Физическая реабилитация при сколиозе курсовая работа

Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

Реферат на тему:

ст. 2к., гум.инст., ФОД, 1гр.

1. Понятие сколиоза, теоретическое обоснование, анатомическая характеристика.

2. Опыт применения в физической реабилитации

3. Программа физической реабилитации

4. Примерный комплекс физических упражнений при сколиозе III степени

5. Примерный комплекс физических упражнений при сколиозе IV степени

Ортопедия – область клинической медицины, изучающая болезни и деформации опорно-двигательного аппарата (ОДА) и разрабатывающая методы их диагностики, лечения и профилактики. Если раньше ортопедия занималась преимущественно устранением патологических состояний органов движения, развившихся в результате перенесенных заболеваний или травм, а лечение самих болезненных процессов находилось вне сферы ортопедии, то с течением времени ортопеды стали уделять все больше внимания лечению заболеваний и травм с момента их возникновения, принимая меры к предупреждению возможных осложнений – меры ортопедической профилактики. Конечной целью лечебно-профилактических мероприятий в ортопедии является сохранение функции или восстановление её в случае её нарушения. Для достижения этой цели ортопедия пользуется всевозможными методами: лекарственными средствами, механическими воздействиями в форме ручного пособия, аппаратов, ортопедическими аппаратами и обувью, хирургическими методами в виде различных оперативных вмешательств. Особое место среди средств профилактики и лечения заболеваний ОДА занимает физическая реабилитация.

Основным средством физической реабилитации является физические упражнения и элементы спорта. Физические упражнения дают положительный эффект в реабилитации, когда они во-первых, адекватны возможностям больного или инвалида, а во-вторых, оказывают тренирующее действие и повышают адаптационные возможности. Никакие другие средства реабилитации не в состоянии восстановить и совершенствовать физическую работоспособность больного, которая заметно снижается при патологических процессах. В этой работе я расскажу о применении средств физической реабилитации в лечении сколиозов III и IV степеней.

1. Понятие сколиоза, теоретическое обоснование, анатомическая характеристика

Сколиоз представляет собой прогрессирующее заболевание, характеризующееся дугообразным искривлением позвоночника во фронтальной плоскости и торсией, то есть скручиванием позвонков вокруг вертикальной оси. Кроме деформации позвоночника при сколиозе наблюдается деформация таза и грудной клетки. Эти негативные изменения приводят к нарушению деятельности сердечнососудистой (ССС), дыхательной (ДС), мочеполовой, нервной, эндокринной систем, желудочно-кишечного тракта и других систем организма. Поэтому обоснованно говорить не просто о сколиозе, а о сколиотической болезни.

По степени тяжести наиболее признана классификация сколиоза В.Д. Чаклина. В основе ее лежат различные по форме дуги сколиоза, по степени выраженности торсионных изменений и по стойкости имеющихся деформаций. Выделяют I, II, III и IV степени сколиоза.

III степень сколиоза. Позвоночный столб имеет не менее двух дуг. Имеется выраженная Асимметрия частей туловища, грудная клетка резко деформирована; кзади на выпуклой стороне дуги искривления позвоночника образуется задний реберно-позвоночный горб. Как правило, на вогнутой стороне искривления резко западают мышцы и реберная дуга часто сближается с гребнем подвздошной кости. Ослабляются мышцы живота. Увеличивается кифоз грудного отдела позвоночника. Рентгенографически отмечается выраженная торсия и клиновидная деформация позвонков и дисков. Угол Кобба – от 25 до 40. При физической нагрузке наблюдается дыхательная и сердечнососудистая недостаточность.

IV степень сколиоза. Деформация позвоночника и грудной клетки становится грубой и фиксированной. У больных ярко выражены передний и задний реберные горбы, деформация таза, грудной клетки, нервной системы и всего организма в целом. Угол Кобба на рентгенограмме – более 40 и не изменяется в положении лежа. Наблюдаются выраженные проявления дыхательной и сердечнососудистой недостаточности.

