Игры и упражнения для формирования правильной осанки у дошкольников

Игры и упражнения, направленные на формирование правильной

осанки у детей старшего дошкольного возраста

Данилов Иннокентий Ревориевич

Инструктор по физической культуре

функциональное понятие, его нельзя рассматривать как что-то постоянное, не

поддающееся изменению. В различные периоды жизни детей под влиянием

окружающей обстановки (условий быта, учебы) осанка может меняться как в

особенно в ранних стадиях, могу быть скорректированы

Основным костным стержнем, на котором держатся голова и туловище,

является позвоночник, поэтому осанка в значительной степени зависит от его

окружающих позвоночный столб. Причем имеет значение не абсолютная их

сила, а равномерное развитие и правильное распределение мышечной тяги.

деформации (сколиотическая) характризуется отклонением оси позвоночника

углов талии. Дефекты осанки вызывают нарушения зрения и изменения в

позвоночнике, ведущие к сколиозам и прогрессируют чаще всего в связи со

снижением двигательной активности в период интенсивного роста ребенка.

Основой профилактики и лечения нарушения осанки является общая

позвоночника, улучшение функций дыхания, сердечно - сосудистой системы.

приподнят). Выработке правильной осанки помогают игры на координацию

движений, равновесия. Упражнения в играх чередуются с дыхательными

КОРРЕКЦИОННЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Морская звезда

Цель: формирование правильной осанки, улучшение координации движений.

Покачайтесь на волнах.

аппарата туловища и нижних конечностей.

И.п.: сидя, ноги слегка согнуты в коленях, а руки в локтях прижаты слегка к

туловищу. Поехали! Двигаемся по полу вперед, помогая только ногами. Руки выполнят

круговые движения, имитируя вращательные движения колес. Остановиться через 2-3

мин., пауза, затем продолжить движение (2-й вариант: движение назад).

Лягушки (Лягушата)

Цель: формирование правильной осанки, укрепление мышц нижних конечностей и

мышц, участвующих в формировании свода стопы.

Вот лягушки по дорожке

Скачут, вытянувши ножки.

Скачут, вытянувши ножки!

И.п. встать на четвереньки, присесть, пальцами рук касаться пола. Колени развести,

Средь деревьев, на болотце,

Есть свой дом у лягушат.

Вот лягушки по дорожке

Скачут, вытянувши ножки.

Скачут, не жалея ножки.

Самолетик-самолет

Цель: укрепление мышц туловища, мягкое воздействие на функции вестибулярного

аппарата, формирование навыка правильной осанки.

Развести руки в стороны, ладонями вверх

Отправляется в полет.

Постою и отдохну

Выполнять поворот вправо и произносить

Встать прямо, опустить руки, пауза

Я налево полечу,

Поднять голову –вдох. Выполнить поворот

влево и выдох на звук [ж]

Постою и отдохну

Встать прямо и опустить руки - пауза

Цель: укрепление мышечного корсета позвоночника

спину, голову приподнять.

Цель: формирование координации движений, укрепление мышечного корсета

позвоночника и мышц нижних конечностей.

И.п. – о.с.: встать прямо, правую (левую ногу поднять назад вверх, руки в сторону,

туловище немного наклонить вперед, голову приподнять. Удержать 1-2 с., затем вернуться

в и.п. Повторить то же с левой ногой.

Цель: укрепление мышечного корсета позвоночника и мышц нижних конечностей.

положить на колени. Спину держать ровно.

Позвони колокольчик

движений в крупных мышечных группах верхних и нижних конечностей.

подпрыгнув, достать рукой до него, чтобы он зазвенел.

Лев в цирке

позвоночника, развитие координации движений в крупных мышечных группах верхних и

В вертикальный обруч ребенок прокатывает мяч и пролезает сам, спину прогибать,

голову приподнять вперед.

Ходим в шляпах

Цель: формирование навыка правильной осанки, укрепление мышечного корсета

позвоночника, развитие координации движений.

плечи на одном уровне, параллельны полу, руки спокойно лежат вдоль туловища. Ходить

по залу, сохраняя правильную осанку.

И.п.: стоя на четвереньках, с опорой на колени и кисти рук, на спине лежит

мешочек с песком. Спину прогнуть, голову приподнять. Ползать по площадке, не уронив

мешочка с песком.

Самый меткий

Цель: развитие координации и быстроты движений в крупных и мелких мышечных

группах, формирование навыков при разнообразном метании мяча.

