Формирование осанки средствами физических упражнений

Средства и методы тренировки. Компоненты тренировочной нагрузки.

Основными специфическими средствами спортивной тренировки в видах спорта, характеризующихся активной двигательной деятельностью, являются физические упражнения.

Средства спортивной тренировки могут быть подразделены на три группы упражнений: избранные соревновательные, специально-подготовительные, общеподготовительные.

Избранные соревновательные упражнения - это целостные двигательные действия (либо совокупность двигательных действий), которые являются средством ведения спортивной борьбы и выполняются по возможности в соответствии с правилами состязаний по избранному виду спорта.

Специально-подготовительные упражнения включают элементы соревновательных действий, их связи и вариации, а также движения и действия, существенно сходные с ними по форме или характеру проявляемых способностей. Смысл любого специально-подготовительного упражнения состоит в том, чтобы ускорить и улучшить процесс подготовки в соревновательном упражнении. Именно поэтому они специфичны в каждом конкретном случае, а следовательно, относительно ограничены по объему.

Общеподготовительные упражнения являются преимущественно средствами общей подготовки спортсмена. Общеподготовительные упражнения не имеют прямой связи с соревновательными и предназначены расширить запас двигательных навыков и качеств спортсмена, повысить его общую тренированность. Объем общеподготовительных упражнений теоретически не имеет пределов. Однако в конкретном тренировочном процессе используется сравнительно ограниченное их количество.

Тренировочные нагрузки определяются следующими показателями:

а) характером упражнений (По характеру воздействия все упражнения могут быть подразделены на три основные группы: глобального, регионального и локального воздействия. К упражнениям глобального воздействия относятся те, при выполнении которых в работе участвует 2/3 общего объема мышц, регионального - от 1/3 до 2/3, локального-до 1/3 всех мышц.);

б) интенсивностью работы при их выполнении;

в) объемом (продолжительностью) работы (В процессе спортивной тренировки используются упражнения различной продолжительности - от нескольких секунд до 2-3 и более часов);

г) продолжительностью и характером интервалов отдыха между отдельными упражнениями.

-9-

Осанкой принято называть привычное положение тела во время покоя и движения.
Осанка формируется у детей в процессе роста организма в тесной связи с развитием двигательных функций. Основную роль в формировании правильной осанки играет не абсолютная сила мышц, а равномерное их развитие и правильное распределение мышечной тяги. При правильной осанке физиологические изгибы позвоночника хорошо выражены и имеют равномерно-волнообразный вид, туловище и голова держится вертикально, контуры грудной клетки (профиль) выступают вперед при вертикально расположенной линии живота, нижние конечности разогнуты.

Одним из эффективных средств и активным методом формирования осанки и ее коррекции являются физические упражнения, воздействие которых на осанку зависит от их назначения. Выделяют две группы упражнений.

Упражнения первой группы оказывают укрепляющее и тонизирующее воздействие на организм в целом и способствуют формированию осанки. К ним относят спортивные упражнения (занятия по видам спорта: лыжи, футбол, хоккей, плавание и др.), общеразвивающие упражнения, направленные на развитие физических качеств (силы, ловкости, быстроты, гибкости) и физической подготовки на укрепление отдельных мышечных групп.

Вторая группа - специально направленные упражнения на формирование навыка правильной осанки. Эти упражнения более эффективно формируют навык удержания правильной осанки как в положении сидя, стоя, при ходьбе, так и при различных гимнастических упражнениях и двигательных действиях. Одновременно они избирательно воздействуют на укрепление мышечных групп всех частей тела, формируют мышечный корсет туловища, тренируют мышцы, участвующие в удержании правильной осанки (мышцы спины, брюшного пресса, задней поверхности бедра).

Эта группа упражнений подразделяется на три подгруппы:

1) упражнения у вертикальной плоскости

2) упражнения с удержанием предмета на голове;

3) упражнения в равновесии.

-10-

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Автор: Зайцева Маргарита Евгеньевна.