2. Опыт применения в физической реабилитации

В статье Губина Г.И. говорится, что для комплексного лечения сколиозов рекомендуется: рациональный режим дня, лечебная гимнастика в зале и бассейне, мануальная терапия, миофасциальный релиз, постизометричская релаксация, массаж, психотерапия, аутогенная тренировка, физиотерапия, витаминотерапия, ортопедический режим – разгрузка позвоночника с использованием специальной клиновидной подставки на ортопедических кушетках, сон на полужестких постели, корригирующие позы. Широко используется оздоровительные закаливающие средства: контрастный душ и закаливание стоп водой, плавание. Как пишет И.Г. Губин, при выполнении такого комплексного лечения стойкая коррекция сколиотической болезни наблюдалась в 88% случаев. Эффективность лечения оценивалась по функциональным тестам на силовую выносливость мышц спины, брюшного пресса и на подвижность позвоночника. (Губин Г.И. Сивун Н.Ф. - Система реабилитации сколиотической болезни у детей. //Современные проблемы развития системы физкультурного образования. - Иркутск: изд-во ИТФК, 1998. – стр.129)

Л.А. Дрожжина советует наряду с апробированной комплексной программой физической реабилитации (лечебная гимнастика, лечебное плавание, массаж, корригирующая аэробика, тренажерная гимнастика) использовать фитбол-гимнастику при тяжелых степенях сколиоза. Новое средство в силу яркости мяча, необычности исходного положения достаточно привлекательно и вызывает положительный психо-эмоциональный настрой у занимающихся. Одновременно вибрация при выполнении упражнений и амортизационная функция мяча, улучшая обменные процессы, кровообращения и микроциркуляцию в межпозвонковых дисках и внутренних органов способствует разгрузке позвоночного столба и коррекции отдельных отделов позвоночника. С помощью мяча можно направить физическое действие упражнения на отдельные группы, заставляя работать пассивные и более глубокие мышцы. Выполняя специально подобранные упражнения из различных исходных положений можно локально воздействовать и на дуги позвоночника. (Дрожжина Л.А. Программа физической реабилитации сколиотической болезни.//Адаптивная физическая культура. №4 2006. стр.22)

Профессор В.Н. Мошков советует уделять особое внимание развитию правильного дыхания во время занятий. Он считает, что правильное дыхание ведет к активной коррекции позвоночника и грудной клетки. Это чрезвычайно важно, так как при изменениях, возникающих при сколиозах отмечаются нарушения в ССС и ДС. В легочной ткани на стороне сколиоза наблюдается эмфизематозные изменения, а на вогнутой – явления бронхоэктазии и ателектаза, что приводит к нарушению кровообращения. У больных часто встречается тахикардия. Постепенно развивается легочное сердце. Вследствие этого средняя продолжительность жизни больных с тяжелыми формами сколиоза ограничивается 40-48 годами.

В комплексах физической реабилитации необходимо подбирать такие упражнения, которые будут соответствовать данной патологии позвоночника и сопутствующим деформациям. Для уверенности в правильном подборе упражнений надо ясно представить себе физиологическое действие отдельных видов движений.

В групповых занятиях следует избегать трафарета, который существует ещё во многих лечебных учреждениях, где методисты применяют корригирующую гимнастику без учета сложности деформаций. Рекомендуемые упражнения должны выполняться таким образом, чтобы они отвечали намеченным задачам, в противном случае, они могут оказаться вредными.

А.М. Рейзман пишет, что иногда методисты стремятся к частой смене упражнений (чуть ли не каждые две недели). Совершенно неоправданно увеличение частой сменой и разнообразием физических упражнений без учета клинических данных. Дело не в разнообразии и частой смене движений, а в целесообразности их для данной деформации. Специальных упражнений не так уж много, и лучше применять их длительное время (капля долбит камень) и менять их только тогда, когда будет достигнут определенный результат и для смены их появятся клинические и рентгенологические показания.

4. Программа физической реабилитации

Программа физической реабилитации при сколиозах включает комплексы лечебной гимнастики и лечебного плавания, массаж, ортопедическую коррекцию (корсетирование, гипсовые кроватки), тренажерную гимнастику.

В комплексе ЛФК применяются общеразвивающие, дыхательные и специальные упражнения, которые направленные на коррекцию патологической деформации позвоночника – корригирующие упражнения. Они могут быть симметричными, ассиметричными, деторсионными. При сколиозе III и IV степеней используется весь арсенал физических упражнений. Но при сколиозах противопоказаны физические упражнения, увеличивающие гибкость позвоночника (наклоны, скручивания, повороты) и приводящие к его перерастягиванию (висы).

Симметричные корригирующие упражнения способствуют укреплению ослабленных мышц на стороне выпуклости искривления и уменьшению мышечных контрактур на стороне вогнутости, что непосредственно приводит к нормализации мышечной тяги позвоночного столба.

Ассиметричные корригирующие упражнения используются с целью уменьшения сколиотического искривления. Они подбираются индивидуально и воздействуют на патологическую деформацию локально. Ассиметричные упражнения тренируют ослабленные и растянутые мышцы. Следует помнить, что неправильное применение ассиметричных упражнений может спровоцировать дальнейшее прогрессирование сколиоза.

