Физическая реабилитация нарушений осанки детей школьного возраста

Выбранный для просмотра документ ╧∙аа╛ЕГ С∙Л.doc

Выберите книгу со скидкой:


Ингредиенты: Химия и алхимия гастрономического творчества

350 руб. 990.00 руб.


Почему мы любим: природа и химия романтической любви (Покет)

350 руб. 290.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.


ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 171.00 руб.


Рисуем по клеточкам и точкам

350 руб. 248.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Сапега Мария ЮрьевнаНаписать 15185 09.04.2017

Номер материала: ДБ-347717

  • Физическая культура
  • Научные работы

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    09.04.2017 1067
    09.04.2017 2923
    09.04.2017 550
    09.04.2017 605
    09.04.2017 715
    09.04.2017 564
    09.04.2017 652

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гилев Г.А., Кудяшева А.Н.

Школьная деятельность ребенка характеризуется длительным нахождением тела в сидячем положении, что ведет к дефициту двигательной активности и является причиной возникновения различных видов нарушений осанки . Поэтому задача коррекции нарушений осанки является актуальной в вопросе физической культуры детей младшего школьного возраста .

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гилев Г.А., Кудяшева А.Н.

ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Г.А. Гилев - доктор педагогических наук, профессор Московский государственный индустриальный университет

А.Н. Кудяшева - преподаватель Казанский (Приволжский) Федеральный Университет филиал в г. Набережные Челны (филиал КФУ в г. Набережные Челны) Набережные Челны

P^SICAL REHABILITATION OF STUDENTS WITH MOBILITY

G.A. Guilev - doctor of pedagogical sciences, professor The State Industrial University

Moskow A.N. Kudiasheva - Teacher Kazan (Volga) Federal University Branch in Naberezhnye Chelny (the Branch of

KFU in Naberezhnye Chelny) Naberezhnye Chelny

Ключевые слова: дети младшего школьного возраста, физическая реабилитация, нарушения осанки, лечебная физическая культура, гимнастика, хатха-йога.

Аннотация. Школьная деятельность ребенка характеризуется длительным нахождением тела в сидячем положении, что ведет к дефициту двигательной активности и является причиной возникновения различных видов нарушений осанки. Поэтому задача коррекции нарушений осанки является актуальной в вопросе физической культуры детей младшего школьного возраста.

Key words: primary school children, physical rehabilitation, habit scoliosis, remedial physical culture, gymnastics, hatha yoga.

Annotation. The school child's activity is characterized by long finding a body in a sitting position, which leads to a shortage of physical activity and is the cause of various disorders of posture. Therefore the problem of correction of posture is very relevant to the issue of physical education of primary school children.

В настоящее время отмечается негативная тенденция роста числа детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в частности, с деформациями осанки. В школьные годы основным видом деятельности ребенка становится учебная деятельность, которая характеризуется длительным нахождением тела в сидячем положении [2].

Вследствие этого, возникает дефицит двигательной активности, что является причиной возникновения различных видов нарушений осанки [1].

По данным экспертов, занимающихся данной проблемой, нарушения осанки являются одними из наиболее распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата. Поэтому вопросы профилактики и реабилитации нарушений осанки младших школьников входят в число актуальных проблем не только физической культуры, но современной медицины и системы школьного образования [2, 3].

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняли участие 75 школьников младшего школьного возраста, которые были распределены на 3 группы: ЭГ-1, ЭГ-2 и КГ.

Продолжительность занятий ЛФК с элементами йоги составляла 3 мин, а плавания -45 мин.

Дети ЭГ-2 занимались спортивным плаванием без акцента на формирование осанки. Продолжительность занятий в зале сухого плавания составляла 30 мин, на воде - 45 мин.

Дети КГ не занимались целенаправленно физическими упражнениями дополнительно к занятиям физической культурой по школьной программе.

Состояние опорно-двигательного аппарата оценивали с использованием методических рекомендаций по выявлению нарушений осанки детей при массовых профилактических осмотрах, метод фотометрии.

