Горб бронислав шут у трона у революции

  • Главная
  • Поиск
  • Контакты
  • RSS
  • Twitter




В этом году исполняется 117 лет со дня рождения Владимира Маяковского. В музее его имени долгое время была выставка "Война и м i р Владимира Маяковского". Насмешливые лубки футуристов Маяковского и Малевича были популярны на передовой среди солдат и офицеров. Патриотическая работа на победу над Германией не осталась незамеченной.

Император Николай II подписал Высочайшее Повеление (13 января 1917): Владимир Маяковский, ратник 2-го разряда, "награжден серебряной медалью "За усерд i е" на Станиславской ленте". Долгое время медаль считалась утерянной, но на этой выставке мне довелось увидеть царскую медаль поэта и узнать историю ее находки.

Сенсацией экспозиции стала эта самая серебряная медаль "За усерд i е", которую главный пролетарский поэт получил от последнего русского царя. Сегодня это представляется потрясающим историческим казусом, но в течение многих лет тема была под запретом. И стоит поблагодарить всех участников описанных ниже событий, - от очевидцев революции до наших современников, - которые несколько десятилетий не теряли надежду на то, что награда вернется к тому, кто владел ею по праву. Этого вы не прочитаете ни в одной биографии поэта, написанной в советское время: оказывается, Маяковский был представлен к награде во время Первой мировой войны. С первых ее дней поэт рвался на фронт. Однако, чтобы попасть на передовую, необходимо было иметь справку о благонадежности. В октябре 1914 года Маяковский подал прошение на имя московского градоначальника о выдаче "свидетельства о благонадежности для поступления добровольцем в действующую армию". Но в начале ноября на основании справки Охранного отделения о политической неблагонадежности Маяковского ему в этой просьбе было отказано. Ситуация сложилась двойственная: с одной стороны, молодой футурист был постоянной персоной скандальной хроники всех газет и журналов (383 статьи о нем), с другой - его выступление перед памятником Скобелеву с патриотическими стихами " Война объявлена", его политические карикатуры на немцев имели большой резонанс в обществе. Так и не попав на фронт, в этой войне Маяковский использовал в качестве оружия свой талант поэта и художника. И 13 января 1917 года за патриотическую работу в тылу поэт - футурист был награжден Высочайшим Повелением Николая II "За усерд i е" на Станиславской ленте. По следам пропавшей царской награды. Медаль считалась утерянной. Впрочем, её и не искали, полагая, что пролетарского поэта царская награда никак не украшает. Между тем, в семье бывшего штабс-капитана Василия Георгиевича Царикова, известного в Санкт - Петербурге врача, о медали поэта говорили часто. Поводом было семейное предание, которое дошло до нас в пересказе его внука Дмитрия Смирнова, с которым вы сможете ознакомиться на выставке в музее Маяковского. Вообще Маяковский - фигура безусловно странная, необъяснимая, неразгаданная. Кто - то считает его приспешником и придворным поэтом советской власти, другие же напротив утверждают: Маяковский высмеивал советскую власть, что можно видеть практически в каждом из его произведений.

На выставке мне удалось познакомиться с известным писателем. Бронислав Горб - автор книги о Маяковском "Шут у трона революции" (М. 2001), прочитанной за рубежом, но неизвестной русскому читателю, в настоящее время закончил новую книгу о поэте "Анафема Маяковского". Бронислав Иванович - выпускник Литературного института имени Горького, талантливый поэт и писатель. Сделал несколько открытий в области египтологии. Так например в одной из своих книг "Приглашается мальчик на главную роль", готовящихся выйти в свет автор наглядно объясняет почему и с чего начались проблемы в Древнем Египте. Но, пожалуй, одним из самых его успешных трудов можно назвать книгу "Шут у трона революции".

По моей просьбе Бронислав Горб согласился дать интервью нашему журналу:

Бронислав Иванович, я обратила внимание на то, что в книге "Владимир Маяковский: pro et contra . Личность и творчество Владимира Маяковского в оценке современников и исследователей" (2006) нет даже упоминания о Вашей книге "Шут у трона Революции", хотя она вышла еще в 2001-м году, однако, уже в новом путеводителе музея Маяковского эта книга рекомендована для прочтения. Чем это можно объяснить?
Музей Маяковского, созданный двумя гениями музейного дела Евгением Амаспюром и Тарасом Поляковым, как музей великого поэта, вынужденного быть шутом при власти. Сейчас невозможно изучать творчество поэта без этого музея. Здесь всё наглядно: образ трона сопровождает посетителя от входа, до последних дней поэта.

