Длина шеи у птицы зависит от количества позвонков


Знакомство учащихся с особенностями внутреннего строения птиц, связанных с полетом; с усложнением организации внутреннего строения птиц по сравнению с пресмыкающимися;с приспособленностью организмов к среде обитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
vnutrennee_stroenie_ptic.zip 988.16 КБ
urok_3._osobennosti_vnutrennego_stroeniya_ptic_v_svyazi_s_prisposoblennostyu_k_polyotu.doc 107.5 КБ
gruppovye_zadaniya.doc 34.5 КБ

Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Цели: ознакомить учащихся с особенностями внутреннего строения птиц, связанных с полетом; показать усложнение организации внутреннего строения птиц по сравнению с пресмыкающимися; научить распознавать системы органов класса птиц, устанавливать взаимосвязь между строением и функцией органов; научить выявлять приспособленность организмов к среде обитания.

Формирование умений: устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, обобщать, работать с учебником.

I. Организационный момент(1-2 минуты).

Здравствуйте, ребята, садитесь (слайд 1).

II. Проверка знаний (5-10 минут).

Назовите отделы и кости скелета птицы (слайд 2).

1. Индивидуальный опрос: работа по карточкам 1-5.

Пока одни ребята работают с индивидуальными карточками, другие выполняют диктант (слайд 3).

1. Биологический диктант. Вставьте пропущенные слова:

  1. Перо – это видоизмененная чешуя – состоит из. вещества.
  2. Контурное перо состоит из твердого . и расположенного по бокам .
  3. У большинства птиц грудина имеет высокий гребень – .
  4. Прочную опору для крыльев создает .
  5. Скелет передних конечностей имеет те же отделы, как и других наземных позвоночных. пояс задних конечностей образован …., сросшимися с.
  6. Цевка – это часть.

2. Выберите правильные ответы.

1) Только птицы из позвоночных животных: (слайд 4)

а) приспособились к полету;

б) имеют перьевой покров тела;

в) откладывают яйца с известковой скорлупой.

2) Крылья поднимают:

а) подключичные мышцы, располагающиеся под большими грудными;

б) большие грудные мышцы (на их долю приходится 20% массы тела
птицы);

в) большие грудные и подключичные мышцы.

3) Длина шеи у птиц зависит от: (слайд 5)

а) длины тел позвонков;

б) количества позвонков;

в) количества позвонков и длины их тел.

4) Пояс передних конечностей у птиц образован:

а) двумя ключицами; двумя лопатками и двумя вороньими костями;

б) двумя ключицами и двумя лопатками;

в) грудиной, двумя ключицами, двумя лопатками и двумя вороньими
костями.

5) Скелет собственно передней конечности состоит из: (слайд 6)

а) плечевой кости, двух костей предплечья и костей кисти;

б) плечевой кости, одной кости предплечья и костей кисти;

в) плечевой и вороньей костей, двух костей предплечья, костей кисти.
6) В скелете кисти птиц сохранились остатки:

а) трех пальцев; б) двух пальцев; в) одного пальца.

7) Киль на грудине птиц: (слайд 7)

а) способствует рассеканию воздуха при полете;

б) увеличивает площадь прикрепления грудных мышц;

в) не имеет значения, как приспособление к полету.

8) Цевка у птиц — результат приспособления к:

а) поднятию туловища над землей;

б) смягчению при приземлении;

в) увеличению длины шага при хождении на задних конечностях.

9) Одним из приспособлений скелета птиц к полету не является:

а) отсутствие зубов;

б) срастание нескольких отделов позвоночника;

в) большой объем мозговой кости черепа.

Ответ: 1 – б; 2 – а; 3 – в; 4 – а; 5 – а; 6 – а; 7 – б; 8 – в; 9 – в. 3.

III. Изучение нового материала (25-30 минут).

Ученики разделяются на 5 групп. Каждая группа получает групповые задания, которые необходимо выполнить, прочитав соответствующий раздел в учебнике (слайд 8).

I группа. Пищеварительная и выделительная системы.

  1. Назовите органы выделения птиц. Известно, что почки птиц имеют большие размеры. Как вы думаете, с чем это связано? Какие функции выполняет клоака? Как вы объясните отсутствие у птиц мочевого пузыря?
  2. План строения пищеварительной системы у всех позвоночных одинаковый. У птиц в процессе эволюции появились особенности в пищеварительной системе, связанные с полетом. Запишите их в тетради.
  3. Запишите в тетрадь органы пищеварительной и выделительной систем.
  4. В связи с чем произошло у птиц разделение желудка на железистый и мускульный? В каком органе осуществляется механическая обработка пищи из-за отсутствия зубов?

