Фиат похожий на горбатый запорожец

Основные параметры участников сравнения:

Марка и модель: FIAT 600
Годы производства: 1955-1969
Тип кузова: 2-дверный фастбек
Двигатели: 0,6; 0,8; оба - I4
Длина: 3215 мм
Ширина: 1380 мм
Высота: 1405 мм

Марка и модель: ЗАЗ-965 "Запорожец"
Годы производства: 1960—1969
Тип кузова: 2-дверный седан (купе)
Двигатели: 0,9; V4
Длина: 3330 мм
Ширина: 1395 мм
Высота: 1450 мм


Машины бывают большими, обычными и маленькими. А еще они бывают крохотными. Таков FIAT 600 - автомобильчик массой всего в 585 кг, и это уже в снаряженном виде. Такую машину несколько мужчин при необходимости могли вытащить руками из любой ямы. А еще одним неоспоримым преимуществом этого забавного средства передвижения была цена, энтузиасты посчитали, что если бы эта машинка продавалась сегодня, ее стоимость была бы порядка € 6500. Дешевле, чем любой другой европейский автомобиль. Именно такие машины, как FIAT 600 и FIAT 500 смогли сделать из послевоенной Италии автомобильную страну. С 1955 по 1969 было выпущено два с половиной миллиона FIAT 600, после остановки производства в Италии, машину продолжали делать в Южной Америке; к общему количеству нужно прибавить и испанский SEAT 600, и югославскую "Заставу" 750, все это были копии знаменитой микролитражки.
Если бы потребовалось подобрать иллюстрацию к выражению "автомобиль не роскошь, а средство передвижения", то итальянская микролитражка подошла бы как нельзя лучше. Это действительно "средство передвижения" - четыре колеса, мотор и руль. Тесный салон, сиденья как бабушкино кресло (из регулировок только "вперед-назад"), багажник размером меньше иного чемодана; какая уж тут роскошь!
Между тем, именно такие машины были популярны в неизбалованной послевоенной Европе. В еще менее избалованной стране-победительнице - СССР - потребность в предельно простом и недорогом автомобиле была просто огромной! И нет ничего удивительного, что за образец для разработки такой машины взяли как раз FIAT 600. Надо отдать должное коллективу МЗМА (будущему АЗЛК), простым копированием они не ограничились. Идеи, заложенные в ФИАТ, советскими конструкторами были переосмыслены, машины получила иную подвеску и чуть более просторный кузов. Крохотные колеса прототипа сменили на более крупные, для советских дорог они подходили лучше. В результате получился автомобиль с названием Москвич-444. Но в серию он так и не пошел, мощности московского завода были полностью загружены. Пришлось срочно переориентировать завод сельскохозяйственной техники "Коммунар" в украинском городе Запорожье на выпуск нового автомобиля. Так появился ЗАЗ-965, легендарный "горбатый".

Небольшое лирическое отступление: кто мог подумать тогда, в середине двадцатого века, что в новом, двадцать первом, веке бывший завод комбайнов, пережив страну, которая сделала его автомобильным, продолжит существовать, став единственным крупным автозаводом Украины и выпуская копии корейских автомобилей. Предположить такое в 1960-м году не мог даже самый смелый фантаст. Но интересно даже не это, любопытно узнать, что станет со страной и заводом спустя еще полвека, какие зигзаги выпишет история - вот это по-настоящему интересно. Осталось только подождать эти самые полвека :-)

Вернемся к ФИАТу. Такую машину мне удалось повстречать на улицах Хельсинки минувшим летом. Интересно, что машина была просто припаркована на одной из улиц центра города. Не знаю уж, использует ее хозяин как повседневный автомобиль, но повстречать в городах бывшего СССР ЗАЗ-965 мне не удавалось уже много лет. Речь не идет, конечно, о выставочных машинах во время разнообразных ретро-мероприятий. Там-то они встречаются часто, у коллекционеров "горбатый" - одна из самых любимых игрушек. А вот так, просто прогуливаясь, увидеть эту машину на улице в наше время практически невозможно.

