Езда в горбатом запорожце



Салон этого ЗАЗ-965 подвергнут легкому тюнингу

Во всяком случае, практически у всех четырехместных автомобилей-конкурентов салон еще короче, причем у многих разница составляет сразу около 10 см: Renault 4 CV, NSU Prince, Trabant, Lloyd LP 600. Что касается комфорта Запорожца, справедливым было бы упрекнуть его за жесткую переднюю подвеску – но зато она была практически непробиваемой. А что на самом деле показалось мне тесным, так это педальный узел, но за это ЗАЗика почему-то никто не критикует. Зато руль легкий и вполне адекватный по обратной реакции.


Неужели вы думаете, что в СССР кто-то мог поставить на конвейер двигатель, непригодный к эксплуатации? Исправный двигатель МеМЗ-965 (Мелитопольского моторного завода) поддерживал штатный тепловой режим при любых условиях движения: с полной нагрузкой машина проходила госиспытания на Севере, на Кавказе, в Крыму, Средней Азии – собственно, там, где впоследствии она с успехом и эксплуатировалась.


Напольный акселератор был у машин первого года выпуска


Двигатель V4 был компактным и занимал не все подкапотное пространство






Щиток приборов без термометра – признак ЗАЗ-965 выпуска до июля 1964 года







Для комментирования вам необходимо авторизоваться


Старый Запорожец - незабываемый любимый первый автомобильчик со всеми его радостями и болезнями. Относительно перегрева - было дело, но не надо винить только нерадивых владельцев. Ребра воздушного охлаждения цилиндров трудно содержать в чистоте, если масло подтекает из-под резиновых уплотнителей кожухов штанг толкателей клапанов. Вот, например, вы поменяли эти уплотнители, а вам в государственном магазине автозапчастей продали очередное г*но, резина моментально задубела и масло снова потекло. На масло снова налипает пыль, на ребрах цилиндров снова растет "шуба". Как скоро вам снова захочется перебирать двигатель со снятием всех цилиндров? Может быть уже тогда была государственная программа уничтожения отечественной промышленности через производство брака?


Сам увлекаюсь историей отечественного автомобилестроения. Даже писал статьи на эту тему. Дело в том, что двигатель и коробку в ЗАЗ поставили не те, которые изначально предусматривались проектом. Как известно, одновременно с разработкой ЗАЗ шла разработка десантируемой амфибии. Изначально планировалось ряд узлов этих машин унифицировать. Двигатели и трансмиссии для машин были различны. Так на ЗАЗ планировалось ставить оппозитный мотор с охлаждением центробежным вентилятором, что типично для двигателей воздушного охлаждения, расположенных в задней части машины. Именно с ним Запорожец и был изображён в иллюстрации к статье в журнале "Техника Молодёжи" №5 за 1959 год. Для военной машины был разработан совсем другой двигатель, в соответствии с совсем другими ТЗ. У него вентилятор был совмещён с генератором, был применён центробежный масленый фильтр, блок сделан из сплава алюминия и магния. Но мощности завода не позволяли освоит производства одновременно двух очень разных по конструкции и несовместимых по деталям двигателей. Поэтому, руководство министерства решило проблему просто - движок будет один. Выбрали тот, что подходил для разрабатываемой военной техники. То, что конструкция этого двигателя не была рассчитана на размещение агрегата сзади, никого не волновало. Так и началась великая эпоха мучений владельцев запорожцев с перегревом.


