Физиологические изгибы позвоночника у новорожденного

Начало формирования физиологических изгибов позвоночника относится к периоду грудного возраста. Для внутриутробной позы ребенка характерен тотальный кифоз. У новорожденного, лежащего на горизонтальной плоскости, позвоночник почти прямой, изгибы его лишь едва намечены. Виден только кифоз в крестцово-копчиковом отделе, оставшийся после пребывания в позе эмбриона. Остальные физиологические изгибы формируются позднее, в процессе роста ребенка и развития его мышечной системы.

В первые месяцы жизни, когда ребенок в положении на животе приподнимает и удерживает голову, начинается формирование изгиба в области шеи. Большая часть его головки находится впереди относительно позвоночника, для ее удержания в поднятом положении позвоночный столб изгибается вперед, формируя шейный лордоз (изгиб кпереди) (рис. 1).

В 4–6 месяцев ребенок начинает садиться, сначала с помощью взрослых, потом и сам. По мере освоения этой позы формируется кифоз в грудном отделе (рис. 2). Позднее, в 8–12 месяцев, когда ребенок начинает вставать и учится ходить, под действием мышц, обеспечивающих сохранение вертикального положения туловища и конечностей, образуется главный изгиб – поясничный лордоз (рис. 3).

При его формировании происходит наклон таза, с которым связаны ноги. Поэтому позвоночный столб, чтобы остаться в вертикальном положении, изгибается в поясничном отделе, центр тяжести перемещается кзади, предупреждая таким образом наклон кпереди. Появление двух лордозов компенсируется развитием двух кифозов – грудного и крестцово-копчикового, что поддерживает равновесие при вертикальном положении тела.

Так, лишь к концу первого года жизни у ребенка формируются физиологические изгибы позвоночника, характерные для взрослого человека. Эти изгибы изменчивы и нестойки, существуют исключительно при вертикальном положении тела. К 5–7 годам они становятся четко выраженными, позвоночник приобретает нормальную форму с лордозом в шейном и поясничном отделах и кифозом в грудном и крестцово-копчиковом. С помощью такой конструкции человек поддерживает равновесие при вертикальном положении тела. Лишь к 14–15 годам физиологические изгибы позвоночника становятся постоянными, но окончательно формируются в юношеском возрасте, а по некоторым данным – к 20–25 годам.

В разные периоды роста и развития фигура ребенка меняет свои общие контуры. Неблагоприятные факторы наиболее сильное влияние оказывают на детей в периоды их бурного роста (6–7 и 11–13 лет у девочек, 7–9 и 13–15 лет у мальчиков). По этой причине в 6–7-летнем возрасте многие дети имеют вялую неустойчивую осанку, особенно при слабо развитой мускулатуре и недостаточном физическом развитии.

От характера и степени проявления физиологических изгибов позвоночника и зависит осанка человека. В старости эти изгибы обычно становятся более плоскими, но иногда может происходить увеличение грудного кифоза, тогда образуется старческий горб – и позвоночник сильно изгибается и наклоняется вперед.

Позвоночник верхним своим концом соединяется с черепом. Первый шейный позвонок малоподвижно сочленен с затылочной костью черепа при помощи суставов, в которых возможны небольшие сгибания и разгибания, а второй шейный позвонок с первым – посредством коловратного сустава, позволяющего делать головой повороты вправо и влево. Подвижность между остальными позвонками сравнительно небольшая. Зато в целом позвоночник довольно подвижен. Он может сгибаться и разгибаться вперед-назад и вправо-влево, вращаться (поворачиваться) вправо и влево, осуществлять круговые движения. В норме при сгибании туловища грудной кифоз увеличивается, а поясничный лордоз уменьшается, опущенные руки касаются пола. При разгибании увеличиваются шейный и поясничный лордозы, а грудной кифоз уменьшается.

