Екатерина максимова травма позвоночника


В этом году ей исполнилось семьдесят. Никто и не думал, что это последний день рождения в ее жизни. Несмотря на постоянную боль, причиняемую ей старыми балетными травмами, выглядела она как королева! Однако сегодня Екатерины Сергеевны не стало. 28 апреля ее к 12 часам ждали на репетицию в театр "Кремлевский балет", но она не пришла. Известие о ее уходе стало шоком для коллег, а ее мужа Владимира Васильева застало заграницей, в Италии . В Большом театре нам сказали, что пока неофициальный диагноз - сердечная недостаточность.

…Ее назвали еще Великой молчуньей Большого театра. Она никогда не участвовала в интригах и склоках главной сцены страны. Была интеллигенткой, каких мало.


Крест на ее карьере едва не поставила травма позвоночника, которую она получила на репетиции балета "Иван Грозный ". Была сложная верхняя поддержка, из которой балерина неудачно вышла. В результате у нее "выскочил" позвонок.

В другой раз на гастролях в Кировском театре ей понадобился массажист. Воспользоваться его услугами, она могла лишь поздно вечером. Если вы помните, по советским законам женщине в такое время нельзя было принимать в своем номере мужчину. Пришлось ей писать записку в обком партии с просьбой разрешить визиты массажиста. Под стеклом у консьержки лежала записка "Максимовой разрешается иметь в номере мужчину после 23 часов".

- Первое время я считалась чисто лирической балериной. "Жизель", Сильфида в "Шопениане", Мария в "Бахчисарайском фонтане", "Золушка", Муза в " Паганини " – рассказывала она, - Как меня отговаривали, как пугали: "Ты что, с ума сошла?! Нельзя так рисковать! Китри - совсем не твое амплуа!" Никто не верил, все считали, что "Дон Кихот" не мой балет. Даже Галина Сергеевна Уланова - она говорила: "Ну что ж, попробуй, конечно. " - а сама не верила. Но Китри получилась, и тогда было забавно слышать от людей, впервые увидевших меня именно в "Дон Кихоте", совсем другие речи: "Максимова - идеальная Китри! Не может быть, что она танцует еще и Жизель!"


Балерина Илзе Лиепа:

“Я “выпрямляла” себе ноги, глядя на Максимову”

Удивительно, что Екатерина Сергеевна ушла из жизни в православный праздник Радоницу. Судьба балерины – это мученическая судьба: потерянное здоровье, искалеченные ноги, спины – все это было у Екатерины Максимовой. Я знала, что у Максимовой была настолько серьезная травма спины, что было непонятно сможет ли она танцевать дальше. Но она усилием воли вернулась к профессии. Чего только не делала, чтобы восстановиться, даже спала на досках…

С Кремлевским балетом Екатерина Сергеевна сотрудничала с 1990 года

- Мы пригласили ее на должность педагога-репетитора и постарались создать ей самые комфортные условия и она это очень ценила. – рассказывает Сурен Сергеевич, - Екатерина Сергеевна была очень корректным человеком, опытнейшим и профессиональным педагогом. Девочки записывали ее замечания по партиям в тетрадки! Ходили за ней по пятам, чтобы показать, как они поработали, после ее замечаний. В последнее время ей было очень тяжело физически. Она много болела – давали знать о себе старые профессиональные травмы. Мы ждали ее на репетицию, и тут это страшное известие! Сейчас вся труппа собралась вместе, мы осиротели. Наши балерины плачут!

ВЕРСИЯ

Как рассказывают знакомые балерины, несколько лет назад во время конкурса артистов балета, который проходил в Перми , Екатерина Максимова плохо себя почувствовала. Врачи ей сделали укол, после этого ей стало еще хуже. Вроде бы занесли инфекцию, началось заражение, в результате возникли проблемы с ногами. Владимир Васильеву носил своею жену на руках.


- Профессия балерины трагична. Ну, может, драматична. Врач лечит всю жизнь, швея шьет до самой старости, а у балерины в тридцать восемь лет – пенсия, все.

- А последний день на сцене – после чего стакан водки, рыдания – этого не было?

- Нет, трагедии не было. Мне многие старшие коллеги говорили: танцуй, потом будешь жалеть, что мало танцевала, тебе будет сниться, что ты танцуешь. Нет. Когда я начала думать, что совмещать не получается, у меня не было даже мысли о том, что выбрать. Я ушла в своих учеников, в их проблемы, в их успехи, их неудачи.

- И это стало вашей жизнью. А кто любимый ученик?

- У меня любимых нет. Я их всех люблю. Они все очень разные, все интересные.

