Физическая культура как средство профилактики нарушений осанки у детей младшего школьно

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кружилина Татьяна Владимировна, Пономарева Ирина Александровна

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кружилина Татьяна Владимировна, Пономарева Ирина Александровна

CORRECTION OF POSTURE OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN BY MEANS OF PHYSICAL CULTURE

Modern conditions of life, the nature of the main types of activity of students leads to a deficiency of movements, causes static muscle tension, generates an incorrect physical development, an increase of postural disorders. Developed a set of recommendations for parents (to build the child's motivation for an active and healthy lifestyle) and exercises in the third lesson of physical culture , aimed at correcting posture , strengthening the corset muscles, as well as "homework" for morning classes under the supervision of parents, can be recommended for use for correction of postural disorders in younger students.

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Т. В. Кружилина, И. А. Пономарева1

Ключевые слова: физическая культура, физические упражнения, нарушения осанки, младшие школьники, здоровый стиль жизни.

Здоровье подрастающего поколения относится к приоритетным направлениям государственной политики и в значительной степени определяет будущее страны, генофонд нации. Укрепление здоровья детей — непременное условие их всестороннего развития и обеспечения жизнедеятельности растущего организма [3, 5, 23]. Функциональные изменения опорно-двигательного аппарата (в том числе нарушения осанки) являются наиболее распространенными отклонениями в состоянии здоровья в детской популяции [24]. Количество таких детей неуклонно растет, в среднем, три ребенка из шести в возрасте от 6 до 17 лет имеют видимые нарушения опорно-двигательного аппарата, что, в свою очередь, приводит к увеличению патологии не только аппарата движения, но и основных органов и систем (сердечно-сосудистой, пищеварительной, дыхательной и др.) [9].

Современные условия жизни, характер основных видов деятельности школьников приводит к дефициту движений, вызывает статическое перенапряжение мышц, формирует неправильное физическое развитие [2, 5]. Процент детей с нарушениями осанки растёт [22]. Неодновременное развитие костного, суставно-связочного аппарата и мышечной системы служит основой неустойчивости осанки. Она зависит от состояния нервно-мышечного аппарата человека, психики, степени развития мышечного корсета, от функциональных

1 Кружилина Татьяна Владимировна, Пономарева Ирина Александровна — Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону

возможностей мышц к длительному статическому напряжению, эластических свойств межпозвоночных дисков, хрящевых и соединительнотканных образований суставов позвоночника, таза и нижних конечностей [8]. Осанка человека имеет не только эстетическое значение, но и влияет на положение, развитие, состояние и функцию различных органов и систем человека. Неправильная осанка затрудняет работу сердца, лёгких, желудочно-кишечного тракта, при этом уменьшается жизненная ёмкость лёгких, снижается обмен веществ, появляются головные боли, повышается утомляемость [1].

Бытовыми причинами деформации опорно-двигательного аппарата являются: гипокинезия, гиподинамия, отсутствие навыков правильного стояния (равномерного распределения тяжести тела на обе ноги), неумение сохранить правильную позу во время сидения за столом или партой (сильный наклон плеч вперед), длительная опора на левый или правый локоть, большой угол наклона спины при далеко отодвинутом стуле, не соответствие школьной мебели гигиеническим нормам, асимметричное распределение тяжестей школьных сумок, гиподинамия [13, 19].

Младший школьный возраст — это период, когда у ребенка особенно выражена потребность в двигательной активности, являющейся неотъемлемым компонентом здорового образа жизни. Основными задачами этого возрастного периода является овладение широким арсеналом двигательных действий, повышение уровня развития физических качеств [7, 15-17, 20].

Целью работы явилась разработка комплекса упражнений и оценка его эффективности при занятиях у младших школьников, имеющих нарушения осанки.

В динамике изучались показатели симметричности осанки, соматометрические параметры, развитие физических качеств, проводилась оценка функционального состояния кардиореспираторной системы.

