Горбатого мост в кронштадте


Предисловие: В свете последнего необычно сильного шторма на Балтике, грозившего затопить вторую столицу, публикую статью о защитных сооружениях Санкт-Петербурга, очень интересно.

Эта статья ответит на вопросы: Зачем нужна дамба Санкт-Петербургу? В чем главная причина наводнений в Питере? Как устроен комплекс защитных сооружений от наводнений.

Чтобы ответить на первый вопрос, начнем с истории наводнений в Санкт-Петербурге.

История нашего города непрерывно связана с историей наводнений. То что дельта Невы подвергается затоплениям, было известно еще шведам, которым принадлежала территория до основания Санкт-Петербурга. И первое наводнение случилось спустя 3 месяца после основания города.

С этого момента и началась история борьбы с наводнениями в Санкт-Петербурге. Первым делом было решено поднять уровень грунта на островах города, именно для этого всем прибывающим в город было предписано привозить с собой крупные камни. Великолепные высокие гранитные набережные нашего города не что иное, как дамбы. Но эта мера была не достаточной для решения проблемы затопления.


Во времена правления Екатерины II, было построено два канала – Обводный и Екатерининский (сейчас канал Грибоедова), которые должны были вместить лишние воды Невы и помочь решить проблему наводнений. В те времена полагали, что наводнения происходят из-за ветра, который дует со стороны Финского залива в сторону дельты Невы и не дает водам реки вытекать в залив, признаться честно, и я так думала.

Оказывается это только одна из причин, не самая главная. Самые мощные и разрушительные наводнения бывают из-за нагонной волны, рождаемой циклонами в районе Исландии, там где теплое течение Гольстрим встречается холодными водами Арктики. Океан вспучивается, а сильный ветер начинает гнать эту волну в сторону Балтийского моря.

Механизм развития наводнения был впервые понят после крупнейшего наводнения 1824 года (420 см выше уровня Кронштадского футштока). По официальным данным утонуло 500 человек, но по неофициальным больше, многих утопленников вынесло в Финский залив и их тела не были найдены. Это было самое большое наводнение за всю историю наблюдений. Характерной чертой таких наводнений является быстрый подъем воды – максимальный уровень воды достигается в течение 2 часов.


После этой катастрофы был разработан проект строительства дамбы инженером Базеном, однако проект был признан не осуществимым. Базен хотел построить приблизительно такую дамбу, какую мы видим сейчас. Дамба пересекает Финский залив через остров Котлин, на котором находится Кронштадт.

Далее схема расположения сооружений дамбы.


Строительство дамбы было начато только в 1979 году, решение о проектировании защитных сооружений было принято после очередного катастрофического наводнения в 1955 году (293 см выше уровня Крондштадского футштока). Большевики замалчивали количество жертв. Официально погибло всего 7 человек. Наводнения происходят обычно в сентябре-декабре и сопровождаются штормовым ветром и дождем, вода в это время ледяная и если кого-то смоет в реку, то вероятность утопления в холодных водах Невы близка к 100%.

Для проектирования был построен гигантский макет дельты Невы и Финского залива в здании, которое сейчас известно, как магазин “Максидом” на Гражданском проспекте. Там при помощи насосов и вентиляторов моделировали течения и ветра, чтобы понять параметры строительства будущей дамбы. Этот уникальный макет был разрушен во время Перестройки, а можно было бы сделать музей и водить экскурсии.

Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений, так именуется дамба официальным языком, имеет длину 25,4 км. На дамбе построено 6 водопропускных сооружений и 2 судопропускных сооружения. Финский залив в этом месте порядка 5 м в глубину. Строительных материалов затраченных на возведение дамбы хватило бы на 10 пирамид Хеопса.

Водопропускное сооружения Петербургской дамбы

Все водопропускные сооружения одинаковы, поэтому рассмотрим только одно из 6 существующих. Все помещения находятся под постоянным видеонаблюдением, поскольку объект имеет важное стратегическое значение, по дамбе проходят кабели связи и подачи электричества в Кронштадт, там же находится пульт управления затворами дамбы.

