Игры для профилактики искривления позвоночника



Подвижные игры для детей с нарушениями осанки и сколиозами

Использование подвижных игр для детей с нарушениями осанки и сколиозами очень важно, так как игра - основной вид деятельности в детском возрасте, развивающий познавательную сферу, фантазию, творчество. Специальные ортопедические упражнения неинтересны для детей, скучны и требуют определенных волевых усилий, терпения, внимания. Педагогическая мудрость игр - в их простоте, и если взрослого мы называем "человеком разумным", то ребенка - "человеком играющим". Немецкий психоаналитик Э.Фромм писал: "Играя, дети учатся прежде всего развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете". О важности игр говорит следующая фраза А.Эйнштейна: "Теоретическая физика - это детские игрушки по сравнению с игрой". В процессе игры решаются самые разнообразные задачи - гигиенические, воспитательные, образовательные, оздоровительные.

Подвижные игры для детей с нарушениями осанки и сколиозами должны подбираться по возрасту и решать специальные задачи: тренировка силовой выносливости мышц туловища, увеличение подвижности позвоночника, формирование навыка правильной осанки, самовытяжение, развитие координации.

1. "Тише едешь - дальше будешь" - после таких слов, когда водящий отворачивается, нужно остановиться, держа руки в положении "крылышек".

2. "Пятнашки" с мешочком с песком на голове (условие - во время игры не уронить мешочек).

3. Сидя на гимнастической скамейке, эстафета с передачей мяча самовытяжением (после передачи мяча принять положение рук "крылышки", выполняя самовытяжение сидя, то есть движение руками вниз и назад, при этом тянуться теменем вверх).

4. Игра "горящий мяч" - лежа на животе в кругу, руки в "крылышки", разогнув верхнюю часть спины, не касаясь локтями пола, передавать руками мяч, откатывая его любому из играющих и возвращаясь в исходное положение.

5. Стоя попарно, переброска мяча от груди с сохранением правильной осанки.

6. То же - во время движения (перед ловлей мяча хлопнуть в ладоши).

7. "Кто быстрее" - попарная переброска мяча в движении. Задача: третий игрок старается перехватить мяч.

8. Попадание в цель в кольцо с разного расстояния поочередно каждой рукой.

9. "Гонка мячей по кругу" - играющие (каждый с мячом) по кругу по часовой или против часовой стрелки передают мячи, при этом один мяч догоняет другой, по сигналу мячи меняют направление.

10. "Охотники и утки" - все играющие делятся на 2 команды. Одна команда - охотники, другая - утки. У охотников мячи, которыми они "стреляют" в уток, утки разбегаются, уворачиваются от мяча.


11. "Пятнашки" в коленно-кистевом положении.

12. "Пятнашки с мячом" - перекатывая по полу головой набивной мяч в коленно-кистевом положении, запятнать им других, находящихся в том же положении.

13. "Мяч от себя" - две команды располагаются в шеренгах друг против друга на расстоянии 3м одна от другой. У одной из команд имеется 3-5 мячей. Задача - скорее избавиться от мячей, перекатив их в противоположную команду. Выигрывает та команда, у которой по сигналу остается меньше мячей.

14. "Море волнуется" - дети свободно передвигаются по залу, произнося: "Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри", после чего каждый из играющих принимает любую позу в исходном положении стоя, сидя, лежа с правильной осанкой и самовытяжение.

15. "Лягушки и цапля" - лягушки прыгают по лугу в положении на четвереньках, по сигналу : "Цапля идет!" все замирают в той же позе, поднимая ноги и сохраняя правильную осанку. Пощевелившуюся лягушку цапля пятнает, эта лягушка становится тоже цаплей. Веселье на лугу возобновляется до следующего сигнала.

16. "Слепые котята" - двое детей (котят) стоят рядом, закрыв глаза, на расстоянии вытянутой руки. Остальные дети (мышки) по сигналу на четвереньках или по-пластунски проползают между стоящими. стоящие котята не открывая глаз, пятнают мышек. Запятнанная мышка становится слепым котенком, а котенок становится мышонком.