Признаки осанки определялись при помощи экспертной оценки по пятибалльной шкале (сравнение осанки по фотографии сбоку и сзади с графическими аналогами характерных морфологических признаков). Изменения показателей осанки оценивались по 5-балльной шкале. Определяли следующие показатели осанки во фронтальной плоскости: симметричность шейно-плечевых линий, симметричность углов лопаток, симметричность туловища, симметричность таза. В сагиттальной плоскости оценивались форма грудной клетки, отставание лопаток, величина грудного кифоза, отклонение туловища назад, величина поясничного лордоза [2].

Данные изменения состояния осанки представлены на рисунке 1.

Симметричность углов лопаток

Симметричность шейно-плечевых 3,4 линий

Отставание 3,: лопаток

Отклонение туловища назад

3 8 4,3 л°рд°за Форма грудной клетки

Рис. 1. Изменение показателей состояния осанки в ходе эксперимента

В результате проведенного педагогического эксперимента статистически достоверно изменились результаты ЭГ-1 во всех тестах (табл. 3). В ЭГ-2 достоверное изменение результатов зафиксировано лишь в 3-х тестах (форма грудной клетки (р=0,043), отставание лопаток (р=0,000), симметричность углов лопаток (р=0,001), в КГ достоверных изменений не обнаружено.

1 - прыжок в длину с места

2 - челночный бег

3 - сгибание, разгибание рук в упоре лежа

4 - метание малого мяча

5 - подъем туловища за 15 сек

Рис. 2. Прирост показателей физической подготовленности

Из данного рисунка видно, что наиболее высокий прирост результатов наблюдается у детей ЭГ-1 (достоверные изменения произошли во всех тестируемых упражнениях). У детей ЭГ-2 достоверные изменения в тестах физической подготовленности наблюдаются лишь в 5 тестах. У детей, представляющих КГ достоверных изменений не обнаружено.

Представленная методика оказала влияние и на функциональное состояние организма, о чем свидетельствуют показатели определения ЖЕЛ, пробы Штанге и пробы Генчи (рис. 3,

Рис. 3. Изменения показателей ЖЕЛ в ходе эксперимента

Наиболее высокий прирост результатов наблюдается у детей, занимающихся в экспериментальных группах. Достоверные изменения в показателях ЖЕЛ произошли в ЭГ-1 и ЭГ-2 (с 975 до 1350 мл и с 998 до 1220 мл). В КГ достоверных изменений не наблюдается.

50 40 30 20 10 0

Рис. 4. Изменения показателей Пробы Штанге и пробы Генче в исследуемых группах

Рис. 5. Показатели работоспособности в исследуемых группах

Из рисунка видно, что увеличение работоспособности произошло во всех группах, однако достоверные изменения произошли только в ЭГ-1 (в среднем с 46,3 до 59,6 баллов) и ЭГ-2 (в среднем с 43,3 до 51,2 баллов) при р

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

Метод основан на применении импульсов или прерывистого гальванического тока для ритмических сокращений мышц. В результате электростимуляции наблюдается пассивное сокращение мышц, которое приводит к постепенному восстановлению ее сократительной функции, улучшению кровообращению и трофике мышечной ткани. Различают пассивную и пассивно-активную электростимуляцию. Первую проводят при невозможности мышечного сокращения, вторую при слабом активном сокращении мышц с целью ее усиления. До начала курса реабилитации определяют реакцию нервов и мышц на раздражение электрическим током для выявления их функционального состояния. При этом определяют оптимальные параметры тока, необходимые для стимуляции, в том числе частоту экспоненциального импульсного тока в секунду, количество модуляций. Электростимуляцию двигательных мышц туловища проводят через день по следующей методике: в течении 2 минут осуществляют перерыв, проводить процедуры следует в течении 10 – 20 минут с модуляцией 16 – 20 сокращений в минуту, сила тока 6 – 10 мА, 15 – 20 мА. Для предупреждения переутомления мышц необходимо рациональное сочетание ритмичности, формы, величины токов и пауз. Повторный курс лечения при наличии показаний проводят через месяц. Используются аппараты АСМ – 3, СНИМ – 1, "Амплипульс – 3", "Амплипульс – 3Т", "Стимул – 1", "Стимул – 2".

Противопоказания для применения: острые воспалительные заболевания, кровотечения, не сросшиеся переломы костей, злокачественные новообразования, непереносимость тока.