II группа. Дыхательная система.

  1. Рассмотрите схему строения органов дыхания птиц.
  2. Запишите особенности строения дыхательной системы птиц, связанные с полетом, в тетрадь.
  3. Используя рисунок, составьте рассказ о направлении движения воздуха в органах дыхания птицы при вдохе и выдохе. Как дышат птицы во время покоя? При полете? Что такое двойное дыхание? Каково его значение.

III группа. Кровеносная система, обмен веществ.

  1. Транспорт веществ в организме птиц осуществляется, как и у всех позвоночных животных, с помощью кровеносной системы. Какой общий план строения характерен для кровеносной системы позвоночных животных? Какие особенности кровеносной системы птиц указывают на ее более сложное строение по сравнению с пресмыкающимися? Запишите их в тетрадь.
  2. Используя рис., определите направление движения крови по сосудам. Укажите, где начинается и где заканчивается большой круг кровообращения; малый круг кровообращения.
  3. Какое значение имеет наличие четырехкамерного сердца у птиц (рис.)? Какая кровь поступает к органам тела? в легкие? Какая связь существует между строением кровеносной системы и обменов веществ у птиц?

IV группа. Система органов размножения.

  1. Выпишите в тетрадь особенности половой системы, связанные с полетом.
  2. На рис. изображена система органов размножения птиц. Назовите и раскройте значение каждого из них. Где происходит оплодотворение у птиц?
  3. Выберите правильные утверждения:

а) У птиц функционирует, как правило, один яичник.

б) В яичнике созревает сразу много яиц.

в) Собственно яйцом считается желток.

г) Оплодотворение у птиц наружное.

V группа. Нервная система птиц.

  1. Рассмотрите рис. Запишите части нервной системы птиц. Какие особенности строения головного мозга птиц указывают на более высокий уровень его развития по сравнению с пресмыкающимися? Запишите их в тетрадь.
  2. Для птиц характерно более сложное поведение по сравнению с рыбами, земноводными, пресмыкающимися. Приведите примеры сложного поведения птиц. В чем проявляется взаимосвязь поведения птиц и уровня организации их нервной системы?
  3. Среди перечисленных ниже примеров выберите условный рефлекс:

а) постройка гнезд; в) цыплята бегут на голос хозяйки;

б) высиживание птенцов; г) цыплята клюют все подряд.

После завершения работы ученики в течение 2-3 минут готовятся к устному ответу на вопросы задания, после чего по очереди выступают. Учащиеся других групп особенности каждой системы записывают себе в тетрадь, заполняя таблицу (слайд 9).

Класс Птицы

Цели: ознакомить учащихся с особенностями внутреннего строения птиц, связанных с полетом; показать усложнение организации внутреннего строения птиц по сравнению с пресмыкающимися; научить распознавать системы органов класса птиц, устанавливать взаимосвязь между строением и функцией органов; научить выявлять приспособленность организмов к среде обитания.

Формирование умений: устанавли вать причинно-следственные связи, анализиро­вать, сравнивать, обобщать, работать с учебни­ком.

I . Организационный момент(1-2 минуты).

Здравствуйте, ребята, садитесь (слайд 1).

II . Проверка знаний (5-10 минут).

Назовите отделы и кости скелета птицы (слайд 2).

1. Индивидуальный опрос: работа по карточкам 1-5.

Карточка № 1

1. Напишите название отделов и костей скелета птицы, обозначенных цифрами 1 – 16.


Карточка № 2

1. Рассмотрите рисунки с изображением

первого (а) и второго (б)

шейных позвонков птицы.

2. Какие особенности их строения

способствуют подвижности головы?


Карточка № 3

1. Напишите, какие кости его образуют пояс передних конечностей птицы.

2. К чему прикрепляются мышцы, поднимающие и опускающие крыло птицы?

Карточка № 4

1. Крылья у птиц опускают большие грудные мышцы, достигающие 20% общей массы ее тела, а поднимают крылья меньших размеров. Почему не наоборот?

Карточка № 5

1. Когда птица садится на ветку дерева, то ее пальцы автоматически сжимаются. Какое движение должна сделать птица, прежде чем взлететь с ветки? Почему?