17. "Выше земли" - по сигналу все дети, бегающие по залу, должны найти себе место "выше земли" (на скамейке, гимнастической стенке, стуле и пр. сохраняя при этом правильную осанку. водящий пятнает того, кто не успел занять место "выше земли".

18. "Мышеловка" - дети, взявшись за руки, образуют круг с поднятыми вверх руками. Оставшиеся четверо-пятеро детей, тоже взявшись за руки, пробегают через круг зигзагами между стоящими. По сигналу мышеловка захлопывается, то есть стоящие опускают руки и приседают. Застигнутый в кругу присоединяется к стоящим.

19. Эстафета с мячом - какая команда быстрее докатит головой медицинбол от старта до финиша.

20. "Переправа" - какая команда быстрее доберется от старта до финиша с помощью различных предметов (скамейки, платформы, бревна, мата, лестницы).

При проведении игр основное внимание обращается на правильную осанку и самовытяжение.

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПРОФИЛАКТИКУ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ.

Нарушение осанки - частый спутник многих хронических заболеваний, проявляющихся в общей функциональной слабости, гипотоническом (пониженном напряжении тканей) состоянии мышц и связочного аппарата. Дефекты осанки отрицательно влияют на деятельность сердца, желудка, печени, почек.

Основой профилактики и лечения нарушений осанки является общая тренировка организма ребёнка. В задачи игр входят:

укрепление опорно - двигательного аппарата;

улучшение функций дыхания и сердечно - сосудистой системы.

В процессе проведения подвижных игр надо добиваться тренировки навыков в удержании головы и туловища в правильном положении, правильной ходьбе (грудь вперёд, лопатки чуть сведены, подбородок приподнят). Выработке правильной осанки помогают игры на координацию движений, равновесия. Упражнения в играх чередуются с дыхательными упражнениями.

Подвижные игры, направленные на профилактику нарушений осанки.

Данные игры не только помогут закрепить навык правильной осанки, но и

повысят интерес ребёнка к занятиям.

Предлагаемые игры можно проводить как в зале, так и во время прогулки. В

последнем случае они помогут занять и развлечь ребёнка, повысить его коммуникабельность.

Мы проверили осанку. И свели лопатки. Мы походим на носках,

Мы идём на пятках. Мы идём, как все ребята. И как мишка косолапый.

Вот какой послушный мяч! Между стоп его запрячь.

Повернись и оглянись. Мячик, на пол не катись!

Мостик - перевёрнутая гимнастическая скамейка; камушки - кубики на расстоянии 20 - 30см друг от друга, кустики - обручи.

Дети выполняют задания с мешочком на голове.

Водящий меняет положение рук, например, кладёт их на пояс, на затылок или

выполняет какое-нибудь упражнение в ходьбе, например, идёт приставным шагом. Остальные дети должны точно повторять его движения. По сигналу взрослого водящий делает шаг в сторону, дожидается последнего и идёт вслед за ним. Новый водящий должен показывать уже другие упражнения.

Выигрывает тот, кто не ошибается, а из водящих - тот, кто не повторит старого

упражнения, выдумает наиболее красивое, интересное, забавное.

Необходимый материал: скакалка или длинная верёвка.

Ход игры: Ребёнок с ведущим равномерно вращает скакалку. Дети по одному

прыгают через скакалку. Игру можно усложнить, изменяя вид прыжков: перепрыгивая одной ногой, а затем в стороны, двумя ногами вместе, делая дополнительное подпрыгивание и т.д.

Материалы: стул, мяч.

Ведущему необходимо подбадривать ребёнка, следить за правильной осанкой. Более сложный вариант броска возможен с подскоком и отрыванием обеих ног от пола.

Ход игры. Ведущий держит ребёнка за обе руки (в дальнейшем за одну) и контролирует, правильно ли выпрямлены позвоночник и поднята нога. Поза вначале удерживается не более одной секунды, затем опорная нога меняется.