Ход игры: На расстоянии, до которого ребенок может добросить мяч, ставится

коробка или подвешивается кольцо. Пусть ребенок сделает несколько попыток попасть в

цель. За попавший в коробку мяч ведущий выдает фант (жетон). Выигрывает тот, у кого

Коршун и наседка

Цель: укрепление мышечного аппарата стопы, развитие координации движений в

Время игры не ограничено, о продолжительности игры участники договариваются

Разбей цепь

Цель: общеукрепляющее воздействие на весь организм; формирование правильной

Ход игры: играющие, взявшись за руки, образуют цепь. Первый (водящий) в цепи

тянет за собой цепь, меняя направление в ходьбе, заплетает различные фигуры, обвивая

всю цепь вокруг себя, снова расплетает ее, останавливается, бежит и потом старается

быстрым поворотом разорвать цепь. Кто не смог удержать цепь, выходит из игры, а цепь

снова замыкается. Играют до тех пор, пока остается 2-3 человека в цепи, потом игру

Восточный официант

правильную осанку. Теперь нужно положить книгу или поднос с кубиком на голову и

пройти вперёд. Выигрывает тот, кто дальше пройдёт. Ведущий должен следить, чтобы

мышцы не были слишком напряжены. После игры следует провести расслабляющие

движения: руки вверх (на цыпочках) и вниз, согнуться в поясе, расслабиться – и так

несколько раз. Руки должны быть полностью расслабленными.

Цель: формирование правильной осанки.

согнутыми руками вперед, затем назад. Повторить 5-6 раз в каждую сторону.

стороны, поднимаются вверх, опускаются. Повторить 3 раза.

И.п. – о.с. руки опущены. Ребенок медленно поднимает руки вперед и вверх, сцепив

Повторить 3-5 раз.

И.п. – о.с.: руки в стороны. Поднимает согнутую в колене ногу с одновременным

подъемом рук вверх, носок тянуть, спина прямая. Повторить 5-6 раз каждой ногой.

вытянутой спиной на носках. Повторять 1-2 мин.

потянуться. На выдохе плавно опустить руки через стороны. Повторить 4-5 раз.

И.п.: сидя на пятках. Руки на коленях. Встать на колени. С напряжением, рывком

поднять обе прямые руки вверх, опустить, живот подтянуть.

Повторить 5-6 раз по два рывка.

И.п.: сидя на пятках. Встать на колени. Руки поднимать медленно, с напряжением

вверх, потягиваясь, отклоняя туловище назад. Повторить 4 раза.

И.п.: сидя на коленях, руки внизу, через стороны медленно на вдохе поднять руки

вверх, на выдохе опустить. Повторить 6 раз.

Профилактика и коррекция осанки – процесс продолжительный,

требующий систематической работы. Успешное решение оздоровительных

задач физического воспитания возможно на основе совместной деятельности

педагогического коллектива образовательных учреждений и родителей. Для

привлечения родителей к активному участию в работе профилактической и

коррекционной направленности можно использовать различные формы

общения с семьей: родительские собрания, тематические консультации,

педагогические беседы, дни открытых дверей, открытые занятия по

физической культуре, стенды (уголки) для родителей, папки-передвижки

и т.п. Это позволит обеспечить преемственность в развитии и обучении

ребенка в условиях ДОУ и семьи, а также повысить осведомленность

родителей в коррекционно-профилактических вопросах воспитания детей.

  • Воспитатели
  • Муравьева О.Г.
  • Картотеки игр
  • Игры и упражнения для формирования правильной осанки

Начнем с того, что осанка — это привычное бессознательное положение тела человека, обусловленное скелетным равновесием и мышечным балансом. Нарушение осанки может привести к искривлению позвоночника и сутулости. Кроме того, что это не красиво, это еще и опасно – при сутулости возрастает нагрузка на сердце и легкие ребенка.

Как же предотвратить развитие искривления позвоночника, появление сутулости у детей − заботимся об осанке.

Вот несколько интересных упражнений и игр для детей:

Зарядка для малышей

Играем в котенка

  • Исходное положение: Ребенок стоит на четвереньках.
  • Котенок потягивается: сесть на пятки, руки прямые, прогнуть спину и запрокинуть голову.
  • Котенок шипит: выгнуть, округлить спину, пытаясь коснуться подбородком груди − показывает хохолок на спине и шипит на собаку.
  • Котенок мурлыкает: прогнуть спину и поднять высоко подбородок − мурлыкает и хочет, чтоб ее погладили, можно пошевелить хвостиком.
  • Котенок достает фрукты с дерева: Поднять правую руку вверх, высоко-высоко − стараясь дотянуться до яблока, поднять левую руку − дотягивается до груши. Можно поэкспериментировать таким же образом с ногами.
  • Котенок учится плавать: лечь на живот. Приподнять голову и делать круговые движения руками, имитируя плавание брассом.
  • Котенок едет на велосипеде: лечь на спину, согнуть колени и имитировать кручение педалей.