Но те насмешки над Лениным, о которых вы пишете, видны ли только Вам или их можно самостоятельно обнаружить на стендах музея?
Да. В музее можно часто видеть писательницу Анну Сиброг, которая пишет книгу "Маяковский для чайников". Она обратила моё внимание на стенд в музее, где в журнале "Огонек" в День Дурака (1 апреля 1923 года) на первой обложке стихи Маяковского "Мы не верим!" со словами " Вечно будет тысячестраницый грохотать набатный ленинский язык". Набат зовет к тушению пожаров, а вечно грохотать, сзывая на пожар, - в такой набат мы и в День дурака не поверим. Как и не верил поэт. Это же был театр абсурда. Ленин потерял речь, а его избрали начальником коммунистов и т.п. А "Огонек" делал вид, что Ленин ещё дееспособен.

Вы говорите о чужой книге - о том же поэте, о котором пишете и Вы. Не станет ли Анна Сиброг Вашей конкуренткой?
Давайте подождем выхода "Маяковский для чайников". Тогда и для Института мировой литературы станет понятно, что они пишут свои доклады не о том Маяковском. Анна Сиброг каждое заблуждение о поэте остроумно проиллюстрировала. Читать - невероятно смешно и очень интересно. После книги "Маяковский для чайников" серьезные люди прочтут и "Шута у трона" и "Анафему". Анна Сиброг простыми и доступными для "чайников" способами доказала, что мы имеем дело действительно с гениальным поэтом России начала XX века - высмеявшим утопию и её просозидавшихся, которые делали вид, что они строят свой потемкинский социализм.

Бронислав Иванович, а в чем заключается смысл вопроса: "Зачем волки революции сделали Маяковского знаменем проституток?", который вы ставите в начале своей новой книги "Анафема Маяковского?
Если гениального поэта из списка певчих режима коммунистов убрать, то в их обойме, пожалуй, достойных и не останется. Вы спросите, как такой талантище занесло под своды их богадельни? В этом если и есть загадка, то разгадка проста: проверь пяток любых расхожих цитат, приспособленных режимом к себе, - и начнешь постигать первоначального Маяковского. Поколение, жившее между 1910 и 1930 годами, читало Маяковского в подлиннике. Например, точно знало, что "Анафема"(1916) - проклятие врагам России. Ленинцам, анархистам, уголовникам, работавшим в годы войны на Германию. Басни о нём Агитпроп сочинил после того, как проутюжил наследие поэта-бунтаря, выжигая крамолу, утюгом цензуры. Здесь много не нужно, поменяй одну букву (Бог и бог), одно - два слова, смени название, вычеркни строфу - и поэт другой. В канун Октябрьского переворота в газете "Новая Жизнь"(1917, 30 июля) появились стихи о кадетах, которых сожрали волки революции, пророческая "Сказочка" с эпиграфом исторической тревоги "Цвету интеллигенц i и посвящаю". Для поэта большевики - волки революции, а их начальник во главе статьи "Ленин - пролетариев вожак". Это - мнение Маяковского, поэтому и портрет Ленина у поэта иронический: "в складках лба зажата человечья в огромный лоб огромная мысль". Это ироническое определение "человечий" подходит для вожака волчьей стаи. О человеке так не говорят. Поколению после революции не надо было объяснять, что кадеты - конституционные демократы, а волки революции - большевики, сожравшие в те годы и еще 99 политических партий России. Поколениям между 1935и 1985 годами навязали поэта подправленного, объявив после запрета "певцом революции". Для них "Анафема" названа "Ко всему". Их учёные мужи, убрав "Цвету интеллигенции посвящаю", доказали, что "Сказочка о Красной Шапочке" - сатира на кадетов, мол, названных Лениным червями революции. Называл Ленин и цвет интеллигенции не мозгом нации, а говном. На что поэт по-шутовски откликнулся; "Я себя под Лениным чищу, чтобы плыть+". В антологии "Владимир Маяковский: pro et contra . Личность и творчество Владимира Маяковского в оценке современников и исследователей" (Санкт - Петербург, 2006) три критика цитируют как бы хрестоматийные стихи поэта : "Меня одного сквозь горящие здания Проститутки, как святыню, на руках понесут И покажут Богу в своё оправдание". Футурист Сергей Третьяков, позже расстрелянный, сохранил подлинные стихи друга, напечатав их в Чите (1921), к которым цензура тогда не добралась, а сейчас проморгала: "Меня одного сквозь горящие здания Проститутки, как Христа, на руках понесут И покажут Богу в свое оправдание". Талантливый русский поэт Арсений Несмелов (Миропольский) имел 4 боевых награды за войну с немцами. Воевал с их ставленниками - большевиками в армии Колчака. Расстрелян. Арсений Несмелов писал о великих поэтах Золотого и Серебряного века отечественной поэзии и о русском языке: "Не знаю лучшего Для сквернословий и молитв, Он, изумительный - от Тютчева до Маяковского велик". Волки революции, превращая Маяковского в СССРского поэта, лишенного права сравнить себя с Христом, печатали даже в Полном Собрании Сочинений (М.1955). "Меня одного сквозь горящие здания Проститутки, как святыню, на руках понесут И покажут Богу в своё оправдание. И бог заплачет над моею книжкою!" В Литинституте по поводу стихов шутили, что проститутки не только Маяковского могли показывать в оправдание, а каждого советского поэта из справочника Союза писателей СССР. Маяковский написал о другом, и это другое читается так: "Меня одного сквозь горящие здания Проститутки, как Христа, на руках понесут И покажут Богу в свое оправдание. И Бог заплачет над моею книжкою!" Поколение, полюбившее поэта без подсказки, знало одно прочтение: "Христос, снятый с креста. Мученик за людские грехи". Впрочем, этому и посвящена эта книга, где авторское прочтение возвращено и "Анафеме", "Сказочке", поэме "150.000.000".