Ход игры. Родители рассказывают ребёнку о гимнастах, показывают, как красиво они выступают. Затем предлагают поиграть в гимнаста. Родители, сидя на корточках, крепко сцепляют руки (правая мамы и левая папы), прижимая их своему телу. Другими руками берут за руки ребёнка, который становится одной ногой на руку папы, а другой - на руку мамы. Родители медленно встают и поднимают ребёнка на уровне пояса в положении стоя (ребёнок выпрямляет спину). После чего начинают медленно ходить, предлагая ребёнку продолжить стоять, сохраняя правильную осанку. Постепенно шаг ускоряется. Через 1 — 2 минуты родители опять становятся

на корточки, ребёнок соскакивает на землю. Это упражнение содержит сильный эмоциональный заряд для ребёнка и родителей, так как редко удаётся играть всем вместе. После игры лучше всего устроить совместное чаепитие.

Ход игры. Ведущий показывает детям, как ёжик делает гимнастику. В положении лёжа на спине ведущий поднимает руки за голову и максимально вытягивается. Затем, поднимая верхнюю половину туловища к коленям, наклоняется вперёд, т. е. группируется, обхватывая ноги под коленями (ёж свернулся). Дети показывают, как ёжик делает гимнастику, ведущий поправляет детей. Затем по команде ведущего дети выполняют упражнение 5-6 раз. Перед каждым повторением надо полежать и отдохнуть, расслабившись, как тряпичная кукла.

Ход игры. Играющие, взявшись за руки, образуют цепь. Первый (водящий) в цепи тянет за собой цепь, меняя направление в ходьбе, заплетает различные фигуры, обвивая всю цепь вокруг себя, снова расплетает её, останавливается, бежит и потом старается быстрым поворотом разорвать цепь. Кто не смог удержать цепь, выходит из игры, а цепь снова замыкается. Играют до тех пор, пока остаётся 2-3 человека в цепи, потом игру повторяют.

Необходимый материал: небольшие кольца, тарелочки, палочка - жезл.

Ход игры. Протягивается и закрепляется верёвочка на расстоянии 10 — 15см от пола. Ребёнок сидит на стуле в 3 — 5м от верёвочки. По команде ведущего ребёнок идее и перешагивает через верёвочку, затем поворачивается и снова перешагивает через верёвочку, пока не перешагнёт по всей длине. Если ребёнку трудно, то можно сделать 3-4 перешагивания. Игру лучше выполнять под ритмичную музыку или хлопки ведущего при каждом перешагивании через верёвочку. Ведущему нужно контролировать правильность осанки и смыкания губ (рот должен быть закрыт. Начинать можно с одной стороны верёвочки, а на другой стороне на стуле, к которому прикреплена верёвочка, можно положить приз.

Материалы: 2 стула или табуретки, рейка (1,5 - 2м), мячик.

Ход игры. Ведущий строит ворота (на спинке стульев или сиденья табуреток кладёт рейку). Перед воротами на расстоянии 1,5 - 2м кладёт мяч. Ребёнок должен взять мяч, катить его в ворота и бежать за ним. Пройдя на четвереньках, ребёнок выпрямляется, догоняет мяч и, положив его на прежнее место, садится отдыхать. Более сложный вариант можно проводить на время. Необходимо, чтобы ребёнок бежал за мячом прямо, не горбясь.

Материалы: поднос или книга, кубик.

Материал ы: мячи, мишени - кольцо или коробка, кегли.

Ход игры. На расстоянии, до которого ребёнок может добросить мяч, ставится

коробка или подвешивается кольцо. Пусть ребёнок сделает несколько попыток попасть в цель.Модифицированный вариант: расставляются кегли, и их надо сбить. За сбитую кеглю или попавший в коробку мяч ведущий выдаёт фант (жетон). Выигрывает тот, у кого больше фантов.

