Игровые методы развитие певческой осанки


Обобщение опыта по развитию певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
доклад 64.66 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие певческих навыков

у детей дошкольного возраста через игровые методы и приёмы

Пение – основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма.

Проблема постановки певческого голоса ребенка–дошкольника – одна из наиболее сложных и наименее разработанных в музыкальной педагогической теории и практике. В то же время это одна из самых важных проблем практики музыкального воспитания дошкольников. Ее важность определяется сензитивностью этого возраста в отношении становления певческих навыков, связью со здоровьем ребенка, значением вокализации для развития музыкального слуха, влиянием певческой деятельности на формирование у ребенка системы музыкальности в целом.

Моя музыкально-педагогическая деятельность в детском саду определяется идеей научить ребёнка петь хорошо, чётко, внятно, с любовью и настроением, а самое главное красиво, с большой самоотдачей. Дети должны петь естественным, высоким, светлым звуком, без крика и напряжения. При обучении дошкольников пению надо следить за тем, как они сидят, стоят, держат корпус, голову, открывают рот. В правильном положении у них лучше работает главная дыхательная мышца – диафрагма.

Ведущей деятельностью обучения детей пению на моих занятиях является – игра. Именно в игре ребёнок самоутверждается как личность, у него развивается интерес, положительные эмоции, образ, фантазия, речевое общение, движение, а самое главное – непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психофизического состояния. В процессе игровых занятий дети способны выполнять такой объём работы, какой им недоступен в обычной учебной ситуации.

Для этого в своей работе использую следующие виды деятельности:

Двигательные упражнения, которые способствуют формированию правильной осанки и снятию мышечной зажатости перед пением. А формирование певческих навыков дошкольников начинается с выработки правильной певческой постановки.

Для этого мы с детьми “отправляемся на рынок”, выбираем самый красивый арбуз (или другой фрукт либо овощ) и с усилием поднимаем. Но, не рассчитав свои силы, резко бросаем овощ вниз и расслабляемся.

А можем устроить “примерку пиджачка”, описывая полукруговые движения плечами вперед (надели пиджачок) и назад (пиджачок сняли).

Также детям нравится упражнение “Пружинки”: по моей команде “вверх” - поднимаются на носочки, “вниз” - опускаются (благодаря этому упражнению отрабатывается певческая постановка корпуса с опорой на ноги).

Не менее увлекательное упражнение “Березка”. Медленно и плавно дети поднимают руки вверх, как будто березка тянет свои веточки к солнышку, “шелестят листочками” (пальчиками рук), затем бросают руки вниз и расслабляются.

Выработке певческой постановки также способствует песня Л. Абелян “Петь приятно и удобно”, которую дети любят и с удовольствием исполняют.

Артикуляционная гимнастика не занимает много времени, но эффективно активизирует речевой аппарат, помогает устранить напряженность и скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, развить мимику, артикуляционную моторику, а также выразительную дикцию.

В основу применяемой мною артикуляционной гимнастики взяты упражнения по методу В.В. Емельянова.

Сначала мы отправляемся в мир сказок и, “путешествуя” вместе с язычком, дети знакомятся со всеми частями речевого аппарата: языком, зубами, губами, небом. Затем осваиваем артикуляционные упражнения:

“Язычок проснулся” (толкать язычком в правую и левую щеку);

“Язычок, покажись!” (покусать кончик языка);

“Зубов не страшись!” (высовывать язык вперед и убирать назад);

“Зубы кусаются” (покусать нижнюю и верхнюю губу по всей поверхности);

“Губки хохочут” (в улыбке открыть верхние губы);

“Губки обижаются” (вывернуть нижнюю губу);

“Вкусный язычок” (пожевать язык боковыми губами);

“Чистые зубки” (провести языком между верхней губой и зубами и между нижней губой и зубами);

Когда упражнения хорошо усвоены детьми, перехожу к стихотворной форме артикуляционной гимнастики. Дети с огромным удовольствием выполняют “Зарядку язычка” под мой стихотворный текст.

Дыхательная гимнастика способствует не только нормальному развитию голоса, но и служит охране голоса от заболеваний.

Важно сформировать у ребенка ощущение дыхания “в живот”. Контроль производим, положив на него руку. Также всегда слежу за тем, чтобы во время вдоха у детей не поднимались плечи.

В начале использую игры на дыхание без звука. Так, все превращаемся в “ветер” и своим дыханием рисуем разные образы ветра (теплого и ласкового или сильного и холодного) или устраиваем чей-нибудь день рождения (например, перед Новым годом, день рождения Елочки или Деда Мороза, Снегурочки) и задуваем “Свечи на торте”. Для этого использую в работе различные образы, например:

• играет ветер с листвой;

• звучат пчела, жук, комар;

• спустился воздух из колеса машины;

• сердится кошка (выдыхание на согласных звуках “ш”, “ж”, “з”, “с”, “ф”).