Бронислав Иванович, а популярен ли сегодня Маяковский?
Да, конечно. Люди приходят в музей, интересуются, правда, по большей части иностранцы, но русских тоже достаточно много. Радует то, что приходит молодежь.

Кому посвящены Ваши книги?
Я посвятил свои книги своей жене Эле и трем дочерям: Исане, Илане, Юлии, которые поддерживают меня во всем. И они были первыми читателями и критиками моих книг.

Бронислав Иванович, спасибо Вам огромное за интервью. Желаю Вам творческих успехов и ждем выхода Ваших новых книг.

А ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ-ТО — ШУТ У ТРОНА!

Бронислав Горб представил выпущенное издательством "Улисс-Медиа" монументальное исследование с кричащим названием "Шут у трона революции". В подзаголовке — "Внутренний сюжет творчества и жизни поэта и актёра серебряного века Владимира Маяковского". К этой теме автор, по его словам, пришёл случайно. Он был занят совершенно другой темой, как вдруг задался вопросом: почему столь одарённая творческая личность, как Владимир Владимирович, смог продать талант неправому делу, поплатившись при этом самим даром Поэта? Надеясь найти ответ, он заглянул в работу Карабчиевского (считающуюся одной из лучших) и. ужаснулся! Затем — к Сарнову, Халфину, Аннинскому, Вайскопфу и другими, другим. Листал и не уставал поражаться: как же так? Маяковский трактовался совершенно не так, как того требовали сами тексты, логика и здравый смысл. "Карабчиевский просто не понял человека, о котором писал! — решительно заявил Бронислав Горб и приступил к изложению свой позиции. — Маяковский поэт такого уровня, что оказался многим не по зубам".

Я себя
советским
чувствую заводом,
вырабатывающим счастье.
Вот лежу,
Уехавший за воды,
Ленью
Еле двигаю
Моей машины части.