Пока одни ребята работают с индивидуальными карточками, другие выполняют диктант (слайд 3).

1. Биологический диктант. Вставьте пропущенные слова:

Перо – это видоизмененная чешуя – состоит из. вещества.

Контурное перо состоит из твердого . и расположенного по бокам .

У большинства птиц грудина имеет высокий гребень – .

Прочную опору для крыльев создает .

Скелет передних конечностей имеет те же отделы, как и других назем­ных позвоночных. пояс задних конечностей образован …., срос­шимися с.

Цевка – это часть.

2. Выберите правильные ответы.

1) Только птицы из позвоночных животных: (слайд 4)

а) приспособились к полету;

б) имеют перьевой покров тела;

в) откладывают яйца с известковой скорлупой.

2) Крылья поднимают:

а) подключичные мышцы, располагающиеся под большими грудными;

б) большие грудные мышцы (на их долю приходится 20% массы тела
птицы);

в) большие грудные и подключичные мышцы.

3) Длина шеи у птиц зависит от: (слайд 5)

а) длины тел позвонков;

б) количества позвонков;

в) количества позвонков и длины их тел.

4) Пояс передних конечностей у птиц образован:

а) двумя ключицами; двумя лопатками и двумя вороньими костями;

б) двумя ключицами и двумя лопатками;

в) грудиной, двумя ключицами, двумя лопатками и двумя вороньими
костями.

5) Скелет собственно передней конечности состоит из: (слайд 6)

а) плечевой кости, двух костей предплечья и костей кисти;

б) плечевой кости, одной кости предплечья и костей кисти;

в) плечевой и вороньей костей, двух костей предплечья, костей кисти.
6) В скелете кисти птиц сохранились остатки:

а) трех пальцев; б) двух пальцев; в) одного пальца.

7) Киль на грудине птиц: (слайд 7)

а) способствует рассеканию воздуха при полете;

б) увеличивает площадь прикрепления грудных мышц;

в) не имеет значения, как приспособление к полету.

8) Цевка у птиц — результат приспособления к:

а) поднятию туловища над землей;

б) смягчению при приземлении;

в) увеличению длины шага при хождении на задних конечностях.

9) Одним из приспособлений скелета птиц к полету не является:

(слайд 7)

а) отсутствие зубов;

б) срастание нескольких отделов позвоночника;

в) большой объем мозговой кости черепа.

Ответ: 1 – б; 2 – а; 3 – в; 4 – а; 5 – а; 6 – а; 7 – б; 8 – в; 9 – в. 3.

III . Изучение нового материала (25-30 минут).

Ученики разделяются на 5 групп. Каждая группа получает групповые задания, которые необходимо выполнить, прочитав соответствующий раздел в учебнике (слайд 8).

I группа. Пищеварительная и выделительная системы.

Назовите органы выделения птиц. Известно, что почки птиц имеют большие размеры. Как вы думаете, с чем это связано? Какие функ­ ции выполняет клоака? Как вы объясните отсутствие у птиц мочево­ го пузыря?

План строения пищеварительной системы у всех позвоночных одина­ ковый. У птиц в процессе эволюции появились особенности в пище­ варительной системе, связанные с полетом. Запишите их в тетради.

Запишите в тетрадь органы пищеварительной и выделительной систем.

В связи с чем произошло у птиц разделение желудка на железистый и мускульный? В каком органе осуществляется механическая обра­ботка пищи из-за отсутствия зубов?

II группа. Дыхательная система.

Рассмотрите схему строения органов дыхания птиц.

Запишите особенности строения дыхательной системы птиц, свя­занные с полетом, в тетрадь.

Используя рисунок, составьте рассказ о направлении движения воз духа в органах дыхания птицы при вдохе и выдохе. Как дышат птицы во время покоя? При полете? Что такое двойное дыхание? Каково его значение.

III группа. Кровеносная система, обмен веществ.

Транспорт веществ в организме птиц осуществляется, как и у всех позвоночных животных, с помощью кровеносной системы. Какой общий план строения характерен для кровеносной системы позвоночных животных? Какие особенности кровеносной системы птиц указывают на ее более сложное строение по сравнению с пре­смыкающимися? Запишите их в тетрадь.

Используя рис., определите направление движения крови по со­ судам. Укажите, где начинается и где заканчивается большой круг кровообращения; малый круг кровообращения.

Какое значение имеет наличие четырехкамерного сердца у птиц (рис.)? Какая кровь поступает к органам тела? в легкие? Какая связь существует между строением кровеносной системы и обменов веществ у птиц?