Научный руководитель: Н. В. Петрова, преподаватель высшей квалификационной категории

В настоящее время все чаще обнаруживаются проблемы неправильно сформированной осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста. Для дошкольника это один из немногих важнейших факторов, которые должны быть сформированы к концу дошкольного возраста. По данным Всемирной организации здравоохранения 48% детей имеют те или иные нарушения опорно-двигательного аппарата, из-за чего в последующем нарушается осанка и возникают различные серьезные отклонения состояния здоровья.

Данная проблема значима, ведь многие родители не задумываются, насколько важным является фактор формирования осанки и правильного свода стопы. Зачастую проблема осанки и плоскостопия у детей начинается с того, что, занимаясь с детьми дома, родители больше внимания уделяют выполнению задания, которое выполняет ребенок, а не то, что ребенок сидит неровно на стульчике.

Дети дошкольного возраста характеризуются стремительным развитием, изменениями в функционировании организма, в частности нервной системы, эндокринной системы, опорно-двигательного аппарата, а также сердечно сосудистой системы. На этом этапе развития у ребенка наблюдается стремительный рост, прибавление в весе, начинаются изменения в пропорциях тела. Самое главное в этом возрасте, это изменения, происходящие в процессах высшей нервной деятельности.

Как считает А. М. Козлова, мозг ребенка, находящегося в возрасте шести лет схож по своим показателям с мозгом взрослого человека. Это период развития, когда ребенок, достигнув возраста 5-7 лет готов к тому, чтобы перейти на новую ступень своего развития. На новом этапе развития ребенка предполагаются более активные умственные нагрузки, физические нагрузки, которые обусловлены началом обучения в школе [1, с. 328].

Значение правильной осанки, правильного свода стопы в развитии детей дошкольного возраста

Нарушения осанки представляют собой одну из наиболее актуальных проблем современной теории физического воспитания. Для формирования нарушения осанки достаточно минимального изменения тонуса мышц. Нарушение осанки у ребенка дошкольного возраста чаще всего развивается из-за слабости мышечного корсета и длительного пребывания в неправильных позах, которые ребенок принимает в положении сидя, стоя, лежа, при ходьбе, во время игр, при различных видах деятельности. Наследственные факторы могут обуславливать похожие варианты осанки у родителей и детей, предрасположенность к определенному виду нарушений осанки.

Лечение дефектов осанки и деформации опорно-двигательного аппарата должно быть комплексное. Оно предусматривает широкое использование физической культуры совместно с физиотерапией, массажем, закаливанием и гигиеническими процедурами в режиме труда и отдыха [6].

Причин неправильной осанки и ее дефектов много: гиподинамия, и как следствие, недостаточное развитие мышц спины, живота, бедер, шеи, груди, удерживающих позвоночник в нужном положении; ходьба с опущенной головой, сидение с опущенными плечами и согнутой спиной; плоскостопие и врожденная косолапость. Развитию дефектов осанки способствует несоответствующая росту ребенка мебель, неудобная одежда, неправильные позы и привычки детей (опора при стоянии на одну ногу, чтение и рисование лежа в постели); однообразные движения и спортивные упражнения (отталкивание при езде на самокате, при прыжках одной и той же ногой, ношение груза в одной и той же руке) [7].

Возможности физических упражнений в формировании правильной осанки и правильного свода стопы

Проблема увеличения численности детей, имеющих нарушения состояния опорно-двигательного аппарата, а в частности, отклонения в состоянии стоп всегда была и остается одной из важных аспектов нашего времени. По некоторым данным именно от правильного формирования стопы зависит состояние всего опорно-двигательного аппарата – это здоровые коленные и тазобедренные суставы, правильно сформированный позвоночный столб, нормальное кровообращение головного мозга.

Доказано, что большое значение в предупреждении различных деформаций опорно-двигательного аппарата имеет физическая культура в различных ее формах. Занятия физическими упражнениями положительно влияют на функции центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата, происходит становление сердечно-сосудистой и дыхательной систем [4, с. 89].

