Диагностика детей дошкольного возраста с нарушением осанки


Нарушения осанки у детей – изменения физиологического положения позвоночника, обусловленные структурными и функциональными изменениями в опорно-двигательном аппарате. Нарушения осанки у детей могут проявляться сутулостью, асимметрией позвоночника, болями в грудной клетке или спине, головными болями, астеновегетативным синдромом. Диагностика нарушений осанки у детей включает визуальный осмотр, рентгенографию (КТ, МРТ) позвоночника. Коррекция нарушений осанки у детей проводится с помощью лечебной физкультуры, массажа, мануальной терапии; по показаниям назначается ношение корригирующих
корсетов.

Нарушения осанки встречаются у 2,1 % детей раннего возраста; у 15-17% дошкольников; у 33% учащихся средней школы и у 67 % старших школьников. При своевременном проведении оздоровительных мероприятиях нарушения осанки у детей являются обратимыми, однако в запущенных случаях могут привести к ограничению подвижности грудной клетки и диафрагмы, снижению амортизационной функции позвоночника, нарушению деятельности дыхательной, сердечно-сосудистой и центральной нервной системы. Нарушения осанки у детей могут являться предшественниками таких заболеваний опорно-двигательного аппарата, как сколиоз, остеохондроз, межпозвоночная грыжа. Именно поэтому вопросы профилактики нарушений осанки у детей являются актуальными для современной педиатрии.

Причины нарушений осанки у детей

Дефекты осанки у детей могут носить врожденный или приобретенный характер. Врожденные нарушения осанки у детей связаны с внутриутробным нарушением формирования позвоночника (клиновидной деформацией позвонков, образованием дополнительных позвонков), дисплазией соединительной ткани, миотоническим синдромом и др. К нарушению осанки у детей могут приводить родовые травмы, прежде всего, подвывих I шейного позвонка (травма атланта), кривошея.

Приобретенные нарушения осанки встречаются в 90-95% случаев и обычно выявляются у детей, имеющих астеническое телосложение. Непосредственными причинами, приводящими к нарушению осанки у детей, могут выступать неблагоприятные социально-гигиенические условия: недостаточная физическая активность (гипокинезия), несоответствие учебной мебели (стола, стула) росту ребенка и низкая освещенность рабочего места, ношение портфеля в одной и той же руке и пр. Все перечисленные факторы способствуют длительной неправильной фиксации положения и выработке навыка патологической установки тела. Здесь же следует отметить неблагоприятное влияние на формирующуюся детскую осанку таких действий взрослых, как постоянное ношение грудного ребенка на одной руке, попытки слишком рано сажать ребенка или ставить его на ножки, ведение ребенка во время прогулок за одну и ту же руку.

Приобретенные нарушения осанки у детей могут формироваться вследствие рахита, туберкулеза, полиомиелита, переломов позвоночника, остеоми-елита, вальгусной деформация стопы, плоскостопия, остеохондропатии, деформирующих рубцов на спине, укорочения одной конечности и др. Довольно часто дети, страдающие близорукостью, астигматизмом, косоглазием или тугоухостью, вынужденно принимают неправильную позу во время работы, чтобы компенсировать дефект зрительного или слухового восприятия.

Предрасполагающими моментами для формирования нарушений осанки у детей служат слабое физическое развитие, неправильный режим, гипотрофия или ожирение, соматическая ослабленность ребенка, недостаток поступления в организм микроэлементов и витаминов.

Симптомы нарушений осанки у детей

Сами по себе нарушения осанки у детей еще не являются болезнью, но создают предпосылки для заболеваний опорно-двигательного аппарата и внутренних органов.

При асимметричной осанке у детей отмечается дугообразная деформация позвоночника с вершиной, обращенной влево или вправо; наклон головы в сторону; разноуровневое положение плеч, лопаток, сосков.

Нарушения осанки у детей в немалой степени способствуют изменению функционирования легких, сердца, органов пищеварения. Так, впалая плоская грудь и сутулая спина ограничивают полную экскурсию грудной клетки, делают дыхание поверхностным, что обусловливает кислородную недостаточность и снижение уровня обмена веществ. Дети с нарушениями осанки вялы, апатичны, страдают плохой памятью, анемией, подвержены заболеваемости ОРЗ, бронхитом, пневмонией, предрасположены к туберкулезу. Вследствие чрезмерного прогиба в поясничном отделе позвоночника развивается слабость мышц брюшного пресса и, как следствие, опущение желудка и кишечника, запоры. Дети с нарушениями осанки различного типа могут предъявлять жалобы на боли в спине, быстрое утомление, головные боли, ухудшение зрения. Нарушения осанки у детей со временем
могут приводить к развитию дегенеративных изменений позвоночника (остеохон-дроза), деформаций грудной клетки, межпозвоночных грыж, сколиоза, деформирующего остеоартроза.