В современном мире сверхскоростей и постоянных стрессов все большее число людей сталкивается с проблемами, так или иначе связанными с болезнями опорно-двигательного аппарата (ОДА). К несчастью, эти заболевания не зависят ни от возраста, ни от социального статуса человека. Среди таких проблем и заболеваний чаще остальных встречаются остеохондроз межпозвонковых дисков (иногда с грыжами), болезни суставов (в том числе болезнь Бехтерева и ревматоидный артрит), а также, последствия перенесенных ранее операций и травм. Не последнее место занимают заболевания грудного отдела позвоночника, лечение и диагностика которых заслуживают внимания.

Трудно представить, что лечение позвоночника, лечение суставов при таком подходе будет результативным!

При этом, почему-то все забывают, что самой опасной нагрузкой для человека, страдающего слабыми мышцами туловища, является перемещение собственного веса в пространстве!

При принятии решения, какое именно необходимо лечение позвоночника или лечение суставов крайне важно учитывать состояние мышечной ткани пациента. Именно мышцы питают позвонки и суставы всем необходимым, поскольку в мышцах проходят сосудисто-нервные пучки. И, естественно, что при нарушении питания позвоночника и суставов нарушается их функция.

Отсюда и боли в спине, нарушение подвижности суставов, остеохондроз и т. д.

Но как ни странно, лекарственная медицина не уделяет внимания этой, очень важной соединительной ткани организма.

Возможно ли эффективное лечение позвоночника и лечение суставов без операций и медикаментов?

Уже более 20 лет проблемы лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата успешно решаются в клиниках, работающих по методикам профессора Бубновского более, чем в пятидесяти городах России, СНГ и дальнего зарубежья.

Профессор Бубновский, основоположник современной кинезитерапии, является создателем принципиально иного подхода к вопросу, как проводить лечение позвоночника и лечение суставов. Лечение по его уникальной системе - без лекарств и операций, - позволяет людям вновь обрести достойное качество жизни и возвращает полноценную трудоспособность.

Лечение суставов, лечение позвоночника по системе профессора Бубновского

Лечение позвоночника, лечение суставов при помощи кинезитерапии — это лечение движением. Недостаточная подвижность нашего образа жизни изменяет состояние глубоких мышц, приводя к их атрофии, из-за чего, в свою очередь, нарушается система питания суставов через кровоток.

Важнейшей составляющей лечения по системе С.М. Бубновского при помощи кинезитерапии являются специальные лечебные упражнения, безопасные для суставов и позвоночника, которые выполняется пациентом на многофункциональных декомпрессионных и антигравитационных тренажерах Бубновского (МТБ). Сочетание специализированной гимнастики, русской бани и криопроцедур составляют основу системы профессора Бубновского.

Эффективное лечение позвоночника и лечение суставов по методу Бубновского происходит за счет включения в активную деятельность и восстановление глубоких мышц, снабжающих всем необходимым суставы и позвоночник. Сергей Михайлович доказал, что фундаментальным основанием лечения большинства проблем с суставами и позвоночником является именно активизация неработающих мышц. Неработающие мышцы со временем атрофируются, и это только затрудняет лечение суставов, лечение позвоночника.

Основным критерием выздоровления по системе профессора Бубновского является восстановление мышечной константы пациента, которая характеризуется возможностью выполнения упражнений с отягощениями (упражнений безопасных, носящих лечебный характер) без болевых ощущений.

Сотням тысяч людей, пришедшим в Центры Бубновского, мы предлагаем принципиально другой подход, делающим успешным как лечение суставов, так и лечение позвоночника. Подход индивидуальный, не признающий стандартных решений, т. к. мы убеждены, что даже при аналогичных диагнозах не существует одинаковых пациентов!

Клиника доктора Бубновского оснащена всем необходимым для комфортного прибывания пациентов, в вашем распоряжении уютные раздевалки, душевые кабины, гардероб. У нас есть сауна и кабинеты массажа.

Только движение способно подарить Вам полноценную жизнь!