Возможности физических упражнений в формировании правильной осанки и правильного свода стопы

Для того чтобы коррекционно-формирующая работа была успешной, в условиях дошкольного образовательного учреждения должна быть создана полноценная развивающая физкультурно-оздоровительная среда. Для этого в спортивном зале ДОУ предусмотрено наличие необходимого оборудования и инвентаря, способствующего формированию мышц стопы и голени и благотворно влияющего на укрепление сводов стопы. Это массажные коврики, массажные мячи, гимнастические палки, скакалки, обручи, ребристые доски и т. д. [2, с. 101]. На практических занятиях по физическому воспитанию дети занимаются в носочках, а при выполнении специально-формирующих упражнениях босиком. Занятия проводятся под музыкальное сопровождение для обеспечения эмоционального фона и в хорошо проветриваемом зале, что благотворно влияет на закаливающий фактор.

К специальным упражнениям, формирующих нижний отдел опорно-двигательного аппарата, мы относим физические упражнения, направленные на укрепление длинной малоберцовой мышцы, осуществляющей пронацию переднего отдела стопы; большеберцовой мышцы и длинных сгибателей пальцев, усиливающих супинацию заднего отдела стопы и пронирующих голень кнаружи; длинного сгибателя большого пальца и коротких сгибателей пальцев, задней большеберцовой мышцы, способствующих углублению продольного свода [3, с. 259].

Разрабатывая систему физических упражнений, направленных на формирование сводов стопы детей, необходимо учитывать, что стопа ребенка не является уменьшенным подобием стопы взрослого человека, а имеет свои анатомические и функциональные особенности. Так, например, костный аппарат стопы дошкольников во многом имеет хрящевую структуру, связки более эластичные и растяжимые, мышцы недостаточно сильные и выносливые.

В группу упражнений для укрепления свода стопы мы включили упражнения, направленные на укрепление мышц голени и стопы, а также циклические и прыжковые упражнения уступающе-преодолевающего характера, способствующие не только повышению выносливости нижних конечностей, но и способствующие формированию правильной осанки, что в свою очередь обеспечивает нормальную работу ЦНС и сердечно-сосудистой системы (ходьба, бег, прыжки и их разновидности) [5, с. 42].

В качестве укрепления мышц нижних конечностей и разнообразия занятий мы предлагаем использовать прыжковые элементы уступающе-преодолевающего характера со скакалкой. Несмотря на общедоступность и простоту использования, скакалка не так часто использовалась на занятиях по физическому воспитанию в экспериментальных дошкольных образовательных учреждениях, так как ее применение требует высокой организации и детей, и педагога.

Прыжки со скакалкой сочетают в себе эффективность длительного бега, атлетическую мощь различных прыжков и красоту танцев. Данный вид движений мы включали в каждое занятие и отводили им 7–10 мин от общего времени занятий.

Однако двигательные действия на повышение выносливости нижних конечностей, мы считаем недостаточными, так как они будут вызывать утомление мышц стопы и возможное опущение сводов. Мы рекомендуем их применять в сочетании с общеразвивающими упражнениями для нижних конечностей, включенных в подготовительную часть, а для разгрузки мышечно-связочного аппарата стопы необходимо проделывать специальные упражнения в положении сидя и лежа, применяемых в заключительной части занятия (совершенствование двигательных действий происходило за счет увеличения количества повторений, применения гимнастических предметов и выполнения упражнений с партнером).

Проанализировав литературные данные,мы пришли к выводу:

1. Детский организм достаточно восприимчив к внешним воздействиям, благоприятным и не очень, в силу незавершенности своего развития. Поэтому разного рода неблагоприятные факторы (наследственность, неправильное питание, недостаточная или наоборот избыточная физическая нагрузка и прочие) приводят к появлению тех или иных морфофункциональных нарушений ОДА в дошкольном возрасте. Но благодаря этой же податливости детского организма, пока не закрыты точки окостенения, легче предупредить или исправить деформации стоп, осанки, закрепить правильную походку.

