Грелка на поясничную область алгоритм

Что такое грелка, знают даже дошколята. Испокон веков грелки служили нам, если не верой и правдой, то отличным средством для профилактики заболеваний и, конечно же, для согревания. Сейчас наука продвинулась вперед и из простенького изобретения великие умы сделали незаменимое средство, способное работать не на теплой воде, а на электричестве. Давайте узнаем, что представляет собой уникальное изобретение и какой алгоритм применения грелки существует.


Что такое грелка?

Грелка - отличное средство для согревания человека. Данное приспособление представляет собой гибкую емкость, в которой имеется полость. Изначально в эту полость необходимо было заливать горячую воду, после чего емкость плотно закупоривалась крышкой так, чтобы жидкость не смогла пролиться. Все просто: одна простая процедура и горячая грелка длительное время будет согревать вас и вашу постель. Как правило, привычная грелка напоминает по своему внешнему виду плоский мешок, который можно слегка согнуть. Однако история грелки началась задолго до появления изделий из резины, и выглядел такой прибор как большая сковорода.

История появления

Основная причина, по которой человек создал грелку, - это попытка согреться. Если окунуться в древность, то можно увидеть, как люди страдали от суровых холодных дней и ночей, особенно северяне. Люди согревались всем, чем только можно: добывали и топили жир, использовали шкуры животных, обустраивали печки и протапливали их. В те времена в ход шли все подручные средства.

Ради поддержания теплоты человек прибегал к радикальным мерам, которые сейчас кажутся абсурдными. Например, чтобы в хижине или помещении сохранялось тепло, люди нагревали камни, а затем раскладывали их в разные части своего жилища. А жители деревень, чтобы согреть ноги, часто нагревали неочищенное семя подсолнуха. Проведите эксперимент и вы узнаете, что даже 200 грамм семечек с печи способны сохранить тепло несколько часов.


Если отойти от примитивных способов добычи тепла, то можно заметить, как в жизни человека стали появляться металлические емкости, которые нагревались. Перед сном такую чашу можно было положить в постель. Затем стали появляться резиновые грелки, а позже и электрические. Сейчас существует четыре вида грелок, которые успешно выполняют свое единственное предназначение. Давайте узнаем, какие есть показания и противопоказания в применении грелки.

Показания к использованию

Прежде чем узнать алгоритм применения грелки, необходимо выяснить, в каких ситуациях разрешено использовать согревающее устройство. Итак, его можно применять в таких случаях:

  • Для согревания различных частей тела. Грелка идеально подходит после промерзания, а также для отогревания конечностей. Изобретение применяют для согревания тела во время сна, особенно в холодный сезон. Грелки активно используют не только в быту. Нередко согревающее средство применяют люди, которые работают на улице в суровых условиях. Например, рыбаки или строители.
  • Грелки эффективны для профилактики простудных заболеваний. Зачастую устройство применяют вместо привычных горчичников.
  • Грелки назначаются в ортопедических целях. Например, прибор полезен при радикулите.
  • Согревающий эффект помогает снизить болевой порог, поэтому девушки до сих пор используют грелку во время менструации.
  • Грелка помогает расслабить напряженную мускулатуру и увеличить приток крови, что особенно полезно спортсменам, которые изнуряют себя ежедневными тренировками.


Противопоказания

Строго запрещено применять грелку при острых воспалительных процессах. Воздействие тепла на поврежденные участки тела или органы может вызвать необратимые последствия! Грелку нельзя использовать:

  • при внутреннем кровотечении;
  • при высокой температуре тела;
  • при открытых ранах или при инфицировании ран;
  • при ушибах (не рекомендуется применять первые 24 часа);
  • при злокачественных опухолях и новообразованиях.

Как правильно применять

Существует определенный алгоритм применения грелки. Нарушать его не рекомендуется, иначе можно столкнуться с осложнениями и новыми проблемами. Давайте рассмотрим точный алгоритм приготовления и применения грелки из резины:

  1. Подготовка к проведению процедуры. Для этого вам понадобится: резиновая грелка с пробкой, теплая вода (не выше 60 градусов по Цельсию), чистое полотенце.
  2. Использование готовой грелки. Нагрейте воду, а затем налейте ее в полость грелки. Тщательно закупорьте изобретение пробкой. В алгоритм применения грелки входят следующие пункты: убедитесь, что на грелке не остались мокрые следы, после чего заверните прибор в чистое полотенце. Приложите согревающее устройство к нужной части тела, дождитесь, пока вода в полости остынет. Разрешено менять воду на более теплую при остывании. Если вы меняете воду, то необходимо делать 15-минутный перерыв.
  3. Окончание процедуры. Уберите полотенце, откупорьте согревающее устройство и вылейте воду. По окончании процедуры необходимо осмотреть прогреваемый участок на отсутствие раздражения, ожогов или сыпи. Если таковые симптомы возникли, то рекомендуется обратиться к специалисту.