Диагностика нарушений осанки у детей

Все случаи нарушения осанки требуют консультации детей вертебрологом или детским травматологом-ортопедом, проведения клинического и рентгенологического обследования. Осмотр ребенка проводится в положении стоя спереди, сбоку и сзади. Основными визуальными критериями нарушения осанки у детей служат: выступающие назад и расположенные на разных уровнях и на разном расстоянии от позвоночника лопатки; отклонение отростков позвоночника от средней линии спины; несимметричность ягодичных складок, разноуровневое расположение подколенных ямок; вогнутая или выпуклая грудная клетка; несимметричность ребер, отведение плеч вперед и др. Иногда для большей точности прибегают к измерению различных параметров (расстояния между 7-м шейным позвонком и нижними углами лопаток, расстояния между лопатками, длины нижних конечностей, расчету плечевого индекса и др.).

Важное значение при диагностике нарушений осанки у детей имеет тест Адамса (наклон туловища вперед), с помощью которого определяется функциональное состояние изгибов позвоночника и наличие ротационного компонента, являющегося дифференциально-диагностическим признаком сколиоза.

Инструментальные методы обследования наиболее точны, поскольку позволяют избежать субъективных ошибок, связанных с визуальной диагностикой нарушений осанки у детей. В случае необходимости ребенку выполняется рентгенография, КТ или МРТ позвоночника.

Лечение нарушений осанки у детей

Лечебный комплекс при нарушениях осанки у детей должен быть направлен на формирование полноценного мышечного корсета, выработку правильного функционального стереотипа.


Диагностика нарушений осанки и плоскостопия у детей

Часто искривление позвоночника у детей развивается быстро, осо­бенно в период их бурного роста (в 12-14 лет), и родители не успевают уследить за тем, как и когда это про­исходит. И однажды они замечают, что спина у их ребенка стала неровной, а позвоночник искривлен.

Говорить о правильной осанке у ребенка младшего дошкольного воз­раста не приходится. Она просто не сформирована. Поэтому основное вни­мание и родителей, и педагогов должно уделяться физическому воспитанию детей, направленному на укрепление мышц шеи, спины, живота и ног.

К возрасту 7 лет осанке и поло­жению позвоночника ребенка следует уделять особое внимание, ведь именно в этом возрасте признаки нарушения осанки или сколиоза еще не проявля­ются. Их надо выявлять.

Как оценить осанку ребенка?

Для этого необходимо понаблюдать, как он сидит и стоит в обычной, не­принужденной позе, как он ходит.

По­звоночник новорожденного в норме имеет форму равно­мерной дуги. Постепенно младенчес­кая выпуклость позвоночни­ка уменьшается, и у годова­лого ребенка он выпрямляет­ся настолько, что приближа­ется к прямой линии. Такая форма спины сохраняется примерно до пятилетнего возраста. С этого времени параллельно с общим ростом и созреванием крохи позво­ночник начинает менять форму, приобретая физиоло­гические искривления и ин­дивидуальные особенности. В возрасте 3 лет и старше от­клонения в области позво­ночника выявляются следу­ющим образом: попросите своего малыша встать боком к вам и наклониться вперед. У здорового ребенка при та­ком сгибании вперед позво­ночник образует равномер­ную дугу. Если же вы видите участки, которые сгибаются сильнее, а смежные с ними остаются разогнутыми, обра­щайтесь к врачу немедля. При осмотре ребенка необхо­димо обращать внимание на состояние всех отделов спи­ны: оцените, одинакова ли высота плеч, равномерно ли отстоят обе лопатки, не на­рушена ли симметричность талии, нет ли отклонений в вертикали межъягодичной складки и в положении яго­диц. Выявление хотя бы од­ного нарушения — повод для обращения к врачу.

При правильной осанке лопатки должны располагаться симметрично, плечи — на одном уровне и слегка развернуты, живот подтянут, ноги пря­мые, походка ровная.

Для сколиоза также характерна деформация позвоночника в виде скру­чивания вокруг вертикальной оси (торсия). Выявить наличие торсии можно, попросив ребенка наклониться вперед. Скручивание позвоночника проявляется в виде реберного выбухания (горба) с одной стороны от позвоночника (чаще всего на уровне лопаток), а по другую сторону, на уровне поясницы, в виде мышечного валика.

По форме искривления сколиоз может быть С-образным и S-образным.

По тяжести деформации различают 4 степени сколиоза:

Первая степень характеризуется небольшим отклонением позвоночного столба и начальной степенью торсии. Вторая степень — заметное от­клонение позвоночного столба во фрон­тальной плоскости, выраженная торсия. Угол первичной дуги искривления в пределах 21-30°, имеется реберный горб и мышечный валик. Рентгенологически проявляется деформация тел позвонков на вершине искривления.

Третья степень — более выражен­ная деформация, большой реберный горб, резкая деформация грудной клет­ки. Угол первичной дуги от 40° до 60°. Рентгенологически видны клиновидные позвонки на вершине искривления.

Четвертая степень характеризуется тяжелым обезображиванием туловища, деформацией таза, отклонением туло­вища, стойкой деформацией грудной клетки, а также наличием заднего и переднего горбов. Рентгенологически определяется выраженная клиновидная деформация тел позвонков в грудном и поясничном отделах позвоночного столба, обызвествление связочного аппарата. Угол основного искривления достигает 61-90°.

