Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки

Юлия Белозерова
Профилактика сколиоза и нарушений осанки посредством непрерывной образовательной деятельности по физической культуре в ДОО

Белозеровой Юлии Анатольевна

Секрет Истинного Здоровья — сила правильной осанки. Плохая осанка мешает свободной циркуляции крови, сдавливает нервные пути и приводит к болезни. Правильная осанка имеет не только эстетическое, но и физиологическое значение. Она влияет на наше настроение и эмоции так же, как и на физическое состояние.

Осанка зависит от гармоничной работы мышц, состояния костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного комплекса. Правильно будет сказать, что осанка является отражением состояния опорно-двигательного аппарата. Активное формирование которого идет на протяжении всего дошкольного возраста. Осанка - это привычное положение тела при стоянии, ходьбе и сидении. Формирование осанки у человека продолжается в течение всего периода роста. Естественные изгибы позвоночника образуются к 6-7 годам жизни ребёнка. Они играют очень важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от толчков и сотрясений, так как позвоночник обладает способностью пружинить при движении стоп.

Параметры визуальной оценки правильной осанки:

- голова приподнята, грудная клетка развернута, плечи - на одном уровне;

- при осмотре сзади, голова, шея и позвоночник составляют прямую вертикальную линию;

- при осмотре сбоку, позвоночник имеет небольшие углубления в шейном и поясничном отделах (лордозы) и небольшую выпуклость в грудном отделе (кифоз).

Признаки неправильной осанки:

- голова выдвинута за продольную ось тела (опущенная голова);

- плечи сведены вперед, подняты (или асимметричное положение плеч);

- круглая спина, запавшая грудная клетка;

- живот выпячен, таз отставлен назад;

- излишне увеличен поясничный изгиб.

Одним из главных факторов, стимулирующих формирование опорно-двигательного аппарата, является двигательная активность. Образовательная деятельность по физической культуре в дошкольном учреждении является основной формой организованного, систематического обучения детей двигательным умениям и навыкам. Решение здоровье сберегающих задач в процессе образовательной деятельности по физической культуре при профессиональном подходе, несет оздоровительный эффект, стимулирует правильное развитие костно-мышечного аппарата и является профилактикой различных нарушений осанки или изменений в позвоночнике, ведущих к сколиозам, кифозам и остеохондрозу.

Я решаю эти задачи следующим образом:

- формирую сознательное отношение к процессу образовательной деятельности по физической культуре.

- не назидательно контролирую технику безопасности и правильность выполнения специальных упражнений.

- стимулирую воспитанников к самооценке своих действий и самоконтролю за своей осанкой во время выполнения двигательных действий.

I). При проведении непосредственно образовательной деятельности по физической культуре я практикую: систематичность, эффективность, интегрированный подход, и. т. д. Но главным фактором успешного достижения результата я считаю, осознанное желание быть здоровым и красивым физически. Это усиливает потребность в занятиях разными формами физической культуры.

II). При выполнении упражнений для коррекции осанки,считаю архи важным контролировать : темп выполнения упражнений,технику безопасности при выполнении задания и правильность выполнения упражнений.

Поскольку силовые и статические упражнения дают большую нагрузку на организм в целом. Неправильный выход из упражнения или резкий подъем из положения лежа, может повлечь за собой скачек давления, что несомненно опасно для подрастающего организма. И т. д.

Основным средством профилактики сколиоза являются физические упражнения, развивающие и укрепляющие мышцы грудной клетки, общий мышечный корсет спины, межлопаточной зоны, мышцы пресса.

Для профилактики и коррекции сутулости (кифоза):

- прогнуть спину назад и отвести руки вверх, назад;

- вис на перекладине руками, прямым хватом (самовытяжение);

- прогнуть спину назад сидя на стуле со спинкой, обхватив спинку стула локтями,притянуть ее к себе.