При всем уважении к автору и его материалам с многим касательно 965 го Запорожца, ну кроме того, что это совсем не копия FIAT600, поспешу не согласиться. В данной статье много своеобразных оправданий очевидному, то чего, действительно, было и есть. Народная молва совсем не обманывает: проблем с ЗАЗом - масса - и дело не в руках, растущих из неправильного места и головах с одной извилиной - особенности конструкции. Одно время в моем владении был ЗАЗ 965А 1964 года - и мне очень нравилась эта машина: веселым тарахтением двигателя, легким рулем, как будто с усилителем, ну и конечно, дизайн - симпатичная машинка получилась, как ни крути! Однако, стремясь сохранить машину в стоке, без всех этих атрибутов колхоза, меня никогда не посещала мысль ездить на 965 м каждый день. Он не приспособлен под современный ритм жизни. Это совсем не "Жигули", которые до сих пор полноценное средство передвижения. Как ни оправдывай мотор НАМИ - но он перегревается - даже если очищать ребра на цилиндрах и на крышке масляного поддона. Температурный режим двигателя постоянно завышен - это сказывается и на ресурсе и на интервалах замены масла и на самом качестве масла. Думаю, автору приходилось слышать, что во времена СССР многие ЗАЗовладельцы заливали масло для дизельных моторов грузовиков. А попробуйте завести этот двигатель в мороз! Еще одна беда: хронический недозаряд АКБ - кто постоянно ездят на Запорожцах меняют и генератор ( например на изделие Bosch), и приводный шкив. Косолапая задняя подвеска с колесами домиком - это классный фокус, которым можно развлечь подругу - пусть посмеется, ведь прикольно же, когда только в загруженной машине колеса и принимают нормальное положение. С точки зрения всего прочего - откровенный косяк, который был признан даже создателями машины - ведь были же случаи, когда входя в поворот колеса подламывались и авто переворачивалось. Кузов - прочный - спору нет, но случись небольшая авария - крыло не поменяешь - цельная конструкция! Ну и на закуску о том без чего Запорожец не Запорожец - о бензиновом отопителе. Если не ошибаюсь, в одном из своих материалов автор упоминал, что устройство и проблема отопителя занимали доброю треть объема инструкции по эксплуатации. А ведь это была не перестраховка - он действительно, таковым был - ненадежным и пожароопасным. Да и всунули этот отопитель скорее только потому, что альтернативы не было никакой. В общем, несомненно, Запорожец - это легенда, но в конструктивном плане гордиться особенно нечем, а проблем этот автомобиль своим владельцам доставлял всегда.






Технические характеристики ЗАЗ 965

Модельный год 1960
Тип кузова Хэтчбек
Длина, мм 3330
Ширина, мм 1395
Высота, мм 1450
Количество дверей 2
Количество мест 4
Объем багажника, л 100
Страна сборки СССР

Модификации ЗАЗ 965

Максимальная скорость, км/ч90
Время разгона до 100 км/ч, сек -
Двигатель Бензиновый
Рабочий объем, см 3 746
Мощность, л.с. / оборотах23
Момент, Н·м / оборотах45/2200
Расход комби, л на 100 км 5.5
Тип коробки передач Механическая, 4 передачи
Привод Задний
Показать все характеристики
Максимальная скорость, км/ч90
Время разгона до 100 км/ч, сек -
Двигатель Бензиновый
Рабочий объем, см 3 887
Мощность, л.с. / оборотах27
Момент, Н·м / оборотах52/2600
Расход комби, л на 100 км 6.0
Тип коробки передач Механическая, 4 передачи
Привод Задний
Показать все характеристики

Одноклассники ЗАЗ 965 по цене

К сожалению, у этой модели нет одноклассников.

Отзывы владельцев ЗАЗ 965

ЗАЗ 965, 1962 г

В 1993 году я получил права и забрал у отца этот конструктор, зарегистрировал и стали мы (я, жена и дочка) на нем ездить. Очень неплохой вариант для молодой семьи, да еще в то время. Ездили на ЗАЗ 965 и по городу, и за город на озера, и, даже, в Магнитогорск – это примерно 400 км. Бегал он прекрасно, пока не перегревался. Тогда открывался капот (кто не знает – мотор там сзади), подпирался с дух сторон специально подготовленными деревянными планками и прикручивался к бамперу буксирным тросом. Такое охлаждение позволяло ехать довольно быстро 80 – 90 км/ч, быстрее не ездил — страшно. Благодаря заднему расположению двигателя и, несмотря на 12- ти дюймовые колеса, у него была весьма недурная проходимость. По крайней мере, подъехать к берегу озера через пахоту или песок – не проблема. А если и застрянет – на руках выносили. Он весил около 650 кг.

Клиренс ЗАЗ 965 не мерил – кому надо найдет в интернете. Конечно, о безопасности в машине речи вообще нет. Нет даже ремней. Электроника появлялась в машине, если в салон вносили радиоприемник. Зато печка ЗАЗ 965 – выше всяких похвал. Она была автономной, работала на бензине и грела так, что приходилось зимой приоткрывать окно. Кстати, заводилась машинка совсем неплохо. Печка переключалась на прогрев картера, и через 15 минут заводился как летом даже в —32. Резину не менял ни разу – протектор был как у Урала, не износился совсем. Довольно часто останавливали ГАИ, чтобы просто посмотреть на живую легенду.