При изучении симметричности осанки через полгода занятий по разработанной методике все показатели улучшились, была установлена статистически достоверная динамика в отклонении остистых отростков у всех

обследованных детей, а также симметричности лопаток и треугольников талии у девочек. При анализе данных физического развития младших школьников установлена закономерная обоснованная физиологическими процессами недостоверная положительная динамика. Среди девочек обнаружено большое количество детей с недостатком массы тела. Статистически достоверная разница выявлена у девочек в приросте как абсолютных показателей кистевой динамометрии на обеих руках, так в распределении относительных значений индекса относительной силы. При изучении динамики физических качеств у мальчиков была установлена достоверная положительная динамика в тестах для мышц спины, живота, а у девочек — также по тестам для мышц спины и по показателю сгибания-разгибания рук в упоре. При изучении в динамике показателей функционального состояния кардиореспираторной системы было установлено, что в процессе педагогического эксперимента у обследованных девочек наблюдается достоверная положительная динамика в реакции артериального давления на физическую нагрузку. Кроме того, у всех детей отмечена достоверная разница в распределении уровня индекса Руфье, что отражает совершенствование регуляторных механизмов сердечно-сосудистой системы под воздействием правильно подобранной физической нагрузки. Обнаружена достоверная положительная динамика в показателях гипоксических проб как у мальчиков, так и у девочек. Кроме того, у всех школьников отмечена достоверная положительная динамика в соответствии жизненной ёмкости лёгких должной.

1. Белова О. А., Громова О. В. Роль лечебной физической культуры в коррекции нарушения осанки // Международный журнал экспериментального образования. - 2011.

2. Беспутчик В. Г., Хотько А. В., Ярмолюк В. А. Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии профилактики нарушений и воспитание осанки у детей младшего школьного возраста // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2009. - № 10. - С. 11-14.

3. Бондин В. И. Физкультурное образование в контексте компетентностного подхода к формированию культуры здоровья // Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студента: сборник материалов научной конференции.

- Ростов н/Д: ЮФУ, 2016. - С. 8-14.

4. Бондин В. И., Басова Л. В. Педагогическое сопровождение по развитию мышления у учащихся младших классов на уроках физической культуры //

Олимпийская идея сегодня: сборник материалов научно-практической конференции -Ростов н/Д: ЮФУ, 2015. - С. 158-161.

5. Бондин В. И., и соавт. Образование. Экология. Здоровье. - Ростов н/Д: СКНЦ ВШ, 2012. - 278 с.

6. Бондин В. И., Почекаева Е. И., Попова Т. В., Азнаурьян П. А. Формирование состояния здоровья детского населения на территориях с высокой антропогенной нагрузкой // Валеология. - 2011. - № 4. - С. 7-10.

7. Бондин В. И., Сергеева Е. Г., Лебедева В. В. Особенности функционального состояния детей, занимающихся оздоровительной физической культурой и профессиональным фигурным катанием // Таврический научный обозреватель. 2016. -№ 1-1 (6). - С. 90-96.

8. Борейша Ю. С., Борейша Е. А. Дорохов Е. В., Усачёва Е. А. К вопросу о состоянии осанки, физическом развитии, уровне здоровья школьников 10-11 лет и коррекции выявленных нарушений // Успехи современного естествознания. - 2013. - № 9. - С. 24-25.

9. Гайдук А. А., Потапчук А. А. Физическая реабилитация детей школьного возраста со статическими нарушениями опорно-двигательного аппарата // Учёные записки СПбГМУ им. Академика И.П. Павлова. - 2012. - Т. 19, № 1. - С. 116-118.

10. Грабаровская Л. В., Децык Я. В. Организация работы по профилактике проблем с обучением у детей средствами кинезиологии // Закономерности и тенденции развития науки в современном обществе: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа, 2015. - С. 91-94.

11. Грабаровская Л. В., Луценко А. В. Результаты диагностики у детей младших классов с проблемами в обучении средствами кинезиологии // Инновации, технологии, наука: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа, 2015. - С. 121-123.

12. Жаброва Т. А., Бондин В. И. Инновационные научно-методические подходы в области физической культуры и спорта // Физическая культура в системе профессионального образования: идеи, технологии и перспективы: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Ростов н/Д, 2017. - С. 45-51.

13. Казанцев Е. М., Кочеткова Т. Н., Колланг Е. Р. Особенности деятельности преподавателей физического воспитания при коррекции осанки посредством упражнений // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6. - С. 443450.

14. Кондрусев А. В., Бондин В. И. Проектирование комплексов физических упражнений для улучшения функционального состояния и здоровья школьников в условиях современной экологической среды // Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студента: сборник материалов научной конференции. - Ростов н/Д: ЮФУ, 2016. - С. 69-72.

