Горбатый мост через яузу

Темы в материале

Согласован проект реконструкции моста через реку Яузу в составе участка Северо-Восточной хорды (СВХ), сообщил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.


Мост будет реконструирован в составе шестого участка Северо-Восточной хорды. Всего там построят 17,9 км дорог, в том числе три эстакады основного хода, два съезда, три моста через реку Лихоборку и пешеходный переход в районе д. 16, стр. 33 в Сигнальном проезде.

  • Северо-Восточная хорда
  • Северо-Западная хорда
  • Южная рокада
  • Юго-Восточная хорда
  • вопрос 1 Зачем Москве хорды?
  • вопрос 2 Северо-Западная хорда
  • вопрос 3 Северо-Восточная хорда
  • вопрос 4 Юго-Восточная хорда
  • вопрос 5 Южная рокада

В Москве строят четыре большие диагональные трассы в обход центральных районов: Северо-Западную, Северо-Восточную и Юго-Восточную хорды и Южную рокаду.

Организация движения в виде хорд на 20% эффективнее, чем замкнутая кольцевая система. Основная цель – перераспределение транспортных потоков. Новые маршруты разгрузят улицы в центре города и вылетные магистрали. Водители смогут экономить время на поездках за счет снижения перепробега.

Хорды включают тоннели, мосты, надземные переходы, эстакады и путепроводы.


Северо-Западная хорда построена. Это новая скоростная магистраль, которая проходит через северные и западные районы Москвы от Дмитровского до Сколковского шоссе и далее – до Мичуринского проспекта. Общая длина дорог СЗХ, включая съезды и искусственные сооружения, составляет 83 км.

Трасса соединяет крупные городские магистрали: Мичуринский проспект, Сколковское, Можайское, Рублевское, Звенигородское, Волоколамское, Ленинградское и Дмитровское шоссе.

Строительство хорды позволило снизить транспортную нагрузку на ряд центральных улиц, Третье транспортное кольцо, МКАД и прилегающие участки вылетных магистралей. Пробег автомобилей при поездках между соседними районами сократился примерно на 10%.

Строительство тоннелей и эстакад позволило значительно улучшить транспортную ситуацию в Западном, Северо-Западном, Северном и Северо-Восточном округах благодаря бессветофорному движению автотранспорта.

Уникальными дорожными объектами стали два тоннеля – Алабяно-Балтийский и винчестерный.


Северо-Восточная хорда (СВХ) пройдет от дороги Москва – Петербург с западной стороны Октябрьской железной дороги, вдоль Московского центрального кольца (МЦК) до новой развязки на МКАД на пересечении с магистралью Вешняки – Люберцы.

Трасса соединит крупные автомобильные магистрали северо-восточной части города – Измайловское, Щелковское, Дмитровское, Алтуфьевское и Открытое шоссе, снизив транспортную нагрузку на центр, Третье транспортное кольцо и МКАД.


Хорда пересечет также Липецкую улицу, Варшавское шоссе, пройдет через 35-й км МКАД и выйдет на магистраль Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе.

Магистраль сформируют поэтапно. Почти на все участки трассы есть утвержденные проекты планировок.


Южная рокада пройдет от развязки Рублевского шоссе с МКАД до улицы Верхние Поля в Капотне.

Она соединит крупные автомобильные магистрали города – МКАД, Кутузовский, Мичуринский и Ленинский проспекты, проспект Вернадского, Профсоюзную улицу, Варшавское и Каширское шоссе, Пролетарский проспект, Люблинскую улицу.

Новая трасса станет дублером МКАД и Третьего транспортного кольца.

В ближайшие годы на реке Яузе в Москве должны построить как минимум четыре новых пешеходных моста. Из новостей, материалов публичных слушаний, сайтов застройщиков и официальных документов удалось собрать информацию о том, где именно на Яузе появятся эти мосты. Для желающих отправить запросы в городские органы власти по теме безбарьерной среды на новых мостах и возможности проезда на велосипеде - образцы писем и адресаты в конце материала.


Стало интересно, какой же мост имеется в виду из тех, которые запланированы на Яузе. 600 метров! Это для Яузы многовато!

Судя по собранной информации, всего на Яузе в черте Москвы появится четыре новых моста. Условно дадим им номера и, кстати, можно начинать придумывать названия (свои варианты тоже напишу). Тем более, что не все мосты через Яузу до сих пор имеют названия. Нам для понимания нужно их как-то определять. Примерные места строительства новых мостов теперь есть отдельным слоем на нашей рабочей карте.