2. Визуальный осмотр, проводимый хирургами и ортопедами в рамках ежегодных мониторингов здоровья воспитанников ДОУ, не позволяет выявить стопные деформации на начальных этапах их развития. Высокая степень распространения стопных деформаций у подростков и взрослых это только подтверждает. Поэтому сделав плантографию частью процесса мониторинга физического здоровья у воспитанников ДОУ, объединив при этом усилия медперсонала, педагогов, физкультурных работников и родителей, можно осуществлять профилактическую и коррекционную работу в рамках физического воспитания более личностно направленно.

3. Большинство дошкольных учреждений в профилактических целях включают в состав занятий комплексы упражнений для профилактики плоскостопия. С детьми, имеющими другие стопные нарушения, работа практически не ведется. Чтобы индивидуализировать физкультурно-оздоровительную работу в дошкольном учреждении, в зависимости от того или иного типа и степени нарушения, необходимо внедрить в практику обследование стоп, что в свою очередь поможет разработать наиболее оптимальную коррекционно-оздоровительную методику.

Формирование правильной осанки детей дошкольного возраста Проблема сохранения и укрепления здоровья детей является актуальной во все времена. При этом одним из комплексных показателей здоровья ребенка.


Фото отчет занятия ЛФК. Профилактика нарушения осанки и плоскостопия. Фото отчет занятия по ЛФК. Профилактика нарушения осанки и плоскостопия. Лечебная физкультура дает возможность оказывать, общеукрепляющие.

Из опыта работы по формированию правильной осанки у детей в дошкольном образовательном учреждении У ребенка в дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья, проявляются определенные черты характера, приобретаются.

Методы исследования у детей подготовительной группы осанки и свода стопы Диагностическое обследование детей подготовительной группы. Цель: выявление осанки и плоскостопия у детей. Методы исследования: 1. Педагогическое.

Физические упражнения, как основное и специфическое средство формирования осанки

Одним из эффективных средств и активным методом формирования осанки и ее коррекции являются физические упражнения, воздействие которых на осанку зависит от их назначения. Выделяют две группы упражнений. Упражнения первой группы оказывают укрепляющее и тонизирующее воздействие на организм в целом и способствуют формированию осанки. К ним относят спортивные упражнения (занятия по видам спорта: лыжи, футбол, хоккей, плавание и др.), общеразвивающие упражнения, направленные на развитие физических качеств (силы, ловкости, быстроты, гибкости) и физической подготовки на укрепление отдельных мышечных групп.

Для детей младшего школьного возраста наиболее доступными являются общеразвивающие упражнения. Они легко регламентируются и дозируются. Дети хорошо их осваивают. Эта группа упражнений укрепляет нервно-мышечный аппарат, развивает и совершенствует двигательные и функциональные возможности организма ребенка.

Вторая группа - специально направленные упражнения на формирование навыка правильной осанки. Эти упражнения более эффективно формируют навык удержания правильной осанки как в положении сидя, стоя, при ходьбе, так и при различных гимнастических упражнениях и двигательных действиях. Одновременно они избирательно воздействуют на укрепление мышечных групп всех частей тела, формируют мышечный корсет туловища, тренируют мышцы, участвующие в удержании правильной осанки (мышцы спины, брюшного пресса, задней поверхности бедра).

Эта группа упражнений подразделяется на три подгруппы:

1) упражнения у вертикальной плоскости

2) упражнения с удержанием предмета на голове;

3) упражнения в равновесии. [7]

Формирование правильной осанки происходит постепенно, под влиянием внешних и внутренних факторов. Можно рассмотреть осанку как двигательный навык, образующийся по типу сложных условных рефлексов. Правильная осанка - такой же двигательный рефлекс, как, например, условный рефлекс еды вилкой, как почерк и пр.

Прежде всего необходимо ознакомить ребенка с представлением о правильной осанке и его собственными ошибками в этом отношении.