Если принцип упражнений понятен, мы уверены вы найдете еще массу интересных поз и игровых сценок для укрепления мышц спины.

Чтобы воспитать привычку держаться прямо – напоминайте ребенку в течение дня про ровную спинку. Ребенок может сам проверить свою осанку, прислонившись спиной к стене и прижавшись к ней затылком, плечами, пятками и попой. Выполняйте эти или другие упражнения на укрепление мышц спины и ваш ребенок не будет сутулиться.

Формируем осанку у детей

Игры и упражнения
Несколько интересных игр и упражнений для детей, которые помогут сформировать красивую и правильную осанку и укрепят мышцы спины.
Начнем с того, что осанка — это привычное бессознательное положение тела человека, обусловленное скелетным равновесием и мышечным балансом. Нарушение осанки может привести к искривлению позвоночника и сутулости. Кроме того, что это не красиво, это еще и опасно – при сутулости возрастает нагрузка на сердце и легкие ребенка.

Как же предотвратить развитие искривления позвоночника, появление сутулости у детей -заботимся об осанке.

Вот несколько интересных упражнений и игр для детей:

Занимательные веселые игры для укрепления осанки.

Самая простая игра, и в то же время самая интересная, это носить предметы на голове. Можно постараться выполнять обычные поручения: принеси куклу, садись на диван, посмотри в окно, но делать все это с книгой на голове. Посоревнуйтесь с ребенком, положите книгу и себе на голову, или папе, когда он смотрит футбол. Посмотрите, у кого книга с головы упадет быстрее.

Зарядка для малышей.

В ежедневную зарядку для детей включите пару упражнений по укреплению мышц спины. Ниже приведены несколько простых упражнений под общин названием “Играем в котенка”, но котенка вполне можно заменить на тигренка или щенка, в зависимости от интересов малыша.

Играем в котенка.

  • Исходное положение: Ребенок стоит на четвереньках.
  • Котенок потягивается: сесть на пятки, руки прямые, прогнуть спину и запрокинуть голову.
  • Котенок шипит: выгнуть, округлить спину, пытаясь коснуться подбородком груди – показывает хохолок на спине и шипит на собаку.
  • Котенок мурлыкает: прогнуть спину и поднять высоко подбородок – мурлыкает и хочет чтоб ее погладили, можно пошевелить хвостиком.
  • Котенок достает фрукты с дерева: Поднять правую руку вверх, высоко-высоко – стараясь дотянуться до яблока, поднять левую руку – дотягивается до груши. можно поэкспериментировать таким же образом с ногами.
  • Котенок учится плавать: лечь на живот. Приподнять голову и делать круговые движения руками, имитируя плавание брассом.
  • Котенок едет на велосипеде: лечь на спину , согнуть колени и имитировать кручение педалей.

Если принцип упражнений понятен, мы уверены вы найдете еще массу интересных поз и игровых сценок для укрепления мышц спины.

Игры на мяче.

Если у вас есть большой мяч, то можно катать ребенка, укладывая его спиной на мяч. Если ребенок постарше, можно разложить около мяча игрушки (грибы) и придерживая его за ноги направлять в сторону грибов. Каждый собранный гриб укладываем в лукошко, или приподнимаясь на мяче – отдаем маме.

Чтобы воспитать привычку держаться прямо – напоминайте ребенку в течение дня про ровную спинку. Ребенок может сам проверить свою осанку, прислонившись спиной к стене и прижавшись к ней затылком, плечами, пятками и попой. Выполняйте эти или другие упражнения на укрепление мышц спины и ваш ребенок не будет сутулиться.

В дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья ребенка, приобретаются жизненно важные черты характера, приобретаются жизненно важные умения и навыки. В связи с этим особая роль отводится правильно организованному физическому воспитанию в условиях детского сада и семьи. Умение держать свое тело не только придает ребенку приятный вешний вид, но и оказывает большое влияние на состояние его здоровья, на жизнедеятельность всего организма.

Для правильной работы органов дыхания, кровообращения, пищеварения, для нормальной деятельности нервной системы большое значение имеет правильно сформированная в дошкольном детстве осанка.

Болезни позвоночника – одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни и инвалидизации. Очень часто предрасполагающими факторами этой патологии являются различные нарушения осанки, проявляющиеся ещё в детском возрасте. Совершенно очевидна актуальность воспитания правильной осанки у детей, своевременное выявление нарушений и их активное устранение.

Осанка считается нормальной, если голова держится прямо, грудная клетка развёрнута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах.

Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье.

При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведёт к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость) и морфо-функциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу.

