Горбатый мост в дворцовом парке гатчины

Фото и описание

Горбатый мост – один из выразительнейших символов Гатчинского парка. Горбатый мост соединяет остров с Павильоном Орла и остров с Террасой-пристанью, он построен в 1800-1801 гг. по проекту Захарова А.Д. и по своим художественным и конструктивным характеристикам являет собой один из лучших образцов парковых мостов высокого классицизма.

Раньше мост назывался "Мост между островами". Такое название обуславливалось тем, что он был единственный мостом Дворцового парка, который связывал между собой два острова, другие мосты связывали острова с континентом.

Горбатый мост расположен у места наиболее широкого разлива Белого озера и как бы соединяет воедино все сооружения, которые располагаются по периметру озера, к тому же с его помощью создается плавный архитектурный переход к Террасе-пристани от Павильона Орла. Такое расположение Горбатого моста делает его отличной обзорной площадкой.

Адреяну Дмитриевичу Захарову удалось решить это архитектурное сооружение с необычайной величавой простотой, где каждая деталь подчинена общей целостности. Работая над проектом моста, из богатого арсенала выразительных средств архитектуры, Захаров избрал именно те, которые наиболее полно и красноречиво сливают искусственное строение с естественным пейзажем парка. Все это отразилось в конструктивном и композиционном решении моста, который переброшен над протоком шириной порядка 25 м.

Горбатый мост составляют три основные части: два мощных береговых устоя и крутой арочный пролет, имеющий ширину 9 м и высоту более 3 м. Устои создают ощущение прочности и монументальности, что подчеркивается трактовкой их оснований, выполненных крупных каменных блоков, уложенных в два ряда. Над устоями возвышаются наклонные стены, сложенные из пяти рядов кладки. Связка между мостом и островами решена в виде ступенчатых контрфорсов. В средней части каждого из устоев – полусферическая ниша с крупным замковым камнем и сильно профилированным архивольтом. Ниши вводят в арочную опору дополнительный динамический мотив и подчеркивают монолитность устоев.

Рельефный прямолинейный карниз ограничивает трапециевидные устои и арку пролета. Выше карниза расположена балюстрада, которая состоит из шести звеньев над пролетом моста и двумя – над устоями. Сплошной каменный парапет с раскреповками по сторонам соответствует замковому камню пролета в балюстраде. Подобное "утяжеление" самого высокого места выгиба арки моста выделяет центральную часть композиции, а также продолжает мотив прочности поднятого над водой связующего звена дороги.

Горбатый мост выполняет функцию не только перехода, но является одновременно открытым павильоном-бельведером, поскольку располагается в идеальной точке обзора, да к тому же, построен таким образом, чтобы обеспечивать прекрасный вид с него. Каждая часть моста выполнена, как видовая терраса. На широких площадках устоев, помещены огражденные П-образными выгибами балюстрады каменные скамьи на волютообразных ножках. С площадок идут вверх лестницы из пудостской плиты, которые сходятся на верхней террасе. Перед взором каждого поднимающегося на мост сменяют друг друга несколько пейзажных картин.

Мост-павильон предназначался для длительного и созерцания открывающихся панорамных видов, для наслаждения красотами окружающей природы. Это полностью отвечало духу романтических парков того времени.

Значимость Горбатого моста в композиционном решении Дворцового парка и его полный величия монументальный вид навели архитектора на мысль о придании мосту более триумфального характера. В 1801 г. была составлена смета, по которой для украшения моста должны были быть выполнены четыре барельефа и вензель Павла.

В период Великой Отечественной войны Горбатый мост был повреждён, разрушены скамьи и балюстрада. При отступлении войск захватчиков из Гатчины планировалось взорвать мост, поскольку после освобождения Гатчины в устоях моста были найдены шахты для взрывчатки. В 1969 и в 1980-х гг. мост полностью реставрировался. Сейчас он находится в полуразрушенном состоянии.