IV группа. Система органов размножения.

Выпишите в тетрадь особенности половой системы, связанные с полетом.

На рис. изображена система органов размножения птиц. Назо­вите и раскройте значение каждого из них. Где происходит оплодо­творение у птиц?

Выберите правильные утверждения:

а) У птиц функционирует, как правило, один яичник.

б) В яичнике созревает сразу много яиц.

в) Собственно яйцом считается желток.

г) Оплодотворение у птиц наружное.

V группа. Нервная система птиц.

Рассмотрите рис. Запишите части нервной системы птиц. Ка­кие особенности строения головного мозга птиц указывают на бо­лее высокий уровень его развития по сравнению с пресмыкающимися? Запишите их в тетрадь.

Для птиц характерно более сложное поведение по сравнению с ры­бами, земноводными, пресмыкающимися. Приведите примеры сложного поведения птиц. В чем проявляется взаимосвязь поведе­ния птиц и уровня организации их нервной системы?

Среди перечисленных ниже примеров выберите условный рефлекс:

а) постройка гнезд; в) цыплята бегут на голос хозяйки;

б) высиживание птенцов; г) цыплята клюют все подряд.

После завершения работы ученики в течение 2-3 минут готовятся к устно­ му ответу на вопросы задания, после чего по очереди выступают. Учащиеся других групп особенности каждой системы записывают себе в тетрадь, запол няя таблицу (слайд 9).

Система органов

Функциональная приспособленность

Общий вывод: особенности строения систем внутренних органов птиц свя­ заны с приспособлением к полету.

Организуется проверка таблицы, которую заполняли учащиеся в ходе выс тупления групп.

IV . Закрепление изученного материала (3-5 минут).

Выберите правильные ответы:

1. Какие органы пищеварения возникли у птиц в связи с отсутствием у них

челюстей и зубов: (слайд 10)

а) зоб; в) мускульный отдел желудка;

б) железистый отдел желудка; г) тонкий кишечник.

2. В какой части дыхательной системы птиц происходит газообмен:

а) передние воздушные мешки; в) задние воздушные мешки;

б) легкие; г) трахея.

3. Какая кровь находится в правой части сердца птицы: (слайд 11)

а) венозная; б) артериальная; в) смешанная.

4. С чем связано отсутствие мочевого пузыря в выделительной системе

а) с необходимостью облегчения тела;

б) с интенсивным обменом веществ;

в) с особенностями продуктов выделения.

5. Какие отделы головного мозга птиц развиты лучше, чем у пресмыкающ ихся: (слайд 12)

а) передний мозг; г) мозжечок;

б) средний мозг; д) продолговатый мозг.

в) пр омежуточный мозг;

6. Какие органы чувств наиболее развиты у летающих птиц:

а) зрения; б) слуха; в) обоняния; г) осязания; д) вкуса.

7. Птицы откладывают не все яйца сразу, как пресмыкающиеся, а постепенно, так как:

а) у них функционирует только один яичник;

б) это позволяет не увеличивать массу тела;

в) у птиц небольшое число яиц.

Ответы: 1 – в); 2 – б); 3 – а); 4 – а); 5 – а), б), г); 6 – а); 7 – а).

Спасибо за внимание! (слайд 14, 15)


Проверь себя

Ответь на вопросы, проверь в чем силен (а в чём нет).

1. Цевка у птиц - результат приспособления к:

а) смягчению при приземлении;

б) хождению на задних конечностях;

в) поднятию туловища над землей.

2. Толстая белковая оболочка, одевающая желток, служит:

а) одним из важных источников воды;

б) важным источником воды и защитой собственно яйца (желтка) от резких толчков;

в) основным источником питательных веществ и воды.

3. Перелеты птиц возникали в связи с:

а) коротким днем в зимний период;

б) минусовой температурой воздуха в зимний период;

в) недостатком или отсутствием пищи в осенне-зимний период.

4. Птицы произошли от:

а) древних пресмыкающихся, близких к летающим ящерам, крокодилам;

в) древних пресмыкающихся, близких к летающим ящерам, -летающих ящеров.

5. Объем воздушной камеры в яйце:

а) при развитии зародыша не изменяется;

б) изменяется по мере развития зародыша;

в) увеличивается по мере развития зародыша.

6. Мускульный желудок наиболее развит у:

а) насекомоядных птиц;

в) зерноядных птиц.

