Физминутки для осанки в начальной школе


Упражнения, корректирующие осанку ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Упражнения, корректирующие осанку. 19.36 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения, корректирующие осанку

В семилетнем возрасте опорно-двигательный аппарат продолжает интенсивно формироваться. Результатом этого процесса является осанка. Осанка — это приобретенное человеком в ходе роста и развития привычное, непринужденное положение тела во время покоя и в движении. Мелкие мышцы спины, имеющие большое значение для удержания правильного положения позвоночного столба, обычно развиты слабее. Поэтому неправильная, вынужденная поза во время школьных занятий способствует прогрессированию нарушений опорно-двигательного аппарата. Несоблюдение гигиенических норм обучения, неправильная посадка, не соответствующие возрасту физические нагрузки могут легко привести к нарушениям осанки, связанным с чрезмерным увеличением или уменьшением выраженности изгибов позвоночника в шейном, грудном и поясничном отделах. Серьезным нарушением является сколиоз, при котором искривление позвоночника сопровождается смещением, поворотом и деформацией позвонков.

Предупредить дефекты осанки легче, чем их лечить. Профилактика нарушений осанки осуществляется в двух направлениях — это создание оптимальных гигиенических условий и в то же время проведение воспитательной работы.

Упражнения 1-10 выполняются стоя:

р) на носках, руки вверх;

в) на пятках, руки за голову.

Мы проверили осанку и свели лопатки.

Мы походим на носках,

Мы идем на пятках.

Лучик котика коснулся.

Котик сладко потянулся.

Построиться в колонну. Раз — посмотреть налево; два — посмотреть направо. Подравняться.

Смотрим прямо, дышим ровно, глубоко.

Смотрим влево, смотрим вправо.

Спинка ровная у нас,

А осанка — высший класс!

Следить за спиной, спина прямая.

Есть в лесу три полочки.

Лежат на елях небеса,

На елках — птичьи голоса,

Внизу на елочках — роса.

Спина прямая, руки на поясе.

Сели, травушку покушали,

Выше, выше, высоко!

Прыгай на носках легко!

Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене. И так же плавно опускают. Следить за спиной.

— Аист, аист длинноногий,

— Топай правою ногою,

Топай левою ногою,

Снова — правою ногою,

Снова — левою ногою.

После — правою ногою,

После — левою ногою.

И тогда придешь домой.

7. Зимняя зарядка

Следить за положением туловища и рук.

Чтобы сильным стать и ловким,

Приступаем к тренировке.

Носом вдох, а выдох ртом.

Дышим глубже, а потом Шаг на месте, не спеша.

Как погода хороша!

Не боимся мы пороши,

Ловим снег — хлопок в ладоши.

Руки в стороны, по швам.

Хватит снега нам и вам.

Мы теперь метатели,

Бьем по неприятелю.

Размахнись рукой — бросок!

Прямо в цель летит снежок.

Упражнения, корректирующие осанку

Ноги слегка расставить. Руки на поясе. Шаги на месте, следить за положением туловища. Присесть, касаясь руками пола, смотреть вперед.

Сели, поели и опять пошли.

Упражнение повторяется 3-4 раза, меняются только названия ягод (черничка, голубичка, ежевичка и т. д.).

Наконец, домой пришли.

Исходное положение (и. п.) — ноги врозь, руки за спину.

3 — снова наклон, руки в стороны — назад.

Упражнение повторить 5 раз.

И. п. — ноги слегка расставить, руки за голову.

То же в другую сторону. Повторить 4 раза.

Учитель предлагает детям проверить свою осанку. Упражнение может выполняться как сидя, так и стоя.

Ребенок садится прямо, распрямляет плечи, кладет себе на голову дневник или тетрадь. Стараясь удержать предмет на голове, считает до десяти.

12. Аэробные упражнения

а) И. п. — стоя, руки к плечам.

1-2 — подъем на носки, руки вверх, вдох.

При выполнении тянуться вверх.

б) И. п. — стоя, руки на поясе.

1-2 — отвести руки назад, соединяя лопатки, вдох.

При выполнении напрягать мышцы спины.

в) И. п. — стоя, руки в стороны, ладони вверх.

1 — поочередное сгибание ног, касаясь локтем противоположного колена, вдох.

Следить за сохранением прямого положения корпуса, руки не опускать, опорную ногу не сгибать.

Упражнение выполняется сидя. Спина прижата к спинке стула. С помощью рук дети изображают транспорт, на котором едут.

Комплекс упражнений, физминуток на коррекцию осанки, плоскостопия.

ФИЗМИНУТКИ ДЛЯ I СТУПЕНИ

Для снятия утомления с туловища

И. п. - основная стойка, 1 - руки в стороны, 2 - поднимаясь на носки, руки вверх, потянуться - вдох, 3 - руки вперед, 4 - и. п. - вы­дох. Повторить 4-6 раз, темп средний.

И. п. — руки на поясе, 1 - приседание, руки вперед, 2-й. п., 3 - приседание, руки вверх, 4 - и. п. Повторить 4-6 рач, темп средний.

И. п. - основная стойка, ходьба на месте с движениями руками (вперед, вверх, к плечам, за голову).

Для глаз

Смотреть на небольшой предмет (картинку), прикрепленную к классной доске, быстро моргая 30 раз. Затем смотреть 10 секунд не мигая.