Рядом с Большим Гатчинским дворцом раскинулся красивейший Дворцовый парк в Гатчине. В нем два больших озера — Белое и Серебряное, а также множество проток, запруд. Его площадь составляет 143 га. С северо-запада к нему примыкает регулярный парк Сильвия, который раньше входил в состав Дворцового парка. На юге дорога отделяет его от Приоратского парка. Парк славится своими достопримечательностями.

История Дворцового парка в Гатчине


С.Ф.Щедрин. Вид на Гатчинский дворец и парк, 1790-е годы

Большое строительство в парке развернулось при следующем владельце, великом князе, а затем и императоре Павле. Некоторые части парка были обустроены в регулярном стиле: Сильвия, Верхний и Нижний Голландские сады, Ботанический сад и Собственный сад. Были построены Березовый домик, Большие железные ворота, Адмиралтейство и Адмиралтейские ворота, павильон Венеры, терасса-пристань, павильон Орла и т.д.


Вид на Гатчинский дворец и Карпин пруд, акварель Г.С.Сергеева, 1798 г.

После убийства императора Павла в 1801 году в парке больших работ не проводилось, однако все поддерживалось в надлежащем состоянии. До революции для свободного посещения парк был закрыт. Дворцовый парк серьезно пострадал в Великую отечественную войну, когда Гатчина была оккупирована немцами. Реставрационные работы продолжаются до сих пор.

Фотографии Дворцового парка

А сейчас я приглашаю вас совершить небольшую фотоэкскурсию по Дворцовому парку в Гатчине. Парк производит неизгладимое впечатление своим спокойствием, гармонией, умиротворенностью. Можно неторопливо прогуливаться по дорожкам, любоваться неожиданно открывающимися видами. И в какой-то момент кажется, что на дворе уже не XXI век, а конец XVIII.

Со смотровой площадки Сигнальной башни видно зеленое море Дворцового парка, Серебряное и Белое озера:


Вид на Гатчинский парк с Сигнальной башни

На берегу высится Чесменский обелиск, одно из старейших сооружений парка, установленное Антонио Ринальди в честь победы русской армии в Чесменской битве. Он был построен не позже середины 1770-х годов:


Вид на Гатчинский парк с Сигнальной башни

У стен дворца расположен Собственный сад. В отличие от Собственного сада в Павловске, здесь он выдержан в строгом и лаконичном духе. Предназначался для прогулок и трапез императорской семьи. Итальянская скульптура в нем датируется XVIII веком.


Собственный сад около Гатчинского дворца


Неподалеку — монументальный Карпин мост, переброшенный через искусственный каскад между Белым озером и Карпиным прудом. Был разрушен в годы войны и воссоздан в 80-е годы ХХ века.



Панорама Гатчинского парка в сторону Карпина моста

Карпин пруд имеет необычную форму. В конце виднеется Трехарочный мост. Другое его название — Львинный мост, по каменным львиным маскам, которые украшают замковые камни. Построен по проекту А.Д.Захарова в 1799-1801 годах. Он также был разрушен в годы войны и восстановлен в конце ХХ века.




Карпин пруд с видом на Трехарочный (Львиный) мост

Со стороны Карпина моста открывается красивый вид в сторону Большого Гатчинского дворца. Ощущение, будто находишься где-то в Европе.


С другой стороны открывается красивый вид в сторону Белого озера. Посреди зелени берегов выделяются серебристые ивы.



На другом берегу виднеется павильон Венеры, стоящий у самой воды.


Озеро Белое и павильон Венеры

Белое озеро соединяется с озером Черным (в Приоратском парке) протокой, через которую перекинут Мост с кордегардиями. Был возведен в 1792-1794 годах. По обе стороны моста располагаются кордегардии — караульные помещения.


Мост с кордегардиями

Главным входом в Дворцовый парк служат величественные Адмиралтейские ворота:


Перейдя на другой берег Белого пруда, вновь видим величественную панораму дворца-замка:


Карпин мост и дворец

Неподалеку на берегу небольшого пруда Ковш находится остов Адмиралтейства (Голландии). До революции здесь хранились парусные и грубные суда, предназначенные для прогулок по озерам и протокам. В 1993 году деревянная постройка сгорела, остались лишь мощные колонны-опоры.