15. Лебедева В. В., Палаус И. П., Пономарева И. А. Здоровье школьников в зависимости от двигательной активности и пользования мобильными телефонами // Психолого-педагогические и физиологические аспекты построения физкультурно-оздоровительных программ и обеспечения их безопасности: сборник материалов научно-практической конференции. - Ростов н/Д: ЮФУ, 2014. - С. 102-108.

16. Лебедева В. В., Пономарев А. Е. Современные диагностические и оздоровительные технологии для участников образовательного процесса //

Образование, спорт, здоровье в современных условиях окружающей среды: сборник материалов научно-практической конференции - Ростов н/Д: ЮФУ, 2014. - С. 276-278.

17. Лысенко А. В., Степанова Т. А., Хавинсон В. Х., Федосова С. Н. Физическая культура и спорт как инструмент социализации личности в эпоху перехода постиндустриального общества к информационному // Олимпийская идея сегодня: сборник материалов научно-практической конференции. - Ростов н/Д: ЮФУ, 2015. - С. 74-77.

18. Лысенко А. В., Федосова С. Н., Любимов Д. С. Оптимизация двигательной активности в системе профилактики преждевременного старения // Физическая культура, спорт, здоровье и долголетие: IV международная научная конференция. -Ростов н/Д: ЮФУ, 2014. - С. 97-102.

19. Нуруллина Г. Г. Особенности процесса формирования здорового образа жизни у младших школьников // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. - 2016. - № 1 (7). - С. 164-167.

20. Овчаренко С. П., Вучева В. В. Игровые технологии в физическом воспитании детей младшего школьного возраста // Олимпийская идея сегодня: сборник материалов научно-практической конференции. - Ростов н/Д: ЮФУ, 2014. - С. 201-205.

21. Пономарева И. А. К вопросу о воспитании у школьников культуры здорового и безопасного стиля жизни // Психолого-педагогические и физиологические аспекты построения физкультурно-оздоровительных программ и обеспечение их безопасности: сборник материалов третьей международной научной конференции. - Ростов н/Д: ЮФУ, 2016. - С. 26-32.

22. Понырко Е. А. Динамика нарушений осанки детей школьного и юношеского возраста города Северодвинска // Культура физическая и здоровье. - 2011. - № 6. - С. 56-59.

24. Шкляренко А. П., Ульянов Д. А., Коваленко Т. Г. Комплексный подход в использовании физических упражнений при нарушениях осанки у детей 8-11 лет // Вестник ВолгГУ. Серия 11, Естеств. науки. - 2016. - № 2 (16). - С. 22-27.

CORRECTION OF POSTURE OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN BY MEANS OF PHYSICAL CULTURE

Kruzhilina T.V., Ponomareva I.A.

Kruzhilina Tatiana Vladimirovna, Ponomareva Irina Aleksandrovna — Southern Federal University, Rostov-on-Don

Abstract. Modern conditions of life, the nature of the main types of activity of students leads to a deficiency of movements, causes static muscle tension, generates an incorrect physical development, an increase of postural disorders. Developed a set of

recommendations for parents (to build the child's motivation for an active and healthy lifestyle) and exercises in the third lesson of physical culture, aimed at correcting posture, strengthening the corset muscles, as well as "homework" for morning classes under the supervision of parents, can be recommended for use for correction of postural disorders in younger students.

Keywords: physical culture, physical exercises, posture, primary school children, healthy style of life.

1. Belova O.A., Gromova O.V. Rol' lechebnoj fizicheskoj kul'tury v korrekcii narushenija osanki // Mezhdunarodnyj zhurnal jeksperimental'nogo obrazovanija. - 2011. -№ 5. - S. 35-36. (in Russian)

2. Besputchik V.G., Hot'ko A.V., Jarmoljuk V.A. Zdorov'esberegajushhie i zdorov'eformirujushhie tehnologii profilaktiki narushenij i vospitanie osanki u detej mladshego shkol'nogo vozrasta // Pedagogika, psihologija i mediko-biologicheskie problemy fizicheskogo vospitanija i sporta. - 2009. - № 10. - S. 11-14. (in Russian)

3. Bondin V.I. Fizkul'turnoe obrazovanie v kontekste kompetentnostnogo podhoda k formirovaniju kul'tury zdorov'ja // Fizicheskaja kul'tura v obshhekul'turnoj i professional'noj podgotovke studenta: sbornik materialov nauchnoj konferencii. - Rostov n/D: JuFU, 2016. - S. 8-14. (in Russian)