Деторсионные упражнения выполняют следующие задачи: вращение позвонков в сторону, противоположную торсии; коррекция сколиоза выравниванием таза; растягивание сокращенных и укрепление растянутых мышц в поясничном и грудном отделах позвоночника.

Группа общеразвивающих упражнений включает в себя упражнения общеукрепляющего характера на все мышечные группы силового и скоростно-силового характера, упражнения на равновесие, коррекцию движения, вытяжения и расслабления.

Значительное место в физической реабилитации сколиозов занимает лечебное плавание; его оздоровительное, лечебное и гигиеническое значение в жизни ребенка трудно переоценить. Во время плавания обеспечивается естественная разгрузка позвоночника, а самовытяжение во время скольжения дополняет разгрузку зон роста. При выполнении гребковых движений последовательно вовлекаются в работу почти все мышечные группы, исчезает ассиметричная работа межпозвонковых мышц, восстанавливаются условия для нормального роста тел позвонков. Одновременно укрепляются мышцы живота, спины и конечностей, совершенствуется координация движений.

Обычно дети, страдающие сколиозом II и III степени, психически угнетены, волевые усилия у них понижены. Такие особенности связаны с тягостным общим состоянием, заставить заниматься регулярно таких детей крайне трудно. Использование в ЛФК различных игр, гимнастика, и отдельные виды спорта будут способствовать развитию самостоятельности, инициативы и настойчивости. Введение эмоциональных моментов оказывает положительное влияние на настроение, повышает интерес к занятиям.

Лечебная гимнастика в III степени предусматривает главным образом воздействие на общее состояние больного, повышение общего тонуса, воздействие специальными физическими упражнениями на мышцы спины, косые мышцы живота, упражнения на гиперкоррекцию позвоночника, дыхательные и умеренные деторсионные упражнения. Необходимо регламентировать учебные занятия, вводить отдых среди дня, освобождать детей от урока физкультуры в школе, так как в плане этого урока преподносятся физические упражнения для здорового человека, совершенно противопоказанные при деформациях III степени.

В комплексном лечении предусматривается применение массажа, который является дополнительным средством воздействия на мышечную и костную системы. Массаж должен сочетаться с редрессирующими приемами.

При сколиозе II-III степени задача коррекции деформации диктует применение ассиметричных исходных положений при занятиях лечебным плаванием. Плавание в позе коррекции после освоения техники брасса на груди должно занимать на занятии 40-50% времени. Это значительно снимает нагрузку с вогнутой стороны дуги искривления.

Четвертая степень сколиоза.

При сколиозах IV степени используют в основном оперативный метод лечения. Но при этой степени сколиоза не следует отказываться от лечебной гимнастики, так как она может облегчить тягостное состояние больного, а в некоторых случаях уменьшить болевые ощущения. Лечебная гимнастика при IV степени сколиоза имеет следующие задачи: создать благоприятные условия для работы сердечно-сосудистой системы, дыхательного аппарата и поднять физические силы больного. Наряду с этим обращается внимание на растяжение запавших мышц, как с помощью гимнастических упражнений, так и массажа. В дальнейшем эти растянутые и освободившиеся мышцы укрепляются и создается корсет для удержания опустившейся грудной клетки. Укрепляются мышцы на стороне выступающих ребер с одновременной волевой коррекцией их. На противоположной стороне реберные промежутки растягиваются специальными движениями и массажем. Оттягивается угол лопатки путем введения внутреннего края кисти под лопатку, как указано в методике массажа. Укрепляются мышцы в области мышечного валика, и надавливанием снижается его высота.

В лечебном плавании при IV степени сколиоза на первый план выдвигается задача не коррекции деформации, а улучшения общего состояния организма, функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем. В связи с этим, как правило, используется симметричное плавание.

Занятия с больными сколиозом проводятся по принятой форме урока, построенного на основе физиологической кривой с несколькими вершинами. Обычно таких вершин 3-4. Наибольшая нагрузка падает на основную часть, когда физические упражнения охватывают крупные мышечные группы с элементами напряжения. Урок состоит из трех разделов: 1)подготовительный, 2)основной, 3)заключительный.

Задача подготовительной части занятия – подготовка организма к специальным лечебно-корригирующим мероприятиям. В содержание этого раздела входит ряд физических упражнений, направленных на улучшение дыхательного и сердечно-сосудистого аппарата, воспитание осанки, поднятие дисциплины у собранности больных. Для лучшего расторможения применяется ходьба с различными элементарными движениями рук и ног.