Возможно комбинирование электрофореза с другими физическими методами лечения [13,32,39].

Предварительное назначение УВЧ увеличивает проницаемость кожных покровов, усиливает фармакологическую активность лекарственных веществ.

Из методов аппаратной физиотерапии применяют индуктотермию в сочетании с электрофорезом кальция и фосфора, электростимуляцию мышц, общее ультрафиолетовое облучение.

Индуктотермия и электрофорез кальция и фосфора, проводяться по следующей методике. Два электрода площадью 150 см. 2 накладывают паравертебрально параллельно друг другу на уровни дуги искривления позвоночника. Первый электрод с салфеткой смоченной 5% раствором хлористого кальция, соединяют с анодом гальванического аппарата, второй электрод с салфеткой смоченной 1% раствором фосфорнокислого натрия, соединяют с катодом. Поверх этих электродов устанавливают электродиск диаметром 20 см от аппарата для индуктотермии ДКВ – 1 плотность тока от 0,05 до 0,08 мА\см. 2 . Процедуры проводят через день в течении 15 минут, курс лечения 10 – 12 процедур. В зоне сочетанного воздействия индуктотермии и электрофореза кальция и фосфора образуется электрическое поле и эндогенное тепло, в результате чего улучшается кровообращение и трофика мышц [30].

При сочетанном применении методов электрофорез проводят через 30 минут после ультразвука. УВЧ способствует большей концентрации лекарственных веществ в тканях, микроволны – увеличению проницаемости тканей. Электрофорез проводят через 30 – 90 минут после обеих процедур.

При применении парафиновых, озокеритовых, грязевых аппликаций на большие поверхности тела, электрофорез, как и другие методы аппаратной терапии, назначают в другие дни.

Ванны, гидрокинезотерапия, струйный массаж и лекарственный электрофорез применяют обычно в различные дни. У детей старшего возраста ванны можно проводить через 2 часа после электропроцедуры.

Массаж применяют в те же, либо различные, дни с электрофорезом. При сочетании обеих процедур в течении дня электрофорез проводят через 30 – 90 минут после массажа, либо массаж – через 2 – 3 часа после электрофореза лекарственного вещества.

Рациональное применение аппаратной физиотерапии у детей с нарушением осанки в комплексе с другими реабилитационными мероприятиями позволяет повысить эффективность реабилитации, достигнуть лучших функциональных результатов [25,30,38].

Раздел II. Материалы и методы исследования

Тенденция роста больных с нарушением осанки, ухудшение показателей физического развития детей с данной патологией, выдвигают на первый план проблему изучения закономерностей изменения антропометрических и физиометрических показателей под влиянием различных методов ЛФК и определение критериев дозировки физических нагрузок. Уровень физического развития определяется по данным антропометрии. Были использованы основные показатели: рост, вес, сила флексоров кисти, измерение глубины изгибов позвоночника. Проводилось исследование детей с кифолордотической осанкой в возрасте от 10 до 12 лет. Динамическое наблюдение состояния здоровья и показателей физического состояния проводилось 3 раза с интервалом 10 дней в течение 21 дня, т. е. 1-й, 10-й и 21-й день.

2.1. Определение диагностических показателей

Было проведено обследование детей по стандартным методикам с соблюдением санитарно- гигиенических норм и правил нагрузочного тестирования. Обследование и тестирование проводилось в кабинете ЛФК детского санаторного комплекса "Прометей". Проводились -визуальный метод исследования позвоночника для постановки диагноза, измерялась величина физиологических изгибов позвоночника, определялась гибкость позвоночника, основные гемодинамические показатели и функциональное состояние дыхательной системы.