Водопропускные сооружения необходимы, чтобы выпускать воды Невы в Финский залив, позволять рыбе совершать привычную миграцию и сохранить, таким образом экологию района. Рыбалка на водопропускных сооружениях хороша, но запрещена. Рядом на дамбе рыбачить можно, нельзя только на водопропускных сооружениях.


Сверху каждого водопропускного сооружения построен автомобильный мост. Опускание затворов в водопропускных сооружениях происходит при помощи гидравлики, управление полностью компьютеризировано. Давление в гидравлических шлангах достигает 16 атмосфер, в домашнем водопроводе только 4 атмосферы.


Сам затвор – просто огромен и очень тяжел. Фиксация угрозы наводнения происходит на линии Хельсинки – Таллинн, для этих городов волна не опасна, при входе в узкий и мелкий Финский залив волна имеет тенденцию усиливаться. Петербург находится как бы в морском тупике о который нагонная волна и должна разбиться. С момента фиксации волны есть еще около 10 часов для принятия решения о закрытии дамбы.


Удовольствие это не дешевое, агрегаты потребляют 19 МВт электроэнергии и к этому нужно прибавить ущерб от остановки судоходства, поэтому решение принимается специальной комиссией на самом высоком уровне, однако с другой стороны ущерб от затопления пятимиллионного мегаполиса может превысить затраты на закрытие дамбы в тысячи раз.

Судопропускное сооружение С2


Судопропускное сооружение С2 предназначено для прохода средних судов с осадкой до 5, 5 метров. Сооружение включает в себя разводной мост и затвор. Затвор находится на дне. Мост поднимается горизонтально на 9 метров вверх.


Мост не поднимали уже давно, поскольку в этом нет необходимости. Этот проход сделан на всякий случай, как запасной, все большие суда сейчас следуют через судопропускное сооружение С1.


Вокруг дамбы много искусственных островов, на многих из них расположены форты Кронштадта, дальность стрельбы во времена строительства фортов была около 800 м, поэтому форты были построены через короткие промежутки и они с успехом выполнили свою роль, поскольку неприятель видя всю серьезность обороны, отменял свои планы по взятию Санкт-Петербурга.


Кроме фортов, много заболоченных территорий. В камышах подрастает молодь рыб и садятся на отдых стаи перелетных птиц. Несмотря на близкое соседство с кольцевой автодорогой, птицы выбирают эти территории для промежуточной посадки, там не бывает охотников и браконьеров, поскольку им негде спрятаться, вся кольцевая автодорога находится под постоянным видеонаблюдением.

Судопропускное сооружение С1

Самый главный и технически-навороченный затвор у судопропуского сооружения С1. Кольцевая автодорога в этом месте ныряет под дно Финского залива, максимальная глубина автомобильного туннеля 28 метров, длина 1961 м.

За дорожной ситуацией в автомобильном туннеле следит целая бригада диспетчеров в очень современном пульте управления. На все внештатные ситуации разработано 26 сценариев возможных действий.


Автомобильный туннель облицован жаропрочными керамическими плитами, они способны выдержать даже горящий бензовоз внутри, но очень хрупкие и не устойчивы к удару. В случае аварии, повлекшей за собой порчу одной или нескольких керамических плит, виновник аварии обязан возместить ущерб, а жаропрочные плиты стоят очень дорого.


По сторонам от судового прохода лежат батопорты – плавучие гидротехнические затворы. На то, чтобы закрыть их нужно целых 45 минут.


Закрытие и открытие осуществляется при помощи специальной железной дороги, затворы выталкивают в судовой проход, там они наполняются водой и тонут. В таком состоянии, морские ворота Санкт-Петербурга на прочном замке и готовы к встрече со стихией. А морские суда, в это время, отдыхают по обе стороны дамбы.