Мост №1 - новый пешеходный мост, который должен построить застройщик территории на берегах Яузы у метро “Ботанический сад” - ГК “Пионер”. Об этом информация есть, хотя он, к сожалению, будет только пешеходным и с лестницами. Проекты реорганизации этой территории обсуждались еще несколько лет назад. Я даже пару раз побывал на переговорах в штабе строительства. Об этих проектах есть подробный материал - “Новые кварталы на Яузе. Какие веломаршруты запланированы”.

1. За новыми зданиями вокруг метро/мцк “Ботанический сад” будущий мостик и не видно почти

2. Сам мост. Можно его назвать “Пионерский мост” или “мост Пионеров”. Другой вариант - “Суконный мост” (здесь когда-то была суконная фабрика И.П. Кожевникова)


4. Качество фото плохое - через стекло снимал(


5. Разный уровень берегов Яузы не позволил застройщикам сделать здесь полностью безбарьерный мост - будет каскад лестниц


6. После окончания всех строек планируется восстановить движение для велосипедистов по мосту чуть выше по реке, на Лазоревом проезде. Стройка на правом берегу еще идет. Пока завершилось благоустройство левого берега Яузы: положили новый асфальт, обустроили берега, проложили велодорожку до усадьбы Свиблово


7. Этим мостом велосипедисты издавна пользовались, пока сюда не пришла большая стройка. В 2016 году застройщик внес в будущие планы благоустройства велодорожки. Сам мост пока реконструировать не планируют. На самом мосту отдельная велодорожка не помещается - можно сделать совмещенное велопешеходное двжение. Но расположение торговых палаток удивляет. И вообще, зачем они тут? Тем более в таком количестве?!


8. В общем, новый мост №1 будет с лестницами. Но имея альтернативу в виде старого моста, думаю сильно велодвижение по веломаршруту “Яуза” это не осложнит. Большее беспокойство вызывает будущая северо-восточная хорда, которая должна эстакадой пройти над Яузой и проездом Серебрякова. Интересно, получится ли проложить веломаршрут вдоль Яузы по правому берегу: под проездом Серебрякова, будущей хордой, МЦК.


9. Высота позволяет проложить веломаршрут


10. Тут непростой перепад высот. Но можно попробовать


11. Смотрите какая красота! Здесь вполне реально проложить велодорожку!


12. Пока все только строится - есть шанс сделать нормально. Нужно требовать хотя бы один безопасный веломаршрут вдоль Яузы, который можно проехать с детьми, например.

13. В любом случае, максимально комфортные велопроезды станут понятны после окончания всех строек в этом районе и, особенно, после завершения северо-восточной хорды на участке “Владыкино - Ростокино”

Мост №2 - район Ростокино и Алексеевский район. Именно этот мост, судя по совпадению цифр “6” и “3”, попал в новости как “мост более 600 метров”. После публикации на портале стройкомплекса Москвы, новость подхватили СМИ. Вот лишь некоторые заголовки:

После небольшого исследования, оказалось - это еще один мост через Яузу, о котором раньше нигде информации не было. Новый мост между районами Ростокино и Алексеевский. Есть материалы к Публичным слушаниям ноября 2017 года. Но там ничего про пешеходный мост нет. По проекту в этих районах Москвы грядут большие изменения УДС. Скорее всего настоящий источник этих новостей: Постановление Правительства Москвы от 3 сентября 2018 №1028-ПП “Об утверждении проекта планировки территории линейных объектов участков улично-дорожной сети, расположенных в Алексеевском районе и районе Ростокино города Москвы”.

Написано так: “Проектом планировки предполагается строительство пешеходного моста через реку Яузу, а также строительство пешеходных тротуаров для обеспечения подхода к проектируемому мосту через реку Яузу”.

14. Малопонятная схема на 29 странице Постановления. Кстати, именно так часто оформлены карты и схемы для ознакомления в рамках “публичных слушаний”


15. Если на человеческой карте - примерно тут. Важный мост с точки зрения связки двух берегов в этом месте (ближайшие мосты у Акведука и ж/д путей не очень то и удобные, с лестницами). Так что именно этот новый мост может быть очень полезен велосипедистам!


16. А вот и возможная разгадка 630 метров! )))))

17. Какой-либо визуализации найти не удалось. Возможно их еще просто нет. Проект границ будущего строительства вроде как утвержден, теперь надо пристально следить за проектом. Предлагаемое название “Будайский мостик” (тут недалеко речка Будайка в Яузу впадает). Вот на эту набережную перекинут мостик с правого берега

Мост №3 - район Богородское. Информации еще меньше.

