Гукасова н а реабилитация детей со сколиозом учеб пособие

1. Сколиоз - заболевание позвоночного столба, при котором наблюдаются его искривления в правую или левую сторону. Искривления чаще всего происходят в области отдела шеи, груди или поясничного отдела позвоночника [1].

Интересна особенность сколиоза, которая проявляется в том, что практически 80% случаев возникновения заболевания носит идиопатической характер. Это значит, что причины заболевания установить невозможно.

Однако следующие причины развития искривления позвоночника при сколиозе весьма распространены, и являются актуальными для большинства пациентов [13]:

Врожденные патологии развития позвоночника;

Травмы спины и их последствия, оказывающие влияние на состояние позвоночного столба;

Нарушения осанки, которые прогрессируют из-за общего ослабления корсетных мышц спины;

Результаты нарушений в функционировании механизма опорно-двигательной системы;

Результаты заболеваний нервной системы, таких как полиомиелит.

Физические упражнения хорошо укрепляют мышечный корсет. Однако, делая упор на физическом, люди часто упускают из виду интеллектуальный и эмоциональный аспекты развития.

Необходима система упражнений, которая способствует всестороннему развитию личности. Кроме того, эта система должна помогать организму бороться с заболеваниями. Важно также, чтобы она подходила как детям, так и взрослым.

2. В работе были рассмотрены следующие методы исследования:

1. Теоретический анализ и обобщение литературных источников, отражающих состояние исследуемой проблемы.

2. Медико-биологические методы оценки функционального состояния ОДА:

гибкость позвоночника вперед;

гибкость позвоночника назад;

боковая подвижность позвоночника (влево, вправо);

сила мышц спины;

сила мышц брюшного пресса;

сила боковых мышц туловища.

3. Педагогический эксперимент.

4. Метод математической статистики.

3. Исходя из проведенного исследования, была разработана экспериментальная методика ЛФК для лиц, страдающих сколиозом 2 степени, которая включала в себя: основные методы лечения сколиоза 2 степени: лечебную гимнастику для укрепления мышц спины и коррекции положения позвоночника - гимнастика Ланы Палей; дыхательную гимнастику по методу Катарины Шрот; массаж; лечебное плавание.

Амосов В.Н. Искривление позвоночника. Сколиоз у детей и взрослых / В.Н. Амосов. - СПб.: Вектор, 2010. - 128 с.

Андрианов В.А., Балуев Г.А., Садофьева В.В. Заболевания и повреждения позвоночника у детей и подростков. - Л.: Медицина, 2012. - 256 с.

Бирюков А.А. Массаж: Учебник для институтов физической культуры. - ТМФК. - М.: Медицина, 2012. - 44с.

Богданов Ф.Р. Сколиоз. - М.: Медицина, 2014. -365 с.

Брегг П. Программа по оздоровлению позвоночника. - М.: Ритм, 2012. - 187 с.

Булгакова Н.Ж. Плавание. - М.: Физкультура и спорт, 2011. - 400 с.

Готовцев П.И. Лечебная физическая культура и массаж: учебник для учащихся мед. училищ. - М.: Медицина, 2012. - 281 с.

Гукасова Н.А. Реабилитация детей со сколиозом: учеб. пособие. - М.: Медицина, 2011. - 110 с.

Дубровский В.И. Лечебная физкультура: учебник для вузов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: ВЛАДОС, 2014. - 624 с.

Дунаев И.В. Основы лечебного массажа (техника и методики). - М.: ЮКЭА, 2012. - 480 с.

Епифанов В.А. Восстановительное лечение при заболеваниях и повреждениях позвоночника. - М.: Медицина, 2014. - 109 с.

Епифанов В.А. Лечебная физическая культура: учеб. пособие для вузов. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2012. - 559 с.

Каптелин А.Ф. Восстановительное лечение (ЛФК, массаж и трудотерапия) при травмах и деформациях опорно-двигательного аппарата. - М.: Медицина, 2014. - 404 с.

Котешева И.А. Сколиоз позвоночника: лечение и профилактика. - М.: Эксмо, 2012. - 272 с.

Красикова И.С. Сколиоз. Профилактика и лечение. - СПб.: Корона. Век, 2011. - 192 с.

Куничев Л.А. Лечебный массаж / Справочник для средних медицинских работников. - Л.: Медицина, 2013. - 216 с.

Лечебная физкультура и врачебный контроль : учебник для студентов мед. институтов / под ред. В.А. Епифанова, Г.А. Апанасенко. - М.: Медицина, 2012. - 256 с.