Характеристика контингента обследованных

Ф.И. обсл-го Возраст(лет) Вес(кг) Пол Диагноз
1 Мищук В. 12 40 Муж Кифолордоз
2 Н- менко О. 12 30 муж Кифолордоз
3 Кавун В. 11 33 муж Кифолордоз
4 Онопр-ко С. 10 27 муж Кифолордоз
5 Иван-ко И. 12 35 муж Кифолордоз
6 Кравчук В. 12 40 муж Кифолордоз
7 Дейнека А. 12 39 муж Кифолордоз
8 Л-нев О. 12 49 муж Кифолордоз
9 Кот Б. 12 43 муж Кифолордоз
10 Р- ков И. 10 28 муж Кифолордоз

Определение глубины шейного изгиба и глубины поясничного лордоза

Для постановки диагноза ребенку существует ряд методических приемов по определению осанки. Ребенка осматривают в сагиттальной и фронтальной плоскости, определяют форму линии, образованной остистыми отростками позвонков, обращают внимание на симметричность лопаток и уровень плеч, состояние треугольников талии, образуемых линией талии и опущенной рукой. При осмотре обнаженного по пояс ребенка ставят на расстоянии 1-1,5 м от врача, чтобы иметь в поле зрения всего ребенка. Чтобы увидеть свойственную ребенку осанку, необходимо в момент обследования отвлечь внимание ребенка рассказами, расспросами [7].

Детей желательно обследовать в первую половину дня, когда они еще не утомлены. Д ля установления типа осанки производят измерения :

1) глубины шейной точки;

2) глубины поясничного лордоза.

Обследуемому, стоящему в привычной позе, приставляют сзади антропометр так, чтобы он был в строго вертикальном положении и касался позвоночного столба. Линейкой измеряют расстояние от антропометра до остистого отростка седьмого шейного позвонка. Расстояние от антропометра до наиболее отдаленной точки поясничного отдела позвоночника и будет показателем глубины поясничного лордоза. В норме физиологические изгибы позвоночника в шейном отделе достигает глубины 2,5-3,5см, в поясничном-3,0-4,0см. Чрезмерная или недостаточная величина сагиттальных изгибов свидетельствует об отклонениях или неправильной осанке (Вайнруб Е.М.,Волощук А.С.,1988).

Рост учитывается по расстоянию от vertex до пола при помощи антропометра или ростомера.

Массу тела определяют с помощью медицинских весов. Измерение необходимо производить в одно и то же время дня (лучше утром).

Определение гибкости позвоночника

Гибкость позвоночника определяется путем измерения максимального наклона туловища вперед. Больной становится на подставку, высотой 20 -30 см от пола, после чего наклоняется вперед с вытянутыми руками, не сгибая нижних конечностей в коленных суставах. Расстояние от кончиков пальцев до поверхности подставки, измеренное в сантиметрах, характеризует флексорную подвижность. Если больной не достигает поверхности подставки, то расстояние в сантиметрах считают отрицательным (-), а если наклон глубже поверхности подставки- положительным (+) [3].

Определение силовых показателей

Силу флексоров кисти можно измерить стандартным способом с помощью ручного динамометра. Оценку силы производят с помощью силового индекса: сила(кг)/вес(кг) 100.

Признаком, указывающим на хорошую стабильность позвоночника, являются достаточно высокие показатели тонуса мышц спины и живота [16]. Функциональные способности мышц живота и спины к развитию длительного усилия можно оценить, используя пробу на максимальное количество повторений данного упражнения или развития максимального усилия (Фонарев М. И., 1983).

Силовая выносливость мышц- разгибателей спины оценивается по времени (в секундах) удержания на весу верхней половины туловища в положении лежа на животе. Измерения производятся следующим образом: обследуемый ложится на край стола или кушетки так, чтобы гребни подвздошных костей приходились на край опоры, а кисти упирались в пол или подставку. По команде он переводит руки на пояс, а туловище удерживает параллельно полу на весу, ноги фиксированы. Время удержания отсчитывается по секундомеру от команды до момента возвращения в исходное положение. Для детей 7-11 лет оно составляет 1,5-2 мин, для подростков 12-16 лет- 2-2,5 мин.

Силовая выносливость мышц живота определяется числом переходов из положения лёжа на спине, с фиксированными ногами, в положение сидя. Темп 15-16 подъемов в минуту в положении – руки на поясе. При нормальном развитии силовой выносливости мышц живота ребёнок 8-11 лет выполняет 15-20 движений, в возрасте 12-16 лет-25-30 (Герцен Г. Лобенко А.А.,1991).

Функциональное исследование дыхательной системы

Для оценки функционального состояния дыхательной системы используются пробы: проба Штанге и проба Генчи, а также измерение ЖЕЛ и оценка жизненного индекса. ЖЕЛ определяется с помощью спирометра. Оценку жизненной емкости легких можно произвести с помощью жизненного индекса: ЖЕЛ(мл)/масса тела(кг).