Участок для единого веломаршрута очень важный. И очень проблемный! Тут вообще глобальная задача - убрать с берегов Яузы автосалоны, мойки, гаражи и прочую нечисть. На участке “Олений мост - Богатырский мост” пока сплошная непроходимая “озаборенная промзона”. Нельзя так с рекой - Яузу надо освобождать!

18. Заканчиваются набережные Яузы. Дальше - промзоны, до самого Лосиного острова


19. Никаких картинок планируемого моста пока в сети не обнаружено. Скорее всего их тоже просто нет. Будем ждать подробностей. Нашел у себя на компьютере некий проект планировки Богородского - не помню откуда и когда скачал. 2014 год. Планировали всё тут снести


20. На гуглкарте примерно вот тут будет новый мост


21. Возможно, благоустройство и создание в этом месте нового вело-пешеходного маршрута между двумя берегами станет началом большой очистки берегов Яузы в этом районе. В будущем веломаршрут может “перескочить” на левый берег и дальше уйти в Лосиный остров (въезд в районе Краснобогатырской улицы). Но это далекое будущее, когда не будет промзон. Пока полезно сделать просто велопешеходный, без лестниц, мост. Кстати, видите на горизонте новый жилой дом? Это некий “ЯУЗА-ПАРК”: они планировали там набережную вроде сделать у себя. Интересно, закончили?! Если мост здесь будут делать, то варианты названия такие: “Малый Олений мост” или “2-ой Олений мост”

Мост №4 - Басманный район.

23. Вот такая красота - даже велодорожку и велопарковку нарисовали. Но это ничего не значит

24. Где-то в этом месте будет новый мост. На правом берегу Яузы идет строительство очередного ЖК, слева - стройка ТПУ “Электрозаводская”. Сентябрь 2018 года


25. А вот визуализация-проект с другого сайта


26. Еще пару картинок из сети. Обратите внимание на опоры нового моста - они вроде как раз на набережной стоят, там где велосипедисты едут.

27. Если этот проект верный, то о велодвижении по мосту можно забыть. Предлагаю такие названия: “Мост архитекторов”, “Стеклянный мост”, “Воздушный мост”, “Мост-спираль”. С точки зрения веломаршрута вдоль реки - не критично вроде, если он будет исключительно пешеходным? Но лифты должны быть в любом случае.

В итоге имеем факт проектирования сразу четырех новых мостов. Будет ли удобно пользоваться новыми мостами? Что будет с велодвижением? Какими будут сделаны подъезды к мостам? Не помешают ли новые мосты сложившимся велопешеходным маршрутам вдоль реки Яузы?

Пока взаимодействие властей Москвы с велосообществом фактически заморожено, всё что мы сейчас можем, это в очередной раз писать письма в приемные властей города с просьбой не забывать о людях на велосипедах и других средствах индивидуальной мобильности. Безбарьерная и комфортная среда также необходима родителям с колясками, детям, пенсионерам и маломобильным гражданам и вообще всем жителям города. Кстати, например на “Будайском мосту” и “Малом Оленьем” можно сделать как раз совмещенное вело-пешеходное движение: специально не размечать именно велодорожку, но и велики не запрещать! Хотя отдельная велодорожка это идеал, но в 6 метров, как запланировано на Будайском мостике, не влезет.

Велоклуб “32 спицы” уже молодцы! Оперативно направили письмо.


Примерный текст письма. По желанию, можно добавить/убавить пункты:

Ознакомившись с планами властей города Москвы по строительству новых пешеходных мостов через реку Яузу (районы - Свиблово, Ростокино, Алексеевский, Богородское, Басманный), прошу внести в готовящиеся проекты создание полноценной велотранспортной инфраструктуры на мостах и прилегающих к ним территориях.

В проекты необходимо внести:

1. создание безбарьерной среды на всех мостах;

2. запрет на размещение опор новых мостов на велопешеходных маршрутах;

3. разметку веломаршрутов на подъездах к мостам и под ними;

4. прокладку специальных профилей на лестницах (для колясок) и лифтов;

5. размещение удобной навигации и освещения на мостах и под ними;

6. возможность проезда на велосипедах по мосту через Яузу (между улицей Будайской (левый берег) и Проектируемым проездом №742 (правый берег);

7. возможность проезда на велосипедах по мосту через Яузу (между улицей Краснобогатырской (левый берег) и Проспектом Ветеранов (правый берег);

8. размещение велопарковок у ТПУ “Электрозаводская” и ТПУ “Ботанический сад”;

9. прокладку веломаршрута вдоль Яузы по правому берегу в районе Свиблово: под проездом Серебрякова, северо-восточной хордой, МЦК;

В рамках планировки линейных объектов участков УДС, расположенных в районах Свиблово, Алексеевский, Ростокино, Богородское, Басманный необходимо учесть сохранение и развитие межсубъектного велопешеходного маршрута вдоль реки “Яузы” (Москва - Московская область), а также других сложившихся велосипедных и пешеходных маршрутов. Также прошу провести совещание с представителями столичного велосообщества на предмет корректировки проектов с учетом потребностей велосипедистов.

