Игры от сколиоза с детьми



Подвижные игры для детей с нарушениями осанки и сколиозами

Использование подвижных игр для детей с нарушениями осанки и сколиозами очень важно, так как игра - основной вид деятельности в детском возрасте, развивающий познавательную сферу, фантазию, творчество. Специальные ортопедические упражнения неинтересны для детей, скучны и требуют определенных волевых усилий, терпения, внимания. Педагогическая мудрость игр - в их простоте, и если взрослого мы называем "человеком разумным", то ребенка - "человеком играющим". Немецкий психоаналитик Э.Фромм писал: "Играя, дети учатся прежде всего развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете". О важности игр говорит следующая фраза А.Эйнштейна: "Теоретическая физика - это детские игрушки по сравнению с игрой". В процессе игры решаются самые разнообразные задачи - гигиенические, воспитательные, образовательные, оздоровительные.

Подвижные игры для детей с нарушениями осанки и сколиозами должны подбираться по возрасту и решать специальные задачи: тренировка силовой выносливости мышц туловища, увеличение подвижности позвоночника, формирование навыка правильной осанки, самовытяжение, развитие координации.

1. "Тише едешь - дальше будешь" - после таких слов, когда водящий отворачивается, нужно остановиться, держа руки в положении "крылышек".

2. "Пятнашки" с мешочком с песком на голове (условие - во время игры не уронить мешочек).

3. Сидя на гимнастической скамейке, эстафета с передачей мяча самовытяжением (после передачи мяча принять положение рук "крылышки", выполняя самовытяжение сидя, то есть движение руками вниз и назад, при этом тянуться теменем вверх).

4. Игра "горящий мяч" - лежа на животе в кругу, руки в "крылышки", разогнув верхнюю часть спины, не касаясь локтями пола, передавать руками мяч, откатывая его любому из играющих и возвращаясь в исходное положение.

5. Стоя попарно, переброска мяча от груди с сохранением правильной осанки.

6. То же - во время движения (перед ловлей мяча хлопнуть в ладоши).

7. "Кто быстрее" - попарная переброска мяча в движении. Задача: третий игрок старается перехватить мяч.

8. Попадание в цель в кольцо с разного расстояния поочередно каждой рукой.

9. "Гонка мячей по кругу" - играющие (каждый с мячом) по кругу по часовой или против часовой стрелки передают мячи, при этом один мяч догоняет другой, по сигналу мячи меняют направление.

10. "Охотники и утки" - все играющие делятся на 2 команды. Одна команда - охотники, другая - утки. У охотников мячи, которыми они "стреляют" в уток, утки разбегаются, уворачиваются от мяча.


11. "Пятнашки" в коленно-кистевом положении.

12. "Пятнашки с мячом" - перекатывая по полу головой набивной мяч в коленно-кистевом положении, запятнать им других, находящихся в том же положении.

13. "Мяч от себя" - две команды располагаются в шеренгах друг против друга на расстоянии 3м одна от другой. У одной из команд имеется 3-5 мячей. Задача - скорее избавиться от мячей, перекатив их в противоположную команду. Выигрывает та команда, у которой по сигналу остается меньше мячей.

14. "Море волнуется" - дети свободно передвигаются по залу, произнося: "Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри", после чего каждый из играющих принимает любую позу в исходном положении стоя, сидя, лежа с правильной осанкой и самовытяжение.

15. "Лягушки и цапля" - лягушки прыгают по лугу в положении на четвереньках, по сигналу : "Цапля идет!" все замирают в той же позе, поднимая ноги и сохраняя правильную осанку. Пощевелившуюся лягушку цапля пятнает, эта лягушка становится тоже цаплей. Веселье на лугу возобновляется до следующего сигнала.

16. "Слепые котята" - двое детей (котят) стоят рядом, закрыв глаза, на расстоянии вытянутой руки. Остальные дети (мышки) по сигналу на четвереньках или по-пластунски проползают между стоящими. стоящие котята не открывая глаз, пятнают мышек. Запятнанная мышка становится слепым котенком, а котенок становится мышонком.

17. "Выше земли" - по сигналу все дети, бегающие по залу, должны найти себе место "выше земли" (на скамейке, гимнастической стенке, стуле и пр. сохраняя при этом правильную осанку. водящий пятнает того, кто не успел занять место "выше земли".

18. "Мышеловка" - дети, взявшись за руки, образуют круг с поднятыми вверх руками. Оставшиеся четверо-пятеро детей, тоже взявшись за руки, пробегают через круг зигзагами между стоящими. По сигналу мышеловка захлопывается, то есть стоящие опускают руки и приседают. Застигнутый в кругу присоединяется к стоящим.