7. Пуховое перо в отличие от пуха имеет:

а) тонкий стержень и опахало;

б) тонкий стержень и сохранившуюся часть опахала;

в) тонкий стержень и мягкие нецепляющиеся бородки.

8. Копчиковая железа сильно развита у:

а) водоплавающих птиц;

б) водоплавающих птиц и птиц пустынь;

9. У птиц, в отличие от пресмыкающихся, в головном мозге сильно развит:

а) средний мозг и мозжечок;

б) передний мозг и средний мозг, мозжечок;

в) передний мозг и мозжечок.

10. Скелет собственно передней конечности состоит из:

а) плечевой кости, одной кости предплечья и костей кисти;

б) плечевой кости, двух костей предплечья и костей кисти;

в) плечевой и вороньей кости, двух костей предплечья, костей кисти.

11. Зародыш в яйце курицы или другой птицы, загрязненном пометом, дольше сохраняется живым, если яйцо:

а) слегка обмыть теплой водой и вытереть мягкой тряпочкой;

б) обмыть водой, обсушить на воздухе и смазать каким-либо жиром;

в) оставить таким, каким оно было.

12. Длина шеи у птиц зависит от:

а) количества позвонков и длины их тел;

б) длины тел позвонков;

в) количества позвонков.

13. Мускульный желудок наиболее развит у:

б) зерноядных птиц;

в) насекомоядных птиц.

14. Крылья поднимают:

а) большие грудные и подключичные мышцы;

б) подключичные мышцы, располагающиеся под большими грудными мышцами;

в) большие грудные мышцы (на их долю приходится 1/5 часть массы тела птицы).

1. Только птицы из позвоночных животных:

а) приспособлены к полету;

б) имеют перьевой покров тела;

в) откладывают яйца с известковой скорлупой.

2. Покров тела птиц образован:

а) контурными перьями, пуховыми перьями и пухом:

б) контурными перьями, пуховыми перьями, пухом и роговыми чешуйками;

в) только контурными и пуховыми перьями.

3. Пух в оперении имеется у:

а) голубей и страусов;

в) уток и страусов.

4. Пояс передних конечностей у птиц образован:

а) двумя ключицами, двумя лопатками и двумя вороньими костями;

б) двумя ключицами и двумя лопатками;

в) грудиной, двумя ключицами, двумя лопатками и двумя вороньими костями.

5. В скелете кисти птиц сохранились остатки:

в) одного пальца.

6. Киль на грудине развит у:

б) огромного большинства птиц;

в) части хороших летунов.

7. Предки страусов и некоторых других птиц, не имеющих киля, были:

а) плоскогрудыми (бескилевыми);

в) одни килевыми, другие бескилевыми.

8. Спящая птица не падает с ветки дерева, потому что:

а) чутко спит и при изменении равновесия тела сильно сжимает пальцы ног;

б) чем ниже опускается тело птицы (под его тяжестью), тем больше сгибаются колени и сильнее натягиваются сухожилия, проходящие через колено к пальцам;

в) сохраняет равновесие изменением положения крыльев.

9. Зоб, как видоизменение части пищевода, имеется у:

а) насекомоядных птиц; б) зерноядных птиц; в) хищных птиц.

10. Сердце у птиц:

б) трехкамерное с перегородкой желудочка;

в) трехкамерное без какой-либо перегородки.

11. Линька происходит бурно (одновременно выпадают все маховые и рулевые перья) у:

б) насекомоядных птиц, кормящихся в воздухе;

в) прибрежно-водных птиц.

12. Птица - наседка регулярно поворачивает насиживаемые яйца, иначе:

а) зародыш не будет равномерно обогреваться; б) зародыш может слипнуться с оболочками яйца;

в) не будет нормально осуществляться обмен газами между зародышем и внешней средой.

13. По мере развития зародыша и усиления газообмена с внешней средой в скорлупе яйца увеличивается:

а) количество пор;

в) количество и просвет пор.

14. Птицы появляются на свет зрячими, покрытыми пухом, способными передвигаться (бегать) у:

а) тетеревов, рябчиков, уток, гусей, пингвинов;

б) орлов, ястребов, соколов;

в) у всех названных видов.

1. Птицы произошли от:

б) древних пресмыкающихся - летающих ящеров;

в) древних пресмыкающихся, близких к летающим ящерам, крокодилам.