Достоинства : достался даром. Дешевый в эксплуатации. Невозможно разогнаться более 100 км/ч. Интерес у ГАИ вызывает только внешностью. Страховать не надо (страховка дороже машины).

Недостатки : нет кондиционера. Перегревается двигатель. Безопасность — 0 звезд. Много потребляет бензина.

ЗАЗ 965, 1964 г

Ну Бог с ними, с деньгами. "Запорожец" это несколько удовольствий. Одно - когда люди улыбаются. дети очень любят маленькие необычные машины типа моей. Другое удовольствие - возиться с машиной, что- то чинить, что- то приделывать и т.д. Третье - от общения с любителями ретротехники, такими же, как я. Четвертое - от простоты управления. Кстати, машинка весьма проходимая.

Достоинства : умопомрачительный внешний вид. Каждый в глубине души его хочет. Как ни странно, уважение на дороге. Уже есть покупатели.

Недостатки : родные сидения и руль меняйте сразу. Родной движок воняет и орет.

ЗАЗ 965, 1962 г

Достоинства : проходимость.

Недостатки : нет.

ЗАЗ 965, 1964 г

Достоинства : легендарный, милый сердцу автомобиль.

Недостатки : в отзыве.

ЗАЗ 965, 1962 г


Вначале был "горбатый", потом "ушастый". Как венец эволюционного развития советского народного автомобиля в 1979 году появилась "мыльница", или ЗАЗ-968М. Казалось, время этого автомобиля давно прошло, но мы встретились с владельцем "запорожца" Александром Жосом, который уже несколько лет круглый год ездит на этом интересном автомобиле…



Ходят слухи, что "запорожец" хотят скрестить с "Порше". Рабочее название нового автомобиля - "запаршивец".

"Запорожец" - советский "Порше"! У этого уникального автомобиля заднемоторная компоновка, V-образный двигатель воздушного охлаждения, а в комплектацию входит автономный отопитель. Кузов - двухдверный седан, но называть его можно и купе. По проходимости "запорожцу", наверное, нет равных среди легковых автомобилей. Что нам "Порше"? Герой многочисленных анекдотов ЗАЗ-968М и его владелец - сегодня у нас в гостях.


Александр Жос - очень активный автолюбитель, председатель автомобильного клуба "ЗАЗ-гараж", организатор любительского ралли "Сезон", судья чемпионата Беларуси по ралли. Участник многочисленных слетов, любительских и ретроралли. В год на своем ЗАЗ-968М он проезжает около 20.000 км! Каждое лето с семьей путешествует на нем по странам ближнего зарубежья. В прошлом году ездили в Карпаты…



На "запорожце"! В Карпаты! 3000 км пути! Представляете? При этом отрезок путешествия пришелся на бездорожье - автомобиль 1993 г.в. в правильных руках выдержал испытание.

- Были у меня иномарки, но я давно прикипел к автомобилям из Запорожья. Сам я, к слову, из этого города родом, - рассказывает Александр. - Почему ЗАЗ? Сложно сказать, ведь любовь, как говорится, зла - полюбишь и козла (смеется). Нельзя сказать, что любишь кого-то за что-то. Любишь - и все. Так и я свой "запорожец"…



- У нас когда-то был "горбатый" ЗАЗ. Переехали в Беларусь в 1999 году. Были и другие "запорожцы". Потом пересел на Sierra и ездил на ней некоторое время, но замучила ностальгия - в 2008 году вновь купил "запорожец". Какой у него сейчас пробег, сказать не могу, но ездит он много. Разумеется, надо руки иметь, чтобы такой машиной владеть, так как ремонтировать приходится частенько. С другой стороны, в нем все просто и ремонтопригодно. Двигателей у меня два: один обычно перебирается, второй в это время ездит - ходят моторы обычно по 100 тысяч километров. Подвеска больше 5000 километров не выдерживает - надо перебирать. Кузов переваривался, красился, но пока держится. "Жучки" вылезают - подкрашиваю. Но особой ржавчины пока нет. И все равно мне нравятся эти машины. Новую иномарку покупать не хочу, хотя такая возможность имеется, да и супруга на это дело подбивает. В моем автомобиле есть душа - зачем что-то другое?


Мне тоже выпала возможность проехать на легенде. Кататься приходилось на многих советских легковушках, но с ЗАЗами до сей поры не сталкивался…


- Хорошая машина "запорожец" - шума мотора совсем не слышно.
- Что, так тихо работает?
- Нет, уши коленями зажаты.