Важная информация! Перед процедурой необходимо тщательно вымыть руки. Если вы ранее использовали резиновую грелку, то вам необходимо убедиться, что в ней отсутствует вода. Также не забывайте и о гигиене. Используйте только чистые стерильные полотенца, чтобы сократить риск заражения кожными заболеваниями. Грелку после применения рекомендуется обработать антисептическим средством и хранить в открытом состоянии для того, чтобы в полости не осталось влаги.

Можно ли врачевать грелкой младенцев?

Также существует алгоритм применения грелки для согревания новорожденного. Будьте внимательны! Несоблюдение правил может травмировать нежный организм малыша.

Важная информация! Не добавляйте слишком горячую воду в грелку, иначе можно оставить ожоги на коже малыша. Заворачивайте согревающее устройство в пеленку или полотенце.

Правила применения грелки для новорожденного:

  • Нагрейте воду до 40 градусов по Цельсию и вылейте ее в грелку.
  • Оберните согревающий прибор в пеленку.
  • Приложите грелку к малышу на пять минут.

Все о солевой грелке

Солевая грелка - универсальное средство для согревания. В отличие от классического устройства, солевая грелка является автономным изобретением, предназначенным для многократного использования. Такая грелка считается лучшим изобретением, ведь ее безопасно применять как взрослым, так и детям.


Состав устройства прост: солевым раствором наполняется емкость из пленки ПВХ, куда впоследствии опускают пускатели (триггеры) в виде палочек. Чтобы начать применять такую грелку, достаточно всего лишь согнуть триггер, отчего солевой раствор начнет моментально нагреваться. Максимальная температура грелки достигает 55 градусов по Цельсию. Как правило, такое устройство работает в течение четырех часов, но все зависит от размеров прибора и объема солевого раствора. Все, что нужно - это размять пленку ПВХ, чтобы согревающее устройство пришло в действие.

Электрическая грелка - безопасно ли?

Электрическая грелка хоть и существует достаточно давно, однако пользуется популярностью до сих пор. Разделяется на несколько подвидов, среди которых можно увидеть электрическое одеяло, сапог или подушку для прогревания шейно-воротниковой зоны.

Согревающий прибор представляет собой устройство, которое оснащено специальным нагревателем, упакованным в безопасную изоляцию. Чтобы начать пользоваться электрической грелкой, достаточно лишь подключить шнур к электричеству. Такой прибор не потребляет много электроэнергии и может заменить привычную масляную батарею.

Другие виды грелок

Самый популярный вид согревающего устройства - это грелка с вишневыми косточками. Методика применения грелки проста: берете классический резервуар, нагреваете вишневые косточки и засыпаете их в емкость. Затем закупориваете пробкой, оборачиваете прибор полотенцем и прикладываете к нужному месту. Также нередко применяется и семя подсолнуха, которым после нагревания заполняется грелка.


Существуют и химические грелки, о которых мы упоминали выше. К ним относятся солевые устройства, которые наполняются твердыми кристаллами соли. Травмирование таких солей приводит к изменению их формы от жидкой к твердой, и наоборот.

Куда ставить?

Грелкой нужно пользоваться следующим образом:

  • Во время болезненных ощущений при менструации. Согревающее устройство прикладывается к нижней части живота, при этом девушке рекомендуется принять удобную позу в положении лежа.
  • При обморожении конечностей. Если человек находится не в критическом состоянии и не требуется вмешательство специалиста, грелка прикладывается под ноги и заворачивается простыней или полотенцем. При обморожении рук проводится аналогичная манипуляция.
  • После длительного пребывания на холоде грелку также прикладывают под ноги и поближе к телу. При этом человека рекомендуется уложить под одеяло.
  • При радикулите и болях в шейно-воротниковой зоне согревающий прибор прикладывают либо на поясницу, либо на область между головой и лопатками.
  • При цистите грелку рекомендуется прикладывать на область почек.
  • При коликах у новорожденных грелка прикладывается на животик.

Несмотря на то что грелка - универсальное средство, прежде чем использовать, необходимо проконсультироваться со специалистом. Не стоит заниматься самолечением. Согревающее устройство нужно применять только после подтвержденного диагноза.


Осложнения

При применении рассматриваемого нами устройства необходимо учитывать такие нюансы:

  • Техника применения грелки запрещает использование прибора при воспалительных процессах, так как вся процедура может вызвать серьезные осложнения. Если прикладывать грелку к животу, согревающее устройство может вызвать такую патологию, как перитонит, или воспаление брюшной полости.
  • Следует быть осторожным лицам с повышенным артериальным давлением, так как грелка может незначительно, но повлиять на показатели тонометра. Если вы прикладываете грелку к шейно-воротниковой зоне, то могут появиться головные боли.
  • Если вы будете использовать чрезмерно горячую воду, то повышается вероятность получить ожог кожи. Также необходимо строго выдерживать время согревания. Лишние 10 минут действительно могут навредить.

Грелка хоть и не является лекарственным средством, однако применять такое устройство нужно с умом и только после консультации с личным лечащим врачом.

