И вот твой господь вынул из поясницы


С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Но сильным мнением является то, что Аллах прощает по неведению даже большой ширк! И доказательства этого мнения очень сильные:

Это ясный и прямой аят Корана на то, что незнание о миссии посланников является препятствием для наказания!

Имам ан-Науауи сказал: “Тот, до кого не дошел исламский призыв, заслуживает оправдания”. См. “Шарх Сахих Муслим” 2/342.

Разве это не достаточный довод на оправдание незнанием даже в большом неверии?!

В этом хадисе четкое указание на то, что Аллах прощает даже большой ширк совершенный по незнанию! Ведь все эти люди в своей основе не были мусульманами, так как они вообще не знали об Исламе, но вместе с тем Справедливый Аллах сделает им испытание в Судный день, а не подвергнет их сразу же наказанию Ада!

Отвечая на вопрос об оправдании незнанием, шейх ‘Абдур-Рахман аль-Баррак также приводил в доказательство этот же хадис.

Они могут сказать, ведь до пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) у арабов не было посланников, так почему же эти люди в Огне?!

Данный аят они используют в качестве довода на то, что у человека не будет оправдания в Судный день за совершение большого неверия.

Однако, в этом аяте нет указания на то, что незнание не является оправданием! В толкованиях Корана у Ибн Касира, аль-Къуртуби, аль-Багъауи и др. сказано, что этот аят является указанием на положение фитры у любого человека.

А также и приведенным ясным и четким хадисам.

Только тот, у кого в сердце болезнь, как сказал Аллах, оставляет ясное (мухкам) и следуют за неясным (муташабих)!

Безусловно, некоторые воззрения заблудших предков или взгляды порочных религиозных толков могут показаться рабу Аллаха истиной, однако причина этого всегда заключается в том, что он отворачивается от доводов Аллаха и Божьих знамений, которые разбросаны по свету или находятся в самих людях. Воистину, если человек отворачивается от истины и прислушивается к словам лжецов, то он постепенно начинает отдавать предпочтение лжи перед правдой.

Но некоторые сказали, что в этом откровении говорится о завете, который Аллах взял с потомков Адама, когда вынул их из его поясницы. Они считали, что Аллах заставил потомков Адама засвидетельствовать свое господство, и они принесли такое свидетельство, после чего Аллах сообщил им о своей воле и лишил их возможности оправдать собственной неосведомленностью их неверие и упрямство как при жизни на земле, так и после смерти. Однако это откровение никоим образом не свидетельствует в пользу такого толкования. Оно является неуместным, поскольку противоречит божественной мудрости Всевышнего Аллаха, и происходящее вокруг нас подтверждает эти слова.

Согласно мнению этих толкователей, Всевышний Аллах взял завет с сынов Адама, когда вынул их из его поясницы. В то время люди были подобны крупицам, и никто из людей не помнит этого. Неужели Аллах станет обвинять людей на основании события, о котором они ничего не ведают и которое не оставило после себя следов в их памяти?!

Следовательно, в обсуждаемом нами аяте речь идет об очевидном событии. Таким образом, Аллах разъясняет людям свои знамения, дабы они вернулись к воззрениям, которые соответствует тому, что было заложено в их подсознании, дабы они отреклись от порочных взглядов и вернулись к завету, который они заключили с Аллахом”. См. “Тафсир ас-Са’ди” 212.

Поэтому в этом аяте нет никаких доводов для такфиристов, которые своим искаженным пониманием этого аята обессмысливают значимость посланников!

Это ясные и четкие тексты Корана и Сунны, а также и понимание признанных имамов, что Аллах прощает по незнанию все и даже ширк!

И по-другому понимать этот аят нельзя, так как общее его понимание противоречит ясным положениям в Исламе (мухкам). Если взять его внешний смысл, то получается, что Аллах не простит, скажем, и мушрику-буддисту, даже если он примет Ислам, ведь он совершал ширк! Конечно это неправильное понимание! Речь идет о том, кто умер и не покаялся за большой ширк, как это разъяснял шейх Ибн Баз. См. “Фатауа уа макъалят шейх Ибн Баз” 4/419.

Знайте, о мусульмане, что Аллах не накажет того, кто не знал и не имел возможность узнать! И знайте, что Аллах – Справедливый!