- Я смотрела по телевизору, какая-то девочка говорила о вас влюбленно…

- У вас нет своих детей – они вам как дети?

- По-видимому. Я очень хотела детей, но так сложилось.. не получилось просто. Несколько попыток, и последняя, может быть, самая трагичная, потому что как раз был период, когда у меня травма спины, и не было никакой гарантии, что я смогу вернуться на сцену, танцевать…

- Это когда у вас позвонок выскочил?

- Да, позвонок. Все врачи махали руками и говорили: с ума сошла, дай Бог, чтобы вообще ходила нормально, а не то, что танцевала. И я подумала: ну не буду я больше танцевать, буду мамой, будет ребенок, Бог с ними, с танцами. И когда, в середине, и это рухнуло, это было очень тяжело…

- Вы ведь не плакса?

- Вообще я не плакса. Но тогда плакала навзрыд.

- Катя, а одиночество вам знакомо? При всем том, что вы очень востребованы, рядом Володя, мама…

- Я совершенно спокойно переношу одиночество. Никогда не бывает так, что ах, мне скучно… По молодости бывало, потом – нет. Совершенно спокойно могу находиться сколько угодно одна. Мне всегда есть, чем себя занять. Хотя есть друзья, которых я очень люблю и ценю. К сожалению, их осталось не так много, многие ушли…


"Человек говорил: "Я с Максимовой!" Его пропускали, а меня - нет. "

В своих воспоминаниях "Мадам Нет" знаменитая балерина была очень откровенна

Воспоминания Екатерины Максимовой вышли пять лет назад в издательстве "АСТ-пресс": знаменитая балерина не очень любила общаться с журналистами, а тут сама откровенно рассказала о своей жизни.

Никогда ни звездой себя не ощущала, ни примой, ни сверхбалериной, никогда не считала, что мне все дано. Да, конечно, я народная артистка СССР, орденоносец, лауреат ряда престижных премий (среди которых, например, премия Парижской академии танца как лучшей балерине мира). Но для меня это вовсе не основание для того, чтобы увериться в своей исключительности.

В жизни мой "звездный" статус никак не проявляется: меня никто нигде не узнает, на разные вечера, презентации, встречи вечно кто-нибудь "за ручку" проводит. Бывали случаи, когда кто-то идет впереди, заявляет: "А я с Максимовой!" Его пропускают - меня нет.

Правда, однажды произошел совершенно анекдотичный случай, когда мое имя помогло продвинуться в очереди. Ехали мы тогда с Володей (Васильевым- Ред.) из Лондона в Париж - наш микроавтобус перегоняли. Из Парижа отправились в Москву и застряли на польско-советской границе. Стояли долго, в Бресте выстроилась дикая очередь, двое суток там проторчали, по полметра в час продвигались. Когда Володя уставал, "вырубался", за руль садилась я. А не дай Бог, заснешь - тут же кто-нибудь на твое место втиснется. Наконец подъезжаем - и, конечно, теперь начинаются какие-то бумаги, бесконечные кабинеты, подписи, разрешения. Ходим, мыкаемся, заглядываем во все двери. И вот в одном кабинете сидит какая-то дама, смотрит на меня и вдруг начинает ойкать:

- Ой! Неужели?! Вы Максимова?!

- Ой, знаете, я вас видела в "Пламени Парижа"!

- Как вам это удалось?! Я ведь всего один раз в жизни этот балет станцевала!

- Ну как: я приезжала в Москву, ходила в Большой театр и видела вас на сцене! Мне так повезло, я такая счастливая!

Тут же откуда-то притащила букет: "Какие машины! Какая очередь!"…

Но обычно, когда начинаются разговоры: "А , вы такая звезда!" - я вспоминаю, как танцевала в Октябрьском зале в Ленинграде . Там, в маленькой комнатке, где еще и гладили, и шили, мне обустроили уголок для переодевания. И вот после выступления собрались в нашей комнатке гримерши, костюмерши, портнихи, окружили меня, и я услышала (как высшую степень восхищения, одобрения, признания): "Екатерина Сергеевна! Мы вас так любим ! У вас такой успех - ну. как у Аллы Пугачевой !". Или с Кобзоном произошла история в том же Ленинграде, когда я в начале восьмидесятых приехала туда на гастроли с ансамблем Московского Классического балета и жила в гостинице "Октябрьская". В здании гостиницы одно крыло предназначалось для "уважаемых людей", а другое - для всех остальных. Приходила я в свой номер (в крыле "для всех остальных"), забиралась на постель - в свитерах, в шерстяных носках, в валенках, закутавшись еще и в одеяла, потому чтот холод стоял жуткий, не топили совсем! И вот заглянул ко мне Иосиф Кобзон, подивился: "Ты что тут делаешь?!" А я, прямо как по анекдоту, ответила: "Ну живу я здесь. "