Для открытия, воду из батопортов откачивают, потом задвигают ворота обратно в сухой док, а рыба достается в качестве бонуса работникам дамбы. Все это устройство способно пробить ледяной покров высотой до 50 см.


Суда следуют через судовой проход С1 очень часто, просто одно за другим, некоторые суда ожидают своей очереди в отдалении.


В строю разводных мостов города прибыло. Этой осенью к ним прибавился еще один - Доковый в Кронштадте. После капитального ремонта переправы механизм разводки моста привели в полный порядок. На другом кронштадтском мосту - Пеньковом - строители решили не отходить от старинных технологий. Сейчас работы здесь в разгаре, при этом проезжую часть выкладывают чугунными шашками, которые в прошлых веках использовались при строительстве дорог на острове повсеместно.


ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Доковый мост расположен в самом центре исторической части Кронштадта. Он перекинут через канал имени Петра Великого в створе Макаровской улицы. С Петровским доком, створки которого всего лишь в десятке метров выше по каналу, мост представляет единый историко-архитектурный комплекс.

- Капитальный ремонт Докового моста закончили в сентябре. Макаровская улица - одна из главных транспортных артерий в центре Кронштадта, и приведенная в порядок переправа будет способствовать снижению напряженности на дорогах. Мост уникальный, ремонт велся под контролем специалистов КГИОП, - сообщил глава комитета по развитию транспортной инфраструктуры Сергей Харлашкин.

Результатом творческих изысканий проектировщиков стал принцип пропуска судов за счет поворота пролетного строения моста. Разводку здесь проводят за счет поворота основной части сооружения на 90 градусов вокруг оси, потому переправу чаще называют не разводной, а поворотной. При этом третью опору моста на его восточном устое с помощью домкратов на это время убирают, а механизм с противовесом заложен в западной части моста.

Часть элементов пролетного строения переправы была заменена, при этом специалисты подобрали сталь, сходную по составу с той, что использовалась в XIX веке. Настил проезжей части и тротуаров оставили деревянным, как это было и на том, историческом, мосту. Кстати, строители гарантируют сохранность пролетного строения и основных конструкций моста на срок более чем полвека. Однако деревянный настил изнашивается быстро, по расчетам, его придется менять каждые пять лет.

Гранитную облицовку устоев переправы тоже привели в порядок. А вот стенки набережных канала выглядят не слишком привлекательно: часть облицовки обрушилась, и откосы зияют бетонными проплешинами.

- Часть этой территории, в том числе набережные Докового канала, находится или до последнего времени находилась в ведении военного ведомства. Однако эти вопросы решаются. Ремонт набережных Докового канала запланирован на будущий год, - пояснил нашей газете глава Кронштадтского района Олег Довганюк.

На Доковом мосту капитальный ремонт закончен, а на Пеньковом продолжается. Значительная часть работ уже выполнена. Отремонтированы парапеты и гранитные устои переправы, металлоконструкции пролетного строения защищены от коррозии, отреставрировано перильное ограждение. Основные работы теперь приходятся на обустройство проезжей части, покрытие производится по старинной технологии.

- Выкладываем проезжую часть чугунными шашками, засыпаем их наполнителем из измельченного гравия и цементируем связующим раствором. По такой технологии раньше мостились многие улицы и тротуары на острове Котлин. Теперь повсеместно чугунные шашки заменяются современным покрытием - гранитной плиткой и асфальтобетоном. Но у исторического моста проезжую часть решили оставить прежней, хотя тротуары будут асфальтированными, - рассказал руководитель подрядной организации Виктор Живан.

По расчетам строителей, на обустройство проезжей части Пенькового моста потребуется 5880 шашек. Часть из них сохранилась еще с 1853 года. При демонтаже специалисты осмотрели каждую шашку, некоторые отправили на реставрацию, и они вернутся на настил моста в обновленном виде. Однако больше половины шашек пришлось изготавливать заново, каждая высотой 12 сантиметром, диаметром около 30 см, а весом почти 14 килограммов. Новые шашки сделаны уже из современных материалов, но внешне от исторических отличаются мало.