Для снятия утомления с туловища

И. п. - основная стойка, 1 - руки за голову, 2 - руки вверх, пра­вую ногу назад, потянуться - вдох, 3 - приставляя правую ногу, руки за голову, 4 - и. п. - выдох. Повторить 4-6 раз, темп средний.

И. п. - руки к плечам, 1-4 - круги руками вперед, 5-8 - то же на­зад. Повторить 4-6 раз, темп средний.

И. п. - то же, 1 - наклон туловища вперед, 2 - и. п., 3 - приседа­ние, руки вверх, 4 - и. п.

Для глаз

Расположить большой палец правой вытянутой вперед руки по средней линии лица. Смотреть на конец пальца 5 секунд. Прикрыть ладонью левой руки левый глаз на 5 секунд. Убрать ладонь, смотреть двумя глазами на палец 5 секунд.

То же, поменяв руки.

Для снятия утомления с туловища

И. п. - основная стойка, ходьба на месте с движениями руками (вверх, вперед, к плечам, к груди и т. д.).

И. п. - руки на поясе, 1 - наклон туловища вперед, 2-й. п., 3 - приседание, руки вверх, 4 - и. п.

И. п. - руки согнуты, ладони на уровне плеч, 1 - сжать пальцы в кулак, 2 - выпрямить, 3 - расслабить пальцы, 4 - и. п. Выполнить 3 раза с небольшим перерывом.

Для глаз

Смотреть на небольшой предмет (картинку), прикрепленную к классной доске, быстро моргая 30 раз. Затем смотреть 10 секунд не мигая.

Комплекс 4 (сидя)

Для снятия утомления с туловища

И. п. - голова опущена, руки за головой, локти свободно опущены, 1-2 - поднимая голову, развести локти в стороны, прогнуться - вдох, 3-4 - расслабляя мышцы, вернуться в и. п. — выдох.

Варианты: 1-2 - поднимая голову, руки вверх, прогнуться - вдох, 3-4 - расслабляя мышцы, опустить голову и плечи, руки на голову - выдох. Потянуться в грудной и поясничной части, голову не запроки­дывать; поднимая руки вверх, потянуться.

Повторить 4-6 раз, темп средний.

Для глаз

Предельно плотно закрыть глаза. Затем открыть их так широко, как только возможно. Выполнить упражнение 5 раз.

Комплекс 5 (сидя)

Для снятия утомления с туловища

И. п. - руки согнуты, ладони на уровне плеч, 1 - сжать пальцы в кулаки, 2 — выпрямить, 3 - расслабить пальцы, 4 - и. п. Выполнить 3 раза с небольшим перерывом.

И. п. - руки к плечам, пальцы сжаты в кулаки, 1 - руки вперед, пальцы широко разведены, 2-й. п., 3-4 - то же, но руки вверх. По­вторить 3-4 раза.

W . п. — руки перед грудью, 1-2 - поворот туловища налево, левая рука в сторону, 3-4 — то же направо. Повторить 3—4 раза, темп мед­ленный.

Комплекс 6 (сидя)

Для улучшения мозгового кровообращения

И. п. - руки на поясе, 1 — поворот головы направо, 2 — и. п., 3 - поворот головы налево, 4 - и. п., 5 - плавно наклонить голову на­зад, 6 — и. п., 7 - голову наклонить вперед, 8 - и. п. Повторить 4-6 раз, темп медленный.

Для глаз

Расположить большой палец правой вытянутой вперед руки по средней линии лица. Смотреть на конец пальца 5 секунд. Прикрыть ладонью левой руки левый глаз на 5 секунд. Убрать ладонь, смотреть двумя глазами на палец 5 секунд.

То же, поменяв руки.

Комплекс 7 (сидя )

Для снятия утомления с мелких мышц кисти

И. п. — руки подняты вверх, 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

Для глаз

Расположить большой палец правой вытянутой вперед руки по средней линии лица. Смотреть на конец пальца 5 секунд. Прикрыть ладонью левой руки левый глаз на 5 секунд. Убрать ладонь, смотреть двумя глазами на палец 5 секунд.

То же, поменяв руки.

Для мобилизации внимания

И. п. - стоя, руки вдоль туловища, 1 - правую руку на пояс, 2 — ле­вую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7-8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13-14-хлопки ру­ками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп: 1-й раз — медленный, 2-3-й раз - средний, 4-5-й раз - быстрый, 6-й раз - медленный.

Для глаз

Расположить большой палец правой вытянутой вперед руки по средней линии лица. Смотреть на конец пальца 5 секунд. Прикрыть ладонью левой руки левый глаз на 5 секунд. Убрать ладонь, смотреть двумя глазами на палец 5 секунд.

То же, поменяв руки.

Для снятия утомления с туловища

Ну-ка, встали все ребята, Зашагали, как солдаты. Вправо, влево повернулись, На носочках подтянулись, Потрясли руками дружно. Сядем все, работать нужно.

Для глаз

Расположить большой палец правой вытянутой вперед руки по средней линии лица. Смотреть на конец пальца 5 секунд. Прикрыть ладонью левой руки левый глаз на 5 секунд. Убрать ладонь, смотреть двумя глазами на палец 5 секунд.

То же, поменяв руки.