С удовольствием дети выполняют упражнения на увеличение выдоха, проговаривая скороговорки. Например, скороговорка “Егорки”, которая произноситься на одном выдохе, без дополнительного вдоха.

Как на горке, на пригорке, жили тридцать три Егорки,

Раз Егорка, два Егорка, три Егорка …

Используется прием соревнования: кто из детей насчитает больше Егорок.

Развивающие игры с голосом , применяемые мною в работе, дают возможность:

• почувствовать и послушать свой голос, поиграть с ним;

• снять усталость и утомление;

• развивать интонационный и фонематический слух;

• формировать правильное звукообразование.

В результате таких игровых упражнений у детей закрепляются интонационный слух и дикция.

Игры с голосом - это подражание звукам окружающего мира:

• человеческому голосу (крик, смех, плач),

• голосам животных (мяукать, куковать и т.д.),

• “голосам” неживой природы (капать, тикать и т.д.)

Речевые ритмо-интонационные игры и упражнения применяю в своей работе, потому что такие игры способствуют развитию чувства ритма, темпа, тембра, динамики, дикции, выразительности речи.

Сначала использую имена детей, приветственные слова (например, “Здравствуйте!”), названия цветов, деревьев, разнообразных предметов. Затем использую словосочетания (тикают часы, солнышко смеется и т.д.). Дети старшего возраста с удовольствием изменяют форму слова в уменьшительно-ласкательную (мама – мамочка, Маша - Машенька, кукла – куколка, книга – книжечка и т.п.).

Варианты заданий в играх даю разнообразные:

• произносим слова или текст по-разному: тихо и громко;

• изменяем регистр голоса: высоко, низко;

• изменяем темп: быстро, медленно или с ускорением, с замедлением.

Игровые действия можем сопровождать хлопками, шлепками, щелчками, притопами. Также интересны детям потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, заклички и четверостишия.

Ритмодекламация – четкое произнесение текста в заданном ритме. Основная ее цель – развитие музыкального и поэтического слуха. Детям нравится ритмодекламация на фоне звучания мелодии, на фоне ритмического сопровождения шумовых инструментов или звучащих жестов (хлопки, шлепки, притопы и т.п.). Особую роль отвожу интонации в речи (радости или печали, грусти или восторга). Заметила, что в последствии в работе над песней дети вспоминают, как выражали эти чувства. Поэтому важно, чтобы каждое слово, каждый звук произносился детьми осмысленно, с искренним отношением.

Отправной точкой при формировании певческих навыков является эталон певческого звука, поэтому в своей работе я использую песни-игры по принципу “Эхо”, в которых у детей есть возможность ориентироваться на эталон певческого звука, а также увеличивается самоконтроль и появляется возможность сравнить свое исполнение с исполнением педагога или сверстников.

С удовольствием дети исполняют “На птичьем дворе”, “Вот такая чепуха” И. Рыбкиной, “Шла веселая собака” Е.Попляновой и другие песни-игры.

Дети пропевают мелодию про знакомых героев сказок в двух регистрах: среднем и высоком. Пение сопровождается наглядными приёмами: иллюстрациями с заданными сюжетами.

Наглядность и образность этих картинок помогает детям озвучивать данных героев в разных звуковых позициях. Контрастность этих образов помогает детям чётко сопоставлять и воспроизводить их голоса и, что немало важно, играть в них.

Диапазон этих распевок намеренно расширен, так как современные детские песни предлагают нам интересные мелодии и, отнюдь, не в пределах квинты.

Поэтому, я считаю, что проходящие низкие и высокие ноты должны присутствовать и в распевках, иначе как они будут чисто интонироваться в песнях?

Для формирования ладотонального звука незаменимыми являются задания на развитие песенного творчества “Что ты хочешь, кошечка” Г.Зингера, “Зайка, зайка, где ты был?” и др. Детям предлагаю поиграть в музыкальные вопросы и ответы. Вопросно-ответная форма упражнения или задание закончить мелодию, начало которой спел педагог, способствует активизации внутреннего слуха, развитию творческой инициативы. Фантазия, воображение, элементы творческих проявлений сопровождают каждую игру, а возможность играть без сопровождения, под собственное пение, делает эти игры наиболее ценным музыкальным материалом. В играх с пением дети упражняются петь а капелла . Под влиянием эмоций, вызываемых игрой, ребенок старается точно передать мелодию, текст, а, главное, то настроение, которое несет в себе данная песня. Общее воодушевление в игре, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей. Важно в каждом ребенке поддерживать заинтересованность, помогать детям приобретать веру в себя, освобождаться от напряжения, стеснения.

Таким образом, использование системы специальных упражнений различных игр, индивидуальная работа с детьми – все это позволило добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста. Музыка прочно вошла в быт ребят. Они поют в группе, дома для родителей и вместе с родителями, не только в сопровождении инструмента, но и самостоятельно без чьей-либо помощи.