Кроме того, при обследовании ребенка необходимо измерить длину его ног — при различной длине нижних конечностей формируется неструктур­ный сколиоз. Его особенность проявля­ется в том, что при подкладывании под укороченную ногу подставки происходит выпрямление позвоночника.

Однако глазом отличить начальную стадию сколиоза от асимметричной осанки самим родителям или воспита­телям достаточно сложно. Поэтому при малейшем подозрении на нарушение осанки необходимо срочно обратиться к ортопеду.

Правильная осанка

Специалисты заметили, что скачки развития искривле­ний позвоночника у детей чаще всего совпадают с пери­одами интенсивного роста. Такие периоды общеизвест­ны: первые полтора года жизни, возрастной отрезок от 5 до 7 лет, затем — от 12 до 14 лет (он совпадает с перио­дом полового созревания). Постарайтесь в указанные сроки ежемесячно измерять рост своего ребенка, а все цифры заносить в блокнот. Если вы обнаружите слиш­ком резкий скачок, стоит по­думать о курсе щадящей ма­нуальной терапии. Такие се­ансы желательно проводить именно в периоды наиболее интенсивного роста.

Нe стоит забывать и о фундаменте нашего тела — о стопах. Именно стопы защищают позвоночник от толчков и ударов, поэтому их хорошее состояние является залогом ровного позвоноч­ника. Но дети очень часто страдают плоскостопием. По данным осмотров в детских учреж­дениях, 80—85% школьников имеют ортопедическую патологию, в частности плоскостопие.

Нормальная стопа Плоскостопие Нормальная стопа Плоскостопие

Сложно диагностировать плоско­стопие у детей раннего возраста, по­тому как зачастую трудно отличить функциональное плоскостопие от па­тологического. Все дети рождаются с плоской стопой. Своды начинают формироваться, только когда ребенок начинает ходить, бегать, прыгать, и полностью формируются к 6—7 годам. Однако плоская стопа может быть результатом врожденных дефек­тов, патологии нервной и эндокринной систем. Поэтому отличить норму от патологии может только врач. Надо помнить, что с самого раннего возрас­та и весь период интенсивного роста организма (в 3 и 6 месяцев, а также в 1, 3 и 5 лет) необходимо регулярно посещать ортопеда. Не поддавайтесь расхожему мнению, что не бывает плоскостопия у детей до 5 лет. Более того, вы можете предотвратить развитие заболевания.

Основные симптомы уплощения сво­да стопы (плоскостопия) — боль и изме­нение очертаний стопы. При слабовыраженном плоскостопии (I степени) после физических нагрузок в ногах появляется чувство усталости, при надавливании на стопу возникают болезненные ощуще­ния. Походка становится менее пластич­ной, нередко к вечеру стопа отекает.

Итак, как проверить состояние стоп малыша? Прежде всего, следует обратить внимание на походку ребенка и сроки, когда он начал ходить. Если это произошло на­много позже года, проявите беспокой­ство. Чтобы походка была правильной, необходимо, чтобы ребенок ставил обе стопы параллельно друг другу. При каждом шаге параллельное положение стоп должно соблюдаться.

Одним из признаков плоскостопия является неуверенность в ходьбе и дви­жениях. Косолапость, отклонения стоп наружу или вовнутрь также могут свиде­тельствовать об уплощении свода стопы. Очень часто люди, страдающие плоско­стопием, ходят, развернув носки и широ­ко расставив ноги, слегка сгибая их в коленных и тазобедренных суставах, уси­ленно размахивая руками.

Если стопы отклоняются от па­раллельных линий, носки повернуты внутрь и смотрят друг на друга, что создает эффект косолапости, такое нарушение называется варусным при­ведением стоп. Если стопы смотрят в стороны, то это называется вальгусной установкой стоп. Бывает, что внутрен­ний край стопы завален внутрь — это вальгусная деформация стопы. Такая деформация приводит к неуклюжей по­ходке, при которой носки разведены в стороны, и вследствие неправильного распределения нагрузки деформируются коленные суставы по типу Х-образной деформации. При отклонении стопы наружу возникает варусная деформация стопы.

Обследуйте ботиночки школьника: не изнашиваются ли они по внутренней стороне подошвы и каблука? В старшем возрасте школьник сам выразит свои жалобы, по которым можно заподозрить плоскостопие: при ходьбе быстро утомляются ноги, появляется боль в икро­ножных мышцах, на подошве, в области свода стопы.

Определить наличие плоскостопия можно и по отпечаткам подошвы. Внимание! При определе­нии плоскостопия по отпечаткам по­дошвы у детей дошкольного возраста может быть допущена ошибка, так как в раннем детстве все или почти все дети являются плоскостопными.

