Физическое развитие у детей с нарушениями осанки

Неотъемлемой составной частью физической культуры является воспитание и формирование правильной осанки человека. Нарушение осанки не благоприятно сказывается на физическом развитии организма, особенно на функциях костно-мышечного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем.

Осанка - это привычная, непроизвольная поза человека в состоянии покоя и во время движения. Её основой является позвоночник.

Осанка формируется в процессе роста и развития человека и изменяется в зависимости от условий быта, учёбы, труда, занятий физическими упражнениями. Поэтому со дня рождения ребёнка важно заботиться о его физическом развитии.

Сознательное отношение к выполнению упражнений и систематическое их усвоение способствуют развитию координационных способностей, силы, выносливости, укреплению сердечно-сосудистой и других систем организма.

У детей школьного возраста наблюдается несоответствие между ростом в длину и развитием мышечной системы (Мирская Н.Б., 2005). Мышцы спины у них обычно слабые и быстро устают, удержать туловище в правильном положении им неудобно. Сидя или стоя, дети стараются найти удобное положение, которое в дальнейшем становится привычным, и появляется искривление позвоночника. Поэтому на занятиях физической культурой большое место отводится упражнениям, укрепляющим силу мышц плечевого пояса и спины, брюшному прессу.

Упражнения в напряжении мышц, сочетаются с упражнениями на расслабление, что усиливает кровообращение.

Неправильная осанка, искривлённый позвоночник не только портят фигуру, но и существенно влияют на физическое развитие, снижают жизненные функции, его работоспособность. Решающую роль в коррекции не правильной осанки играет воспитание и системное воздействие физических упражнений (Богатырёв В.С., 1994).

Развитию мышц спины следует уделить особое внимание по двум причинам:

1. Часто причиной нарушения осанки является ослабление мышц спины. Слабые мышцы не могут удержать позвоночник в прямом положении.

2. В быту во время физической работы при выполнении упражнений с отягощениями, позвоночник подвержен значительным нагрузкам. Недостаточно развитые мышцы не могут удержать в правильном положении позвоночник, что может привести к травмам.

Недостаточное развитие мышц живота ведёт к опущению внутренних органов. Хороший мышечный корсет содействует нормальному функционированию внутренних органов и, таким образом, прямо влияет на состояние здоровья. Мышцы брюшного пресса тесно связаны с дыхательной мускулатурой.

Дыхательная мускулатура активно влияет на осанку. Так, при хорошо развитых мышцах грудная клетка имеет большую подвижность и красивую форму. Для укрепления дыхательных мышц следует правильно научиться дышать.

Исправление дефектов осанки в школьном возрасте при систематических занятиях специальными упражнениями происходит быстрее, чем у взрослых.

Физические нагрузки при занятиях физической культурой и спортом оказывают влияние, в первую очередь, на связочно-мышечный и костно суставной аппараты, изменяя их строение и функцию. Спортивная тренировка всегда увеличивает силу мышц, эластичность сумочно связочного аппарата и другие их функциональные качества. Развиваются и совершенствуются двигательные навыки и другие физические качества (скорость, гибкость, ловкость, выносливость, сила, равновесие), что свидетельствует о совершенствовании мышечного чувства, вестибулярной устойчивости, точности воспроизведения заданных движений в пространстве, времени и усилиях.

Обычно, если нет других заболеваний, детям со сколиозом I степени (вызванных недостатками организаций школьного и домашнего режима) назначается основная медицинская группа для занятий физической культурой. Кроме того, им показаны дополнительные к обычным урокам физкультуры в школе занятия корригирующей гимнастикой под наблюдением врача-ортопеда.

Для правильной ориентации детей для занятий спортом необходимо учитывать, что не все виды спорта оказывают одинаковое влияние на дальнейшее развитие осанки и позвоночника.

По характеру воздействия на опорно-двигательный аппарат все виды спорта можно разделить на 3 группы: симметричные, асимметричные и смешанные виды спорта.