При выполнении сложного двигательного акта, по А.Н. Крестовникову, важно взаимодействие вестибулярного аппарата, обеспечивающего сохранение равновесия тела в покое и в движении. Таким образом источником активации нейронов двигательной зоны коры больших полушарий является зрительная, слуховая, кожная, мышечная информация, поступающая в кору от органов чувств.

Средства воспитания правильной осанки:

1. Для стимуляции зрительного анализатора упражнения выполняются у зеркала. Ребенок перед зеркалом принимает правильную осанку, при этом обращается внимание на положение головы, предплечий, лопаток, груди, спины, живота, таза и стоп. Выполнять задание перед зеркалом важно в прямой и боковой проекции. Ребенок должен понять, что для изменения осанки необходимы определенные усилия и движения: необходимо поднять голову, развернуть плечи, выпрямить позвоночник, сблизить лопатки, втянуть живот, напрячь ягодицы.

2. Для стимуляции тактильного анализатора используют упражнения у вертикальной плоскости (стены). Прикасаясь к плоскости всем телом, ребенок развивает чувство правильной осанки.. При этом стена должна быть без плинтуса. Ребенок становиться спиной к стене, прикасаясь пятками, икроножными мышцами, ягодицами, межлопаточной областью с затылком.

Выровнявшись у плоскости, можно сделать шаг вперед, не нарушаю принятой осанки; выполнить у стены полуприсед, скользя по вертикальной плоскости спиной; выполнить движение руками, скользя по стене снизу вверх и наоборот, и т.д. Все это повторять в домашних условиях несколько раз в день по 2 - 3 минуты.

3. Для стимуляции чувствительности мышц и сухожилий шеи используются удержание на голове различных предметов. Выполняются различные задания в ходьбе, ползании, приседании, лазании с удержанием на голове мешочка с песком, подушечки с опилками, коробочки и других предметов.

Эти задания можно включать в различные части занятий по лечебной физкультуре (вводную, основную, заключительную) или выполнять их в домашних условиях несколько раз в день по 5 - 7 минут.

4. Для стимуляции вестибулярного аппарата используются упражнения в балансировке. Для выработки правильной осанки необходимо развивать координацию движений и, в частности, равновесие и балансировку. При этом полезны упражнения в ходьбе по скамейке на различной высоте, по узкой рейке, балансирование на одной ноге с выполнением различных заданий.

5. Для стимуляции второй сигнальной системы используются упражнения по словесному объяснению. Ребенок должен по словесному указанию педагога, врача или родителей принимать правильное положение различных частей тела. Воспитательное влияние не должно прекращаться, так как без подкрепления условные рефлексы могут угаснуть.

Весь процесс воспитания осанки должен протекать осознанно, только тогда он будет идти естественным путем. [8]

Многие русские учёные: И.М. Сеченов, П.Ф. Лесгафт, В.В. Гориневский, И.П. Павлов, Г.И. Турнер, Р.Р. Вреден, Л.И. Чулицкая, М.И. Куслик, В.К. Добровольский - подчеркивали значение физических упражнений для развития организма ребенка, его здоровья и осанки.

В школьном возрасте физические упражнения имеют широкое применение при осуществлении утренней гимнастики, выполнении физкультурной минутки, проведение уроков физического воспитания и при занятиях спортом и играми.

Физкультурная минутка (физкультминутка) - это физические упражнения, проводимые в процессе занятий в школе на уроках русского языка, литературы, математики и других, когда учащийся длительно сидит за партой.

Длительность физических упражнений, входящих в физкультминутку, 2-3 минуты. Целесообразно проводить во вторую половину урока. Особенно важно провести физкультминутку во вторую половину учебного дня. Состоит она из 3-4 упражнений, выполняемых в положении стоя за партой или в проходах между партами. С ёё помощью вовлекается в работу значительную часть скелетных мышц, усиливается дыхание, кровообращение, ликвидируется застойные явления крови в полости черепа, брюшной полости, в полости таза и в нижних конечностях. Утомленная нервная система восстанавливает свои запасы энергии, улучшает внимание, повышается умственная работоспособность, возрастает мышечный тонус, осанка улучшается, а при систематичности выполнения физкультминуток, возможно, сохранить осанку в нормальном состоянии.