Татьяна Ибрагимова
Использование подвижных игр при коррекции осанки и профилактики плоскостопия

Подвижные игры занимают особое место в комплексной методике коррекции нарушений осанки у детей, обеспечивая многоплановое воздействие на организм ребенка и высокую эмоциональную насыщенность. Игpa специфический вид деятельности, а подвижная игра является одним из видов сознательной деятельности детей, направленным на достижение цели, причем способ ее достижения играет второстепенную роль. Содержание подвижных игр составляют разнообразные виды движения (бег, прыжки, ползание, метание и т. д.). Структуру игры и взаимодействие её участников определяют и регулируют правила. Особенность подвижных игр, по сравнению с другими средствами оздоровительной физической культуры, состоит в их органической связи с особенностями психологии ребенка, в интересе который дети проявляют к игре, моментах веселой неожиданности в ней, общении со сверстниками, в элементах соревнований. Во время игры ребенок может переносить значительно большую нагрузку, чем в обычной деятельности, и это дает хорошие возможности для увеличения функциональных резервов организма. При дефектах позвоночника подвижные игры широко используются как средство стимулирующего воздействия, а утомление в связи с высокой эмоциональностью не наступает. В. Л. Страковская экспериментально доказала, что целенаправленные эмоциональные нагрузки, оказывая особое стимулирующее воздействие на организм, могут обеспечить восстановление ранее утраченного здоровья и укрепить развивающийся организм. Это воздействие наиболее полно осуществляется на ребенка при его же активной помощи через подвижную игру. Усиленное использование подвижных игр при отдельных заболеваниях детей отмечали у больных при заболевании опорно-двигательного аппарата А. Д Рубцова, А. Ф. Каптелин, А. В. Уварова, Г. Г. Петренко.

Включение подвижных игр в комплекс коррегирующих средств требует выполнения определенных условий, и прежде всего возможности управления объемом, интенсивностью и направленностью физической нагрузки, которая должна быть определенным образом дозирована и зависит от характера игры, роли, выполняемой в ней ребенком, а также от длительности игры.

Использование подвижных игр требует coблюдения следующих условий:

1. Соответствие характера игры возрасту ребенка.

В дошкольном возрасте игры должны носить в основном ролевой характер двигательной деятельности: подражание действиям животных, птиц и т. д. Правила игры должны быть простыми, порядок и очередность их должны быть понятны всем. В старшем возрасте сложность возрастает, ролевой и сюжетный рисунок приобретает большое значение, правила постепенно усложняются, возрастает роль личной инициативы.

2. Подбор игр в соответствии с коррекционными, воспитательными и образовательными задачами.

Педагог должен не только представлять характер двигательной деятельности и физическую нагрузку для каждого из играющих, но и преимущественную работу мышц, положение тела во время игры, двигательные навыки.

3. Четкое объяснение правил и распределение ролей.

Это необходимо для сознательных и уверенных действий участников игры. Педагог контролирует соблюдение детьми правил и может поощрять тex, кто лучше других справился с заданием и соблюдал все правила игры.

4. Соблюдение физиологических закономерностей адаптации.

Это правило важно при проведении игр вне коррекционных занятий. Для подготовки организмa детей к нагрузкам большой и средней интенсивности проводятся физические упражнения, как на разминке, включающиe ходьбу, 6eг и т. п. После подвижных игр нагрузка снижается до уровня обычной путем включения игр малой интенсивности или ходьбы малой интенсивности с постепенным замедлением.

В своей работе использую различные игры, среди них есть игры апробированные многими поколениями детей, в том числе и народные игры. Использую игры, созданные в последние годы и отражающие быт и труд современного времени. Игры, разработанные В. Л. Страковской, использую постоянно для получения положительной динамики при оздоровлении детей.

Разнообразие тематики, постоянное включение игр во все сферы организации педагогического процесса, максимальная активность детей в подготовке и проведении игр, дружеские взаимоотношения детей друг с другом и с педагогом непременно дадут хорошие результаты в формировании всесторонне развитой личности ребенка.