Формирование осанки у человека продолжается в течение всего периода роста. Уже к концу первого года жизни у ребёнка образуются четыре естественных (физиологических) изгиба позвоночника: шейный и поясничный – выпуклостью вперёд, грудной и крестцово-копчиковый – выпуклостью назад. Крестцово-копчиковый кифоз формируется первым, ещё на этапе внутриутробного развития. Когда ребёнок научится понимать и удерживать головку, появится шейный изгиб (лордоз) позвоночника. Грудной кифоз формируется во время сидений малыша, а поясничный лордоз, когда он начинает ползать, становиться на ноги и ходить.

Чёткие, естественные изгибы позвоночника образуются к 6-7 годам жизни ребёнка. Они играют очень важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от толчков и сотрясений, так как позвоночник приобретает способность пружинить при движениях стоп.

У детей дошкольного возраста дефекты осанки выражены обычно не резко и не являются постоянными. Наиболее частый дефект – вялая осанка, для которой характерны чрезмерное увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника, слегка опущенная голова, опущенные и сдвинутые вперёд плечи, запавшая грудная клетка, отстающие от спины (крыловидные) лопатки свисающий живот; нередко ноги слегка согнуты в коленных суставах. На основе вялой осанки позднее могут сформироваться плоская, круглая и кругло-вогнутая спина, а также боковые искажения (сколиотичная осанка) или комбинированное искажение.

Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы. При этом маленькие дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников. Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике, которые возникают обычно после физических или статических нагрузок, на чувство онемения в межлопаточной области.

Поскольку на рост и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, родители и сотрудники дошкольных учреждений, должны контролировать позы детей при сидении, стоянии, ходьбе.

В дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья ребенка, вырабатываются определенные черты характера, приобретаются жизненно важные умения и навыки. В связи с этим особая роль отводится правильно организованному физическому воспитанию в условиях детского сада и семьи. Умение держать свое тело не только придает ребенку приятный внешний вид, но и оказывает большое влияние на состояние его здоровья, на жизнедеятельность всего организма. Осанка – привычное положение тела ребенка, развивается в процессе индивидуального становления на основе наследственных факторов под воздействием воспитания. Наследственные факторы могут обусловливать похожие варианты осанки у родителей и детей, предрасположенность к определенному виду нарушений осанки. В то же время условия физического воспитания дают возможность не только сформировать соответствующую эстетическим и физиологическим требованиям осанку ребенка, но и исправить, создать новый вариант осанки.

Как свойство развивающегося организма, осанка не является статическим понятием и может нарушаться при резком изменении условий внешней среды. Особенно легко это может произойти в дошкольном возрасте, когда осанка еще только формируется. Поэтому любое нарушение условий ее формирования приводит к патологическим изменениям. Не приходится убеждать кого-либо в большой роли физического воспитания как фактора, формирующего осанку ребенка. Естественно, что задача формирования осанки относится к важнейшим задачам физического воспитания ребенка дошкольного возраста. Однако физическое воспитание не единственный фактор, влияющий на осанку. Последняя зависит и от состояния костного скелета, суставно-связочного аппарата, степени развития и симметричности мышечной системы.

Предупредить возникновение неправильной осанки легче, чем проводить работу по ее исправлению. Поэтому важно строгое соблюдение гигиенического режима (свежий воздух в помещении, нормальная освещенность, подбор стола и стула по росту каждого ребенка, чередование движений и покоя, полноценное питание, закаливание) .

Важно постоянное наблюдение в процессе всей жизни за положением тела каждого ребенка. Только общими усилиями воспитательного учреждения, семьи, при активном участии и контроле медицинского персонала можно добиться формирования правильной осанки у детей.

Главные причины нарушения осанки недостаточная двигательная активность; переуплотненность групп; несвоевременный медицинский осмотр и нерегулярная лечебно-профилактическая работа; нарушение режима питания и отдыха в детском саду; слабая организация закаливающих мероприятий и физкультурно-оздоровительной работы. Многие дошкольные учреждения не имеют спортивных залов, оборудованных спортивных площадок для проведения физкультурных занятий, подвижных и спортивных игр.

Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание.

Основным средством формирования правильной осанки и коррекции ее нарушений являются занятия физическими упражнениями.

В детском саду необходимо использовать упражнения для развития больших мышечных групп, особенно спины, живота и ног, чтобы создать естественный мышечный корсет. Хорошим средством формирования правильной осанки и профилактики ее нарушений, являются гимнастические упражнения с различными предметами. Можно использовать резиновые и теннисные мячи, обручи, палки, мешочки с песком и др. Малышам нравятся упражнения с флажками, кубиками, ленточкой, погремушкой. Хорошо влияет на осанку ползание, лазанье, ходьба с небольшим грузом на голове. Упражнения выполняются из различных исходных положений – стоя, лежа на спине и животе, сидя на стуле, скамейке, на четвереньках.