В движениях позвоночника участвуют многие мышцы, но самая большая нагрузка приходится на так называемые глубокие (длинные) мышцы спины. Они разгибают туловище и удерживают позвоночник в правильном положении. Эти мышцы расположены по обеим сторонам позвонков и тянутся в виде более или менее выраженных мышечных валиков от крестца до затылочной кости, к которой некоторые из этих мышц прикрепляются. Сокращаясь на одной стороне, они осуществляют боковые сгибания позвоночника, а также его вращение. Так как часть глубоких мышц прикрепляется к верхним и нижним ребрам, то они участвуют и в акте дыхания. И, наконец, глубокие мышцы спины при сгибании туловища удерживают его от падения вперед и обеспечивают плавность движений.

Для разных отделов позвоночника объем и направление движений тоже не одинаковы. Самый подвижный – шейный отдел, он может сгибаться на 70о, разгибаться и вращаться – на 80о, легко можете проверить на себе. А вот грудной отдел позвоночного столба наименее подвижен. В поясничном отделе позвоночника сгибание возможно на 60о, а разгибание – на 45о. Вращение и боковые движения также ограниченны.

Грудная клетка образована грудными позвонками, 12 парами изогнутых ребер и грудиной. Все ребра своими задними концами соединяются с грудными позвонками. При вдохе в соединениях ребер с позвонками происходит вращательное движение, передние концы ребер вместе с грудиной приподнимаются и отдаляются от позвоночника, увеличивая тем самым размер грудной клетки. Во время выдоха передние концы ребер, наоборот, опускаются – и ребра вращаются таким образом, что грудная клетка уменьшается. Сами понимаете, насколько тесно связано нормальное дыхание с состоянием позвоночника и осанкой. То же относится к сердцу, печени и другим жизненно важным органам, спрятанным за прочными ребрами. Неправильная осанка у детей способствует возникновению ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных хрящевых дисках и мешает правильной работе органов грудной клетки и брюшной полости. Правильная осанка обеспечивает оптимальное положение и нормальную деятельность внутренних органов, создавая наилучшие условия для деятельности всего организма. Правильная осанка лежит и в основе представлений об эстетическом идеале положения тела и движений человека. В качестве примера правильной осанки обычно приводят осанку балерин, танцовщиц, гимнастов.

Осанка – это важный комплексный показатель здоровья и гармоничного физического развития, поскольку правильная осанка обеспечивает оптимальные условия для функционирования всех органов и систем организма как единого целого. При нормальной осанке строение тела гармонично, отдельные его части симметричны относительно вертикальной оси, что является главным биомеханическим условием прочной физиологической опоры каждого сегмента позвоночника для вышележащего отдела. При таком положении тела требуется минимальное напряжение мышц и связок, нагрузка на позвоночник распределяется относительно равномерно. Поэтому правильная осанка способствует физической выносливости человека любого возраста. Нарушение же ее значительно снижает уровень здоровья и мешает активной жизнедеятельности.

При определении правильности осанки учитывают положение головы, плечевого пояса, форму позвоночника, наклон таза и оси нижних конечностей. Более всего осанка зависит от положения и состояния позвоночника. Прежде всего при нормальной осанке части тела должны располагаться симметрично относительно позвоночника, при этом хорошо видны физиологические изгибы позвоночника, имеющие равномерный волнообразный характер. Для определения правильности осанки следует осмотреть ребенка (или взрослого, что тоже бывает полезно) спереди, сзади и в профиль.

Если смотреть спереди (рис. 4а), положение головы должно быть строго вертикальное: подбородок слегка приподнят, взгляд направлен вперед, а линия, соединяющая нижний край глазниц и козелки ушей, горизонтальна. Линия надплечий (в обиходе обычно называемых плечами) горизонтальная, а углы между боковой поверхностью шеи и надплечьем – симметричны. Грудная клетка должна быть симметричной относительно средней линии и не иметь западений или выпячиваний, брюшная стенка – вертикальной, пупок должен находиться на средней линии.

При осмотре сзади (рис. 4б) лопатки должны быть расположены симметрично на одинаковом расстоянии от позвоночника и прижаты к туловищу. На одной горизонтальной линии симметричными должны быть ягодичные складки, подколенные ямки, треугольники талии, образуемые между контуром талии и опущенными руками.

При осмотре сбоку (рис. 4в) грудная клетка должна быть слегка приподнята, живот подтянут, нижние конечности прямые, физиологические изгибы позвоночника волнообразны и умеренно выражены, угол наклона таза – находиться в пределах 35–55о (у мальчиков он меньше, чем у девочек).