Грелка – очень полезна вещь, которая нашла свое применение в медицинских учреждениях. При правильном алгоритме применения грелки можно согреться, улучшить состояние организма при различных заболеваниях. Она может использоваться в разных целях в зависимости от ситуации. Так, изделие пригодится при лихорадке, специальные обогревательные приборы применяются для ухода за недоношенными детками, если у них нет родственников, они являются мощными источниками тепла, не только согревают, но и лечат.


Спектр применения очень широк, несмотря на простоту этого приспособления. Оно пригодится на даче или в автомобиле. Сегодня используются не только традиционные резиновые изделия, внутри которых вода, но и более современные модели, но алгоритм их применения немного другой.

Виды грелок

Современные грелки работают более эффективно, позволяя добиться положительного результата намного быстрее. Резиновые изделия уже не так популярны, ведь они быстро остывают, не так удобны в применении. Основная цель использования грелок – согревание или разогревание какого-то участка тела для достижения обезболивающего, расслабляющего, спазмолитического эффекта.

  • Водяная грелка по внешнему виду напоминает небольшую бутылку, изготовленную из металла. Такой инструмент компактный, удобный, помогает согреться, его можно взять с собой и использовать где угодно. Пациентов привлекает компактностью, эстетичностью.
  • Электрическая грелка – универсальное приспособление, которое показано в разных случаях. Выпускаются они в виде ковриков или поясов, подходят для разогревания разных частей тела, а также для согрева в холодную погоду. Алгоритм применения очень простой, потребляют мало электроэнергии, полностью безопасны.
  • Автомобильные станут полезными для тех, кто много времени проводит за рулем. Изделие устанавливается под сидением, обогревает спину и ноги, работает от прикуривателя. Основная цель применения – согревание водителя в зимнее время года.е
  • Солевая грелка часто используется в медицинских целях для улучшения состояния пациентов. Применяют такой инструмент путешественники, которые уходят в походы на длительное время. Алгоритм использования прост – достаточно поместить грелку на кровати, под стельки, на воротник в зависимости от того, какую область нужно обогреть.

  • USB-грелка – инновационное устройство, которое питается через порт USB. Прибор отлично подходит для тех случаев, когда приходится подолгу находиться в прохладном помещении. Такие грелки выпускаются в форме тапочек, перчаток, они могут быть многофункциональными, одновременно согревать и массировать.
  • Гелевая грелка – удобный в использовании прибор, который годится для разных целей. Такие приспособления понадобятся пациентам в палатах, водителям, офисным работникам (в период, когда уже холодно, но еще не включено отопление).


Современные грелки являются абсолютно безопасными, эффективными, доступными. Есть специальные модели, показанные для ухода за недоношенными детьми. Недоношенным малышам нужно обеспечить особые условия, чтобы они могли полноценно развиваться и набираться сил. А если родственников у недоношенного ребенка нет, то специальная грелка ему просто необходима.

Техника применения грелки проста. Разобраться с тем, как ее использовать, смогут даже дети. Показаний к применению очень много. Она поможет при лихорадке, болях в суставах или просто когда холодно. Ее стоит купить для использования в домашних условиях, она пригодится если не вам, то родственникам.

Для чего нужна грелка

Грелка – многофункциональный прибор, который может применяться в разных целях. Показаний к ее применению множество. Она оказывает согревающее и лечебное воздействие на организм пациента, способствует быстрому выздоровлению и улучшению самочувствия. Многоразовая грелка станет незаменимым помощником в доме тех людей, которые страдают болезнями опорно-двигательного аппарата, их тревожат боли в суставах, мышечные боли. Польза заключается в том, что она оказывает следующее действие:

  • способствует расслаблению гладкой мускулатуры;
  • усиливает кровоснабжение;
  • снимает болезненные ощущения и спазмы в разных частях тела;
  • улучшает состояние пациента при лихорадке.


Применение инструмента показано пациентам, у которых растянуты связки, если тревожат боли в мышцах и суставах, боли в животе у женщин при месячных, спазмы. Перед тем как проводить процедуру, следует ознакомиться с инструкцией по применению этого приспособления, ведь есть ряд противопоказаний. Если его использовать не по назначению или неправильно, возможно возникновение побочных эффектов.

Алгоритм применения

Перед первым применением следует почитать инструкцию, ознакомиться с алгоритмом использования, показаниями и противопоказаниями. Особенно осторожно следует вести себя в тех случаях, когда прибор применяется с целью ухода за недоношенными малышами. Родственники и медсестры должны внимательно изучить алгоритм работы с грелкой, основные правила и рекомендации, чтобы не навредить еще слабому ребенку.


Работать с традиционной резиновой грелкой, которая является наиболее распространенной, нужно в правильной последовательности, четко выполняя все действия, только в этом случае возможно добиться цели, снять боль или облегчить состояние пациента при лихорадке.

