемся мы. – Людям внушают, что это работает. Некоторые считают, что и котики способны лечить.

— Котики, собачки, хомячки не дадут такого психо- и физиотерапевтического эффекта, который мы здесь наблюдаем каждый день. Когда большое и сильное животное отрывает ребёнка от земли, он получает огромный заряд эмоций. И ни один домашний питомец не может растянуть спазмированные мышцы, улучшить осанку, координацию движения, как это происходит во время иппотерапии, – уверена доктор.



Как это работает

Иппотерапия – один из видов механотерапии, где в качестве инструмента реабилитации выступает уникальный, ни с чем не сравнимый живой тренажёр. Двигаясь, лошадь колеблет всадника в три стороны: вперёд-назад, вверх-вниз, влево-вправо, посылая седоку до 110 двигательных импульсов в минуту.

Температура тела лошади – около 40º, то есть пациент получает разогревающий массаж. Чтобы всадник удержался, в работу автоматически включаются все группы мышц туловища, рук, ног, вестибулярный аппарат. В результате езды напряжённые мышцы разогреваются, растягиваются и расслабляются, а расслабленные, наоборот, трудятся.

Ребёнок-инвалид редко выходит на улицу. Общения – ноль, движения – тоже. А тут у него появляется возможность свободно передвигаться. На лошади он чувствует себя смелым, сильным, самостоятельным. Ему кажется, что он управляет большим животным, которое его слушается.

Без седла

Пони из‑за более быстрого ритма шага не годятся для занятий иппотерапией. Другое дело лошади. Подходят любые. Ценятся беспородные: за добрый нрав, спокойствие, высокую обучаемость, покладистость и внимательность к седоку.


Занятия на манеже продолжаются 20–25 минут. Первый раз ребёнка знакомят с лошадью, сразу никто не посадит. Верхом дети ездят без седла, сидя на попоне. Так поражённые мышцы лучше и быстрее вспоминают, как они должны работать в здоровом состоянии. Седло тут только мешает.

Это здорово!

Педагог-психолог центра Ольга Шворак считает, что иппотерапия – это колоссальная нагрузка на организм, но, поскольку всё проходит в форме игры, ребёнок не замечает, что получает хорошую тренировку. У некоторых пациентов она видит результат уже после первого курса занятий. Много раз наблюдала, как дети со сведёнными ногами в коленях после занятий с Ландышем начинали лучше ходить, больше общаться.


Иппотерапия – лечебная верховая езда практикуется во многих странах как эффективно доказавший себя метод в терапии расстройств различного спектра. Лошадь издревле считается целительным животным, из исторических источников известно, что воины, проводившие много времени в седле, очень быстро шли на поправку после травм и ранений.

Что такое иппотерапия?

Иппотерапия (др.греч. ἵππος – лошадь) – коррекционно-реабилитационный метод, относящийся к анималотерапии и основанный на лечебной верховой езде включающей в себя специально подобранные упражнения. Является вспомогательным методом к традиционным видам лечения. Что лечит иппотерапия:

  • неврологические нарушения;
  • ДЦП;
  • расстройства аутистического спектра;
  • артриты различной этиологии;
  • рассеянный склероз;
  • нарушения слуха и зрения;
  • поведенческие расстройства;
  • инсульт (реабилитация).

Иппотерапия для детей

Иппотерапия – верховая езда с целью улучшения физического и эмоционального состояния у детей с различными нарушениями дает ряд положительных терапевтических эффектов. Лошадь – уникальное животное, обладающее особенной положительной энергетикой, при взаимодействии с которой у детей лучше проходит процессы реабилитация. Выполняя упражнения верхом на лошади, формируются необходимые двигательные навыки.

Сегодня, иппотерапия для детей инвалидов становится очень актуальной и востребованной. Детский церебральный паралич характеризуется множественной симптоматикой и регистрируется у 2 новорожденных из 1000. Иппотерапия при ДЦП способствует:

  • устранению негативного влияния гиподинамии;
  • восстановлению двигательных функций;
  • улучшению физических и психических показателей здоровья.

Эффективность лечебной верховой езды при ДЦП обусловлена факторами:

  1. Включение в работу всего мышечного корсета без волевого участия и мозговой активности (на обычных тренажерах этого сложно достигнуть, потому что ребенок с ДЦП не понимает какие мышцы надо напрягать).
  2. Массаж с тепловым эффектом. Во время движения, от лошади к человеку проходит до 100 двигательных импульсов, которые способствуют сжиманию, растягиванию, вращению определенных частей тела. Ребенок начинает осознавать движение.
  3. Происходит созревание психических процессов.