В начале основной части урока занятия проводятся в вертикальном положении. Упражнения подбираются с учетом деформации. Затем используются специальные упражнения в положении лежа. В середине основной части включаются упражнения на снарядах (наклонная плоскость, гимнастическая стенка и скамейка) с применением ФУ на специальную коррекцию, деторсию и равновесие. В конце основной части урока с целью переключения детей на положительные эмоции вводятся игры, повышающи настроение больных, активнось и бодрость, усиливающие активность ДС и ССС.

Заключительная часть урока преследует цель снижения нагрузки на ССС, ДС и нервно-мышечный аппарат. Здесь не требуются корригирующие упражнения, а они носят отвлекающий характер и проводятся в медленном темпе. Всегда применяется статическое или динамическое дыхание.

5. Примерный комплекс физических упражнений при сколиозе III степени





Примерный комплекс физических упражнений при сколиозе IV степени




2. Лечебная физическая культура при сколиозах./Васильева Т.Д. – ГЦОЛИФК. – М., 1981. -21стр.

3. Система реабилитации сколиотической болезни у детей./ Губин Г.И. Сивун Н.Ф. //Современные проблемы развития системы физкультурного образования. - Иркутск: изд-во ИТФК, 1998. – стр.129.

4. Метод сочетанного применения массажа, ЛФК и вытяжения при сколиозе./Т.П. Бегидова //ЛФК и массаж. - 2005. - №7 – стр.8-15

5. Консервативное лечение сколиоза. – Учебное пособие./ Шорин Г.А. Попова Г.И. Полякова Р.М.; ЮУрГУ. – Челябинск, 2001. - 131стр.

6. Программа физической реабилитации сколиотической болезни./ Дрожжина Л.А.// Адаптивная физическая культура. - 2006. – №4 - стр.22

7. Лечебная гимнастика и массаж при сколиозах./ Рейзман А.М. Багров Ф.И. - Медгиз. – М, 1963. – 140 стр.

8. Комплексная физическая реабилитация подростков с нарушениями осанки и сколиозами.// Учебные записки: сб. рецензируемых научных тр., 2003.


реферат Физическая реабилитация при сколиозе Тип работы: реферат. Добавлен: 06.08.13. Год: 2013. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru:


План:
1. Понятие о сколиозе.
1.1. Этиология.
1.2. Клиника.
2. Показания к занятиям физическими упражнениями при сколиозе.
3. Комплексы лечебных упражнений.
4. Противопоказания и профилактика сколиоза.
Заключение.
Список литературы.


1. Понятие о сколиозе.
Сколиоз (греч. skoliosis – искривление) – тяжёлое прогрессирующее заболевание позвоночника, характеризующееся дугообразным искривлением во фронтальной плоскости и торсией (torsio – скручивание) позвонков вокруг вертикальной оси, обусловленное патологическими изменениями в позвоночнике и паравертебральных тканях. Полиэтиологическое заболевание с большой долей наследственности. Распространённость – около 30-40 детей на 1000 человек.

Для сколиозов характерны рано выявляемые нарушения статики. При обследовании больного ребёнка обнаруживают признаки бокового отклонения позвоночника и торсионные изменения в положении как стоя, так и лёжа при разгрузке позвоночника. Это отличает настоящий сколиоз от так называемых неструктурных его форм, представляющих собой простое боковое отклонение в позвоночнике, когда не определяются анатомические изменения позвонков и позвоночника в целом; в частности, нет фиксированной ротации.

Выделяют 5 неструктурных (функциональных) форм сколиоза:
- осаночный;
- компенсаторный (укорочение одной ноги). Часто весь позвоночник имеет вид одной длинной дуги (крестец в искривление не включён) – С-образный сколиоз;
- рефлекторный (люмбоишиалгический);
- истерический;
- воспалительный (абсцесс околопочечной клетчатки).