  1. Для начала нужно вымыть руки с мылом и вытереть их чистым полотенцем.
  2. Грелка имеет два конца – узкий и широкий, в первом есть отверстие, через которое наливается вода. По алгоритму инструмент заполняется не полностью, а всего лишь на 2/3 части всего объема. Если налить больше, вполне возможно получить ожог.
  3. Воздух из изделия нужно удалить, чтобы внутри оставалась только жидкость, только после этого можно закрывать крышку. Это было только приготовление.
  4. Перед тем как прикладывать грелку к телу пациента, следует обернуть ее чехлом или завернуть в полотенце.
  5. Прикладываем инструмент к больному месту, через каждые пять минут проверяем состояние кожи, держим до истечения периода по показаниям.
  6. После окончания периода убираем грелку, выливаем жидкость, промываем прибор раствором для дезинфекции.

Алгоритм применения обогревательного инструмента зависит от показаний. Если его планируют использовать родственники недоношенного ребенка, нужно это делать очень осторожно, желательно под наблюдением специалиста. При лихорадке период тоже назначает врач, учитывая индивидуальные особенности организма, противопоказания. Не назначают процедуры с грелкой пациентам, у которых обнаружены злокачественные образования, есть повреждения кожных покровов, свежие травмы. Перед первым применением прибора нужно обязательно проконсультироваться с доктором.

Грелка – полезный, а иногда просто необходимый инструмент, который имеет широкий спектр применения. К ее использованию есть много показаний, но не обходится и без противопоказаний. Она применяется для ухода за недоношенными детками, за малышами, у которых нет родственников, за пациентами с разными диагнозами. Если грелка применяется по показаниям, с соблюдением алгоритма, она способствует быстрому выздоровлению и улучшению состояния больного.

D. Холодный компресс на поясничную область

E. Ножные горячие ванны

123. Пациент 50-ти лет доставлен бригадой скорой помощи в больницу с жалобами на боль в животе, рвоту после употребления алкоголя. При обследовании обнаружен высокий показатель диастазы в анализе мочи. О каком заболевании свидетельствуют эти данные?

A. Прободная язва желудка

B. Острый панкреатит

C. Острый холецистит

D. Острый аппендицит

E. Желчекаменная болезнь

124. В медпункт школы доставлен мальчик 15-ти лет, который упал с перекладины и сломал голень. При осмотре обнаружен закрытый перелом обеих костей левой голени. С чего необходимо начать оказание помощи?

A. Ввести обезболивающее

B. Провести репозицию отломков

C. Наложить шину Дитерихса

D. Наложить тугую повязку

E. Наложить шину Крамера

125. Пациент 70-ти лет жалуется на снижение памяти, внимания, головную боль, головокружение, шум в ушах, плохой сон, снижение умственной работоспособности. Какие артерии поражены атеросклеротическим процессом у пациента?

C. Мозговые

126. В гинекологическое отделение доставлена беременная 18-ти лет с болью внизу живота, крестце. Кровянистые выделения отсутствуют, наружный зев закрыт. Размер матки соответствует 12 неделям беременности. Какие первоочередные действия медсестры?

A. Ввести обезболивающие препараты

B. Подготовить к амниоцентезу

C. Подготовить инструменты для пункции брюшной полости

D. Направить женщину на УЗИ

E. Немедленно вызвать врача

127. В роддом поступает роженица с поперечным положением плода. Какой принцип ведения родов при поперечном положении?

A. Операция кесарева сечения

B. Обычное ведение родов

C. Наложение акушерских щипцов

D. Плодоразрушающая операция

E. Стимуляция родов

128. Пациенту с открытым переломом бедра, осложнённым артериальным кровотечением, наложили жгут, ввели обезболивающие препараты. Что будет следующим этапом в ведении пациента?

A. Иммобилизация повреждённой области

B. Госпитализация больного в травматологическое отделение

C. Придание больному удобного положения

D. Холод на место травмы

E. Наложение защитной асептической повязки на рану

129. У женщины 36-ти лет при проведении профилактического осмотра обнаружено: на коже передней поверхности подмышечных областей и молочных желез попарно расположенные папуловезикулы, геморрагические корочки. Субъективно: зуд, усиливающийся вечером и ночью. О каком заболевании следует думать в первую очередь?

A. Чесотка

130. Пациент с гипсовой повязкой "сапожок" жалуется на усиление боли, онемение и отёк пальцев конечности. Укажите мероприятия неотложной помощи:

A. Разрезать гипсовую повязку

B. Снять гипсовую повязку

C. Ввести обезболивающие средства

D. Придать возвышенное положение конечности

E. Растереть пальцы

131. У больного 30-ти лет после физической нагрузки появилось кровотечение из носа. Кожные покровы бледные, пульс частый, артериальное давление понижено. Какие первоочередные действия медицинской сестры в данной ситуации?

A. Сделать заднюю тампонаду носа

B. Сделать переднюю тампонаду носа

C. Ввести в носовой ход турунду

D. Ввести кровоостанавливающие средства

E. Положить больного на кушетку

132. Старшая медицинская сестра отделения для получения лекарств из аптеки выписывает требование-накладную. Наименование каких лекарственных средств необходимо обязательно писать на латинском языке?