Давайте посмотрим, что представляли из себя эти автомобильчики. Фотографий сегодня будет чуть больше, чем обычно.



Двери, навешенные на задние петли - один из ярких признаков FIAT 600 и его советского собрата. О просторе салона говорить не стоит, но при желании в машину могли втиснуться и пять человек, если, конечно, они не обладали габаритам Николая Валуева



Несмотря на свехрхминиатюрность, места для ног на передних сидениях было достаточно благодаря заднему расположению двигателя. Интерьер машины вызывает умиление - взгляните хотя бы на дверные ручки



Багажник, и без того небольшой, ужат до размеров детской люльки запасным колесом и бензобаком. Рядом с запаской можно разглядеть и домкрат. Хотя Николай Валуев, думается, обошелся бы и без него, поднять такую машину для русского великана - не проблема :-)



Передняя панель была металлической и окрашивалась в цвет кузова. Изобилием приборов водителя тоже не баловали

Все фото голубого авто с сайта Microcar museum

Запорожский 965-й ушел от своего прототипа недалеко. Тот же лаконизм салона. Взгляните:



Крашенный металл, торчащие там и сям тумблеры и ниша под панелью вместо "бардачка". А ведь на этих машинах люди умудрялись путешествовать по всему СССР!



Нынешнему автолюбителю в пример :-) Какие там климат-контроли и бортовые компьютеры! Спидометр, указатель температуры масла, топливный счетчик и две контрольки - на фары и поворотники. Это все.

"Горбатый" был знаковой машиной для Страны Советов. Пожалуй, он символизирует лучшее, что в ней было. Это машина эпохи шестидесятых и шестидесятников, времени надежд и оптимизма. То было время, когда космос казался близким и доступным: вот-вот вслед за Гагариным и другими космонавтами полетят к звездам сотни новых кораблей, скоро откроем базу на Луне, а там и до городов на Марсе недалеко. Это было время доброты и уверенности в себе: уже никого не сажают, а времена ГУЛАГа публично осуждены. Странно, но именно маленькая смешная машинка вызывает у жителей бывшего советского государства самые теплые чувства. И наверно это неспроста.
Так что спасибо итальянским конструкторам, создавшим FIAT 600 и вдохновившим советских инженеров на ЗАЗ-965. Это были маленькие машины, но большие эпохи.



Ездить на микролитражном ФИАТе не гнушались не только мамы с детьми, но и вполне взрослые мужики.



ЗАЗ-965. Маленькая машина большой страны

Наверно, не было ни одного двора, где не встретился бы "Запорожец". Была такая машина и во дворе моего детства. Владел ей немолодой таксист. Интересно, каково было ему пересаживаться с рабочей "Волги" на личный "Запор"? :-) За машиной владелец следил хорошо. Ни одного выходного не проходило, чтобы круглый лысоватый таксист не копался со своей машиной. Каждое лето в погожие деньки он выгонял ее на воздух и красил с помощью пылесоса всегда в один и тот же бледно-голубой цвет.
Так продолжалось до начала девяностых. Однажды таксист появился во дворе на кремовом "жигуле" "копейке". Заслуженный "горбытый" был выгнан из гаража и на несколько лет поселился под окнами дома. Внук таксиста периодически гонял по окрестностям на пожилом "запорожце". Красить его перестали и на неровных боках старого трудяги стала появляться ржавчина.
А потом они исчезли: и старый таксист, и его внук, и "Запорожец". Видимо, съехали на другой адрес. Гаражи несколько лет спустя снесли, и теперь ничего не напоминает о былых машинах и о их владельцах.


Обсудить статью на форуме.

© Железные призраки прошлого - 2012 г.

Обсудить статью в форуме Оставить запись в гостевой книге.