Отпечатки стоп а — нормальная стопа, б — плоская стопа

Безусловно, если выявлено то или иное нарушение, нужно безотлагательно начинать лечение. Помните о том, что, распознав болезнь вовре­мя, можно при определен­ных профессиональных уси­лиях уменьшить нарастаю­щий косметический дефект, а также избежать возникновения нарушений со стороны других органов и систем.

Упражнения для выработки навыка правильной осанки

И. п. - стоя спиной к стене.

1. Затылок, лопатки, ягодицы, икро­ножные мышцы и пятки касаются сте­ны, голова поднята, плечи опущены и отведены назад, лопатки прилегают к стене. Если поясничный лордоз увели­чен, следует приблизить поясницу к стене, немного напрягая мышцы живо­та и передней поверхности бедер; при этом таз поворачивается вокруг тазобе­дренных суставов, и угол его наклона уменьшается.

2.Потянуть руки и плечи вниз, голо­ву вверх, вытягивая шейный отдел позвоночника (выдох), расслабиться (вдох).

3.Потянуться вверх всем телом, от го­ловы до пяток (на носки не приподниматься), опустить плечи, вытянуть весь позвоночник (выдох), расслабиться (вдох).

4.Положить руки на голову, потянуть вверх все тело, кроме шеи и головы, вы­тягивая грудной и поясничный отделы (выдох), расслабиться (вдох).

Те же упражнения на вытягивание по­звоночника можно выполнять сидя.

5.Закрыть глаза, сделать шаг вперед, принять правильную осанку. Открыть
глаза, проверить правильность осанки, исправить замеченные дефекты.

6.Сделать два-три шага вперед, при­сесть, встать, принять правильную осан­ку, проверить себя.

8.Подняться на носки, скользя спи­ной по стене, потянуться всем телом
вверх. Задержаться в этом положении на 3-5 секунд, вернуться в и. п.

Все эти упражнения можно услож­нять - выполнять, не прислоняясь спи­ной к стене.

Упражнения на ощущение правильной осанки

Наиболее отчетливое ощущение пра­вильной осанки появляется при прикосновении спиной к стене. Дети начи­нают чувствовать уровень надплечий, положение лопаток, таза, всего тела. В этом случае полезны следующие упражнения.

1. И. п. - стать спиной к стенке в ос­новной стойке, так чтобы затылок, ло­патки, ягодичные мышцы и пятки каса­лись ее. Сделать шаг вперед, стараясь со­хранить то же положение тела, вернуть­ся к стенке. Повторить несколько раз.

2. И. п. - то же. Присесть и встать или поочередно поднимать и сгибать ноги,
сохраняя то же положение головы, таза, спины.

И. п. - то же. Сделать шаг вперед, по­вернуться на 360 градусов, выпрямить­ся, вернуться к стенке.

игровые упражнения для укрепления мышц спины

Непросто уговорить непоседу делать что-то специально. А вы поиграйте!

■ „Самолетик" — ноги вместе, руки в стороны на высоте плеч. Наклоняем руки-крылья то в одну, то в другую сторону. Можно погудеть!

■ „Ветряная мельница". Одну руку кладем на пояс, другую поднимаем вверх и описываем круги, постепенно ускоряя движения. Рука ра­ботает вперед или назад.

■ „Носим воду". Положите ребенку на плечи гимнастическую палку, как коромысло. Повесь­те два ведерка с водой и предложите пронести, не разливая (спинку держим прямо!).

■ „Рубим дрова". Ноги слегка расставим. В руки малышу можно дать короткую палочку. Кроха делает большой взмах назад, а затем резко опускает руки, наклоняясь вперед.

■ „Щенок". Ребенок ходит на четвереньках, при каждом шаге подтягивая вперед колено. Затем останавливается, чтобы повернуться направо и налево. Следите, чтобы во время поворотов кроха не прогибал спинку

■ „Кошка, которая ловит мышей". Ребенок ло­жится на пол и ползет вперед, вытягивая в том же направлении сначала руку, потом ногу.

■ „Рыбка". Малыш лежит на полу, вытянув ру­ки вперед, ноги прямые. Крохе нужно поднять руки и грудь вверх и вернуться в исходное по­ложение. Затем — взмахнуть ногами, как рыба хвостом, и сделать перекат от головы к ногам,
как рыбка, выпрыгивающая из воды.

■ „Собираем фрукты". Поднимая яблоко или грушу на разную высоту, позвольте ребенку до­тянуться до них, встав на цыпочки или под­
прыгнув. Потом на кухне вы вместе сможете полакомиться собранным урожаем.

Чтобы такая веселая игра приносила пользу, каждое упражнение повторяем 8-10 раз


Нарушения осанки у детей – изменения физиологического положения позвоночника, обусловленные структурными и функциональными изменениями в опорно-двигательном аппарате. Нарушения осанки у детей могут проявляться сутулостью, асимметрией позвоночника, болями в грудной клетке или спине, головными болями, астеновегетативным синдромом. Диагностика нарушений осанки у детей включает визуальный осмотр, рентгенографию (КТ, МРТ) позвоночника. Коррекция нарушений осанки у детей проводится с помощью лечебной физкультуры, массажа, мануальной терапии; по показаниям назначается ношение корригирующих корсетов.