Старшие ребята могут понять пользу упражнений, им объясняют, что движения помогут им стать здоровыми, красивыми, подтянутыми, а для этого надо делать движения правильно, энергично, проявляя усилия, настойчивость.

Учитывая быструю утомляемость дошкольников, следует после наиболее трудных статических упражнений давать кратковременный отдых (40-50 сек.) с выполнением дыхательных упражнений в положении сидя, лежа на спине.

Для формирования правильной осанки и профилактики ее нарушений в процессе занятий физической культурой, утренней гимнастикой и во время физкультминуток можно использовать следующие упражнения : прогибание спины с обручем или с мячом в руках; наклоны в стороны с обручем за спиной; приседания стоя на носках с гимнастической палкой в руках; наклоны назад с разведением рук в стороны; наклоны вперед прогнувшись, ноги врозь, с гимнастической палкой в руках; поднимание ног вверх лежа на спине; ползание на четвереньках; ходьба с удержанием на голове груза с сохранением правильной осанки и др.

Для формирования правильной осанки полезны упражнения, выполняемые у вертикальной плоскости (касание спиной, затылком, ягодицами и пятками стены или гимнастической стенки, и упражнения с удержанием на голове предмета (мешочка с песком, деревянного кубика, резинового мяча, деревянного или резинового кольца). Такие упражнения хорошо выполнять у зеркала, чтобы ребенок мог фиксировать правильное положение тела.

Исходное положение – ноги на ширине плеч, опущенные руки держат палку за концы. Поднять руки вверх, завести палку за спину. Сделать наклон влево, затем вправо. Вернуться в исходное положение.

На любой детской площадке есть турник, но лучше всего выполнять это упражнение на шведской стенке. Крепко держась руками за перекладину, согнуть ноги под прямым углом и пробыть в таком положении несколько секунд. Кто сможет дольше?

Это упражнение на растяжку полезно для укрепления позвоночника и тренировки вестибулярного аппарата. Исходное положение – ноги вместе, руки опущены. Отвести правую ногу назад, руки в стороны и замереть.

Повторить упражнение с левой ноги.

Исходное положение – лежа на животе. Малыш должен приподнять согнутые в коленях ножки, обхватить лодыжки руками и начать покачиваться, как лодочка на волнах. Упражнение очень полезно для растяжки.

Лягушка на берегу

Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, руки, согнутые в локтях, – на талии. Присесть, опираясь на всю стопу, затем занять исходное положение. Присесть, опираясь на боковую часть стопы. Подняться. Повторить упражнение несколько раз.

Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуется включать в комплекс утренней гимнастики.

Литература.

1. Галанов А. С. Игры, которые лечат. – М. : ТЦ Сфера, 2007.

2. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2009.

3. Красикова И. С. Осанка. Воспитание правильной осанки. Лечение нарушений осанки. / И. С. Красикова/.- Санкт- Петербург, 2001.

4. Козырева О. В. Лечебная физкультура для дошкольников. / О. В. Козырева/.- Москва, 2006.

Цель: формировать у детей устойчивый навык правильной осанки с помощью стены без плинтуса.

Оборудование: стена без плинтуса.

Ход игры

Методические указания. Все игры и специальные упражнения для развития интереса и речи лучше сопровождать потешками, считалками и стихами, например:

Поросята.

Серый, серенький волчок

Вышел из засады,

Он зубами щёлк да щёлк,

Мы совсем не рады…

Волк.

Поросят поймать мне нужно

И себе устроить ужин.

Ведь лучше и не надо

Мне другой награды.

А ты попробуй догони.

Разбежались — раз, два, три…

Цель: учить дошкольников правильно распределять нагрузку на весь опорно-двигательный аппарат, фиксировать позу.

Оборудование: обруч.

Ход игры

Дети двигаются под музыку, выполняя любые движения. По сигналу они должны быстро прилечь вокруг обруча, касаясь его ступнями в виде лепестков, и чётко зафиксировать позу, симметрично расположив части тела (руки вдоль туловища — в стороны или вверх, ноги прямые).

Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

А потом ещё вокруг.

Лишь коснёшься ты земли,

Спинку ровненько держи!

Методические указания. Воспитатель обращает внимание на то, как дети опускаются на пол (не шлёпаясь всем телом).

Цель: формировать умение принимать правильную осанку, учить сохранять её в движении.

Оборудование: мешочки с песком (200—300 г) по количеству детей.

Ход игры

Хожу я прямо в шляпе,

Как будто это папа

Шагает на работу,

А, может быть, в кино.

И главное, ребята, —

Шагаю с настроением

Цель: формировать у детей навыки правильной осанки; развивать силовые качества, укреплять мышцы брюшной полости.