Мастер – класс по теме:

«Игровые методы и приемы развития музыкальных способностей

Подготовила: музыкальный руководитель

ТМБ ДОУ «Детский сад

Цель: Повышение профессионального уровня и обмен опытом педагогов.

Задачи: 1. Познакомить с методами и приёмами работы в разных видах музыкальной деятельности, используя личный опыт и наработки. 2. Повысить профессиональную компетентность педагогов, готовность к сотрудничеству и творческому развитию в реализации задач музыкального развития дошкольников.

Особенность методики – ненавязчиво, игровыми методами научить детей владеть своим голосом.

Несложные тексты и мелодии, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат, подготавливает голос к пению.

Формирование певческих навыков дошкольников начинается с выработки правильной певческой осанки.

Этому способствует песня Л. Абелян “Петь приятно и удобно”, которую дети любят и с удовольствием исполняют.

Артикуляционная гимнастика - помогает устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти; развить мимику, артикуляционную моторику, выразительную дикцию.

Можно придумать несколько сказочных путешествий язычка.

Дыхательная гимнастика способствует не только нормальному развитию голоса, но и служит охране голоса от заболеваний.

Важно сформировать у ребенка ощущение дыхания “в живот”. Контроль производим, положив на него руку. Также всегда слежу за тем, чтобы во время вдоха у детей не поднимались плечи.

а) лёжа на спине, положить руки на диафрагму, дышать ровно, глубоко; б) встать прямо, держать ладонь на диафрагме, сделать вдох, задержать дыхание и выдохнуть. При вдохе рука должна ощутить движение диафрагмы вперёд. Следить, чтобы при вдохе плечи не поднимались.

С удовольствием дети выполняют упражнения на увеличение выдоха (повторяют строчку на одном дыхании, когда повторяется одно слово, затем два и так далее. Например,

Тихо ходит старый

Тихо ходит старый гном… и т. д.

Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки дошкольников.

Развивающие игры с голосом,дают возможность:

• почувствовать и послушать свой голос, поиграть с ним;

• снять усталость и утомление;

• развивать интонационный и фонематический слух;

• формировать правильное звукообразование.

Игры с голосом- это подражание звукам окружающего мира:

• голосам животных (мяукать, куковать и т. д. ,

• “голосам” неживой природы (капать, тикать и т. д.)

Под березой на опушке,

Хохотали две подружки,

чуть со смеха не упали!

(Дети хохочут)

Речевые ритмо-интонационные игры и упражнения способствуют развитию чувства ритма, темпа, тембра, динамики, дикции, выразительности речи.

Варианты заданий в играх разнообразные:

произносим слова или текст по-разному: тихо и громко;

• изменяем регистр голоса: высоко, низко;

изменяем темп: быстро, медленно или с ускорением, с замедлением.

Ритмодекламация – чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме, основная цель которого заключается в развитии музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения.

«Лес ночной – он полон звуков х-х-х…

Кто-то хрюкал хрю-хрю….

Кто-то топал топают

Кто-то крыльями захлопал руками по телу

И глазищами вращал штробас

Лес не спал наперебой говорят

всё, что хотят из вышесказанного

Ну, а кто-то тихо-тихо говорят на высоких тонах

При формировании певческого голоса на начальном этапе, необходимо следить за тем, чтобы дети не увлекались силой звучания, не переходили на крик, так как это отрицательно влияет на точное интонирование и ведет к потере полётности, звонкости голоса.

Для развития звуковысотного слуха использую распевания с заданием, например, пропеть звукоряд из пяти нот в нисходящем и восходящем движении. Например, “Лесенка” (Вот идем мы вверх, вот идем мы вниз).

В работе над дикцией использую попевки на одном звуке: “Шла муха по стене”а также попевки с интонированием разнообразных слогов: “Да-дэ-ди-до-ду”.

Для улучшения качества пения большое значение имеет развитие музыкального слуха. Неоценимую роль в решении этой задачи оказывают музыкально-дидактические игры. Важно и то, что именно этот вид широко используется детьми в самостоятельной музыкальной деятельности вне занятий. Очень нравятся детям игры “Теремок”, “Домик-крошечка”, “Чудо-лесенка”, “Музыкальная поляна”, “Чудо-дерево”, “Солнышко”.

Часто использую в работе наглядное пособие “Музыкальная кисточка”. Работа с карточками и схемами способствует формированию навыков правильного звукообразования, различных видов звуковедения, развитию звуковысотного слуха, дикции и артикуляции, а также совершенствуется умение сочетать интонирование звуков с работой руками.

Известно, что успех работы с детьми зависит от профессионализма педагога, поэтому считаю, что педагогический процесс должен быть построен с учетом возрастных особенностей детского голоса, дифференцированного и индивидуального подхода к детям при формировании их певческих навыков, развитии творческих и музыкальных способностей.