  • Причины
  • Классификация
  • Симптомы нарушений осанки у детей
  • Диагностика
  • Лечение нарушений осанки у детей
  • Прогноз и профилактика нарушений осанки у детей
  • Цены на лечение

Общие сведения

Нарушения осанки у детей - различного рода деформации позвоночника во фронтальной и сагиттальной плоскости. Нарушения осанки встречаются у 2,1 % детей раннего возраста; у 15-17 % дошкольников; у 33% учащихся средней школы и у 67 % старших школьников. При своевременном проведении оздоровительных мероприятиях нарушения осанки у детей являются обратимыми, однако в запущенных случаях могут привести к ограничению подвижности грудной клетки и диафрагмы, снижению амортизационной функции позвоночника, нарушению деятельности дыхательной, сердечно-сосудистой и центральной нервной системы. Нарушения осанки у детей могут являться предшественниками таких заболеваний опорно-двигательного аппарата, как сколиоз, остеохондроз, межпозвоночная грыжа. Именно поэтому вопросы профилактики нарушений осанки у детей являются актуальными для современной педиатрии.


Причины

Дефекты осанки у детей могут носить врожденный или приобретенный характер. Врожденные нарушения осанки у детей связаны с внутриутробным нарушением формирования позвоночника (клиновидной деформацией позвонков, образованием дополнительных позвонков), дисплазией соединительной ткани, миотоническим синдромом и др. К нарушению осанки у детей могут приводить родовые травмы, прежде всего, подвывих I шейного позвонка (травма атланта), кривошея.

Приобретенные нарушения осанки встречаются в 90-95% случаев и обычно выявляются у детей, имеющих астеническое телосложение. Непосредственными причинами, приводящими к нарушению осанки у детей, могут выступать неблагоприятные социально-гигиенические условия: недостаточная физическая активность (гипокинезия), несоответствие учебной мебели (стола, стула) росту ребенка и низкая освещенность рабочего места, ношение портфеля в одной и той же руке и пр. Все перечисленные факторы способствуют длительной неправильной фиксации положения и выработке навыка патологической установки тела. Здесь же следует отметить неблагоприятное влияние на формирующуюся детскую осанку таких действий взрослых, как постоянное ношение грудного ребенка на одной руке, попытки слишком рано сажать ребенка или ставить его на ножки, ведение ребенка во время прогулок за одну и ту же руку.

Приобретенные нарушения осанки у детей могут формироваться вследствие рахита, туберкулеза, полиомиелита, переломов позвоночника, остеомиелита, вальгусной деформация стопы, плоскостопия, остеохондропатии, деформирующих рубцов на спине, укорочения одной конечности и др. Довольно часто дети, страдающие близорукостью, астигматизмом, косоглазием или тугоухостью, вынужденно принимают неправильную позу во время работы, чтобы компенсировать дефект зрительного или слухового восприятия.

Предрасполагающими моментами для формирования нарушений осанки у детей служат слабое физическое развитие, неправильный режим, гипотрофия или ожирение, соматическая ослабленность ребенка, недостаток поступления в организм микроэлементов и витаминов.

Классификация

В детской травматологии и ортопедии выделяют нарушения осанки двух видов: в сагиттальной и фронтальной плоскости.

Нарушения осанки в сагиттальной плоскости характеризуются неправильным соотношением физиологических изгибов позвоночника:

  • сглаживанием всех позвоночных изгибов (плоская спина у детей);
  • увеличением поясничного лордоза, слабо выраженным шейным лордозом и грудным кифозом (плоско-вогнутая спина);
  • увеличением грудного кифоза с уменьшением поясничного лордоза (сутуловатость);
  • увеличением грудного кифоза наряду с практически полным сглаживанием поясничного лордоза (круглая спина, кифотическая осанка);
  • увеличением всех физиологических изгибов позвоночника (кругло-вогнутая спина, кифолордотическая осанка).

Определяющим признаком нарушений осанки во фронтальной плоскости (сколиотической осанки) служит асимметрия правой и левой половины туловища у детей. В отличие от сколиоза, при нарушении осанки во фронтальной плоскости асимметрия позвоночника у детей исчезает в положении лежа, отсутствует торсия позвонков, что указывает на функциональный характер деформации.

Степень нарушения осанки у детей может быть различной. При I степени отмечаются незначительные изменения осанки, которые можно устранить путем целенаправленной концентрации внимания ребенка. II степень нарушений осанки у детей характеризуется более выраженными деформациями, которые возможно устранить с помощью разгрузки позвоночника в горизонтальном положении или подвешивания ребенка за подмышечные впадины. При нарушениях осанки III степени у детей отмечаются деформации позвоночника, которые невозможно устранить путем разгрузки позвоночника. У дошкольников обычно наблюдаются нарушения осанки I-II степени; у детей школьного возраста – II-III степени.

Симптомы нарушений осанки у детей

Сами по себе нарушения осанки у детей еще не являются болезнью, но создают предпосылки для заболеваний опорно-двигательного аппарата и внутренних органов.