Ловейко И.Д., Фонарев М.И. ЛФК при заболеваниях позвоночника у детей. - Л.: Медицина, 2011. - 144 с.

Лукаш А. Сколиоз излечим. Профилактика и лечение ортопедических проблем у детей. - СПб.: Наука и техника, 2013. - 272 с.

Лечебная физкультура / под общей редакцией В.Е. Васильевой. Учебник для институтов физической культуры. - М., ФкиС. - 2011. - 220 с.

Милюкова И.В. Лечебная физкультура: новейший справочник. - М.: Эксмо, 2013. - 198 с.

Рейзман А.М. Лечебная гимнастика и массаж при сколиозах. - М.: Медгиз, 2014. - 140 с.

Соснина В.Ю. Коррегирующая ритмическая гимнастика при нарушениях осанки. - Киев: Радян. школа, 2011. - 225с.

Транквилитати А.Н., Попов С.Н. ЛФК при травмах и заболеваниях опорно-двигательного аппарата. - М., 2012. - 288 с.

Шорин Г.А. Консервативное лечение сколиоза: учеб. пособие. - Челябинск: Из-во ЮУрГУ, 2012. - 131 с.

  • Новости проекта
  • Журналы
  • Газеты
  • Книги
  • Статьи
  • Диссертации
  • Фото
  • Видео
  • Персоны
  • Правила
  • Журналы
  • Фото
  • Газеты
  • Видео
  • Книги
  • Персоны
  • Статьи
  • Правила
  • Автоспорт
  • Академическая гребля
  • Альпинизм и скалолазание
  • Американский футбол
  • Армрестлинг
  • Бадминтон и сквош
  • Баскетбол
  • Бейсбол
  • Биатлон
  • Бильярд
  • Бобслей
  • Бодибилдинг
  • Бокс
  • Борьба вольная
  • Борьба греко-римская
  • Борьба спортивная
  • Боулинг
  • Вейкбординг
  • Велоспорт - BMX
  • Велоспорт - трек

Популярное

ВВЕДЕНИЕ

Проблема детской ортопедической заболеваемости актуальна во всем мире, по этому направление реабилитации в детской травматологии и ортопедии признано Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) одним из основных в научных исследованиях на период с 2000 по 2010 г.

Исполнительный комитет ВОЗ принял решение считать этот период десятилетием, посвященным изучению, лечению и предупреждению заболеваний и травм костно-мышечной системы у детей [5].

Сколиоз – самое частое ортопедическое заболевание и, как правило, имеет доброкачественное течение, останавливаясь в своем развитии на деформации позвоноч ника I-II степени. Несмотря на длительное и всестороннее изучение сколиотической болезни у человека, до настоящего времени в большинстве случаев остаются неизвестными непосредственные причины и патологические механизмы, приводящие к возникновению и развитию сколиотической деформации позвоночного столба. Про анализировав ряд мнений авторов [1, 2, 4, 5], мы пришли к заключению, что их взгляды во многих случаях расходятся. Одни [2, 5] считают, что лечебной физической куль турой при сколиозах I-II степени можно заниматься в поликлинических условиях, другие [1, 2] говорят о том, что детям необходимо стационарное лечение. Все это затрудняет разработку эффективных мер профилактики и лечения больных.

Цель исследования: разработать и экспериментально обосновать комплексную методику профилактики и лечения сколиоза I - II степени у детей 8-10 лет.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

С целью установления эффективности использования средств двигательной реабилитации в процессе лечения сколиоза и физическом развитии детей 8-10 лет в годичном цикле нами были организованы две относительно однородные группы по возрасту, полу, физическому развитию и выраженности сколиоза. С детьми контрольной группы (54 чел.) проводились типовые мероприятия лечебно-профилактического характера, основу которых составляли комплексы физических упражнений, массаж и физиопроцедуры. В лечебной работе с детьми экспериментальной группы (53 чел.), кроме указанных выше средств, использовались корректоры осанки. Это - регрессирующее средство по нашей рекомендации дети применяли не менее 3-4 часов ежедневно. При назначении детям корректора мы исходили из того, что его использование на правлено на устранение выявленных дефектов осанки и благоприятно отражается на результатах лечения сколиоза. Дети выполняли упражнения лечебной гимнастики, массаж и ношение корректора осанки производились только в амбулаторных условиях. В основу нашей методики консервативного функционально-восстановительного комплексного лечения положено несколько направлений:

  • выработка индивидуального статодинамического режима (исключение порочных поз, соблюдение оптимальной двигательной активности, функциональное исправление деформации позвоночника и грудной клетки лечебной гимнастикой, массажем);
  • соблюдение общего ортопедического режима (режим статической разгрузки позвоночника – проведение домашних занятий в положении лежа на кровати, использование специальных ортопедических укладок, строго по показаниям; ношение кор ректора осанки);
  • медикаментозная терапия;
  • общеукрепляющие мероприятия;
  • физиотерапевтические процедуры;
  • формирование у ребенка осознанного подхода к проблеме;
  • обучающие беседы с родителями.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Нами установлено, что показатели физического развития (вес, рост) у обследованных детей в годичном цикле не претерпевают существенных изменений (p>0,05). Так, если при первом обследовании у детей экспериментальной группы вес тела составлял 32,5±1,9 кг, то при повторном обследовании он составил 36,4±2,0 кг (t=1,4; p>0,05). У детей контрольной группы эти показатели, соответственно, составили: 35,7±2,0 кг, и 37,8±2,3 кг (t=0,7; p>0,05). Схожая картина наблюдалась при анализе показателей роста. До начала эксперимента у детей контрольной группы он составил 138,9±1,9 см, а в конце эксперимента – 142,1±1,8 см (t =1,2; p>0,05). У детей экспериментальной группы данные показатели, соответственно, составили: 137,8±1,9 см и 140,6±1,9 см (t=0,8; p>0,05).

Несколько другая картина была обнаружена нами при исследовании динамики силы мышц спины и живота. В частности, за год регулярных занятий с использованием корректора осанки у детей экспериментальной группы статистически значимо улучшились показатели силовой выносливости мышц живота (количество раз) с 15,0±0,2 до 19,4±0,3 (t=11,0; p 0,05). Вместе с тем, оказалось, что у детей данной группы за этот же временной период статистически существенно повы силась силовая выносливость мышц спины: с 90,1±0,2 с до 98,6±0,7 с (t=12,1; p 0,05). За этот же период времени у детей контрольной группы не было отмечено никаких положительных изменений (11,5±1,2 градуса, как в начале, так и в конце эксперимента).

ВЫВОДЫ

1. Комплексное и систематическое использование средств ЛФК и корректора осанки в профилактике и лечебной практике оказывает благоприятное воздействие на развитие силовой выносливости мышечных групп, обеспечивающих нормальное функционирование позвоночника.

2. По результатам исследований не выявлено статистически значимых изменений показателей физического развития и угла искривления позвоночника у детей экспериментальной группы, что обусловлено относительной устойчивостью антропометрических данных, строения тела детей и невозможностью преобразовать их в относительно короткий промежуток времени.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гукасова, Н.А. Реабилитация детей со сколиозом : учебное пособие / Н.А. Гукасова ; Рос. мед. акад. последипломного образования. – М. : [б.и.], 1998. – С. 3-20.
2. Дамскер, И.С. Оценка эффективности занятий лечебной физической культурой : метод. указания / И.С. Дамскер, М.В. Девятова. – Ленинград : [б.и.], 1986. – 40 с.
3. Кон, И.Н. Реабилитация больных сколиозом позвоночника / И.Н. Кон. – М. : Медицина, 2001. – 145 с.
4. Котешева, И.А. Сколиоз позвоночника : лечение и профилактика / И.А. Ко тешева. – М. : Эксмо, 2004. – 272 с.
5. Потапчук, А.А Лечебная физическая культура в детском возрасте / А.А. По тапчук, С.В. Матвеев, М.Д. Дидур. – СПб. : Речь, 2007. – 464 с.
6. Чаклин, В.Д. Сколиоз и кифоз / В.Д. Чаклин, Е.Н. Абальмасова. – М. : Медицина, 1973. – 78 с.

Контактная информация: irisha1237@rambler.ru

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

  • Новости проекта
  • Журналы
  • Газеты
  • Книги
  • Статьи
  • Диссертации
  • Фото
  • Видео
  • Персоны
  • Правила
  • Журналы
  • Фото
  • Газеты
  • Видео
  • Книги
  • Персоны
  • Статьи
  • Правила
  • Автоспорт
  • Академическая гребля
  • Альпинизм и скалолазание
  • Американский футбол
  • Армрестлинг
  • Бадминтон и сквош
  • Баскетбол
  • Бейсбол
  • Биатлон
  • Бильярд
  • Бобслей
  • Бодибилдинг
  • Бокс
  • Борьба вольная
  • Борьба греко-римская
  • Борьба спортивная
  • Боулинг
  • Вейкбординг
  • Велоспорт - BMX
  • Велоспорт - трек

Популярное

ВВЕДЕНИЕ

Проблема детской ортопедической заболеваемости актуальна во всем мире, по этому направление реабилитации в детской травматологии и ортопедии признано Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) одним из основных в научных исследованиях на период с 2000 по 2010 г.