Оборудование: не требуется.

Ход игры

Ребёнок лежит на спине, вытянув прямые сомкнутые ноги. Затем приподнимает носки и одновременно голову, смотрит на ноги (на счёт 1, 2, 3, 4). Ребёнок повторят счёт, после чего медленно опускает на коврик голову, а потом ноги. Воспитатель контролирует положение позвоночника ребёнка, который должен всей спиной прижаться к коврику.

Я лежу на коврике

Ножки дружно поднимаю,

Стройным, сильным быть желаю!

Цель: тренировать детские мышцы спины, гибкость позвоночника; воспитывать уважение к сопернику.

Оборудование: тренировочная стена из ковролина.

Ход игры

На липучках располагаем на ковровой поверхности стволы берёзок из ткани или бумаги и листики разных размеров.

Цель: учить детей умению бегать, сохраняя правильное положение тела; развивать быстроту реакции, смелость, координацию движений рук и ног.

Ход игры

Ласточка летает быстро —

Пчёлке нужно улетать,

Будешь чуть нерасторопной,

Может ласточка поймать…

Цель: закреплять умение принимать правильную осанку, учить сохранять её в движении.

Оборудование: не требуется.

Ход игры

По предложению взрослого ребёнок подходит к стене без плинтуса, принимает правильную осанку: руки опущены, затылок, лопатки, ягодицы, пятки плотно касаются стены, голова прямая шея вертикально, взгляд устремлён вперёд, губы сомкнуты, плечи слегка опущены на одном уровне, лопатки сведены, передняя поверхность грудной клетки развёрнута, живот слегка подтянут, ягодицы напряжены, колени выпрямлены.

Я стройный, как ёлочка,

Я стройный, как линеечка,

Все любят стройных мальчиков,

Цель: развивать воображение детей в движениях посредством музыки и художественного слова; упражнять в равновесии на ограниченной площади; развивать координационные способности и двигательное творчество.

Оборудование: квадратики по количеству детей, карточки с изображением зверей, птиц, набор четверостиший.

Ход игры

Ведущий (В.).

По болоту я хожу,

Во все стороны гляжу,

Потом ровно постою

И немного отдохну.

(Встать на квадрат и под музыку тянуть руки вверх.)

Шея жирафа длинна и гибка,

Ветки жираф достаёт свысока.

(Ходьба гуськом вокруг квадратиков.)

Как-то летним вечерком

Утята в стайке шли гуськом.

Шли они на пруд купаться,

И все листья с липы сдул.

И на землю опустились.

Методические указания. Воспитатель обращает внимание на качество выполнения того или иного движения.

Цель: формировать навыки правильной осанки у детей-дошкольников; развивать умение бегать не наталкиваясь друг на друга.

Оборудование: гимнастические скамейки (для детей старшего дошкольного возраста).

Ход игры

Воспитатель читает стихотворение:

Кошка выспалась немножко,

Хочет птичек пощипать,

Нужно всем быстрей на ветки,

Чтобы в пасть к ней не попасть…

Цель: развивать координационные способности, ритмичность, умение принимать правильную осанку по сигналу; воспитывать внимание, самостоятельность.

Оборудование: не требуется.

Ход игры

Я солдатик оловянный,

На посту стою — не дрогну,

Проходи своей дорогой,

За осанкой слежу строго!

Методические указания. Сначала оценивается индивидуальное, затем парное и т.д. выполнение предложенных заданий. Выигрывает тот, кто правильнее всех справится с заданием.

Цель: развивать быстроту, ловкость; формировать правильную осанку; воспитывать желание быть крепким и здоровым.

Ход игры

Методические указания. Игра проводится с группой детей (6—8 человек) на ровной площадке.

Цель: развивать координационные способности; воспитывать внимание; учить выполнять упражнения, направленные на коррекцию осанки.

Оборудование: не требуется.

Ход игры

Сначала в роли водящего выступает воспитатель. Он показывает ряд упражнений, направленных на формирование правильной осанки, и объясняет, почему эти движения полезны, какие мышцы укрепляют. Дети повторяют. Ребёнок, который выполняет упражнения лучше всех, становится водящим.

У меня спина прямая,

Я наклонов не боюсь,

Ах, красивая спина,

Посмотрите на меня!

Методические указания. Воспитатель помогает детям объяснять полезность того или иного движения.

Несколько интересных игр и упражнений для детей, которые помогут сформировать красивую и правильную осанку и укрепят мышцы спины.

Выработка правильной осанки - сложный процесс, начинающийся в младенчестве и продолжающийся длительное время. Хорошая осанка украшает фигуру человека, помогает ему овладевать сложными двигательными навыками.