Пеньковый мост, как и Доковый, построен в оживленной части Кронштадта. Чтобы не закрывать проезд по Петровской улице, работы ведут поэтапно. Сначала ремонтировали покрытие половины моста, оставив вторую половину для движения транспорта, затем перейдут на другую. По контракту, реконструкция переправы должна быть завершена до 30 ноября этого года.


Дорога, проходящая по дамбе, является автомагистралью. Остановка не безопасна, и запрещена правилами дорожного движения. Однако многих это не останавливает. В сезон ловли корюшки вся правая полоса южной ветки дамбы от тоннеля просто забита автомобилями.

Тут начинается чехарда с эвакуаторами. Причем доходит до абсурда: Эвакуаторы приходят колонной и выдергивают автомобили из общей массы. Чем они при этом руководствуются – я не знаю. Возможно, удобством погрузки авто на платформу, или какими-то особыми приметами. А комичность ситуации состоит в том, что на освободившиеся места тут же встают новые автомобили. Россия-матушка! Русская рулетка!

Я не рекомендую Вам поступать таким образом. Рыбалка должна приносить исключительно удовольствие и положительные эмоции. Только представьте себе ситуацию. Возвращаетесь со льда, уставшие, замерзшие, голодные, с одной только мыслью – поскорее прыгнуть в автомобиль и врубить печку на полную катушку. А там, чик-вжик, и вы уже дома, после горячего душа медитируете на кружку пенного или стопку беленькой, вспоминая свое ледяное приключение. И тут, на тебе. Машина то - тю-тю. Я даже не могу представить деепричастные обороты, которые могут возникнуть у меня в голове.

Итак, давайте рассмотрим по порядку места, где можно оставить автомобиль, и вернувшись найти его на том же месте. Будем рассматривать дамбу с севера на юг.


Портопункт Горская

Заезд с приморского шоссе через заправку Шел. Дорога проходит мимо КПП, который давно не действует. На всякий случай есть запасной вариант – грунтовая дорога, идущая из Лисьего Носа вдоль железнодорожного полотна. На сколько я помню по прошлым годам - порт зимой не используется.

Наличие фарватера и водопропускного шлюза делают район Портопункта Горская достаточно перспективным местом для рыбалки. Лед в Горской образуется одним из первых. Стоит всю зиму. Его не ломает и не отрывает и сходит он одним из последних на акватории.

Предостерегаю подходить близко к водопропускным шлюзам. В них постоянно присутствуют течения, которые подмывают лед. Вода в самих створах никогда не замерзает. Будьте предельно внимательны, подходя к ним.

Судопропускное сооружение С2 "Горбатый мост"



Возможные места стоянок перекрыты бетонными блоками. Во все стороны стоят знаки - остановка запрещена, работают эвакуаторы. Теперь автомобиль оставлять тут нельзя.

Как сообщают в дирекции КЗС, закрытие стихийных парковок продиктовано требованием закона. Брошенные в неположенном месте машины угрожают безопасности дорожного движения и блокируют съезды к объектам дамбы.


Это культовое место для жителей северного берега Финского залива. Именно в этом месте есть автомобильный разворот. Развернуться можно как с севера, так и в обратном направлении.

Машину можно оставить вдоль разворота, на обочине. Можно запарковать на асфальтированных треугольниках перед надземным пешеходным переходом. С внутренней стороны кольца так же имеется место под стоянку.

Дорога на 1-ый Северный форт


Заезд от автобусной остановки, с кронштадтского шоссе. Машину можно оставить как на самой дороге на форт, так и подъехать непосредственно к форту. Дорога грунтовая и зимой накатываются приличные колеи. Лишний раз лучше не геройствовать и пройти лишние 100 метров пешком.

Акватория слева и справа от дороги не отличается глубинами. Фоновая глубина от силы 1,5 метра. Места заболочены. Зимой можно успешно ловить щуку на жерлицы.