Он меня пригласил на свой концерт, посадил в ложу дирекции, посвятил мне одну из песен… А после того как Иосиф Давыдович уехал, ко мне пришла администратор гостиницы и с поклонами перевела в номер, где жил Кобзон: шикарный, с роялем, с живыми цветами в вазах, а главное - очень теплый, и я наконец могла больше не кутаться. Оказывается, это "уважаемый человек" Иосиф Кобзон распорядился: "Переведите ее в мой номер!".

Прима Большого театра внезапно скончалась на 71-м году жизни


Маленькой великой женщины, как назвал ее муж и партнер Владимир Васильев, больше нет.

Очень хрупкая, но и очень сильная, перенесшая множество балетных травм, мужественная и стойкая, она была образцом нежной женственности.

И человеческой порядочности. Не тщеславилась, не лезла вперед, не суетилась. Только работала. И только жила. Всегда сохраняя достоинство и честь.

В ее смерть соседи балерины просто отказываются верить. Люди, выходящие из подъезда дома в центре Москвы, где Екатерина Максимова последние 20 лет жила вместе с мужем и мамой Татьяной Густавовной, услышав знакомую фамилию, машинально притормаживают.

- Про Максимову уже знаете? - шепотом говорит дама с собачкой.

Ответ у всех одинаковый - кивок, вздох.

Для миллионов зрителей она была великой балериной Екатериной Сергеевной Максимовой. Для соседки по дому Натальи - просто Катенькой.

- Вслед посмотришь - ну просто о-о-очень юная, тоненькая Катя Максимова идет со своим крохотным коричневым тойтерьером. Около месяца назад, правда, был неприятный случай. Катя припарковала машину, она сама водила до последнего, шла из гаража домой. И тут на нее кинулась огромная овчарка. Ударила лапами. Катя упала. Такой хрупкой была!

- А буквально вечером 27 апреля она, как обычно в своих джинсиках, пошла прогуляться метров триста в сторону аптеки на Арбате , - продолжает Наталья. - А утром мы узнали эту страшную новость. Нет, я видела ее глаза: Катя точно не собиралась себя хоронить!

Ничего подозрительного поздним вечером накануне трагедии не заметила и консьержка Светлана.

Прощание с Екатериной Максимовой пройдет 30 апреля в 10.00 в атриуме Большого театра.

Раиса МУРАШКИНА, Ольга КУЧКИНА


Смотрите также на KP.RU:

Фотогалерея "Великая Екатерина Максимова"



Екатерина Максимова

Когда и где родилась: 1 февраля 1939 года в Москве

Знак зодиака: Водолей

Умерла: 28 апреля 2009 года. Похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве

Семья: мать — Татьяна Максимова, до пенсии журналист, редактор; муж — Владимир Васильев, артист балета, балетмейстер

Образование: в 1958 году окончила Московское хореографическое училище, в 1980-м — ГИТИС (педагог-балетмейстер)


Васильев вошел в больничную палату. Катя лежала на кровати — взгляд в потолок. Увидев его, расплакалась, как ребенок.

— Очень больно, Володя, — прошептала она. — Врачи сказали: хорошо, если вообще ходить смогу. Но о балете придется забыть. Как же так?!

Он погладил ее по руке.

— Не думай ни о чем плохом, родная. Ты обязательно вылечишься. Я что-нибудь придумаю.


Неправильный пальчик

— Вашу дочь надо обязательно отдать в балет, — уверяли Татьяну Густавовну Максимову знакомые, глядя, как грациозно Катя играет в классики или как носится — почти летает — по двору в догонялки. Мама отвела дочку в балетную школу, когда той исполнилось 10 лет.

Приемной комиссии она понравилась: яркая, подвижная, гибкая. Только уж очень маленькая. Но, увидев Татьяну Густавовну, женщину высокую, успокоились: подрастет!

На первом же уроке, 1 сентября 1949-го, Катя познакомилась с Володей Васильевым. Он был младше на год.

— Не знаю, когда у нас возникла любовь, наверное, лет в 15-16, — рассказывал позднее в интервью Владимир Викторович. — А до этого мы относились друг к другу, как все мальчики и девочки, — просто с любопытством. Постоянными партнерами в танце Катя и Володя стали к концу учебы.


Расписались и разбежались


Мадам Нет

— Что я нарушила-то?