Больше запросов от граждан - больше вероятность, что к нам прислушаются.

Спасибо за помощь в подготовке материала Валерию Пахтунову.

Текст: Алексей Сидоров (велоклуб “Яуза”) VK и FB

В Москомархитектуре утвердили проекты новых столичных мостов. Ранее заместитель мэра Москвы Андрей Бочкарев сообщил, что до 2023 года в разных районах города планируется построить 16 переправ. По ним пойдут машины, электрички, пешеходы и велосипедисты. Мы узнали, где появятся эти маршруты.

ЭКСПРЕССЫ УСКОРЯТСЯ

В мае планируют достроить арочный мост через Москву-реку для электричек МЦД-1 " Одинцово - Лобня " в районе Фили. Его запустят взамен старого, рядом с действующими железнодорожными путями Белорусского направления. Здесь уже укрепили металлические конструкции весом более 3 тысяч тонн. Теперь остаётся доделать гидроизоляцию моста, переключить главные пути и благоустроить все вокруг. Новый мост ускорит движение на участке от станции Фили до Белорусского вокзала.

Длина моста - 334,5 метра.

Новый мост для МЦД-1 в Москве введут в эксплуатацию в начале 2020 г..

ДОРОГА БЕЗ СВЕТОФОРОВ

Еще одну переправу построят на пересечении шоссе Энтузиастов (рядом со строением 92) и Свободного проспекта. Мост пройдет над кольцевой развязкой. На нем разместят три полосы движения в каждую сторону. Водители смогут проехать здесь без светофоров из центра в сторону МКАД и наоборот.

Длина моста - около 100 метров.

НАД ЯУЗОЙ РЕКОЙ

На Северо-Восточной хорде полностью обновят действующий мост через Яузу . Во время реконструкции укрепят берега. А по мосту поедут по три полосы движения в каждую сторону вместо нынешних двух полос.

На этом же участке хорды построят также дополнительные эстакады, два съезда, три моста через реку Лихоборку (см. подробности ниже) и пешеходный переход в районе дома 16, строение 33 в Сигнальном проезде.

Длина моста - 31 метр.

ЧЕРЕЗ ЛИХОБОРКУ ПЕРЕКИНУТ ТРИ МОСТА

На участке Северо-Восточной хорды от Ярославского шоссе до Дмитровского шоссе откроют сразу три новых моста. По словам руководителя Департамента строительства Москвы Рафика Загрутдинова , общая длина мостов почти 150 метров. Всего на них запустят движение по 14 полосам.

Длина моста № 1 - 51 метр. Его поставят на боковом проезде по направлению в сторону Дмитровского шоссе. Машины поедут по 4 полосам движения в одном направлении. Мост обеспечит выезд на хорду со стороны Березовой аллеи, и позволит автотранспорту по боковому проезду выезжать на Алтуфьевское шоссе.

Мост № 2 длиной 46 метров протянут по прямому маршруту хорды. На нем будет 6 полос - по 3 полосы движения в каждом направлении.

Мост № 3 длиной 51 метр построят на боковом проезде по направлению в сторону Ярославского шоссе. Для машин откроют 4 полосы в одном направлении. Мост обеспечит съезд на Северо-Восточную хорду с Северо-Западной хорды, через 3-й Нижнелихоборский проезд, под железнодорожными путями Савеловского направления МЖД и по Сусоколовскому путепроводу.

ПРОСТО СКАЗКА

В этом году начнут строить мост через затон Новинки в южной части ЗИЛа . По нему можно будет на машине добраться с набережной Марка Шагала на проспект Андропова и далее к парку "Остров мечты". Сам мост с воздушными тросами похож на сказочный. На набережной около моста появится пешеходная зона со скамейками, фонарями, беговыми и велосипедными дорожками. Рядом появятся ещё два пешеходных моста с красивыми арками.

Длина моста - 580 метров.