Урок физического воспитания является обязательным мероприятием для всех учащихся. Физическое образование должно обеспечить гармоничное развитие личности. Уроки физического воспитания практически решают эту задачу и должны быть построены так, чтобы умственное и физическое образование сочетались гармонически. А это можно сделать при укреплении здоровья и большом внимании к осанке.

В школе могут практиковаться следующие разновидности уроков физического воспитания: урок основной и общеразвивающей гимнастики и игр, урок лыжной подготовки, урок легкой атлетики, урок игр, урок, корригирующий дефекты осанки и другие. Необходимо, чтобы каждый урок физического воспитания содержал, как минимум три части: первую часть, направленную на подготовку учащихся к более успешному разрешению задач урока; основную, или главную, часть, в которой решаются по преимуществу задачи урока, и заключительную, направленную на организованное завершение урока и переключение к занятиям другими учебными дисциплинами.

Построение урока физического воспитания, его задачи, содержание средств, длительность, удельный вес каждой из частей урока зависит от типовых возрастно-половых и индивидуальных особенностей, от состояния здоровья, осанки школьника и от конкретного плана преподавателя. Но какой бы урок физического воспитания не проводился в школе, какие бы задачи в нем ни решались, всегда, на всем протяжении бучения в школе необходимо уделять неустанное внимание воспитанию осанки.

При воспитании осанки школьника большое значение имеют внеклассные и внешкольные занятия по физической культуре и спорту, которые осуществляются в коллективах физической культуры школы, в детских спортивных школах, во дворцах и домах спорта. Внеклассная работа по физическому воспитанию должна быть тесно связана с уроками физического воспитания в единой стройной системе.

Для школьников среднего и старшего возрастов спорт является одним из наиболее интересных и сильных средств физического воспитания. Спорт приучает школьников к регулярным занятиям физическими упражнениями, хорошо развивает волевые качества и физические. Такие виды спорта, как фигурное катание и художественная гимнастика воспитывают у детей прочный навык красивой осанки. Большое значение для развития опорно-двигательного аппарата и формирования хорошей осанки у школьников имеет акробатика. Дети-акробаты отличаются статной, гибкой фигурой, точными, мягкими движениями и эластичной походкой. Плавание же, прекрасно развивает у детей мышцы тела, по сравнению с другими, эти спортсмены имеют наиболее пропорциональные формы тела. Для укрепления позвоночника и мускулатуры туловища широко используется лыжный спорт и гребля. Все эти виды спорта благоприятно воздействуют на осанку потому, что систематические занятия равномерно укрепляют мышцы спины, живота и плечевого пояса.

В качестве примера спортивных игр, которые способствуют правильному формированию осанки, это волейбол и баскетбол. Занимаясь этими играми, значительно повышается подвижность позвоночника, совершенствуется координация движений и хорошо укрепляются мышцы туловища, а все это является необходимым условием для удержания тела в прямом положении.

Следует учитывать, что не по возрасту подобранные физические упражнения или бесконтрольное увлечение спортом ведут к вредным перегрузкам организма. Нужно помнить, что у подростков происходит отставание в росте мышечной системы от скелета, а сердца от опорно-двигательного аппарата.

Выбранный для просмотра документ Исследовательская работа.doc

Выбранный для просмотра документ Осанка.pptx






























Описание презентации по отдельным слайдам:

Задачи исследования: 1. выяснить, что такое осанка; 2. узнать о правильной и неправильной осанке и ее значении для здоровья учащихся; 3. изучить литературу, в которой рассказывается о физических упражнениях для формирования правильной осанки; 4. понаблюдать за изменениями здоровья при выполнении профилактических упражнений и утренней зарядки 5. разработать комплекс упражнений для исправления неправильной осанки.