  • Новости компании
  • Новости машиностроения
  • Новости судостроения
  • Новости военно-промышленного комплекса
  • Новости космической промышленности
  • Новости авиастроения
  • Новости строительного сектора
  • Интересные статьи
  • Технические статьи
  • Видео по сварке
  • Видео по ковке


Можно смеяться над ним сколько угодно, но “горбатый” ЗАЗ-965 был настоящим европейским автомобилем, он был близок ко многим малолитражным иномаркам 50-60-х годов и ни в чём не уступал им. При этом его необычная конструкция - это плод множества экспериментов и поиска компромиссов. Листая архивные документы, сегодня узнаем, зачем военные заказчики настояли на воздушном охлаждении, почему у ЗАЗа двери открываются против хода, что в нём осталось от FIAT 600, что позаимствовано от Volkswagen Kafer, и причём тут “Москвич”.

Времена не выбирают?

Со стороны института НАМИ, которому поручили проект, пришло встречное предложение – выполнить на одинаковых агрегатах несколько машин:

  1. Легковой автомобиль общего пользования, пригодный для экспорта.
  2. Автомобиль для инвалидов, превосходящий серпуховскую мотоколяску.
  3. Малотоннажные пикап, фургон, и миниатюрный автобус в унифицированных кузовах.
  4. Лёгкий вездеход для села.
  5. Штабной автомобиль с простейшим кузовом для армии.
  6. Сам транспортёр переднего края в колёсном и гусеничном вариантах.

Действующие лица и исполнители



Как было на самом деле, описал в своих воспоминаниях Александр Фёдорович Андронов. Его вызвал к себе министр автомобильной промышленности (в недавнем прошлом главный инженер ГАЗа) Николай Иванович Строкин и поручил разработать микролитражный автомобиль. Андронов отказывался – ОГК МЗМА занимался модификациями Москвича, джипами серии 415/416, уже задумывалась перспективная модель. Андронов сам предложил передать это НАМИ. Строкин ответил, что для такой работы нужен коллектив, какого нет в НАМИ, поэтому институт с заданием не справится, и никто в стране не знает маленькие автомобили лучше, чем Андронов и его подчинённые. Ещё Строкин добавил, что ему нравится FIAT-600, который надо взять за образец.







Москвич-965 с оппозитным двигателем

Конструкторскую службу ЗАЗа набирали из опытнейших газовцев. Москвичи с МЗМА и из НАМИ не хотели ехать в Запорожье, теряя московскую прописку. Документацию с МЗМА передавали в руки горьковских конструкторов Григория Моисеевича Вассермана, Юрия Наумовича Сорочкина, Ивана Алексеевича Сандалова. Они успешно довели Запорожец до конвейера. Выпуск двигателей освоил завод дизелей в Мелитополе в 112 км. от Запорожья, вошедший в одно производственное объединение с ЗАЗом.

FIAT, Москвич и Запорожец









Болезни роста




Запорожцы разошлись по стране, но ни о предпродажной подготовке, ни о сервисном обслуживании никто не задумался. Частники неофициально ремонтировали Волги в таксопарках, а Москвичи – на автобазах связи и медслужбы. Что делать с Запорожцем, особенно в глубинке, не знал никто.



ЗАЗ-965. Две машины образца 1960 года, третья - 1962 года

Новый Запорожец, грузовой Запорожец, военный Запорожец


ЗАЗ-965 ренгеновский рисунок

Что касается семейства машин различного назначения, то роль автомобиля общего пользования сыграл сам Запорожец, роль инвалидного, как уже сказано выше, – его модификации. Автомобиль для сельского хозяйства с тем же силовым агрегатом увидел свет в конце 60-х, как ЛуАЗ-969 в разных вариантах.


ЗАЗ-970 вагонной компоновки в виде фургона, пикапа и мини-автобуса, был сконструирован, испытан и брошен на полпути. Также не увидел серийного производства ЗАЗ-971Д с простейшим открытым кузовом и задним расположением двигателя. А транспортёр переднего края, ради которого затевался весь проект, добирался до луцкого конвейера долго. Первую товарную партию ЛуАЗ-967 изготовили только в 1975 году.

Можно смеяться над ним сколько угодно, но “горбатый” ЗАЗ-965 был настоящим европейским автомобилем, он был близок ко многим малолитражным иномаркам 50-60-х годов и ни в чём не уступал им.