- стоя на коленях, отвести руки назад и наклониться всем корпусом назад, насколько это возможно, чтобы не упасть.

При искривлении позвоночника в поясничном отделе (лордозе):

- наклониться вперед и коснуться пальцев ног;

- встать спиной к вертикальной плоскости (стене) не отрывая спины наклониться вправо, влево, поднять поочередно согнутые в колене ноги, отвести поочередно прямые ноги в сторону.

- подтягивание бедра к груди, лежа на спине.

При выполнении такого рода упражнений я задаю медленный темп, чтобы дать возможность детям потянуться, выпрямиться, почувствовать, как растягиваются и становятся крепче их мышцы. Вариативно меняя темп выполнения упражнений, я обеспечиваю разную нагрузку на нужные группы мышц, отдавая преимущество тем мышцам, которые нужно укреплять в данное время. Также я акцентирую внимание на выполнение детьми основных видов движений способствующих коррекции осанки например: упражнения на развитие координации движений, при ходьбе по гимнастической скамейке выполняя глубокий присяд, колени врозь пятки не касаются скамьи.Некоторых упражнений на развитие силовых качеств например: ползание по гимнастической скамье, подтягиваясь двумя руками и. т. д.

Итак, для успешного решения задачи по профилактике нарушения осанки и коррекции сколиотических отклонений, в процессе организованной деятельности по физической культуре,как я уже сформулировала и описала ранее - необходимы:

- постоянный контроль за осанкой во время выполнением упражнений, как со стороны инструктора по физической культуре, так и со стороны самого ребёнка;

- осознанное отношение детей к выполняемым упражнениям;

- продуманная и правильно запланированная работа инструктора по физической культуре.

В результате такой деятельности, мои воспитанники идут в школу физически подготовленными. В заключении хочу напомнить элементарные знания по профилактике нарушений осанки: нельзя сидеть перед телевизором в слишком мягком кресле или диване. Сиденье должно быть на высоте полуметра от пола; перемещая тяжёлые вещи на значительное расстояние, лучше носить их на спине, например в рюкзаке, а не в руках или в сумке через плечо; поднимая что-то тяжелое, необходимо сгибать ноги, а не спину.

Следует помнить: лечить всегда труднее, чем предупредить развитие патологического процесса.






Оздоровительная работа в образовательной деятельности инструктора по физической культуре Одной из важнейших теоретических и практических проблем физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста является внедрение.

Конспект организованной образовательной деятельности по физической культуре с использованием тренажеров Конспект организованной образовательной деятельности с использованием тренажеров Программные задачи: познакомить детей с техникой.

Самоанализ непосредственной образовательной деятельности по физической культуре в средней группе Самоанализ непосредственно образовательной деятельности по физической культуре в средней группе Инструктор по физической культуре: Родичева. В. Н.

Развитие равновесия как профилактика нарушений осанки и плоскостопия у дошкольников Аннотация: Статья является результатом работы региональной инновационной площадки «Разработка и апробация модели образовательной деятельности.

Сколиоз — распространенная и тяжелая патология опорно–двигательного аппарата. Он развивается с детства, постепенно ведет к патологическим изменениям в работе внутренних органов и ухудшает качество жизни пациентов. Это нарушение осанки крайне сложно поддается лечению, несмотря на многолетние врачебные исследования.

Косметический дефект или причина инвалидности?

Под сколиозом многие понимают всевозможные изменения осанки в виде сутулости, сгорбленной спины, опущения одного плеча относительно другого и т.д. Часто им не уделяют должного внимания и не занимаются здоровьем своего позвоночника или своего ребенка:

Но правда ли, что их можно игнорировать?


В норме у позвоночника 4 изгиба: 2 лордоза (направлены вперед) и 2 кифоза (направлены назад). Они повышают устойчивость и подвижность позвоночного столба. Изгибов в бок быть не должно, иначе он не сможет выполнять опорную функцию и обеспечивать движения тела в полном объеме.