Исполнительный комитет ВОЗ принял решение считать этот период десятилетием, посвященным изучению, лечению и предупреждению заболеваний и травм костно-мышечной системы у детей [5].

Сколиоз – самое частое ортопедическое заболевание и, как правило, имеет доброкачественное течение, останавливаясь в своем развитии на деформации позвоноч ника I-II степени. Несмотря на длительное и всестороннее изучение сколиотической болезни у человека, до настоящего времени в большинстве случаев остаются неизвестными непосредственные причины и патологические механизмы, приводящие к возникновению и развитию сколиотической деформации позвоночного столба. Про анализировав ряд мнений авторов [1, 2, 4, 5], мы пришли к заключению, что их взгляды во многих случаях расходятся. Одни [2, 5] считают, что лечебной физической куль турой при сколиозах I-II степени можно заниматься в поликлинических условиях, другие [1, 2] говорят о том, что детям необходимо стационарное лечение. Все это затрудняет разработку эффективных мер профилактики и лечения больных.

Цель исследования: разработать и экспериментально обосновать комплексную методику профилактики и лечения сколиоза I - II степени у детей 8-10 лет.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

С целью установления эффективности использования средств двигательной реабилитации в процессе лечения сколиоза и физическом развитии детей 8-10 лет в годичном цикле нами были организованы две относительно однородные группы по возрасту, полу, физическому развитию и выраженности сколиоза. С детьми контрольной группы (54 чел.) проводились типовые мероприятия лечебно-профилактического характера, основу которых составляли комплексы физических упражнений, массаж и физиопроцедуры. В лечебной работе с детьми экспериментальной группы (53 чел.), кроме указанных выше средств, использовались корректоры осанки. Это - регрессирующее средство по нашей рекомендации дети применяли не менее 3-4 часов ежедневно. При назначении детям корректора мы исходили из того, что его использование на правлено на устранение выявленных дефектов осанки и благоприятно отражается на результатах лечения сколиоза. Дети выполняли упражнения лечебной гимнастики, массаж и ношение корректора осанки производились только в амбулаторных условиях. В основу нашей методики консервативного функционально-восстановительного комплексного лечения положено несколько направлений:

  • выработка индивидуального статодинамического режима (исключение порочных поз, соблюдение оптимальной двигательной активности, функциональное исправление деформации позвоночника и грудной клетки лечебной гимнастикой, массажем);
  • соблюдение общего ортопедического режима (режим статической разгрузки позвоночника – проведение домашних занятий в положении лежа на кровати, использование специальных ортопедических укладок, строго по показаниям; ношение кор ректора осанки);
  • медикаментозная терапия;
  • общеукрепляющие мероприятия;
  • физиотерапевтические процедуры;
  • формирование у ребенка осознанного подхода к проблеме;
  • обучающие беседы с родителями.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Нами установлено, что показатели физического развития (вес, рост) у обследованных детей в годичном цикле не претерпевают существенных изменений (p>0,05). Так, если при первом обследовании у детей экспериментальной группы вес тела составлял 32,5±1,9 кг, то при повторном обследовании он составил 36,4±2,0 кг (t=1,4; p>0,05). У детей контрольной группы эти показатели, соответственно, составили: 35,7±2,0 кг, и 37,8±2,3 кг (t=0,7; p>0,05). Схожая картина наблюдалась при анализе показателей роста. До начала эксперимента у детей контрольной группы он составил 138,9±1,9 см, а в конце эксперимента – 142,1±1,8 см (t =1,2; p>0,05). У детей экспериментальной группы данные показатели, соответственно, составили: 137,8±1,9 см и 140,6±1,9 см (t=0,8; p>0,05).