При асимметричной осанке у детей отмечается дугообразная деформация позвоночника с вершиной, обращенной влево или вправо; наклон головы в сторону; разноуровневое положение плеч, лопаток, сосков.

Нарушения осанки у детей в немалой степени способствуют изменению функционирования легких, сердца, органов пищеварения. Так, впалая плоская грудь и сутулая спина ограничивают полную экскурсию грудной клетки, делают дыхание поверхностным, что обусловливает кислородную недостаточность и снижение уровня обмена веществ. Дети с нарушениями осанки вялы, апатичны, страдают плохой памятью, анемией, подвержены заболеваемости ОРЗ, бронхитом, пневмонией, предрасположены к туберкулезу.

Вследствие чрезмерного прогиба в поясничном отделе позвоночника развивается слабость мышц брюшного пресса и, как следствие, опущение желудка и кишечника, запоры. Дети с нарушениями осанки различного типа могут предъявлять жалобы на боли в спине, быстрое утомление, головные боли, ухудшение зрения. Нарушения осанки у детей со временем могут приводить к развитию дегенеративных изменений позвоночника (остеохондроза), деформаций грудной клетки, межпозвоночных грыж, сколиоза, деформирующего остеоартроза.

Диагностика

Все случаи нарушения осанки требуют консультации детей вертебрологом или детским травматологом-ортопедом, проведения клинического и рентгенологического обследования.

Осмотр ребенка проводится в положении стоя спереди, сбоку и сзади. Основными визуальными критериями нарушения осанки у детей служат: выступающие назад и расположенные на разных уровнях и на разном расстоянии от позвоночника лопатки; отклонение отростков позвоночника от средней линии спины; несимметричность ягодичных складок, разноуровневое расположение подколенных ямок; вогнутая или выпуклая грудная клетка; несимметричность ребер, отведение плеч вперед и др. Иногда для большей точности прибегают к измерению различных параметров (расстояния между 7-м шейным позвонком и нижними углами лопаток, расстояния между лопатками, длины нижних конечностей, расчету плечевого индекса и др.).

Важное значение при диагностике нарушений осанки у детей имеет тест Адамса (наклон туловища вперед), с помощью которого определяется функциональное состояние изгибов позвоночника и наличие ротационного компонента, являющегося дифференциально-диагностическим признаком сколиоза.

Инструментальные методы обследования наиболее точны, поскольку позволяют избежать субъективных ошибок, связанных с визуальной диагностикой нарушений осанки у детей. В случае необходимости ребенку выполняется рентгенография, КТ или МРТ позвоночника.

Лечение нарушений осанки у детей

Лечебный комплекс при нарушениях осанки у детей должен быть направлен на формирование полноценного мышечного корсета, выработку правильного функционального стереотипа.

Основная роль в коррекции нарушений осанки у детей принадлежит лечебной физкультуре, массажу (общему, ортопедическому, с элементами ЛФК, мышц живота, грудной клетки, спины и поясницы), мануальной терапии, гидротерапии, лечебному плаванию, кинезиотерапии. У детей школьного возраста в комплекс лечебно-коррекционных мероприятий целесообразно включать занятия на гребном тренажере, велотренажере, гимнастических комплексах. Из методов физиотерапии при нарушении осанки у детей используется электростимуляция мышц спины, индуктотермия, электрофорез, общее УФО, пелоидотерапия, талассотерапия.

При необходимости ребенку назначается ношение специального корсета, поддерживающего мышцы спины.

Прогноз и профилактика нарушений осанки у детей

В большинстве случаев правильно организованный лечебно-двигательный режим способствует полной коррекции нарушений осанки у детей. При имеющихся стойких деформациях позвоночника может потребоваться хирургическая коррекция сколиоза.

Для профилактики нарушений осанки у детей крайне важны правильный режим дня, полноценное питание, сон на ортопедическом матрасе и подушке, точный подбор обуви, правильная организация рабочего пространства и др. Для выработки навыка правильной осанки детям необходима полноценная двигательная активность (прогулки, подвижные игры, гимнастика, занятия спортом), закаливание, профилактический массаж. Дети с нарушениями осанки должны состоять на диспансерном учете у детского ортопеда.

Нарушение осанки у детей дошкольного возраста – проблема распространенная и встречается у 16-17% всех детей младше 7 лет. Многие родители не считают это серьёзной проблемой и совершенно напрасно.

Искривленная осанка – не просто некрасивый дефект, но и является вполне реальной основой для развития заболеваний позвоночника и опорно-двигательного аппарата. Однако, все изменения в осанке, выявленные в раннем возрасте, являются обратимыми и могут быть устранены с помощью различных процедур и мероприятий, о которых будет рассказано в этой статье.

Как формируется осанка

Прежде всего, осанка зависит от формы позвоночника, который, конечно же, не может быть прямым как палка. Изгибы позвоночника позволяют нам сохранять равновесие и амортизируют толчки и удары во время движения. Позвоночник новорожденного ребенка похож на дугу.