В зависимости от расположения на позвоночнике вершины искривления выделяют 5 типов сколиоза:
1) Шейно-грудной (верхнегрудной) – вершина искривления позвоночника находится на уровне IV – V грудных позвонков. Этот тип сколиоза сопровождается ранними деформациями в области грудной клетки, выраженной асимметрией надплечий, кривошеей, изменениями лицевого скелета. Функции дыхания и ССС страдают мало.
2) Грудной – вершина искривления позвоночника находится на уровне VII – IX грудных позвонков. Искривления бывают лево-, чаще – правосторонние. Это один из наиболее частых и злокачественных типов сколиоза из-за быстрого прогрессирования и грубых деформаций грудной клетки, сопровождающийся значительными нарушениями функции дыхания и ССС.
3) Пояснично-грудной – вершина искривления первой дуги позвоночника находится на уровне X – XII грудных позвонков. Правосторонний его тип склонен к быстрому прогрессированию, напоминая грудной сколиоз, также ухудшается функция дыхания и ССС.
4) Поясничный – вершина искривления позвоночника находится на уровне I – II поясничных позвонков. Сколиоз этого типа прогрессирует медленно однако рано (иногда в 20 – 30 лет) возникают боли в области деформации. Деформации и функциональные расстройства незначительны.
5) Комбинированный, или S-образный – характеризуется двумя первичными дугами искривления – на уровне VIII – IX грудных и I – II поясничных позвонков. Склонен к прогрессированию с нарушениями функций кардиореспираторной системы и ранним появлением болевых синдромов.


1.1. Этиология.
Среди многочисленных классификаций сколиозов в соответствии с их этиологией и патогенезом широкое понятие получила классификация Кобба (1985), согласно которой сколиозы разделяют на 5 основных групп:
1-я группа – сколиозы миопатического происхождения. В основе этих искривлений позвоночника лежит недостаточность развития мышечной ткани и связочного аппарата. К этой группе относят и рахитические сколиозы.
2-я группа – сколиозы неврогенного происхождения: на почве полиомиелита, нейрофиброматоза, сирингомиелии, спастического паралича. В эту группу включают сколиозы на почве радикулита, люмбоишиалгии.
3-я группа – сколиозы на почве аномалий развития позвоночников и рёбер. Это врождённые сколиозы, возникновение которых связано с костными диспластическими изменениями.
4-я группа – сколиозы, обусловленные заболеваниями грудной клетки, нарушающими статику позвоночника (рубцы после эмпиемы, ожогов, пластических операций на грудной клетке и т.п.).
5-я группа – сколиозы идиопатические, этиология которых остается невыясненной.

Факторы, помогающие распознать прогрессирующие формы искривления позвоночника.
- возраст появления сколиоза: чем раньше обнаружен сколиоз и клинически проявляется прогрессирование деформаций, тем хуже прогноз.
- тип сколиоза: наиболее злокачественным течением отличаются грудной и комбинированный сколиозы.
- степень полового созревания.
Пубертатный период, во время которого происходит бурный рост скелета, считается важнейшим этапом в жизни ребёнка, страдающего сколиозом. В начале этого периода течение сколиоза резко ухудшается. При отсутствии лечения скорость прогрессирования болезни увеличивается в 4 – 5 раз, что объясняется интенсивным ростом скелета. Абсолютная величина роста мало влияет на течение сколиоза, определяющую роль играет скорость роста. С окончанием роста позвоночника прекращается прогрессирование сколиоза, а следовательно, можно завершать лечебные мероприятия.
- появление и развитие ядер окостенения – само по себе это не влияет на течение сколиоза, но имеет прогностическое значение, так как завершение окостенения свидетельствует об окончании роста позвоночника и, следовательно, об окончании прогрессирования сколиоза.
- выраженность торсии: если у ребёнка обнаружена даже небольшая дуга искривления позвоночника, но торсия 10° и более, то сколиоз прогностически неблагоприятен.
- степень уравновешенности сколиоза: декомпенсированные сколиозы прогрессируют в большей степени, чем компенсированные.
- нестабильность позвоночника с разницей углов искривления на рентгенограммах (в положении лёжа и стоя) более 10° – прогностически неблагоприятный признак. Уменьшение разницы углов при лечении свидетельствует о положительном эффекте терапии, увеличение – о прогрессировании сколиоза.
- рентгенологический признак прогрессирования сколиоза И.А. Мовшовича: остеопороз тел позвонков на вершине выпуклой стороны искривления.
- симптом И.И. Кона: расширение межпозвоночных щелей на вогнутой стороне искривления позвоночника выявляется на рентгенограмме в начальной стадии развития прогрессирующих форм сколиоза.
- тяжесть сколиотической болезни определяется также общим состоянием ребёнка, сопутствующими заболеваниями и т.д.

Чрезвычайно важно раннее распознавание сколиоза, так как только раннее систематическое его лечение может предупредить прогрессирование искривления позвоночника и развитие соматических осложнений.