Сколиотическая болезнь — это прогрессирующее, боковое искривление позвоночника, которое появляется в период активного роста и сопровождается деформацией грудной клетки, таза и нарушением работы внутренних органов: легких, сердца, мочеполовой системы и др. Оно развивается в результате изменения формы позвонков, их смещения вперед/назад, влево/вправо и поворота (торсии).

Если искривление позвоночника не сопровождается торсией, то это не сколиотическая болезнь, а сколиотическая осанка. Она формируется из–за низкой двигательной активности, неправильного положения тела при сидении, плохого физического развития.

В России частота заболевания у детей и подростков достигает 20%. По статистике, к окончанию школы у каждого второго ребенка есть проявления деформации. Около 8–9% этих пациентов становятся инвалидами уже в детстве и почти 12% — к 28 годам.

Такая печальная статистика вызвана тем, что сколиотическая болезнь начинается в детстве, очень быстро развивается, а вылечить ее полностью практически невозможно — можно только приостановить. У девочек–подростков заболевание проявляется в 3–4 раза чаще, чем у мальчиков, и прогрессирует активнее из–за физиологических особенностей женского организма.

На ранних стадиях развития заболевания хороший терапевтический эффект дает лечебная физкультура и другие консервативные методы — ниже мы рассмотрим, какие.

В запущенных случаях добиться коррекции искривления можно только с помощью хирургической операции. Такие операции очень травматичны, требуют длительного восстановления и тоже не гарантируют полного выздоровления — прооперированные пациенты обязательно получают группу инвалидности.

Таким образом, правильная и своевременная постановка диагноза играет главную роль в определении прогноза заболевания и лечебного подхода.

Причины развития, виды и проявления

Самое благоприятное время для развития искривления позвоночника — период активного роста ребенка 6–12 месяцев, в 6–8 лет и во время полового созревания в 10–14 лет. Искривление прогрессирует, пока ребенок растет — чем он младше, тем сильнее может деформироваться скелет и тем сильнее это отразится на качестве его жизни. Исследование причин развития этой деформации для ее профилактики — это одна из самых актуальных медицинских проблем, которая пока не решена.

Раньше искривление позвоночника связывали с неправильной позой — ребенок начинает криво сидеть за партой и это приводит к деформации. Но сегодня доказано, что это не так: позвоночник искривлен не потому что ребенок криво сидит, а наоборот — ребенок неправильно сидит, потому что у него искривление. А точная причина развития бокового искривления пока не установлена.

В механизме развития сколиотической болезни врачи выявили одну закономерность — несоответствие скорости роста скелета росту мышц. Т.е. кости ребенка начинают расти быстрее, чем мышцы. Это приводит к слабости мышечного корсета, связок и неспособности позвоночника удерживать правильное положение.

Последние исследования выявили, что при сколиозе спинной мозг растет быстрее, чем позвоночный канал, в котором он находится. Это приводит к торсии позвонков и развитию бокового искривления позвоночного столба.

В 80% случаев причина развития торсии позвонков и искривления остается неизвестной.Такие искривления называют идиопатическими.

В оставшихся 20% случаев развитие болезни могут спровоцировать следующие факторы:

— неправильное положение ребенка в теле матери во время беременности;
— врожденные аномалии развития позвонков и ребер;
— родовые травмы;
— патология обмена веществ, которые участвуют в росте и развитии костей;
— заболевания нервной системы и опорно–двигательного аппарата, например, полиомиелит, ДЦП, рахит;
— травмы, ожоги и несчастные случаи, особенно если они ведут к укорочению или потере конечности;
— перенесенные в раннем возрасте тяжелые заболевания внутренних органов, например, пневмония;
— хирургические операции;
— стрессы и психологические травмы, например, на фоне конфликтов в семье, в школе и т.п.

Если сколиоз развивается, как самостоятельное заболевание, его называют структуральным.