— Вы же совсем ребенок, вам нельзя за руль! — восклицает милиционер. И только взглянув на права, понимает: перед ним взрослая женщина.


В профессии Максимова всегда все старалась делать на отлично. Но курьезов во время представлений балерине избежать не удалось.


Ноги по ветру



Но многих прежде всего интересовал очень личный вопрос: почему у супругов нет детей.


Но отказаться от балета не смогла. Васильев разработал для нее комплекс реабилитационных упражнений. Год она носила специальный корсет. И наконец 10 марта 1976 года вышла на сцену. Катя танцевала Жизель, а за кулисами дежурили врачи. В ложе белым от от волнения сидел супруг. После спектакля зрители устроили ей такую овацию, какие редкость даже в Большом!


Внимание, розыск

В 1989 году 50-летняя балерина играла в основном на сценах Италии, Англии, Канады, Австралии. А между тем в России была объявлена в розыск.

В последний раз она вышла на сцену через 10 лет на праздновании своего 60-летнего юбилея.


Она просто вышла.


Часы били полночь. Золушка роняла туфельку и убегала. Тогда появлялся Володя — в смокинге, лакированных туфлях. Он брал балетную туфельку в руки. И молчал. Но зрителю были понятны его чувства к удивительной женщине, которой эта туфелька принадлежит. Но не к Золушке, а к Кате. К каждому из прожитых с ней мгновений. Потом Катя возвращалась на сцену, Володя поднимал ее на руки — и на этом спектакль заканчивался. Сегодня я вспоминаю о том представлении — и у меня ощущение, будто бы наша Золушка просто вышла за кулисы и вот-вот снова появится перед своим любимым принцем.

Великая танцовщица Екатерина Максимова.


Узор, написанный рукой природы,
Где непонятна тайна мастерства,
Где все цветы земли в лазури небосвода –
Живое чудо в форме божества.

Ты – легкая, но с грузом всей Вселенной.
Ты – хрупкая, но крепче нет оси.
Ты – вечная, как чудное мгновенье
Из пушкинско-натальевской Руси.


Валентин Гафт "Екатерине Максимовой"

Образы Максимовой сочетали в себе детское наитие, чистоту и поступки взрослой личности. Всё это достигалось необыкновенной легкостью и изяществом её хореографии, рисунку которой присущи тона света и радости. Каждый выход Екатерины Максимовой на сцену был одой лирике и молодости.

Екатерина Максимова родилась в Москве 1 февраля 1939 года. Хрупкая большеглазая девочка, живая и подвижная, мечтала стать пожарником или кондуктором трамвая. В самом крайнем случае балериной. В десять лет Катя поступила в Московское хореографическое училище. Еще в первом классе, проучившись всего несколько месяцев, она впервые в жизни вышла на сцену Большого театра – ту сцену, которая впоследствии станет для нее родной и привычной.



После окончания училища молодая балерина в 1958 году пришла в Большой театр, в котором и проработала до 1988 года. Екатерина Максимова стала исполнять сольные партии, практически минуя кордебалет . Небольшого роста, идеально сложенная и удивительно пластичная балерина самой природой была предназначена для классических ролей. Было очевидно, что ее возможности поистине безграничны – она с одинаковым блеском исполняла и классические, и современные партии. Максимова обладала особенным прыжком: казалось, что она летит в воздухе.



Великая Уланова со своей ученицей



Галина Уланова помогает Кате готовиться к выходу в "Золушке" (1965)



"Каждый спектакль - полет, - говорила великая балерина, - Иногда, когда было много спектаклей, когда действительно устал, все болит, стоишь за кулисами и думаешь: "Боже мой, ну куда я пойду?! Я не могу ничего сделать!" И вот музыка играет - ты влетаешь на сцену, и все заканчивается. Ты забываешь, что у тебя болит, что у тебя что-то случилось. Ты забываешь обо всем. Ты здесь, на сцене".



"Дон-Кихот", Китри







Перед артистами и балетмейстерами стояла задача – донести искусство балета до максимально широких кругов. Васильев и Максимова обратились к телевидению и кино. У балерины уже был опыт съемок в кинофильмах начала 60-х, ее творческие замыслы нашли воплощение на телевидении.




За границей исполняла ведущие роли в балетах Мориса Бежара (Ромео и Юлия на музыку Г. Берлиоза), Ролана Пёти (Голубой ангел, на музыку М. Констана), Джона Кранко (Онегин, на музыку Чайковского).



Екатерина Максимова ушла из жизни в ночь на 28 апреля 2009 года в своей московской квартире от сердечной недостаточности.