Комплекс 10

Для снятия утомления с туловища

Мы потопаем ногами

И похлопаем руками,

Руки вверх поднимем выше,

Дружно глубоко подышим,

И глазами постреляем,

А теперь присядем враз,

Посмотрите-ка на нас

Для глаз

Для снятия утомления с туловища

Паучки идут навстречу друг другу. И. п. - кисти рук пальцами упи­раются в парту. Дети переставляют пальцы вперед - паучки пошли. Выполнить 3—4 раза.

Паучки борются. И. п. — руки согнуты в локтях, пальцы левой и правой руки расставлены и с усилием упираются друг в друга. Выпол­нить 4-5 раз.

Паучки устали бороться и упали, перевернулись па спину. И. п. —

кисти тыльной стороной положить на парту. Дети свободно двигают пальцами, словно паучки лапами (10-12 секунд).

Методические указания. При выполнении 1-го упражнения расстоя­ние между кистями 50 см. Необходимо, чтобы каждый палец передви­гался вперед, т. е. каждая лапка паучка должна участвовать в беге.

При выполнении 2-го упражнения во время рукопожатия пальцы держать напряженными.

Во время взаимного противодавления в 4-м упражнении пальцы то напрягаются, то расслабляются.

При выполнении 5-го упражнения мышцы кистей расслабить, движения пальцев свободные.

Для снятия утомления с туловища

Дети имитируют действия по сбору ягод и фруктов, стоя у парты.

Собираем клубнику. Дети присели. Имитируют сбор ягод, при этом выполняют повороты переступанием влево, затем вправо. Выполнить 3-4 раза.

Ягоды собирали долго, спина устала. Встали, потянулись. Дети вста­ют на носки, руки вверх, потягиваются и вновь приседают. Выполнить 3—4 раза.

Яблоки висят высоко, предстоит потрудиться. Дети поднимают ле­вую руку вверх - прыжок вверх, затем правую — прыжок вверх.

Методические указания. Повороты осуществлять не торопясь.

При выполнении 2-го упражнения во время потягивания смотреть вверх.

В 3-м упражнении на пятки не приземляться, дышать носом.

Крепко зажмуриться 6 раз, затем сделать 12 легких морганий (как крылья бабочки).

Для снятия утомления с туловища

Выполняют стоя у парты.

Робот идет по коридору. Дети выполняют ходьбу на месте на пят­ках, перенося тяжесть тела то на левую, то на правую пятку. Выпол­нить 5—6 раз.

Робот двигает руками. И. п. - стоя, ноги врозь, 1 — правую руку вперед и согнуть, 2 — то же левой рукой. Выполнить 3—4 раза.

У робота кончился завод, он сам себя заводит. И. п. — основная стой­ка, 1-4 — круговые движения плечевыми суставами вперед, 5—8 — то же назад. Выполнить 4-5 раз.

Методические указания. При выполнении 1-го упражнения пальцы ног напряжены.

При выполнении 2-го упражнения пальцы рук сомкнуты.

При выполнении 3-го упражнения мышцы плечевого пояса расслаблены.

ФИЗМИНУТКИ ДЛЯ II СТУПЕНИ

Для снятия утомления с туловища

И. п. - основная стойка, 1 - правую ногу назад на носок, руки вверх, 2 - и. п., 3 - то же левой ногой, 4 - и. п. Повторить 4-6 раз. И. п. - руки за спиной, 1 - приседание, 2 - и. п. Повторить 4-6 раз. И. п. — основная стойка, ходьба на месте.

Для глаз

Для снятия утомления с туловища

И. п. - руки перед грудью, 1 - руки вверх, подняться на носки, 2 - опуститься, руки на пояс, 3 - руки вверх, подняться на носки, 4 - и. п. Повторить 4-6 раз, темп средний.

И. п. - руки на поясе, 1 - правую руку за голову, левую за спи­ну, 2 — и. п., 3 - то же со сменой положения рук, 4 — и. п. Повторить 4-6 раз, темп средний.

И. п. - основная стойка, ходьба на месте.

Для глаз

Для снятия утомления с туловища

И. п. - основная стойка, 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку к плечу, 4 - левую руку к плечу, 5-8 - то же в обратном порядке.

И. п. - руки за головой, 1 - наклон туловища вправо, руки вверх, 2 - и. п., 3 — то же влево, 4 — и. п.

И. п. - руки к плечам, 1 - резким движением руки вперед, 2 - на­клон туловища назад; 3 - выпрямиться, руки вверх, 4 - и. п.

Указательный палец поставить перед носом. Поворачивать голову из стороны в сторону, глядя мимо пальца, представив, что палец дви­жется. Выполнить 20 раз.

Для снятия утомления с туловища

И. п. - основная стойка, 1 - левую ногу назад на носок, руки вверх (ладонями наружу), 2 - и. п., 3 - то же правой ногой, 4 - и. п.

И. п. - основная стойка, 1 - полуприседание, руки вперед, 2 - и. п., 3 - приседание, руки вперед, 4 - и. п.

И. п. - основная стойка, ходьба на месте с различными движени­ями руками.

Для глаз

Стоять расслабленно, шею держать прямо. Смотреть на кончик носа 5 секунд. Смотреть на брови 5 секунд. Смотреть на правое плечо 5 секунд. Смотреть на левое плечо

Для снятия утомления с туловища

И. п. - руки на поясе, 1 - поворот туловища налево, руки вверх,

- и. п., 3 - то же направо, 4 - и. п.