Если же он появляется в результате другого патологического состояния, например, радикулита или разной длины ног, то его называют постуральным.


По количеству дуг и форме искривление бывает:
— 1 дуга — С–образное;
— 2 дуги — S–образное;
— 3 дуги — Z–образное.

По отделу, в котором искривлен позвоночный столб:
— шейно–грудной;
— грудной;
— грудо–поясничный;
— поясничный;
— пояснично–крестцовый.

По времени возникновения:
— младенческий (появляется в возрасте до 3 лет);
— детский (в 3–5 лет);
— подростковый (от 10 до 17–18 лет);
— взрослый, когда скелет уже перестал расти (от 18–24 лет и даже старше).

По степени тяжести (в зависимости от угла дуги искривления):
I — до 10°;
II — 11–25°;
III — 26–40°;
IV — более 40°.

Первое, на что обращают внимание при искривлении позвоночного столба — это деформация, а точнее, косметический дефект, который она вызывает. Сами пациенты или их родители начинают замечать, что у них появилась асимметрия:
— одно плечо стало выше другого;
— перекосило таз;
— одна рука кажется длиннее другой;
— лопатка или ребра с одной стороны сильно выступают;
— разное расстояние между талией и руками;
— один сосок выше другого и т.д.

Второе — это появление болей в спине. Многие считают, что боль всегда есть при искривлении, но это не так. Она чаще возникает у пациентов, старше 20 лет, а дети жалуются на нее крайне редко.

Если деформация уже отражается на работе внутренних органов, то пациенты могут жаловаться на одышку, проблемы с сердцем, почками и другие сопутствующие симптомы.

Признаки искривления позвоночника появляются, когда заболевание уже активно прогрессирует и перешло во вторую и более степень тяжести. Распознать его в самом начале довольно сложно, а без специальных тестов и рентгенографии — и вовсе невозможно.

Диагностика

Мало просто увидеть при осмотре пациента или его рентгеновского снимка, что позвоночник искривлен. Тем более на ранней стадии заболевания видимых изменений еще не будет, а начальные признаки заметит только профессионал.


Во время диагностики врач определяет ряд признаков, от которых зависит врачебная тактика и прогноз:
— какой отдел позвоночника искривлен;
— с какого позвонка началось искривление;
— влево или вправо оно направлено;
— одна у него дуга или несколько;
— какая из дуг была первой и еще много других признаков.

Рассмотрим обязательные элементы качественной диагностики.

При общении с пациентом или его родителями врач выясняет:
— какие жалобы его беспокоят (наличие болей, асимметрии и других симптомов);
— как давно они появились;
— как быстро прогрессируют;
— какими способами лечили заболевание и какой эффект был.

Возможно, у пациента есть заболевания, которые могут спровоцировать искривление, или у членов его семьи тоже есть проблемы с позвоночником — все это важно для постановки правильного диагноза и назначения лечебных мероприятий.

Врач осматривает весь опорно–двигательный аппарат, с головы до ног, и проводит специальные тесты, чтобы увидеть признаки искривления.

Тест Адамса — пациент наклоняется вперед, касаясь руками пола и не сгибая ноги. Так можно определить малейшую асимметрию спины.

При внешнем осмотре врач может увидеть:
— несимметричные лопатки, надплечья, талию и таз;
— деформированную грудную клетку;
— наклон торса в бок искривления.

Рентгенологическое исследование позволяет точно определить форму и место искривления, его степень тяжести, а также — увидеть изменения в строении позвонков, межпозвоночных дисков и расположении внутренних органов.

Рентгеновский снимок позвоночника необходим для проведения важных диагностических тестов, по результатам которых врач определяет степень тяжести заболевания:

— Определение угла Кобба или угла искривления.
Врач находит верхний и нижний позвонки, между которыми позвоночник искривлен. Проводит через них перпендикулярные линии и на их пересечении получает угол сколиотической дуги. Величина этого угла — это степень тяжести искривления.