Проба Штанге заключается в задержке дыхания на вдохе.

Методика: обследуемый находится в покое 3-5 мин, далее проводится легочная вентиляция по схеме вдох- выдох- вдох в объеме 90% от максимального – задержка дыхания. В этот момент методист включает секундомер. Фиксируется чистое время задержки дыхания, т. е. до фибрилляции диафрагмы. Полученный показатель сравнивается со стандартными: норма – 2 мин (спортсмены); хорошо – 50 сек;

удовлетворительно – 40-49 сек; неудовлетворительно – менее 39 сек.

Проба Генчи выполняется с задержкой дыхания на выдохе.

Методика: обследуемый отдыхает 3-5 мин, далее проводится легочная вентиляция по схеме: выдох – вдох – выдох – задержка дыхания. Фиксируется чистое время задержки дыхания. Хорошо – более 40 сек; удовлетворительно – 35-39 сек; неудовлетворительно – менее 34 сек.

Определение физической работоспособности

В практике физической реабилитации до настоящего времени оценку физической работоспособности производят с помощью функциональных проб, которые предполагают определение "резервных возможностей организма" на основе ответных реакций сердечно-сосудистой системы. С этой целью была использована проба Руфье.

Рекомендуется для косвенной оценки работоспособности детей. Метод основан на учете величины пульса, зафиксированной на различных этапах восстановления после относительно небольших нагрузок.

Методика: 1. Определяют исходный пульс после 5 мин отдыха в положении лежа за 15 сек до нагрузки.

2.Выполняют 30 приседаний за 45 сек.

3.Измеряют пульс стоя сразу после нагрузки (в первые 15 сек восстановления)

4.Измеряют пульс в последние 15 сек первой минуты восстановления.

Результаты тестирования: для оценки работоспособности рассчитывают индекс Руфье: И.Р.=4*(f.+f +f )-200

Оценка результатов: если индекс Руфье составляет

менее 0 – физическая работоспособность высокая;

6 – 10 – удовлетворительная;

15 и более – неудовлетворительная.

Величина индекса Руфье обратно пропорциональна тренированности сердечно – сосудистой системы.

2.2 ЛФК - основное средство физической реабилитации

Комплекс упражнений для детей с кругло- вогнутой осанкой составлялся по схеме урока лечебной физкультуры при нарушении осанки (таблица №1) с использованием ОРУ, дыхательных упражнений, упражнений формирующих правильную осанку и специальных корригирующих упражнений для кифолордотической осанки. ОРУ и дыхательные упражнения подбираются с учетом биомеханики патологически измененного позвоночника, чтобы не увеличить патологические изгибы. Базовым является комплекс упражнений для кругло- вогнутой спины (комплекс №3), который может быть дополнен упражнениями из комплекса для круглой спины (комплекс №1), комплекса упражнений для вогнутой спины (комплекс №2) и комплекса упражнений для формирования правильной осанки (комплекс №4). В начальном периоде курса ЛФК использовались упражнения для малых, средних и крупных мышечных групп, в медленном и среднем темпе, амплитуда полная. Соотношение ОРУ, специальных и дыхательных упражнений составляло 3:1:1. В основном периоде курса ЛФК использовались упражнения для всех мышечных групп в среднем и быстром темпе, амплитуда полная, включая упражнения на растягивание мышц поясничного отдела позвоночника и мышц передний поверхности грудной клетки. Соотношение специальных, ОРУ и дыхательных упражнений составляет 4-5:1:1.

В заключительном периоде применялись упражнения для всех мышечных групп, в основном для крупных, темп быстрый, амплитуда полная, упражнения на растягивание. Соотношение специальных, ОРУ и дыхательных упражнений- 5-6:1:1 (смотреть приложения 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10).

При определении нагрузки учитывался возраст и физическая подготовленность детей.