Вот как оно выглядело раньше (фотография до 1880-х годов):


Адмиралтейство. Фотография до 1880 г.

Дорожка ведет вдоль Белого озера, откуда открываются разнообразные панорамы парка:


Серебристая ива на берегу озера


Вскоре она приводит еще к одному интересному месту — Водному лабиринту. Это старинная парковая затея из проток и островков, которые соединяются изящными железными мостиками.







Березовый домик — любовная фантазия тогда еще великой княгини, а в будущем императрицы Марии Федоровны, супруги Павла. Под руководством архитектора Ф.Виолье в середине 1780-х годов был возведен домик, напоминающий скромную поленницу березовых дров. А внутри — роскошное помещение с будуаром. В зеркальной стене была сделана маленькая дверца, откуда подавалась еда.



Интерьер Березового домика


Будуар в Березовом доме

Неподалеку еще одно строение, посвященное любви: павильон Венеры на острове Любви. Мы уже его видели издали. А теперь подошли поближе.


Павильон Венеры на острове Любви

На другом берегу Белого озера виднеется Горбатый мост, построенный в 1801 г. под руководством архитектора А.Захарова:


Войдем в павильон Венеры. С трех сторон он окружен водой. В высокие окна от пола видно Белое озеро, на потолке играют блики.






На берегу Белого озера устроена Большая терасса-пристань, сооруженная В.Бренной.


У нее есть одна хитрость: если стоять прямо напротив нее, то за ней виден дворец. Кажется, что между терассой и дворцом — газон или что-то подобное. А на самом деле, там — глубочайшее Серебряное озеро.


Гатчинский дворец и Большая терраса-пристань

Еще немного видов Дворцового парка в Гатчине:



Нижний Голландский сад



Все достопримечательности Гатчины в один день осмотреть нереально. Если есть возможность, лучше запланировать дня два, может и больше, потому что и в самом городе Гатчина множество интересных мест. Ну а тем, кто живет в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, можно только позавидовать — они могут приезжать в Гатчину так часто, как захотят.

  • Add to friends
  • RSS

Михаил Сулим

Давно хотел съездить в Гатчину, да всё никак не получалось. И вот в сентябре наконец-таки расширил свою географию Петербургских пригородов.

Гатчинский дворец, большая терраса-пристань и воды Белого озера.



3139x1000

Небольшая справка:
Гатчина расположена в 45 км к югу от Петербурга. Уже в 1499 г. в писцовой книге Вотской пятины в числе других сел упоминается село Хотчино Дягилевского погоста. В 1712 г., после окончания Северной войны и окончательного присоединения Ижорских земель к России, Петр I подарил эти земли своей сестре Наталье Алексеевне. Именно при ней началось благоустройство этого бедного финского селения. В последующие годы владельцы менялись, пока в 1765 г. Екатерина II не купила Гатчину в казну и подарила ее своему фавориту графу Григорию Орлову.
Орлов владел Гатчиной с 1766 по 1783 гг. и избрал ее для летнего своего пребывания. В эти годы по проекту архитектора А. Ринальди был сооружен дворец в виде охотничьего замка с башнями и подземным ходом. Паркостроители Д. Шапаро, Д. Буш, Д. Гэкет у подножия дворца вокруг озер разбили парк строго пейзажного стиля, украшенный обелисками и монументами в честь деяний Орловых, включив в общую панораму окружающие поместья леса. В 1783 г. Орлов умер и вся Гатчинская вотчина со всем имуществом была куплена в казну у его наследников.
В 1783 г. Екатерина II пожаловала Гатчину в собственность своему сыну - Павлу Петровичу (с 1796 г. император Павлу I). Унижаемый и нелюбимый при дворе, Павел с радостью избрал Гатчину своей постоянной резиденцией, устроив там жизнь по собственному вкусу. Хотя он и превратил Гатчину в маленькое государство с крепостями, армией и военной дисциплиной, но обладал вкусом и являлся ценителем искусства. Именно в это время дворцово-парковый ансамбль получает окончательное оформление благодаря творчеству зодчих В. Бренны, Н. Львова, А. Захарова, паркостроителей Д. Гэкета и Ф. Гельмгольца. В конце 1790-х годов был создан уникальный Приоратский дворец. В первом десятилетии XIX века в Гатчине работал А. Воронихин.
После смерти Павла I, с 1801 г., строительные работы почти прекратились и дворец пустовал, заброшенные парки постепенно дичали.
В 1828 г. Гатчина перешла к Николаю I, унаследовавшему от отца страсть к муштре и парадам. Он сделал Гатчину своей штаб-квартирой на время проведения маневров в Красном Селе. В 1844 г. производилась небольшая перестройка дворца под руководством Р. Кутлина. В 1851 г. пред дворцом был установлен памятник Павлу I работы И. Витали.
С 1881 г. во дворце жил Александр III, сделав его своей постоянной царской резиденцией.
С 1918 г. дворец и прилегающий к нему парк были превращены в музей. Во время Великой Отечественной войны гатчинские шедевры были эвакуированы в Саратов и Ленинград. Оккупанты вырубили почти весь парк, разрушали парковые сооружения и, отступая, подожгли дворец.
Гатчинский дворец восстанавливался одним из последних под Ленинградом. Основные работы были начаты только в 1970 г. В 1985 г. была открыта для посетителей 1-я очередь дворца-музея. Сейчас реставрационные работы продолжаются.