А что касается обвинения в неверии (такфир) того, кто является в основе мусульманином, то остерегайтесь этого!

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

163. Спроси их о селении на берегу моря. Они нарушили субботу, поскольку рыбы приплывали к ним открыто по субботам и не приплывали в не субботние дни. Так Мы подвергли их испытанию за то, что они отказались повиноваться.

164. Вот некоторые из них сказали: "Зачем вам увещевать людей, которых Аллах погубит или подвергнет тяжким мучениям?" Они сказали: "Чтобы оправдаться перед вашим Господом. Быть может, они устрашатся".

165. Когда они забыли о том, что им напоминали, Мы спасли тех, которые запрещали творить злодеяния, и подвергли ужасным мучениям беззаконников за то, что они поступали нечестиво.

166. Когда они преступили пределы того, что им было запрещено. Мы сказали им: "Будьте обезьянами презренными!"

167. Вот твой Господь возвестил, что Он непременно будет насылать на них до Дня воскресения тех, кто будет подвергать их ужасным мучениям. Воистину, твой Господь скор в наказании. Воистину, Он - Прощающий, Милосердный.

168. Мы разбросали их по земле общинами. Среди них есть праведные и не только праведные. Мы подвергли их испытанию добром и злом, - быть может, они вернутся на прямой путь.

169. Их преемниками стало поколение, которое унаследовало Писание. Они схватились за блага этой жалкой жизни и сказали: "Мы будем прощены". Если бы им снова встретились подобные блага, они снова схватились бы за них. Разве с них не был взят завет Писания о том, что они будут говорить об Аллахе только правду? Они изучили то, что было в нем (Писании). Обитель Последней жизни лучше для тех, кто богобоязнен. Неужели вы не понимаете?

170. Если кто придерживается Писания и совершает намаз, то ведь Мы не теряем вознаграждения тех, кто наводит порядок.

171. Вот Мы подняли над ними гору, словно тучу, и они подумали, что она упадет на них. Крепко держитесь того, что Мы даровали вам, и помните то, что содержится в нем, - быть может, вы устрашитесь.

172. Вот твой Господь вынул из поясниц сынов Адама их потомство и заставил их засвидетельствовать против самих себя: "Разве Я - не ваш Господь?" Они сказали: "Да, мы свидетельствуем". Это - для того, чтобы в День воскресения вы не говорили: "Мы не знали этого".

173. Или же не говорили: "Наши отцы были многобожниками раньше нас, а мы были всего лишь потомками, которые пришли после них. Неужели Ты погубишь нас за то, что совершили приверженцы лжи?"

174. Так Мы разъясняем знамения, - быть может, они вернутся на прямой путь.

175. Прочти им историю о том, кому Мы даровали Наши знамения, а он отбросил их. Сатана последовал за ним, и он стал заблудшим.

176. Если бы Мы пожелали, то возвысили бы его посредством этого. Однако он приник к земле и стал потакать своим желаниям. Он подобен собаке: если ты прогоняешь ее, она высовывает язык, и если ты оставишь ее в покое, она тоже высовывает язык. Такова притча о тех, которые считают ложью Наши знамения. Рассказывай эти истории, - быть может, они призадумаются.

177. Скверна притча о тех, которые считают ложью Наши знамения и поступают несправедливо по отношению к себе.

178. Кого Аллах наставляет на прямой путь, тот идет прямым путем. А кого Аллах вводит в заблуждение, те становятся потерпевшими убыток.

179. Мы сотворили для Геенны много джиннов и людей. У них есть сердца, которые не разумеют, и глаза, которые не видят, и уши, которые не слышат. Они подобны скотине, но являются еще более заблудшими. Именно они являются беспечными невеждами.

180. У Аллаха - самые прекрасные имена. Посему взывайте к Нему посредством их и оставьте тех, которые отрицают Его имена. Они непременно получат воздаяние за то, что совершали.

181. Среди Наших творений есть община, которая ведет путем истины и устанавливает справедливость.

182. А тех, которые считают ложью Наши знамения, Мы завлечем так, что они даже не узнают этого.

183. Я дам им отсрочку, ведь хитрость Моя несокрушима.