При этом его необычная конструкция - это плод множества экспериментов и поиска компромиссов. Листая архивные документы, сегодня узнаем, зачем военные заказчики настояли на воздушном охлаждении, почему у ЗАЗа двери открываются против хода, что в нём осталось от FIAT 600, что позаимствовано от Volkswagen Kafer, и причём тут “Москвич”.


Со стороны института НАМИ, которому поручили проект, пришло встречное предложение – выполнить на одинаковых агрегатах несколько машин:

  1. Легковой автомобиль общего пользования, пригодный для экспорта.
  2. Автомобиль для инвалидов, превосходящий серпуховскую мотоколяску.
  3. Малотоннажные пикап, фургон, и миниатюрный автобус в унифицированных кузовах.
  4. Лёгкий вездеход для села.
  5. Штабной автомобиль с простейшим кузовом для армии.
  6. Сам транспортёр переднего края в колёсном и гусеничном вариантах.

Как было на самом деле, описал в своих воспоминаниях Александр Фёдорович Андронов. Его вызвал к себе министр автомобильной промышленности (в недавнем прошлом главный инженер ГАЗа) Николай Иванович Строкин и поручил разработать микролитражный автомобиль. Андронов отказывался – ОГК МЗМА занимался модификациями Москвича, джипами серии 415/416, уже задумывалась перспективная модель. Андронов сам предложил передать это НАМИ. Строкин ответил, что для такой работы нужен коллектив, какого нет в НАМИ, поэтому институт с заданием не справится, и никто в стране не знает маленькие автомобили лучше, чем Андронов и его подчинённые. Ещё Строкин добавил, что ему нравится FIAT-600, который надо взять за образец.



Москвич-965 с оппозитным двигателем

Конструкторскую службу ЗАЗа набирали из опытнейших газовцев. Москвичи с МЗМА и из НАМИ не хотели ехать в Запорожье, теряя московскую прописку. Документацию с МЗМА передавали в руки горьковских конструкторов Григория Моисеевича Вассермана, Юрия Наумовича Сорочкина, Ивана Алексеевича Сандалова. Они успешно довели Запорожец до конвейера. Выпуск двигателей освоил завод дизелей в Мелитополе в 112 км. от Запорожья, вошедший в одно производственное объединение с ЗАЗом.


Запорожцы разошлись по стране, но ни о предпродажной подготовке, ни о сервисном обслуживании никто не задумался. Частники неофициально ремонтировали Волги в таксопарках, а Москвичи – на автобазах связи и медслужбы. Что делать с Запорожцем, особенно в глубинке, не знал никто.



ЗАЗ-965. Две машины образца 1960 года, третья — 1962 года


ЗАЗ-965 ренгеновский рисунок

Что касается семейства машин различного назначения, то роль автомобиля общего пользования сыграл сам Запорожец, роль инвалидного, как уже сказано выше, – его модификации. Автомобиль для сельского хозяйства с тем же силовым агрегатом увидел свет в конце 60-х, как ЛуАЗ-969 в разных вариантах.


ЗАЗ-970 вагонной компоновки в виде фургона, пикапа и мини-автобуса, был сконструирован, испытан и брошен на полпути. Также не увидел серийного производства ЗАЗ-971Д с простейшим открытым кузовом и задним расположением двигателя. А транспортёр переднего края, ради которого затевался весь проект, добирался до луцкого конвейера долго. Первую товарную партию ЛуАЗ-967 изготовили только в 1975 году.

ГАЗ А (1932)

Первый массовый легковой автомобиль СССР был позаимствован у американского автопрома. ГАЗ А — лицензионная копия американского Ford-A. СССР купил у американской фирмы оборудование и документы на производство в 1929 году, а через два года выпуск Ford-A был прекращен. Еще через год, в 1932 году, были выпущены первые автомобили ГАЗ-А .
Несмотря на то, что первые автомобили завода изготавливались по чертежам американской фирмы Ford, они уже изначально несколько отличались от американских прототипов.