Начну в порядке своего следования по парку. Поскольку я был в Гатчине впервые, то решил обойти весь парк вокруг Белого озера, осматривая попутно местные достопримечательности.
Погода была по большей части пасмурная и хмурая, что вполне соответствовало прогулке по ветхому и не до конца облагороженному парку, иногда начинал моросить дожик.

Карпин мост, выполненный из ротковской плиты, соединяет острова так называемого Длинного острова. Под мостом через плотину, декорированную валунами, раньше падал каскад из Карпиного пруда в Белое озеро.
Карпин пруд, наряду с прудами Ковш, Прямоугольными и другими, был вырыт в 90-х годах XVIII века.




Карпин пруд и дворец. Эта часть парка наиболее ухожена из всех общедоступных территорий.





Уток по берегам прудов очень много.



Адмиралтейские ворота выполнены в виде триумфальной арки из пудостского известняка и являются главным входом со стороны города. Построены вероятно по проекту В. Бренна в 1795 г.


Приоратский дворец был построен в 1798 г. на берегу Черного озера по проекту Н. Львова. Одновременно началось превращение окрестных лесных угодий в художественный ландшафт - Приоратский парк. Дворец никогда не использовался по назначению и практически являлся парковым павильоном для отдыха. Он отлично сохранился в годы Великой Отечественной войны.
Данный дворец - первое землебитное здание в стране (оказавшееся единственным из-за преждевременной смерти Н. Львова), которое было задумано и создано как художественный ансамбль, воплотивший новаторские, строительные, инженерно-технические и чисто эстетические принципы архитектора.


В парке обнаружил кусты "хлопушек". Давно их не встречал.



Адмиралтейство, построенное в 1793 г., служило для хранения шлюпок, парусных судов и снастей. Рядом была устроена верфь, на которой были построены и спущены в 1797 г. на воду 8-пушечная яхта "Миролюбивая" и 16-пушечный фрегат "Эмпренабль". Всего на озере при Павле I имелось до 24 судов.
Сейчас Адмиралтейство представляет собой только колонны.


А так это выглядело раньше (до 1880 г). Отсюда.


Пруд в Ботаническом саду. Здесь проводят уроки физкультуры местные школы.



2188x900


В какой-то момент тучи и стальные облака скрылись и даже стало видно небо, правда ненадолго.




Водный лабиринт представляет собой архипелаг искусственно насыпанных островков в заливе Белого озера.


Смотрится очень симпатично и уютно. Лабиринт мне более всего понравился в парке.


Павильон Венеры, построенный в 1782 г., в виде выдвинутого объема расположен на углу острова Любви и с трех сторон омывается водой Белого озера. Этот павильон занимает главное место в панорамах парка словно определяя сущность образной системы паркового ансамбля. Его прообразом является аналогичное сооружение с тем же названием в парке Шантильи под Парижем.