184. Неужели они не размышляют? Их товарищ не является бесноватым. Он не кто иной, как разъясняющий и предостерегающий увещеватель.

185. Неужели они не вглядываются в царствие небес и земли, а также всего, что сотворил Аллах? Быть может, их срок уже близок. В какой же рассказ после этого они уверуют?

186. Кого Аллах ввел в заблуждение, того никто не наставит на прямой путь. Он бросает их скитаться вслепую в их собственном беззаконии.

187. Они спрашивают тебя о Часе: "Когда он наступит?" Скажи: "Воистину, знание об этом принадлежит только моему Господу. Никто, кроме Него, не способен открыть время его наступления. Это знание тяжко для небес и земли. Он настанет внезапно". Они спрашивают тебя, словно тебе известно об этом. Скажи: "Воистину, знание об этом принадлежит одному Аллаху, но большая часть людей не знает этого".

188. Скажи: "Я не властен принести себе пользу или причинить себе вред, если того не пожелает Аллах. Если бы я знал сокровенное, то приумножил бы для себя добро, и зло не коснулось бы меня. Однако я - всего лишь предостерегающий увещеватель и добрый вестник для верующих людей".

189. Он - Тот, Кто сотворил вас из одного человека. Он создал из него супругу, чтобы он нашел в ней покой. Когда же он вступил с ней в близость, она понесла легкое бремя и ходила с ним. Когда же она отяжелела от бремени, они вдвоем воззвали к Аллаху, своему Господу: "Если Ты даруешь нам праведного ребенка, то мы непременно будем в числе благодарных".

190. Когда же Он даровал им обоим праведного ребенка, они стали приобщать к Нему сотоварищей в том, чем Он одарил их. Аллах превыше того, что они приобщают в сотоварищи.

191. Неужели они приобщают в сотоварищи к Аллаху тех, которые ничего не творят, тогда как сами были сотворены,

192. которые не способны оказать им поддержку и не способны помочь даже самим себе?

193. Если вы призовете их на прямой путь, они не последуют за вами. Для вас все равно, будете вы их призывать или будете молчать.

194. Те, к кому вы взываете наряду с Аллахом, являются рабами, подобными вам самим. Взывайте к ним, и пусть они ответят вам, если вы говорите правду.

195. Есть ли у них ноги, на которых они ходят? Или у них есть руки, которыми они хватают? Или у них есть глаза, которыми они видят? Или у них есть уши, которыми они слышат? Скажи: "Призовите своих сотоварищей, а затем ухитритесь против меня и не предоставляйте мне отсрочки.

196. Воистину, моим Покровителем является Аллах, Который ниспослал Писание. Он покровительствует праведникам.

197. А те, к кому вы взываете вместо Него, не способны оказать вам поддержку и не способны помочь даже самим себе".

198. Если ты призовешь их на прямой путь, они не услышат этого. Ты видишь, как они смотрят на тебя, но они ничего не видят.

199. Прояви снисходительность, вели творить добро и отвернись от невежд.

200. А если сатана станет наущать тебя, то прибеги к защите Аллаха, ведь Он - Слышащий, Знающий.

201. Воистину, если богобоязненных людей коснется наваждение от сатаны, то они поминают назидание и прозревают.

202. А в своих братьях они (дьяволы) усиливают заблуждение, после чего они не останавливаются.

203. Если ты не явишь им знамения, они скажут: "Почему ты не выбрал (не показал) его?" Скажи: "Я следую только за тем, что внушается мне в откровении от моего Господа. Это - очевидное знамение от вашего Господа, верное руководство и милость для верующих".

204. Когда читается Коран, то слушайте его и храните молчание, - быть может, вас помилуют.

205. Поминай Аллаха с покорностью и страхом про себя и не громко по утрам и перед закатом и не будь одним из беспечных невежд.

206. Те, которые находятся возле твоего Господа, не превозносятся над поклонением Ему, славословят Ему и падают перед Ним ниц.

Сура 8
Добыча

1. Они спрашивают тебя о трофеях. Скажи: "Трофеи принадлежат Аллаху и Посланнику". Побойтесь же Аллаха и урегулируйте разногласия между собой. Повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику, если вы являетесь верующими.