4. Bondin V.I., Basova L.V. Pedagogicheskoe soprovozhdenie po razvitiju myshlenija u uchashhihsja mladshih klassov na urokah fizicheskoj kul'tury // Olimpijskaja ideja segodnja: sbornik materialov nauchno-prakticheskoj konferencii - Rostov n/D: JuFU, 2015. - S. 158161. (in Russian)

5. Bondin V.I., i soavt. Obrazovanie. Jekologija. Zdorov'e. - Rostov n/D: SKNC VSh, 2012. - 278 s. (in Russian)

6. Bondin V.I., Pochekaeva E.I., Popova T.V., Aznaur'jan P.A. Formirovanie sostojanija zdorov'ja detskogo naselenija na territorijah s vysokoj antropogennoj nagruzkoj // Valeologija. - 2011. - № 4. - S. 7-10. (in Russian)

7. Bondin V.I., Sergeeva E.G., Lebedeva V.V. Osobennosti funkcional'nogo sostojanija detej, zanimajushhihsja ozdorovitel'noj fizicheskoj kul'turoj i professional'nym figurnym kataniem // Tavricheskij nauchnyj obozrevatel'. 2016. - № 1-1 (6). - S. 90-96. (in Russian)

8. Borejsha Ju.S., Borejsha E.A. Dorohov E.V., Usachjova E.A. K voprosu o sostojanii osanki, fizicheskom razvitii, urovne zdorov'ja shkol'nikov 10-11 let i korrekcii vyjavlennyh narushenij // Uspehi sovremennogo estestvoznanija. - 2013. - № 9. - S. 24-25. (in Russian)

9. Gajduk A.A., Potapchuk A.A. Fizicheskaja reabilitacija detej shkol'nogo vozrasta so staticheskimi narushenijami oporno-dvigatel'nogo apparata // Uchjonye zapiski SPbGMU im. Akademika I.P. Pavlova. - 2012. - T. 19, № 1. - S. 116-118. (in Russian)

10. Grabarovskaja L.V., Decyk Ja.V. Organizacija raboty po profilaktike problem s obucheniem u detej sredstvami kineziologii // Zakonomernosti i tendencii razvitija nauki v sovremennom obshhestve: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Ufa, 2015. - S. 91-94. (in Russian)

11. Grabarovskaja L.V., Lucenko A.V. Rezul'taty diagnostiki u detej mladshih klassov s problemami v obuchenii sredstvami kineziologii // Innovacii, tehnologii, nauka: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Ufa, 2015. - S. 121-123. (in Russian)

12. Zhabrova T.A., Bondin V.I. Innovacionnye nauchno-metodicheskie podhody v oblasti fizicheskoj kul'tury i sporta // Fizicheskaja kul'tura v sisteme professional'nogo

obrazovanija: idei, tehnologii i perspektivy: materialy II Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rostov n/D, 2017. - S. 45-51. (in Russian)

13. Kazancev E.M., Kochetkova T.N., Kollang E.R. Osobennosti dejatel'nosti prepodavatelej fizicheskogo vospitanija pri korrekcii osanki posredstvom uprazhnenij // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. - 2016. - № 6. - S. 443-450. (in Russian)

14. Kondrusev A.V., Bondin V.I. Proektirovanie kompleksov fizicheskih uprazhnenij dlja uluchshenija funkcional'nogo sostojanija i zdorov'ja shkol'nikov v uslovijah sovremennoj jekologicheskoj sredy // Fizicheskaja kul'tura v obshhekul'turnoj i professional'noj podgotovke studenta: sbornik materialov nauchnoj konferencii. - Rostov n/D: JuFU, 2016. - S. 69-72. (in Russian)

15. Lebedeva V.V., Palaus I.P., Ponomareva I.A. Zdorov'e shkol'nikov v zavisimosti ot dvigatel'noj aktivnosti i pol'zovanija mobil'nymi telefonami // Psihologo-pedagogicheskie i fiziologicheskie aspekty postroenija fizkul'turno-ozdorovitel'nyh programm i obespechenija ih bezopasnosti: sbornik materialov nauchno-prakticheskoj konferencii. - Rostov n/D: JuFU, 2014. - S. 102-108. (in Russian)