19. Эстафета с мячом - какая команда быстрее докатит головой медицинбол от старта до финиша.

20. "Переправа" - какая команда быстрее доберется от старта до финиша с помощью различных предметов (скамейки, платформы, бревна, мата, лестницы).

При проведении игр основное внимание обращается на правильную осанку и самовытяжение.

Идеи развивающих игр и занятий для детей 2 – 3 лет


Многие годы пытаетесь вылечить СУСТАВЫ?

Глава Института лечения суставов: «Вы будете поражены, насколько просто можно вылечить суставы принимая каждый день средство за 147 рублей.

Для лечения суставов наши читатели успешно используют Sustalaif. Видя, такую популярность этого средства мы решили предложить его и вашему вниманию.
Подробнее здесь…

В возрасте от года и до трех – четырех лет основным видом деятельности ребенка является игра. Через игру ребенок познает окружающий мир. Поэтому любое развивающее занятие с ребенком 2-3 лет стоит организовывать именно в виде игры.

Некоторые из игр можно проводить дома, а некоторые отлично подойдут и для детской прогулки.

  • Ходьба по кривой дорожке, бревнышку, горке или кочкам;
  • Бег – догонялки, салочки, бег с препятствиями или по заданному маршруту;
  • Игры с мячом для детей;
  • Прыжки через скакалку, препятствия, воображаемый ручеек или в классики;
  • Лазанье через импровизированные тоннели, по дивану или по спортивной стенке;
  • Хороводы и танцы;
  • Игра в прятки или жмурки;
  • Зарядка игровая или со стихами;
  • Катание на велосипеде, самокате или беговеле;

У нас на блоге уже есть отдельная статья – 25 идей игр для развития мелкой моторики, поэтому здесь приведем всего несколько основных и самых простых вариантов игр.

Все эти игры необходимо проводить под контролем взрослых!

  • Трогаем и перебираем различные предметы – пуговицы, застежки, камушки, ракушки, природные материалы. Очень нравятся деткам игра с сенсорными коробочками.
  • Учимся застегивать и расстегивать пуговицы, застежки, молнии, кнопки, петельки;
  • Играем с различными вкладышами и сортерами;
  • Что-то рвем. Можно пробовать рвать цветную бумагу, а затем из кусочков сделать аппликацию;
  • Играем с фасолинами, макаронами, крупами. Их можно сыпать, пересыпать руками или ложкой, а также с использованием воронок рассыпать по баночкам, делать поделки;
  • Играем с кинетическим песком. Он же может стать неплохой основной для сенсорных коробочек;
  • Готовим вместе различные блюда – выпечка, салаты, бутербродики, чай;
  • Играем с лего, кубиками, блоками, мозаикой;
  • Играем в пальчиковые игры – способствуют и развитию моторики, и развитию речи.
  • Рисуем – красками акварельными, гуашью, пальчиковыми красками, восковыми мелками;
  • Лепим из пластилина или теста;
  • Делаем различные аппликации – из вырезанных картинок и фигур, рваных кусочков, круп и макарон;
  • Учимся держать в руках и рисовать фломастерами, карандашами, ручками;
  • Учимся держать в руках детские ножницы и резать бумагу по прямой, по плавным дугам, по сложным фигурам;
  • Собираем и делаем поделки из природных материалов;
  • Учимся обводить различные предметы и формы;
  • Делаем “поделки” из подручных материалов – домики для кукол, гаражи для машинок, папье-маше.
  • Дочки-матери – покормить, одеть, искупать, положить спать, полечить. Объектами игры могут быть куклы, мягкие игрушки, а для мальчиков и машинки;
  • Играем в магазин;
  • Играем в парикмахерскую;
  • Играем во врача;
  • Играем с машинками и другими видами транспорта – гонки, перевозка пассажиров, перевозка грузов и т.п.
  • Игры с карточками и предметами: что лишнее, что дорисовано, чем отличается, что убрали, что изменилось, найти пару, найти похожую, покормить животных, распределить домики;
  • Составляем последовательности из кубиков, бусин, карточек;
  • Играем в домино и лото;
  • Собираем пазлы и разрезные картинки;
  • Учимся сопоставлять по разным признакам. Ищем в доме предметы похожие на определенные фигуры или определенного цвета.
  • Учим цифры, буквы, слоги. Пробуем писать их на листе бумаги или доске;
  • Считаем предметы, сопоставляем цифры с количеством;
  • Читаем и учим детские стихи;
  • Читаем рассказы с ошибками и наводящими вопроса стимулируем ребенка продолжать рассказ;
  • Загадываем и отгадываем загадки. Для самых маленьких это может быть просьба найти в комнате какой то предмет, подходящий под описание;
  • Рассматриваем книги с картинками, читаем рассказы и стихи, слушаем аудиосказки, смотрим диафильмы.
  • Изучаем семью – кто есть кто, кто кому кем приходится, рассматриваем фотографии, рассказываем о членах семьи, общаемся по телефону или видео-звонком на компьютере;
  • Изучаем животных какие животные есть, как называются детеныши, где живут, что едят, что дают, какие звуки издают, как выглядят (картинки, презентации, сказки, постановки);
  • Смотрим Календарь, изучаем время, обсуждаем погоду и погодные явления, времена года, дни недели, праздники;
  • Выращивать растения в саду или на подоконнике дома;
  • Ходим гулять и кормить птиц;
  • Изучаем свет и тени, можно попробовать устроить дома театр теней;
  • Устраиваем кукольный театр, настольный театр по сказкам;
  • Вместе моем посуду, пол, подметаем или пылесосим, протираем пыль;
  • Изучаем различные предметы и их назначение в доме и на улице;
  • Изучаем свойства предметов: съедобное -не съедобное, тяжелое-легкое, большое-маленькое, твердое-мягкое и т.д.;
  • Изучаем противоположности: мокрый-сухой, холодный-горячий, длинный-короткий;
  • Проводим простые домашние эксперименты: превращаем воду в лед, наблюдаем как лед тает в воде, как соль и сахар растворяются в воде, лед в воде, сахар в воде, что происходит при смешивании различных цветов красок;
  • Изучаем карты, разговариваем про другие города, страны, про планеты и космос;
  • Проводим вместе различные измерения: высота, длина, вес, объем.