2. Верующими являются только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха, вера которых усиливается, когда им читают Его аяты, которые уповают на своего Господа,

3. которые совершают намаз и расходуют из того, чем Мы их наделили.

4. Они являются истинно верующими. Им уготованы высокое положение у их Господа, прощение и щедрый удел.

5. Таким же образом твой Господь побудил тебя выйти из дома ради истины, хотя некоторые из верующих не хотели этого.

6. Они препирались с тобой относительно истины после того, как она стала очевидна, словно их вели на смерть, и они наблюдали за этим.

7. Вот Аллах обещал вам, что вам достанется один из двух отрядов. Вы пожелали, чтобы вам достался невооруженный отряд. Но Аллах желает подтвердить истину своими словами и искоренить неверующих,

А теперь обратимся к Корану, суре 7 (Аль-Араф), аяту 172:

Язык, в отличие от его носителей, никогда не лжет и не пытается ничего от нас утаить. И, поистине, наш язык — неиссякаемый источник исторических познаний, если суметь внимательно и терпеливо вслушиваться в те истины, которые он до нас доносит.

(174) Так Мы разъясняем знамения, — быть может, они вернутся [на прямой путь].

Всевышний выводит потомство сынов Адама из их поясниц. Благодаря этому человечество размножается, одни поколения приходят на смену другим. Человек зарождается из капли, которая выходит из поясницы его отца. Он появляется на свет из утробы матери, и Всевышний Аллах вкладывает в его душу осознание того, что Он — его Единственный Господь, Творец и Правитель. Он побуждает его засвидетельствовать Его господство, и человек признает его, поскольку в его душе заложено осознание необходимости исповедовать правую религию и поклоняться одному Аллаху.

Безусловно, некоторые воззрения заблудших предков или взгляды порочных религиозных толков могут показаться некоторым рабам Аллаха истиной. Но причина этого всегда заключается в том, что они отворачиваются от Божьих доводов и знамений, которые разбросаны по свету или находятся в них самих. Воистину, если человек отворачивается от истины и прислушивается к словам лжецов, то он постепенно начинает отдавать предпочтение этой лжи перед правдой. Таково самое правильное толкование этого аята.

Существует мнение, что в этом откровении говорится о завете, который Аллах взял с потомков Адама, когда вынул их из его поясницы. Комментаторы считали, что Аллах заставил потомков Адама засвидетельствовать Его господство, и они принесли такое свидетельство, после чего Он сообщил им о Своей воле и лишил их возможности оправдать свое неверие и упрямство неосведомленностью — как при жизни на земле, так и после смерти. Однако это откровение никоим образом не свидетельствует в пользу такого толкования. Такое разъяснение неуместно, поскольку противоречит мудрости Всевышнего Аллаха, и происходящее вокруг нас подтверждает эту точку зрения.

Согласно мнению этих толкователей, Всевышний Аллах взял завет с сынов Адама, когда вынул их из его поясницы. В то время люди были подобны крупицам, и никто из нас не помнит этого. Неужели Аллах станет обвинять людей на основании события, о котором они ничего не ведают и которое не оставило после себя следов.

Следовательно, в обсуждаемом нами аяте речь идет об очевидном событии. Так Аллах разъясняет людям Свои знамения, дабы они вернулись к воззрениям, которые соответствует тому, что было заложено в их естестве, отреклись от порочных взглядов и вернулись к завету, который они заключили с Ним.

А теперь обратимся к Корану, суре 7 (Аль-Араф), аяту 172:

Язык, в отличие от его носителей, никогда не лжет и не пытается ничего от нас утаить. И, поистине, наш язык — неиссякаемый источник исторических познаний, если суметь внимательно и терпеливо вслушиваться в те истины, которые он до нас доносит

Всевышний Аллах сообщает о том, что Он вывел потомство сынов Адама из их поясниц, свидетельствующих против самих себя о том, что Аллах является их Господом и Властителем, и том, что нет божества кроме Него. Аллах сотворил их на этом и заложил это в их природу.

Существуют хадисы о том, что Аллах извлек из чресл Адама (мир ему) его потомство, и разделил их на обладателей правой стороны и обладателей левой стороны, а также о том, что Он взял с них свидетельство о том, что Он их Господь.