И. п. - основная стойка, 1 - приседание, руки за спину, 2-й. п.,

- приседание, руки вверх, 4 - и. п.

И. п. — основная стойка, ходьба с поворотами на 90°.

Для глаз

Мысленно очертить перед собой достаточно большой круг. Пусть глаза путешествуют по воображаемой линии, делая полный круг. Выполнить 5 раз вправо и 5 раз влево.

Для снятия утомления с туловища

И. п. - ноги врозь, руки за головой, 1 - наклон головы вперед, локти сомкнуть, 2 - и. п., 3 - сомкнуть лопатки, 4 - и. п. Повторить 3-4 раза, темп медленный.

И. п. - ноги врозь, 1-2 - наклон вперед, руки скользят вниз, 3-4 - и. п., 5-8 - то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз, темп средний.

И. п. - ноги вместе, руки на поясе, 1 - подняться на носки, 2 - и. п., 3 - на пятки, 4 - и. п. Повторить 6-8 раз, темп средний.

Для глаз

Комплекс 7 Для снятия утомления с туловища

И. п. - ноги врозь, руки на поясе, 1 - полуприседание, локти впе­ред, 2 - и. п., 3 - полуприседание, локти назад, 4 - и. п.

И. п. - руки на поясе, 1 - руки в стороны ладонями вверх, рывок ру­ками, 2 - приседание, руки на колени, 3 - встать, то же, что 1, 4 - и. п.

И. п. - широкая стойка: ноги врозь, руки за голову, 1 - наклон впе­ред прогнувшись, руки в стороны, 2 - и. п., 3 - наклон назад, руки в стороны, 4 — и. п.

Для глаз

Стоять расслабленно, шею держать прямо. Смотреть на кончик носа 5 секунд. Смотреть на брови 5 секунд. Смотреть на правое плечо 5 секунд. Смотреть на левое плечо 5 секунд.

Для снятия утомления с туловища

И. п. — основная стойка, ходьба на месте.

И. п. — руки на поясе, 1 — руки вверх, подняться на носки, 2 - опуститься, руки в стороны. Повторить 2 раза.

И. п. — руки к плечам, пальцы сжаты в кулаки, 1 — руки вперед, пальцы широко разведены, 2 — и. п., 3 — руки вверх, пальцы широко разведены, 4 - и. п.

И. п. — основная стойка, 1 - полуприседание, руки за спину, 2 — и. п., 3 - приседание, руки вперед, 4 - и. п.

Упражнения на дыхание. Выполнить 3—4 раза.

Для глаз

Стоять расслабленно, шею держать прямо. Смотреть на кончик носа 5 секунд. Смотреть на брови 5 секунд. Смотреть на правое плечо 5 секунд. Смотреть на левое плечо 5 секунд.

Для снятия утомления с туловища

И. п. — основная стойка, ходьба на месте.

И. п. - руки на поясе, 1 - руки вверх, подняться на носки, 2 — опуститься, руки в стороны. Повторить 2 раза.

И. п. - руки к плечам, пальцы сжаты в кулаки, 1 - руки вперед, пальцы широко разведены, 2 — и. п., 3 — руки вверх, пальцы широко разведены, 4 — и. п.

И. п. - основная стойка, 1 - полуприседание, руки за спину, 2 - и. п., 3 — приседание, руки вперед, 4 - и. п.

Упражнения на дыхание. Выполнить 3-4 раза.

Для глаз

Комплекс 10

Для снятия утомления с туловища

И. п. — руки вдоль туловища, 1 — руки вверх, 2-3 - тянуться, 4 — и. п. Выполнить 3 раза.

И. п. — руки вдоль туловища, 1 — шаг левой ногой вперед, ры­вок руками вверх, 2-й. п., 3-4 — то же правой ногой, 5—6 - шаг ле­вой ногой в сторону, руки в стороны, 7-8 - то же шаг правой ногой. Выполнить 2 раза.

И. п. - руки на поясе, 1 - наклон назад, руки вверх - хлопок, 2 - и. п., 3 — наклон назад, руки вверх — хлопок, 4 - и. п. Выполнить 3 раза.

И. п. - руки вдоль туловища, 1-2 - полуприседание, круговое дви­жение руками вперед, 3-4 - и. п. и круговое движение руками назад. Выполнить 4 раза.

Упражнение на дыхание. Выполнить 3 раза.

Для глаз

Предельно плотно закрыть глаза. Затем открыть их так широко, как только возможно. Выполнить упражнение 5 раз.

Для снятия утомления с туловища

И. п. - основная стойка, 1 - дугами вперед руки вверх, потянуть­ся, посмотреть на руки - вдох, 2 - и. п. - выдох, 3 - круг над головой вправо, 4 - круг над головой влево. Повторить 3-4 раза.

И. п. — руки на поясе, 1 — правую ногу в сторону на носок, наклон туловища вправо, 2 - и. п., 3 - то же в другую сторону, 4 - и. п. Повто­рить 3-4 раза.

И. п. - руки за головой, 1 - полуприседание, руки вперед, 2-й. п., 3 — наклон туловища назад, 4 — и. п. Повторить 3-4 раза.