Несколько другая картина была обнаружена нами при исследовании динамики силы мышц спины и живота. В частности, за год регулярных занятий с использованием корректора осанки у детей экспериментальной группы статистически значимо улучшились показатели силовой выносливости мышц живота (количество раз) с 15,0±0,2 до 19,4±0,3 (t=11,0; p 0,05). Вместе с тем, оказалось, что у детей данной группы за этот же временной период статистически существенно повы силась силовая выносливость мышц спины: с 90,1±0,2 с до 98,6±0,7 с (t=12,1; p 0,05). За этот же период времени у детей контрольной группы не было отмечено никаких положительных изменений (11,5±1,2 градуса, как в начале, так и в конце эксперимента).

ВЫВОДЫ

1. Комплексное и систематическое использование средств ЛФК и корректора осанки в профилактике и лечебной практике оказывает благоприятное воздействие на развитие силовой выносливости мышечных групп, обеспечивающих нормальное функционирование позвоночника.

2. По результатам исследований не выявлено статистически значимых изменений показателей физического развития и угла искривления позвоночника у детей экспериментальной группы, что обусловлено относительной устойчивостью антропометрических данных, строения тела детей и невозможностью преобразовать их в относительно короткий промежуток времени.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гукасова, Н.А. Реабилитация детей со сколиозом : учебное пособие / Н.А. Гукасова ; Рос. мед. акад. последипломного образования. – М. : [б.и.], 1998. – С. 3-20.
2. Дамскер, И.С. Оценка эффективности занятий лечебной физической культурой : метод. указания / И.С. Дамскер, М.В. Девятова. – Ленинград : [б.и.], 1986. – 40 с.
3. Кон, И.Н. Реабилитация больных сколиозом позвоночника / И.Н. Кон. – М. : Медицина, 2001. – 145 с.
4. Котешева, И.А. Сколиоз позвоночника : лечение и профилактика / И.А. Ко тешева. – М. : Эксмо, 2004. – 272 с.
5. Потапчук, А.А Лечебная физическая культура в детском возрасте / А.А. По тапчук, С.В. Матвеев, М.Д. Дидур. – СПб. : Речь, 2007. – 464 с.
6. Чаклин, В.Д. Сколиоз и кифоз / В.Д. Чаклин, Е.Н. Абальмасова. – М. : Медицина, 1973. – 78 с.

Контактная информация: irisha1237@rambler.ru

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Сколиоз — распространенная и тяжелая патология опорно–двигательного аппарата. Он развивается с детства, постепенно ведет к патологическим изменениям в работе внутренних органов и ухудшает качество жизни пациентов. Это нарушение осанки крайне сложно поддается лечению, несмотря на многолетние врачебные исследования.

Косметический дефект или причина инвалидности?

Под сколиозом многие понимают всевозможные изменения осанки в виде сутулости, сгорбленной спины, опущения одного плеча относительно другого и т.д. Часто им не уделяют должного внимания и не занимаются здоровьем своего позвоночника или своего ребенка:

Но правда ли, что их можно игнорировать?


В норме у позвоночника 4 изгиба: 2 лордоза (направлены вперед) и 2 кифоза (направлены назад). Они повышают устойчивость и подвижность позвоночного столба. Изгибов в бок быть не должно, иначе он не сможет выполнять опорную функцию и обеспечивать движения тела в полном объеме.

Сколиотическая болезнь — это прогрессирующее, боковое искривление позвоночника, которое появляется в период активного роста и сопровождается деформацией грудной клетки, таза и нарушением работы внутренних органов: легких, сердца, мочеполовой системы и др. Оно развивается в результате изменения формы позвонков, их смещения вперед/назад, влево/вправо и поворота (торсии).

Если искривление позвоночника не сопровождается торсией, то это не сколиотическая болезнь, а сколиотическая осанка. Она формируется из–за низкой двигательной активности, неправильного положения тела при сидении, плохого физического развития.

В России частота заболевания у детей и подростков достигает 20%. По статистике, к окончанию школы у каждого второго ребенка есть проявления деформации. Около 8–9% этих пациентов становятся инвалидами уже в детстве и почти 12% — к 28 годам.

Такая печальная статистика вызвана тем, что сколиотическая болезнь начинается в детстве, очень быстро развивается, а вылечить ее полностью практически невозможно — можно только приостановить. У девочек–подростков заболевание проявляется в 3–4 раза чаще, чем у мальчиков, и прогрессирует активнее из–за физиологических особенностей женского организма.

На ранних стадиях развития заболевания хороший терапевтический эффект дает лечебная физкультура и другие консервативные методы — ниже мы рассмотрим, какие.

В запущенных случаях добиться коррекции искривления можно только с помощью хирургической операции. Такие операции очень травматичны, требуют длительного восстановления и тоже не гарантируют полного выздоровления — прооперированные пациенты обязательно получают группу инвалидности.