Главный принцип в моей работе: “Не навреди!”, а самое главное – чтобы научиться петь, надо петь!

Игровые методы и приемы, применяемые в работе воспитателя средней группы Фронтальные занятия по уточнению артикуляции, по развитию фонематического восприятия и по подготовке детей к анализу и синтезу звукового.

Игровые методы и приемы, применяемые в работе воспитателя средней группы Методика обследования состоит из 5 заданий Цель всех заданий: выявить состояние фонематического восприятия у детей. В качестве лингвистического.

Проблема развития певческого голоса у детей дошкольного возраста Проблема развития певческого голоса детей дошкольного возраста Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития.

Рекомендации взрослым по охране певческого голоса детей дошкольного возраста Рекомендации взрослым по охране певческого голоса детей дошкольного возраста. Пение является важнейшим средством музыкального воспитания.

Условия организации и проведения музыкальных занятий для детей с ОВЗ, методы и приемы музыкального воспитания и обучения При организации и проведении занятий необходимо создавать условия, максимально способствующие наиболее полному удовлетворению специфических.

Игровые методы и приемы в развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста

Усольцева Ольга Юрьевна

Каждый человек, родившись, получает от матушки-природы драгоценный и великий дар – особого качества музыкальный инструмент – голос. Некоторые педагоги считают, что именно он способен стать основой, фундаментом всей музыкальной культуры человека в будущем. Необходимо лишь научиться правильно владеть этим инструментом. Пение является одним из самых любимых видов деятельности детей дошкольного возраста. Дети поют везде – дома, на улице, в гостях, в детском саду, занимаясь игрой или другим видом деятельности. Обучение правильному пению с детства успешно развивает и музыкальный слух, память, певческий голос, который увеличивается в объеме, совершенствуется в подвижности, интонационной гибкости, тембровой красочности. Владение голосом дает ребенку возможность выразить свои чувства в пении, что заряжает его жизненной энергией.

Планомерное вокальное воспитание оказывает благоприятное влияние и на физическое здоровье детей, упражняет и развивает дыхательную систему, которая тесно связана с сердечно-сосудистой системой. Следовательно, ребенок, невольно занимаясь пением, укрепляет свое здоровье. Но, самое важное, пожалуй, то, что пение активно вовлекает поющих в творческий процесс. Поэтому, в дошкольном учреждении оно рассматривается как самое действенное средство, способствующее воспитанию вкусов детей, формированию основ их музыкальной культуры.

Однако, многолетний опыт работы в детском саду и результаты диагностики в последние годы, показывают, что дети стали петь крикливо, неестественным звуком, фальшиво интонировать, что особенно проявляется у детей старшего дошкольного возраста. Были выявлены такие проблемы, как небольшой диапазон, недостаточная сформированность звуковысотного, ладового и ритмического чувства, отсутствие ансамблевого строя. Это и побудило меня к поиску новых технологий, методов и форм работы в данном направлении.

В своей практике я стала применять здоровьесберегающие технологии, обращать внимание на охрану детского голоса , ведь именно детский певческий голос характеризуется особой лёгкостью, нежностью, небольшой силой звучания, поэтому детям вредит громкое пение, крик, шёпот, горячие и холодные напитки, пение на холодном воздухе.

С целью охраны детского голоса учитываю певческий диапазон ребёнка при подборе репертуара. Осторожно использую крайние звуки его рабочего диапазона. Стараюсь оберегать голос от ненужного перенапряжения.

Основой вокально-хоровой техники является навык правильного певческого дыхания, так как от него зависит качество звука голоса.

Для дыхательных упражнений использую воображаемые предметы (понюхать цветок, попыхтеть, как паровоз) и раздаточный материал (перышки, снежинки, бабочки, листочки и т.д.) Дыхательную гимнастику провожу в образно – игровой форме, применяю метод М.Стрельниковой.

Чтобы петь красиво, необходимо выработать навык выразительной дикции. Для этого использую: скороговорки, чистоговорки, речевые игры и артикуляционную гимнастики, пальчиковые игры.

Ознакомившись с новинками методической литературы, опытом педагогов-новаторов, я пришла к выводу, что продолжать работу по развитию певческих навыков не используя при этом специальных упражнений для формирования чистоты интонации, бессмысленно, поэтому огромное внимание уделяю такому виду деятельности, как распевание. Ведь именно распевание необходимо для четкого и ясного понимания звуков и их голосового воспроизведения, для теоретического и слухового распознавания высоких и низких звуков и закрепления их на практике голосом.

Распевки А.Евтодьевой включают в себя два образа, две музыкальные фразы на высокое и низкое звучание голоса. Дети с удовольствием их разучивают, так как им понятны сюжеты, герои сказок, образные зарисовки, легкий, быстро запоминающийся текст. Контрастность этих образов помогает детям четко сопоставлять и воспроизводить их голоса, и что немало важно, играть в них.