И. п. - руки на поясе, ходьба на месте; на каждый четвертый счет - поворот на 90°.

Для глаз

Крепко зажмуриться 6 раз. Затем сделать 12 легких морганий (как крылья бабочки).

Комплекс 12

Для снятия утомления с туловища

И. п. - руки вдоль туловища, 1 - руки вверх, ладони вместе, 2-3 - подняться на носки, тянуться, 4 - и. п. Выполнить 4 раза.

И. п. - руки на поясе, 1 - наклон головы влево, 2 - и. п., 3 - на­клон головы вправо, 4 - и. п., 5 - наклон головы вперед, 6 - и. п., 7 - наклон головы назад, 8 - и. п. Выполнить 4 раза.

И. п. — ноги врозь, руки на поясе, 1 — наклон вперед, хлопок под левой ногой, 2 - и. п. Выполнить 4 раза.

И. п. - основная стойка, ходьба на месте с восстановлением ды­хания.

Для глаз

Мысленно очертить перед собой достаточно большой круг. Пусть глаза путешествуют по воображаемой линии, делая полный круг. Выполнить 5 раз вправо и 5 раз влево.

Комплекс 13

Для снятия утомления с плечевого пояса и рук

И. п. - стоя или сидя, руки на поясе, 1 - правую руку вперед, ле­вую вверх, 2 — переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

И. п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе, 1-2- свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3-4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки опустить вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

И. п. - сидя, руки вверху, 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кис­ти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и по­трясти кистями. Темп средний.

Для глаз

Встать свободно. Левую руку положить на затылок. Произвести потирание справа налево 8 раз. Затем то же делать правой рукой, слева направо.

Комплекс 14

Для снятия утомления с плечевого пояса и рук

И. п. - основная стойка, 1 - руки вверх, подняться на носки, 2 - опуститься, руки вниз через стороны. Выполнить 4 раза.

И. п. — основная стойка, 1 — наклон вперед, 2 — и. п. Выполнить 4 раза.

Бокс. И. п. — основная стойка, 1 — полуприседание, руки в сторо­ны, 2 — и. п., 3 — полуприседание, руки вверх, 4 - и. п.

Упражнение на дыхание. Выполнить 4 раза.

Для глаз

Комплекс 15

Для снятия утомления с плечевого пояса и рук

И. п. - руки вдоль туловища, 1 - руки вверх, ладони вместе, 2-3 - подняться на носки, тянуться, 4 - и. п. Выполнить 4 раза.

И. п. — руки на поясе, 1 — наклон головы влево, 2 - и. п., 3 — на­клон головы вправо, 4 — и. п., 5 — наклон головы вперед, 6 - и. п., 7 - наклон головы назад, 8 - и. п. Выполнить 4 раза.

И. п. - ноги врозь, руки на поясе, 1 - наклон вперед, хлопок под левой ногой, 2 — и. п., 3 - то же под правой ногой, 4 - и. п. Выполнить 4 раза.

И. п. — основная стойка, ходьба на месте с восстановлением ды­хания.

Комплекс 16

Для улучшения мозгового кровообращения

И. п. — сидя на стуле, 1—2 — отвести голову назад и плавно накло­нить назад, 3—4 — голову наклонить вперед, плечи не поднимать. По­вторить 4-6 раз, темп медленный.

И. п. — стоя или сидя, руки на поясе, 1 — махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево, 2 — и. п., 3 — то же пра­вой рукой, 4 - и. п. Повторить 4-6 раз, темп медленный.

И. п. - сидя, руки на поясе, 1 - поворот головы направо, 2-й. п., 3 — поворот головы налево, 4 - и. п. Повторить 6-8 раз, темп мед­ленный.

Для глаз

Мысленно очертить перед собой достаточно большой круг. Пусть глаза путешествуют по воображаемой линии, делая полный круг. Выполнить 5 раз вправо и 5 раз влево.

Физминутки

Правила выполнения упражнений.

1. Во время выполнения дыхательных упражнений необходимо дышать только через нос.

2.Вдох делается одновременно с движением.

3. Все вдохи-движения делаются в режиме строевого шага, т.е. 55 - 60 вдохов движе­ний в минуту.

5.М инимальное количество упражнений - три.

6. Применяется без возрастных ограничений с 3-4 лет, стоя, сидя и лежа.

7. Гимнастика носит как лечебный, так и профилактический характер.

И.п. - встать прямо, руки согнуты в локтях, локти вниз, ладони от себя; Производятся короткие, ритмичные вдохи носом и одновременное сжимание ладоней в ку­лаки. Выдохи происходят самостоятельно без выталкивания с помощью мышц. Делается 4 вдоха с последующей пауза 3 -4 секунды. Норма 24 раза по 4 вдоха. (Может появиться лег­кое головокружение от большого количества свежего воздуха).

И.п. - встать прямо, кисти рук сжаты в кулаки и прижаты к животу на уровне пояса. В момент вдоха резкий толчок кулаками вниз, после чего кисти рук возвращаются в и.п. с одновременным выдохом. Кисти рук выше пояса не поднимать. Выполнять 12 раз по 8 вдо­хов-движений, с перерывами между 8-ю - 3-4 секунды. Выполняется стоя, сидя, лежа.