На самом деле двигатель хорошо слышно, а уши коленями не зажаты. Казалось, что будет как в том анекдоте, но на деле устроиться за рулем этого автомобиля можно вполне сносно. Тесновато, но для водителя среднего роста проблем с посадкой почти никаких. Здесь грамотная комбинация приборов, удобный руль, хорошая обзорность. Нет только площадки для отдыха левой ноги - сильно выступающие арки сжигают пространство для ног передних пассажиров. Но в целом ездить на "запоре" можно. Только шумно. И страшно: ломается машина частенько, а барабанные тормоза всех колес со своей функцией справляются не очень охотно.


Под капотом - V-образная "четверка" с воздушным охлаждением объемом 1,2 л. Слава богу, ни один "Мерседес" нам по пути не попался, ведь, несмотря на недостаток "лошадок", "запорожец" по меркам советских автомобилей разгоняется шустренько, стараясь изо всех своих 40 лошадиных сил, оповещая округу звонким выхлопом глушителя.


Способствует разгону и на удивление четкая работа коробки переключения передач. Руль по сравнению с теми же "жигулями" в разы легче - с "рулежкой" на парковке и в поворотах проблем нет.


На ведущую заднюю ось своим весом давит силовой агрегат. У "запорожца" плоское днище, высокий дорожный просвет (190 мм!), относительно короткая база и узкая колея, большие углы въезда и выезда - теоретически отличный "проходимец"! Попробуем диагональное вывешивание…


Первым делом в воздухе повисает переднее колесо, заднее же держится до последнего - "запорожец" едет вперед. Передняя часть автомобиля очень легкая, задняя - сильно нагружена, поэтому проще опрокинуть автомобиль, чем лишить заднюю ось возможности пробивать дорогу вперед. При этом ход подвески для легковушки внушительный. "Запорожцу" бы еще блокировку дифференциала для пущей убедительности… Впрочем, некоторые народные умельцы уже давно освоили такой тюнинг.

Посмотрите это видео - в руках хорошего водителя ЗАЗ-968М с блокировкой заднего дифференциала заедет очень далеко! Да и без него машина не промах - "геометрия" уж очень хороша.


Для уверенного покорения сложных участков дорог в путешествиях Александр установил бобруйские шины БИ-508 175/70 R13. "Зацеп" в разы вырос за счет агрессивного рисунка, да и дорожный просвет слегка увеличился.



В путешествия? На "запорожце"? Почему бы и нет - сзади в передние спинки коленями будут упираться только высокие пассажиры. Мне было вполне комфортно: диван очень мягкий, спинка имеет относительно большой угол наклона, передние кресла стоят высоко - есть куда поставить ноги.



Конструктивные особенности независимой подвески передних и задних колес с телескопическими амортизаторами обеспечивают автомобилю достаточную плавность хода, в том числе на дорогах с неровным покрытием. Можно прыгать, скакать по ямам - подвески держат удар. Главное, чтобы на ходу от машины ничего не отвалилось…


Но все это не очень важно, ведь есть, есть душа в ЗАЗе! Я понимаю Александра Жоса - с этим автомобилем не соскучишься, в нем действительно есть что-то особенное. В то время как автопроизводители штампуют одинаковые машины, старая советская классика дает иные, давно забытые ощущения от автомобиля. Взять хотя бы этот знакомый с детства запах салона советской машины… Весь кайф - в ощущениях от "запорожца": он живой, он дышит!

Дела клубные


- Наш клуб "ЗАЗ-гараж" объединяет любителей "запорожцев". Вообще любителей этих автомобилей очень много, есть клубы даже в Восточной Германии. Активно сотрудничаем с украинцами. Объединяет нас то, что все мы всегда готовы помочь друг другу. Путешествовать не страшно: во-первых, машину знаешь как свои пять пальцев, во-вторых, в любом месте есть люди, которые всегда готовы помочь, - они на форуме оставляют контакты. В Беларуси я и мой товарищ тоже всегда готовы оказать техническую помощь. Как-то возле Львова шестерню срезало. Стоим на дороге - случайно встретили знакомых на ЗАЗах. Взяли они нашу машину на трос и повезли на базу, а по телефону передали: "Белорусы сломались!" И там приготовились нас принимать.