В этом году начнут строить мост через затон Новинки в южной части ЗИЛа. По нему можно будет на машине добраться с набережной Марка Шагала на проспект Андропова

ЧТО ЕЩЁ

- На пересечении Ярославского шоссе и Северо-Восточной хорды (СВХ) построят сразу три эстакады. Длина основной - около 700 метров, правоповоротной с проспекта Мира на СВХ - 200 метров, левоповоротной с хорды на Ярославское шоссе - более 550 метров. Рядом обновят пешеходные переходы около проспекта Мира, д. 222, и Ярославского шоссе, д.2.

Эта развязка станет одним из узлов, соединяющих Ярославское и Щелковское шоссе. Магистрали разгрузятся, а между соседними районами появятся дополнительные маршруты-связки.

- Два путепровода появятся над путями МЦК недалёко от станции метро " Владыкино ". На каждом - по две полосы движения. Общая длина - около 150 метров. Один из них соединит Сусоколовское шоссе с Северо-Восточной хордой. Второй станет разворотным. По нему машины будут съезжать с хорды на улицу.

Оля, с наступающим Новым годом!
Пусть он будет красивым и интересным, таким, о котором стихи написать захочется!

Спасибо большущее! Очень на это надеюсь. 2015 был. ох, еще чуть и скажем БЫЛ твердо.
Пусть новый будет мирным, светлым и счастливым.
С Наступающим!

Оля,а я живу недалеко от этого Горбатого моста.Теперь,проходя мимо, буду ловить его "горькую улыбку",Вас вспоминать и Ваше стихотворение.Понравилось.
С теплом души и симпатией.

Здравствуйте, Людмила!
Извините меня, отсутствовала по уважительной причине.

Мне очень приятно было узнать, что вы живете недалеко от тех мест, где я родилась, прошло мое детство и юность. Спасибо Вам за отзыв!
Мое маленькое стихотворение превратилось в песню. Я дописала еще несколько строк и чуть изменила текст. В Избе-Читальне на моей страничке она есть )
Люблю это стихотворение. Оно связывает меня с дорогими сердцу местами Москвы.
Всего Вам самого доброго,
Оля

Обязательно зайду послушать! Спасибо.

Даже удивительно, что до такого классного стихотворения на Вашей страничке я еще не добирался -
"Горбатый мост над речкой Яузой
В недоумении застыл.
А я выдерживаю паузу ". Очень понравилось.

Здравствуйте, Федор!
"Мостик" был написан 7 лет назад. У меня тогда почти каждый день стихи появлялись. Вроде и причин особых не было)) Просто настроение такое было - поэтическое))
А у меня сегодня "дата" (вот только увидела)))
14 ноября 2004 года я опубликовала свой первый стишок на Стихи.ру
Забавно.

Спасибо Вам за хороший отзыв!

Замечательно, Оля!
Коротко, чувственно и жизненно.

С уважением и теплом, Анатолий.

Спасибо, Анатолий!
Очень рада, что мой старенький стишок Вам понравился.

Неправда Ваша.))) В отражении улыбка моста, будет уже не горькой.
Она, как бы говорит твоей героине: "Не грусти, ждёт тебя любовь во сто раз круче прежней."))) Этот добрый знак. Мне, собственно, остаётся пожелать того же самого.))

А вот Вы оказались правы. 1000 раз правы )))))
Большое Вам спасибо за такую замечательную рецензию.

Оля, по-секрету: я колдун, только тихо, ни кому не говори.)))))))))

Какие замечательные образы! Занесу Вас в избранные! Очень понравилось.
С уважением
Елена

Елена, мне это очень приятно.
Спасибо!
Но хочу заметить, что стихи у меня очень разные. Не всегда всё ровно и красиво, но я по каким-то важным для меня причинам считаю, что и такие имеют право быть. Я за разнообразие и поиск )) Потом решу, что с ними делать :)
Заходите, буду рада!

В 57-58 годах и Яуза была другая. Воды больше. А мостики горбатые, они стариной звучат. Помню с такого я рассматривал ржавый катер и его обитателей. Жизнь у них там какая-то была, непонятная.

Приятно, что мой незатейливый стишок вызывает воспоминания.
Я люблю мою Москву. И мостики звучащие тоже.
В 57-58 годах меня еще не было, но мои родители встречались как раз возле одного из мостиков. и детство мое прошло недалеко от Яузы.
Спасибо Вам за внимание.
С уважением,
Ольга

. где этот мост над Яузою сонной?
чьи испаренья кажутся озоном.

. где эта улица? где этот дом?
мостик недалеко от Самокатной улицы.
описываемые события относятся примерно к 1957-58 году.
озон был тогда или не озон - история умалчивает.
да и было ли на самом деле это свидание?