— Тест Раймонди для определения поворота и скручивания позвонков.
Врач линейкой измеряет позвонки и по специальной таблице с помощью этих размеров вычисляет показатель ротации.

— Дополнительно назначают рентген таза для проведения теста Риссера.
По снимку врач определяет степень окостенения таза (от до 5), а по ней — судит о том, насколько сформирован позвоночник и скелет в целом. 5 степень по Риссеру говорит о том, что он уже больше не растет. Степень зрелости позвоночного столба напрямую влияет на врачебные рекомендации и прогноз лечения.

Контроль эффективности лечения также проводят с помощью рентгеновских снимков.

Также при необходимости врач может назначить лабораторные анализы крови, УЗИ почек, МРТ, КТ.

ЛФК — главный метод коррекции искривлений позвоночника

Консервативные методы лечения при грамотном и своевременном назначении помогают избежать операции, инвалидности и сохранить нормальное качество жизни. Но их применение возможно только по рекомендациям врача, индивидуальных для каждого пациента.

Несмотря на многолетнее изучение проблемы, пока нет универсального метода, который одинаково эффективен для всех. Одному пациенту хорошо помогают физические упражнения в сочетании с массажем, другому — механотерапия и дыхательная гимнастика, а третьему — плавание и кинезитерапия.

Врач подбирает комплекс для коррекции искривления с учетом особенностей каждого пациента: возраста, пола, общего состояния, физического развития, фактора, что спровоцировал искривление, его локализации и степени тяжести.

Лечебная физкультура — это основной метод, который используют при сколиозе у детей и взрослых. Разнообразие средств ЛФК позволяет комплексно подойти к решению проблемы.

Задачи лечебной физкультуры:

— Укрепление мышечного корсета для поддержки позвоночного столба в правильном положении и формирования нормальной осанки.

— Коррекция деформаций позвоночника, грудной клетки, таза, ног, которые появились в результате заболевания.

— Улучшение работы легких, сердца и других органов, функции которых нарушены из–за деформаций.

— Повышение общего тонуса организма, его укрепление и оздоровление.

ЛФК включает в себя активные физические упражнения, пассивные методики и педагогический подход для коррекции деформации. Важно, чтобы пациент был вовлечен в процесс лечения и ответственно выполнял все рекомендации врача.

Рассмотрим давно известные, но от этого не менее эффективные, и новые методы лечебной физкультуры, которые помогают остановить прогресс заболевания и повысить качество жизни пациентов.

Упражнения ЛФК эффективны при любой степени искривления и направлены на достижение определенных целей.

Общеукрепляющие направлены на:
— улучшение общего состояния пациента;
— укрепление опорно–двигательного аппарата;
— развитие силы, выносливости и чувства равновесия.

Специальные упражнения направлены на коррекцию деформации:
— уменьшение угла искривления;
— нормализацию физиологических кифозов и лордозов;
— возвращение симметричного положения головы, плеч и таза;
— укрепление мышц спины, живота, рук и ног.


Комплекс этих упражнений зависит от того, в каком отделе позвоночника искривление, величины его угла, вправо или влево оно направлено. Эти факторы влияют на исходное положение, в котором следует выполнять упражнения каждому пациенту — у разных пациентов оно будет отличаться.

В процессе лечения важно сформировать у пациента привычку правильно держать спину. Для этого он должен постоянно повторять правильное положение тела сидя, лежа и стоя. Помогают в этом упражнения перед зеркалом.

Массажные приемы в виде дозированного давления, поглаживания, растирания, разминания, вибрации прекрасно дополняют физические упражнения и используются в комплексе для коррекции искривлений позвоночника.

Задачи массажа:
— улучшить кровообращение и лимфоотток;
— активизировать обмен веществ;
— убрать усталость после занятий физкультурой;
— уменьшить болевые ощущения;
— укрепить мышцы, снять их перенапряжение;
— улучшить эмоциональный настрой пациента.