- Приезжаем - встречают наши ребята, - продолжает рассказ Ольга, дочка Александра. - У них все готово: бегут к нам с лампами, инструментами, отца за прокладкой клапанной крышки только отправили - все остальное сами оперативно сделали. На форуме всегда можно списаться с людьми из городов, через которые будешь проезжать. Там встретят со всей душой, покажут места интересные, которых на туристических картах нет. Очень дружный народ любители "запорожцев". Слеты проводим, встречаемся постоянно. Что-нибудь случится в дороге - наши ребята всегда придут на помощь.


- Женщины в клубе тоже есть. Особенно примечательны две близняшки, - говорит Ольга.- Одна из Львова, вторая из Германии - ездят на "горбатых" "запорожцах" и "Таврии"…

В этом году должен был проходить Императорский звездный ретропробег по маршруту Одесского автопробега 1914 года. Сто лет назад его запланировали, но провести не удалось - началась Первая мировая война. Спустя век решили повторить. Александр Жос должен был стать организатором этого пробега от Беларуси. На июль был назначен старт. Участники должны были собраться в Киеве, откуда стартовать по маршруту Киев - Умань - Одесса. Но опять началась война - ретропробег был отменен…

Юрий ГЛАДЧУК
Фото Ольги-Анны КАНАШИЦ
ABW.BY

Заметки на полях



Знаменитая бензиновая печка "запорожца" - зимой в машине можно греться с неработающим мотором.



Блок управления "советским Webasto".



"Запорожец" ломается часто, но под капотом есть лампочка, которая упрощает ремонт и обслуживание автомобиля в темное время суток.



Ручка управления пусковым устройством карбюратора (или "подсос" в народе) спрятана между передними сиденьями. Некоторые современные автолюбители, возможно, и не знают, для чего она предназначена.


5


Приемная камера системы охлаждения двигателя имеет специальную заслонку, закрыв которую в холодное время года, можно ускорить прогрев двигателя до рабочей температуры.



У "запорожца" абсолютно плоское днище. Жаль только, поддон ничем не защищен. С другой стороны, сделан он из прочной стали и расположен в задней части автомобиля.



80-го бензина нынче на заправках не сыщешь. Александр заливает 92-й, а для снижения риска детонации установил специальный прибор для подачи воды в камеру сгорания. Расход топлива - 7 литров на 100 км в смешанном цикле.



Воздушный фильтр ЗАЗ-968М инерционно-масляный. Его не нужно менять, обслуживание сводится к смене масла, промывке корпуса фильтра и фильтрующей набивки.



По сравнению с предшественником исчезли "уши" на боковых панелях моторного отсека - вместо них установлены плоские решетки. В связи с отсутствием "ушей" воздухозаборников в народе автомобиль быстро окрестили "мыльницей". Похожести формы корпуса с этим атрибутом способствовал и молдинг, который визуально делил машину на нижнюю и верхнюю части. В подкапотном пространстве ЗАЗ-968М была по-другому организована циркуляция воздуха, что позволило несколько улучшить охлаждение двигателя у этой модели.



А вы знаете, почему у "запорожцев" багажник спереди? Народная молва гласит, что на такой скорости за вещами надо присматривать.



Запасное колесо на ЗАЗ-968М, в отличие от предшественника, располагается в подкапотном пространстве.



На крышке багажника Александр установил своеобразные "релинги". Они очень выручают во время путешествий - к ним крепятся палатки, коврики и прочий скарб.



Передние сиденья раскладываются, а если их переставить, то появляется практически ровное спальное место. Но высокорослому человеку вряд ли здесь будет удобно.



Контрольная лампочка тормозной системы загорается во время каждого торможения, словно говоря водителю: "Не бойся! Есть, есть тормоза!"



Всего во дворе Александра я насчитал пять "запорожцев" и один "Москвич-2137". Последний проделал путь из Минска до Владивостока и обратно. Сегодня автомобиль путешественников Павла и Татьяны Глазковых находится на хранении у героя нашей статьи.


Есть и такие любители "запорожцев".



А этот "горбатый" приехал в пос. Дружба из Борисова своим ходом. В данный момент разобран. 24-летняя дочь Александра Жоса Ольга с помощью отца планирует восстановить автомобиль и ездить на нем. Сейчас они на этапе поиска хорошего кузовного мастера для пескоструйки и покраски кузова. Если среди наших читателей есть такие люди - Александр и Ольга просят отозваться на sunshine44a@yandex.ru.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.