В основном, навыки нарушенной осанки, сформировавшиеся при отсутствии функциональных изменений со стороны опорно-двигательного аппарата, устраняются при занятиях симметричными видами спорта в течение одного года. В остальных случаях для устранения имеющихся нарушений осанки требуются более настойчивые занятия в течение нескольких лет. Так, навыки неправильной установки тела, образованные на фоне функциональных изменений со стороны опорно-двигательного аппарата, исправляются в течение 2-3 лет. А нарушения осанки, возникшие на фоне, имеющихся функциональных и структурных изменений можно исправить лишь многолетними упорными занятиями симметричными видами спортивных упражнений в течение 4-5 лет, а в отдельных случаях (до 6,0 - 7,0%) они сохраняются на всю жизнь. Эффективно воздействовать на деформацию осанки, можно физическими упражнениями лишь до 14-15 летнего возраста, в более старшем возрасте она не поддается коррекции. Объясняется это тем, что у подростков 14-15 лет осанка практически уже сформирована.

Таким образом, при выборе средств коррекции осанки и сколиоза I степени важен правильный подход: рекомендовать школьникам корригирующую гимнастику или занятия определенными видами спорта.

Задача состоит в том, чтобы увеличить силу и статическую выносливость мышц спины и живота, - тогда они смогут в течение долгого времени удерживать позвоночник в прямом положении с приподнятой головой.


На правах рукописи

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ОСАНКИ И С НАРУШЕНИЕМ ОСАНКИ И РЕЧИ В РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ КОМФОРТА И ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата биологических наук

Научный руководитель:

доктор медицинских наук,

Официальные оппоненты:

доктор биологических наук,

доктор биологический наук

Ведущая организация: ГУ НИИ физиологии СО РАМН

С диссертацией можно ознакомиться в научно-медицинской библиотеке Сибирского государственного медицинского университета г. Томск, пр. Ленина, 107.


Общая характеристика работы

Актуальность проблемы

Неотъемлемым компонентом при формировании здоровья, резерва функций организма является адекватная двигательная активность. Выделение ее как ведущего фактора в развитии растущего организма ребенка не является случайным. Организм человека принципиально рассчитан на постоянное движение, которое рассматривается многими ученными как основной признак жизни, как стержень всей жизнедеятельности и поведения человека, как формирующее начало в его развитии (, 1952; , 1982; , 1988; , 1996; , 1997; , 2003; , 2004).

Движение человека – результат совместной деятельности множества физиологических систем: нервной, кровообращения, дыхания, гормональной, ферментной, выделительной и др. Движение человека теснее, чем какая – либо функция связано с деятельностью центральной нервной системы (, 1980; , 1984; , , 2000). Двигательная активность является одним из важнейших пограничных звеньев, связывающих различные вегетативные и психические функции в организме человека. Движение – одно из необходимых условий для правильного роста ребенка, его физического и нервно-психического здоровья (, 1966; , 1969; , 1973; , 1985; , 1988;, 1993; , 1997; , , 1999; , 2001).

Хорошее физическое развитие и полноценное здоровье детей возможны только при формировании правильной осанки. Она является интегральной характеристикой состояния организма, отражает результат комплексного воздействия наследственных и социально-гигиенических факторов (, 1997; , 1999; , , 2001).

Нарушение осанки встречается у каждого третьего ребенка, 70% детей имеют различные отклонения в созревании и функционировании нервной системы. Нередко дети имеют нарушение осанки в сочетании с нарушением речи (, 1978; , 1994; , 2000; , 2003; , , 2003).

Существующая система физического воспитания в дошкольном учреждении все еще далека от совершенства и не способствует гармоничному физическому развитию. Подходы в физическом воспитании дошкольников, имеющих нарушения осанки, не учитывают уровень и характер ее нарушений, сопутствующие отклонения, в частности, нарушение речи, состояние функций организма. (, 1986; , 1988; , 1998; , 1998; , , 1999; , 2000; , , 2001; , 2002; , 2003). Поэтому важным является изучение зависимости между состоянием осанки и формирующими ее факторами, анализ зависимости функционального состояния систем организма у детей с нарушением осанки от объема и характера двигательной активности и условий жизни. Эти данные необходимы для повышения эффективности профилактических мероприятий, построения обоснованной коррекционной программы.

Предполагается, что изучение физического и психофизиологического состояния детей с различными нарушениями осанки, в ряде случаев отягощенной нарушением речи, будет способствовать в определении методики занятий и организации двигательного режима, направленного на здоровье и гармоничное физическое развитие.