2. Пуховое перо в отличие от пуха имеет:

а) тонкий стержень и сохранившуюся часть опахала;

б) тонкий стержень и мягкие несцепляющие бородки;

в) тонкий стержень и опахало.

3. Копчиковая железа сильно развита у:

а) водоплавающих птиц; б) птиц пустынь;

в) водоплавающих птиц и птиц пустынь.

4. Скелет собственно передней конечности состоит из:

а) плечевой кости, двух костей предплечья и костей кисти;

б) плечевой кости, одной кости предплечья и костей кисти;

в) плечевой и вороньей кости, двух костей предплечья, костей кисти.

5. Длина шеи у птиц зависит от:

а) длины тел позвонков;

б) количества позвонков;

в) количества позвонков и длины их тел.

6. Киль на грудине птиц:

а) способствует рассеканию воздуха при полете;

б) увеличивает площадь прикрепления грудных мышц;

в) не имеет значение, как приспособление к полету.

7. Цевка у птиц - результат приспособления к:

а) хождению на задних конечностях;

б) поднятию туловища над землей;

в) смягчению при приземлении.

8. Крылья поднимают:

а) подключичные мышцы (на их долю приходится 1/5 часть массы тела птицы);

б) подключичные мышцы, располагающиеся под большими грудными мышцами;

в) большие грудные и подключичные мышцы.

9. Мускульный желудок наиболее развит у:

а) насекомоядных птиц; б) зерноядных птиц; в) хищных птиц.

10. У птиц, в отличие от пресмыкающихся, в головном мозге сильно развиты:

а) передний мозг и мозжечок;

б) передний мозг, средний мозг и мозжечок;

в) средний мозг и мозжечок.

11. Толстая белковая оболочка, одевающая желток, служит:

а) основным источником питательных веществ и воды;

б) важным источником воды;

в) важным источником воды и защитой собственно яйца (желтка) от резких толчков.

12. Объем воздушной камеры в яйце:

а) при развитии зародыша не изменяется;

б) увеличивается по мере развития зародыша;

в) уменьшается по мере развития зародыша.

13. Зародыш в яйце курицы или другой домашней птицы, загрязненном пометом, дольше сохраняется живым, если яйцо:

а) слегка обмыть теплой водой и вытереть мягкой тряпочкой;

б) оставить таким, каким оно было;

в) обмыть водой, просушить на воздухе и смазать каким-либо жиром.

14. Перелеты птиц возникали в связи:

а) с недостатком или отсутствием пищи в осенне-зимний период;

б) минусовой температурой воздуха в зимний период;

в) коротким днем в зимний период.

1. Зоб, как видоизмененные части пищевода, имеется у:

а) насекомоядных птиц;

б) зерноядных птиц;

2. Основным сигналом, вызывающим у птиц инстинкт перелета, является:

а) уменьшение длины дня;

б) уменьшение корма, например, исчезновение насекомых;

3. Линька проходит бурно (одновременно выпадают все маховые перья и рулевые) у:

а) насекомоядных птиц, кормящихся в воздухе;

в) прибрежно-водных птиц.

4. Предки страусов и некоторых птиц, не имеющих крыльев, были:

б) плоскогрудыми (бескилевыми);

в) одни - килевыми, другими - бескилевыми.

5. Только птицы из позвонковых животных:

а) приспособились к полету;

б) откладывают яйца с известковой скорлупой;

в) имеют перьевой покров тела.

6. Птица - наседка регулярно поворачивает насиживаемые яйца, иначе:

а) не будет нормально осуществляться обмен газами между зародышем и внешней средой;

б) зародыш может слипнуться с оболочками яйца; в) зародыш не будет равномерно обогреваться.

7. Покров тела птиц образован:

а) только контурными и пуховыми перьями;

б) контурными перьями, пуховыми перьями и пухом;

в) контурными перьями, пуховыми перьями, пухом и роговыми чешуйками.

8. Сердце у птиц:

б) трехкамерное с перегородкой желудочка;

в) трехкамерное без какой-либо перегородки.

9. Пух в оперении имеется у:

а) голубей и страусов;

б) уток и страусов;

10. Птенцы появляются на свет зрячими, покрытыми пухом, способными передвигаться (бегать) у:

а) орлов, ястребов;

б) у всех названных видов;

в) тетеревов, рябчиков, уток, гусей, пингвинов.

11. Пояс передних конечностей у птиц образован:

а) двумя ключицами, двумя лопатками, двумя вороньими костями;

б) грудиной, двумя ключицами, двумя вороньими костями, двумя лопатками;

в) двумя ключицами и двумя лопатками.