Бронислав Горб избрал такой поход: не врать, не переиначивать и не натягивать факты на концепцию. Эмоциональность некоторых глав полностью подтверждает истинность намерений исследователя. Например, объясняя своё непонимание сравнений Маяковского со Святогором, Горб рассказал о поиске скрытого смыла не только в творчестве поэта. Оказалось, что Святогор — это один из самых придурковатых (цитата) "младших" богатырей в славянском "пантеоне", не знающих, куда девать силищу. Прямая параллель с "особой литературной планетой" (именно так назван поэт в книге) очевидна.

"Пусть мне возразят академические исследователи, если я не прав. Но за несколько лет подготовки книги я не получил убедительных аргументов из их уст, хотя промежуточные результаты моего труда постоянно публиковались в прессе (например, в известном журнале "Витрина")", — говорит Горб.

Наверное, им просто нечего возразить. А может, учёные просто не рассматривают автора всерьёз, полагая его идею рядовой выдумкой или бредом? Или они, кусая локти, стыдятся признаться, что не замечали очевидного, слепо следуя концепции, наработанной советской школой. Да уж, от убеждений отказаться бывает ой как сложно: "переходные" литературоведы знают об этом не понаслышке. Догадывался об этом и Гений, не сомневается Горб, объясняя следующие строчки как элементарное скоморошье приспособление насмешливого таланта к заданным жизнью тупиковым обстоятельствам:

Я
Себя
Под Лениным чищу,
Чтобы плыть
В революцию дальше.

Трактовка жизни и творчества Маяковского через шутовство является новаторской в критике и литературоведении. Хотя Игорь Северянин уже в 1926 году сказал о Маяковском так: ". В иных условиях и сам, пожалуй, / Он стал иным, детина этот шалый, / Кощунник, шут и пресненский апаш: В нём слишком много удали и мощи,/ Какой полны издревле наши рощи./ Уж слишком он весь русский, слишком наш!!" Но мог ли даже он предположить, что поэма "Владимир Ильич Ленин" не без иронии, но и не только её посредством, будет осмыслена через "красное хлыстовство".

Новая книга о Маяковском — и новая загадка о гении. Возможно, подражая объекту исследования, Бронисолав Горб нескромно отмечает: "У меня создалось такое впечатление, что в стране есть только один человек, прочитавший Маяковского, — это я". Автор монографии полагает, что Владимир Владимирович пришёл в революцию вовсе не для того, чтобы поддержать её, а исключительно для того, чтобы её изнутри взорвать. В качестве подтверждений Горб приводит несколько полных вариантов произведений поэта, называя подраздел издания "Маяковский насмехается: Сатирические стихи и поэмы о ереси коммунизма — новой религии, её апостолах, святых и угодниках". Особую ценность представляют архивные фотографии, коллажи, рисунки "эпохи шутов". Эпатажность личности Маяковского, видимо, распространяется и на всё, что с ним связано, независимо ни от расстояний, ни от времени. Так, на осенней книжной ярмарке во Франкфурте книгу Горба о Маяковском просто бесстыдно украли, а ещё до издания не раз автор и его помощники боролись с обрушившимся на них плагиатом. Происки продолжаются? Наверное, теперь веское слово должен сказать "курирующий Маяковского" Институт мировой литературы, кстати, выпускающий полное собрание его сочинений.

Сделать ее заметнее в лентах пользователей или получить ПРОМО-позицию, чтобы вашу статью прочитали тысячи человек.

  • Стандартное промо
  • 3 000 промо-показов 49
  • 5 000 промо-показов 65
  • 30 000 промо-показов 299
  • Выделить фоном 49

Статистика по промо-позициям отражена в платежах.

Поделитесь вашей статьей с друзьями через социальные сети.

Получите континентальные рубли,
пригласив своих друзей на Конт.

Со школьной скамьи в моей памяти сидят стихи Майи Румянцевой:

"Маяковский! Такая боль!

Такая боль… Маяковский…

С такою болью – к тебе только.

Как будто на раны насыпали соль,

Как будто по сердцу

Сухою коркой".


Уже тогда не могла принять официальную версию его гибели – самоубийство. Тем более, что мне хорошо были известны его стихи, посвященные самоубийству Сергея Есенина:

«…В этой жизни

помереть

не трудно.