Цель работы. Изучение особенностей физического развития и психофизиологического состояния у детей старшего дошкольного возраста в группе с нарушениями осанки и в группе с нарушением осанки и речи в различных условиях комфорта и двигательного режима.

Задачи исследования:

1. Изучить объем и структуру двигательной активности детей с различными нарушениями осанки и детей, имеющих нарушение осанки и речи.

2. Выявить особенности физического развития детей с различными нарушениями осанки и детей, имеющих нарушение осанки и речи, в различных условиях комфорта и двигательного режима.

3. Оценить психофизиологическое состояние детей с различными нарушениями осанки и детей, имеющих нарушение осанки и речи, в различных условиях комфорта и двигательного режима.

4. Исследовать связь степени проявления астеноневротического состояния и тревожности у детей с различными видами нарушения осанки с показателями здоровья, функционального состояния кардио-респираторной системы и уровнем физических качеств.

Научная новизна. Впервые показано наличие нарушений осанки у% детей, имеющих нарушение речи. У детей − дошкольников с сочетанными нарушениями осанки и речи выявлена более тесная связь с нарушением психомоторной деятельности.

В результате комплексного исследования морфофункционального и психофизиологического состояния детей, имеющих нарушения осанки, и особенно в сочетании с нарушением речи, были выявлены низкие показатели двигательной активности, развития физических качеств, функций кардио-респираторной системы и пониженный уровень физической подготовленности в сравнении со здоровыми дошкольниками. Установлено снижение резистентности защитных сил организма у детей с нарушением осанки и речи, особенно у детей с кифосколиотической осанкой. У детей с сочетанным нарушением кифосколиотической осанки и речи выявлены более высокие степени проявления астеноневротического состояния, высокий показатель тревожности по сравнению с детьми с нарушением осанки и детьми контрольной группы.

Показано, что социальные условия (материальное благополучие, общение с родителями, со сверстниками, уровень образования родителей и, в первую очередь, матери) во многом определяют развитие психических процессов (эмоции, мышление, внимание), речи и формирование осанки ребенка.

Практическая значимость результатов исследования. Данные о влиянии нарушений осанки и речи на морфофункциональное и психофизиологическое развития детей могут быть использованы при организации занятий по физической культуре, при создании программ по коррекционной физической культуре в детских дошкольных учреждениях и при работе с родителями.

Результаты исследования внедрены в практику организации коррекционной физической культуры детских дошкольных учреждений № 4, № 000, № 000 г. Новосибирска. Материалы исследования включены в цикл лекций и практических занятий по лечебной физической культуре, по реабилитации, дошкольной специализации кафедры теоретических основ физической культуры Новосибирского государственного педагогического университета.

По теме диссертации опубликовано 12 научных работ.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, выводов и списка литературы. Работа содержит 25 таблиц и 62 рисунка. Библиографический список включает 248 источников, из которых 202 отечественных и 46 зарубежных авторов.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. У детей дошкольного возраста с нарушением осанки, особенно в случаях, сочетанных с нарушением речи, снижена естественная потребность в движении, что ведет к снижению объема двигательной активности, необходимого для нормального гармоничного физического развития и здоровья.

2. У детей имеется различная степень астеноневротических проявлений и уровень тревожности в зависимости от вида нарушений осанки.

3. Показатели речевого развития детей с нарушением осанки зависят от социальных условий, уровня развития психических процессов и особенностей взаимоотношений со сверстниками.

Материалы и методы исследования

Для реализации поставленных задач в исследовании приняли участие мальчики и девочки старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) детских дошкольных учреждений (ДОУ) № 000 ЦРР, № 4, № 000 г. Новосибирска. В экспериментальные группы входили дети с нарушением осанки (ортопедическая группа), с нарушением осанки с сопутствующим нарушением речи (дизартрия и общее недоразвитие речи) (логопедическая группа). Дети с ортопедической патологией разделены на подгруппы: 1. - нарушение осанки во фронтальной плоскости (сколиотическая осанка), 2.- сочетанное нарушение осанки во фронтальной и сагиттальной плоскости (кифосколиотическая осанка). Всего под наблюдением находилось 180 дошкольников.

Обследование проводились осенью и весной с 2002 по 2004 год. Обследования детей осуществлялось в первой половине дня с 8 до 12 часов, когда наблюдается наиболее эффективное функционирование всех физиологических систем (, 1973; , , 1975; , , 2000).