Неправильное положение тела связано с односторонним отягощением мышц, слабостью мускулатуры, привычкой опускать голову, подавать вперед плечи, горбиться, искривлять позвоночник и т.д. Это создает неблагоприятные условия для функционирования органов кровообращения и дыхания, вредит здоровью детей.

Воспитатель должен знать правильную стойку и уметь показать ее детям: голова прямо, плечи симметричны и слегка отведены назад, живот подтянут, ноги прямые, пятки вместе, носки симметрично развернуты наружу, образуя угол примерно 15-20 o .

Для предотвращения и исправления отклонений в формировании осанки у детей 3-4 лет разработано множество игр и упражнений.

Упражнения для выработки навыка правильной осанки.

И.п. - стоя спиной к стене.

1. Затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы и пятки касаются стены, голова поднята, плечи опущены и отведены назад, лопатки прилегают к стене. Если поясничный лордоз увеличен, следует приблизить поясницу к стене, немного напрягая мышцы живота и передней поверхности бедер; при этом таз поворачивается вокруг тазобедренных суставов, и угол его наклона уменьшается.

2. Потянуть руки и плечи вниз, голову вверх, вытягивая шейный отдел позвоночника (выдох), расслабиться (вдох).

3. Потянуться вверх всем телом, от головы до пяток (на носки не приподниматься), опустить плечи, вытянуть весь позвоночник (выдох), расслабиться (вдох).

4. Положить руки на голову, потянуть вверх все тело, кроме шеи и головы, вытягивая грудной и поясничный отделы (выдох), расслабиться (вдох).

Те же упражнения на вытягивание позвоночника можно выполнять сидя.

5. Закрыть глаза, сделать шаг вперед, принять правильную осанку. Открыть глаза, проверить правильность осанки, исправить замеченные дефекты.

6. Сделать два-три шага вперед, присесть, встать, принять правильную осанку, проверить себя.

7. Сделать один-два шага вперед, расслабить последовательно мышцы шеи, плеч, рук и туловища – “обвиснуть”. Выпрямиться, проверить осанку.

8. Подняться на носки, скользя спиной по стене, потянуться всем телом вверх. Задержаться в этом положении на 3-5 секунд, вернуться в и.п.

Все эти упражнения можно усложнять - выполнять, не прислоняясь спиной к стене.

Главное средство профилактики и необходимый компонент лечения заболеваний позвоночника - выработка навыка правильной осанка. К сожалению, это трудная задача не столько для ребенка, сколько для родителей и педагогов. Сама собой хорошая осанка может сформироваться в исключительных случаях - у совершенно здорового, переполненного энергией, гармонично развитого ребенка. Всем остальным необходимо:

  • обеспечить условия для формирования правильной осанки;
  • знать, что такое правильная осанка, как именно надо стоять, сидеть и двигаться не сутулясь;
  • сознательно и бережно относиться своему здоровью и одной из главных его опор - позвоночнику;
  • доводить навык правильной осанки до автоматизма с помощью специальных упражнений.

Упражнения на ощущение правильной осанки.

Наиболее отчетливое ощущение правильной осанки появляется при прикосновении спиной к стене. Дети начинают чувствовать уровень надплечий, положение лопаток, таза, всего тела. В этом случае полезны следующие упражнения.

1. И.п. - стать спиной к стенке в основной стойке, так чтобы затылок, лопатки, ягодичные мышцы и пятки касались ее. Сделать шаг вперед, стараясь сохранить то же положение тела, вернуться к стенке. Повторить несколько раз.

2. И.п.- то же. Присесть и встать или поочередно поднимать и сгибать ноги, сохраняя то же положение головы, таза, спины.

3. И.п. - то же. Сделать шаг вперед, повернуться на 360 градусов, выпрямиться, вернуться к стенке.

1. Положите на голову книгу, руки – на пояс. Посоревнуйтесь с ребёнком, кто дольше удержит предмет на голове. Упражнение можно усложнить, вытянув руки вперёд; затем попробуйте присесть, не отрывая пятки от пола, сохраняя всё это время правильную осанку. Если и это покажется вам лёгким, тогда, сохраняя равновесие, высоко поднимите ногу, сгибая её в колене. Вы можете также попробовать двигать руками – поднять руки вверх или развести их в стороны. Упражнения на равновесия – это лучший способ укрепления глубоких мышц спины, которые в первую очередь отвечают за конфигурацию позвоночника.

2. Наряду с упражнениями на равновесие есть статические упражнения, очень простые и эффективные. Выполнять их следует в зависимости от уровня подготовки, от 10–15 секунд до 1–2 минут.