Все начиналось с Фуэте,

Когда Земля, начав вращение,

Как девственница в наготе,

Разволновавшись от смущения,

Вдруг раскрутилась в темноте.

Ах, только б не остановиться,

Не раствориться в суете,

Пусть голова моя кружится

С Землею вместе в Фуэте.

Ах, только б не остановиться,

И если это только снится,

Пускай как можно дольше длится

Прекрасный Сон мой – Фуэте!

Все начиналось с Фуэте!

Жизнь – это Вечное движенье,

Не обращайтесь к Красоте

Остановиться на мгновенье,

Когда она на Высоте.

На то мгновение – опасно,

Она в движении всегда

И потому она прекрасна!

Ах, только б не остановиться…

Сергей Бирюков Екатерине Максимовай

Портрет без ретуши: балерина-ребенок, балерина-сорванец

31.01.2019 в 19:34, просмотров: 8900


Взгляд из зрительного зала

— Все говорят, что Екатерина Сергеевна была очень закрытым человеком. Расскажи свои впечатления о ее личности.

— Я хожу в Большой театр с 1957 года, в мае будет 62 года, как я туда хожу. Вы сами понимаете, что театр — любой, не только Большой, — это всегда склоки, интриги, зависть, подковерные какие-то скандалы… Скрытые, открытые… Это было всегда и везде, и всю историю театра. Так вот за 62 года в Большом театре ни от единого человека я никогда не слышал ни одного плохого слова в адрес только двух людей — Сергея Яковлевича Лемешева и Кати Максимовой. Ни от артиста, ни от дирижера, рабочего сцены, гардеробщика, билетера, кроме улыбки и какой-то нежности в лице, когда я произносил их имена, я никогда не видел. Даже когда такая акула на старости лет, как Майя Михайловна Плисецкая, которая имела язычок и умела высказаться не всегда приятно о людях, когда она слышала имя Кати, она сразу на глазах оттаивала, у нее появлялась улыбка, и видно было, что теплота нисходит на человека.

— Кате в жизни очень повезло. А в чем-то не повезло. Но повезло ей в том, что она окончила школу у величайшего педагога, педагога-легенды — Елизаветы Павловны Гердт. Она воспитала Майю Плисецкую, Раису Стручкову и Екатерину Максимову. И когда несколько раз были юбилеи Елизаветы Павловны в Большом театре, обычно они втроем танцевали по одному акту какого-нибудь балета. В чем ей повезло дальше? Она пришла в театр и сразу попала в руки Улановой.

Катя была ее первая ученица, самая лучшая и самая любимая на всю жизнь, которая, в общем, и сделала ей славу как педагогу. Все остальные появились уже потом. Она поначалу всегда старалась Катю немножко подогнать под себя в том смысле, что не шла за ее индивидуальностью — это не очень хорошее у репетитора качество. Но Уланова в то время была в нашем балете царь и бог, и, конечно, ее ученице был открыт путь, зеленая улица.


— А ей в чем-то не повезло?

— По всем законам этики, по всем законам уважения к женщине всегда надо называть сначала женщину, потом мужчину: Максимова–Васильев. Вот, к сожалению, говорили и говорят, особенно у нас: Васильев и Максимова. Она всегда — я считаю, незаслуженно — была в его тени. Это было и по объективным причинам. Потому что, конечно, мужской танец возродился как раз в то время, когда Васильев появился на сцене Большого, и равных ему, разумеется, не было, и на мужском танце было сосредоточено самое большое внимание… Поэтому все разговоры об их дуэте были прежде всего вокруг него. Да и он очень любил камеры, любил фотографироваться — впрочем, как и любой артист, любил интервью. Катя в этом смысле была, скорее, исключением, человеком очень скромным. Как ее педагог Уланова, любила где-то прошмыгнуть незамеченной. Она, конечно, имела право быть с ним на одной ступени. А по жизни получалось, что она была чуть-чуть на ступень за ним.

— Абсолютно все, с кем я разговаривал и кто хорошо знал Екатерину Сергеевну, всегда говорили, что она была очень закрытый человек.

— Вы говорите о ней как артистке, а как с человеком близко были знакомы?

— Я с ней не был близко знаком, так, как знал, скажем, Майю Плисецкую. Но много лет, десять лет, я занимался лозаннским конкурсом. И меня как-то попросили Брауншвайги, которые были в то время хозяевами конкурса, чтоб я привез Катю. Я позвонил. Что меня в ней поразило — насколько она была пунктуальный человек. Если она говорила, что она позвонит в три часа, то ровно в три часа, минута в минуту, секунда в секунду раздавался ее звонок. То есть для артистов вообще, а для балетных в особенности, такая пунктуальность — уникальное явление.