Правильное положение головы обеспечивается за счет напряжения затылочных мышц. Грудная клетка имеет центр тяжести впереди позвоночного столба и уравновешивается мышцами спины. Поясничный отдел позвоночника, наоборот, имеет центр тяжести позади позвоночного столба, и для поддержания правильного положения туловища должны работать мышцы грудного пресса.

В тазовой области устойчивое равновесие туловища обеспечивается за счет напряжения передних и задних групп мышц – сгибателей и разгибателей бедра. При их неправильной работе угол наклона таза может увеличиваться и приводить к нарушению положения и функций внутренних органов. А если угол наклона таза уменьшается в сравнении с оптимальным, это приводит к сглаживанию поясничного лордоза и других изгибов позвоночника, что тоже плохо, потому что позвоночный столб становится менее устойчивым при движениях и выполнении различных физических нагрузок. Не менее важную роль в поддержании правильного положения туловища играют икроножные мышцы, обеспечивающие правильное положение центров тяжести коленных и голеностопных суставов.

Итак, кроме самого позвоночного столба, осанка зависит от разных мышц, которые помогают удерживать правильное положение тела. При этом главное для правильной осанки – не абсолютная сила мышц, а равномерное их развитие и правильное распределение мышечной тяги. Порой у очень сильных людей, регулярно выполняющих тяжелую физическую работу или неправильно выполняющих силовые тренировочные упражнения, бывают тяжелейшие искривления позвоночника. И это как раз потому, что одни мышцы значительно сильнее других и тянут несчастный опорно-двигательный аппарат, как известные лебедь, рак и щука.

У маленьких детей и школьников осанка еще нестабильная, а нагрузки часто бывают неравномерными, например при ношении тяжелого портфеля с учебниками в одной руке. К тому же она во многом зависит и от психики ребенка (что особенно важно для худеньких астеников и полноватых дигестивников, часто попадающих в стрессовую ситуацию из-за особенностей телосложения и двигательных возможностей), состояния нервной и мышечной системы, развития мышц живота, спины и нижних конечностей. Нарушение осанки в начальной стадии – это негармоничное развитие мышечной системы, неумение правильно держать тело: сведенные вперед плечи, сутулая спина, отстающие лопатки, выпяченный живот. Больше всего в этом виноват малоподвижный образ жизни.

В числе основных причин нарушения осанки условно можно выделить следующие:

наследственные анатомо-конституциональные особенности строения скелета и мышечной системы, то есть предпосылки к возникновению нарушений. Так, у представителей астенического и астено-торакального типов телосложения часто бывает сутулость, связанная с рефлекторным напряжением грудных мышц;

врожденные пороки и родовые травмы, в числе которых могут быть врожденные дефекты позвонков, вывихи, дисплазии, неодинаковая длина ног, перекос положения таза и т.п.;

перенесенные или хронические заболевания, вызывающие ослабление организма ребенка (рахит, туберкулез, детские инфекции, частые простудные заболевания), в сочетании с неблагоприятными внешними условиями могут вызывать изменения в состоянии мышечно-суставного аппарата, нарушения симметрии тонуса мышц левой и правой сторон спины, естественного ритма и координации движений, создающие предпосылки для нарушения осанки;

неправильное положение тела при различных статических позах во время игры, занятий, сна, ношение тяжестей в одной руке, недостаточное или нерациональное питание;

нерационально организованный режим дня, недостаточное время для отдыха, плохие примеры неудовлетворительной осанки окружающих;

недостаточное понимание и учет педагогами и родителями возрастных особенностей роста и развития детей, в том числе и при интенсивных занятиях спортом;

гипокинезия, недостаток физической активности и как следствие – плохое физическое развитие и мышечная слабость;

подавленное состояние психики – при нервных потрясениях характерны поникшая голова, опущенные плечи, согнутая спина. Очень вредны в этом отношении авторитарные методы школьной педагогики.

Детская ортопедия изучает этиологию и патогенез, клиническое течение и диагностику врожденных и приобретенных деформаций органов движения и опоры, включая профилактику и их лечение с восстановлением функции.