A. Наркотические анальгетики

C. Заводского изготовления

D. Парентерального введения

E. Внутреннего использования

133. Перед началом работы медицинская сестра процедурного кабинета готовит 3% раствор хлорамина для проведения обезжиривания инструментария. Сколько хлорамина она должна взять для приготовления 4 л 3% раствора?

E. 120 г.

134. Пациентка болеет ревматоидным артритом. Медицинская сестра обнаружила жалобы на выраженную утреннюю скованность, общую слабость, быструю утомляемость. При составлении плана ухода первоочередным заданием медсестры будет:

A. Порекомендовать лекарственные средства для улучшения сна

B. Провести мероприятия, направленные на уменьшение утренней скованности

C. Систематично проводить гигиенические мероприятия кожи

D. Провести мероприятия, направленные на улучшение аппетита

E. Улучшить общее состояние пациентки

135. Участковая медсестра пришла на активный патронаж к новорожденному ребёнку 10-ти дней. На коже появилась потница. Какие симптомы на это указывают?

A. Бледность кожи

C. Затруднённое носовое дыхание

D. Гиперемия в складках

E. Мелкие, красного цвета высыпания на лице и груди

136. Ребёнок 7-ми месяцев отказывается от овощного пюре и фруктовых соков. Мать встревожена по поводу развития анемии у ребёнка. На какой диагностический критерий должна обратить внимание медицинская сестра при осуществлении медсестринского обследования?

B. Кишечные расстройства

C. Себорейные чешуйки

D. Бледность кожи и слизистых оболочек

E. Молочный струп

137. Больную беспокоит избыточная масса тела, головная боль, запоры, мышечная слабость, повышенный аппетит. Объективно: повышенное отложение жира в области живота, ягодиц, бёдер. Медицинской сестрой диагностировано увеличение массы тела на 40%. Какая это степень ожирения?

B. II

138. Какой препарат вводится первым при гипотоническом кровотечении в раннем послеродовом периоде?

B. Аминокапроновая кислота

D. Окситоцин

139. Пациентка неврологического отделения пожаловалась палатной медсестре на болезненность после введения 25% раствора магния сульфата. При осмотре места инъекции медсестра обратила внимание на отёк незначительную гиперемию, резкую болезненность при пальпации и уплотнение. Какая дальнейшая тактика медсестры?

A. Обколоть место инъекции 0.5% раствором новокаина

B. Обколоть место инъекции 0,1% раствором адреналина

C. Приложить пузырь со льдом

D. Приложить примочку с 70% раствором этилового спирта

E. Наложить компресс с мазью Вишневского

140. В отделение поступил молодой человек с жалобами на сильную боль в правом коленном суставе. Из анамнеза известно, что он с детства болеет гемофилией. О чём свидетельствует жалоба пациента?

D. Гемартроз

141. Женщина в сроке беременности 7 недель принимала тетрациклин по поводу гнойного фарингита. Как это может отразиться на беременности?

Министерство здравоохранения Саратовской области

государственного автономного профессионального

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

Младшая медицинская сестра по уходу за больными

МДК 04.03. Технология оказания

ПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким

профессиям рабочих, должностям служащих

Младшая медицинская сестра по уходу за больными

Учебно- методическая разработка ПМ 04.

МДК 04.03. Технология оказания медицинских услуг

на заседании ЦМК

общепрофессиональных и специальных

Данная учебно-методическая разработка выполнена преподавателем специальных дисциплин высшей квалификационной категории Аркадакского филиала Медведевой С.В.

Данная разработка предназначена в качестве помощи преподавателю при преподавании предмета.

Внимание студентов акцентируется на роли медицинской сестры в обеспечении потребностей пациента. Для оптимальной подготовки студента к будущей профессиональной деятельности одновременно с изучением манипуляционной техники используется контекстное обучение сестринского процесса. Такой подход способствует лучшему усвоению знаний и умений студентов в области деятельности медицинской сестры, помогает формированию профессионального мышления при овладении сестринскими манипуляциями.

В основной части для студентов представлены учебные вопросы занятия, указано оснащение занятия, поставлены цели занятия, а также профессиональные компетенции, которыми должен владеть студент. Для проверки уровня усвоения тем прилагаются тестовые задания, вопросы.

Технологическая карта практического занятия

Формирование профессиональных качеств

Содержание теоретического материала

Контрольно-оценочный материал по теме

Список использованной литературы и Интернет – ресурсов:

ПМ 04. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих Младшая медицинская сестра по уходу за больными состоит из трех междисциплинарных курсов: МДК 04.01 Теория и практика сестринского дела, МДК 04.02. Безопасная среда для пациента и персонала, МДК 04.03 Технология оказания медицинских услуг.