Такое игровое распевание многофункционально:

Благодаря наглядности и игровой ситуации, оно развивает образное воображение детей, осознанное осмысление детьми правильного выбора голоса в связи с озвучиванием знакомых персонажей.

Формирует самоконтроль, умение анализировать свое пение и пение товарищей.

Развивает творческие способности детей, формирует навыки театральной деятельности, так как игровое распевание предполагает разыгрывание театральных этюдов, с использованием различной мимики и жестов героев, пение по ролям.

Игровое распевание может перейти плавно в музыкальную игру, танец, повтор и закрепление музыкально-ритмических движений, музицирование детей.

Дети воспринимают игровое распевание, как первую из песен и ждут его с нетерпением. Чередование распевок и смена иллюстраций подогревает интерес к этому виду деятельности, делая его занимательным и творческим. Полученные на занятии навыки, ребята стали использовать и в самостоятельной деятельности, применять понравившиеся им игры и упражнения и в свободное от занятий время (в группах и дома).

Итак, систематичность в подходах к работе, варьирование разнообразных игровых приемов, планомерное выполнение поставленных задач, последовательное изучение новых песен, многократное использование знакомого материала, постепенное усложнение репертуара, дифференцированный подход к детям, – все это позволяет добиться положительных результатов в обучении и развитии вокальных навыков детей дошкольного возраста.

3. Радынова О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Просвещение, 1994.

А.А. Евтодьева Игровые приемы в распевании и обучении пению дошкольников // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2013. №1. – С.44–47.

Каждый человек, родившись, получает от матушки-природы драгоценный и великий дар – особого качества музыкальный инструмент – голос. Как же настроить хрупкий, тонкий музыкальный инструмент – детский голос? Как увлечь, заинтересовать малышей пением? Ведь пение способствует развитию их певческой культуры, общему и музыкальному развитию. Как сделать так, чтобы встреча с любимой песней стала праздником? Ведь песня учит нас быть добрыми и внимательными, чуткими и заботливыми. Она печалиться вместе с нами, когда нам грустно, и смеется звонко и радостно, когда мы веселимся. А это значит – песня воспитывает наш духовный мир и формирует личность.

Однако пение – это не только развивающий, но и физиологический процесс. Известно, что вокал является самым эффективным средством врачевания заикания, устранения речевых дефектов. Во время пения обогащаются образное мышление, фантазия, развиваются познавательные процессы, побуждающие к активному творчеству, тренируется координация всех мышечных систем, улучшаются обменные процессы в организме. Вокальные занятия являются профилактикой простудных заболеваний. Сам по себе вокал – уникальное средство самомассажа внутренних органов.

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. При обучении пению всегда иду от простого к более сложному, словно постепенно, вместе с воспитанниками, поднимаюсь по лесенке к вершинам исполнительского мастерства.

Ребенок-дошкольник – это “пластичный” кусочек, из которого вырастет самобытная, талантливая личность. И пусть в будущем ни один из моих воспитанников не будет петь, как Карузо, главное, чтобы песня стала для него верным другом на всю жизнь.

Моя задача – ненавязчиво, игровыми методами научить детей владеть своим природным даром, привить любовь к певческой деятельности.

Для этого в своей работе использую следующие виды деятельности:

Двигательные упражнения, которые способствуют формированию правильной осанки и снятию мышечной зажатости перед пением. А формирование певческих навыков дошкольников начинается с выработки правильной певческой постановки.

Для этого мы с детьми “отправляемся на рынок”, выбираем самый красивый арбуз (или другой фрукт либо овощ) и с усилием поднимаем. Но, не рассчитав свои силы, резко бросаем овощ вниз и расслабляемся.

А можем устроить “примерку пиджачка”, описывая полукруговые движения плечами вперед (надели пиджачок) и назад (пиджачок сняли).

Также детям нравится упражнение “Пружинки”: по моей команде “вверх” - поднимаются на носочки, “вниз” - опускаются (благодаря этому упражнению отрабатывается певческая постановка корпуса с опорой на ноги).

Не менее увлекательное упражнение “Березка”. Медленно и плавно дети поднимают руки вверх, как будто березка тянет свои веточки к солнышку, “шелестят листочками” (пальчиками рук), затем бросают руки вниз и расслабляются.

Выработке певческой постановки также способствует песня Л. Абелян “Петь приятно и удобно”, которую дети любят и с удовольствием исполняют.

Артикуляционная гимнастика не занимает много времени, но эффективно активизирует речевой аппарат, помогает устранить напряженность и скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, развить мимику, артикуляционную моторику, а также выразительную дикцию.

В основу применяемой мною артикуляционной гимнастики взяты упражнения по методу В.В. Емельянова.