После того, как ангелы доставили Хаджар аль-асвад из рая, Всевышний вынул из поясницы Адама в виде мельчайших частиц души всех его будущих потомков, то есть всех людей, которые будут жить на земле от сотворения Адама до Судного дня. Аллах заключил с ними завет и записал его на этом камне, доставленном из рая.

Послышался голос Всевышнего:

— О, Мухаммад, кто тебя сотворил?

— Кто вырастил тебя и воспитал?

Те, кто совершили сажда, подняли свои головы и увидели, что некоторые не поклонились. Они очень обрадовались тому, что сами совершили земной поклон, и в знак благодарности Аллаху еще раз пали ниц. Некоторые взяли пример с тех, кто не поклонился, и не стали совершать сажда во второй раз. И в то же время одна группа из тех, кто не поклонился в первый раз, при повторном поклоне последовали за поклоняющимися и тоже пали ниц. Таким образом, души разделились на четыре категории. Дважды поклонившиеся придут верующими и уйдут верующими. Не поклонившиеся ни разу придут и уйдут неверующими. Те, кто поклонился в первый раз, но не стал поклоняться повторно, придут в этот мир верующими, но покинут его кяфирами, маазаллах. Те, кто поклонился только во второй раз, придут в этот мир неверующими, а покинут его муминами.


Затем Аллах Всевышний сказал Адаму (мир ему):

Адам пришел на Арафат. Хавва, с нетерпением ожидая встречи, также пришла на Арафат. Там они и встретились. Именно поэтому этот день и был назван день Арафа. После этого они пришли в долину Мина. Здесь Адам попросил у Аллаха прощения и милости. И это место было названо Мина. Здесь Адам и Хавва выполнили обряды хаджа. После этого, они оба вернулись в Индию. Было сказано, что Адам сорок раз прибывал из Индии для совершения хаджа.

Обещание, взятое Аллахом у людей

Аллах Всевышний говорит в Коране:

— Это – Давуд, один из твоих потомков.

— О, мой Господь! Увеличь ему срок жизни.

— Добавь к сроку его жизни от собственной жизни.

Адам пожелал подарить ему сорок лет от собственной жизни. Тогда Аллах Всевышний сказал ангелам:

— Будьте свидетелями! Адам подарил Давуду сорок лет своей жизни.

Посмотрев на свое потомство с правой стороны, Адам засмеялся, а когда взглянул на потомство с левой стороны, то заплакал.

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Но сильным мнением является то, что Аллах прощает по неведению даже большой ширк! И доказательства этого мнения очень сильные:

Это ясный и прямой аят Корана на то, что незнание о миссии посланников является препятствием для наказания!

Имам ан-Науауи сказал: “Тот, до кого не дошел исламский призыв, заслуживает оправдания”. См. “Шарх Сахих Муслим” 2/342.

Разве это не достаточный довод на оправдание незнанием даже в большом неверии?!

В этом хадисе четкое указание на то, что Аллах прощает даже большой ширк совершенный по незнанию! Ведь все эти люди в своей основе не были мусульманами, так как они вообще не знали об Исламе, но вместе с тем Справедливый Аллах сделает им испытание в Судный день, а не подвергнет их сразу же наказанию Ада!

Отвечая на вопрос об оправдании незнанием, шейх ‘Абдур-Рахман аль-Баррак также приводил в доказательство этот же хадис.

Они могут сказать, ведь до пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) у арабов не было посланников, так почему же эти люди в Огне?!

Данный аят они используют в качестве довода на то, что у человека не будет оправдания в Судный день за совершение большого неверия.

Однако, в этом аяте нет указания на то, что незнание не является оправданием! В толкованиях Корана у Ибн Касира, аль-Къуртуби, аль-Багъауи и др. сказано, что этот аят является указанием на положение фитры у любого человека.

А также и приведенным ясным и четким хадисам.

Только тот, у кого в сердце болезнь, как сказал Аллах, оставляет ясное (мухкам) и следуют за неясным (муташабих)!

Безусловно, некоторые воззрения заблудших предков или взгляды порочных религиозных толков могут показаться рабу Аллаха истиной, однако причина этого всегда заключается в том, что он отворачивается от доводов Аллаха и Божьих знамений, которые разбросаны по свету или находятся в самих людях. Воистину, если человек отворачивается от истины и прислушивается к словам лжецов, то он постепенно начинает отдавать предпочтение лжи перед правдой.