Игры на формирование правильной осанки:

Участники строятся в круг в приседе, бросают мяч друг другу с целью вывести партнера и равновесия. Если участник игры при ловле или бросании мяча потерял равновесие, то ему засчитываются штрафные очки. Побеждает участник, получивший наименьшее количество штрафных бросков.

Игроки изображают журавлей- стоят на одной ноге, меняя при утомлении то одну, то другую ногу. Остальные изображают лягушек, прыгают на четвереньках. На сигнал ведущего журавли, прыгая на одной ноге, ловят лягушек, убегающих на четвереньках в болот- очерченный круг на полу. В болоте они спасаются. Потом дети меняются ролями.

Игры для профилактики плоскостопия

Ребенок сидит на полу опираясь руками сзади. Мяч лежит у ног справ. Захватывая его стопами, поднять и переложить налево, потом повторить, перенести мяч слева на право. Выигрывает тот, кто большее количество раз перенесет мяч.

Дети сидят на стульях. У каждого ребенка под ногами простынка. Нужно захватить простынку и ни разу не уронив ее, дотащить любыми способами до финиша.

Двое детей присаживаются на корочки. Прыгая на носках, стараются сбить противника плечом и заставить его потерять равновесие- сесть. Кто первый сядет, тот выходит из игры, затем в игру включается другой.

Козырева О. В. Оздоровительно-развивающие игры для дошкольников. – М., 2007.

Страковская В. Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей. – М. : Новая школа, 1994.

Потапчук А. А., Дидур М. Д. Осанка и физическое развитие детей.

Программы диагностики и коррекции нарушений. - СПб. : Речь, 2001. - 16

Гимнастика после сна с выполнением упражнений для профилактики плоскостопия Гимнастика после сна с выполнением упражнений для профилактики пласкостопия. Цель: Обеспечить оптимальную работу мышц, разгрузку позвоночника,.

Игры на массажном коврике для профилактики и коррекции плоскостопия Проблема плоскостопия у детей дошкольного возраста продолжает быть актуальной. В нашем детском саду, есть дети с плоскостопием и я активно.

Использование оздоровительно-развивающих игр для профилактики плоскостопия у дошкольников Игра - единственная всепоглощающая и самая любимая деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Разнообразие детских.

Причины плоскостопия и пути его профилактики Плоскостопие чаще всего рассматривается как деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее основ. Нередко плоскостопие является одной.

Упражнения для профилактики плоскостопия у детей Упражнения для профилактики плоскостопия (выполнять их следует босиком): 1. Стоя прямо за спинкой стула, носки и пятки сомкнуть, руками.

Упражнения по коррекции осанки для домашнего задания Комплекс упражнений рекомендуется выполнять под контролем взрослых. Во время выполнения упражнений дыхание не задерживать. Упражнение 6 выполнять.

Для многих родителей является актуальной проблема правильной осанки у ребенка. К сожалению, много причин сейчас приводят к неправильному формированию детской осанки. Это может быть неправильный сон, постоянное сидение, привычка сутулиться и так далее. А ведь неправильная осанка – это не только некрасиво, но и опасно для здоровья. Правильный комплекс упражнений при искривлении осанки у детей помогает решить проблему, ведь позвоночник малыша еще не сформировался, а значит, он легко идет на изменения.

Немного о правильной осанке

Под правильной осанкой принято понимать положение тела, при котором голова немного приподнята, плечи развернуты, лопатки приближены к позвоночнику, не выступая при этом, а линия живота не выходит за уровень грудной клетки.

Правильная осанка – залог здоровья. И это не просто громкие слова. Важно отнестись к этому ответственно, поскольку искривление позвоночника и нарушения в работе мышц спины провоцируют серьезные нарушения в работе внутренних органов. Ребенок с искривленной спиной больше подвержен простудам, бронхиту, гастриту, запорам, проблемам в развитии сердца и легких.

За позвоночником малыша нужно следить с самых ранних лет. Нужно просто и доступно объяснить ребенку, что если он будет неровно держать спинку и неправильно сидеть, может заболеть. Важно взять за правило делать с малышом легкие упражнения для профилактики – это предотвратит многие неприятности.