Раздел III. Результаты исследований и их обсуждение

3.1. Влияние ЛФК на гибкость позвоночника и физиологические изгибы позвоночника

Доброго времени суток, уважаемые посетители сайта! Правильная осанка у школьника – одна из главных забот родителей. Именно в детском возрасте нужно сформировать полезную привычку – поддерживать спину в прямом положении, которая останется на всю жизнь.
В сегодняшнем обзоре вы узнаете, что такое нарушение осанки у детей школьного возраста, и какое лечение позволит устранить дефект.

Осанка у детей постепенно создается на протяжении детских лет, поэтому за время учебы в школе можно ее максимально улучшить.

Если нарушению осанки не уделить внимания, то в дальнейшем проблема проявиться в головных болях, сутулостью и значительным дискомфортом в области груди.


Нарушение осанки в школьном возрасте

Нарушение осанки у детей проявляется во всевозможных деформациях позвоночника в саггитальной и фронтальной плоскости.
Как утверждает статистика, проблемы со спиной бывают у 67% школьников старших классов, у 17 % дошколят и у 30 % учеников средних классов. В 2-3 % случаев нарушения проявляются у совсем маленьких детей.

При своевременной профилактике сколиоза у школьников дефекты становятся обратимыми. Застарелый недуг может спровоцировать снижение активности в грудной клетки, уменьшение амортизационных свойств позвоночного столба и проблемы с дыханием.

Нарушения осанки являются сигналом развития сколиоза, кифозов и поясничного лордоза.

Причины нарушений осанки у детей

Неправильная осанка может проявиться в результате приобретенных или врожденных причин. Нарушения с рождения формируются еще при внутриутробном развитии. К недугу приводят и родовые травмы.
Приобретенные нарушения выявляются в 90-95 % случаев. Чаще всего они бывают у людей, обладающих астеническим телосложением.

К дефектам спины могут привести определенные условия:

  1. Сумка или портфель носится в одной руке.
  2. Нехватка двигательной активности.
  3. Неподходящая мебель, которая не сочетается с ростом.
  4. Некачественное освещение.

Все эти факторы способствуют продолжительному нахождению в неправильном положении. На нарушения осанки может оказать влияние неправильный режим, лишний вес и ослабленные мышцы. При первых признаках детского сколиоза нужно обратиться к доктору. Квалифицированный специалист назначит лечение.

Как определить нарушение

Сколиоз у школьников сопровождается асимметрией плеч, выпуклостью живота и неестественной сутулостью.
Прежде чем проводить мероприятия по коррекции сколиоза, нужно провести осмотр и диагностику. Проверка выполняются в положении стоя.


Пятки ставятся рядом, а носки разводятся под углом 45 градусов. В некоторых случаях применяется рентген.
Если нарушение сразу определить, можно провести коррекцию.

Для этого применяются специальные упражнения для школьников. Простой комплекс упражнений при нарушении осанки детей может проводиться, как разминка.

Родителям стоит обратить внимание на такие симптомы:

  1. У ребенка пропал интерес к активным играм.
  2. Жалобы на болезненность в шее, голове и спине.
  3. Ребенок не может длительное время находится в одном положении.
  4. При движениях слышится хруст.

Последствия плохой осанки

Нарушение осанки отрицательно влияет на здоровье ученика.

В результате подобных недугов могут обнаружиться такие последствия:

  1. Нарушения с расположением внутренних органов.
  2. Постоянное микротравмирование позвоночного столба.
  3. Уменьшение объема легких.
  4. Головные боли, дискомфорт в спине и снижение памяти.

Дефекты в грудном отделе позвоночника могут привести к остеопении. Данное заболевание характеризуется ослаблением костных тканей.

Неполноценное усвоение кальция и проблемы с обменными процессами могут спровоцировать ломкость костей и защемление внутренних органов.

Лечение и профилактика

Теперь узнаем, как сохранить осанку школьника. Важно постоянно следить за конфигурацией спины. При сидячей работе важно периодически делать перерыв.


Рекомендуется корректировать высоту стола в соответствии с ростом ребенка. При сидении за партой спина ребенка должна прилегать к спинке стула. Сидеть нужно прямо и не склонять спину и голову вперед. Стопы ног должны ставится на полу. Под стол можно поставить специальную подставку.