12. В скелете кисти птиц сохраняются остатки:

в) одного пальца.

13. По мере развития зародыша и усилиями газообмена с внешней средой в скорлупе яйца увеличиваются:

а) количество и просвет пор;

б) количество пор;

14. Спящая птица не падает с ветки дерева, потому что:

а) чутко спит и при изменении равновесия тела сильно сжимает пальцы ног;

б) сохраняет равновесие изменением положения крыльев;

в) чем ниже опускается тело птицы (под его тяжестью), тем более сгибаются колени и сильнее натягиваются сухожилия, проходящие через колено к пальцам.

В мире существует огромное количество разнообразных животных и птиц. Одни люди относятся к ним равнодушно, других умиляют даже звери, представляющие опасность для жизни. Понятна любовь к таким питомцам, как кошки и собаки. Это с давних времен прирученные "хранители" домашнего очага. И казалось бы, в диком мире животные живут какой-то своей жизнью, до конца не изведанной даже зоологами. Но без вмешательства человека и тут не обошлось. В зоопарках множество животных, которые уже привыкли к соседству с людьми. А сколько представителей дикой природы выступает в цирках! К ним относятся слоны, бегемоты, львы, тигры, змеи, обезьяны и крокодилы.


То есть человек научился не просто держать диких животных в клетках и кормить, но и понимать, любить и дрессировать. Вы только представьте, насколько это трудно - внушить дикому зверю, что ты ему не враг, да еще научить выполнять различные трюки.

Все звери необходимы!

Необходимость тех или иных животных для природы очевидна. Вымирание какого-то из видов приводит к нарушениям экологического равновесия. Каждому животному в природе отведена своя роль. Лев, чтобы накормить своих львят, охотится за зеброй, ястребы ловят мелкую птицу, лисы и волки поедают мертвых зайцев, чтобы не превращать лесные территории в кладбища зверей, ну и человек потребляет в пищу определенных животных. В этом круговороте, как правило, выживает сильнейший. Но не всегда лев догонит антилопу. Та впоследствии даст новое потомство. Звенья этой цепочки никогда не обрываются, а генотип наиболее сильных становится только совершеннее.

Человек на протяжении всей жизни может задаваться разными вопросами относительно птиц и животных. Например, какое животное самое древнее, самое смешное, самое злое или доброе, самое умное и так далее. А эта статья позволит узнать, у какого животного и у какой птицы самая длинная шея.

Журавль

Журавль - грациозная птица. У него достаточно длинная тонкая шея. Рост - 1,25 м. Масса тела варьируется в пределах 4,5-5,5 кг. Размах крыльев - около 2 м. Тело удлиненное. Журавлиные пары, так же как и лебединые, отличаются моногамностью.


Розовый фламинго

Фламинго – это розовая птица с длинной шеей. Одна из самых красивых на планете. Ее природа наградила невероятной окраской, которая может быть нежно-розовой, бело-розовой, розово-сиреневой, розово-персиковой и даже огненно-красной. В древние времена люди считали ее волшебной птицей.

А кто наблюдал одновременный взлет стаи фламинго, тот никогда уже не забудет этого потрясающего зрелища. Длина тела розового фламинго достигает 1,5 метра, вес - до 5 кг. Эта сказочная птица является единственной в природе с самыми длинными ногами и самой длинной шеей. Естественно, что эти критерии таковыми являются относительно туловища фламинго.


Такая длинная шея позволяет птице погружать голову под воду как можно глубже. Так она добывает себе пищу в виде рыбы.

Лебедь с длинной шеей

Лебедь - изящная птица редкой красоты, символизирующая нежность, верность и любовь. Не зря существует понятие "лебединая верность". Такой вид, как трубачи, в течение тридцати-сорока лет живут, имея только одного партнера. И если это пруд, то не допускают туда других особей. Несмотря на внешний спокойный и горделивый вид, это довольно агрессивные животные. Помимо трубачей есть такие виды, как лебедь-шипун, тундровый лебедь, лебедь-кликун, черный лебедь, малый лебедь, лебедь американский.


Лебеди - самые крупные водоплавающие птицы, которые весят в среднем девять килограммов. По сравнению с другими представителями породы утиных, у лебедя самая длинная шея. А у какого именно вида? Оказывается, самая длинная шея у черного. Ноги короткие, ходит вразвалочку. На земле этот лебедь с длинной шеей проводит мало времени. В основном обитает на воде.