В зависимости от силы, темпа и времени, массаж по–разному действует на нервные окончания и оказывает возбуждающее или успокаивающее действие на нервную систему.

Нервная система посылает соответствующие сигналы другим органам и тканям, вызывая в них ответные реакции, например, повышение или понижение мышечного тонуса.

Эти методы используют двигательную активность и естественные движения, как инструмент для лечения и восстановления пациентов после заболеваний.

Принципы двигательной терапии искривлений позвоночного столба:

— Внимание не только к области, в которой искривление, а ко всему позвоночнику и организму в целом. Воздействие только на зону искривления может привести к коррекции деформации в этой зоне и появлению ее в другой.

— Восстановление проприоцепции — у пациента достаточно своих ресурсов для восстановления. Работа врача заключается в помощи реализовать их с помощью комплекса правильных движений.

— Восстановление дыхательной функции легких — из–за деформации грудной клетки нарушается объем и полнота дыхательных движений. Это ведет к дыхательной недостаточности, особенно при нагрузке. Врач помогает пациенту с помощью специальных упражнений и положений увеличить амплитуду дыхательных движений, создать новый стереотип дыхания и остановить деформацию грудной клетки.

— PNF–терапия относительно молодая кинезитерапевтическая техника ЛФК. Ее суть заключается в том, что у каждого пациента есть нереализованный двигательный потенциал, который можно использовать для повышения функциональной активности и восстановления после заболеваний.

Между нервной системой и мышцами есть функциональная связь — нервная система посылает сигнал о выполнении нужного движения, мышцы на этот сигнал реагируют — выполняют движение. При заболеваниях опорно–двигательного аппарата эта связь нарушена.

Цель PNF — восстановить нарушенную связь с помощью особых манипуляций, вернуть пациенту возможность нормально двигаться, скорректировать деформацию скелета.

— Гимнастика SEAS — еще один современный метод ЛФК. Его терапевтический эффект основан на самокоррекции.

По данным осмотра и рентгеновских снимков врач определяет позу, в которой позвоночник пациента находится в максимально правильном положении. Затем он подбирает комплекс упражнений, которые способствуют поддержанию этой позы и укреплению мышечного корсета. Со временем регулярные тренировки формируют определенный стереотип движений у пациента, направленных на сохранение правильной позы в течение всего дня.

— Система REDCORD — метод ЛФК, основанный на подвесной терапии.

Пациент выполняет упражнения на специальной установке, которая приближает его к состоянию невесомости. В таком состоянии делать упражнения легче, а объем совершаемых движений больше.

Эффект достигается за счет грамотного воздействия на глубокие мышцы и перераспределения нагрузки на опорно–двигательный аппарат. Регулярные тренировки способствуют разгрузке мышц, их укреплению, формированию правильного стереотипа движения и коррекции искривления.

Все эти методы позволяют достичь главную цель ЛФК — остановить развитие искривления и уменьшить степень его проявления. Помните, если не лечить сколиотическую болезнь, со временем деформация приведет к развитию тяжелых, непоправимых осложнений со стороны нервной системы и жизненно важных органов вплоть до глубокой инвалидности.

Доброго времени суток, уважаемые посетители сайта! Правильная осанка у школьника – одна из главных забот родителей. Именно в детском возрасте нужно сформировать полезную привычку – поддерживать спину в прямом положении, которая останется на всю жизнь.
В сегодняшнем обзоре вы узнаете, что такое нарушение осанки у детей школьного возраста, и какое лечение позволит устранить дефект.

Осанка у детей постепенно создается на протяжении детских лет, поэтому за время учебы в школе можно ее максимально улучшить.

Если нарушению осанки не уделить внимания, то в дальнейшем проблема проявиться в головных болях, сутулостью и значительным дискомфортом в области груди.