Для формирования правильной осанки у школьников необходимо соблюдать такие правила:

  1. Следует организовать рабочее место. Понадобится удобная подушка и ортопедический матрас.
  2. Обувь нужно подбирать с учетом размера ног.
  3. Регулярное проведение специальных упражнений.
  4. Нельзя сидеть или стоять на одной ноге.
  5. Негативно отражается на спине ношение больших тяжестей.

Мануальная терапия рекомендуется при смещении позвонков. Процедура выполняется 1-2 раза в неделю. Дополнительно рекомендуется массаж, гимнастика и электростимуляция мышц. Массаж помогает убрать застойные явления, расслабить зажатые мышцы и устранить болезненные ощущения в спине.

Специальный корсет для осанки назначают при искривлениях позвоночного столба. Для поддержания спины рекомендуется корригирующее устройство.

Стоит выделить следующие варианты ортопедических конструкций:

  1. Согревающий корсет делается из натуральной шерсти. Такое изделие помогает согреть тело и стимулировать кровоток.
  2. Модели, защищающие спину при хождении. Изделия могут иметь различную степень жесткости. Для этого применяются вставки из пластика и металла.
  3. Поддерживающие конструкции применяются для исправления искривлений.

Перед приобретением изделия нужно определиться с типом устройства. Фиксирующие модели применяются для уменьшения нагрузки на позвоночный столб.

Корректирующие изделия актуальны для выравнивания позвоночника. Для тренировки для осанки можно использовать специальные изделия, которые делаются на заказ.


Для создания правильной осанки школьника следует носить изделие по несколько часов в день. Дополнительно к корсету нужно выполнять лечебную гимнастику, массаж и заниматься плаванием.

При 2- ой степени сколиоза изделие носится не менее 20-23 часов. При тяжелых формах сколиоза фиксаторы требуется носить продолжительное время.
Использовать ортопедические изделия следует по назначению врача. Специалист проводит корректировку размера.
Корсет может понадобиться при получении травм спины, при развитии искривлений и при сильной сутулости.

Для лучшего лечебного эффекта корректирующие устройства нужно совмещать с занятиями спортом, плаванием и массажем.
Нарушение осанки у школьника предполагает выполнение специальных упражнений. Физкультура позволяет укрепить мышцы спины, правильно сформировать скелет и защитить от дегенеративных процессов.
Для выравнивания осанки занятия следует проводить регулярно. Рекомендуются упражнения для укрепления брюшного пресса, мышц спины и для грудной клетки.

Приобретенные искривления можно исправить с помощью следующих видов спорта:

  1. Гимнастика способствует активизации кровотока, коррекции деформаций и укреплению структур позвоночного столба.
  2. Плавание помогает разгрузить позвоночный столб и тонизирует мышечный корсет. В результате тренировок улучшается двигательная активность.
  3. Конный спорт полезен для стимулирования кровообращения.
  4. Танцы способствуют развитию координации движений, созданию правильной походки и исправлению осанки.
  5. Йога применяется для растяжения мышечного корсета, устранения застойных явлений и для выравнивания позвоночника.

При искривлении спины полезно прогибание тела. Особенно в грудной клетке. Стоит выполнять и круговые вращения руками. Эффективно и отведение рук назад.

Лечебная физкультура основана на таких упражнениях, как вытягивание рук к верху, поднимание надплечий и отведение рук в стороны. Можно использовать и специальные гимнастические снаряды – небольшие гантели, мяч и палку.
Комплекс рекомендуется выполнять за час до еды. Упражнения можно начинать с 5-7 повторов, а затем увеличивать их до 10-15 раз.

Вот некоторые движения:

  1. Самолет. Руки разводятся в стороны и выполняются наклоны в разные стороны.
  2. Мельница состоит из круговых движений руками.
  3. Дровосек. Упражнение выполняется в позиции стоя. Делаются широкие замахи с наклонами вперед.
  4. Рыбка. Следует лечь на живот. Сначала поднимаются руки и верхняя часть туловища, а затем ноги.
  5. Ласточка. Нужно встать прямо и отводить назад ногу. Одновременно руки разводятся в стороны.
  6. Велосипед эффективен для тренировки брюшной полости.

Надеюсь, вам пригодится данная статья. Регулярные тренировки помогут исправить осанку. До новых встреч, уважаемые гости!

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.