Мы собрали более 50 игр и занятий, которые помогут развивать ребенка в 7 различных направлениях. Если выбирать и организовывать хотя бы по 1 занятию в день из каждого направления на 10-20 минут, то ваш день с ребенком станет значительно разнообразнее и веселее. А еще вы удивитесь, когда начнете открывать что-то новое и для себя 🙂

Эти простые, не требующие особой подготовки занятия помогут вам развивать ребенка гармонично и разнообразно.

Понравились идеи? Поделитесь с друзьями:

Сколиоз – это устойчивое боковое отклонение позвоночника от его нормального положения.

Зачастую врачи определяют, или, правильнее сказать, подозревают наличие этой болезни только по результатам клинического осмотра. Родители редко согласны на рентгенографию позвоночника ребенка на ранней степени деформации, а специалисты не слишком настаивают, поскольку опасность перехода сколиоза начальной степени в более тяжелую деформацию не высока. Да и лечебная тактика практически не изменится от подтверждения диагноза. Тем не менее, только рентгенография в положении стоя может достоверно опровергнуть или подтвердить диагноз. Никакие другие методы диагностики не способны ее заменить.

Для лечения суставов наши читатели успешно используют СустаЛайф. Видя, такую популярность этого средства мы решили предложить его и вашему вниманию.
Подробнее здесь…

Наиболее заметными при сколиозе 1 степени является асимметрия плеч, в некоторых случаях – таза. Практически всегда появляются нарушения осанки, увеличение лордоза и сутулость. При этом существует такой тип нарушения осанки, который внешне неотличим от сколиоза первой степени – вялая или асимметричная осанка. Она вызывается мышечным дисбалансом, деформации позвонков при ней не происходит. Основным отличием является то, что деформация исчезает при снятии с позвоночника осевой нагрузки. Например, если ребенок лежит, то деформация исчезает.

Как показывает практика, родители очень редко замечают симптомы или внешние изменения, характерные для сколиоза. Просто возникает ощущение, что что-то не так. Так что не полагайтесь на результат поверхностного осмотра. Если возникли сомнения, что не все хорошо у ребенка со спиной – лучше сразу обращаться к специалисту.

Конечно, никаких радикальных методов при лечении этого заболевания в ранней стадии не применяется. Последствия не значительны, если у человека начальная стадия заболевания, лечение в этом случае ограничивается профилактическими мероприятиями. В первую очередь так происходит из-за того, произойдет ли дальнейшая деформация до опасных 3-4 степеней. Тем более, разнообразные профилактические мероприятия ничего, кроме пользы, ребенку не принесут. При этом ребенок получит навыки удержания правильной осанки, состояние его мышечного корсета, дыхательной и сердечно-сосудистой системы улучшится. При этом все мероприятия направлены на то, чтобы все группы мышц ребенка были развиты симметрично, это позволит исправить ситуацию, а в некоторых случаях этого будет достаточно, чтобы устранить все последствия болезни и остановить ее развитие.