Но после 1936 года в Москве и Ленинграде эксплуатация устаревшего ГАЗ-А была запрещена. Малочисленным автовладельцам предписывалось сдать ГАЗ-А государству и с доплатой приобрести новый ГАЗ-М1.

ГАЗ-М1, в свою очередь, конструировали по образцам Ford Model B (Model 40A) 1934 года , документация по которому была передана ГАЗу американской стороной по условиям договора.


Советский экспериментальный легковой автомобиль представлял собой практически точную копию автомобиля Buick-32-90, который по американским меркам относился к высшему-среднему классу.



Сталин осматривает ЗИС-101 вместе с директором завода ЗИС Лихачевым, наркомом тяжёлой промышленности Орджоникидзе, наркомом торговли Микояном

КИМ-10 (1940-1941)


Советская малолитражка был полным аналогом автомобиля Opel Kadett K38, выпускавшегося в 1937—1940 годах в Германии на немецком филиале Opel американского концерна General Motors, воссозданным после войны на основе уцелевших экземпляров, документации и оснастки.



Москвич-408 (1964-1975)


Москвич-412 (1967-1976)

Пришел на замену устаревшей модели М-408 и стал результатом глубокой модернизации своего предшественника под вдохновением Opel Kadett B (1965).


Москвич-412 стал более престижной версией М-408: повысилась мощность двигателя и максимальная скорость, улучшилась пассивная безопасность, которая теперь соответствовала нормам ЕЭК ООН, что было подтверждено крэш-тестами во Франции.


ЗИС-110 (1945-1958)


ГАЗ-12 (ГАЗ-М-12, ЗИМ, ЗИМ-12) 1950-1959

Серийно производившийся на Горьковском Автомобильном Заводе (Завод Имени Молотова) с 1950 по 1959 (некоторые модификации — по 1960 год.)


В октябре 1950 года была собрана первая промышленная партия ГАЗ-12. В 1951 году проведены государственные испытания трёх автомобилей с полной нагрузкой. Автомобиль выпускался до 1959 года.







ГАЗ-21 серийно производился на Горьковском автомобильном заводе с 1956 по 1970 год. Заводской индекс модели — изначально ГАЗ-М-21, позднее (с 1965 года) — ГАЗ-21.

Легковой автомобиль среднего класса стал гибридом североамериканского Ford Falcon (1962) и Plymouth Valiant (1962).



Автомобиль выпускался малой серией на Горьковском автомобильном заводе c 1959 по 1981 год. Всего было изготовлено 3 189 автомобилей этой модели.

ЗИЛ-111 (1959-1967)


С 1959 по 1967 годы было собрано всего 112 экземпляров этого автомобиля.

ЗИЛ-114 (1967-1978)


Всего было собрано 113 экземпляров правительственного лимузина.

ЗИЛ-115 (ЗИЛ 4104) (1978-1983)


Интерьер создавался с учетом целевого использования автомобилей — для государственных деятелей высокого ранга.

Конец 70-х — это разгар холодной войны, что не могло не сказаться на автомобиле, перевозящем первых лиц страны. ЗИЛ – 115 мог стать убежищем на случай атомной войны. Прямое попадание он, конечно, не выдержал бы, но от сильного радиационного фона защита на автомобиле имелась. Кроме того, предусматривалась возможность установки навесной брони.

ЗАЗ-965 (1960-1969)

Основным прототипом микролитражки был Фиат 600.


ЗАЗ-966 (1966-1974)

Легковой автомобиль особо малого класса демонстрирует немалое сходство дизайна с немецкой малолитражкой NSU Prinz IV (ФРГ, 1961 г.), которая в свою повторяет часто копируемый американский Chevrolet Corvair, представленный в конце 1959 года.


Известно, что образец Chevrolet Corvair находился в распоряжении НАМИ, а позднее был передан на Запорожский автозавод (по другой версии — на Мелитопольский моторный) с целью изучения системы охлаждения двигателя.