Сделать жизнь

Сложившееся у меня восприятие поэта как цельной натуры не позволяло принять эту официальную версию как единственно верную.

Потом, в перестроечные годы, появились публикации о том, что поэт был убит сотрудниками ОГПУ (или их агентами).

Но все равно пазл не складывался: какой смысл для советской власти был убивать того, кто был столь яростным и горластым её певцом?

Неудовлетворённость и новой этой версией, тем не менее, не означала принятие версии официальной – о самоубийстве.

Тем более, что в новых публикациях указывалось на слишком большое количество слишком явных нестыковок в официальной версии:

- и несовпадение пули с орудием убийства,

- и выстрел, произведенный якобы правой рукой, при том, что Маяковский был левша;

- и поспешная кремация тела поэта, произведенная под надзором сотрудников ОГПУ,

- и поспешное, на пятый день, закрытие уголовного дела о смерти поэта.

Авторы, подвергавшие сомнению официальную версию гибели поэта, писали:

- маузер № 312045, из которого якобы застрелился Маяковский, исчез, и судьба его неизвестна,

Вот фотография Маяковского после гибели, на которой отчетливо видно, куда попала смертельная пуля. Что интересно, она не была опубликована до периода "перестройки и гласности":


А теперь давайте вспомним о том, что Маяковский был левша, и попробуем представить возможность нанесения такой раны его левой рукой. Получается?

Интересно сопоставить в этой связи два мнения:

Сначала мнение тех, кто уверен в том, что имело место самоубийство, в том числе и на основании исследования рубашки, в которой поэт был в момент гибели:

А вот сомнения тех, кто не менее подробно разбирался в этом вопросе:

«Но при выстреле в упор должны остаться точки от не успевших сгореть частиц пороха. Их нет. Валентин Скорятин (журналист, проводивший расследование гибели поэта) сам обследовал предсмертную рубашку поэта и утверждает, что даже с помощью лупы не обнаружил никаких следов порохового ожога. Значит, делает он вывод, дуло находилось достаточно далеко от груди. Слева — значит, стрелял левой рукой.

Неспроста после вскрытия, обнаружившего пулю с левой стороны, Яков Агранов интересовался, не был ли Маяковский левшой.

Обратим внимание, что пуля прошла сверху вниз: словно стрелявший стоял, а тот, в кого стреляли, сидел".


Много говорится и о корыстной заинтересованности агентов ОГПУ Бриков, о том, как Лиля Брик хлопотала о наследстве, написав жалобное письмо Сталину, на которое была наложена резолюция:

В общем, вопросов больше, чем ответов.

Известно, что непосредственно перед смертью, за Маяковским была организована слежка ОГПУ. Зачем? С какой целью?

И вот в 1999 году появляется новая версия убийства Маяковского.

В 1927 году Маяковский ездил в Варшаву к Войкову.

Встреча поэта в Варшаве с послом Войковым приоткрыла Маяковскому тайну захоронения убиенных.


Но – вот незадача – практически сразу после этой встречи Войкова убивают.

«Вот с этим виделся только за час,

Смеялся, снимался около.

И падает Войков, кровью сочась,

Но это не остановило Маяковского в его поисках.

Вот как это описывают очевидцы:

Несмотря на то, что А. И. Парамонов в июле 1918 года был на фронте, о последних днях династии Романовых знал хорошо. Он побывал под Коптяками, где трупы царских особ после расстрела были сожжены. Чтобы как следует запомнить это место, предусмотрительно сделал ножом зарубки на березках.

За городом стояла снежная целина. По Старой Коптяковской дороге к Четырехбратскому урочищу тогда уже никто не ездил.


Увиденное произвело на поэта большое впечатление. Маяковский, казалось, долго не мог прийти в себя, молча стоял и думал о чем-то.

Шесть пудов

(для веса ровного),

Будто правит

Кедров он полком

Снег хрустит под Парамоновым

Председателем исполкома.

“Здесь кедр топором перетроган,

Зарубки под корень коры,

У корня, под кедром, дорога,

А в ней — император зарыт”.

Значимы аллитерации — “ке. ко. ко. ко. ке” — словно хищное карканье воронья.