Один из основных методов профилактики и лечения при таком диагнозе – упражнения, а точнее – комплексы специальных физических упражнений. Немалую роль в профилактических мероприятиях играет также массаж, курс которого нужно проходить периодически, обычно – раз в год или полгода. Полезным также будет отправить ребенка на занятия оздоровительным спортом. При этом нужно учитывать, что далеко не все виды спорта имеют профилактическое влияние на развитие сколиоза. Асимметричные нагрузки в данном случае будут вредны, хореография или художественная гимнастика не подойдут. Лучшим вариантом будет такой вид спорта, где упор делается на общую физическую подготовку. Например, спортивная гимнастика, восточные единоборства, или просто занятия в фитнес-клубе или специализированном центре. В любом случае тренер должен знать о рекомендации доктора, что при тренировках ребенку не следует делать слишком интенсивные упражнения, направленные на увеличение подвижности позвоночника. Немаловажно также воспитание правильной осанки. Очень важно, чтобы ребенок научился правильно сидеть – современные дети массу времени проводят за столом или за партой. При этом важно повышать двигательную активность ребенка, устраивать прогулки, подвижные игры.

Всегда есть риск, что сколиоз первой степени будет развиваться. Но важно понять, в каких случаях вероятность такого развития событий высока, а в каких – минимальна. При этом не имеет значения, у ребенка правосторонний или левосторонний сколиоз, грудной, грудопоясничный или сколиоз поясничного отдела 1 степени, обращать внимание нужно на совсем другие факторы:

  1. наличие выраженного сколиоза у одного из родителей;
  2. ранний возраст выявления, хотя это очень спорный критерий, считается, что до возраста в 7-8 лет говорить о сколиозе с уверенностью вообще нельзя, за исключением врожденных сколиозов. В столь юном возрасте осанка ребенка вообще очень неустойчива. Так что ранний возраст в данном случае – это 7-8 лет;
  3. плохое мышечное развитие ребенка;
  4. присутствие нарушений осанки – сутулости и гиперлордоза;
  5. наличие прочих деформаций опорно-двигательного аппарата. Например, деформации тазобедренных суставов, грудной клетки и т.д.;
  6. наличие синдрома системной гипермобильности. Имеется ввиду излишняя эластичность связок. Она определяется при занятиях теми видами спорта, которые требуют хорошей растяжки – йога, балет, ушу и т.п.;
  7. низкая подвижность ребенка.

Есть еще ряд критериев, но, к сожалению, ни один из них не может гарантированно дать прогноз, так что приходится полагаться на опыт ведущего вашего ребенка врача и на эффективность профилактических мероприятий.

  • Проявления, стадии и терапия при коксартрозе
  • Родители нашли трогательное послание, оставленное их дочерью, умершей от рака
  • Головные боли тензионного типа — что это?
  • Проявления и терапия тендинита ахиллова сухожилия
  • Проявления и терапия гидрартроза коленного сустава
  • Артроз и периартроз
  • Боли
  • Видео
  • Грыжа позвоночника
  • Дорсопатия
  • Другие заболевания
  • Заболевания спинного мозга
  • Заболевания суставов
  • Кифоз
  • Миозит
  • Невралгия
  • Опухоли позвоночника
  • Остеоартроз
  • Остеопороз
  • Остеохондроз
  • Протрузия
  • Радикулит
  • Синдромы
  • Сколиоз
  • Спондилез
  • Спондилолистез
  • Товары для позвоночника
  • Травмы позвоночника
  • Упражнения для спины
  • Это интересно
    28 марта 2019

    Как при аллергии на НПВП лечить сакромеилит?

    Нормально ли, что боль усилилась после физиотерапии?

    Резко заболела поясница, стоять долго не могу — что делать?

    Скованность в голове, ощущение теплоты в области шеи

  • Остеохондроз и субхондральный склероз, лечение не помогает

Каталог клиник по лечению позвоночника

Список препаратов и лекарственных средств

Содержание:

  • Что такое сколиоз позвоночника?
  • Чем опасен для человека сколиоз?
  • Причины развития искривления позвоночника
  • Каковы виды и степени сколиоза?
  • Каковы симптомы сколиоза?
  • Как проводится диагностика сколиоза?
  • Как проводится лечение данного недуга?
  • Какова профилактика данного заболевания?

Сколиоз – это заболевание позвоночника, представляющее собой его искривление вправо или влево относительно своей оси. Данная болезнь очень заметна даже невооруженным глазом, так как из-за искривления позвоночника начинают выпирать ребра или лопатка.