Chevrolet Corvair (1960-1969)

ВАЗ-2101 (1970-1988)


По соглашению советского Внешторга и компанией Fiat, итальянцами был создан Волжский автомобильный завод в Тольятти с полным производственным циклом. На концерн возлагалось технологическое оснащение завода, обучение специалистов.

ВАЗ-2103 (1972-1984)

Заднеприводный легковой автомобиль с кузовом типа седан. Был разработан совместно с итальянской фирмой Fiat на базе моделей Fiat 124 и Fiat 125.


"Фиат" переходит на "запорожцы"

Компания Fiat, крупнейший в Италии производитель автомобилей, стремится вернуть своей марке доброе имя и доверие потребителей. Первый шаг уже сделан - Fiat Panda, прошлогодний победитель в европейской номинации "Автомобиль года", стал настоящим бестселлером в европейских салонах. В марте на международном автосалоне в Женеве компания собирается окончательно завоевать сердца потребителей новым субкомпактным Trepiuno. Контуры автомобиля повторяют силуэт одной из первых итальянских малолитражек Fiat 500. Россиянам же дизайн этой машины скорее напомнит первый отечественный "народный автомобиль" - ЗАЗ-965, получивший еще в народе прозвище "горбатый".

В последние годы автомобили Fiat значительно уступали в популярности конкурентам, падали соответственно продажи и доходы автоконцерна. Так в 2003 году продажи трех марок, принадлежащих концерну - Fiat, Lancia и Alfa Romeo, по всему миру снизились на 8,4% до 2,25 млн автомобилей. Общие же убытки автомобильного подразделения концерна - Fiat Auto - за последние два года составили 1,9 млрд евро. Сегодня руководство компании надеется на рост. Оптимизма гендиректору Fiat Джузеппе Моркио добавляет успех одной из новых моделей, выпускаемых сегодня концерном, ультракомпактного автомобиля Fiat Panda. После триумфального дебюта модели в сентябре прошлого года заводы концерна просто не успевают выполнять заявки, поступающие от европейских автосалонов. Panda, цена которого в Европе колеблется от 8 до 11 тыс. евро, для многих европейцев стал идеальным выбором в качестве городского автомобиля. Как сообщили "Известиям" в московском представительстве Fiat Auto, официальные поставки Panda в Россию начнутся во второй половине этого года.

В руководстве итальянской компании наконец поняли, что для восстановления репутации брендов семейства легковых автомобилей Fiat ставку необходимо делать на новые модели. Помимо Panda, в компании надеются на успех других новинок - всего за последние полгода публике было представлено девять новых разработок, в том числе мини-вэн Fiat Idea и компакт нового поколения Lancia Ypsilon.

Однако по-настоящему покорить публику Fiat собирается дизайном небольшого городского автомобильчика Trepiuno. Младшая модель модельной линейки Fiat является рестайлинговой версией одной из первых послевоенных малолитражек, выпускавшейся концерном в 50-х годах прошлого века, Fiat 500. В свое время концерн выпустил их около 3 млн. И сегодня на волне ретронастроений в Европе в Fiat надеются, что Trepiuno составит серьезную конкуренцию своим одноклассникам - Ford Ka, Nissan Micra и Citroen C3. Ориентировочная цена Trepiuno пока не объявляется. Впрочем, пока разработчики не объявляют и тип двигателя - говорят лишь, что он будет расположен спереди.

Россияне же в силуэте обновленного Fiat 500 смогут без труда опознать "Запорожец" - не секрет, что дизайн ЗАЗ-965, первого в СССР "народного" автомобиля, был с достаточной точностью скопирован с итальянских моделей Fiat 500/600. В отличие от своих итальянских собратьев ЗАЗ-965 не стал массовой моделью.

Сегодня этот автомобиль стал настоящей редкостью. Неказистый и маломощный, он является любимцем российских ретросалонов. Сегодня в зависимости от состояния и местонахождения автомобиля за ЗАЗ-965 дают от $300 до 3000. Случаются с ценами на эту машину и казусы. Например, такие: на одном из недавних аукционов по продаже ретроавтомобилей ЗАЗ-965 был выставлен за $300. Но после того как цена перевалила за $1000, хозяин снял автомобиль с торгов. Видно, решил дождаться времен, когда автомобильчик подорожает еще в несколько раз.