В записной книжке поэта 1928 года остался вариант строфы, очень важной для понимания личного отношения поэта к убийству державной семьи:

Я сразу вскину две пятерни, что я голосую против.

Мы повернули истории бег. Старье навсегда провожайте.

Коммунист и человек не может быть кровожаден”.

И вот теперь пазл сложился. Поэт был убит. И понятно, за что.

П.С. Отдельное спасибо Микулишне, поскольку мысль о написании этой статьи появилась после нашего с ней диалога на эту тему в комментариях к одной из моих статей на КОНТе.

















  • Русский
  • English (UK)
  • Українська
  • Suomi
  • 中文(简体)
  • Deutsch
  • العربية
  • Türkçe
  • Français (France)
  • Español
  • Português (Brasil)

А во-вторых — что-то подсказывает мне одну утешительную мысль: мало ли кого сейчас не читают и не помнят? Сейчас вообще не очень хорошо с чтением и памятью. Но погодите, придут иные времена, когда будут востребованы тонкие и сложные эмоции, когда не стыдно будет сострадать и умиляться, и даже сентиментальность будет вполне уместна, а интерес к советскому будет глубоким и неконъюнктурным, тем более что многое ведь и повторится; и тогда Инбер еще перечтут, и место ее в литературе, как знать, сделается более почетным. Надо только пережить так называемые темные века — в нашем случае, надеюсь, всего лишь годы.

Инбер нащупала интонацию, с которой можно было в двадцатые говорить и о любви, и о материнстве, и о стариках-родителях. Она примкнула к главной, по-моему, литературной группе второй половины двадцатых (не считая тут же разгромленных обэриутов): ее литературной семьей стали конструктивисты.

И потому двадцатые стали временем расцвета молодой женской поэзии: мужчина не умеет так кощунствовать, так решительно рвать с прошлым, не умеет встречать настоящее и будущее с любопытством, а не с ужасом. Любопытство не зря называют женской чертой.

И они — Инбер, Адалис, Баркова, Радлова, позже Берггольц — сумели найти новый язык там, где замолчали старшие, там, где бессильны были мужчины. И появились два новых типа: женщина-комиссар (это ведь не только Рейснер, их много было, причем у анархистов тоже) — и женщина-очеркист, она же репортер, шофер, даже летчица. Прелестная, маленькая, деловитая, бесстрашная, циничная, остроумная.

Вот этот стиль создала Инбер.

Истинный расцвет ее таланта, однако, пришелся. страшно писать — на блокаду, потому что какой же это расцвет? Но ничего не поделаешь, она, как и Берггольц, лучшие свои вещи со времен бурных двадцатых написала в страшные сороковые. Может быть, потому, что во время войны люди опять стали равны себе. И государство перестало их давить, понадеявшись на личную инициативу, — людям разрешили спасать страну. Не до того было, появились у начальства другие заботы, кроме как непрерывно прессовать подданных. А главное — в экзистенциальной ситуации, на пределе возможностей, к Инбер вернулись лучшие ее черты. Насмешливость. Трезвость. Мужество. Самодисциплина.

На мне перчатки, валенки, две шубы
(Одна в ногах). На голове платок;
Я из него устроила щиток,
Укрыла подбородок, нос и губы.
Зарылась в одеяло, как в сугроб.
Тепло, отлично. Только стынет лоб.

Лежу и думаю. О чем? О хлебе.
О корочке, обсыпанной мукой.
Вся комната полна им. Даже мебель
Он вытеснил. Он близкий и такой
Далекий, точно край обетованный.
И самый лучший — это пеклеванный.

А тут еще какой-то испоганил
Всю прорубь керосиновым ведром.
И все, стуча от холода зубами,
Владельца поминают недобром:
Чтоб дом его сгорел, чтоб он ослеп,
Чтоб потерял он карточки на хлеб.

В системе фильтров есть такое сито —
Прозрачная стальная кисея,
Мельчайшее из всех. Вот так и я
Стараюсь удержать песчинки быта,
Чтобы в текучей памяти людской
Они осели, как песок морской.

Бывало, Муза днем, в мороз седой,
Противовесом черной силе вражьей,
Орудовкой, в берете со звездой,
Стояла у Канавки у Лебяжьей
И мановением варежки пунцовой
Порядок утверждала образцовый.