Сколиоз очень часто является причиной комплексов многих людей (особенно молодых), так как данная болезнь портит осанку и фигуру. Особенно видно искривление, когда человек наклоняется вперед, свободно свесив руки.


Сколиоз развивается очень быстро в период активного роста организма человека, это примерно с 10 до 17 лет. В этот же период можно максимально повлиять на развитие данного заболевания. Если родители заметили у ребёнка первые признаки данного заболевания, нужно сразу же действовать. Молодые неокрепшие мышцы и кости очень хорошо поддаются терапии. Во взрослом возрасте сколиоз практически не лечится.

Искривление позвоночника не только эстетическая проблема. Комплексы это далеко не всё, что ждёт человека, больного сколиозом. Заболевание очень опасно для внутренних органов. Неправильно расположенные мышцы и кости давят на сердце, легкие, желудок, почки и печень. Любой орган может быть в опасности.

Кроме того, человек со сколиозом постоянно мучается от боли в спине, быстрой утомляемости, отдышки и даже от головных болей. Особенно это касается последней стадии заболевания. Людям, которые больны сколиозом, противопоказаны физические нагрузки.

Очень часто сколиоз становится причиной инвалидизации. При последней стадии сколиоза возможно сдавливание спинного мозга, вследствие чего может наступить паралич ног либо же полное обездвиживание.

Часто из-за болезни наблюдается снижение умственной деятельности, из-за дефицита кислорода, поступающего в мозг.

Спровоцировать развитие сколиоза могут такие заболевания, как рахит, полиомиелит, остеопороз, ДЦП и болезни соединительных тканей. Во взрослом возрасте сколиоз может развиться из-за травм спины, ног или таза.

Чаще всего сколиоз развивается в детском возрасте, когда костная система еще недостаточно развита. У детей данная болезнь развивается из-за недостаточной или чрезмерной физической нагрузки, сидячего образа жизни, неправильного положения тела во время сна или чтения.

Искривление позвоночника у каждого человека индивидуально, как по форме, так и по степени тяжести заболевания. По форме искривления существует три основных вида сколиоза:

  • С-образный. Искривление происходит с одной стороны.
  • S-образный. Позвоночник имеет две дуги искривления.
  • Z-образный. Встречается довольно редко и имеет три дуги искривления.


По месту возникновения различают такие виды сколиоза:

  • Шейный.
  • Шейно-грудной.
  • Торакальный (локализация со стороны груди).
  • Пояснично-грудной.
  • Люмбальный (локализация в пояснице)
  • Комбинированный (локализация в груди и пояснице, это S и Z-образный сколиоз).

Существует 4 степени развития сколиоза:

  • Первая степень. Заболевание слабовыраженное, искривление практически незаметно. Болезнь видна только на рентгеновском снимке в разных ракурсах. Угол искривления составляет 10 градусов.
  • Вторая степень. Болезнь в этой степени уже заметна визуально (появляется несимметричность плеч и лопаток). Угол отклонения составляет 25 градусов.
  • Третья степень. Заметен рёберный горб, появляется сердечная и лёгочная недостаточность, утомляемость, отдышка, боли в спине, слабость и сильное потоотделение при физической нагрузке. Угол отклонения составляет не более 40 градусов.
  • Четвертая степень. Болезнь уже невозможно спрятать даже под верхней одеждой. Происходит выраженная деформация позвонков. Люди с таким сколиозом являются инвалидами. Им трудно выполнять даже самую несложную работу. Наблюдается нарушение работы многих внутренних органов.


Симптомы данного заболевания проявляются в основном на более поздних стадиях. Сколиоз первой и второй степени может быть незаметен. Однако постепенно заболевание прогрессирует, и больной начинает чувствовать:

  • Боль и усталость в спине при физической нагрузке, либо при пребывании длительное время в неудобном положении.
  • Боль между лопатками и в районе поясницы.
  • Частые головные боли.
  • Отдышку, нарушение работы сердца, легких, желудка и кишечника (на более поздних стадиях заболевания).


Кроме болей недуг характеризуется асимметрией во всем теле (ноги, плечи, таз, лопатки) и нарушением походки. Может наблюдаться деформация грудной клетки с одной или обеих сторон.

Такие симптомы нельзя не заметить. Однако они наблюдаются чаще всего на поздних сроках заболевания. Чтобы этого не случилось, начинать лечить позвоночник нужно как можно раньше.

Диагностировать данное заболевание можно при помощи сколиозометра или измерением угла отклонения позвоночника на рентгеновском снимке.

Самый простой и самый надежный способ – это рентген позвоночника. Не нужно никаких особых подготовок, сделать рентген позвоночника можно в течение нескольких минут.