Программа исследования включала общий анамнез, анкетирование и комплекс физиологических и педагогических исследований.

Исследования физического развития проводилось по методике и (1959).

По общей методике с помощью ручного динамометра исследовали силу мышц сгибателей кисти с последующим расчетом индекса кистевой силы.

Артериальное давление измерялось по методике .

Для характеристики состояния сердечно-сосудистой системы исследовали частоту пульса в покое, после выполнения маршевого теста и во время восстановления после него. Регистрация ЧСС производилась с помощью монитора сердечного ритма (Polar S610). Из показателей функций внешнего дыхания изучали частоту дыхания в покое. Жизненная емкость легких исследовалась с помощью спирометра (Spirit – 01), с последующим расчетом жизненного индекса.

В целях определения уровня психического развития дошкольников были использованы методика Мак – Керри для − оценки концентрации внимания; метод повторений чисел − для объема внимания; методика по выявлению умения сравнивать для − определения мышления ( и др. 1998).

При оценке психомоторной деятельности (соматической сферы) определялась реакцию на движущийся объект (РДО) по методике (1964).

Астеноневротическое состояние определялось по модифицированной методике и др. (1976).

Были исследованы следующие физические качества: быстрота, силовая выносливость скоростно-силовые качества, гибкость.

Методы статистического анализа

Статистическая обработка проводилась с помощью стандартных методов математической статистики, включая корреляционный анализ с использованием пакета программ STATISTIKA на компьютере IBM PC. Определялись средние значения, среднеквадратические отклонения, дисперсия, и их ошибки и доверительные интервалы, коэффициент корреляции (r). Достоверность различий определялась по критерию Стьюдента. Значения P 0,05) достоверно ниже (3,0 балла) по сравнению с группой мальчиков со сколиотической осанкой (6,5 балла), с кифосколиотической осанкой (8,9 балла), по сравнению с группой мальчиков со сколиотической осанкой в сочетании с нарушением речи (7,8 балла), с кифосколиотической осанкой в сочетании с нарушением речи (9,5 балла).

Рассматривая уровень тревожности у девочек, можно видеть аналогичную картину. В контрольной группе уровень тревожности составил – 2,5 балла, в группе со сколиотической осанкой - 5,7 балла, с кифосколиотической осанкой – 7,6 балла, в группе со сколиотической осанкой в сочетании с нарушением речи - 6,9 балла, с кифосколиотической осанкой в сочетании с нарушением речи - 8,9 балла.

По нашим данным, уровень тревожности у мальчиков выше, что подтверждают литературные данные (, ,1996; , 1997; , 2000).

Примечание: * - достоверные отличия в сравнении с контрольной группой

Таким образом, можно сделать следующие выводы: дети контрольной группы уверены в себе, в общении просты и раскованы, удовлетворены собственным положением, присутствует положительное влияние детско-родительских отношений; дети со сколиотической осанкой в совокупности с нарушением речи пассивны, агрессивны, в общении застенчивы, робки, чувствуют больше себя уверенными вне семьи, в семье их не слышат; дети с кифосколиотической осанкой в совокупности с нарушением речи неуверенны в себе, с низкой самооценкой, подавлены, нерешительны, в общении с родителями присутствует преграда.

Рассматривая корреляционную связь между двигательной активностью и степенью нарушения осанки, мы видим, что в контрольной группе отмечена достоверная (Р 0,05) связь. В группе со сколиотической осанкой она составляет (-0,34) у мальчиков, (-0,35) у девочек, с кифосколиотической осанкой (-0,30) у мальчиков, (-0,33) у девочек в группе со сколиотической осанкой в сочетании с нарушением речи (-0,25) у мальчиков, (-0,27) у девочек, с кифосколиотической осанкой в сочетании с нарушением речи (-0,20) у мальчиков, (-0,23) у девочек.