Нарушение осанки в школьном возрасте

Нарушение осанки у детей проявляется во всевозможных деформациях позвоночника в саггитальной и фронтальной плоскости.
Как утверждает статистика, проблемы со спиной бывают у 67% школьников старших классов, у 17 % дошколят и у 30 % учеников средних классов. В 2-3 % случаев нарушения проявляются у совсем маленьких детей.

При своевременной профилактике сколиоза у школьников дефекты становятся обратимыми. Застарелый недуг может спровоцировать снижение активности в грудной клетки, уменьшение амортизационных свойств позвоночного столба и проблемы с дыханием.

Нарушения осанки являются сигналом развития сколиоза, кифозов и поясничного лордоза.

Причины нарушений осанки у детей

Неправильная осанка может проявиться в результате приобретенных или врожденных причин. Нарушения с рождения формируются еще при внутриутробном развитии. К недугу приводят и родовые травмы.
Приобретенные нарушения выявляются в 90-95 % случаев. Чаще всего они бывают у людей, обладающих астеническим телосложением.

К дефектам спины могут привести определенные условия:

  1. Сумка или портфель носится в одной руке.
  2. Нехватка двигательной активности.
  3. Неподходящая мебель, которая не сочетается с ростом.
  4. Некачественное освещение.

Все эти факторы способствуют продолжительному нахождению в неправильном положении. На нарушения осанки может оказать влияние неправильный режим, лишний вес и ослабленные мышцы. При первых признаках детского сколиоза нужно обратиться к доктору. Квалифицированный специалист назначит лечение.

Как определить нарушение

Сколиоз у школьников сопровождается асимметрией плеч, выпуклостью живота и неестественной сутулостью.
Прежде чем проводить мероприятия по коррекции сколиоза, нужно провести осмотр и диагностику. Проверка выполняются в положении стоя.


Пятки ставятся рядом, а носки разводятся под углом 45 градусов. В некоторых случаях применяется рентген.
Если нарушение сразу определить, можно провести коррекцию.

Для этого применяются специальные упражнения для школьников. Простой комплекс упражнений при нарушении осанки детей может проводиться, как разминка.

Родителям стоит обратить внимание на такие симптомы:

  1. У ребенка пропал интерес к активным играм.
  2. Жалобы на болезненность в шее, голове и спине.
  3. Ребенок не может длительное время находится в одном положении.
  4. При движениях слышится хруст.

Последствия плохой осанки

Нарушение осанки отрицательно влияет на здоровье ученика.

В результате подобных недугов могут обнаружиться такие последствия:

  1. Нарушения с расположением внутренних органов.
  2. Постоянное микротравмирование позвоночного столба.
  3. Уменьшение объема легких.
  4. Головные боли, дискомфорт в спине и снижение памяти.

Дефекты в грудном отделе позвоночника могут привести к остеопении. Данное заболевание характеризуется ослаблением костных тканей.

Неполноценное усвоение кальция и проблемы с обменными процессами могут спровоцировать ломкость костей и защемление внутренних органов.

Лечение и профилактика

Теперь узнаем, как сохранить осанку школьника. Важно постоянно следить за конфигурацией спины. При сидячей работе важно периодически делать перерыв.


Рекомендуется корректировать высоту стола в соответствии с ростом ребенка. При сидении за партой спина ребенка должна прилегать к спинке стула. Сидеть нужно прямо и не склонять спину и голову вперед. Стопы ног должны ставится на полу. Под стол можно поставить специальную подставку.

Для формирования правильной осанки у школьников необходимо соблюдать такие правила:

  1. Следует организовать рабочее место. Понадобится удобная подушка и ортопедический матрас.
  2. Обувь нужно подбирать с учетом размера ног.
  3. Регулярное проведение специальных упражнений.
  4. Нельзя сидеть или стоять на одной ноге.
  5. Негативно отражается на спине ношение больших тяжестей.