Нарушения осанки достаточно часто проявляются в школьном возрасте. Школьникам приходится подолгу находиться в одном и том же положении, мышцы постоянно напряжены, они устают, возникает боль. Для снятия напряжения ребенку нужно постоянно менять положение, изгибать позвоночник и отклоняться в сторону.

Формирование осанки является достаточно длительным процессом, начинающимся с рождения и длящимся до 25 лет. Особое внимание нужно обратить на осанку в период, когда малыши активно растут – 5-6 лет у дошкольников, а также подростковый возраст: 11-13 лет у девочек и 13-15 лет у мальчиков.

Чтобы избежать нарушения осанки у детей, придерживайтесь следующих принципов:

  • Правильная организация сна. Нужно применять жесткий матрас и специальную ортопедическую подушку, что поможет обеспечить правильную работу позвоночника. Постарайтесь приучить малыша спать на спине.
  • Борьба с малоподвижностью. Обращайте внимание на то, чтобы ребенок вел активный образ жизни, больше гулял, играл в подвижные игры.
  • Правильный подбор обуви. Старайтесь покупать обувь с супинатором, которая поможет обеспечить правильную походку. Также следите за тем, чтоб ребенок не искривлял ступни при ходьбе.
  • Контроль нагрузки на позвоночник. Следите за тем, чтобы она была равномерной. Не разрешайте носить чрезмерно тяжелые портфели и постоянно носить сумку на одном плече.
  • Правильная ходьба. Важно избавить ребенка от привычки стоять, опираясь на одну ногу. Это провоцирует косое положение тела, что приводит к неправильному изгибу позвоночника в свою очередь.
  • Правильный выбор мебели. Мебель нужно подбирать с учетом возраста и индивидуальных особенностей малыша. Приучите его правильно сидеть за столом. Оптимальное расстояние между столом и глазами – 30-35 см. В такой позиции осанка будет максимально правильной, и позвоночник будет разгружаться. Стулья лучше использовать со спинкой. Пусть ребенок не ложится на стол. Если он ощущает усталость в спине, пусть сделает перерыв – полежит или подвигается.

Упражнения для исправления осанки у детей

Существует большое количество комплексов упражнений для осанки детям. Ниже вы найдете базовый комплекс, который можно применять как для исправления осанки, так и для профилактики ее нарушений.

Эти упражнения для осанки являются универсальными, их можно делать детям 10 лет, более старшим или младшим, а также взрослым.

Упражнения для правильной осанки у детей также должны укреплять мышцы спины. Время выполнения их составляет 30 секунд – три минуты. Они могут быть следующими:

  • Сядьте на пол, коленки подтяните к себе, обхватывая их руками. Нужно покататься на спине по полу, а затем вернуться в исходное положение.
  • Исходная позиция – лежа на спине. Выполняйте круговые движения ногами, имитируя езду на спине.
  • Лягте на спину, руки вытяните вдоль туловища, ноги согните в коленках. Таз оторвите как можно выше от пола, удержитесь в таком положении на пять секунд, затем вернитесь в исходное положение. Повторить упражнение пять раз.
  • Ребенку нужно упереться в пол руками, мама же в это время должна взять его за лодыжки. Пусть малыш ходит на руках в течение 2-3 минут.
  • Поочередно ходите на пятках, носках, внешних краях стоп по полминуты. Затем встаньте на четвереньки и вытягивайте левую руку и правую ногу, а затем смените их.

Упражнения для осанки детям 3-4 лет должны выполняться в виде игры. Они могут быть следующими:

Комплекс упражнений для детей с нарушением осанки лучше всего выполнять спустя или за час до приема пищи утром либо вечером.