Гавань Базы Литке


На берег гавани можно проехать вдоль забора паромно-перегрузочного терминала, оставляя АЗС с левой стороны. Мест для машин не очень много. Гавань пользуется популярностью у корюшатников. Здесь всегда обеспечены два фактора успеха – глубина и течение.

Судопропускное сооружение С1. Стоянка у тоннеля


Стоянка на южной стороне дамбы заблокирована бетонными блоками на сторону моря.


Стоянка у тоннеля – это рыболовная мекка. Машины тут есть всегда. В любое время года, в любую погоду, в любой сезон тут присутствуют рыбаки, ища свое рыбацкое счастье. Стоянка разделяется дорогой на две части. С внешней стороны кольца – это довольно небольшой треугольник с выходом надземного перехода и кусочек обочины.

На обочину парковаться крайне не советую. Все рыбаки, идущие на лед, пройдут между этих припаркованных машин. Ящики, сани, ледобуры – все это на 100% оставит память на лакированных бортах вашего железного коня. А пройдут все! Ведь там, со стороны моря корюшки больше, она крупнее и жирнее.


С внутренней стороны кольца так же площадка у выхода с надземного перехода и стоянка с грунтовым покрытием. Машин на эти стоянки набивается по самое не балуй. Если у Вас есть желание приехать сюда за корюшкой, то ехать надо ранним утром. В 6-ть часов утра на стоянке уже плотно, а к 7-и вы просто не найдете места.

Особенность парковки в этом месте – как шпроты в банке. Не стоит удивляться, если придя к своему автомобилю вы обнаружите его запертым со всех сторон в три ряда. Учитывая эти особенности можно сделать вывод – если ехать на это место, то приезжать надо ранним утром с целью провести на льду весь световой день. Если решите поступить таким образом – не забудьте взять с собой фонарь. Светать начнет только к 9-и.

Порт Бронка


В Бронке со стороны моря так же есть подъезд к воде. Но эта стоянка не пользуется большой популярностью, т.к. идти до рабочих глубин приходится приличное расстояние.

Теперь вы знаете, куда приезжать и где оставлять автомобиль на дамбе. В заключение хочу сказать, что меня очень печалит сложившееся отношение к рыбакам. Уж могли бы сделать нормальные стоянки, коли место настолько популярно. Причем делать особо ничего не надо. Вдоль КАД-а по дамбе со стороны города идет старое, хорошо заасфальтированное временное шоссе. Нужно просто организовать к нему съезды и проблема с парковками будет решена.


Кронштадт — город, где практически все достопримечательности связаны с морем и историей военно-морского флота.


С 1720-х годов Кронштадт был главной военно-морской базой Балтийского флота. Из-за военных объектов до 1996 года это было закрытое поселение. Сегодня посмотреть на боевые корабли с набережной — обязательная часть туристической программы в Кронштадте.

Старая часть города, где обычно гуляют туристы, — объект всемирного наследия Юнеско. Под защитой организации и кронштадтские форты — система оборонительных сооружений. Они строились для защиты Санкт-Петербурга : перекрывали водные подходы к городу.

Административно Кронштадт — один из районов Санкт-Петербурга . Еще Петр I считал его частью столицы. Географически он находится на острове Котлин и отделен от Петербурга водами Финского залива. Раньше сюда можно было добраться только в период навигации по воде, но в 2011 году открыли дамбу и построили автодорогу. Теперь в любое время года можно приехать в Кронштадт на общественном транспорте или автомобиле.

Если вы часто бываете в Санкт-Петербурге и уже изучили все основные городские достопримечательности, в маленьком, тихом Кронштадте можно отдохнуть от шумных проспектов. Военно-морской город разнообразит впечатления от парков и дворцов Петергофа, Царского Села и прочих парадных мест императорской столицы. Здесь нет пышной питерской архитектуры: основная часть города — двух-трехэтажные здания из малинового кирпича и советские сталинки.