Это высокий класс. И пусть нет здесь той непосредственности, того пламени, что у Берггольц (кощунственны любые сравнения), но интонация гордости, достоинства, силы — есть безусловно; и есть строфы не хуже ахматовских.

Советская власть, в общем, прошла сходный путь, хотя виновата она гораздо больше, чем Инбер.

Стихи Инбер вряд ли сегодня кого-то заразят энтузиазмом или соблазнят свежестью великих планов. Сегодня они могут заставить только плакать.

БЛЕСК И ПОДОЗРИТЕЛЬНАЯ ТИШИНА

Перед выборами президента, назначенными на 9 августа, Белоруссия выглядит как рядовой после гауптвахты.

Чистенькой и молчаливой.

Тут солнечно, тепло, подстрижено, покрашено и мило. Такси - 3 рубля. Минералка – рубль. Соль – 50 копеек. (курс белорусского рубля к российскому 1 к 29)

В общем все, о чем мечтает советский человек.

От белорусской власти у него эстетический оргазм. От самих слов:

Александр Григорьевич Лукашенко . КГБ . Крепкая рука.

Железный порядок. Мир. Покой. Средняя зарплата – 500 долларов (и пусть в России она больше — $780, но иди в нищей русской глубине такую поищи!)

И категорически не может понять советский человек – чего белорусам против Батьки протестовать?

Хотя и тут Лукашенко навел порядок. Попытка несогласных аплодировать на улицах жестко пресечена.

Претенденты в президенты дисциплинированно ждут своей участи. Двое уже в тюрьме. Остальные на свободе. Пока.

И тишина. Над чем с удовольствием подтрунивают провластные эксперты.

- Из блогера Сергея Тихоновского (на чьей даче с третьей попытки за диваном найдены 900 тысяч долларов, - ред.) лепили образ белорусского Емельяна Пугачева , - говорит эксперт при Госсекретариате Совбеза Белоруссии Александр Шпаковский - В комментариях под его видеороликами митинговали несколько сотен тысяч человек. Тихановский в интервью российской прессе даже пообещал партизанскую войну, если с ним что-то произойдет. И что? Народного героя задерживает наряд обычных милиционеров. Месяц сидит блогер. И где его сотни тысяч разъяренных сторонников?! Тоже сидят. Тихо.

- Лукашенко абсолютно спокоен, - говорил мне провластный эксперт. - Он какие только выборы не проходил.

А я слушал Шпаковского и думал. Что-то не то.

В Бресте Лукашенко встретился с местными оппозиционерами и выдал на русский слух загадочную речь.

Лукашенко выглядел странно.

Он словно увещевал неразумное дитя – ну что ж ты на родного Батьку-то хвост то поднял. С недоумением: как же так!

И самое странное - я третий день не мог найти сторонников Батьки. Ни одного!

Раньше – только заговоришь о США или Украине и все - собеседник поплыл. Дескать, да. И правда. Этот майдан. (с ужасом) Эта оппозиция. (брезгливо). Пусть уж лучше Батька.


Перед выборами президента, назначенными на 9 августа, Белоруссия выглядит как рядовой после гауптвахты. Фото: EPA/ТАСС

Но в 2020-м прием не сработал. Беларусы вдруг плюнули на геополитику с ее вечными спорами - на Запад или Восток? И как сговорились – все о себе. Мол, нет развития, зарплаты маленькие, люди бегут в Европу и Россию.

- А зачем нам Лукашенко? Вот зачем? – говорил мне минский знакомый. - Ничего в стране не меняется. Хороший может мужик, Григорьевич, но он застрял в своем колхозе, да и вообще - в прошлом веке! Несет по телевизору ахинею, которая почему-то так нравится русским. А жизнь все та же! Устали от него, понимаешь?

Да и как он мог так при пандемии с нами поступить?!

- Да как?! – не понимаю. Белорусский метод популярен даже у российских ковидо-скептиков – Батька не стал мучить народ карантином, не побоялся. Мужик!

- Да он бросил народ – сами спасайтесь, – почему-то возмущаются в Белоруссии. - От Лукашенко ждали решительных мер, чтобы спасти людей, а он просто отошел в сторону.