Страус

Страус - самая крупная птица. Высота его - 2-2,5 м. Вес - 60-75 кг. А вес взрослого самца может достигать 120 кг. Имеет мощные ноги, длинную шею. При этом у данной птицы небольшая голова.

Длинная шея не только у птиц, но и у зверей

Длина шеи у птиц зависит от количества позвонков. Их число колеблется от 9 до 25. Природа не зря подарила длинные шеи некоторым видам. Например, лебеди не умеют нырять, как утки. Поэтому в поисках еды, оставляя туловище на поверхности, окунают голову под воду. И благодаря длинной шее достают до дна (разумеется, речь идет не о глубоких водоемах). Там они добывают себе пищу. Существует еще несколько видов птиц, имеющих длинную шею, но первое место занимает все же розовый фламинго.

Давайте теперь рассмотрим некоторых животных. У кого из них самая длинная шея?
Самым древним является динозавр. Это наиболее известный вымерший отряд пресмыкающихся, которые прожили на Земле 150 млн лет. Ученые определили десятки видов этих животных - ютарапторы, синорнитозавры, янхунозавры, скутеллозавр, трицератопс и многие другие. Длинные ноги и шеи имели растительноядные динозавры.

Брахиозавр

До появления диплодоков и аргентинозавров брахиозавр был уникальным в своем роде. Это динозавр с длинной шеей. В длину его туловище могло достигать 30 метров, а в высоту 14 метров.


Масса тела - в среднем сорок тонн. Маленькая голова располагалась на шее, длина которой составляла примерно восемь-девять метров.

Жираффатиан

Останки данного вида динозавров найдены в Африке. Длина его шеи составляла десять-двенадцать метров. Высота - около тринадцати метров. Вес данной особи доходит до 31 тонны. Плечи жираффатиана находятся на уровне шести метров.

Маменчизавр

Маменчизавр - динозавр с длинной шеей. Он обитал на территориях современного Китая.


Это самое длинное животное юрского периода - его туловище достигало 23 м в длину. Высота - шестнадцать метров. Вес - 25 тонн. Из современных живых существ по весу с маменчизавром может сравниться лишь голубой кит. Среди всех своих собратьев он был рекордсменом по длине шеи (шестнадцать метров!). Такая внешняя особенность давала животному преимущество среди других зауроподов в поиске пропитания. Маменчизавр мог доставать до верхушек даже очень высоких деревьев.

Высота жирафа, длина шеи, описание вида

Туловище его коротковатое, маленькая голова, подвижные уши среднего размера и "рожки" на лбу. Такие наросты носят научное название - "оссиконы". Уже с ними рождается жираф. Продолжительность жизни особи - около тридцати лет. Данное животное является обладателем длинных ног. Высота жирафа - 6-7 метров. Так как голова находится на высоте двух-трех метров от сердца, то последнее вынуждено проделывать нелегкую работу, снабжая кровью шею, длина которой достигает 2-3 м.


Является неправильным мнение, что у жирафа столь длинная шея из-за большого количества шейных позвонков. Как и у всех млекопитающих, у него их семь. Просто у данного животного они достаточно большие. А, например, у мелких грызунов они крохотных размеров.

На вопрос "Почему у жирафа длинная шея?" ответ достаточно прост. С помощью столь длинной части тела животное срывает листья с верхушек деревьев. Такие травоядные, как антилопы или зебры, обрывают листву с нижних веток, а питаться травой жирафу неудобно. Остается добывать пищу на высоте, где, кстати, никогда не бывает конкурентов.

Мы разобрались с тем, почему у жирафа длинная шея. А что еще есть примечательно у этого животного? У жирафа достаточно длинный язык - около полуметра. Благодаря ему животное легко срывает с верхушек деревьев молодые побеги, которые являются для него настоящим лакомством. Язык является у данной особи мощной мышцей.


Длинные ноги порою доставляют неудобства жирафу. Например, когда он приходит на водопой, доводится широко раздвинуть передние и тянуть голову к поверхности воды. Нередко жираф вынужден и подгибать ноги.

Эти животные с длинной шеей могут развивать скорость до 55 км в час. Шея при этом отвечает за интенсивность движений.

Небольшое заключение

Подводя итог, можно с полной уверенностью сказать, что в настоящее время обладателями самой длинной шеи среди птиц являются розовые фламинго, а среди животных - жирафы.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.