мальчики при P ≤ 0,05 r = 0.37 девочки

(с нарушением речи) (с нарушением речи)

(с нарушением речи) (с нарушением речи)

Рис. 5 Корреляционные связи двигательной активности и показателей функционального состояния

Таким образом, на основании анализа взаимосвязи между показателями двигательной активности и астеноневротическим состоянием и исследуемыми

показателями функционального состояния кардио-респираторной системы у мальчиков и у девочек контрольной и экспериментальных групп старшего дошкольного возраста можно заключить:

• у детей старшего дошкольного возраста с нарушением осанки и речи, особенно с кифосколиотической осанкой на показатели силы, частоту дыхания, ЧСС покоя и после стандартной нагрузки, жизненную емкость легких, жизненный показатель оказывает достоверное влияние астеноневротическое состояние и низкий уровень двигательной активности;

Анализ данных, полученных в результате настоящего исследования показывает: у детей с нарушением осанки и особенно с нарушением осанки и речи более низкие показатели организованной и неорганизованной двигательной активности, что позволяет считать, что они оказывают влияние на развитие функций сердечно-сосудистой и дыхательной системы, на более низкие показатели силовой выносливости и скоростно-силовых качеств, а также на показатели внимания и мышления. В то же время более высокая двигательная активность у детей контрольной группы положительно влияет на физическое развитие и функциональное состояние систем организма.

Следует отметить, что на сегодняшний день в период развития беременности происходит большой процент различных патологий, которые уже внутриутробно оказывают негативное влияние на здоровье будущего ребенка. И как показывают данные литературных источников и наших исследований, одной из самых распространенных причин отклонений в поведении, развитие дефектов речи, нарушений осанки, мозговых дисфункции является родовая травма шейных сегментов, что также может привести к возникновению синдромов несформированности головного мозга в онтогенезе.

Вместе с этим, данные исследований показывают, что условия жизни и психологический комфорт в семье имеет важное значение в развитие ребенка. Установлено, что если взрослый расположен к ребенку, радуется вместе с ним его успехам и сопереживает неудачам, то ребенок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия. Негативное же отношение взрослого вызывает у него типичные реакции: ребенок или стремится преодолеть барьер отчуждения и установить контакт со взрослым, или сам замыкается и старается избежать общения. Это в конечном итоге приводит к нарушению опорно-двигательного аппарата к развитию кифосколиотической осанки, к уходу от действительности и уходу в себя.

Таким образом, наши исследования подтверждают, что в нарушении осанки, особенно в развитии кифосколиотической важную роль играет показатели двигательной активности, патология беременности матери, образ жизни и психологический комфорт семьи.

1. У детей старшего дошкольного возраста с нарушением осанки, и особенно в случаях, сочетанных с нарушением речи, существенно ниже организованная и неорганизованная двигательная активность, показатели мышления и внимания, по сравнению со здоровыми дошкольниками.

4. Большое количество детей с поражением ЦНС, нарушением осанки и речи выявлено у матерей с патологией беременности и нездоровым образом жизни.

5. Низкий социальный статус в группе, напряженные детско-родительские отношения, выраженный уровень тревожности и астеноневротических проявлений отмечен у детей с нарушением осанки, особенно с кифосколиотической.

Список работ, опубликованных по теме диссертации

3. , , Кабанов морфофункционального развития детей ДОУ с нарушениями речи и опорно-двигательного аппарата // Актуальные проблемы качества педагогического образования: Материалы региональной научно – практической конференции. - Новосибирск: Изд – во НГПУ, 2004. - С. 340 – 341.

4. , , Гребенникова двигательной активности и физической подготовленности детей логопедической и ортопедической группы // Аспирантский сборник.– Новосибирск: Изд – во НГПУ, 2004. – Часть 2. – С. 119 – 123.

5. , , Гребенникова родителей в формирование тревожности у детей // Теория и практика адаптивной ФК и спорта в Российской Федерации: Сб. науч. ст./ Мин – во образования и науки РФ; Соч. гос. ун – т туризма и курорт. дела; Ин - т физ. культуры. – Сочи: ИФК СГУТ и КД, 2004. – С.

6. , , Климова формирование оздоровительных мероприятий в период летнего отдыха детей. // Теория и практика адаптивной ФК и спорта в Российской Федерации: Сб. науч. ст./ Мин – во образования и науки РФ; Соч. гос. ун – т туризма и курорт. дела; Ин - т физ. культуры. – Сочи: ИФК СГУТ и КД, 2004. – С. 108. – 112.

7. , Климова и функциональное состояние систем организма девочек 6 – 7 лет с разным уровнем астеноневротических проявлений // Аспирантский сборник. - Новосибирск: Изд – во НГПУ, 2005. – Часть 2. – С. 207 – 211.