Интерпретация признаков деформации или отклонений от нормального развития позвоночника у детей в различные возрастные периоды жизни не всегда является простой задачей.

У новорожденного позвоночник имеет форму пологой выгнутой дуги, т.е. равномерного кифоза: в положении на спине на ровной поверхности позвоночник становится прямым. На 3-4 месяце жизни ребенок поднимает и удерживает головку, откидывая ее назад; в результате уравновешивания затылочных и лестничных мышц развивается физиологический шейный лордоз. В 6-7 месяцев ребенок сидит, позвоночник легко подвижен и под действием силы тяжести головы, плечевого пояса, внутренностей, устойчивого лордоза и уравновешивания мышцами спины формируется кифоз грудного отдела. В 8-9 месяцев ребенок начинает стоять, 10-12 месяцев ходить, при этом за счет мышц, сгибающих бедро, таз наклоняется вперед, увлекая поясничную часть позвоночника. Туловище в вертикальном положении уравновешивается ягодичными мышцами и мышцами спины – формируется физиологический лордоз поясничного отдела позвоночника.

Кифоз – искривление позвоночника в сагиттальной плоскости выпуклостью кзади. Различают верхнегрудной, нижнегрудной, поясничный и тотальный кифоз.

Врожденный кифоз наблюдается крайне редко с локализацией в грудном и верхнепоясничном отделе. Деформация выявляется рано – в первом полугодии жизни, как только ребенок начинает сидеть. С ростом ребенка деформация заметно увеличивается, протекая безболезненно и без неврологических симптомов, к периоду полового созревания достигает выраженных размеров. Рост ребенка задерживается. При выявлении деформации применяют массаж спины, корригирующую гимнастику, при прогрессировании процесса проводят хирургическую фиксацию позвоночника.

Приобретенные кифозы могут быть результатом рахита, остеохондропатий, компрессионных переломов тел позвонков.

Рахитический кифоз является следствием общей мышечной гипотонии при тяжелом течение рахита. Развивается быстро, как только ребенок начинает сидеть. Для рахитического кифоза характерно равномерное искривление нижнегрудного и поясничного отделов позвоночника кзади. Терапия подобного состояния комплексная: это ,прежде всего лечение рахита, обязательное фиксирование ребенка в специальной кроватке, проведение курсов массажей для укрепления мышц спины, живота, конечностей.

Лордоз – искривление позвоночника в сагиттальной плоскости выпуклостью вперед. Физиологический лордоз шейного и поясничного отделов позвоночника является результатом формирования ортостатического положения человека. Патологический или чрезмерный лордоз локализуется в основном в поясничном отделе позвоночника, может быть следствием патологических изменений в поясничных позвонках и окружающих их тканях врожденного (спондилолиз и спонтанный спондилолистез, клиновидные позвонки) и приобретенного характера. Среди последних деформаций чаще всего развивается как компенсаторное искривление при локализации процесса в другом отделе позвоночника (кифоз грудного отдела, круглая спина), при деформации нижних конечностях, нарушении функций мышц туловища и конечностей (coxa vara, анкилоз тазобедренных сустава в порочном положении, врожденный вывих бедра, слабость больших ягодичных мышц и гиперфункция сгибателей бедра) и др. Врожденный лордоз у детей старшего возраста при скрытом течение может проявиться быстрой утомляемостью, болевыми ощущениями в пояснице. Компенсаторные лордозы у детей чаще всего протекают бессимптомно.

При лечении лордозов, прежде всего необходимо устранить основную причину, вызвавшую развитие патологического лордоза. Рекомендуются специальный комплекс лечебной гимнастики, массаж, физиотерапия.

Приобретенные сколиозы чаще выражаются как признаки других заболеваний. Статические сколиозы наблюдаются при укорочении нижней конечности, одностороннем врожденном вывихе бедра, контрактурах тазобедренного и коленного суставов. Неврогенные и миопатические сколиозы возникают вследствие нарушения равновесия мышц спины, при нейрофиброматозе, сирингомиелии, деформирующей мышечной дистонии, рахите. Известны сколиозы вследствие обширных послеожоговых рубцов туловища, заболеваний и операций органов грудной полости и грудной клетки. Причиной сколиоза могут быть опухоли позвоночника и паравертебральной локализации.