16. Lebedeva V.V., Ponomarev A.E. Sovremennye diagnosticheskie i ozdorovitel'nye tehnologii dlja uchastnikov obrazovatel'nogo processa // Obrazovanie, sport, zdorov'e v sovremennyh uslovijah okruzhajushhej sredy: sbornik materialov nauchno-prakticheskoj konferencii - Rostov n/D: JuFU, 2014. - S. 276-278. (in Russian)

17. Lysenko A.V., Stepanova T.A., Havinson V.H., Fedosova S.N. Fizicheskaja kul'tura i sport kak instrument socializacii lichnosti v jepohu perehoda postindustrial'nogo obshhestva k informacionnomu // Olimpijskaja ideja segodnja: sbornik materialov nauchno-prakticheskoj konferencii. - Rostov n/D: JuFU, 2015. - S.74-77. (in Russian)

18. Lysenko A.V., Fedosova S.N., Ljubimov D.S. Optimizacija dvigatel'noj aktivnosti v sisteme profilaktiki prezhdevremennogo starenija // Fizicheskaja kul'tura, sport, zdorov'e i dolgoletie: IV mezhdunarodnaja nauchnaja konferencija. - Rostov n/D: JuFU, 2014. - S. 97102. (in Russian)

19. Nurullina G.G. Osobennosti processa formirovanija zdorovogo obraza zhizni u mladshih shkol'nikov // Pedagogicheskoe masterstvo i pedagogicheskie tehnologii. - 2016. -№ 1 (7). - S. 164-167. (in Russian)

20. Ovcharenko S.P., Vucheva V.V. Igrovye tehnologii v fizicheskom vospitanii detej mladshego shkol'nogo vozrasta // Olimpijskaja ideja segodnja: sbornik materialov nauchno-prakticheskoj konferencii. - Rostov n/D: JuFU, 2014. - S. 201-205. (in Russian)

21. Ponomareva I.A. K voprosu o vospitanii u shkol'nikov kul'tury zdorovogo i bezopasnogo stilja zhizni // Psihologo-pedagogicheskie i fiziologicheskie aspekty postroenija fizkul'turno-ozdorovitel'nyh programm i obespechenie ih bezopasnosti: sbornik materialov tret'ej mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. - Rostov n/D: JuFU, 2016. - S. 26-32. (in Russian)

22. Ponyrko E.A Dinamika narushenij osanki detej shkol'nogo i junosheskogo vozrasta goroda Severodvinska // Kul'tura fizicheskaja i zdorov'e. - 2011. - № 6. - S. 56-59. (in Russian)


Скачать:

ВложениеРазмер
Публикация 92.62 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

учитель физической культуры

Байкова Елена Сергеевна

Состояние физического воспитания в начальных классах средних школ сегодня не обеспечивает необходимого фундамента физического развития учащихся на этапе первого звена обучения в школе. В связи с этим актуальной задачей является разработка и обоснование методик применения различных средств физического воспитания у детей, имеющих патологические состояния осанки в младших классах, а также предотвращение нарушений правильной осанки, способствующих развитию как физических, так и умственных способностей.

Предполагалось, что средства оздоровительной физической культуры (элементы спортивных и подвижных игр, корригирующие упражнения) позволят предотвратить и устранить нарушения осанки детей.

Методика использования элементов спортивных и подвижных игр, корригирующей гимнастики для устранения патологий неправильной осанки и совершенствования уровня физической подготовленности детей 7-10 лет может быть рекомендована к применению в работе учителям физической культуры средних школ на уроках физкультуры, тренеров детских физкультурно-оздоровительных групп и специальных медицинских групп с детьми, имеющими нарушения осанки..

Под влиянием недостаточного мышечного развития, неадекватной позы, не соответствующей росту ребенка мебели, очень легко возникают изменения формы позвоночного столба (сколиозы и патологические осанки).

Осанкой принято называть привычное положение тела непринужденно стоящего человека, которое он принимает без излишнего мышечного напряжения. Ведущими факторами, определяющими осанку человека, являются положение и форма позвоночника, угол наклона таза и степень развития мускулатуры, которая во многом определяет правильность физиологических изгибов позвоночника. Осанка зависит от состояния нервно-мышечного аппарата человека, психики, степени развития мышечного корсета, от функционирования возможностей мышц к длительному стратегическому напряжению, эластических свойств межпозвоночных дисков, хрящевых и соединительно-тканных образований суставов и полусуставов позвоночника, таза и нижних конечностей.