Мне Кронштадт напоминает Севастополь в миниатюре, только чистый и по-северному суровый. Старая часть города компактная, ее легко обойти пешком: если нигде не задерживаться, хватит и двух часов. Но с посещением всех достопримечательностей и экскурсиями времени уходит гораздо больше, поэтому лучше планировать поездку сюда на весь день. В этой статье я расскажу, что обязательно стоит посмотреть в Кронштадте и как лучше проложить маршрут.

Наша прогулка начнется на Якорной площади и закончится у Дерева желаний в Безымянном переулке. По пути увидите Никольский морской собор, Музей истории Кронштадта, Летний сад, Петровскую пристань с военными кораблями, деревянный маяк, футшток с нулевой отметкой уровня Балтийского моря, памятник блокадной колюшке, Морской музей.

Такси из центра Санкт-Петербурга , например от Московского вокзала, до Якорной площади стоит от 1000 Р . На своем автомобиле доедете до Кронштадта по кольцевой автодороге А-118 с южной или северной стороны.

Маршрут

Якорная площадь — главная площадь Кронштадта. На ней проходят все городские мероприятия. Когда-то здесь складировали якоря — отсюда и возникло название. На Якорной площади сохранилась чугунная мостовая, а в центре площади плиткой выложено изображение якоря. Рисунок хорошо видно только с высоты. Дальше я расскажу, откуда можно его разглядеть.

На площади сосредоточены знаковые достопримечательности города: Никольский морской собор, памятники адмиралам Ушакову и Макарову, Вечный огонь. Вечный огонь в большинстве городов посвящен погибшим в Великую Отечественную войну, но на Якорной площади это братская могила погибших в годы революции и гражданской войны.

Бронзовый памятник океанографу, военному губернатору Кронштадта и вице-адмиралу Макарову — масштабное и экспрессивное сооружение. Не сразу понимаешь, что клубится у ног адмирала: морские волны или хвост дракона.

Памятник адмиралу Ушакову скромнее, зато он стоит прямо перед Никольским морским собором и к нему ведет красивая рябиновая аллея. Ушаков — единственный в мире адмирал, причисленный к лику святых.


Никольский морской собор — главный морской храм России
Перед памятником Макарову молодые моряки принимают присягу

Никольский морской собор — самая известная достопримечательность Кронштадта. Это главный храм Военно-морского флота России и самый большой из российских морских храмов. Внешне он напоминает собор Святой Софии в Стамбуле, но с морскими элементами: например, крест на куполе вписан в штурвал. Внутри все оформлено в морской тематике: там и андреевские флаги, и огромные светильники, подвешенные на настоящих якорных цепях. Но главное — мемориальные таблички на стенах, где перечислены имена моряков, погибших во время воинской службы.

Собор очень красивый снаружи и внутри. Я люблю разглядывать мраморный пол с рисунками, роспись купола, витражи. Здесь совершенно не чувствуется дух, который часто отпугивает посетителей российских православных храмов: не так одет, не там стоишь, неправильно кланяешься. Но правила посещения храма все равно следует соблюдать: если у вас нет с собой головного убора, который должен покрывать голову женщины, на входе можно взять платок. Удобно, что в соборе есть камеры хранения, там можно оставить рюкзаки и сумки.


Летопись погибших на флоте велась с конца 17 века и до 1918 года

После Никольского морского собора всегда болит шея: стоишь, задрав голову, и рассматриваешь роспись купола

Вход в Морской собор бесплатный. Чуть правее от входа установлена табличка, где собираются организованные группы. Экскурсий в храме три: обзорная по собору, подъем на колокольню и под купол. Их проводят примерно раз в час, реже или чаще — зависит от количества желающих. Подробности можно уточнить по телефону +7 921 966-34-13 . Обзорная экскурсия стоит 200 Р , подъем на колокольню — 300 Р , под купол — 400 Р .