После того, как малыш научится поднимать и держать голову, начинает формироваться первый позвоночный прогиб – шейный лордоз.

В возрасте примерно 10 месяцев, дети постепенно учатся стоять и ходить, вследствие чего, под действием силы тяжести брюшные мышцы выпирают вперед, увеличивается угол наклона тазовых костей и формируется поясничный лордоз.

Процесс формирования осанки заканчивается с образованием арочной формы костей стопы в возрасте 3-4 лет.

Причины нарушения осанки

Искривление позвоночника у дошкольников может быть как врожденным, так и приобретенным. К врожденным причинам относятся:

  • Родовые травмы, а конкретно, подвывих шейного позвонка – смещение поверхностей двух соседних позвонков;
  • Дисплазия соединительной ткани;
  • Кривошея;
  • Аномалии при внутриутробном формировании позвоночника (клиновидные позвонки, деформация позвонков).

Эти нарушения обнаруживаются примерно у 5 из 100 детей с деформацией осанки. Все остальные получили приобретенное искривление позвоночника.

К причинам его возникновения относятся:

  1. Избыточная масса тела;
  2. Гиподинамия – современные дети стали меньше двигаться, чаще предпочитая игры на свежем воздухе просмотру телевизора и электронных гаджетов. Из этого вытекает причина строчкой ниже;
  3. Неразвитость мускулатуры;
  4. Несбалансированный рацион питания;
  5. Ошибочные действия родителей (слишком ранняя посадка/постановка на ножки);
  6. Неправильно подобранная мебель для ребенка или слишком мягкий матрас. Неудобный, слишком высокий или низкий стол и стул вынуждают ребенка принимать неправильную позу во время рисования или других занятий. Дети сутулятся, перекашиваются, пытаясь занять удобную позицию и нанося вред своей осанке;
  7. Некоторые перенесенные заболевания (рахит, туберкулез).

Если вы обратили внимание на отклонения в осанке вашего ребенка, не закрывайте глаза на эту проблему, ведь деформация позвоночника может привести к сдавливанию внутренних органов и сбоям в их работе, снижению концентрации памяти и внимания, повышенной утомляемости.


Как выявить деформацию осанки у ребенка

Попросите ребенка раздеться до трусов и встать ровно.

  • Плечи должны быть расположенными на одной линии;
  • Угол между плечом и шеей должен быть одинаковый с обеих сторон;
  • Грудная клетка должна быть ровной, без западаний и выпячиваний.

  • Живот втянутый, грудная клетка приподнята;
  • Позвоночник имеет плавные физиологичные изгибы;
  • Угол наклона таза составляет 35 градусов у мальчиков и 55 у девочек;
  • Ноги прямые.

  • Лопатки расположены ровно, на одной и линии и одинаково удалены от позвоночника;
  • Подъягодичные складки должны быть симметричны.

Прислоните ребенка в ровном положении спиной к стене. Пятки, икры, ягодицы, лопатки и затылок должны касаться поверхности стены, а расстояние между ней и телом в районе шеи и поясницы должно составлять 2-3 пальца.

Также не лишним будет проведение теста на развитость спинных мышц. Ребенок укладывается на стол или другую твердую возвышенную поверхность так, чтобы часть тела выше поясницы находилась на весу. Ноги должны удерживаться родителем, руки ребенка вытянуты по швам и лежат на поясе.

Ребенок — дошкольник в норме должен удерживать горизонтальное положение около 30-60 секунд.

Специалист назначит дополнительные исследования, позволяющие наиболее точно установить степень изменений – рентгенография, компьютерная томография, а также дополнительно направит к детскому ортопеду или хирургу.


Виды искривления осанки

Нарушения могут происходить в двух плоскостях – фронтальной и сагиттальной. Основные виды искривлений в сагиттальной плоскости:

Деформации во фронтальной плоскости не подразделяются на виды и могут быть вызваны гипертонусом мышц в одной части тела, что и вызывает искривление позвоночного столба.

Это явление носит название сколиотической дуги, не следует путать с истинным сколиозом.

Сколиоз возникает при несвоевременном лечении и коррекции этого состояния и имеет 4 степени тяжести:

  • I стадия. Незначительные изменения осанки. Искривление позвоночника можно выявить только путем рентгенографии, и оно не составляет более 30%;
  • II стадия. Деформация осанки более выражена и видна невооруженным взглядом. Уровень искривления 30-60%;
  • III стадия. Ярко выраженная деформации, клиновидная форма позвонков. Искривление может достигать 90%;
  • VI стадия. Процент искривления более 90%.


Последствия деформации осанки

Нарушение осанки не считается заболеванием, однако требует обязательного лечения. Отклонения в формировании скелета приводят к патологиям позвоночника, неправильному распределению нагрузки на суставы, отсюда вытекают такие проблемы как их преждевременный износ, ухудшение работы внутренних органов.

К последствиям не вылеченной искривленной осанки относятся также сердечная и легочная недостаточность, остеохондроз, сколиоз, межпозвонковая грыжа.