Гипотеза: предположим, что у детей нарушена осанка, можно ли ее исправить?

Методы исследования 1. наблюдение; 2. изучение литературы об осанке; 3. опрос учащихся; 4. поиск необходимых сведений в сети Интернета.

Осанка Осанка - это привычное положение тела при стоянии, ходьбе, сидении; формируется в процессе роста, развития и воспитания (в период от 5 до 18 лет). Эталоном для подражания может служить осанка балерин, а так­же спортсменок, занимающихся спортивной и художественной гимнастикой, синхронным плаванием. Признаки правильной осанки: • голова приподнята, грудная клетка развернута, плечи - на одном уровне; • если смотреть сзади, голова, шея и позвоночник составляют прямую вертикальную линию; • если смотреть сбоку, позво­ночник имеет небольшие углубления в шейном и поясничном отделах (лордозы) и небольшую выпуклость в грудном отделе (кифоз).

Осанка Признаки неправильной осанки • голова выдвинута за продольную ось тела (опущенная голова); • плечи сведены вперед, подняты (или асимметричное положение плеч); • круглая спина, запавшая грудная клетка; живот выпячен, таз отставлен назад; • излишне увеличен поясничный изгиб.

Как обнаружить дефект Обнаружить дефекты в осанке можно следующим образом. Ребенок должен раздеться, встать прямо (пятки и носки вместе) и опустить руки. Стоя в нескольких шагах за его спиной, надо внимательно осмотреть ось позвоночника (она должна быть строго вертикальной), сравнить уровни плеч, лопаток, ягодичных и коленных складок. Асимметрия свидетельствует о нарушении осанки. При регулярных осмотрах могут быть выявлены малейшие отклонения от нормы. Осанка

Разновидности нарушений осанки Нарушение осанки-это отклонения в положении позвоночника. Круглая спина: увеличен грудной кифоз и несколько уменьшен поясничный лордоз. Это состояние называется сутулостью. Плоская спина: грудной и поясничный изгибы уменьшены, амортизационная способность позвоночника снижена. Седлообразная (кругловогнутая) спина: увеличены грудной кифоз и поясничный лордоз, живот выпячен. Круглая спина Кругловогнутая спина Плоская спина

Проявления боковых искривлений позвоночника Возможность проявления сколиоза особенно велика в возрасте 11-15лет, когда быстро растет скелет, а мышечная система отстает в своем развитии.Именно в этот период на осанку влияют сон на мягкой постели, неправильное положение туловища во время сидения и стояния, неравномерная нагрузка на позвоночник. Одна из причин нарушения осанки у детей школьного возраста- неправильная посадка(положение) за письменным столом во время школьных уроков, а также при выполнении домашних заданий или при чтении. Правосторонний сколиоз Левосторонний сколиоз S-образные сколиозы

Положение позвоночного столба правильное

Положение позвоночного столба неправильное

При поднятии тяжести Нагрузка на позвоночник спина согнутая (неправильно) спина прямая (правильно)

Исследование 2. Изучение состояния здоровья учащихся МОАУ СОШ № 4. По данным медицинского обследования здоровых учащихся в школе 19%, с отклонением здоровья 52%, на диспансерном учете 29%.

Сравнение состояния здоровья учащихся МОАУ СОШ № 4 в 2013 – 2014 и 2014 -2015 уч. годы.

Изучение соматических заболеваний учащихся по классам в МОАУ СОШ № 4. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 2013-2014 7% 15% 25% 47% 68% 17% 36% 63% 38% 48% 46% 2014-2015 67% 10% 15% 26% 47% 49% 20% 37% 63% 42% 53%

Выявление причин нарушения осанки у младших школьников. Как сидишь за столом? Как носишь тяжелую сумку? Занимаешься физическими упражнениями? Сколько времени проводишь, в течение дня, в положении сидя (делаешь уроки, читаешь)? Часто ли контролируешь свою осанку, когда сидишь за столом? Есть ли у тебя своё рабочее место? Есть ли в семье кто-либо следующими заболеваниями опорно-двигательного аппарата?