2. Показания к занятиям физическими упражнениями при сколиозе.
Сколиоз самопроизвольно не вылечивается. Лечение сколиотической болезни направлено на устранение выявленных этиологических факторов, коррекцию деформации в возможных пределах, закрепление достигнутых результатов, а также на устранение патологических изменений других органов и систем детского организма. Применяется комплекс средств, включающих лечебную физкультуру, методы ортопедической коррекции (корсеты, гипсовые кровати и т.п.). Консервативные методы лечения не оказывают непосредственного влияния на структурные изменения в позвоночнике, но устраняют или смягчают функциональные изменения в нём. Оперативное лечение проводится при прогрессировании основного патологического процесса и сводится к фиксации позвоночника в положении максимальной коррекции, однако полностью дефект не устраняется – уменьшается лишь дуга сколиоза.

Лечебная физкультура – важнейшее средство комплексной терапии сколиотической болезни, обеспечивающее решение следующих задач:
* создание условий для восстановления правильного положения тела;
* развитие и постепенное увеличение силовой выносливости мышц тела, укрепление мышечного корсета, уменьшение мышечного дисбаланса;
* стабилизация сколиотического проце
и т.д.

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

Сколиоз встречается гораздо чаще, чем об этом думают. По данным Петербургского детского ортопедического института им. Г.И.Турнера, у 40% обследованных школьников старших классов выявлено нарушение статики, требующее лечения. Название сколиоз получает по уровню изгиба: шейный, грудной или поясничный и соответственно выпуклой стороны искривления. Таким образом, можно встретить, например, правосторонний грудной сколиоз.

Понятие о сколиозе.
Показания к занятиям физическими упражнениями.
Комплекс упражнений при сколиозе.
Профилактика сколиоза.
Заключение.
Список литературы.

Федеральное агентство по образованию.doc

  1. Понятие о сколиозе.
  2. Показания к занятиям физическими упражнениями.
  3. Комплекс упражнений при сколиозе.
  4. Профилактика сколиоза.
  5. Заключение.
  6. Список литературы.

  1. Понятие о сколиозе.

Сколиозом называют любое отклонение позвоночника во фронтальной плоскости, фиксированное или не фиксированное.

Сколиоз встречается гораздо чаще, чем об этом думают. По данным Петербургского детского ортопедического института им. Г.И.Турнера, у 40% обследованных школьников старших классов выявлено нарушение статики, требующее лечения. Название сколиоз получает по уровню изгиба: шейный, грудной или поясничный и соответственно выпуклой стороны искривления. Таким образом, можно встретить, например, правосторонний грудной сколиоз.

Сколиоз может быть простым, или частичным, с одной боковой дугой искривления, и сложным - при наличии нескольких дуг искривления в разные стороны и, наконец, тотальным, если искривление захватывает весь позвоночник. Он может быть фиксированным и нефиксированным, исчезающим в горизонтальном положении, например при укорочении одной конечности. Одновременно со сколиозом обычно наблюдается и торсия его, т.е. поворот вокруг вертикальной оси, причем тела позвонков оказываются обращенными в выпуклую сторону, а осистые отростки в вогнутую. Торсия способствует деформации грудной клетки и ее асимметрии, внутренние органы при этом сжимаются и смещаются.

Начальные явления сколиоза могут быть обнаружены уже в раннем детстве, но в школьном возрасте (10 - 15 лет) он проявляется наиболее выражено.

Этиологическая классификация сколиозов:

    • I группа - сколиозы миопатического происхождения. В основе искривления лежит недостаточность развития мышечной ткани и связочного аппарата.
    • II группа – сколиозы неврогенные (на почве полиомиелита, нейрофиброматоза и др.).
    • III группа – сколиозы на почве аномалий развития позвонков и ребер (клиновидные дополнительные позвонки, одностороннее сращение ребер и поперечных отростков позвонков).
    • IV группа – сколиозы, обусловленные заболеваниями грудной клетки и позвоночника V группа – идиопатические сколиозы (от невыясненных причин)

По тяжести деформации сколиозы подразделяются на четыре степени:

    • Сколиоз I степени характеризуется небольшим боковым отклонением позвоночника. Угол искривления не больше 10 градусов.
    • Сколиоз II степени характеризуется заметным отклонением позвоночника в пределах 20-30 градусов.
    • Сколиоз III степени характеризуется еще более выраженной деформацией, наличием реберного горба, деформацией грудной клетки. Угол искривления 40-60 градусов.
    • Сколиоз IV степени проявляется тяжелой деформацией туловища. Угол основного искривления достигает 60-90 градусов, возможны легочно-сердечные осложнения.