— В каких ролях она вам больше всего нравилась?


Вроде ничего сверхъестественного в ней не было. Но она приводила публику в такой восторг, от нее шла такая энергетика в зал, что никто близко не мог этого повторить.

Взгляд из артистической гримерной

Наталья Садовская, артистка балета Большого театра 50–70 х годов, критик, режиссер балетных фестивалей, из знаменитой династии актеров Малого театра, внучка Михаила Провича и Ольги Осиповны Садовских, тех самых, которыми восхищались Шаляпин и Станиславский….

— Наталья Михайловна, вы ведь хорошо знали Екатерину Сергеевну?

— Значит, несмотря на широчайшее признание, она полностью себя не раскрыла?

— Вы считаете ее судьбу трагической?

— Расскажите о ней как о человеке.

В Щелыкове они же потом дом построили на берегу реки Меры, место называется Рыжевка. Раньше было село, теперь осталось три дома. Два васильевских и один актера Егора Бероева. Там у нее было единение с природой. Ей бы еще Снегурочку станцевать — в самый раз бы было!

— А с кем они дружили?

— Она и Володя очень дружили с драматическими актерами. Из балетных, может, один-два человека, не более. А так — Ия Савина, Ирина Карташова из Моссовета, ее муж Погоржельский… Я уж не говорю о Зельдине, который с ними был очень дружен…

— Наталья Михайловна, вот вы говорите, что в их дуэте Васильев ее затмевал немножко. Ведь всегда говорят Васильев–Максимова, сначала называют его.

— Я хочу тебе сказать, Паша, что у нас очень часто говорят попусту: все гениальные, все великие… Я много кого в жизни видела. Но могу назвать гениальным только одного артиста, и это Васильев! Катя? Конечно! Но ты понимаешь, там рядом Плисецкая, совершенно другого плана Наташа Бессмертнова. Но Васильев–Максимова — это дуэт! И когда заболела Катя, и Володя танцевал какое-то время с Надей Павловой, этого ничего не было… Или, наоборот, Володя на костылях, как-то после травмы ходил, и Катя танцевала с Мишей Лавровским.. Хороший танцовщик, ничего не скажешь… И все равно такого дуэта не было… А у них — Дуэт с большой буквы… И по дарованию, и по таланту, по единству танцевального дыхания…

Сейчас все примы… А тогда были просто ИМЕНА! Вот Максимова Катя — это ИМЯ!

Екатерина Максимова - балерина, одна из самых ярких звезд советской сцены, карьера которой продолжалась с 1958 по 2009 годы. В 1973 она получила звание народной артистки СССР, еще через несколько лет стала лауреатом Государственной премии. На протяжении практически всей своей карьеры танцевала на сцене Большого театра, исполнив все самые значимые и известные партии.

Детство и юность


Балерина Максимова родилась 1 февраля 1939 года. Она появилась на свет в Москве. Росла в семье столичных интеллигентов. Ее дедушка Густав Шпет был философом, психологом, известным теоретиком искусств. Екатерина родилась через два года после смерти легендарного деда.

Профессии, связанные с творчеством, были у многих ее родственников. Например, мама работала журналисткой.

Интересно, что в детстве Катя не задумывалась о сцене. Шаловливая и непоседливая девочка мечтала стать пожарным или, на худой конец, кондуктором в общественном транспорте. Но судьба распорядилась иначе.

Первой талант в девочке рассмотрела ее мать. Она отвела ребенка к соседке - балерине Екатерине Гельцер. Однако та недолюбливала шумную тезку и отказалась оценивать ее таланты. Тогда в процесс включилась бабушка - Наталья Константиновна, дочь известного столичного предпринимателя Константина Гучкова. Она отвела Катю к балетному мастеру Василию Тихомирову. Тот и одобрил поступление девочки в хореографическое училище.

Образование

Получать творческое образование героиня статьи начала в 10 лет. Ей удалось преодолеть конкурс в 80 человек на место. Уже через несколько месяцев она впервые в своей жизни вышла на сцену.

Начинала свою карьеру с эпизодических ролей в спектакле "Щелкунчик", в котором у нее были партии куклы и снежинки. В постановке "Золушка" у нее была партия птички в свите феи Весны. На сцене она смотрелась настолько органично, что для всех стало очевидным - у ребенка большое будущее.

Вскоре в очередной постановке "Щелкунчика" ей доверили уже более значимую роль - девочки Маши. Она-то и принесла Кате первую в карьере награду - премию на Всесоюзном конкурсе артистов балета.