Сначала мы отправляемся в мир сказок и, “путешествуя” вместе с язычком, дети знакомятся со всеми частями речевого аппарата: языком, зубами, губами, небом. Затем осваиваем артикуляционные упражнения:

“Язычок проснулся” (толкать язычком в правую и левую щеку);

“Язычок, покажись!” (покусать кончик языка);

“Зубов не страшись!” (высовывать язык вперед и убирать назад);

“Зубы кусаются” (покусать нижнюю и верхнюю губу по всей поверхности);

“Губки хохочут” (в улыбке открыть верхние губы);

“Губки обижаются” (вывернуть нижнюю губу);

“Вкусный язычок” (пожевать язык боковыми губами);

“Чистые зубки” (провести языком между верхней губой и зубами и между нижней губой и зубами);

Когда упражнения хорошо усвоены детьми, перехожу к стихотворной форме артикуляционной гимнастики. Дети с огромным удовольствием выполняют “Зарядку язычка” под мой стихотворный текст.

Дыхательная гимнастика способствует не только нормальному развитию голоса, но и служит охране голоса от заболеваний.

Важно сформировать у ребенка ощущение дыхания “в живот”. Контроль производим, положивна него руку. Также всегда слежу за тем, чтобы во время вдоха у детей не поднимались плечи.

В начале использую игры на дыхание без звука. Так, все превращаемся в “ветер” и своим дыханием рисуем разные образы ветра (теплого и ласкового или сильного и холодного) или устраиваем чей-нибудь день рождения (например, перед Новым годом, день рождения Елочки или Деда Мороза, Снегурочки) и задуваем “Свечи на торте”. Могу “раздать” всем разноцветные воздушные шарики и мы начинаем их надувать.

Удлиняем выдох на звуках закрытых, экономных (шипящих или свистящих).

Для этого использую в работе различные образы, например:

  • играет ветер с листвой;
  • звучат пчела, жук, комар;
  • спустился воздух из колеса машины;
  • сердится кошка (выдыхание на согласных звуках “ш”, “ж”, “з”, “с”, “ф”).

Формируя короткий вдох и длинный выдох, использую осенние листочки (на ниточках), снежинки (из салфеток), которые не должны упасть, поддерживаемые выдохом или бабочки (на ниточках) “танцуют” вальс. С удовольствием дети выполняют упражнения на увеличение выдоха (повторяют строчку на одном дыхании), когда повторяется одно слово, затем два и так далее. Например,

Слушай шорох чащи… и т.д.

Также очень нравится детям исполнять скороговорки. Например, “Егорки”, которая произноситься на одном выдохе, без дополнительного вдоха.

Как на горке, на пригорке,
Жили тридцать три Егорки,
Раз Егорка, два Егорка, три Егорка…

Используется прием соревнования: кто из детей насчитает больше Егорок.

Обязательно провожу с детьми предварительную беседу, объясняя, что нельзя продолжать “считать Егорок” с усилием, когда объем воздуха иссяк.

Развивающие игры с голосом, применяемые мною в работе, дают возможность:

  • почувствовать и послушать свой голос, поиграть с ним;
  • снять усталость и утомление;
  • развивать интонационный и фонематический слух;
  • формировать правильное звукообразование.

Игры с голосом - это подражание звукам окружающего мира:

  • человеческому голосу (крик, смех, плач),
  • голосам животных (мяукать, куковать и т.д.),
  • “голосам” неживой природы (капать, тикать и т.д.)

Речевые ритмо-интонационные игры и упражнения применяю в своей работе, потому что такие игры способствуют развитию чувства ритма, темпа, тембра, динамики, дикции, выразительности речи.

Сначала использую имена детей, приветственные слова (например, “Здравствуйте!”), названия цветов, деревьев, разнообразных предметов. Затем использую словосочетания (тикают часы, солнышко смеется и т.д.). Дети старшего возраста с удовольствием изменяют форму слова в уменьшительно-ласкательную (мама – мамочка, Маша - Машенька, кукла – куколка, книга – книжечка и т.п.).

Варианты заданий в играх даю разнообразные:

  • произносим слова или текст по-разному: тихо и громко;
  • изменяем регистр голоса: высоко, низко;
  • изменяем темп: быстро, медленно или с ускорением, с замедлением.

Игровые действия можем сопровождать хлопками, шлепками, щелчками, притопами. Также интересны детям потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, заклички и четверостишия.

Впоследствии речевые игры продолжаю, добавив вариант игры “Эхо”, но уже с пением. Очень полюбилась детям игра “Слова на ладошках”, Е. Попляновой, в которой я использую различные виды заданий, начиная от простых к более сложным.

Ритмодекламация – четкое произнесение текста в заданном ритме. Основная ее цель – развитие музыкального и поэтического слуха. Детям нравится ритмодекламация на фоне звучания мелодии, на фоне ритмического сопровождения шумовых инструментов или звучащих жестов (хлопки, шлепки, притопы и т.п.). Особую роль отвожу интонации в речи (радости или печали, грусти или восторга). Заметила, что в последствии в работе над песней дети вспоминают, как выражали эти чувства. Поэтому важно, чтобы каждое слово, каждый звук произносился детьми осмысленно, с искренним отношением.