Принято считать, что причиной травмы поясницы являются тренировочные перегрузки. Между тем, боли в нижнем отделе позвоночника куда чаще вызваны обычной повседневной деятельностью человека. В этом и кроется объяснение, казалось бы, странного противоречия, когда на боль в пояснице жалуются люди никогда не знавшие спорта. Самое вредное - это сидеть. Удивительно, но при сидении позвоночник нагружен сильнее, чем когда мы стоим! Впрочем, повышенная нагрузка - это еще пол дела. Помногу часов нам приходиться сидеть в самой вредной позе - наклонившись вперед. В таком положении края позвонков сближаются и защемляют межпозвоночный диск из хрящевой ткани. Вообще эта ткань отличается замечательной эластичностью, позволяющей ей успешно сопротивляться компрессии. Однако надо учитывать, что при сидении сила давления на внешний край диска возрастает в 11 раз! Да к тому же продолжается не только в течение рабочего и учебного дня, но часто и дома.

Кстати, как же тогда объяснить тот простой факт, что устав от длительного стояния мы стремимся сесть? Причина в том, что боль в пояснице не всегда бывает следствием перегрузки межпозвоночных дисков. Часто боль провоцирует мышцы низа спины, которые при стоянии оказываются в состоянии статического напряжения. Стоит сесть, как мышцы расслабляются, и боль утихает. Кстати, напряжение дисков редко бывает причиной боли. Болит травма, которая возникла давно и теперь дает себя знать. Когда человек садится, травмированная область меняет положение. Отсюда иллюзия облегчения.

Интересно разобраться, почему все-таки сидение сильнее нагружает позвоночник, чем стоячее положение. Объяснение в том, что вертикально тело поддерживает как скелет в целом, так и большой массив мускулатуры. В итоге нагрузка “распыляется” по всему телу, и позвоночнику делается “легче”.

Когда человек садится, то поддерживающий мышечный корсет туловища расслабляется, и вся тяжесть тела ложится на позвоночный столб. Отсюда и травмы, возникающие при длительном сидении.

Надо подчеркнуть, что в позвоночных дисках скрыт огромный потенциал самокоррекции. Даже если травмировать диск, он восстановится, если суметь исключить травмирующее его воздействие.

Лечение зависит от возраста больного, типа сколиоза и степени деформации позвоночника.

Детский сколиоз при I и II степенях искривления позвоночника лечат консервативно. Важным условием успешного лечения является полноценное и богатое витаминами питание, регулярное пребывание на свежем воздухе, подвижные игры. Постель должна быть жесткой, для чего на кровать укладывают деревянный щит. Стул и стол на рабочем месте должны соответствовать росту. Нужно следить, чтобы ребенок сидел за столом прямо, а ноги его при этом достигали пола. Важна также правильная установка света, а при нарушении зрения обязательна его коррекция. Систематически проводят лечебную гимнастику и часто назначают ношение корсетов.

2. Показания к занятиям физическими упражнениями.

При сколиозе противопоказаны физические упражнения, увеличивающие гибкость позвоночника и приводящие его к перерастяжению. Комплекс средств ЛФК, применяемых при консервативном лечении сколиоза включает:

  • лечебную гимнастику;
  • упражнения в воде;
  • массаж;
  • коррекцию положением;
  • элементы спорта.

ЛФК сочетается с режимом сниженной статической нагрузки на позвоночник. ЛФК проводят в форме групповых занятий, индивидуальных процедур (преимущественно показаны больным при неблагоприятном течении болезни), а также индивидуальных заданий, выполняемых больными самостоятельно. Методика ЛФК определяется также степенью сколиоза: при сколиозе I, III, IV степени она направлена на повышение устойчивости позвоночника (стабилизацию патологического процесса), а в то время как при сколиозе II степени - также на коррекцию деформации.

Коррекция сколиоза при выполнении физических упражнений достигается изменением положения плечевого, тазового пояса и туловища больного. Упражнения должны быть направлены на коррекцию искривления позвоночника во фронтальной плоскости. С большой осторожностью с целью коррекции применяют упражнения, вытягивающие позвоночник, например у гимнастической стенки.

Упражнения лечебной гимнастики должны служить укреплению основных мышечных групп, поддерживающих позвоночник - мышц, выпрямляющих позвоночник, косых мышц живота, квадратные мышцы поясницы, подвздошно-поясничных мышц и др. Из числа упражнений, способствующих выработке правильной осанки, используются упражнения на равновесие, балансирование, с усилением зрительного контроля и др.

Одним из средств ЛФК является применение элементов спорта: плавание стилем “БРАСС” после предварительного курса обучения. Элементы волейбола показаны детям с компенсированным течением сколиоза.

3. Комплекс упражнений при сколиозе.