Таким образом, правильная и своевременная постановка диагноза играет главную роль в определении прогноза заболевания и лечебного подхода.

Причины развития, виды и проявления

Самое благоприятное время для развития искривления позвоночника — период активного роста ребенка 6–12 месяцев, в 6–8 лет и во время полового созревания в 10–14 лет. Искривление прогрессирует, пока ребенок растет — чем он младше, тем сильнее может деформироваться скелет и тем сильнее это отразится на качестве его жизни. Исследование причин развития этой деформации для ее профилактики — это одна из самых актуальных медицинских проблем, которая пока не решена.

Раньше искривление позвоночника связывали с неправильной позой — ребенок начинает криво сидеть за партой и это приводит к деформации. Но сегодня доказано, что это не так: позвоночник искривлен не потому что ребенок криво сидит, а наоборот — ребенок неправильно сидит, потому что у него искривление. А точная причина развития бокового искривления пока не установлена.

В механизме развития сколиотической болезни врачи выявили одну закономерность — несоответствие скорости роста скелета росту мышц. Т.е. кости ребенка начинают расти быстрее, чем мышцы. Это приводит к слабости мышечного корсета, связок и неспособности позвоночника удерживать правильное положение.

Последние исследования выявили, что при сколиозе спинной мозг растет быстрее, чем позвоночный канал, в котором он находится. Это приводит к торсии позвонков и развитию бокового искривления позвоночного столба.

В 80% случаев причина развития торсии позвонков и искривления остается неизвестной.Такие искривления называют идиопатическими.

В оставшихся 20% случаев развитие болезни могут спровоцировать следующие факторы:

— неправильное положение ребенка в теле матери во время беременности;
— врожденные аномалии развития позвонков и ребер;
— родовые травмы;
— патология обмена веществ, которые участвуют в росте и развитии костей;
— заболевания нервной системы и опорно–двигательного аппарата, например, полиомиелит, ДЦП, рахит;
— травмы, ожоги и несчастные случаи, особенно если они ведут к укорочению или потере конечности;
— перенесенные в раннем возрасте тяжелые заболевания внутренних органов, например, пневмония;
— хирургические операции;
— стрессы и психологические травмы, например, на фоне конфликтов в семье, в школе и т.п.

Если сколиоз развивается, как самостоятельное заболевание, его называют структуральным.

Если же он появляется в результате другого патологического состояния, например, радикулита или разной длины ног, то его называют постуральным.


По количеству дуг и форме искривление бывает:
— 1 дуга — С–образное;
— 2 дуги — S–образное;
— 3 дуги — Z–образное.

По отделу, в котором искривлен позвоночный столб:
— шейно–грудной;
— грудной;
— грудо–поясничный;
— поясничный;
— пояснично–крестцовый.

По времени возникновения:
— младенческий (появляется в возрасте до 3 лет);
— детский (в 3–5 лет);
— подростковый (от 10 до 17–18 лет);
— взрослый, когда скелет уже перестал расти (от 18–24 лет и даже старше).

По степени тяжести (в зависимости от угла дуги искривления):
I — до 10°;
II — 11–25°;
III — 26–40°;
IV — более 40°.

Первое, на что обращают внимание при искривлении позвоночного столба — это деформация, а точнее, косметический дефект, который она вызывает. Сами пациенты или их родители начинают замечать, что у них появилась асимметрия:
— одно плечо стало выше другого;
— перекосило таз;
— одна рука кажется длиннее другой;
— лопатка или ребра с одной стороны сильно выступают;
— разное расстояние между талией и руками;
— один сосок выше другого и т.д.

Второе — это появление болей в спине. Многие считают, что боль всегда есть при искривлении, но это не так. Она чаще возникает у пациентов, старше 20 лет, а дети жалуются на нее крайне редко.

Если деформация уже отражается на работе внутренних органов, то пациенты могут жаловаться на одышку, проблемы с сердцем, почками и другие сопутствующие симптомы.

Признаки искривления позвоночника появляются, когда заболевание уже активно прогрессирует и перешло во вторую и более степень тяжести. Распознать его в самом начале довольно сложно, а без специальных тестов и рентгенографии — и вовсе невозможно.

Диагностика

Мало просто увидеть при осмотре пациента или его рентгеновского снимка, что позвоночник искривлен. Тем более на ранней стадии заболевания видимых изменений еще не будет, а начальные признаки заметит только профессионал.