Нарушение обменных процессов нередко сопровождается развитием сколиоза.

Идиопатический сколиоз представляет особую, наиболее распространенную форму, проявляющуюся как самостоятельное заболевание. В патогенезе сколиоза придается большое значение дегенеративно-дистрофическим процессам в эпифизарном хряще и самом диске, эпифизеолизу дисков при активном воздействии нервно-мышечной системы. При осмотре спереди обращают внимание на осанку; можно выявить вынужденное положение головы и ассиметрию лица, разный уровень расположения надплечий, деформацию грудной клетки, отклонение пупка от средней линии и разный уровень гребней подвздошных костей. При осмотре сзади одно надплечье выше другого, лопатка на вогнутой стороне искривления позвоночника приближена к остистым отросткам и расположена ниже противоположной, выявляются ассиметрия грудной клетки и реберный горб, ассиметрия треугольников талии. При осмотре сбоку отмечаются выраженность кифоза, величину реберного горба. Помимо осмотра врач - специалист также оценивает подвижность позвоночника и силу мышц спины. Диагноз сколиоза ставится после консультации ортопеда с проведением всех необходимых тестов и рентгенологического исследования позвоночника с захватом таза в переднезаднем направлении в положении больного стоя и лежа и профильный снимок в положении лежа.

По локализации выделяют следующие типы сколиозов: шейно-грудной; грудной (может быстро прогрессировать с тяжелыми функциональными нарушениями дыхания и сердечно-сосудистой системы); пояснично-грудной (склонен к прогрессированию с нарушениями функции дыхания и сердечно-сосудистой системы, сопровождается болью), поясничный (отличается легким течением, редко дает тяжелые степени деформации); пояснично-кретцовый, при котором в дугу искривления включаются кости таза, создавая перекос с относительным удлинением одной ноги (может сопровождаться болями); комбинированный тип сколиоза характеризуется наличием двух первичных дуг искривления (отличается стабильностью). По степени тяжести сколиоза выделяют первую, вторую, третью и наиболее тяжелую четвертую степень.

Прогрессирование сколиоза зависит от возраста больного, типа и степени деформации. Интенсивное увеличение деформации наблюдается в период бурного роста ребенка, достигает максимума в пубертатный период, у девочек в 11-13 лет, у мальчиков в 14-16 лет и обычно заканчивается при прекращении роста. Большей частью неблагоприятно протекают сколиозы, проявившиеся до 6 летнего возраста, более благоприятно – после 10 и особенно после 12 лет. При выраженном прогрессировании сколиозы относят к декомпенсированным, без наклонности к прогрессированию или незначительным прогрессированием в течение длительного времени – к компенсированным. Дети с компенсированным сколиозом начальной степени должны лечиться в условиях поликлинике и дома, с медленно прогрессирующим течением – лучше в специализированных школах-интернатах, с интенсивным прогрессированием в ортопедическом стационаре.

Лечение сколиоза направлено на стабилизацию имеющего искривления, предупреждения его прогрессирования и компенсирования сколиоза путем повышения устойчивости позвоночника и выработки ортостатического положения с восстановлением баланса между кривизной сколиоза.

Лечение складывается из комплекса мероприятий, предусматривающих снижение статической нагрузки на позвоночник и организацию правильного двигательного режима в дошкольном учреждении, школе и дома. При этом следует устранить причины, способствующие деформации позвоночника: длительное сидение, неправильное положение в постели, неправильная поза при стоянии, ношение тяжелых предметов в одной руке и др. Необходимо проведение комплекса лечебной гимнастики (комплекс лечебной гимнастики составляется специалистом по лечебной физкультуре индивидуально для каждого больного или группы идентифицированных больных) и курсов массажа, сеансов физиотерапии. Наряду с этим рекомендуется занятия спортивными играми с мячом, плавание, катание на лыжах.

Практика показывает, что проведение комплексов консервативного лечения оказывают благоприятное воздействие на коррекцию сколиоза.