- А если бы он вас, капризных белорусов, закрыл на карантин, вы бы кричали – что кушать нечего, – ворчу.

В сердцах. Потому что произошел тут со мной один случай.

МАСТЕРСКАЯ РЕВОЛЮЦИИ

Беларусь похожа на айсберг – верх красиво сверкает, что внизу –черт разберет.

Хотя уже ясно - интернет-революция.

Интернет был настолько абсолютно, безнадежно, окончательно (и давно) захвачен диванными бойцами противников Батьки, что оттуда решительно вышвырнуты все сторонники Лукашенко. Говорить что-то за президента там хуже каминг-аута.

- За Лукашенко она.

ПОЛНОЕ ЧИПОЛЛИНО

Интернет пытается прорваться на улицу. В одном их телеграмм-каналов мелькнуло – а давайте постоим в очереди у магазина национальных сувениров на проспекте Машерова 18.

Пытаясь обогнать автозаки (белорусские спецслужбы тоже читают телеграм ), бегу на границу между он-лайном и оф-лайном.


Интернет пытается прорваться на улицу. В одном их телеграмм-каналов мелькнуло – а давайте постоим в очереди у магазина национальных сувениров на проспекте Машерова 18. Фото: Владимир ВОЛОШИН

Стоит мирная очередь, человек десять. В магазине продавец очень медленно. Специально медленно. Креативно медленно. Что-то продает. Очередь уже 15 человек. Молчат. Напряженно смотрят на дорогу.

Рядом пара фотографов. Тоже ждут.

Машины изредка сигналят. Тишайший белорусский протест.

И тут плавно подъезжает (на фото) темно-зеленый автозак. Высыпается ОМОН , очередь закидывают как мячики. Плавно отъезжает.

15 секунд работы.


И тут плавно подъезжает темно-зеленый автозак. Высыпается ОМОН, очередь закидывают как мячики. Плавно отъезжает. Фото: Владимир ВОЛОШИН

- Бежим, – закричал мой сосед (мы снимали издали). Проспект прочесывали люди в гражданском. И тут встаю как вкопанный.

Улица взорвалась гудками. Машины стояли на светофоре у автозака. Не двигались. И зло гудели на автозак, прижав того к обочине.

- Чиполлино какое-то, – смеялись прохожие. – Это ж надо, арестовали очередь!

И все-таки, выехав из Минска, я мгновенно, в городке Фаниполь нашел сторонника Лукашенко.

Того самого, старинного образца – 2010 года. Сидит мужичок на скамеечке.

И говорит про нашу идею славянскую. Вечную.

Что голосуй - не голосуй, ничего не изменится. Что не жили хорошо, и начинать нечего. Что ничего не будет, что так, что эдак. Что баловство глупое, никчемное - эта демократия. Что пусть и Лукашенко. Мы его хоть знаем. А любые резкие перемены – зло.

- Одно только хочу, - вдруг сказал фанипольский человек. - Чтоб подсчитали честно.

- Честно?! Зачем? – вздрогнул я от такой ереси. - Все равно же ничего не изменится.

Белорус подумал. И вздохнул.

- А все равно. По-людски хотелось бы.


СКАЗАНО В ТЕМУ

Президент Белоруссии Александр ЛУКАШЕНКО

"Сегодня мне доложили, что у одного из моих сыновей в Швейцарии $840 млн. Направьте туда письмо: кто хочет забрать эти деньги, пусть немедленно заберет. Такие фейки будут постоянно. И нам надо с этим жить и бороться. Кстати, это подбрасывается структурами из России. Это не наше. Потом они извинятся, снимут. Но людям то в мозги уже вбросили.

Кукловоды и с одной, и с другой стороны. И в Польше живут, и из России подкидывают. Мы об этом с президентом Путиным поговорим в ближайшее время при встрече. Идет вмешательство из-за рубежа в наши выборы, внутренние дела. "

ОТВЕЧЕНО

Пресс-секретарь президента Дмитрий ПЕСКОВ

Владимир Сунгоркин: Не исключена вероятность, что Лукашенко может проиграть выборы 9 августа

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.