Расстройства аутистического спектра у современных детей – это сегодняшняя реальность, с каждым годом процент таких ребятишек увеличивается. Аутизм сложно поддается лечению, но родители посвятившие много внимания развитию своего ребенка видят значительные улучшения состояния. Иппотерапия при аутизме выстраивается следующим образом:

Многообразие нарушений при ЗПР в целом подводят к большой актуальной на сегодняшний день проблеме готовности ребенка к школе. Иппотерапия для инвалидов и детей с задержкой психического развития (ЗПР) оказывает многофакторное воздействие, в отличие от других корректирующих методов. Результаты иппотерапии при ЗПР:

  • стабилизируется эмоциональное состояние;
  • формируется готовность к учебной деятельности;
  • овладевая навыками езды, ребенок учится быть самостоятельным и успешным;
  • повышается самооценка;
  • формируется концентрация, усидчивость;
  • развиваются аналитические способности;
  • развитая моторика оказывает положительное влияние на развитие мозговых структур.

Иппотерапия для взрослых

Занятия иппотерапией не имеет возрастных ограничений, только противопоказания, связанные с тяжелыми заболеваниями. Взрослые медленнее достигают результатов, чем дети, и реабилитация может быть растянута во времени, но это не повод для отчаяния и если есть твердое желание улучшить свое самочувствие, то важны постоянность и системный подход. Есть случаи, когда люди, пришедшие заниматься лечебной верховой ездой после 50, достигали значительных результатов и участвовали в параолимпийских выездках.


Иппотерапия – лечение

Иппотерапия при ДЦП и других серьезных недугах строится на специально разработанных комплексах упражнений, доказавших свою эффективность в течение многих лет. Лечебная верховая езда – это всегда индивидуальный подход к пациенту. Лечение осуществляется во время упражнений, и сложившегося эмоционального контакта: человек – лошадь, приводящего в состояние равновесия нервную систему.

Все занятия с лошадьми проводятся под присмотром иппотерапевта и усложняются постепенно. Для людей с ограничениями по здоровью важно использовать седло для иппотерапии, которое специально разработано с учетом рекомендаций врачей. Иппотерапия – упражнения на лошади для начинающих:

  1. Исходная позиция №1 – сесть верхом на лошадь, лицом к ее голове, руки свободно опущены вдоль туловища. Инструктор ведет лошадь, которая сначала идет медленными короткими шагами, перемежая длинными и совершая остановки. Задача – научиться удерживать равновесие, сохраняя спину прямой.
  2. Исходная позиция №2 – сесть верхом, лицом к хвосту лошади. Цель – удержание равновесия, лошадь идет перемежающими шагами (короткие, длинные).
  3. Исходная позиция №3 – сесть боком, лицо при этом повернуто вправо или влево (сторону поворота определяет иппотерапевт исходя из особенностей пациента). Инструктор ведет лошадь, совершаются те же маневры, что и в предыдущих двух позициях.

Иппотерапия – коррекция осанки:

  • сидя верхом на стоящей лошади, совершаются поочередные наклоны правой и левой руки к противоположной ноге;
  • наклоны туловища вперед и назад;
  • эти же упражнения проделать на движущейся лошади.

Иппотерапия – противопоказания

Польза от занятий с лошадьми многогранна и обладает мощным терапевтическим эффектом. Вред иппотерапии обнаруживается в тех случаях, когда существовали противопоказания, и не было согласованности с врачом на проведение занятий. Иппотерапия строго противопоказана в следующих случаях:

  • тяжелые врожденные и приобретенные деформации позвоночника;
  • острые психические состояния;
  • ожирение 3 степени;
  • гемофилия;
  • мышечная дистрофия;
  • высокое внутричерепное давление;
  • опухоли различного генеза;
  • синдром Дауна с врожденными аномалиями шейного и поясничного отдела позвоночника;
  • миопия (высокая степень);
  • глаукома;
  • любые воспалительные заболевания в остром периоде;
  • желчнокаменная болезнь;
  • множественные камни в почках;
  • послеоперационный период.

Иппотерапия – книги

Из приведенной ниже литературы можно увидеть, что иппотерапия обладает широкими возможностями и будет полезна к прочтению родителям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, а также тем, кто не равнодушен к конному спорту. Список книг:

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.