Отправной точкой при формировании певческих навыков является эталон певческого звука, поэтому в своей работе я использую песни-игры по принципу “Эхо”, в которых у детей есть возможность ориентироваться на эталон певческого звука, а также увеличивается самоконтроль и появляется возможность сравнить свое исполнение с исполнением педагога или сверстников.

С удовольствием дети исполняют “На птичьем дворе”, “Вот такая чепуха” И. Рыбкиной, “Шла веселая собака” Е.Попляновой и другие песни-игры.

Большое внимание в работе с детьми уделяю распеваниям. Распевание – это не только разминка голосовых связок перед пением, но и путь к овладению техническими основами песенного мастерства. Работу по распеванию строю на специальных упражнениях, играх, попевках.

Перед началом пения я тихо напеваю, как бы настраивая детей: “Песенку начнем петь” (на одном звуке) либо использую более торжественный организационный момент (для детей старшего возраста): “Внимание! Внимание! Чудеса!

Внимание! Внимание! Тишина!
К нам идет, к нам идет музыка!”.

Развитию диапазона способствуют небольшие упражнения – попевки, которые каждый раз следует транспонировать (“Баю-баю”, “Лю-лю-лю” и т.п.). Распевания с заданием пропеть звукоряд из пяти нот в нисходящем и восходящем движении развивают звуковысотный слух детей. Например, “Пожарные” (Вот идем мы вверх, вот идем мы вниз. Побежали вверх, побежали вниз). В работе над дикцией использую попевки на одном звуке: “Мыши шуршат в шалаше” или “Барашеньки-крутороженьки”, а также попевки с интонированием разнообразных слогов: “Да-дэ-ди-до-ду”.

Применяю попевки на одном звуке, на двух соседних звуках, с пропеванием звуков терции, кварты, квинты и т.д. Хочу отметить, что при выборе попевок учитываю изучаемый в данный момент песенный репертуар и планирую упражнения, способствующие преодолению “трудных” мест в песне.

Для улучшения качества пения большое значение имеет развитие музыкального слуха. Неоценимую роль в решении этой задачи оказывают музыкально-дидактические игры. Важно и то, что именно этот вид широко используется детьми в самостоятельной музыкальной деятельности вне занятий. Очень нравятся детям игры “Теремок”, “Домик-крошечка”, “Чудо-лесенка”, “Музыкальная поляна”, “Чудо-дерево”, “Солнышко”.

Часто использую в работе наглядное пособие “Музыкальная кисточка”. Работа с карточками и схемами способствует формированию навыков правильного звукообразования, различных видов звуковедения, развитию звуковысотного слуха, дикции и артикуляции, а также совершенствуется умение сочетать интонирование звуков с работой руками.

Песенное творчество. Моя задача – научить каждого ребенка самостоятельно находить нужную певческую интонацию, развивать ладовысотный слух. Для этого использую вопросно-ответную форму, задание закончить мелодию, сочинить собственную мелодию на заданный текст.

Малыши с огромным удовольствием подражают пению птиц, ауканью в лесу, придумывают мелодии на простейшие слова.

Вопросно-ответную форму чаще использую в начале занятия. Любим с детьми “играть в прятки”. Пропеваю имя ребенка и задаю вопрос: “Ты где?”. Ребенок отвечает: “Я здесь!” или “Я пою!”. Может применить более развернутую форму ответа, типа: “Эй, эй! Я пою!”, “Я здесь! Я пою!”, “Посмотрите на меня! Я пою!”.

Сочинение мелодии на заданный текст – наиболее сложный вид песенного творчества. Тем не менее, детям нравится подниматься с куклой, матрешкой или любимой зверюшкой по лесенке и заходить в домик со словами: “По ступенькам вверх иду, в дом чудесный захожу” или спрашиваю у детей: “Какую песню пел Колобок, когда катился по лесу?”, а ребенок импровизирует песню Колобка.

Знакомство с песней и ее разучивание. Показ и разучивание песни провожу нетрадиционно. Считаю, что для возникновения интереса к новой песне, необходимо сделать ее показ и разучивание игровым. Например, “превращенные” в Зайцев, Лошадок или Птичек дети порезвятся, ложатся или садятся на ковер отдохнуть и слушают новую песню. Или приходим на полянку к Гномику, в гости к Петрушке, присаживаемся и знакомимся с песней. А может к нам на занятие пожаловать в гости Зайчик, Мишка, Собачка, Кошка и т.д., и “исполнить” свою песню.