Наставницей балерины Максимовой была Елизавета Гердт. В 1958 наша героиня окончила хореографическое училище. Практически сразу ее приняли в труппу Большого театра, где педагогом и репетитором начинающей балерины стала легендарная Галина Уланова.

В начале карьеры


В труппе Большого театра балерина Екатерина Максимова проработала с 1958 по 1988 годы. Ее талант был сразу отмечен руководством, которое стало доверять ей ведущие партии. В это время большинство ровесниц будущей примы еще выступало в кордебалете.

Балерина Максимова поражала всех окружающих своей отточенной филигранной техникой. Казалось, что она была рождена, чтобы выступать в классических постановках.

Когда постановщики рискнули ей доверить исполнение современных партий, оказалось, что она органично смотрится и в этой роли. Тогда и стало очевидным, что возможности балерины Екатерины Максимовой практически безграничны.

Уже через год после того как девушку приняли в труппу Большого театра, она отправилась на гастроли в Канаду и США. Публика была восхищена талантом Екатерины и называла ее "маленьким эльфом". Фото балерины Максимовой печатали многие газеты, отмечая невероятную воздушность советской танцовщицы.

По итогам мирового турне ей вручили золотую медаль на Всемирном фестивале молодежи в Вене. После этого последовали гастроли в Китай и Скандинавию.

Работа с Григоровичем


Новым этапом в карьере танцовщицы стало сотрудничество с Юрием Григоровичем, которого в начале 60-х пригласили переехать из Ленинграда в Москву. Он поставил балет "Каменный цветок", в котором Максимовой досталась главная партия Екатерины.

От артистов Григорович всегда требовал одушевленной актерской игры, профессионализма и мастерства. Максимова блестяще справлялась с возложенными на нее обязанностями. В танце ее героиня трансформируется из лирической и слабой русской девушки в сильную женщину, готовую на все ради любви.

1961 год стал важным в биографии балерины Екатерины Максимовой. Она получила роль в одиннадцатом вальсе "Шопенианы", снялась в картине "СССР с открытым сердцем", которая снималась для зрителей Европы и США. В фильме танцовщица выступила в роли Жизели.

Вскоре в балете "Бахчисарайский фонтан" Максимова начала исполнять партию Марии, которая фактически досталась ей в "наследство" от наставницы Галины Улановой.

Творческий союз


В 60-е годы в советском балете обозначился один из самых ярких и известных творческих союзов - Екатерина Максимова и Владимир Васильев. Талантливый и всегда уверенный в себе артист балета сыграл важную роль в карьере девушки. Вместе они составили органичную пару, в которой как бы дополняли друг друга, нисколько не конкурируя в мастерстве.

Следующей звездной ролью в биографии балерины Максимовой стала партия Китри в "Дон Кихоте". Премьера, которая состоялась на сцене Большого театра в 1965 году, превратилась в настоящую культурную сенсацию для советской столицы. От балерины эта роль требовала предельной концентрированности, стремительности, невероятно большой скорости. Высокие прыжки жете постоянно приходилось сменять мелкими шажками в стиле па и энергичными вращениями. Максимова в полной мере воплотила в жизнь задумку балетмейстера Мариуса Петипа, буквально покорив столичную публику.

Стоит отметить, что Китри Максимовой кардинальным образом отличалась от того, как исполняли эту партию признанные в то время звезды - Суламифь Мессерер и Майя Плисецкая. У Екатерины героиня балета "Дон Кихот" была именно бесшабашной русской, а не темпераментной испанкой. Московские поклонники творчества танцовщицы стремились не пропустить ни одного ее выступления, покупая билеты на несколько спектаклей подряд.

"Спартак"


В 1968 году на сцене Большого театра состоялась премьера балета "Спартак" в постановке Юрия Григоровича. Екатерине Максимовой досталась партия Фригии. Эту драматическую роль Григорович писал специально для примы Большого, чтобы та получила возможность проявить все свой таланты. Эта партия была наполнена сложными акробатическими элементами, непростым хореографическим рисунком, оригинальными поддержками. Героиню Максимовой наделили особым ярким и запоминающимся характером.

В 70-80-е годы Васильев и Максимова стали настоящими символами и звездами Большого театра. Многие специально приезжали в Москву, чтобы сходить на балет с их участием.

В середине 70-х годов на пике славы у балерины случилась досадная травма, из-за которой ей на время пришлось прервать карьеру. На репетиции постановки "Иван Грозный" она неудачно вышла из верхней поддержки, получив травму позвоночника.