Правильная осанка школьников: голова незначительно наклонена вперед, плечи – на одном горизонтальном уровне, лопатки прижаты к спине, живот еще выпячен, но менее выражен. Нарушение осанки не является заболеванием, это состояние, которое при своевременных оздоровительных мероприятиях не прогрессирует и является обратимым процессом. Тем не менее нарушение осанки постепенно может привести к снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы, ухудшению рессорной функции позвоночника, что в свою очередь негативно влияет на деятельность центральной нервной системы, сердечнососудистой и дыхательной систем, становится спутником многих хронических заболеваний вследствие проявления общей функциональной слабости, дисбаланса в состоянии мышц и связочного аппарата ребенка.

Пребывание на свежем воздухе в сочетании с регулярными занятиями плаванием, подвижными и спортивными играми, использование специальных закаливающих процедур будут способствовать не только повышению уровня физического развития ребенка, укреплению мышечной массы и опорно-двигательного аппарата, но и в сочетании с ежедневной утренней корригирующей гимнастикой и динамическими паузами позволяет полностью восстановить здоровье. Из различных видов физических упражнений наиболее эффективным является плавание. Горизонтальное положение в воде способствует освобождению позвоночника от значительной физической нагрузки, равномерному распределению тяжести тела, лучшему кровоснабжению органов, симметричному расположению верхних и нижних конечностей, а также возможности полного расслабления. В этих условиях имеются необходимые предпосылки для исправления имеющейся деформации позвоночника.

Подвижные и спортивные игры обеспечивают разностороннее воздействие на организм, равномерную нагрузку на основные группы мышц, постоянную смену различных положений тела, что также способствует укреплению опорно-двигательного аппарата и устранению нарушений различного характера.

Ценным средством исправления осанки является оздоровительная ходьба, однако важным условием ее эффективности является постоянный самоконтроль за правильным положением тела: прямое положение спины, живот втянут, плечи расправлены и находятся вертикально над пятками, подбородок поднят (смотреть перед собой, лопатки сведены, тяжесть тела равномерно распределена на правую и левую ногу).

В целях профилактики и устранения нарушений осанки упражнения ритмической гимнастики наибольшую пользу приносят тогда, когда их проводят по группам, комплектуемым соответственно выявленным типам осанки, а также с учетом пола, возраста и уровня физического развития учащихся. В таких группах всегда есть возможность предложить каждому занимающемуся выполнение комплекса тех упражнений, которые ему наиболее необходимы в данный момент. Поэтому, организуя занятия, учитель физкультуры и врач должны тщательно обследовать каждого школьника с тем, чтобы правильно отнести его к той или иной группе и разработать для каждой группы соответствующий ее задачам комплекс упражнений.

При стойких нарушениях осанки занятия с детьми следует проводить в специальных группах корригирующей гимнастики под наблюдением врача. В группах корригирующей ритмической гимнастики, где занимаются дети с функциональными нарушениями осанки, присутствие врача на каждом занятии необязательно. Однако он обязан и в них осуществлять систематический медицинский контроль, оказывая помощь учителю физической культуры в обеспечении дифференцированного подхода к решению задач, стоящих перед каждой группой, каждым ребенком.

Методика составления комплексов упражнений корригирующей ритмической гимнастики аналогична методике построения комплексов для уроков с элементами ритмической гимнастики. Следовательно, каждый такой комплекс должен состоять из трех частей.

В подготовительную часть включают несложные общеразвивающие и корригирующие упражнения, соответствующие типу нарушения осанки. Темп выполнения - медленный, умеренный и средний. Оптимальная дозировка упражнений 6, 8 повторений.

Основную часть насыщают собственно корригирующими упражнениями, большинство из которых должно выполняться в положении лежа на спине, на боку и на животе. В этих положениях легче следить за выпрямленным положением тела, мышцы не испытывают длительной статической нагрузки, как при удержании тела в положениях стоя и сидя. Темп выполнения медленный, умеренный и средний. Дозировка зависит от самочувствия детей, их физической подготовленности и усвоенности материала. В среднем упражнения повторяют 8,16 раз. Все упражнения обязательно выполняются в обе стороны.