Во время диагностики врач определяет ряд признаков, от которых зависит врачебная тактика и прогноз:
— какой отдел позвоночника искривлен;
— с какого позвонка началось искривление;
— влево или вправо оно направлено;
— одна у него дуга или несколько;
— какая из дуг была первой и еще много других признаков.

Рассмотрим обязательные элементы качественной диагностики.

При общении с пациентом или его родителями врач выясняет:
— какие жалобы его беспокоят (наличие болей, асимметрии и других симптомов);
— как давно они появились;
— как быстро прогрессируют;
— какими способами лечили заболевание и какой эффект был.

Возможно, у пациента есть заболевания, которые могут спровоцировать искривление, или у членов его семьи тоже есть проблемы с позвоночником — все это важно для постановки правильного диагноза и назначения лечебных мероприятий.

Врач осматривает весь опорно–двигательный аппарат, с головы до ног, и проводит специальные тесты, чтобы увидеть признаки искривления.

Тест Адамса — пациент наклоняется вперед, касаясь руками пола и не сгибая ноги. Так можно определить малейшую асимметрию спины.

При внешнем осмотре врач может увидеть:
— несимметричные лопатки, надплечья, талию и таз;
— деформированную грудную клетку;
— наклон торса в бок искривления.

Рентгенологическое исследование позволяет точно определить форму и место искривления, его степень тяжести, а также — увидеть изменения в строении позвонков, межпозвоночных дисков и расположении внутренних органов.

Рентгеновский снимок позвоночника необходим для проведения важных диагностических тестов, по результатам которых врач определяет степень тяжести заболевания:

— Определение угла Кобба или угла искривления.
Врач находит верхний и нижний позвонки, между которыми позвоночник искривлен. Проводит через них перпендикулярные линии и на их пересечении получает угол сколиотической дуги. Величина этого угла — это степень тяжести искривления.

— Тест Раймонди для определения поворота и скручивания позвонков.
Врач линейкой измеряет позвонки и по специальной таблице с помощью этих размеров вычисляет показатель ротации.

— Дополнительно назначают рентген таза для проведения теста Риссера.
По снимку врач определяет степень окостенения таза (от до 5), а по ней — судит о том, насколько сформирован позвоночник и скелет в целом. 5 степень по Риссеру говорит о том, что он уже больше не растет. Степень зрелости позвоночного столба напрямую влияет на врачебные рекомендации и прогноз лечения.

Контроль эффективности лечения также проводят с помощью рентгеновских снимков.

Также при необходимости врач может назначить лабораторные анализы крови, УЗИ почек, МРТ, КТ.

ЛФК — главный метод коррекции искривлений позвоночника

Консервативные методы лечения при грамотном и своевременном назначении помогают избежать операции, инвалидности и сохранить нормальное качество жизни. Но их применение возможно только по рекомендациям врача, индивидуальных для каждого пациента.

Несмотря на многолетнее изучение проблемы, пока нет универсального метода, который одинаково эффективен для всех. Одному пациенту хорошо помогают физические упражнения в сочетании с массажем, другому — механотерапия и дыхательная гимнастика, а третьему — плавание и кинезитерапия.

Врач подбирает комплекс для коррекции искривления с учетом особенностей каждого пациента: возраста, пола, общего состояния, физического развития, фактора, что спровоцировал искривление, его локализации и степени тяжести.

Лечебная физкультура — это основной метод, который используют при сколиозе у детей и взрослых. Разнообразие средств ЛФК позволяет комплексно подойти к решению проблемы.

Задачи лечебной физкультуры:

— Укрепление мышечного корсета для поддержки позвоночного столба в правильном положении и формирования нормальной осанки.

— Коррекция деформаций позвоночника, грудной клетки, таза, ног, которые появились в результате заболевания.

— Улучшение работы легких, сердца и других органов, функции которых нарушены из–за деформаций.

— Повышение общего тонуса организма, его укрепление и оздоровление.

ЛФК включает в себя активные физические упражнения, пассивные методики и педагогический подход для коррекции деформации. Важно, чтобы пациент был вовлечен в процесс лечения и ответственно выполнял все рекомендации врача.

Рассмотрим давно известные, но от этого не менее эффективные, и новые методы лечебной физкультуры, которые помогают остановить прогресс заболевания и повысить качество жизни пациентов.

Упражнения ЛФК эффективны при любой степени искривления и направлены на достижение определенных целей.