Несмотря на проблемы со здоровьем, через какое-то время балерина продолжила выступать. Боль в спине не утихала, приходилось торопиться. Готовились съемки фильма "Спартак", в котором ей предстояло исполнять партию Фригии. Из-за того что выступать балерине пришлось полностью не восстановившись, она усугубила травму позвоночника. На этот раз все оказалось намного серьезнее. Несколько месяцев Екатерина практически не двигалась. Врачи сомневались, сможет ли она вообще когда-нибудь ходить.

Триумфальное возвращение


Но Максимова не только встала на ноги, но через год снова вышла на сцену. Весной 1976 года она исполнила партию в "Жизели" в Большом театре. Казалось, что страдания, которые балерине пришлось перенести, наполнили образ ее героини дополнительной чувственностью и трагизмом. Легкомысленная Жизель, которой она была прежде, стала сильной и мудрой.

В том же году состоялась еще одна премьера - прима исполнила роль Эолы в постановке "Икар". Это был дебют Владимира Васильева в качестве балетмейстера.

Работа на телевидении

В то время перед артистами стояла задача не только выступать на сцене, но и нести искусство в широкие народные массы. Для этого Максимова и Васильев не раз участвовали в телепостановках.

В фильме-балете "Трапеция" героиня статьи исполняла роль Девочки, которая принесла ей огромный успех. Следом последовали картины "Моя прекрасная леди", "Галатея", "Гусарская баллада", "Старое танго". В 1983 году Васильева снялась в ленте "Травиата" в постановке Франко Дзеффирелли.

Последняя премьера в ее карьере пришлась на 1986 год. Максимова выступила в балете "Анюта", поставленном ее супругом Васильевым. Это был настоящий триумф - публику восхитила новая работа балерины.

В конце карьеры


Несмотря на это, уже спустя два года Григорович отправил на пенсию Максимову, которой на тот момент было 49 лет. Вместе с ней Большой театр покинули Майя Плисецкая, Владимир Васильев, Нина Тимофеева. В официальном приказе сообщалось, что все они не прошли творческий конкурс.

За несколько лет до своего увольнения артистка получила диплом педагога-балетмейстера, окончив театральный вуз. Уже с 1982 она преподавала хореографию в ГИТИСе. В 1990 ее пригласили в Кремлевский дворец съездов в качестве репетитора.

В 1998 году Максимова вернулась в Большой театр уже в качестве репетитора, когда Григоровича на должности балетмейстера сменил Васильев.

Личная жизнь

Яркий творческий дуэт Максимовой и Васильева со временем перерос в роман. Пара была знакома еще с поры учебы в хореографическом училище, но тогда они не были близки. Когда оказались в Большом театре, то поначалу каждый пошел своей дорогой. Чувства между влюбленными вспыхнули в середине 60-х годов. В 1966 они сыграли свадьбу.

У пары не было детей. Неоднократные беременности Максимовой регулярно заканчивались выкидышами. Это было для нее настоящей трагедией. Выяснив, что шансов родить нормального и здорового ребенка у нее практически нет, она окончательно отказалась от затеи стать матерью.

Своей дочерью на протяжении многих лет Максимова называла японскую балерину Юкари Сайто. Екатерина Сергеевна стала даже ее крестной матерью, когда азиатка решила принять православие. Также своими детьми Максимова называла всех своих учеников без исключения.

Смерть

Смерть балерины Екатерины Максимовой наступила 28 апреля 2009 года. На тот момент ей исполнилось 70 лет. Все ведущие отечественные СМИ вышли с подробными материалами, в которых рассказывалось о биографии и причине смерти балерины Екатерины Максимовой. Труппа Большого театра, родные и близкие героини статьи пребывали в трауре из-за ее кончины.

Причина смерти балерины Екатерины Максимовой - сердечная недостаточность. Ранним весенним утром умершую дочь обнаружила ее 94-летняя мать, которая когда-то самой первой рассмотрела ее талант. Смерть наступила в собственной квартире Екатерины Сергеевны в Москве, когда балерина спала.

Артистка была похоронена на Новодевичьем кладбище. На ее могиле установлен неотесанный красный гранитный камень, на которым выбиты имя примы и годы ее жизни. Причина смерти балерины Максимовой для многих стала неожиданностью, так как она на протяжении всей карьеры она заботилась о своем здоровье. Но все-таки годы взяли свое.

Ее супругу Владимиру Васильеву сейчас 78 лет. Он регулярно появляется на публике. В 2014 году выступил на церемонии открытия зимних Олимпийских игр в Сочи, исполнив партию Ильи Ростова в мини-балете "Первый бал Наташи Ростовой".

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.