Профилактическая направленность является одним из основных звеньев детской ортопедии. Ранняя диагностика и лечение устраняют прогрессирование деформаций, предупреждают нарушение функций органов опоры и движения. Этим определяется основная задача ортопеда и детского хирурга совместно с педиатром.

Практическое занятие №1.
ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА.
ДВИГАТЕЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ. ОНТОГЕНЕЗ МОТОРИКИ

Скелет у детей в период утробной жизни состоит из хрящевой ткани, в которой постепенно начинают появляться точки окостенения. После рождения процесс окостенения продолжается. При этом появление точек окостенения и их слияние происходит в различные сроки для разных костей. Поэтому по степени окостенения скелета можно судить о возрасте ребенка.

Скелет ребенка отличается от скелета взрослого человека не только размерами, пропорциями, но также химическим составом костей и их строением. Чем моложе ребенок, тем больше в его костях органических веществ, тем эластичней его кости, тем больше в них губчатого вещества (по сравнению с компактным веществом).

Скелет. Череп новорожденного значительно отличается от черепа взрослых по величине, строению и пропорциям отдельных частей. В костях черепа имеются мягкие, неокостеневшие участки. Места соединения костей представляют собой соединительнотканные пластинки (из них в дальнейшем образуются швы). На стыках нескольких костей имеются соединительнотканные перепонки, получившие название родничков. Имеется 6 родничков: лобный или большой, затылочный или малый, два клиновидных и два сосцевидных (см.рис.1). Большой родничок имеет размеры 3,5 на 2,5 см и находится между лобной и теменными костями. Малый родничок 0,5 на 0,5 см находится между затылочными и теменными костями. Другие роднички значительно меньше и имеют щелевидную форму. Закрытие большого родничка происходит на 2-м году жизни, а остальных к 2-3 месяцам первого года жизни. Наличие родничков позволяет костям свода черепа смещаться. Кости черепа тонкие. Так, например, лобная кость в 8 раз тоньше, чем у взрослых. Все это увеличивает опасность травм черепа.


Рис. 1. Череп новорожденного. Вид сбоку (А) и сверху (В): 1 – передний родничок, 2 – клиновидный родничок, 3 – большое крыло клиновидной кости, 4 – лобный бугор, 5 – носовая кость, 6 – слезная кость, 7 – скуловая кость 8 – верхняя челюсть, 9 – нижняя челюсть, 10 – барабанное кольцо височной кости, 11 – чешуя височной кости, 12 – латеральная часть затылочной кости, 13 – сосцевидный родничок, 14 – затылочная чешуя, 15 – задний родничок, 16 – теменной бугор, 17-лобный шов.

Череп на первом году жизни очень быстро растет. За первый год жизни окружность черепа увеличивается на 30 %.

У новорожденного также идет интенсивный рост позвоночника. В телах позвонков наблюдается по 6 точек окостенения, которые начинают сливаться только к концу года. Эпифизы позвонков на протяжении всего первого года жизни остаются еще хрящевыми. Межпозвоночные хрящи относительно толстые, упругие. В результате этого подвижность позвоночника больше, чем у взрослых. У новорожденного нет физиологических изгибов позвоночника. К 2-3 месяцам, когда ребенок начинает держать головку, появляется шейный лордоз. К 6 месяцам, когда ребенок начинает сидеть, появляется грудной и крестцовый кифоз. К концу года, когда ребенок начинает стоять, появляется поясничный лордоз. Однако физиологические изгибы позвоночника на первом году жизни непостоянны – утром после сна они меньше, а к вечеру несколько увеличиваются (рис.2).


Рис. 2. Формирование изгибов позвоночника в онтогенезе ребенка

Кости плечевого пояса, свободных верхней и нижней конечностей имеют костные диафизы и хрящевые эпифизы. У новорожденного костей запястья еще нет, есть только их хрящевые модели. В костях предплюсны, в отличие от костей запястья, точки окостенения имеются уже у новорожденного. Тазовые кости состоят из 3 отдельных костей (подвздошной, лобковой и седалищной), соединенных между собой прослойками хряща.