Результаты. 60% анкетируемых привыкли сидеть за столом сутулясь, другие сидят прямо. 50% анкетируемых носят сумку чередуя руки, 50% привыкли носить сумку на одном и том же плече. 60% анкетируемых занимаются физическими упражнениями, 30% выполняют физические упражнения иногда и 10% – не выполняют физических упражнений. 60% анкетируемых проводят в течение дня, в положении сидя – от 2–4 часов, 10% анкетируемых проводят в течение дня, в положении сидя менее 2 часов и 30% анкетируемых – более 4 часов. 60% анкетируемых иногда контролируют свою осанку (1 раз за урок) и 40% – не контролируют свою осанку. У 100% опрошенных имеется свое рабочее место. у 20% анкетируемых у членов семьи имеются какие-либо нарушения опорно-двигательного аппарата, у 80% – ни у кого в семье нет заболевания опорно-двигательного аппарата.

В результате проведенного анкетирования, выявлены следующие причины нарушения осанки у школьников: а) Привычка сидеть сутулясь у 60% анкетируемых б) Длительное нахождение в положении сидя у 30% анкетируемых в) У 20% анкетируемых члены семьи страдают нарушением ОДА.

Упражнения для формирования правильной осанки Встать спиной к стене, касаясь ее затылком, лопатками, тазом и пятками. Сохранить это положение в течение 5 с. Запомнить его и, стараясь не нарушать, сделать шаг вперед, затем назад. Стоя у стены, подтянуть руками к животу ногу, согнутую в колене, не теряя касания со стеной. Стоя у стены, вытянуть руки вперед. Поднять прямую ногу вперед, не теряя касания со стеной. В ПОЛОЖЕНИИ СТОЯ

Упражнения для формирования правильной осанки Упереться прямыми руками в пол. Выгнув спину, держаться так 5-7 с; прогнуться в пояснице, держаться 3-5 с. Упереться прямыми руками в пол, отводить назад прямые ноги (поочередно) и голову, прогибаясь в пояснице СТОЯ НА КОЛЕНЯХ

Упражнения для формирования правильной осанки ЛЕЖА НА ЖИВОТЕ Упереться в пол согнутыми руками. Разгибая руки и не отрывая бедер от пола, запрокинуть голову назад, максимально прогнуться, держаться так 3-5 с, вернуться в и. п. Кисти рук соединить за спиной. Поднять голову, плечи и ноги; прогнуться, вернуться в и. п.

Упражнения для формирования правильной осанки С ПРЕДМЕТОМ НА ГОЛОВЕ Стоя с предметом на голове и сохраняя правильное положение туловища, подняться на носки, вернуться в и. п. Ноги вместе, руки вперед. Делать выпады вперед правой, затем левой ногой. Ноги вместе, руки на поясе. Присесть и вернуться в и. п.

Упражнения для формирования правильной осанки Стоя у стены, поднимать к груди поочередно левое, затем правое колено. Ноги шире плеч, руки опущены. Повороты вправо и влево, руки в стороны. Ноги вместе. Опираясь сзади прямыми руками на пол, прогнуться, как можно выше поднять таз, вернуться в и. п.

Меры профилактики Для предупреждения нарушений осанки соблюдать следующие профилактические меры: 1.При выполнении письменных и устных уроков опираться о спинку стула спиной.Стараться сидеть прямо, не наклоняя вперед голову или верхнюю часть туловища,чтобы не напрягать мышцы. 2.При длительной работе сидя необходимо чаще менять позу,вставать и прохаживаться по комнате, устраивать физкультминутки. 3.Не садиться перед телевизором в слишком мягком кресле или диване. Сиденье должно быть на высоте полуметра от пола. 4.Перемещая тяжёлые вещи на значительное расстояние, лучше носить их на спине,например в рюкзаке, а не в руках или в сумке через плечо. 5. Поднимая что-то тяжелое, необходимо сгибать ноги, а не спину.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.