Евгений КОСАЧЕВ, руководитель пресс-службы Запорожского автозавода:

Эти машины задумывались для транспортировки раненых с поля боя

- Начну с того, что модель ЗАЗ-965 на заводе "горбатым" никто никогда не называл - язык не поворачивался. Звали любовно - "малышом". Вообще к этой модели у нас трепетное отношение: именно с нее наш завод стал автомобилестроительным предприятием - до того делали сельхозтехнику. Выпуск "малышей" мы начали в 1960 году, и всего их сошло с конвейера 316 тысяч 713 экземпляров. Очень неплохая была машина: недорогая (примерно полторы тысячи рублей в тогдашних ценах), надежная. Разработка полностью советская, создавали машину наши специалисты вместе с москвичами из НАМИ, так что разговор на тему "передрали у итальянцев" отметаем. Вообще изначально платформа машин "запорожской" серии задумывалась для военно-санитарного автомобиля, предназначенного вывозить раненых с поля боя. Плоское днище, воздушное охлаждение, задняя компоновка двигателя - вкупе это обеспечивало уникальную проходимость. Во Львове есть фан-клуб "горбатых", а в нашем городе - местная знаменитость: мужик, который свою "старушку" использует как такси. Думаю, пассажиров - любителей ностальгической экзотики прошибает слеза. Время от времени проносятся слухи, что ЗАЗ намерен возродить "горбатого" на качественно новом уровне. Мы отвечаем: возродим! Если будут инвестиции.

Сергей НЕХАМКИН

Михаил ДЕРЖАВИН, актер:

Консервная банка, мотоцикл, пропеллер - и ездит.

- Как вы считаете, наша автомобильная промышленность могла бы заработать на своих легендах?

- В первую очередь вспоминаю "Победу". С ней связана моя юность: такой автомобиль был у жены Александра Анатольевича Ширвиндта, Наташи. Я все свои молодые годы проездил рядом с Александром и Наташей в этой машине - когда они меня брали. Машина была прекрасная. Сейчас машины более застекленные, а она была такая закрытая. Но ее ценили даже на Западе, говорили, что машина очень хорошая. Они были высокие, крепкие, до сих пор еще бегают.

- Зачем автомобильные концерны возвращаются к истокам?

- Может быть, это ностальгия. Богатая бабушка может подарить своему внуку автомобиль и сказать: "Вот, мы ездили на таком". Хотя начинка, конечно, другая.

- А "Запорожец" мог бы вернуться на наши дороги?

- А что. Мы все-таки стремимся к машинам для среднего покупателя, дорогими и так забиты все салоны. Только сможет ли отечественное авто составить конкуренцию иностранным? Ни в коем случае не унижаю нашу промышленность. У нас есть хорошие ребята и идеи. Иногда приедешь на рыбалку в село, а там консервная банка, мотоцикл, какой-то пропеллер - и ездит какой-нибудь дяденька. Просто есть еще великие изобретатели, левши в России еще существуют.

Ольга ТИМОФЕЕВА

Сергей АЛЫШЕВ, владелец автодизайнерской мастерской "Карди":

- Ретро в современном автомобилестроении - устойчивая тенденция. И она будет актуальной в ближайшее время. В нашу мастерскую постоянно приходят заказчики, которые просят сделать им "ретро". А что касается "Запорожца", то я не стал бы говорить, что его скопировали с "Фиата". Во всем мире используют так называемый метод конструирования посредством конструктивных аналогов. Да, был в нашем автопроме черный период, когда задачу конструкторам ставили так: вот вам образец, надо сделать что-то похожее. Но вы возьмите фотографии машин того времени этого класса - они похожи все. И "Запорожец" для нашего автомобилестроения не менее легендарная машина, чем "Фиат-600" для итальянского.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.