Мышцы. У новорожденного имеются все скелетные мышцы, но их вес в 37 раз меньше, чем у взрослого, и составляет 23 % по отношению к весу тела (у взрослого 44 %). В течение года наблюдается быстрый рост мышц. Этот рост в основном (на 90 %) идет за счет увеличения диаметра мышечных волокон и в меньшей степени (10 %) за счет появления новых мышечных волокон. Развитие мышц идет неравномерно. Быстрее развиваются мышцы, обеспечивающие дыхание, сосание, мышцы плечевого пояса и верхних конечностей. Более медленно – мышцы таза и нижних конечностей. Моторные единицы начинают развиваться с 2-3 месяцев, но функция их несовершенна.

Тонус мышц больше, чем у взрослых, и у сгибателей он больше, чем у разгибателей. Сила и работоспособность мышц мала, утомление развивается быстро. У новорожденного еще нет координации движений. Они беспорядочны и почти беспрерывны, в связи, с чем новорожденных пеленают. Двигательные умения развиваются постепенно.

Скелет. То период роста скелета и его окостенения. К 3 годам все роднички зарастают, но швы черепа еще полностью не сформировались, и некоторая подвижность костей черепа остается. Толщина костей черепа увеличивается в 3-4 раза (по сравнению с новорожденным), но все еще меньше в 2-3 раза, чем у взрослых.. В костях черепа начинают формироваться воздушные пазухи.

Продолжается рост и окостенение позвоночника. Тела позвонков костные, а эпифизы хрящевые. Межпозвоночные диски все еще относительно высокие и позвоночник более подвижен, чем у взрослых. Начинают срастаться крестцовые и копчиковые позвонки, но полного сращения на этом этапе не происходит.

Мышцы. Масса мышц продолжает увеличиваться, но значительно меньшими темпами, чем на 1 этапе развития. Рост мышц идет в основном за счет увеличения толщины мышечных волокон, диаметр которых увеличивается в 2 раза. Тонус мышц остается относительно высоким, особенно у сгибателей. Отсюда скованность движений.

Двигательные единицы сформировались, но их иннервация еще несовершенна, так как не закончена миелинизация нервных окончаний. Мышцы быстро утомляются и быстро восстанавливают свою работоспособность во время отдыха, так как интенсивность обмена веществ велика. Поэтому ребенок 3 лет не может выполнять однообразные движения и спокойно сидеть. Спокойная ходьба его быстро утомляет, и он просится на руки. Чтобы дать отдохнуть мышцам, он часто меняет характер движений и позу.

Скелет. Происходит дальнейшее окостенение черепа. Образуются черепные швы и кости черепа теряют подвижность. Образуются лобные пазухи.

Позвоночник растет быстро и окончательно формируются его физиологические изгибы. Тела позвонков окостенели, но эпифизы еще хрящевые. Межпозвоночные хрящи относительно высоки, и позвоночник сохраняет большую подвижность. Начинают срастаться крестцовые позвонки и тазовые кости. Диафизы длинных костей конечностей окостенели, а в эпифизах появляются точки окостенения. Между диафизами и эпифизами имеются прослойки хрящевой ткани. Мышцы. Масса мышц составляет 27 % от веса тела. Диаметр мышечных волокон увеличивается в 3 раза, а количество миофибрилл в них в 5-6 раз по сравнению с первым годом жизни. Однако в мышечных волокнах еще имеется относительное преобладание саркоплазмы над миофибриллами. Еще повышен тонус мышц и остается некоторая скованность движений. Заканчивается формирование двигательных единиц с миелинизацией нервных окончаний в них, однако, возбудимость и функциональная лабильность их все еще меньше, чем у взрослых. Выносливость меньше, чем у взрослых в 5-6 раз, отсюда и быстрая утомляемость детей этого этапа развития. Ребенок часто меняет позы и характер движений. Половых различий в силе мышц еще нет. Значительно улучшается координация движений.

Скелет. Мозговой череп заканчивает свое развитие, а лицевой череп еще продолжает расти, поэтому индивидуальные черты лица еще не полностью сформированы.