8. , Гребенникова детско-родительских отношений в формировании социального статуса ребенка // Аспирантский сборник. – Новосибирск: Изд – во НГПУ, 2004. – Часть 2. – С. 106 – 109.

10. , Гребенникова простудной заболеваемости у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и дефектами речи // Альманах передового педагогического опыта специалистов физической культуры. – Новосибирск: Изд – во НИПКиПРО, 2006. С. 136 – 139.

11. , Гребенникова психического развития у мальчиков старшего дошкольного возраста // Альманах передового педагогического опыта специалистов физической культуры. – Новосибирск: Изд – во НИПКиПРО, 2006. С. 139 – 142.

12. , Гребенникова активность в процессе роста и развития детей старшего дошкольного возраста // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – Челябинск Изд – во ЧГПУ. – № 5, Часть 3, 2006. – С. 40 – 46.

Список сокращений:

ЦНС – центральная нервная система;

ППЦН − перинатальное поражение центральной нервной системы;

АНС − астеноневротическое состояние;

ЧСС − частота сердечных сокращений;

ССС – сердечно – сосудистая система;

ДА – двигательная активность;

ДОУ − детское дошкольное учреждение;

ЖЕЛ – жизненная емкость легких;

ЖИ – жизненный индекс;

САД – систолическое артериальное давление;

ДАД – диастолическое артериальное давление;

РДО – реакция на движущийся объект;

ФНШОП – функциональная нестабильность шейного

Сохранение и управление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени.

На состояние здоровья детей оказывают существенное влияние, как неблагоприятные социальные факторы, так и экологические, демографические, климатические условия, а именно:

Не менее серьезное влияние на здоровье и развитие ребенка-дошкольника оказывают отклонения в опорно-двигательном аппарате, являющиеся первопричиной многих болезней, которые не поддаются медикаментозному лечению.

Например, нарушение осанки сочетаются с нарушением работы многих органов и систем растущего организма. Дети при этом, как правило, страдают плохим зрением, заболеваниями органов дыхания, нервной системы, пищеварения. У них обычно отмечается повышенная утомляемость и плохое самочувствие.

Почему у современного ребенка развиваются нарушения осанки?

Очевидно, к числу важнейших причин следует отнести высокий процент рождаемости ослабленных детей, заболевания в неонатальном и более позднем периоде развития ребенка, связанные с ограничением двигательной активности. Все это отрицательно сказывается на состоянии скелетных мышц и позвоночника. Многое зависит от наследственности, но не в том смысле, что дети наследуют от родителей уже искривленный позвоночник. Нет, обычно дети рождаются с нормальным позвоночником, однако очень часто перенимают от родителей привычки неправильно сидеть, стоять и ходить, а также вынужденные неудобные позы, например, при чтении или письме. Перегружает позвоночник избыточный вес.

При правильной осанке физиологические изгибы позвоночника хорошо выражены, имеют равномерный, волнообразный вид, лопатки расположены параллельно и симметрично, плечи развернуты, ноги прямые. Правильная осанка имеет не только эстетическое, но и физиологическое значение – она способствует нормальной деятельности внутренних органов, так как отклонения в осанке отражаются на их функциях.

Осанка формируется с самого раннего детства и зависит от гармоничной работы мышц, состояния костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппарата, равномерности их развития, физиологических изгибов позвоночника.

Наиболее частыми нарушениями осанки у детей дошкольного возраста являются отстающие лопатки, сведенные плечи, ассиметрия надплечий, сутуловатость.

При вялой осанке голова опущена, грудь уплощена, плечи сведены, лопатки отстают от спины, ноги слегка согнуты в коленях. При сутуловатости голова выдвинута вперед, плечи сильно сведены, живот выпячен. Для лордической осанки характерен увеличенный прогиб поясничного отдела позвоночника, для кифотической – увеличение глубины как шейного, так и поясничного изгибов (спина круглая, плечи опущены, голова наклонена вперед, живот выпячен).

Большая часть этих нарушений носит чисто функциональный характер и связана в основном с нарушение симметрии мышечного тонуса (слабость мышечного тонуса). Причинами этих функциональных нарушений осанки могут быть общая ослабленность организма, нерациональная организация режима, нарушение зрения, понижение слуха, недостаточность общего физического развития и слабая двигательная активность. К гораздо более серьезным нарушения относится сколиоз, в основе которого лежит боковое искривление позвоночника со скручиванием (торсией) позвоночника.