В традиционной методике обучения детей пению, разучивание песни происходит сидя на стульях перед педагогом. После прослушивания песни, беседы о ее содержании и характере, дети разучивают песню. Таким образом, идет прямое обучение. Я провожу разучивание песни, в основном, в кругу, стоя или сидя. Считаю использование круга естественным и, главное, продуктивным для игрового обучения. Сидя в кругу, каждый ребенок ощущает свою значимость, чувствует поддержку других детей и педагога. Наиболее любимыми детьми приемами разучивания песен являются следующие. Например, дети стоят в кругу, я в центре круга с мячом в руках. Пропеваю фразу и бросаю мяч одному из детей. Ребенок с мячом повторяет за мной либо продолжает - пропевает следующую фразу (в зависимости от задания) и возвращает мне мяч. Так продолжается до конца песни. Другой вариант (стоя или сидя в кругу) – пение “цепочкой”. Преимущество данных вариантов в том, что проверяется уровень индивидуального певческого развития ребенка. Так же, прием пения “цепочкой” способствует формированию правильного дыхания у детей. Замечу, что в данных случаях разучивание проводится без музыкального сопровождения, что способствует развитию ладотонального слуха у детей.

Еще один вариант – пение по фразам (первую фразу пою я, вторую – дети, третью – я, четвертую - дети и т.д.). Варианты игрового показа и разучивания песен разнообразные, это зависит от возраста детей и от содержания песни. Возможно использование музыкальных инструментов, образных движений, театрализации. При разучивании песни обращаю внимание на одновременный вдох, работаю над фразировкой, пропеванием гласных, дикцией, строем и ансамблем, смысловыми кульминациями в песне, выразительностью исполнения.

Для развития детского певческого голоса с помощью диагностики выявляю голосовые и певческие возможности детей. Причиной фальшивого пения детей является недостаточная координация слуха и голоса. Для работы с такими детьми использую индивидуальную форму работы, а также на групповых занятиях эффективным является прием игрового разучивания песен, когда нечисто интонирующих детей превращаю в “Рыбок” (они поют про себя, без звука, артикулируя слова) и “Птичек” (поют вслух). Также важно таких детей рассаживать между чисто интонирующими детьми и ближе к музыкальному инструменту.

В процессе разучивания каждой песни решаю нравственные, патриотические и эстетические задачи. Поэтому тщательно подхожу к подбору песенного репертуара. Также учитываю возрастные особенности детей, их певческие возможности, а содержание репертуара должно соответствовать интересам моих воспитанников.

Чтобы дети быстрее усвоили текст песни, использую метод моделирования. С помощью картинок, отражающих основной смысл куплетов песни, выкладываю схему, по которой дети быстро запоминают слова. Для определения характера песни использую карточки, на которых изображено лицо ребенка или клоуна (веселое, грустное) или нарисованные веселые или грустные “Нотки”, “Два брата” (мажор, минор). Для моделирования формы (строения) песни, использую схематичные карточки геометрических фигур или музыкально-дидактическую игру “Сложи песенку”.

Известно, что успех работы с детьми зависит от профессионализма педагога, поэтому считаю, что педагогический процесс должен быть построен с учетом возрастных особенностей детского голоса, дифференцированного и индивидуального подхода к детям при формировании их певческих навыков, развитии творческих и музыкальных способностей.

Индивидуальный подход в обучении пению осуществляю уже с первых встреч после летнего отдыха. Занятия начинаются с музыкального приветствия. После вокального диалога со всеми детьми, здороваюсь отдельно с мальчиками или девочками, а дальше индивидуально с отдельными детьми.

Стараюсь изучить особенности каждого ребенка, определить его уровень музыкального развития. Большую помощь в индивидуальной работе с детьми оказывает сцена, расположенная в музыкальном зале. Даже малыши с огромным желанием выходят на нее и исполняют знакомые песни. Регулярно используя этот прием в работе, я отмечаю динамику в формировании певческих навыков и планирую дальнейшую работу с детьми.

В работе над сольными номерами, при подборе репертуара, кроме уровня музыкального развития, обязательно учитываю индивидуальность ребенка, особенности характера, темперамента. Эти критерии также являются главными при распределении ролей в музыкальных спектаклях.

Работая над формированием певческих навыков, всегда помню об охране детского голоса и слуха. Заботясь о развитии здорового голосового аппарата, оберегаю от распространенной эстрадной манеры пения и форсированного звучания, требующих определенных навыков, которых в силу возрастных особенностей дошкольников, пока еще нет. Также считаю, что одним из обязательных условий гармоничного развития детей является формирование у каждого ребенка установки на сохранение здоровья и здорового образа жизни. Поэтому постоянно использую здоровьесберегающие компоненты в обучении и воспитании детей.

Главный принцип в моей работе: “Не навреди!”, а самое главное – чтобы научиться петь, надо петь!

  • Картушина М.Ю., Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. – М., 2008 г.
  • Кацер О.В., Игровая методика обучения детей пению. – СПб, 2008 г.
  • Михайлова М.А., Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль, 1997 г.
  • Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.