  1. И.п. - стоя на носках с поднятыми вверх и сцепленными в замок руками; производят покачивание туловищем из стороны в сторону.
  2. И.п.-стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены; скользящим движением руки вдоль туловища кверху поднимают руку к плечу и одновременно наклоняют туловище в противоположную сторону, другая рука скользит по ноге, затем то же в другую сторону.
  3. И.п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены; одну руку поднимают вверх и отводят назад, одновременно отводя назад другую руку; повторяют несколько раз, меняя положение рук.
  4. И.п. - стоя, ноги на ширине плеч; поднимают вверх руку, одновременно наклоняясь в противоположную сторону. Другую руку заводят за спину. Повторяют несколько раз, меняя положение рук с наклонами в одну и другую сторону
  5. И.п. - стоя боком к стенке и держась руками (одной снизу, другой сверху) за перекладины, проводят усиленный наклон в бок.
  6. И.п. - стоя на одном колене, руки на поясе, одну руку поднимают вверх и одновременно наклоняются в противоположную сторону.
  7. И.п. - лежа на животе. Разводят руки в стороны и одновременно прогибаются.
  8. И.п. - лежа на животе. Руки вытянуты вперед, приподнимают верхнюю часть туловища и одновременно одну ногу. Повторяют несколько раз, меняя положение ног.
  9. И.п. - лежа на животе. Вытянув вперед руки с палкой, поднимают руки вверх, прогибаясь, и возвращаются в исходное положение.
  10. И.п. - стоя на четвереньках. Поднимают одну руку и одновременно вытягивают назад противоположную ногу, затем возвращаются в исходное положение. Повторяют несколько раз, меняя положение рук и ног.
  11. И.п. - сидя на подогнутых под себя ногах. Поднимают вверх руку, прогибаясь, и одновременно вытягивают назад противоположную ногу. Затем возвращаются в исходное положение. Повторяют несколько раз, меняя положение рук и ног.
  12. И.п. - стоя на четвереньках. Поворачивают туловище, одновременно отводя руку в сторону, и возвращаются в исходно положение. Повторяют несколько раз в одну и другую стороны.
  13. И.п. - сидя на косом сиденье, поверхность которого должна быть наклонена в сторону искривления позвоночника, одну руку держат на поясе, другую (со стороны искривления) заводят за голову.
  14. И.п. - сидя на косом сиденье, поверхность которого должна быть наклонена в сторону искривления позвоночника, производят наклоны туловища в сторону, противоположную искривлению.
  15. И.п. - лежа на спине, попеременное сгибание ног к животу - выдох, выпрямление – вдох.
  16. И.п.- стоя на четвереньках, одновременное вытягивание правой ноги и левой руки - вдох, возвращение в ИП - выдох; тоже с другой ногой и рукой.
  17. И.п.- стоя, палка в опущенных руках, приседание с вытягиванием рук вперед и возвращение в и. п. Спина прямая.
  18. И. п.- стоя, палка на лопатках. Наклон корпуса вперед с прямой спиной и возвращение в и. п.
  19. И. п.- стоя, руки на поясе. Сгибание колена к животу и возвращение в и. п.
  20. И. п. - лежа на спине, руки вдоль тела ладонями вниз, ноги согнуты в коленных суставах. Поднимание таза с опорой на ладони, плечи, стопы — вдох, возвращение в и. п., выдох.

4. Профилактика сколиоза.

При первых признаках врожденного сколиоза ребенку должен быть организован режим, облегчающий работу неполноценной стороны позвоночника. Обязательно должны выполняться назначенные врачом физкультурные упражнения, массаж, подвижные игры и т. д. Рекомендуются солнечные и воздушные ванны, богатое витаминами питание. Раннее распознавание врожденного сколиоза и неукоснительное соблюдение всех рекомендаций врача приводят к хорошим результатам.

Профилактика детского, в том числе школьного, сколиоза проста. Ее обеспечивают ровная, желательно достаточно жесткая, даже твердая постель, не слишком большая подушка, правильное сидение за столом и за партой, хорошее и правильное освещение рабочего места, пребывание на свежем воздухе, подвижные игры, полноценное питание, достаточный сон, утренняя гимнастика.

Профилактика профессиональных сколиозов заключается в соблюдении правильного режима труда и отдыха, физкультурных пауз во время работы, а занятия физкультурой и спортом служат не только общему оздоровлению организма, но и укреплению мышц.

Сколиоз широко распространен в наше время среди молодёжи. Для того, чтобы его избежать необходимо вести здоровый образ жизни, не забывать контролировать свою осанку.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.