Готовый рентгеновский снимок необходимо отнести врачу-хирургу, который замеряет угол искривления.

Детям в процессе их роста рекомендуется регулярно делать рентген позвоночника, так как в это время болезнь может резко прогрессировать. Всем известно, что рентген вреден для здоровья человека, и проходить его нужно не более одного раза в год.

Данное заболевание лечится консервативными способами преимущественно на ранних стадиях или у детей. Взрослый человек не сможет выровнять позвоночник, однако предотвратить ухудшение можно.

Основные способы лечения сколиоза – это лечебная гимнастика и массаж. Упражнения подбирает врач в зависимости от вида и степени сколиоза. Гимнастика направлена на укрепление мышц спины, на постепенное вытягивание позвоночника и вырабатывание правильной осанки.


Большинство упражнений выполняется лёжа на спине. Массажи делает врач в больнице. Данные методы применяются преимущественно в детском и подростковом возрасте, когда есть шанс улучшить состояние позвоночника.

Лечение сколиоза дело очень непростое. Заниматься необходимо регулярно и упорно, периодически корректируя упражнения. Кроме гимнастики необходимо соблюдать режим, избегать нагрузки на спину, долгого сидения за уроками или перед телевизором.

Игры или работа на свежем воздухе должны быть согласованы с врачом. Людям с искривлением позвоночника вредно долго находиться в сидячем положении, однако и чрезмерная активность также вредна. Людям с данным заболеванием нельзя поднимать тяжести и набирать лишний вес.

Для лечения суставов наши читатели успешно используют СустаЛайф. Видя, такую популярность этого средства мы решили предложить его и вашему вниманию.
Подробнее здесь…

При сколиозе первой или второй стадии врач может посоветовать носить специальный корсет, помогающий сформировать правильную осанку.


При четвертой стадии сколиоза иногда показано оперативное лечение. Позвоночник выпрямляют и фиксируют специальными металлическими стержнями.

Операция проводится в случае, когда из-за болезни начинают страдать внутренние органы. Многие соглашаются на операцию из-за комплексов по поводу горба или асимметрии тела. Стоит помнить, что любое оперативное вмешательство опасно. В ходе операции может быть задет спинной мозг, и человек навсегда может остаться парализованным. Так что операция – это крайняя мера.

Профилактикой сколиоза необходимо заниматься с первых дней жизни ребенка. Детские кости очень хрупкие и подвижные, поэтому нужно быть очень осторожным со спиной малыша. Важно не заставлять ребенка сидеть, ползать или ходить — придет время, и он сам всему научится.

Детская мебель должна полностью подходить ребенку, нельзя чтобы малыш наклонялся над столом или постоянно тянулся за нужными ему предметами. Гуляя с ребенком, нужно держать его поочередно то за левую, то за правую руку. Даже такое невинное занятия как прогулка за ручку может стать причиной развития сколиоза.

Важно приучать ребенка заниматься физкультурой, умеренные физические нагрузки очень полезны. Долгое сидение за уроками вредно, обязательно стоит делать разминку во время обучения или долгого сидения в одной позе. Малыш должен двигаться не менее 4 часов в день. Нельзя чтобы ребенок долго сидел в одной и той же позе, особенно если она неправильная (плечи несимметричны друг другу).

Очень важно правильное питание. Продукты должны быть богаты кальцием и витаминами (молоко, творог, овощи, фрукты). Такие продукты укрепляют кости, что препятствует их искривлению.

Эти методы профилактики подойдут и взрослым людям, однако будут не слишком действенными. Во взрослом возрасте лечение и профилактика данного заболевания малоэффективна.

Чем опасен сколиоз для детского организма?

Причины развития сколиоза у школьников

В среднем скелет формируется до семнадцати лет, точки активности приходятся на период между 6 и 7 годами, а также между 12 и 15. В период младшего школьного возраста детский организм особенно сильно подвержен сколиозу.

Сколиоз у большинства школьников развивается по нескольким основным причинам:

  • Гиподинамия или отсутствие активного образа жизни, когда ребенок основную часть своего времени проводит в сидячем положении. Современный типичный школьник, приходя из школы домой, не торопится на улицу погонять с друзьями в футбол. Его больше привлекает перспектива провести свободное время за компьютером или телевизором.
  • Травма шейного отдела позвоночника, полученная во время родов.
  • Регулярные занятия асимметричными видами спорта. Например, бадминтон, теннис, фехтование, стрельба из лука могут привести к смещению оси позвоночника, как и игра на некоторых музыкальных инструментах (виолончели, скрипке).