Важно как можно раньше начать профилактику дефектов или коррекцию имеющегося вида ее нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникли проблемы с повышенной утомляемостью, головными болями и болями в мышцах туловища. Самые лучшие средства для профилактики нарушений осанки: движение во всех видах, подвижные игры на воздухе, утренняя гимнастика, закаливание, достаточное освещение и правильно подобранная мебель, постоянное наблюдение за позой ребенка во время игры, занятий, специальные комплексы упражнений.

Профилактика и устранение нарушений осанки – процесс длительный, требующий от ребенка осознанного отношения и активного участия.

В основу использования специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки и устранение её дефектов, должны быть положены следующие принципы: индивидуально-дифференцированный подход каждому ребенку и постепенное нарастание трудности выполнения физических упражнений. При подборе и использовании упражнений необходимо учитывать уровень физического развития, состояние здоровья каждого ребенка и в соответствии с этим правильной осанки применяются специальные упражнения.

Общие методические рекомендации

Очень важно убедить детей заниматься систематически специальными упражнениями. Растущий организм ребенка еще не сформирован, поэтому необходимо следить за тем, чтобы занятия не вызывали перенапряжения. Если ребенок неустойчив в какой-то позе, лучше всего выйти из нее, отдохнуть и перейти к другому упражнению. Ослабленные дети могут пробовать выполнять позы по выбору. Начинающим не стоит перенапрягаться, чтобы скорее достичь выполнения позы. Важно, чтобы прошло хотя бы 2 часа после еды перед началом занятия. Желательно не смешивать энергичные упражнения и игры с практикой. Комплекс рассчитан на 2 дня: первый день – упражнения в положении стоя, второй день – упражнения в положении лежа.

Ходьба

Ходьба с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные песком, мелкой галькой, опилками), установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах, ходьба по бревну, скамейке и спрыгивание.

Упражнения, выполняемые в положении стоя

  1. Поза горы

Основная стойка – встать твердо и прямо как гора. Все позы стоя, описанные ниже, начинаются именно в этой стойке с опущенными руками.

Техника. Встать прямо, соединив стопы так, чтобы пятки и большие пальцы ног соприкасались. Живот втянут, грудь вперед, шею держать прямо. Нельзя переносить вес тела только на пятки или на пальцы, а следует равномерно распределять между ними.

Эффект упражнения. Формируется правильная осанка, умение управлять своими движениями.

  1. Выпад вперед, руки вверх

Техника. Из основной стойки поднять руки вверх, сложив ладони вместе. Сделать глубокий выпад вперед правой ногой, голову поднять и смотреть на сложенные руки. Угол в коленном суставе правой ноги составляет примерно 90 0 , левая нога – прямая. Держать позу 20-30 секунд. Дыхание свободное. Вернуться в исходное положение и выполнить упражнение с выпадом левой ногой.

Эффект упражнения. Укрепляются мышцы спины, ног, плеч.

  1. Выпад в сторону

Техника. Из основной стойки развести руки в стороны. Сделать глубокий выпад в сторону правой ногой. Туловище держать прямо. Угол в коленном суставе правой ноги составляет примерно 90 0 , левая нога – прямая. Держать позу 20-30 секунд. Дыхание свободное. Вернуться в исходное положение и выполнить упражнение с выпадом левой ногой.

Эффект упражнения. Укрепляются мышцы спины, плеч. Способствует профилактике нарушений осанки.

  1. Растяжка спины

Техника. Встать в основную стойку. Соединить ладони за спиной. Поднять ладони вверх на уровне лопаток. Ноги расставить шире плеч. Нагнуть туловище вперед к колену правой ноги. Сохранять позу 20-30 секунд, дыхание нормальное. Вернуться в основную стойку, убрав руки со спины. Если не удается сложить кисти рук за спиной, можно захватить запястье и совершать указанные движения.

Эффект упражнения. Укрепляются мышцы ног и спины, увеличивается подвижность в плечевом поясе.