Но некоторые сказали, что в этом откровении говорится о завете, который Аллах взял с потомков Адама, когда вынул их из его поясницы. Они считали, что Аллах заставил потомков Адама засвидетельствовать свое господство, и они принесли такое свидетельство, после чего Аллах сообщил им о своей воле и лишил их возможности оправдать собственной неосведомленностью их неверие и упрямство как при жизни на земле, так и после смерти. Однако это откровение никоим образом не свидетельствует в пользу такого толкования. Оно является неуместным, поскольку противоречит божественной мудрости Всевышнего Аллаха, и происходящее вокруг нас подтверждает эти слова.

Согласно мнению этих толкователей, Всевышний Аллах взял завет с сынов Адама, когда вынул их из его поясницы. В то время люди были подобны крупицам, и никто из людей не помнит этого. Неужели Аллах станет обвинять людей на основании события, о котором они ничего не ведают и которое не оставило после себя следов в их памяти?!

Следовательно, в обсуждаемом нами аяте речь идет об очевидном событии. Таким образом, Аллах разъясняет людям свои знамения, дабы они вернулись к воззрениям, которые соответствует тому, что было заложено в их подсознании, дабы они отреклись от порочных взглядов и вернулись к завету, который они заключили с Аллахом”. См. “Тафсир ас-Са’ди” 212.

Поэтому в этом аяте нет никаких доводов для такфиристов, которые своим искаженным пониманием этого аята обессмысливают значимость посланников!

Это ясные и четкие тексты Корана и Сунны, а также и понимание признанных имамов, что Аллах прощает по незнанию все и даже ширк!

И по-другому понимать этот аят нельзя, так как общее его понимание противоречит ясным положениям в Исламе (мухкам). Если взять его внешний смысл, то получается, что Аллах не простит, скажем, и мушрику-буддисту, даже если он примет Ислам, ведь он совершал ширк! Конечно это неправильное понимание! Речь идет о том, кто умер и не покаялся за большой ширк, как это разъяснял шейх Ибн Баз. См. “Фатауа уа макъалят шейх Ибн Баз” 4/419.

Знайте, о мусульмане, что Аллах не накажет того, кто не знал и не имел возможность узнать! И знайте, что Аллах – Справедливый!

А что касается обвинения в неверии (такфир) того, кто является в основе мусульманином, то остерегайтесь этого!

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Во-первых, Всевышний Аллах когда-то создал Адама (мир ему) и затем вывел из его спины все человечество, которое появится до Судного Дня. Мы не знаем в каком виде Он вывел их, однако Всевышний Аллах сообщил нам об этом. Всевышний Аллах сказал:

Всевышний Аллах взял с творений этот договор. Однако некоторые люди могут сказать, что они не помнят этого. Именно поэтому, Всевышний Аллах взял второй договор. Всевышний Аллах создал в нас чувство единобожия. Всевышний Аллах сказал:

В-третьих, Всевышний Аллах послал Своих посланников, чтобы закрепить эти два договора. Всевышний Аллах сказал:

Всевышний Аллах послал Своих посланников, чтобы напомнить людям об этих двух договорах. Всевышний Аллах послал Своих посланников с чудесами, которые подтверждали их пророчество. Такие чудеса не мог сделать никто, кроме посланников Всевышнего Аллаха.

А четвертый договор был заключен только с пророками. Во-первых, пророки должны были распространять религию Аллаха. Во-вторых, каждый пророк должен был верить в других пророков и в те книги, с которыми пришли другие пророки. Всевышний Аллах сказал:

Всевышний Аллах взял со всех пророков договор, о том, что если придет Мухаммад ﷺ они должны уверовать в него, должны поддержать его и объявить своим последователям о том, что он на истине. И как об этом сказал Всевышний Аллах:

Кто последует за этим посланником в Тот День, тот последовал бы за посланниками и на этом свете. А кто откажется последовать, тот отказался бы и на этом свете. Что касается детей умерших до совершеннолетия, то дети мусульман войдут в Рай, в чем единогласны все ученые. Что же касается детей многобожников, то в этом вопросе возникло разногласие. Одни сказали, что эти дети также войдут в Рай, приведя в довод слова Всевышнего Аллаха:

Эти ученые аргументируют тем, что эти дети не дожили до этого третьего договора. Другие же говорят, что дети многобожников также будут испытаны, подобно тем четырем, о которых говорилось в вышеприведенном хадисе.