Заключительная часть строится из упражнений на расслабление, выполняемых в исходных положениях лежа на спине, дыхательных и специальных упражнений на ощущение правильной осанки.

Выполняя упражнения, дети должны дышать через нос, не задерживая дыхание. Следует учитывать также, что формированию правильной осанки способствуют упражнения с предметами. С помощью их можно усилить эффект воздействия на отдельные мышечные группы.

Идеальный вариант занятий ритмической гимнастикой для детей с нарушениями осанки предполагает наличие в помещении зеркал, которые дают возможность каждому следить за своей осанкой как в статике, различных исходных положениях, так и в движении. Все это облегчает разучивание комплекса, а также увеличивает лечебный эффект гимнастики.

Определяя учащегося в группу корригирующей ритмической гимнастики, учитель физкультуры и врач должны провести беседу с его родителями, ознакомив их с объемом его двигательной активности в школе и достижениями на уроках физкультуры, с особенностями режима дня детей, у которых осанка нарушена. Родителям надо дать конкретные задачи по физическому воспитанию ребенка в семье. Кроме того, им будет полезно услышать о том, что в целях профилактики и исправления нарушений осанки спать ребенку лучше на животе или спине, на плоской подушке. Вместо портфеля лучше носить ранец. За письменным столом надо сидеть так, чтобы спина опиралась о спинку стула, руки были чуть отведены от нее, предплечья находились на столе, голова в положении прямо, а расстояние между столом и туловищем составляло не более ширины ладони. Свет должен падать слева. Напоминать сгорбившемуся школьнику о необходимости удерживать тело в правильном положении лучше не окриком, а легким прикосновением руки или спокойным, ровным голосом.

Принципы обучения — это исходные положения, определяющие деятельность педагога и характер познавательной деятельности учащихся. Принципы обучения выражают определенные закономерности обучения.

Незнание принципов или их неумелое применение тормозит успешность обучения, затрудняет усвоение знаний, формирование качеств личности ребенка.

Знания в опыте человечества находятся в определенной системе. Их нельзя усваивать хаотично, в беспорядке. Эту сторону обучения отражает принцип систематичности . Иногда его называют принципом систематичности и последовательно обучения, понимая под последовательностью расположение материала в соответствии с возрастными возможностями развития детей.

Учебный процесс теряет смысл, если его содержание будет недоступным для усвоения. Отсюда вытекает принцип доступности учебного материала.

Чувственные образы, представления детей об окружающем мире являются необходимыми компонентами всякого обучения. Эта сторона учебного процесса привела к обоснованию принципа наглядности .

Знания должны быть осознаны детьми, а для этого необходима высокая познавательная активность. В противном случае материал быстро забывается. Отсюда необходимость принципа сознательности и активности учения детей.

Знания, умения и навыки должны быть прочными, чтобы обеспечить высокое общее развитие. Принцип прочности обучения раскрывает эту сторону развития детей.

Индивидуальный подход повышает эффективность обучения, что давно замечено в практической деятельности учителей. Эта особенность педагогического процесса нашла отражение в принципе индивидуализации развития детей.

В младшем школьном возрасте закладываются основы физической культуры человека, формируются интересы, мотивации и потребности в систематической физической активности. Этот возраст особенно благоприятен для овладения базовыми компонентами культуры движений, освоения обширного арсенала двигательных координаций, техники разнообразных физических упражнений. При этом надо иметь в виду, что ритмический, силовой и пространственный образы движений младшие школьники воспринимают прежде всего в ощущениях и обобщенных впечатлениях и в меньшей степени - путем осознания, продуманного освоения технических действий, Поэтому обучение целостному упражнению будет в этом возрасте иметь больший успех, чем разучивание его по деталям. Дети этого возраста почти самостоятельно, только понаблюдав за тем, как это делается, могут освоить передвижение на лыжах, коньках, велосипеде, научиться обращаться с мячом, ракеткой, проявить спортивно-игровую смекалку.

Программную часть "Физическая культура" реализует преподаватель физической вкультуры. Занятия проводятся три раза в неделю.

В рамках данной программы потребность ребенка в двигательной активности реализуется на занятиях по физической культуре, проведением физкультминуток, физкультурных пятиминуток и уроков здоровья.