Благодарю Вас за внимание к моему стишку.

Нравятся очень Ваши мост, который "в недоумении застыл",
"И горькая моста улыбка
В речной воде отражена."
Кажется, что просто, но это же надо было увидеть!

И с наступающим Новым годом хочу Вас поздравить!
Пусть Ваши стихи будут такими же замечательно-примечательными!
С уважением, Аделя.

Спасибо, Аделя! И за отзыв, и за поздравления!
Очень рада встрече в уходящем году с Вами, Вашими стихами и песнями.
Надеюсь на продолжение нашего общения и в будущем году.
Успехов Вам, радости и хороших праздников!

Хитросплетения - они вокруг нас и Вам Ольга удалось их передать. В паре строк: прелесть окружающего нас мира и тайны человеческих взаимоотношений. Красиво и неизбежно.

С теплом, Александр!

Красиво и неизбежно. и можно в Яузу головой.
"Не дождетесь!" - за молчаньем будут речи, за разлукой будут встречи.
А если серьезно, то благодарю Вас за внимание к моему стихотворению.
Спасибо!
Ольга

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.








Особенностью этих мостов в том, что многие не только служат транспортными магистралями, изящными продолжениями больших мостов через Москву-реку, но некоторые из них являются чисто пешеходными, украшают исторический центр столицы и перекликаются своей поэтичностью, даже некоторой праздностью с петербургскими мостами.

Малый Каменный мост, 1938

Соединяет улицы Серафимовича и Большая Полянка. Первый мост через Водоотводный канал на этом месте был построен в 1788 г. он был деревянным и назывался Козьмодемьянским (по церкви Козьмы и Дамиана). В 1880 г. был построен каменный трехпролетный мост, получивший название Малый Каменный. Современный однопролетный железобетонный мост построен в 1938 г.

Лужков мост, пешеходный, 1994

Название моста связано с Царицыным лугом – одним из старых названий местности, где сейчас расположена Болотная площадь. На оградах моста размещены барельефы с изображением Георгия Победоносца – покровителя Москвы, и всех Георгиев-Юриев.

Мост облюбовали молодожены, которые оставляют замки на верность не на ограде моста, а на специально установленных металлических деревьях, как делается это и на Патриаршем мосту. В начале моста летом 2008 г. со стороны Кадашевской набережной установили по образцу древнего Мурома – родины святых благоверных Петра и Февронии, покровителей любви и брака – Скамью примирения под двумя кольцами.

Малый Москворецкий мост, 1938

Входит в комплекс Большого Москворецкого моста и описан выше.

Чугунный мост, 1889, реконструирован 1966

Мост балочной конструкции из сборного железобетона через Водоотводный канал. Расположен вблизи Малого Москворецкого моста, соединяет Балчуг с Пятницкой ул. Это пятый известный мост на этом месте, построенный в 1966 г. с использованием опор моста постройки 1889 г. Первый мост на этом месте, деревянный, названный Высокопятницким, был выстроен в 1785 г., одновременно с прокладкой Водоотводного канала. Второй мост был выполнен висячим, построен в начале XIX в. Третий мост – собственно Чугунный мост – был построен в 1835 г. инженером П. Я. Витте. Это был арочный мост из сборных чугунных конструкций с ездой понизу. Три ажурные чугунные арки позволяли пропускать под мостом суда, но ограничивали пропускную способность его проезжей части. Четвертый мост был построен в 1889 г. и унаследовал имя предшественника. До 1963 г. по мосту ходил трамвай; потом трамвайное движение по Чугунному мосту и Пятницкой закрыли, а трамвай пошел по Комиссариатскому мосту и Садовническому проезду.

Современный мост построен в 1966 г. Речные опоры были сохранены, береговые устои – усилены с заменой кирпичной кладки на бетон. Ширина моста осталась прежней, 17,6 м. Так в истории этого моста отразилась история московского мостостроения.

После того как в 1938 г. был построен современный Москворецкий мост, транспортное значение оживленного до того Балчуга сразу же резко упало. Изменилась улица и внешне: большинство домов по правой ее стороне снесли при строительстве эстакады.


Обводной канал с Чугунного моста

Садовнический мост, пешеходный, 1963

Пешеходный мост через Водоотводный канал в Москве. Расположен между Чугунным и Комиссариатским мостами. Назван по историческим Садовническим слободам XVI–XVII вв. (см. Садовническая наб.).