Естественно, к сколиозу приводит не один фактор, а сочетание нескольких: слабые мышцы спины, нарушения в работе костной системы, травма позвоночника, плохие бытовые условия.

Комплекс упражнений для профилактики

Комплексы ЛФК для детей могут быть следующими. Ноги поставить на уровне ширины плеч, руки — на пояс. Локти разводить до того момента, пока лопатки не сомкнутся. Повторить пять раз.

Выполнять наклоны, руки должны находиться за спиной. Наклоны делать вправо-влево и вперед-назад. Повторить шесть раз.

Ноги поставить как можно более широко, кисти рук положить на плечи. Делая вдох, сделать наклон вперед, при выдохе вернуться обратно в исходное положение.

Взять бодибар и вытянуть прямо перед собой. При выдохе присесть, при вдохе вернуться обратно в исходное положение. Повторить пять-шесть раз. Во время упражнения спину нужно держать ровно.

Как помочь школьнику в формировании идеальной осанки?

Профилактика и лечение сколиоза у школьников предполагает организацию определенных условий, чтобы уберечь позвоночник ребенка от неправильной позы во время сидения или сна:

  • Удобная кровать с ортопедическим матрацем. Это очень важно как для младшего школьного возраста, так и для подростков. Мягкая бесформенная перина – это прямой путь к сколиозу, и ей не место в детской комнате.
  • Правильно организованное рабочее место с регулируемыми столом и стулом, которые способны расти вместе с ребенком. Школьнику не нужно будет искривляться и принимать вынужденно неудобную позу, если все плоскости отрегулированы под его рост.
  • Качественный ортопедический школьный рюкзак. Спинка у такого изделия имеет жесткий каркас и позволяет распределять нагрузку правильно. Школьник даже под грузом учебников будет с таким рюкзаком держать спину ровно.
  • Лечебный массаж для снятия напряжения в мышцах спины, устранения зажимов и защемлений. Специалист поможет ребенку со сколиозом укрепить слабые мышцы спины.
  • Комплекс ЛФК и специальная гимнастика при искривлении спины. После массажа, когда мышцы максимально расслаблены и готовы к физической активности, эффект от зарядки будет максимальный. Так лечебные мероприятия помогут позвоночнику не возвращаться в прежнее искривленное состояние.

Зарядка от сколиоза разрабатывается специалистом для каждого школьника индивидуально в зависимости от стадии болезни, темпов ее прогрессирования и выявленных противопоказаний. Главное правило лечебной зарядки при сколиозе – укрепление всех групп мышц в сочетании с дыхательными упражнениями. Отличным местом для разработки мышечного каркаса спины и легких является бассейн. Видимые результаты при лечении сколиоза у школьников дает плавание брассом.

Применение ЛФК при детском церебральном параличе

ЛФК для детей с ДЦП может улучшить:

  • координацию;
  • баланс;
  • силу;
  • гибкость;
  • выносливость;
  • управление болью;
  • положение;
  • общее здоровье.

Сочетание упражнений, методов расслабления мышц и специального оборудования используется для улучшения движения. Степень, в которой физическая терапия может улучшить специфические проблемы ребенка, зависит от тяжести состояния. Упражнения для церебрального паралича направлены на лечение высокого или низкого мышечного тонуса. Высокий мышечный тонус вызывает жесткость и спастичность, тогда как низкий тонус мышц вызывает слишком большую гибкость и слабость. Упражнения для гибкости и массажи часто используются для детей со спазматическим церебральным параличом. Силовые тренировочные упражнения используются для увеличения тонуса мышц у детей с атетоидным церебральным параличом.

Специальные упражнения также используются для помощи при ходьбе, позе, переходных движениях и сенсорных нарушениях, например, прикосновениях и балансе. Положение улучшается с помощью упражнений, которые выполняются сидя, стоя на коленях и стоя.

Терапевты используют различные средства для подвижности, чтобы сделать физкультуру более эффективной. Крепления, отброс, шины и вкладыши в обувь — это виды ортопедического оборудования, которое помогает ходить ребенку и двигаться суставам.

Физическая терапия также часто включает в себя следующие инструменты:

  • упражнения на шаре;
  • полосы сопротивления;
  • свободные веса;
  • бассейны;
  • горячие и холодные упаковки;
  • электрическую стимуляцию мышц.

В некоторых случаях электрическая стимуляция используется для улучшения функции ходьбы и работы верхних конечностей. Физиотерапевты должны адаптировать лечение на разных стадиях развития. Важнейшие этапы — когда ребенок находится в дошкольном и раннем школьном возрасте. Дети на ранних стадиях развития изучают и испытывают многое благодаря игре, что делает ее важным аспектом ранней терапии. Малыши с ЦП часто неохотно прикасаются к своему лицу или практикуют определенные движения, необходимые для обучения и физического развития.