Общеукрепляющие направлены на:
— улучшение общего состояния пациента;
— укрепление опорно–двигательного аппарата;
— развитие силы, выносливости и чувства равновесия.

Специальные упражнения направлены на коррекцию деформации:
— уменьшение угла искривления;
— нормализацию физиологических кифозов и лордозов;
— возвращение симметричного положения головы, плеч и таза;
— укрепление мышц спины, живота, рук и ног.


Комплекс этих упражнений зависит от того, в каком отделе позвоночника искривление, величины его угла, вправо или влево оно направлено. Эти факторы влияют на исходное положение, в котором следует выполнять упражнения каждому пациенту — у разных пациентов оно будет отличаться.

В процессе лечения важно сформировать у пациента привычку правильно держать спину. Для этого он должен постоянно повторять правильное положение тела сидя, лежа и стоя. Помогают в этом упражнения перед зеркалом.

Массажные приемы в виде дозированного давления, поглаживания, растирания, разминания, вибрации прекрасно дополняют физические упражнения и используются в комплексе для коррекции искривлений позвоночника.

Задачи массажа:
— улучшить кровообращение и лимфоотток;
— активизировать обмен веществ;
— убрать усталость после занятий физкультурой;
— уменьшить болевые ощущения;
— укрепить мышцы, снять их перенапряжение;
— улучшить эмоциональный настрой пациента.

В зависимости от силы, темпа и времени, массаж по–разному действует на нервные окончания и оказывает возбуждающее или успокаивающее действие на нервную систему.

Нервная система посылает соответствующие сигналы другим органам и тканям, вызывая в них ответные реакции, например, повышение или понижение мышечного тонуса.

Эти методы используют двигательную активность и естественные движения, как инструмент для лечения и восстановления пациентов после заболеваний.

Принципы двигательной терапии искривлений позвоночного столба:

— Внимание не только к области, в которой искривление, а ко всему позвоночнику и организму в целом. Воздействие только на зону искривления может привести к коррекции деформации в этой зоне и появлению ее в другой.

— Восстановление проприоцепции — у пациента достаточно своих ресурсов для восстановления. Работа врача заключается в помощи реализовать их с помощью комплекса правильных движений.

— Восстановление дыхательной функции легких — из–за деформации грудной клетки нарушается объем и полнота дыхательных движений. Это ведет к дыхательной недостаточности, особенно при нагрузке. Врач помогает пациенту с помощью специальных упражнений и положений увеличить амплитуду дыхательных движений, создать новый стереотип дыхания и остановить деформацию грудной клетки.

— PNF–терапия относительно молодая кинезитерапевтическая техника ЛФК. Ее суть заключается в том, что у каждого пациента есть нереализованный двигательный потенциал, который можно использовать для повышения функциональной активности и восстановления после заболеваний.

Между нервной системой и мышцами есть функциональная связь — нервная система посылает сигнал о выполнении нужного движения, мышцы на этот сигнал реагируют — выполняют движение. При заболеваниях опорно–двигательного аппарата эта связь нарушена.

Цель PNF — восстановить нарушенную связь с помощью особых манипуляций, вернуть пациенту возможность нормально двигаться, скорректировать деформацию скелета.

— Гимнастика SEAS — еще один современный метод ЛФК. Его терапевтический эффект основан на самокоррекции.

По данным осмотра и рентгеновских снимков врач определяет позу, в которой позвоночник пациента находится в максимально правильном положении. Затем он подбирает комплекс упражнений, которые способствуют поддержанию этой позы и укреплению мышечного корсета. Со временем регулярные тренировки формируют определенный стереотип движений у пациента, направленных на сохранение правильной позы в течение всего дня.

— Система REDCORD — метод ЛФК, основанный на подвесной терапии.

Пациент выполняет упражнения на специальной установке, которая приближает его к состоянию невесомости. В таком состоянии делать упражнения легче, а объем совершаемых движений больше.

Эффект достигается за счет грамотного воздействия на глубокие мышцы и перераспределения нагрузки на опорно–двигательный аппарат. Регулярные тренировки способствуют разгрузке мышц, их укреплению, формированию правильного стереотипа движения и коррекции искривления.

Все эти методы позволяют достичь главную цель ЛФК — остановить развитие искривления и уменьшить степень его проявления. Помните, если не лечить сколиотическую болезнь, со временем деформация приведет к развитию тяжелых, непоправимых осложнений со стороны нервной системы и жизненно важных органов вплоть до глубокой инвалидности.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.