  1. Поза треугольника

Техника. Из основной стойки прыжком расставить ноги шире плеч. Руки поднять в стороны на уровне плеч, ладони вниз. Повернуть правую и левую стопу вправо, левая нога вытянута. Наклонить туловище вправо, коснуться правой ладонью правой лодыжки, можно положить ладонь на пол. Вытянуть левую руку вверх. Сохранять позу 30-40 секунд, дыхание глубокое, ровное. Возвратиться в исходную позицию. Выполнить упражнение в другую сторону.

Эффект упражнения. Увеличивается подвижность в тазобедренных суставах и позвоночном столбе, расширяется грудная клетка.

Техника. Из основной стойки завести руки за спину и соединить ладони вместе. Прогнуться назад и держать позу 20-30 секунд. Возвратиться в исходную позицию.

Эффект упражнения. Улучшается гибкость позвоночника. Развиваются мышцы, определяющие красивую прямую осанку.

Техника. Из основной стойки наклониться вперед. Вытянуть правую ногу параллельно полу, руки вытянуть вперед. Руки, туловище и левая нога составляют прямую линию. Удерживать позу 20-30 секунд, возвратиться в исходное положение. Повторить упражнение с подниманием левой ноги.

Эффект упражнения. Активно тренируются мышцы спины, задней поверхности бедра, плечевого пояса.

Упражнения, выполняемые в положении лежа

Освоив упражнения, выполняемые в положении стоя, можно перейти к выполнению следующего комплекса из исходного положения лежа на спине или на животе. Для выполнения упражнения можно использовать любые коврики или подстилки. Закончив любое упражнение, нужно отдохнуть в течение 1-2 минет в положении лежа (поза 5). Комплекс завершается расслаблением лежа в течение 3-5 минут.

Техника. Лечь на спину, ноги вместе. Медленно сесть, наклониться вперед, стараясь коснуться руками стоп. Наклониться вперед как можно ниже и ухватиться за ноги. Опустить голову и расслабиться в этом положении. Удерживать позу около 20 секунд. Выйти из позы, сесть прямо, затем опустить спину на пол. Руки вдоль туловища ладонями вверх. Ноги слегка развести врозь. Расслабиться.

Эффект упражнения. Поза благотворно влияет на мышцы спины, икры ног и на область живота.

Техника. Лечь животом на пол. Руки отведены назад. Поднять одновременно голову, грудь, ноги как можно выше. Ни ладони, ни ребра не должны касаться пола, на полу только живот. Оставаться в таком положении 10-15 секунд при нормальном дыхании.

Эффект упражнения. Корректируются нарушения осанки, позвоночник становится эластичным, тренируются мышцы таза.

Техника. Лечь на живот, ноги вместе. Положить кисти рук на пол на уровне плеч ладонями вниз. Медленно подняться вверх и максимально прогнуться, не отрывая нижнюю часть живота от пола. Смотреть вверх. Сохранять позу около 20 секунд, дышать нормально. После этого медленно опустить на пол вначале грудь, а затем голову.

Эффект упражнения. Благотворное влияние на мышцы спины. Укрепляется позвоночник.

Техника. Лечь на живот, ноги держать вместе. Согнуть ноги в коленях и ухватиться за лодыжки. Руки держать выпрямленными. Постарайтесь ноги и стопы держать вместе. Медленно поднимать голени. Постарайтесь прогнуться назад так, чтобы живот лишь касался пола. Смотреть вверх. Держать позу около 10 секунд. Медленно опуститься в исходное положение. Расслабить все тело.

Эффект упражнения. Благотворное влияние на все тело, особенно на позвоночник и живот.

  1. Поза для расслабления мышц лежа

Техника. Лечь на спину, раздвинув стопы примерно на 40 см. Голова затылком касается пола. Руки положить ладонями вверх и отодвинуть их от туловища. Закрыть глаза и расслабиться. Дышать глубоко, постепенно замедляя дыхание. Оставаться в этом положении 3-5 минут

Эффект упражнения. Эта поза полезна для расслабления всего тела.

Заключение

Очень важно, чтобы ослабленный ребенок прочно усвоил корригирующие упражнения. Впоследствии он сможет выполнять их самостоятельно, и не механически, а осмысленно. Это в несколько раз повысит эффективность занятий, поскольку в этом случае к технике подключается умственная работа, ребенок прислушивается к своим ощущениям.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.