Именно поэтому так важно вовремя выявить нарушения и начать коррекцию этого состояния.

Методы исправления искривленной осанки

Лечение деформированной осанки чаще всего поддается консервативной терапии, без участия лекарственных средств. Однако в тяжелых случаях — врожденных или приобретенных деформаций спины с прогрессирующим развитием, может потребоваться оперативное хирургическое вмешательство.

Классический способ лечения искривлений подразумевает под собой целый комплекс мер, сюда входят:

  1. 1. Лечебная физическая культура. Сбалансированная и грамотная физическая нагрузка способна показывать хорошие результаты, укрепляя мышечный корсет и корректируя последствия развития искривления. Данная процедура должна быть систематической, а не одноразовой. Комплекс упражнений включает в себя нагрузку на разные группы мышц – спины, пресса, груди. Для повышения эффективности могут использоваться спортивные снаряды – мяч, палка, гантели. Ниже даны простые упражнения, которые ребенок сможет выполнять и дома, под контролем родителей:
    • Ходьба на месте с подниманием коленей, руки лежат на поясе;
    • Ходьба на носочках, руки лежат на поясе;
    • Наклоны в стороны, руки лежат на поясе;
    • Приседания, спина прямая;
    • Поднятие прямых рук с легкими гантелями в положении сидя;
    • Сведение и разведение лопаток в позиции сидя.
  2. Массаж, который должен осуществляться грамотным специалистом. Убирает зажатость мышц и укрепляет их, налаживает обменные процессы, восстанавливает микроциркуляцию, улучшает кровоток и лимфоток;
  3. Корсет, корректирующий осанку. Один из самых эффективных методов для исправления искривлений у дошкольников и учащихся начальной школы. Представляет собой ортопедическое приспособление, которое снимает нагрузку с позвоночника, выравнивает его и приучает ребенка держать спину ровно. Может использоваться с шестилетнего возраста, необходимость ношения корсета определяется врачом.

Советы для родителей

Родители должны помнить, что на них лежит ответственность и забота о том, чтобы ребенок всегда держал спину правильно и ровно. Приучите своего малыша к правильной позе во время сидения на стуле и за столом. Локти должны лежать на поверхности, а не свисать, плечи расположены симметрично столу, стопы полностью стоят на полу, колени и бедра согнуты под прямым углом.

Тщательно контролируйте, чтобы ребенок не закидывал ногу на ногу, не ложился на стол грудью, не подгибал ноги, не сидел боком к столу. Мебель должна подбираться индивидуально под ребенка, в соответствии с его ростом.

Ваше чадо должно выработать привычку правильной осанки, которая очень поможет ему на всем протяжении дальнейшего обучения в школе, когда придется долгие часы просиживать за партой и приготовлением домашних заданий.

Разнообразьте рацион ребенка, особую роль отводя свежим овощам и фруктам, а также продуктам, богатым кальцием – сыр, творог, кунжут, рыба. Также весьма полезны для суставов такие блюда как холодец и желе.


Приобщайте детей к активным играм и прогулкам на свежем воздухе собственным примером. Поверьте, для них нет ничего интересней, чем погонять в футбол с папой или побегать наперегонки с мамой. Все эти занятия способствуют развитию и укреплению мускулатуры.

Дополнительно стоит подумать о том, чтобы записать ребенка в какую-либо спортивную секцию.

Наилучшими видами спорта для детей с нарушениями осанки станут:

  1. Плавание – укрепит мышечный корсет, снимет нагрузку с позвоночника, улучшит двигательную координацию;
  2. Гимнастика – укрепит мышцы тела, развивает гибкость суставов, мягко корректирует деформированный позвоночник;
  3. Конный спорт – укрепление мышечного корсета, учит держать равновесие, равномерная нагрузка на все мышцы тела, улучшает кровообращение;
  4. Йога – укрепит и растянет мышцы спины, выровняет позвоночник.

Поменяйте матрас ребенка на более твердый, отдавая предпочтение наполнителю из кокосового волокна. Матрасы из него отличаются ортопедическими свойствами, обладают необходимой жесткостью и упругостью, долговечны и практичны. Подушка также не должна быть излишне мягкой и высокой.

Подберите ребенку удобную ортоправильную обувь с супинаторами, это поможет избежать плоскостопия, которое также может быть причиной искривления осанки.


Осанка – это то, что развивается с самого раннего детства, поэтому следует особо внимательно относиться к малышам в возрасте до 3 лет:

  • Не укладывайте и не сажайте грудничков на мягкие перины и матрасы, подушка ребенку до 1 года не нужна совсем;
  • Не торопите физическое развитие – не сажайте и не пытайтесь учить ходить кроху тогда, когда его мышцы еще совсем не готовы к этому. Ребенок должен самостоятельно произвести свои первые попытки встать и сесть;
  • Следите за тем, чтобы не водить на прогулках ребенка всегда за одну и ту же ручку.

Все эти меры обязательно дадут положительный результат, и ваш ребенок будет радовать вас красивой, ровной осанкой и прямой спиной.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.