Комиссариатский мост, 1927

Автодорожный мост через Водоотводный канал в Москве. Расположен между Садовническим и Зверевым пешеходными мостами, связывает потоки Бульварного кольца с Замоскворечьем. Назван по Новому Кригскомиссариату – историческому зданию Военного ведомства, построенному в 1776-80 гг. архитектором Н. Леграном, в котором сейчас располагается штаб Московского военного округа.

Первый, деревянный, Комиссариатский мост был построен в середине XIX в. Он располагался к востоку от современного моста, по трассе Комиссариатского переулка. Трамвайное движение по мосту открыто только в 1963 г. в связи со снятием трамвая с Пятницкой улицы.

Зверев мост, пешеходный, 1930

Пешеходный мост через Водоотводный канал в Москве. Расположен между Комиссариатским и Малым Краснохолмским мостами, по трассе Садовнического (до 1954 г. – Зверева) и Большого Татарского переулков. Название мост получил по переулку, а тот – по имени дореволюционного домовладельца.

Подмостовой габарит для прохода малых судов. Устои опираются на деревянные, наклонно вбитые сваи.

Малый Краснохолмский мост (Садовое кольцо), 1938

Описан при рассказе о Б. Краснохолмском мосте.

Второй Шлюзовой мост, пешеходный, 1997

Шлюзовой мост, 1965

Шлюзово-Автодорожный мост через Водоотводный канал в Москве. Перекрывает восточное устье канала, соединяет Космодамианскую и Шлюзовую набережные реки Москвы. Название Шлюзового моста и набережной – память о деревянном шлюзе, перекрывавшем Водоотводный канал в течение почти века (с 1830-х до середины 1930-х гг.). Шлюз располагался выше по течению, примерно напротив сохранившегося дома № 6, стр.30 по Шлюзовой набережной.

Сейчас Яуза – мелкая река, и трудно поверить, что когда-то она была полноводной и судоходной. Упоминалась в летописи за 1156 г. (в связи с заложением первого Московского Кремля) как часть великого торгового пути, шедшего из Смоленска на Волгу и далее на Каспий и в Аравию и связывавшего Москву с городами Северо-восточной Руси. В конце XII века Яуза потеряла свое транспортное значение, но продолжала играть важную роль в жизни города.

Окрестности Яузы пользовались популярностью как место отдыха. В 1880-х гг. здесь жил поэт В.Брюсов, оставивший восторженный отзыв о с. Медведково. В 1890–1891 гг. в этих местах работал живописец К.Коровин. В Медведкове у Коровина бывал в гостях М.Врубель. Теперь живописные места, запечатленные великими художниками, – не узнать.

Ростокинский акведук, 1804

В наше время расположен параллельно проспекту Мира, в районе ВДНХ.

В советское время по акведуку проходила теплотрасса. В 2007–2008 гг. Ростокинский акведук был отреставрирован, снабжен перилами и декоративной крышей, и открыт для публичного доступа.

Ростокинские мосты, 1957

Кроме Ростокинского акведука на севере Москвы есть еще Железнодорожный мост Ярославского направления МЖД, Богатырский мост, 1912, Олений мост, 2001(53,54,55) – Последний представляет собой низкий автодорожный мост через Яузу в Москве, на 9,6 км. от устья реки. Является верхней границей возможного судоходства по Яузе.

Глебовский мост, 1981

Преображенский метромост 1965

Матросский мост, 1956

Электрозаводские мосты, 1956

Рубцов мост, пешеходный, 1958

Госпитальный мост, 1941

Все эти транспортно-пешеходные мосты не являются особыми архитектурными или историческими достопримечательностями.

Лефортовский (Дворцовый) мост, 1777, реконструирован 1940

Построен в 1781 г. архитектором Семеном Яковлевым в Лефортове через реку Яузу от строившегося Екатерининского дворца в Немецкую слободу.

Автомобильный мост ТТК через Яузу (Третье транспортное кольцо), 2000. Третье транспортное кольцо (ТТК) – автомобильная дорога в городе Москве, общей протяженностью около 36 километров, из них около 19 километров – эстакады, около 5 километров – тоннели. Четыре раза пересекает реку Москву, в южной части проходит параллельно Малому кольцу Московской железной дороги, содержит три тоннеля – Лефортовский, Кутузовский и Гагаринский. Большая часть третьего транспортного кольца построена в конце 1990-х – начале 2000-х, однако в кольце задействованы отдельные участки, построенные в советское время и впоследствии реконструированные. Наземные пешеходные переходы и пересечения с другими дорогами на одном уровне отсутствуют, что позволяет обеспечить непрерывное движение на всем протяжении автотрассы. Понятно, что на ней велика роль мостов. Среди них выделяются мосты – памятники архитектуры:

Салтыковский мост, пешеходный, 1958

Сооружен в 1958 году на месте старого моста, который соединял Самокатную улицу с ныне упраздненной Салтыковской. Название получил в честь боярина Салтыкова, которому в XVII веке принадлежала эта местность, около реки Яузы.