В процессе обучения обучающиеся хотят увидеть профессиональную деятельность в реальной обстановке. Возникает естественное желание делать что-то своими руками, осуществлять помощь пациенту. В этот период трудным является не только выполнение манипуляций на фантоме, но и преодоление страха и неуверенности. Чтобы это преодолеть, используется групповой тренинг, он помогает обучить манипуляционной технике на фантомах с применением алгоритмов манипуляции. Занятия по этой методике проводятся в доклиническом кабинете. Преподаватель демонстрирует манипуляцию на фантоме, затем обучающиеся повторяют данную манипуляцию по алгоритму. После этого преподаватель выделяет время для закрепления манипуляции в виде группового тренинга.

Для достижения поставленных целей на занятиях использованы комплексы методов обучения:

- словесный (рассказ, объяснение, инструктаж);

- наглядный: метод иллюстраций;

2. Алгоритмический: (работа по набору правил).

3. Самостоятельная работа обучающихся (с методическими указаниями, отработка манипуляций).

4. Методы активного обучения (решение проблемных и ситуационных задач).

Использованы разнообразные средства обучения:

- информационные (учебник, таблицы);

- методические (методические указания, контрольные задания);

- технические (ноутбук, проектор).

Методическая разработка помогает активно овладевать профессиональными знаниями, практическими умениями, навыками, а так же профессиональными и общими компетенциями, что является обязательным требованием при подготовке будущих медицинских работников.

Технологическая карта практического занятия

Название ПМ, раздела, МДК:

ПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих Младшая медицинская сестра по уходу за больными

МДК.04.03 Технология оказания медицинских услуг

Специальность, группа: сестринское дело, 621

Тема занятия: Приготовление и применение грелки и пузыря со льдом

Цели занятия: формирование знаний, умений и навыков по данной теме.

Тип занятия: практическое

Обучающийся должен:

применять пузырь со льдом.

осложнения после постановки грелок;

осложнения после постановки пузыря со льдом

дезинфекцию использованного оборудования.

Формируемые компетенции:

Уровень освоения: 2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством).

Междисциплинарные связи: истоки - фармакология, основы микробиологии иммунологии, анатомия человека, в ыход - СП в хирургии, СП детям, СП в терапии, СП при инфекционных заболеваниях, основы физиотерапии.

Материально-техническое оснащение:

Аппаратура и приборы:

Медицинское оборудование и принадлежности:

емкости для дезинфицирующих средств

мешки для сбора обходов классов А и Б

пузыри для льда

Лекарственные средства и другие вещества:

Рабочая программа ПМ 04., календарно-тематический план по ПМ.04.

Этапы и хронология занятия (180 минут)

Этапы занятия

Содержание знания

1 . Организационный момент

Отмечаю отсутствующих, уточняю готовность обучающиеся к занятию, обращая внимание на форму одежды.

2. Формулировка темы, ее мотивация

3. Определение целей занятия

Сообщаю цели занятия.

4. Контроль исходного уровня знаний

Задаю вопросы по теме предыдущего занятия.

5. Работа над изучаемым материалом темы

Объясняю новую тему.

6. Отработка практических манипуляций

Тщательно разбираем применение грелки и пузыря со льдом. Показания, противопоказания, возможные осложнения, дезинфекция после использования.

7. Самостоятельная работа студентов

Обучающиеся работают самостоятельно, а преподаватель контролирует действия обучающихся , исправляет ошибки и неточности.

8. Закрепление изучаемого материала

Раздаю задание каждому обучающемуся , наблюдаю за работой, проверяю результаты, комментирую ошибки, фиксирую результаты.

9. Итоговый контроль по теме

Задаю вопросы по новой теме.

10. Подведение итогов занятия. Комментарии оценок

Подвожу итог занятия, оцениваю деятельность каждого обучающегося , оцениваю достижение целей занятия. Выставляю оценки в журнал.

11 . Задания на дом

Задаю домашнее задание.

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:

1. Двойников С.И., Аббясов И.Х. Сестринское дело: Учебник. - М.: Дрофа, 2014г.

2. Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2014г.

7. Сестринское дело и манипуляционная техника: учебник/И.В.Яромич. - 3-е изд. -Минск, 2014.-527 с.

Ф.И.О. и подпись преподавателя Медведева

Характеристика темы

После изучения темы обучающиеся должны знать:

осложнения после постановки грелок;

осложнения после постановки пузыря со льдом

дезинфекцию использованного оборудования.

После изучения темы обучающиеся должны уметь:

применять пузырь со льдом.

После изучения темы обучающиеся должны овладеть общими компетенциями:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

После изучения темы обучающиеся должны овладеть профессиональными компетенциями:

ПК 4.5. Оформлять медицинскую документацию.

ПК 4.6. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.

Формирование профессиональных качеств на занятии по теме:

Профессиональные качества

Возможность их формирования на различных этапах занятия

1. Чувство организованности.

3.Интерес к профессии.

5 .Коммуникативные способности

7.Концентрация внимания и наблюдательность.