Мануальная терапия рекомендуется при смещении позвонков. Процедура выполняется 1-2 раза в неделю. Дополнительно рекомендуется массаж, гимнастика и электростимуляция мышц. Массаж помогает убрать застойные явления, расслабить зажатые мышцы и устранить болезненные ощущения в спине.

Специальный корсет для осанки назначают при искривлениях позвоночного столба. Для поддержания спины рекомендуется корригирующее устройство.

Стоит выделить следующие варианты ортопедических конструкций:

  1. Согревающий корсет делается из натуральной шерсти. Такое изделие помогает согреть тело и стимулировать кровоток.
  2. Модели, защищающие спину при хождении. Изделия могут иметь различную степень жесткости. Для этого применяются вставки из пластика и металла.
  3. Поддерживающие конструкции применяются для исправления искривлений.

Перед приобретением изделия нужно определиться с типом устройства. Фиксирующие модели применяются для уменьшения нагрузки на позвоночный столб.

Корректирующие изделия актуальны для выравнивания позвоночника. Для тренировки для осанки можно использовать специальные изделия, которые делаются на заказ.


Для создания правильной осанки школьника следует носить изделие по несколько часов в день. Дополнительно к корсету нужно выполнять лечебную гимнастику, массаж и заниматься плаванием.

При 2- ой степени сколиоза изделие носится не менее 20-23 часов. При тяжелых формах сколиоза фиксаторы требуется носить продолжительное время.
Использовать ортопедические изделия следует по назначению врача. Специалист проводит корректировку размера.
Корсет может понадобиться при получении травм спины, при развитии искривлений и при сильной сутулости.

Для лучшего лечебного эффекта корректирующие устройства нужно совмещать с занятиями спортом, плаванием и массажем.
Нарушение осанки у школьника предполагает выполнение специальных упражнений. Физкультура позволяет укрепить мышцы спины, правильно сформировать скелет и защитить от дегенеративных процессов.
Для выравнивания осанки занятия следует проводить регулярно. Рекомендуются упражнения для укрепления брюшного пресса, мышц спины и для грудной клетки.

Приобретенные искривления можно исправить с помощью следующих видов спорта:

  1. Гимнастика способствует активизации кровотока, коррекции деформаций и укреплению структур позвоночного столба.
  2. Плавание помогает разгрузить позвоночный столб и тонизирует мышечный корсет. В результате тренировок улучшается двигательная активность.
  3. Конный спорт полезен для стимулирования кровообращения.
  4. Танцы способствуют развитию координации движений, созданию правильной походки и исправлению осанки.
  5. Йога применяется для растяжения мышечного корсета, устранения застойных явлений и для выравнивания позвоночника.

При искривлении спины полезно прогибание тела. Особенно в грудной клетке. Стоит выполнять и круговые вращения руками. Эффективно и отведение рук назад.

Лечебная физкультура основана на таких упражнениях, как вытягивание рук к верху, поднимание надплечий и отведение рук в стороны. Можно использовать и специальные гимнастические снаряды – небольшие гантели, мяч и палку.
Комплекс рекомендуется выполнять за час до еды. Упражнения можно начинать с 5-7 повторов, а затем увеличивать их до 10-15 раз.

Вот некоторые движения:

  1. Самолет. Руки разводятся в стороны и выполняются наклоны в разные стороны.
  2. Мельница состоит из круговых движений руками.
  3. Дровосек. Упражнение выполняется в позиции стоя. Делаются широкие замахи с наклонами вперед.
  4. Рыбка. Следует лечь на живот. Сначала поднимаются руки и верхняя часть туловища, а затем ноги.
  5. Ласточка. Нужно встать прямо и отводить назад ногу. Одновременно руки разводятся в стороны.
  6. Велосипед эффективен для тренировки брюшной полости.

Надеюсь, вам пригодится данная статья. Регулярные тренировки помогут исправить осанку. До новых встреч, уважаемые гости!

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.