Во-первых, Всевышний Аллах когда-то создал Адама (мир ему) и затем вывел из его спины все человечество, которое появится до Судного Дня. Мы не знаем в каком виде Он вывел их, однако Всевышний Аллах сообщил нам об этом. Всевышний Аллах сказал:

Всевышний Аллах взял с творений этот договор. Однако некоторые люди могут сказать, что они не помнят этого. Именно поэтому, Всевышний Аллах взял второй договор. Всевышний Аллах создал в нас чувство единобожия. Всевышний Аллах сказал:

В-третьих, Всевышний Аллах послал Своих посланников, чтобы закрепить эти два договора. Всевышний Аллах сказал:

Всевышний Аллах послал Своих посланников, чтобы напомнить людям об этих двух договорах. Всевышний Аллах послал Своих посланников с чудесами, которые подтверждали их пророчество. Такие чудеса не мог сделать никто, кроме посланников Всевышнего Аллаха.

А четвертый договор был заключен только с пророками. Во-первых, пророки должны были распространять религию Аллаха. Во-вторых, каждый пророк должен был верить в других пророков и в те книги, с которыми пришли другие пророки. Всевышний Аллах сказал:

Всевышний Аллах взял со всех пророков договор, о том, что если придет Мухаммад ﷺ они должны уверовать в него, должны поддержать его и объявить своим последователям о том, что он на истине. И как об этом сказал Всевышний Аллах:

Кто последует за этим посланником в Тот День, тот последовал бы за посланниками и на этом свете. А кто откажется последовать, тот отказался бы и на этом свете. Что касается детей умерших до совершеннолетия, то дети мусульман войдут в Рай, в чем единогласны все ученые. Что же касается детей многобожников, то в этом вопросе возникло разногласие. Одни сказали, что эти дети также войдут в Рай, приведя в довод слова Всевышнего Аллаха:

Эти ученые аргументируют тем, что эти дети не дожили до этого третьего договора. Другие же говорят, что дети многобожников также будут испытаны, подобно тем четырем, о которых говорилось в вышеприведенном хадисе.



Вера в Аллаха означает убеждённость (обязывающую принятие связанных с ней нормоположений и подчинение им) в том, что у нашего мироздания есть Создатель, Господь, обладающий исключительным правом на господство и поклонение Ему и обладающий прекрасными именами и совершенными качествами.

Из этого определения мы видим, что вера в Аллаха включает в себя следующие три пункта:

Первый: Вера в существование Аллаха.

Существование Всевышнего Аллаха можно обосновать тремя способами: разумом, врождённым инстинктом и Шариатом.

Указание разума на существование Аллаха:

Весь наш мир, со всеми существующими в нём знамениями и созданиями, является разумным аргументом в пользу существования Аллаха – Творца всех миров. Действительно, должен же быть тот, кто всё это создал, а затем этим управлял. Невозможно, чтобы эти миры появились сами по себе или чтобы они сами себя создали! Всевышний, взывая к человеческому разуму, говорит:

Неужели они были сотворены сами по себе из ничего?! Или же они сами являются творцами?! Или, может, это они сотворили небеса и землю?! О нет, они просто лишены верного убеждения. Или, может, у них находятся сокровищницы твоего Господа?! Или же они сами являются владыками?! [Ат-тур: 35-37].

На земле есть знамения для людей убеждённых. А также в вас самих. Неужели вы не видите? [Аз-зарият: 2021].

Т.е. Он призывает внимательно взглянуть на эту землю: равнины, горы, леса и реки — как много на ней всяких знамений, указывающих на существование Создателя, на Его величие и на Его безграничные возможности. Удивительное многообразие живых тварей на земле, отличие людей друг от друга цветом кожи, языками, на которых они общаются, их различие по умственным и физическим способностям и даже само строение человеческого тела с мудрым расположением органов и значимость каждого из них на своём месте – всё это достаточное знамение для людей размышляющих.