1 этап - организационный момент

2 этап- определение целей занятия

5 этап – закрепление нового материала

1 этап - проверка внешнего вида

6 этап- подведение итогов занятия

2 этап- мотивация темы

5 этап закрепление нового материала

6 этап подведение итогов занятия

4 этап – работа над изучаемым материалом

5 этап - закрепление нового материала

1 этап - организационный момент

4 этап - работа над изучаемым материалом

5 этап – закрепление нового материала

4 этап - работа над изучаемым материалом

5 этап – закрепление нового материала

5 этап – закрепление нового материала

План занятия

1. Организационной момент

Проводится с целью мобилизовать обучающихся на работу: отмечаются отсутствующие, проверяется готовность обучающихся к занятию, особое внимание уделяется внешнему виду и форме одежды.

2. Формулировка темы, её мотивация.

Раскрывается теоретическая и практическая значимость темы, обучающимся сообщается план занятия. О бучающиеся записывают тему и план в тетради.

3. Определение целей занятия

Обучающимся сообщаются цели занятия с учетом профессиональных и общих компетенции, которые они записывают.

4. Работа над изучаемым материалом

Объясняется новая тема, с использованием проектора, ноутбука. Весь материал обучающиеся слушают, наблюдают и конспектируют.

5. Закрепление нового материала

С целью углубления знаний по теме каждой группе обучающихся раздаются задания, в виде ситуационных задач, тестовых заданий. Проводятся ролевые игры. Результаты проявляются, комментируются ошибки и фиксируются полученные результаты.

6. Подведение итогов занятия. Задание на дом.

Повторяются цели занятия, и проводится анализ и степень их достижения. Оценивается степень деятельности бригады и каждого обучающегося в отдельности, оценки выставляются в журнал. Обучающиеся записывают задание на дом, и ориентируются на подготовку к следующему занятию.

Содержание теоретического материала

Применение грелки

Известно, что при раздражении кожных покровов возникают определенные функциональные изменения в органах и тканях - изменения сосудистого тонуса, секреторной и моторной активности, метаболизма клеток. Нередко возникают и общие реакции, выражающиеся в улучшении сна, аппетита, настроения. Процедуры тепла и холода оказывают общее и местное действие на организм человека.

Грелку, нам подарила первая мировая война. Солдаты, которые находились в нечеловеческих условиях, нуждались в портативном источнике тепла и, понимая это, ученые из Японии, Англии и США изобрели несколько вариаций карманных грелок, устроенных на принципе жидкости внутри. Эти приспособления назывались каталитическими, поскольку функционировали они на основное беспламенного окисления бензина или спирта. Самодельные грелки изготавливали из фляжек, в которые засыпали пищевую соль или измельчённое железо, а катализатором в изделиях практически всегда служила платина. Сегодня предназначение грелки существенно не изменилось, вот только работать устройство стало намного эффективнее и качественнее, а также значительно упростились эксплуатационные свойства.

Грелка (сухое тепло) вызывает рефлекторное расслабление гладкой мускулатуры, усиление кровенаполнения внутренних органов, оказывает болеутоляющее и рассасывающее действие. Следует помнить, что эффект от применения грелки зависит не столько от температуры грелки, сколько от продолжительности воздействия.

В стационаре используют стандартные грелки, электрические запрещены.

Алгоритм манипуляции применения грелки:

Цель: лечебная (согревание, снижение боли, стимуляция рассасывающего действия при воспалительных процессах).

Механизм действия: рефлекторное расслабление гладкой мускулатуры, стимуляция кровенаполнения внутренних органов (локальное расширение сосудов).

Показания: местные воспалительные процессы кожи, подкожной клетчатки и суставов; озноб; переохлаждение; хронические воспалительные процессы в брюшной полости (хронический гастрит и др.) по назначению врача.

Противопоказания: острые воспалительные процессы и боли в брюшной полости (острый аппендицит, холецистит, панкреатит, перитонит и др.); опухоли; внутренние кровотечения; ушибы в первые часы; инфицированные раны; высокая лихорадка; маститы, тромбофлебиты; нарушение целостности кожных покровов.

Оснащение: грелка резиновая 1,5—2 л, вода — 60—70°С, полотенце, ёмкость с дезинфицирующим раствором, термометр для измерения температуры воды.

Возможные проблемы пациента: риск возникновения ожогов в связи с пониженной чувствительностью кожи у тяжелобольных или в связи с ее отсутствием; пигментация кожи в связи с частым применением грелки на одно и то же место; сильное жжение в области соприкосновения кожи с грелкой.

Подготовка к процедуре:

Уточнить у пациента понимание цели и хода предстоящей процедуры и получить его согласие.

Подготовить необходимое оснащение. Вымыть и осушить руки.

Выполнение процедуры:

3. Налить горячую (60-70°С) воду в грелку на 2/3 ее объема приготовленную в кувшине воду. Выпустить воздух сжатием верхней трети грелки, завинтите пробку.

4. Опрокинуть грелку пробкой вниз, вытереть грелку насухо.

5. Завернуть грелку в полотенце.

6. Приложить грелку к нужной области тела на 15-20 минут (при длительном применении по назначению врача делать 10—15 минутные перерывы, меняя воду).

8. Осмотреть кожу пациента в области соприкосновения с грелкой.