Позвоночник сохраняет большую подвижность и продолжает расти. Продолжается также срастание крестцовых позвонков и костей таза, но полного их сращения на этом этапе еще не происходит. Следовательно, имеется опасность смещения костей таза при прыжках с высоты. Появляются половые различия в строении таза. У девочек по сравнению с мальчиками больше поперечный диаметр таза и больше переднее – задний диаметр входа в малый таз.

Большинство детских врачей сходится во мнении, что малышу необходимо лишь горизонтально лежать в коляске, на руках носить не надо, так как это нагрузка на совсем еще слабый детский организм. Но постоянное нахождение в коляске является стрессовой ситуацией для малыша, и физически, и эмоционально, это может замедлить его развитие. А вот ношение в вертикальном положении, когда соблюдена правильная поддержка очень полезно. Такое ношение оптимально для эмоционального, интеллектуального и физического развития малыша.


Развитие позвоночника у детей

Ни для кого не секрет, что позвоночник человека имеет четыре небольших изгиба (напоминает букву S), а не является идеально прямым. Эти изгибы дают нам запас гибкости и позволяют держать равновесие. Они прекрасно амортизируют во время бега, прыжков и ходьбы.

При рождении


Первые месяцы


По мере того, как малыш сопротивляется силе тяжести, его мышцы продолжают развиваться. Крепкие мышцы шеи помогают младенцу поднимать тяжёлую головку, формируя шейный изгиб позвоночника.

С 6 месяцев до года


При обучении ползанию и ходьбе, у него формируется поясничный изгиб позвоночника, и развиваются мышцы, которые помогают малышу стоять прямо. Окончательно изгибы формируются, когда малыш начинает самостоятельно ходить.

Лежать же на плоской поверхности вредно для позвоночника и для тазобедренных суставов.

Лежание горизонтально вызывает деформацию тела

Постоянное лежание на спине может вызвать развитие плагиоцефалии (деформированные кости черепа, приплюснутые сзади или сбоку), деформацию тела и пониженный мышечный тонус. Некоторые исследования Американской академии педиатров говорят, что длительное неподвижное нахождение на твердой поверхности вызывает выпрямление тела вдоль этой поверхности, приводит к нарушению осанки и снижает тонус мышц.



На фото: Плагиоцефалия у ребенка, скорректированная шлемом для восстановления формы головы


Поза эмбриона


В таком положении малыши потребляют гораздо меньше кислорода, экономя энергию и тратя меньше калорий, лучше переваривают пищу. Терморегуляция также более эффективна, так как зона желудка закрыта. А на спине подкожный жировой слой потолще, а терморегуляционные клетки сильнее. Держа животом к своему животу, мы защищаем и его рецепторы, и важные органы.

Когда малыша берут на руки, то его ноги остаются широко разведёнными и инстинктивно согнутыми. В паре с хватательным рефлексом такая поза позволяет ребенку уцепиться за свою маму. Тогда мы можем сказать, что тело малыша приспособлено для ношения вертикально лицом к матери.


Когда мы держим малыша с прижатыми к животику ножками и поддерживаем под попу, мы тем самым обеспечиваем ему естественную позу, которую его тело инстинктивно принимает, чтобы обеспечить тепло, комфорт и безопасность.

На первый взгляд может показаться, что нахождение в коляске в частично вертикальном положении (типа автолюльки) физиологично для С-образного позвоночника, чем лежание на прямой поверхности. Но многочисленные исследования Международной ассоциации педиатров-хиропрактиков показали, что такие переноски (автолюльки) не являются идеальным транспортом, причина – ограниченные возможности для развития мышц, это может оказать влияние на развитие спинного и головного мозга малыша.

Эти устройства могут замедлить и воспрепятствовать естественному формированию изгибов, так как они поддерживают позвоночник в форму буквы С. Если у малыша нет возможности поднять голову, то не развиваются и мышцы шеи, малыш не учится держать голову.


Эта малышка наслаждается сном на свежем воздухе рядом с пионами. Автолюлька придерживает её позвоночник, головку и шейку, пока она спит. Но когда она проснется, ремни безопасности не дадут её мышцам поднять головку. Многие детки проводят целые часы бодрствования в таких сиденьях, которые ограничивают движения.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.