Указание врождённого инстинкта на существование Аллаха:

Многие люди, инстинкт поклонения которых не был искажён, верят в Аллаха. Этот инстинкт изначально присутствует в живых душах. Даже бессловесный скот – и тот верит в существование Аллаха и Его единственность. Всевышний сказал:

Этот аят Корана указывает на то, что человек сотворён с инстинктом поклонения, с готовностью засвидетельствовать существование Всевышнего, Пречистого Алаха.

Указание Шариата на существование Аллаха:

Все божьи посланники были ниспосланны с шариатами, включающими в себя всё, что было необходимо человеку. И это указывает на то, что тот, кто их посылал, – Господь миров, Знающий проблемы человечества лучше, чем кто-либо другой. К тому же последнее Писание – Священный Коран, до сих пор удивляющий своим содержанием, стилем, знамениями, научными открытиями, заключёнными в нём и мн. др., – является неоспоримым доказательством существования ниспославшего его Аллаха, бросившего человечеству вызов ниспослать что-либо подобное.

Второй: Вера в исключительное право Аллаха на поклонение Ему.

Вера в Аллаха включает в себя веру в то, что только Всевышний Аллах является истинным Богом, достойным поклонения, у которого нет сотоварищей, и что всё, чему поклоняются помимо Него, является ложным. Всевышний сказал:

Это – потому, что Аллах есть Истина, а то, чему они поклоняются помимо Него, есть ложь, а также потому, что Аллах – Возвышенный, Большой [Аль-хадж: 62 ].

Наша вера в исключительное право Аллаха на поклонение Ему обязывает нас обращать своё поклонение сердцем, словом, и действием только к Аллаху. Всевышний сказал:

О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вас и тех, кто был до вас, – быть может, вы устрашитесь. [Аль-бакара: 21].

Также Всевышний сказал:

И предписал Твой Господь вам не поклоняться никому, кроме Него… [Аль-исраъ: 23].

Таким образом, если человек совершит какой-либо вид поклонения не Аллаху (как, например, обет, заклание животного, вознесение мольбы, испрошение защиты от того, в чём не может помочь никто, кроме Аллаха, а также совершение намаза, поломничество, раздача милостыни, проявление смиренности и любой другой вид поклонения), то это будет ширком (придаванием Аллаху сотоварищей)!

Третий: Вера в имена Аллаха и Его качества.

Вера в прекрасные имена Аллаха и Его совершенные качества предполагает утверждение тех имён и качеств, которые утвердил сам Аллах в Своей Книге и в Сунне Своего Посланника утверждением, достойным Аллаха, без внесения в них изменений, без уничтожения их значений и без придания образа или создания подобия. Аллах сказал:

У Аллаха – самые прекрасные имена. Посему взывайте к Нему посредством их и оставьте тех, которые отрицают Его имена. Они непременно получат воздаяние за то, что совершали [Аль-а’раф: 180].

Рабы Аллаха должны ощущать величие имён и качеств Аллаха, Пречист Он и Славен, и стараться приблизиться к Нему посредством веры в них. Поистине, вера в имена Аллаха и его качества, а также познание их значений порождает в рабах Аллаха любовь к своему Господу, ощущение богобоязненности перед Ним и желание достичь Его довольства и Его наград.

Плоды веры в Аллаха:

Как и все благие деяния, вера в Аллаха тоже имеет свои результаты и свои плоды. Кратко упомянем некоторые из них:

  • претворение человеком единобожия в жизнь так, что его сердце больше уже не привязано к чему или кому-либо помимо Аллаха;
  • настоящая любовь человека к Аллаху и Его возвеличивание в соответствии с тем, что познал он из Его прекрасных имён и возвышенных качеств;
  • осуществление поклонения в соответствии с тем, что велел нам Всевышний совершать и чего остерегаться;
  • освобождение человека от уз раболепства перед другими созданными Аллахом тварями, от ощущения страха перед ними, заискивания и прислужничества. В этой свободе – честь человека.

  • [1] — Приведено в сборнике имама Аль-Бухарий, под номером 4854.
  • [2] — Хадис приводится в сборнике имама Муслима под номером 2298.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.