Треугольный фронтон декорирован резной композицией, составленной атрибутами богини любви - колчаном со стрелами Амура и пылающим факелом, сплетенными ветвью. Боковые фасады отделаны трельяжной деревянной сеткой, отсюда его первоначальное название Трельяж.



Мост, соединяющий остров Любви с остальным парком.


Осень только вступала в свои права и листва окрашена в самые разные цвета.




Большая терраса (1792-95 г.) имеет высоту 4,5 м от уровня воды и 50 м в длину. На террасе были установлены балюстрада, вазы и статуи муз - "Живопись", "Скульптура", "Архитектура" и "Поэзия".



Горбатый мост соединяет части Длинного острова на Белом озере. Это единственный мост, уцелевший во время войны.



Утки в парке привыкли к людям и не боятся подходить вплотную.


Портал Маска и Берёзовый домик.
Березовый дом стоит на крутом холме. Разновеликие, близкие к кубическим объемам, корпуса этого небольшого сооружения, декорированного березовыми стволами, создают живописные интересные пейзажные композиции. Березовый дом был построен первым на правом берегу еще в конце 80-х годов XVIII века, в период, кода стало модой украшать сады и парки строениями, внешне похожими на сельские хижины, но с нарядными и богато обставленными залами внутри.


В 1795 году из пудостского камня перед Березовым домиком был сложен портал Маска, закрывающий главный фасад дома.



Лодочная станция. Уже холодно и желающих покрутить педали нету.


Зверинские ворота стоят на границе Дворцового парка и Зверинца.


Большой каменный мост, точнее то, что от него осталось.


Дальние уголки парка выглядят уже не столь ухоженными, как те, что ближе к дворцу.



Сильвийские ворота, наряду с каменной стеной, сложенной К. Пластининым, отделяют Дворцовый парк от парка Сильвия. Ворота невысоки и имеют треугольный фронтон и, высеченную на замковом камне арки, маску лесного божества.



Сильвийские ворота и каменная стена с другой стороны.




Местный котофей у Фермы.



Колонна Орла. Эта колонна была создана по заказу Екатерины II в Санкт-Петербурге, в конторе строений Исаакиевского собора и была подарена Г. Орлову. Колонну венчала мраморная фигура орла. В 1850-х годах обветшавшая колонна была заменена на другую, созданную по образцу старой. На фотографиях, сделанных ещё несколько лет назад орёл на колонне есть, а куда он подевался теперь - я не знаю.


Амфитеатр (Н. Львов, 1798). Предназначен для состязаний по типу рыцарских турниров. Представляет собой круглую арену, окруженную высоким, до трех метров, земляным одернованным валом, разделенным проездами на четыре равные части. Их торцы закреплены подпорными стенами из пудостского камня. Они обрамляют восемь каменных крутых лестниц, ведущих на гребень вала, по которому проложена дорожка. В центре каждого сектора на вершине вала стоит по каменному постаменту для скульптуры.


Лестницы на вал.




Лесная оранжерея. Оранжерея возникла еще в 1795 г., а называть ее Лесной стали только в XIX веке. Автор этого одноэтажного здания, облицованного крупными блоками пудостского камня - В. Бренна, работы осуществлялись каменных дел мастером Д. Висконти. Во время Великой Отечественной войны здание полностью сгорело и, пока, не восстановлено.


Чесменский обелиск поставлен на мысу Белого озера в память победы русского флота под Чесмой в 1770 г.


Собственный садик. Он примыкает непосредственно к дворцу со стороны арсенального каре и галереи. Вход стоит 30 р.


Сад выполнен с огибными аллеями, украшенными мраморными статуями и подпорной стеной с балюстрадой.







Нижний Голландский сад.




Мост у площади Коннетабля.


Лестница на Каменный балкон.



Восьмигранный колодец - старый родник, заключенный в ограду в стиле барокко. Раньше из этого колодца брали воду для питья. Подойти к колодцу было нельзя - территория огорожена, снимал через забор.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.