стоит подъем на колокольню собора

Во время обзорной экскурсии посетители узнают историю храма и могут подняться на балконы. Подъем под купол даст возможность посмотреть на храм с высоты и подробнее разглядеть впечатляющую потолочную роспись.

Я брала экскурсию на колокольню, и мне очень понравилось. Сначала мы слушали рассказ об истории Морского собора, сидя в царской ложе — отсюда наблюдал за богослужениями Николай II. Потом поднялись на площадку, где находится главный колокол. Он огромный: не сразу понимаешь, что над тобой свод колокола, а не просто круглая крыша.


Именно с колокольни собора видно, что узор плитки на площади — это изображение якоря

Еще с колокольни видно город и море

На мой взгляд, Морской собор — очень романтичное место, чтобы венчаться. Венчание стоит 10 000 Р , крещение — 2000 Р .

стоит венчание в Морском соборе

Мне понравилось рассматривать разные морские приспособления, макеты подводных лодок и прочие интересные штуки: например, респиратор для лошади или чучело пингвина Адели. Но больше всего впечатлила реконструкция комнаты блокадного Кронштадта: маленькая комнатка с ребенком-куклой на кровати и бессильно лежащей на столе истощенной женщиной.


На вид ничего особенного, но, когда стоишь на пороге, пробирает до мурашек

стоит билет на обе экспозиции в музее истории Кронштадта

Экскурсия по одной экспозиции стоит 750 Р для группы до 15 человек, если группа от 16 человек — 50 Р с каждого. Входные билеты в эту стоимость не включены.

Летний сад — первый парк Кронштадта. Когда-то здесь стоял домик Петра I, но он был разрушен во время революции. На месте нынешней главной аллеи парка проходила первая улица города — Петровская. В центре парка насыпана горка с гротом под ней. Здесь красиво летом и осенью, но зимой в парке нечего делать.

К Петровской пристани можно пройти через Петровский парк. В его центре — памятник Петру I, основавшему Санкт-Петербург и Кронштадт. Он установлен лицом к пристани, морю и военным кораблям.

Интереснее всего на пристани в День Балтийского флота, 18 мая, и в День Военно-морского флота, который отмечают в последнее воскресенье июля. В Кронштадт приходят корабли из Балтийска — это город под Калининградом, где тоже расположена военно-морская база Балтийского флота. В эти дни организуют военно-морские парады и гостей пускают на борт военных кораблей.


Если бы не льды, можно было бы решить, что ты в Севастополе, на берегу Южной бухты, где тоже стоят боевые корабли

Деревянный маяк — один из символов Кронштадта. Он стоит чуть правее Петровской пристани, на пирсе Усть-Рогатка . Раньше к нему можно было подойти совсем близко. В 2019 году проход закрыт — пропускают лишь военных. Сфотографировать маяк можно только через решетку КПП, но даже несмотря на это полюбоваться на сооружение подходят почти все туристы в Кронштадте.


Это фото сделано из-за забора КПП

Обводный канал. По его берегам стоят строения Адмиралтейства из красного кирпича, еще петровских времен. Особенно красиво здесь летом и осенью, когда деревья в листве. Если бы не заброшенность и неухоженность зданий, гулять по берегам канала было бы приятнее, чем по Новой Голландии в Петербурге.

Футшток и мареограф — дань морскому местоположению. Футшток — это чугунная линейка с делениями. Она установлена на опоре Синего моста через Обводный канал в Кронштадте. По кронштадтскому футштоку измеряют глубину Балтийского моря и все абсолютные высоты на территории России. Когда говорят, что какое-то место находится на высоте стольких-то метров над уровнем моря, — за точку отсчета берется именно кронштадтский ноль.

Рядом с Синим мостом стоит желтое здание, похожее на маленькую часовенку. Там находится мареограф — прибор, который измеряет уровень Балтийского моря.


Памятник блокадной колюшке сложно заметить, если не знать о нем. Он находится на стене Обводного канала, напротив здания мареографа.