9. Спросить пациента о его самочувствии. Удовлетвориться, что он чувствует себя нормально.

Окончание процедуры:

10. Вылить воду из грелки. Продезинфицировать грелку.

11. Вымыть и осушить руки.

12. Сделать отметку о выполнении процедуры и реакции на нее пациента в медицинской документации (Приложение 4).

Виды грелок:

Водяная грелка - компактная, удобная, помогает согреться, его можно взять с собой и использовать где угодно. Пациентов привлекает компактностью, эстетичностью.

Электрическая грелка – универсальное приспособление, которое показано в разных случаях. Выпускаются они в виде ковриков или поясов, подходят для разогревания разных частей тела, а также для согрева в холодную погоду. Алгоритм применения очень простой, потребляют мало электроэнергии, полностью безопасны.

Автомобильные станут полезными для тех, кто много времени проводит за рулем. Изделие устанавливается под сидением, обогревает спину и ноги, работает от прикуривателя. Основная цель применения – согревание водителя в зимнее время года.

Солевая грелка часто используется в медицинских целях для улучшения состояния пациентов. Применяют такой инструмент путешественники, которые уходят в походы на длительное время. Алгоритм использования прост – достаточно поместить грелку на кровати, под стельки, на воротник в зависимости от того, какую область нужно обогреть.

USB-грелка – инновационное устройство, которое питается через порт USB. Прибор отлично подходит для тех случаев, когда приходится подолгу находиться в прохладном помещении. Такие грелки выпускаются в форме тапочек, перчаток, они могут быть многофункциональными, одновременно согревать и массировать.

Гелевая грелка – удобный в использовании прибор, который годится для разных целей. Такие приспособления понадобятся пациентам в палатах, водителям, офисным работникам (в период, когда уже холодно, но еще не включено отопление) (Приложение 5-7).

Пузырь со льдом представляет собой мешок из резины или прорезиненной ткани разной формы и размера, который заполняется до половины кусочками льда; из не наполненной части пузыря выдавливается воздух, чтобы пузырь лучше прилегал к телу, затем отверстие пузыря плотно завинчивается крышкой. Механизм действия : действие холодом – криотерапия - вызывает сужение кровеносных сосудов кожи и подлежащих тканей (гемостаз, уменьшение отечности), снижение чувствительности тканей (болеутоляющее действие).

Применения пузыря со льдом

Сухой холод используют местно на поверхность тела посредством прикладывания пузыря со льдом или разового охлаждающего пакета.

В целях охлаждения используют измельченный лед при заполнении пузыря или охлаждающий пакет с химическими реагентами.На охлаждающий пакет воздействуют механическим путем (удар, сдавливание) с целью активизации компонентов химической реакции и возникновению холодового эффекта.

Алгоритм манипуляции применения пузыря со льдом

Цель: лечебная (охлаждение, уменьшение кровотечения, снижение боли, отечности тканей).

Механизм действия: холод способствует сужению кровеносных сосудов кожи и подлежащих органов, снижает чувствительность нервных рецепторов. Оказывает болеутоляющее, кровоостанавливающее, противовоспалительное действие.

Показания: кровотечения внутренние; острые воспалительные процессы в брюшной полости; ушибы (первые сутки); высокая лихорадка (второй период); укусы насекомых; мастит; послеоперационный период; сотрясение мозга.

Противопоказания: хронические воспалительные процессы; заболевания кожи.

Оснащение: пузырь для льда, предварительно проверенный на целостность, лед кусочками, вода (14—16°С), полотенце (пеленка), ёмкость с дезинфицирующим раствором.

Возможные проблемы пациента: чрезмерное переохлаждение; риск отморожения в связи с длительным воздействием холода на кожу; непереносимость холода.

Обязательное условие: организация постоянного контроля процедуры.

ЗАПОМНИТЕ! При применении пузыря для льда, замороженного в морозильной камере, может возникнуть отморожение участка тела.

Подготовка к процедуре:

Уточнить у пациента понимание цели и хода предстоящей процедуры и получить его согласие.

Подготовить необходимое оснащение. Вымыть и осушить руки.

Выполнение процедуры:

Заполнить пузырь для льда мелкими кусочками льда до половины, залить их холодной водой.

Положить пузырь на горизонтальную поверхность, завинтить пробку.

Завернуть пузырь в полотенце (пеленку).

Приложите на нужный участок тела (область головы на 5 минут (с интервалом 5 минут), на область брюшины на 15-20 минут с интервалом 30 минут).

По мере таяния льда сливать воду и добавлять кусочки льда.

Запишите время постановки пузыря со льдом (общее время воздействия не должно превышать 2 часов с учетом интервалов).

По окончании процедуры воду из пузыря слить.

Спросить пациента о самочувствии (Приложение 8).

Окончание процедуры:

Продезинфицировать пузырь, затем обмыть его водой и высушить. Хранить пузырь следует в сухом виде с открытой крышкой.

Вымыть и осушить руки.

Сделать отметку о выполнении процедуры и реакции на нее пациента в медицинской документации.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.