Важно подобрать правильные упражнения для исправления осанки у подростков. Они могут быть следующими:

Правильный комплекс упражнений для исправления осанки у детей, который можно выполнять и в домашних условиях, поможет решить имеющиеся проблемы. Помните, что чем раньше начать работу над правильной осанкой, тем выше вероятность того, что вы предупредите все возможные негативные последствия в дальнейшем.

Упражнения для исправления осанки у детей на видео

Сколиоз — проблема, с которой сталкиваются многие дети и подростки в возрасте от 5 до 16 лет. Связан он в большинстве случаев с быстрым ростом ребенка. Чтобы болезнь себя не проявила, важно следить за осанкой и правильно организовать рабочее пространство для творчества и учебы. Прекрасной профилактикой сколиоза станет веселая зарядка для спины, которая позволит укрепить ее мышечный корсет!


Упражнения нужно начать с 5-7 повторов и одного подхода, затем постепенно увеличивать число повторов до 10-12 и подходов до 5.

Гимнастические упражнения для профилактики сколиоза

Поставьте малыша спиной к стене, пусть рас­правит плечи, вытянет ручки в сторон ы под углом к туловищу, раздвинет пальчики, напряжет мыш­цы и отойдет от стены на 3-4 шага. Ручки нуж­но опустить, а спину со­хранять ровной, напрягая мышцы, и в таком положе­нии походить по комнате.

Пусть малыш встанет прямо, потянется всем телом вверх, как деревце, расправит спинку, подни­мет голову и пройдется по комнате, разведя ручки-веточки в стороныи растопырив пальчики- листочки. После это­го нужно принять позу правильной осан­ки в полу приседе, а затем сесть на корточки, сохра­няя спинку прямой. Повто­рите 2-3 раза.

По­просите малыша встать на четвереньки, обхвати­те его за пояс, и он пусть вытянет назад одну согну­тую ножку, потом другую, а затем обе сразу, опираясь только на руки с вашей по­мощью. И так 2-3 раза.


Усадите малыша на коврик по- турецки. А теперь нужно покачать головой из сто­роны в сторону 8-10 раз.

Исходное положение—как в предыдущем упражнении. Ручки согнуты в локтях, пальчики—на плечиках: это крылышки птички-невелички. Помогите ей рас­править спинку, погладьте по лопаточкам, отведи­те локотки назад, бли­же к телу. А теперь пусть птичка встанет и попрыгает на месте. Повтори­те 2-3 раза .


Поставить ноги на ширину плеч, в руки взять палочку — ребенок делает широкий замах назад и наклон вперед.

Малыш лежит на коврике и быстро перекатывается на живот, как дельфин, кувыркающий­ся в море. Пусть повторит упражнение 3-5 раз влево и вправо, отдыхая между поворотами.


Лежа на спин­ке, нужно приподнять го­ловку и согнуть стопы, чтобы было видно носочки, а затем снова откинуть голову, а носочки вытя­нуть. Повторите 3-5 раз.

Одна рука на поясе, другая поднимается и описывает круги с ускорением темпа, вперед и назад. Затем руки нужно поменять.

Ребенок лежит на животе, руки вытянуты вместе вперед, ноги сзади вместе. Нужно поднять руки и грудь, затем вернуться в исходное положение, поднять ноги, вернуться в исходное положение, а потом покачаться с поднятыми руками и ногами на животе.


Ребенок должен пронести гимнастическую палку с двумя ведерками воды, ничего не разлив.

Это упражнение полезно для того, чтобы укрепить позвоночник и потренировать вестибулярный аппарат. Нужно поставить ноги вместе и опустить руки. Затем отводим правую ногу назад, руки раскидываем в сторону и стоим так 30 секунд. Повторяем упражнение с левой ногой.

Известное упpaжнение для укрепления брюшного пресса и формирования правильной осанки у детей. Ребенок ложится на спину и вращает ногами в воздухе, как будто крутит педали велосипеда. А затем в перерывах можно раздвигать и сдвигать ноги, повторяя движения лезвий ножниц.

Также предлагаем вам небольшой комплекс на мышцы спины, который можно выполнять с ребенком по утрам или в свободное время:

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.