Костомаровский мост, 1941 – автомобильный мост в Москве через реку Яузу. Построен в 1941 году по проекту инженера Ю. Ф. Вернера и архитекторов И. В. Ткаченко и К. Т. Топуридзе на месте старого кирпичного арочного моста. Соединяет Костомаровский переулок и Андроньевскую площадь. Кроме автомобильного по мосту осуществляется трамвайное движение.

Высокояузский мост (Садовое кольцо), 1890, реконструирован 1963.

Астаховский (Яузский) мост, 1938

Мост был построен подрядчиком Андреяновым еще в 1805 году. Работы по возведению моста велись без технического надзора. Мост оказался на аршин длиннее и на сажень ниже, чем полагалось по проекту. Мост несколько раз перестраивался. Свое название мост получил в честь 19-летнего Иллариона Астахова, которого в 1917 году убили полицейские на этом самом мосту.

Малый Устьинский мост, 1938

Малый Устьинский является как бы продолжением Большого, описанного в разделе москворецких мостов, и составляет с ним единый архитектурный ансамбль, в котором доминантой, конечно, является место впадения главного притока Москвы-реки. Особых достопримечательностей у него нет.

Следует упомянуть еще Горбатый мост, 1806, реконструирован 1986 – мост в Пресненском районе Москвы через ныне не существующий проток Старого русла реки Пресни. Находится рядом со зданием Правительства России.

Эти мосты имеют чисто утилитарное, транспортное значение, но все-таки бегло упомянем про некоторые из них.

Химкинские мосты (МКАД), 1998

Железнодорожный мост Рижского направления МЖД, 1936.

Строительство МКАД началось в конце 1956 г. около Ярославского шоссе. Первый участок был открыт для движения в 1960 г. Движение по всему кольцу открыто в 1962 г. Кольцо представляло собой 2 дороги (по две полосы в каждую сторону) 7-метровой ширины, разделенные 4-метровой разделительной полосой. Край дороги был выложен рифлеными плитами.

В середине 1990-х гг. по инициативе мэра Москвы Ю. М. Лужкова МКАД реконструирована, ширина увеличена до 5 полос в каждую сторону, на середине дороги поставлено бетонное разделительное заграждение, предотвращающее лобовые столкновения, на всем протяжении автомагистрали проведено освещение, построено несколько десятков крытых надземных пешеходных переходов, местами поставлены экраны, защищающие жителей прилегающих местностей от шума и пыли, реконструированы и построены заново многие путепроводы и мосты.

На трассе построено два моста через реку Москву: Спасский и Бесединские мосты.

Бесединские мосты (МКАД), 1960, 1997

Комплекс из двух автодорожных мостов через реку Москву на трассе МКАД на юго-востоке Москвы. Первый Бесединский мост, построенный в 1960 г., пропускает внутренний поток движения МКАД, второй мост постройки 1997 г. – внешний поток. Располагаются в районе Капотни и села Беседы.

Первый мост был построен в 1960 г., а в 1998 г. реконструирован с сохранением несущих арок и заменой дорожного полотна на стальную ортотропную плиту. Проезжая часть расширена до 22,0 м (пять полос в одном направлении). В 1997 г. был введен в эксплуатацию новый мост, расположенный на расстоянии 40 м выше по течению от оси существующего моста.

Спасские мосты (МКАД), 1962, реконструированы 1997

Спасский мост – мост в Москве через Москву-реку, на 67-м км МКАД, в районе Строгино и бывшего села Спас.

Длина моста 203,9 м, ширина 24 м. В 1997 г., при реконструкции МКАД, рядом был открыт второй мост для реверсивного движения.

В истории Москвы упоминается и другой Спасский мост, существовавший с 1516 по 1812 г. напротив Спасской башни Московского кремля через Москву-реку.

В первоначальном виде был деревянный, в XVII в. – отстроен из камня.

Назывался также Поповским крестцом, поскольку на нем вплоть до конца XVIII в. происходил найм священников, не имевших приходов, для различных домовых церквей. Позднее на мосту по обеим сторонам расположились лавки, в которых главным товаром были книги.

После 1812 г. Спасский мост был разобран, и местные книготорговцы окончательно переселились на Никольскую улицу. Но, как видим, исторические названия в Москве, в том числе и мостов – не исчезают бесследно в тумане.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.