И.п. - встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч, ступни ног не должны отрываться от пола. На вдохе делается полуприседание с одновременным поворотом туловища влево или вправо. Руки делают хватательные движения на уровне пояса. Спина прямая.

И.п. - встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч, ступни ног не должны отрываться от пола, руки вдоль туловища.

На вдохе делается легкий поклон, руки тянутся к полу, но не касаются его. На выдохе слегка выпрямляться, но не выходить в основную стойку. Спина круглая, голова опущена. Ограничения: травмы головы, позвоночника, повышенное давление.

И.п. - встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч, ступни ног не должны отрываться от пола, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч.

Бросить руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи с одновременным глубо­ким вдохом. Руки идут параллельно друг другу. При возвращении в и.п. - пассивный выдох Ограничения: врожденный порок сердца.

И.п. - встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч, ступни ног не должны отрываться от пола. Наклон вперед, руки тянутся к полу - вдох. Слегка прогнувшись в пояснице наклон назад, руки обнимают плечи и тоже вдох. Выдох происходит при смене позиций. Ограничения: травмы позвоночника, остеохондроз, смещение межпозвоночных дисков.

И. п. - встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч, ступни ног не должны отрываться от пола. Поворот головы вправо - шумный короткий вдох. Поворот головы влево - шумный корот­кий вдох. Посередине голова не останавливается, шея не напрягается. Выдох через рот во время смены позиций.

И.п. - встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч, ступни ног не должны отрываться от пола. Опустить голову вниз, резкий короткий вдох. Поднять голову вверх - тоже вдох. Выдох про­исходит пассивно при смене позиций.

Ограничения: травмы головы, вегето-сосудистая дистония, эпилепсия, повышенное давле­ние, остеохондроз.

Делая вдох, представьте себе, что нюхаете цветок (ребра расширяются, низ живота подтяги­вается). Выдох медленный и плавный. Выполнять 3 -4 раза.

Сделайте глубокий вдох. При выдохе сымитировать свист воздуха из проколотого мяча.

Воспроизведите различные звуки из живой природы и окружающей жизни: свист ветра, писк комара, рокот мотора и т.п..

Упражнения для формирования правильной осанки

У меня спина прямая

У меня спина прямая,

(Ходьба на месте, руки за спину.)

Я наклонов не боюсь:

(Наклон назад, выпрямиться.) Поворачиваюсь.

Раз, два. три. четыре.

Три. четыре, раз. два.

(Наклон вперед и выпрямиться.)

Я хожу с осанкой гордой.

Прямо голову держу,

(Наклон вперед и выпрямиться.)

Никуда я не спешу.

(Ходьба на месте, руки за спину.)

Раз. два. три. четыре,

Три. четыре, раз, два.

(Ходьба на месте, руки за спину.)

Я могу и поклониться.

(Поклон и выпрямиться.)

И присесть, и наклониться,

(Присед, наклон вперед.)

Повернись туда - сюда!

(Повороты туловища направо -налево.) Ох, прямешенька спина!

(Наклон вперед и выпрямиться.)

Раз. два. три. четыре

Три. четыре, раз. два.

Наклоняемся с хлопком.

Наклоняемся с хлопком.

И с хлопком потом встаем.

Вниз и вверх, вниз и вверх.

Ну-ка. хлопни громче всех!

(Наклониться и хлопнуть в ладоши внизу, распрямиться - хлопнуть над головой.)

На одной ноге мы скачем.

Как упругий звонкий мячик.

На другой поскачем тоже.

Очень долго прыгать можем.

(Прыжки на одной ножке.)

Головой вращаем плавно.

Смотрим влево, смотрим вправо

(Поворот головы вправо и влево.)

И пройдемся мы немного.

И вернемся вновь к уроку.

(Дети садятся за парты.)

Мы старались, мы учились.

Мы старались, мы учились

И немного утомились.

Сделать мы теперь должны

Упражненье для спины.

(Вращение корпусом вправо и влево.)

Мы работаем руками.

Мы летим под облаками.

Руки вниз и руки вверх.

Кто летит быстрее всех'?

(Дети имитируют движения крыльев.)

Чтобы ноги не болели.

Раз - присели, два - присели.

Три. Четыре. Пять и шесть.

Семь и восемь. Девять, десять.

Рядом с партою идем,

(Ходьба на месте.)

И садимся мы потом.

(Дети садятся за парты.)

Все ребята дружно встали

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали.

(Ходьба на месте.)

На носочках потянулись.

(Прогнуться назад, руки положить за голову.)

Как пружинки мы присели

И тихонько разом сели.

(Выпрямиться и сесть.)

Для начала мы с тобой

Для начала мы с тобой

Крутим только головой.

Корпусом вращаем тоже.

Это мы, конечно, сможем.

(Повороты вправо и влево.)

Вверх и в стороны.

(Потягивания вверх и в стороны.)

От разминки раскраснелись

И за парты снова сели.

(Дети садятся за парты.)

Гимнастика для глаз

Ах, как долго мы писали.

Ах, как долго мы писали, Глазки у ребят устали.

(Посмотреть влево - вправо.) Ах, как солнце высоко.