Устранение сколиоза по методу Бубновского

При отсутствии острых болей в области спины устранить искривление позвоночника без оперативного вмешательства при школьном сколиозе может помочь уникальная авторская методика от Бубновского, основанная на принципах кинезитерапии. Нарушения осанки легко поддаются коррекции на начальной стадии заболевания и могут выполняться в домашних условиях.

При фронтальном искривлении позвоночника у школьников доктор медицинских наук Бубновский Сергей Михайлович советует придерживаться следующих принципов:

  • Нельзя делать вращательные движения и подтягивания любых видов.
  • Зарядка дает лучший результат, если двигаться от простого к сложному с постепенным увеличением амплитуды и силы.
  • При возникновении болей в спине зарядку не стоит продолжать. Составлением лечебного комплекса в этом случае должен заняться только квалифицированный специалист.
  • Разминку верхней части туловища нужно чередовать с гимнастикой для нижних конечностей.
  • Подходов для каждого упражнения предполагается в среднем от 10 до 15 в зависимости от возраста и физических возможностей школьника.

Зарядка по методу Бубновского начинается ходьбы на четвереньках по комнате, позволяющей расслабить мышцы спины и подготовить их к основной нагрузке. Двигаться нужно медленно в течение четверти часа. Дети младшего школьного возраста могут выполнять по 10 повторов каждого упражнения, подросткам стоит увеличить число подходов до 15-17.

После подготовки спины следует перейти к самим разминочным упражнениям:

  1. На вдохе поднимите руки, пытаясь тянуться за ними вверх, на выдохе опустите их.
  2. Затем перейдите к разминке мышц плечевого пояса. Для этого покрутите руки в разных направлениях по кругу.
  3. Поднимите руки и разведите ладони так, чтобы они смотрели наверх. Теперь разведите руки по сторонам, ненадолго задержавшись в горизонтальном положении на уровне плеч.
  4. Сцепите руки в замок перед собой на уровне груди, затем медленно заведите их за спину, держа руки прямо.
  5. Выполните наклоны вперед, пытаясь дотронуться руками до кончиков пальцев на ногах.
  6. Поднимите правую ногу, согнутую в колене, пытаясь прижать ее к животу. Затем повторите то же самое с левой ногой.
  7. На вдохе медленно присядьте, держа спину ровно, руки вытяните вперед. На выдохе также медленно встаньте.

После разогрева мышц можно приступить к упражнениям для укрепления мышечного каркаса спины и позвоночного столба.

В положении стоя:

  1. Прижмите кисти рук к плечам и вращайте их сначала по часовой стрелке, затем в обратном направлении.
  2. Плечо, которое деформировано сколиозом, отведите назад, затем медленно верните обратно.
  3. Другое плечо поднимите наверх и потяните вперед так, чтобы мышцы под лопаткой натянулись.
  4. На вдохе потянитесь вверх, на выдохе опуститесь обратно. Дыхательные упражнения – важный элемент зарядки от Бубновского.

Закончив с первой группой упражнений, постелите гимнастический коврик и продолжите зарядку в положении лежа:

После основной тренировки нужно восстановить дыхание и перейти к заключительному этапу.

Виды упражнений

Упражнения ЛФК для детей имеют много видов, ниже перечислены самые распространенные из них. Наиболее популярны те, что направлены на:

  1. Развитие дыхательной системы. Малыш лежит животом вверх, руки скрещены на груди. Сначала поднимаем одну руку, потом вторую, затем обе, за голову запрокидываем их. Ребенок лежит на спине, сгибаем ноги и сводим их вместе, повтор упражнения до 3 раз, затем придерживаем ножки и поворачиваем таз в стороны.
  2. Тренируем перевороты со спины на животик и наоборот. Для этого вытягиваем ручку малыша, через которую будет осуществлен переворот, вверх, учим его этому упражнению. Чтобы научить ребенка ползать, нужны два человека, которые будут держать его за конечности и по очереди двигать ими. Когда малышу будет больше 4 месяцев, его поднимают за спинку и учат садиться при помощи рук ребенка.

Гимнастика не делается в следующих случаях:

  • малыш болен гриппом;
  • проблемы с сердцем;
  • расстройство слизистой;
  • проблемы с желудком;
  • проблемы с легкими;
  • острые воспалительные и гнойные процессы.

Вывод: гимнастику нужно проводить в любом случае после консультации с врачом, но не забывайте, что развитием ребенка должны заниматься родители.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.