Колюшка — мелкая рыбка, которую не едят в обычное время, но во время блокады она помогала жителям Ленинграда выжить. Ее ловили сачками, корзинами, противогазовыми сумками. Сейчас кронштадтская колюшка — это не только память о блокаде: рыбаки приходят к памятнику, чтобы загадать удачный клев.


Здание мареографа — ориентир, где искать футшток и памятник блокадной колюшке

Морской музей — частный музей в Кронштадте. Он посвящен истории водолазного дела и работе подводников во время Великой Отечественной войны. Сотрудники музея проводят бесплатные экскурсии по предварительному заказу. Мне не удалось там побывать: в 2019 году музей закрыли на реконструкцию. Информацию об открытии уточняйте в группе музея во Вконтакте.

Дерево желаний — чуть ли не единственная достопримечательность города, не связанная с морем и флотом. Сюда приходят, чтобы прошептать желание в огромное ухо металлического дерева. Похожий памятник стоит на набережной моего родного города Петрозаводска.


В том же Безымянном переулке, где стоит Дерево желаний, есть еще один интересный памятник — котел. Его установили в 1999 году. Туристы и местные бросают в него монетки на счастье в доме. Изображение котла есть на гербе Кронштадта, и с ним связана целая легенда. После взятия Петром I крепости Ниешанц шведы заметили русские шлюпки и срочно бежали с острова, бросив котелок, в котором варилась уха. В честь этого трофея остров назвали Котлин, а позже на нем был основан город Кронштадт.

Детали

Погода. Кронштадт расположен на берегу холодного северного моря, поэтому летом здесь на несколько градусов прохладнее, чем в Санкт-Петербурге . Ледяной ветер на пристани дует часто, поэтому даже в мае лучше иметь при себе перчатки и шапку.

Зимой Финский залив замерзает и возникает желание подойти по льду поближе к маяку или кораблям. Но вы никогда не знаете, насколько лед хрупок. Классные фото не стоят того, чтобы провалиться в воду.


Не выходите на лед залива, особенно в начале зимы и весной

Экскурсии. Пешеходные экскурсии или экскурсии на своем автомобиле можно заказать в Музее истории Кронштадта. Для этого нужно заполнить заявку.

Пешеходная трехчасовая прогулка стоит 2500 Р для группы до 4 человек, 3000 Р — для 5—10 человек . Двухчасовая экскурсия на вашем авто будет стоить 2000 Р для 1—4 человек , транспорт музей не предоставляет.

Экскурсию по городу можно забронировать и в Никольском морском соборе: обычно группу набирают на 14:00, стоимость с человека — 300 Р .

Морские прогулки. В период навигации интересно попасть на морскую прогулку на пароме или теплоходе, увидеть с воды Кронштадт и форты. Она стоит 600 Р , для пенсионеров и школьников до 12 лет — 450 Р , детям до 7 лет — бесплатно. Отправление с Зимней пристани.

На форте Константин можно высадиться и осмотреть сохранившиеся казармы, батареи, посетить Музей маячной службы. Вход на форт стоит 150 Р , единый билет на форт и в музей — 350 Р , льготный билет — 250 Р , экскурсия по форту — 1000 Р .

Если нет времени или желания самостоятельно добираться до города, можно отправиться на организованную экскурсию по Кронштадту из Санкт-Петербурга : автобусом или, в период навигации, по морю. Билеты на морские прогулки, которые начинаются в мае, можно купить уже зимой.

Сувениры. Тематика сувениров в Кронштадте — конечно же , море и флот. В сувенирных магазинах можно купить тельняшку за 600 Р , бескозырку за 900 Р , макет подлодки за 8000 Р или атлас океанов за 6000 Р . Даже пупсы — и те в форме моряков.


Сувенирные магазины обычно — кровь из глаз, но в Кронштадте морская тема диктует милый сердцу минимализм. От термоса или кружки с якорем, например, я бы не отказалась


Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.