(Закрыть глаза ладошками.) В классе радугу построим, Вверх по радуге пойдем,

(Закрыть глаза, расслабить­ся, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.) И вдруг проснулся,

(Поморгат ь глазами.) Больше спать не захотел,

(Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.) Встрепенулся, потянулся,

(Руки согнуты в стороны (выдох).) Взвился вверх и полетел.

Руки за спину, головки назад.

Руки за спину, головки назад.

(Открыть глаза, посмотреть вверх.) Головки опустим - на парту гляди.

Буратино своим блинным любопытным но­сом рисует. Все упражнения сопровожда­ются движениями глаз.

Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, по­том против часовой стрелки.

Предложить детям представить себе квад­рат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний - в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно по­смотреть в углы воображаемо квадрата.

Предложить детям закрыть глаза и посмот­реть на кончик своего носа. Учитель мед­ленно начинает считать от 1 до 8. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глаза­ми следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счетом от1 до 8, следят за уменьшением носика.

Развитие мелкой моторики.

Полноценное развитие движений – необходимый этап и условие мыслительной деятельности, и это должно обязательно учитываться в работе с детьми.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только благоприятно воздействует на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Нужно добиваться, чтобы все упражнения ребенок выполнял легко, чтобы занятия приносили ему радость.

1. Самомассаж фаланг пальцев – поглаживание большим пальцем всех по очереди других пальцев по направлению от ногтевой фаланги к основанию пальца. Упражнение выполняется сразу на двух руках.

Вырос у нас чесночок, указательный

Перец, томат, кабачок, средний

Тыква, капуста, картошка, безымянный

Лук и немножко горошка, мизинец

Овощи мы собирали, сжимание и разжимание

Ими друзей угощали. пальцев на обеих руках.

2. Игра с пальчиками. Соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку; при этом ладони не касаются друг друга.

На базар ходили мы, мизинцы

Много груш там и хурмы, безымянные

Есть лимоны, апельсины, средние

Дыни, сливы, мандарины, указательные

Но купили мы арбуз - большие

Это самый вкусный груз! все пальцы сжимаются и разжимаются

3. Руки как грабельки скребут по шершавой поверхности подушечками пальцев на ударные слоги:

Граблями сгребаем мы мусор с земли,

Чтоб к свету росточки пробиться смогли.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

7. На словах первых двух строчек – поочередное разгибание пальцев из кулачков, начиная с большого пальца. На слова следующих двух строчек – поочередное сгибание пальчиков в кулачки, начиная с мизинца.

Раз, два, три, четыре, пять -.

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять -.

В домик спрятались опять.

в основу положены оздоровительные системы

Японии, Кореи, Китая.

1. Хлопки. (Стремиться к плотному соприкосновению кистей.)

2. Похлопывание всех участков тела (начинаем с плеч до стопы с двух сторон).

3. Готовим руки к массажу.

б) Интенсивное растирание.

в) Массаж пальцев (от основания ладошки к ногтю по внешней стороне).

г) Интенсивные встряхивания.

5. Ручку зажать между средними пальцами, массажируем основания ладоней.

6. Кисти встряхнули, разогрели ладонь, обхватили уши, поглаживаем, затем сильно растираем.

7. Точечный массаж ушей.

8. Поднимаем руки вверх, делаем вдох, считаем до 15. Опускаем руки, встряхивая их, одновременно делаем выдох. 2 раза.

9. Массаж головы (широко расставив пальцы, охватываем голову и проводим по воображаемым параллельным и диагональным линиям, продолжающимся от макушки до шеи).

а) Легкие поглаживания лба обеими руками — одновременно от центра к периферии.

б) Поглаживание подбородка от центра к ушным раковинам.

в) Указательным пальцем левом руки 3 раза поглаживаем левый уголок рта с края к середине (так же правым указательным пальцем — правый уголок рта).

г) Круговые движения пальцев левой руки вокруг рта по часовой стрелке, правой — против часовой стрелки.

д) Круговые движения вокруг глаз, 3 раза по часовой стрелке и 3 раза против часовой стрелки.

е) Постукивание подушечками пальцев по всему лицу.

11. Охватить пальцами затылок, прикрывая ладонями уши и барабанить подушечками пальцев по шейным позвонкам.

12. Щелкаем зубами (рот может быть закрыт).

13. Гимнастика для языка (рот закрыли, язык вращаем по часовой стрелке и против часовой стрелки)-

1) Круговыми движениями надавливаем слегка на точки, расположенные чуть ниже бровей.

2) На среднюю точку.

3) На точки по обе стороны от ноздрей.

15. Упражнения для опорно-двигательного аппарата.

16. Звуковые вибрации в человеке вызывают состояние добра и покоя. Воспроизведение звуков заставляет вибрировать гланды, нервную систему, железы внутренней секреции, мозг, очищает организм от шлаков. Произносим а, у, ы, о, е, ю, и, ий, м, н, р, ж, я, хо, ху, ха, э.

17. Для профилактики глазных заболеваний, улучшения зрения, уменьшения утомления глаз в Индии и Китае разработана система упражнений — гимнастика для глаз. Выполним 3 наиболее эффективных упражнения.

а) С помощью стрелок на плакате указаны направления, по которым должны двигаться глаза (вверх-вниз, влево - вправо, под углом 45°).

б) Растереть ладони и центр ладоней приложить к глазам.

в) Быстрое моргание.