Наиболее действенной в режиме урока, является пятиминутная физкультурная пауза. Она проводится в середине каждого урока под руководством учителя. Содержательной основой служат подвижные игры, эстафеты.

На занятиях по физической культуре рекомендуется детям предлагать подвижные игры с направленностью на развитие, координационных способностей. Также помимо игр, использовать корригирующие упражнения.

Описание игр представлено (см. приложение).

Комплекс корригирующей гимнастики на занятиях по оздоровительной физической культуре:

1. Стоя у зеркала (проверить осанку лопатки сведены) плечи развести 30 сек.

2. Стоя у стены - приседание, скользя спиной по стенке, руки вверх с 3-х раз

3. Ходьба на носках, палка на лопатках от 1-3 мин.

4. Ходьба на носках - палка вверх от 1-3 мин.

5. Лежа на животе, в руках палка. Самовытяжение на 8 счетов, вытягивая руки вперед с 3-х раз

6. Руки с палкой вытянутые 1 - поднять руки с палкой , 2 - палку над головой, 3-4 исходное положение - выдох с 3-х раз

8. То же. Поочередное поднимание ног невысоко от пола с отведением палки назад с 3-х раз

10. Сидя, руки вверх, в руках палка. От 1 до 8 медленно лечь на спину, опуская палку и медленно подняться, сесть с 3-х раз

11. Лежа на спине, ноги приподнять невысоко от пола, руки за голову Имитация работы ног при кроле, смотреть на носки ног с 3-х раз

12. Дыхательное упражнение. Лежа на спине, руки вдоль туловища 1-2 руки вверх-вытянуться-вдох, 3-4 колени к животу, прижимая палкой - выдох дыхательное упражнение 2 - 3 раза

15. Тоже лежа на боку с 3-х раз

16. Стоять на четвереньках, ладони внутрь 1-2 медленно, сгибая руки, грудью коснуться пола, вытягивая голову вперед, 3-4 исходное положение с 3-х раз

18. Стоя у зеркала - проверить осанку см. № 1

Подвижные игры, используемые для развития координационных способностей.

"ЗАЯЦ БЕЗ ДОМИКА"

Дети, за исключением двух водящих, разделяются на группы 3-5 человек. Каждая группа образует кружок. Кружки размещаются в разных местах площадки на расстоянии 2-3 м один от другого. Кружок - домик. В каждом домике один из ребят становится в середину и изображает зайца. Первый водящий - охотник, второй - заяц, не имеющий домика. По команде ведущего охотник начинает ловить зайца. Заяц, спасаясь от охотника, может вбежать в любой домик. Тогда, заяц, находящийся там, выбегает, а охотник начинает его преследовать. Если охотник поймает зайца, то они меняются ролями. Чтобы все дети смогли поучаствовать в игре, ведущий может ввести правило: каждый раз, когда заяц вбежал в домик, он меняется местом с очередным игроком, стоящим в кружке, т.е. изображающим дом.

На земле чертится круг диаметром 10 м. Отмечается линия старта. По сигналу ведущего дети начинают бег по кругу. После каждого круга из игры выбывает участник, который пересекает стартовую линию последним. Победителям становится игрок, опередивший всех других участников.

Ребята становятся попарно спиной друг к другу и захватывают согнутыми в локтях руками. По сигналу ведущего пары устремляются к указанной им линии. Достигнув ее, возвращаются обратно. Сначала один игрок бежит лицом вперед, а другой спиной вперед, а потом наоборот. Выпрыгивает пара, быстрей других вернувшаяся назад.

" НЕ РАСПЛЕСКАЙ ВОДУ "

На теннисные ракетки ставится по стакану с водой. Участники по сигналу ведущего бегут к финишу и возвращаются обратно на линию старта. Побеждает игрок, пришедший первым и не расплескавший воду.

"УСПЕЙ ВСТАТЬ В ОБРУЧ"

9 обручей кладут в круг на полу, плотно друг к другу. Перед обручами становятся 10 игроков, по сигналу ведущего они начинают ходить, затем бегут вокруг обручей (вправо или влево) до команды " Стоп". Тогда каждый играющий должен впрыгнуть в обруч. Кому обруча не досталось - выбывает. Игроков остается на одного меньше, поэтому снимают из круга и 1 обруч. Когда останется 1 обруч и 2 участника, они разыгрывают между собой первое место.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.