Упражнения для мышц поясницы:

Лёжа на животе, вытяните руки вдоль туловища, поднимите обе ноги и удерживайте выпрямленными так долго, как это возможно. Вы можете держать ноги в 50, и в 10 см от пола – чем ниже, тем труднее. Важно, чтобы в это время поясница не поднималась от пола выше естественного физиологического изгиба.

Упражнения для мышц грудного отдела спины:

Лёжа на животе, вытяните руки вверх и поднимите голову и плечи как можно выше над полом. Удерживайтесь в положении "лодочки" тоже исходя из своих возможностей. При этом старайтесь, чтобы локти и кисти рук находились в одной плоскости с туловищем, а лопатки были сведены и прижаты к спине.

Упражнения для прямых мышц живота:

Лёжа на спине, вытяните руки вдоль туловища и поднимите прямые ноги под углом 45°. Удерживайте позу, сколько считаете возможным. Правило для поясницы то же, что и в первом упражнении.

Упражнения для боковых мышц туловища:

Лёжа на боку, поднимите чуть-чуть обе ноги и пытайтесь удержать их в этом положении. Самое главное, лежать четко на боку, в одну линию, и под талией должно оставаться свободное пространство ("корсетные мышцы" остаются в напряжении с обеих сторон). Если держать на весу обе ноги слишком тяжело, следует поднимать одну ногу, не поворачивая таз, не заваливая его вперед или назад и не сгибая туловище вперед в тазобедренном суставе. В дальнейшем необходимо перейти к подъему обеих ног.

Зарядка для малышей.

В ежедневную зарядку для детей включите пару упражнений по укреплению мышц спины. Ниже приведены несколько простых упражнений под общин названием “Играем в котенка”, но котенка вполне можно заменить на тигренка или щенка, в зависимости от интересов малыша.

Играем в котенка.

  • Исходное положение: Ребенок стоит на четвереньках.
  • Котенок потягивается: сесть на пятки, руки прямые, прогнуть спину и запрокинуть голову.
  • Котенок шипит: выгнуть, округлить спину, пытаясь коснуться подбородком груди - показывает хохолок на спине и шипит на собаку.
  • Котенок мурлыкает: прогнуть спину и поднять высоко подбородок - мурлыкает и хочет чтоб ее погладили, можно пошевелить хвостиком.
  • Котенок достает фрукты с дерева: Поднять правую руку вверх, высоко-высоко - стараясь дотянуться до яблока, поднять левую руку - дотягивается до груши. можно поэкспериментировать таким же образом с ногами.
  • Котенок учится плавать: лечь на живот. Приподнять голову и делать круговые движения руками, имитируя плавание брассом.
  • Котенок едет на велосипеде: лечь на спину , согнуть колени и имитировать кручение педалей.

Если принцип упражнений понятен, мы уверены вы найдете еще массу интересных поз и игровых сценок для укрепления мышц спины.

Правильному положению и отчетливому ощущению прямой спины способствуют и упражнения с обручами, палками, положенными на лопатки.

Здоровый ребенок должен много двигаться, тем более что из-за особенностей детской нервной системы и мышц поддерживать неподвижную позу ему труднее, чем бегать, прыгать, вертеться и скакать. В положении сидя или стоя, особенно если находиться в одной и той же позе приходится дольше нескольких минут, ребенок “обвисает”, вертикальная нагрузка переносится с мышц на связки и межпозвонковые диски, и начинается формирование плохой осанки. Небольшая, но регулярная физическая нагрузка (плавание, домашние тренажеры, больше подвижных игр и поменьше телевизора, ежедневная физкультура) - необходимое условие для нормального развития опорно-двигательного аппарата.

Существует множество игр для предотвращения и исправления отклонений в формировании осанки у детей. На первоначальном этапе обучения в играх “Встань прямо”, “Подтянуться”, “Держи голову прямо”, “Хорошая и плохая осанка”, “Покажи, как я” и др. дается подробное объяснение и показ правильной стойки. После того как дети научатся отличать правильную позу от неправильной, проводятся игры (с предметами и без предметов), направленные на усвоение правильного положения тела при ходьбе: “Пастухи и овцы”, “Не потеряй”, “Подражание” и др.

В процессе обучения стойке целесообразно использовать шаблон правильной постановки стоп треугольные деревянные дощечки, расположенные под углом 30 o специальные отпечатки стоп и ряд других предметов и приспособлений: короткие и длинные гимнастические палки, веревку, набивные мячи, мешочки с песком.

Лечебное действие физических упражнений и игр объясняется важной биологической ролью движений в жизни ребенка. Она благотворно влияет на нарушенные болезнью функции организма, ускоряет восстановительные процессы, уменьшает неблагоприятные последствия вынужденной гипокинезии. Физические упражнения оказывают разнообразное действие в зависимости от их подбора, методики выполнения и физической нагрузки.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.