Наступило тёплое весеннее утро. И.п. – ноги на ширине плеч, руки на пояс. Круговые вращения головой на счёт 1-2-3-4 вправо, затем влево. Ветер разогнал на небе тучи. И.п. – ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, пальцы прижаты к плечам. Круговые вращения руками вперёд-назад (1 – 2 минуты) А теперь – внимание! Начинается наша сказка. Вскопал дед грядку, посадил репку. Выросла репка маленькая – премаленькая. Ищет дед репку, ищет – не найдёт. И.п. – стоя ноги врозь, руки в стороны. Вращения кистями рук вперёд-назад. То же, вращение кулаками (1 – 2 минуты). Позвал дед бабку. Прополола бабка грядку. Ищут-ищут – не найдут репку. И.п. – ноги на ширине плеч, руки за головой. Наклон вперёд, коснуться левой ноги; выпрямиться; наклон вперёд, коснуться правой ноги; выпрямиться (2-3 раза). Позвали внучку. Принесла внучка лупу. Ищут-ищут – не найдут репку. И.п. – ноги на ширине плеч, руки в стороны. 1 – присесть, руки на пояс; 2 – и.п. (2-4 раза). Позвали Жучку. Ищут-ищут – не найдут. Вылезает из норки мышка: - Вашу репку я нечаянно съела! Обрадовались внучка и Жучка, бабка и дедка: - Всё-таки нашлась наша репка! И.п. – ноги вместе, руки на пояс. Прыжки (1 минута). Ходьба (растём большими), вытянув руки вверх и потягиваясь. Вдох носом, выдох ртом.

Я лежу на песке, на берегу реки, смотрю в голубое небо. Плывут красивые облака, поют птицы, свежий ветерок приятно дует в лицо. Лобик прохладный, я как будто растаял в состоянии невесомости. Мне так хорошо и спокойно, никаких забот, мысли лениво уходят, по телу струится приятное тепло…. Луч бодрости вдруг пронизывает меня всего, зарываю руки в горячий песочек, им тепло.… Так хочется работать, что-нибудь писать, голова ясная, я совсем не устал. Открываю глазки. Как хорошо. Что я на уроке, я сейчас буду писать!

Испекла баба колобок, положила его на окошко студиться. Колобок полежал-полежал, да и в лес убежал. Катится колобок по лесу, катится … Показываем, как катится колобок: И.п. – ноги на ширине плеч, руки на пояс. Круговые вращения головой вправо. То же в другую сторону (3 раза). А навстречу ему медведь. Идёт, ворон считает, сухие ветки у деревьев ломает. Показываем медведя: И.п. – ноги на ширине плеч. 1 – наклон вправо, руки скользят по туловищу – правая вниз, левая на пояс; 2 – и.п. То же в другую сторону (3 раза). Обрадовался медведь. Хоть и на один зубок колобок, а всё ж не каждый день еда сама в рот просится. - Колобок, колобок! Я тебя съем! - Не ешь меня. Я тебе песенку спою! ( Дети поют песенку колобка). Покатился колобок дальше … И.п. – ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, пальцы прижаты к плечам. Круговые вращения руками: 1-2 – вперёд, 3-4 – назад (3-4 раза). Катится колобок, катится, а навстречу ему заяц. По сторонам посматривает, травку щиплет. И.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Круговые вращения туловищем (по 4 раза в каждую сторону). - Колобок, колобок! Я тебя съем! - Не ешь меня, я тебе песенку спою! Спел колобок песенку зайцу и покатился дальше. Навстречу ему волк бежит, заячьи следы ищет. И.п. – ноги вместе, руки в сторону. 1 – мах левой ногой вперёд, хлопок под ногой; 2 – и.п.; 3 – мах правой ногой вперёд, хлопок под ногой; 4 – и.п. (3-4 раза). - Колобок, колобок! Я тебя съем! - Не ешь меня, я тебе песенку спою! Спел колобок песенку волку и покатился дальше. А вот с лисой колобок в нашей сказке не встретился, чему и был очень рад! И.п. – ноги вместе, руки на пояс. Прыжки на месте (2-3 минуты).

Упражнения для снятия зрительного утомления.

1. Зажмурить глаза. Открыть глаза (5 раз).

2. Круговые движения глазами. Головой не вращать (10 раз).

3. Не поворачивая головы, отвести глаза как можно дальше влево. Не моргать. Посмотреть прямо. Несколько раз моргнуть. Закрыть глаза и отдохнуть. То же самое вправо (2-3 раза).

4. Смотреть на какой-либо предмет, находящийся перед собой, и поворачивать голову вправо и влево, не отрывая взгляда от этого предмета (2-3 раза).

5. Смотреть в окно вдаль в течение 1 минуты.

6. Поморгать 10-15 с. Отдохнуть, закрыв глаза.

Упражнения для профилактики близорукости.

И.п. – стоя на коврике, ноги врозь, руки вдоль туловища: посмотреть вверх-вниз, влево - вправо (6 раз);

закрыть глаза, расслабиться; посмотреть в правый верхний угол, в левый нижний (6 раз);

закрыть глаза, поморгать, расслабиться; круговые движения глазами по часовой стрелки (3-5 раз);

закрыть глаза, расслабиться; движения губами вперед, влево – вправо, вверх – вниз, по кругу в левую сторону, в правую сторону (3-4 раза).

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.