Детская гимнастика при нарушении осанки и плоскостопии

Анжела Утробина
Комплекс упражнений для профилактики нарушения осанки и плоскостопия для детей 5–7 лет

Комплекс упражнений, рекомендуемый при плоскостопии:

И. П – сидя на стульчике,

1 - Разведение и сведение пяток, не отрывая носков от пола;

2 — захватывание стопами мяча и приподнимание его;

3 — максимальное сгибание и разгибание стоп;

4— захватывание и приподнимание пальцами ног различных предметов (камешков, карандашей и др.);

5 — скольжение стопами вперед и назад с помощью пальцев;

6 — сдавливание стопами резинового мяча;

7 — собирание пальцами ног матерчатого коврика в складки;

8 — катание палки стопами;

9 — повороты туловища без смещения, (выполнять без рывков);

10 — перекат с пятки на носок и обратно;

11 — полуприседание и приседание на носках, руки в стороны, вверх, вперед;

12 — лазанье по гимнастической стенке (на рейки встают серединой стопы);

13 — ходьба по гимнастической палке;

14 — ходьба по брусу с наклонными поверхностями;

15 — ходьба по ребристой доске;

16 — ходьба на носках вверх и вниз по наклонной плоскости;

17 — ходьба по поролоновому матрацу;

18 — ходьба на месте по массажному коврику.

Комплексы упражнений при нарушении осанки с гимнастической палкой.

1. Комплекс упражнений:

1. И. п. — лежа на животе, руки согнуты в локтях, ладони под подбородком, ноги прямые и сомкнутые. На счет 1 поднять прямую правую ногу, на счет 2 — опустить. То же — левой ногой. Повторить 2—3 раза каждой ногой.

2. И. п. — лежа на животе, руки вытянуть перед собой, ноги выпрямить и сомкнуть. На счет 1 — поднять прямую правую ногу и левую руку, на счет 2 — опустить. То же — поменяв ногу и руку. Повторить 2— 3 раза.

3. И. п. — лежа на животе, руки, вытянуть перед собой, ноги выпрямить и сомкнуть. Развести руки в стороны, затем согнуть в локтях и провести под грудью, имитируя движения пловца. При этом грудь немного поднимается (опора на мышцы живота). Ноги не сгибать и не отрывать от пола. Повторить 3—5 раз.

4. И. п. — лежа на спине, взять в руки палку. На счет 1 — поднять руки над головой, на счет 2—5 — проделать ногами движения, имитирующие езду на велосипеде. Вернуться в и. п. Повторить 2—3 раза.

5. И. п. — сидя на пятках, руки вытянуть перед собой. На счет 1 — наклониться вперед и упереться руками в пол. На счет 2 — быстро скользнуть и продвинуться всем телом вперед, выпрямляя ноги, коснувшись грудной клеткой и животом пола, руки не сдвигать. Вернуться в и. п. Повторить 2—3 раза.

2. Комплекс упражнений:

6. И. п. — упор на руках и коленях. Поднять правую руку и правую ногу (па-раллельно полу, задержаться в этом положении, вытягивая ладонь и ступню. Вернуться в и. п. То же — поменяв руку и ногу. Повторить 2—3 раза.

7. И. п. — лежа на животе, руки с гимнастической палкой отвести назад и согнуть в локтях, ноги прямые. Прогнуться, оторвать руки и ноги от пола и задержаться в этом положении на несколько секунд. Вернуться в и. п. Повторить 2—3 раза.

8. И. п. — лежа на спине, руки выпрямить и завести за голову, ноги прямые. Сделать мах руками вверх, сесть, не отрывая ноги от пола, потянуться вверх. Задержаться в этом положении на несколько секунд и вернуться в и. п. Повторить 2—3 раза.

9. И. п. — лежа на животе, выпрямленные руки с палкой завести назад, ноги прямые. Прогнуться, подняв голову, руки, заведенные за спину, и прямые сомкнутые ноги. Вернуться в и. п. Повторить 2—3 раза.

3. Комплекс упражнений:

10. И. п. — лежа на спине, прямые руки завести за голову, поднять прямые сомкнутые ноги под углом 45 градусов. Опустить. Повторить 5 раз.

11. И. п. — лежа на животе, руки положить под грудью на ширине плеч. Отжаться несколько раз на руках, не отрывая ног от пола. Вернуться в и. п. Повторить 2—3 раза.

13. И. п. — лежа на животе, руки вытянуть перед собой, ноги прямые, голову опустить. Поднять голову и тянуть прямые руки и ноги. Задержаться в этом положении. Вернуться в и. п. Повторить 2—3 раза.

14. И. п. — лежа на спине, руки вдоль тела, ноги прямые. Поднять прямые сомкнутые ноги и завести их, если возможно, за голову. Вернуться в и. п. Повторить 2—3 раза.

После упражнений — встать, пробежаться или пройтись бодрым шагом по комнате, постепенно сбавляя темп.

Плавание как средство профилактики и исправления нарушений осанки у детей дошкольного возраста Плавание как средство профилактики и исправления нарушений осанки у детей дошкольного возраста. Плавание - закаляет организм, совершенствует.

Комплекс упражнений по профилактике плоскостопия Комплекс упражнений по профилактике плоскостопия. ЦЕЛЬ: 1. Воспитывать у детей желание заботиться о своём здоровье. 2. Укреплять здоровье.

Конспект утренней гимнастики с элементами дыхательной гимнастики, упражнениями для профилактики нарушения осанки Конспект организации и проведения утренней гимнастики (с элементами дыхательной гимнастики, упражнениями для профилактики нарушения осанки).

Оздоровительное занятие по профилактике нарушения осанки и плоскостопия для детей старшего дошкольного возраста Цель: создание условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей. Задачи: 1. Создание условий для формирования.

Педкопилка: Комплекс упражнений для формирования правильной осанки у детей 4–7 лет. Построение в шеренгу. Встать в положение "основная стойка": голова прямо, плечи развернуты, живот подтянут, ноги выпрямлены. Показать правильное.

Примерный комплекс физических упражнений на формирование правильной осанки детей 4–6 лет Целью лечебной гимнастики является формирование правильной осанки. Данный комплекс выполняется в игровой форме, развивает воображение и.


Комплексы упражнений для профилактики плоскостопия в разных исходных положениях: сидя на стуле, стоя. Комплекс упражнений при нарушении осанки и сколиозе у детей. Группа специальных упражнений, вытягивающих позвоночник, воздействующих на деформированный отдел позвоночника, укрепляющих мышцы живота, спины. Примерный комплекс упражнений для исправления осанки.

Скачать:

ВложениеРазмер
pl_i_no.doc 38 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика плоскостопия. Комплекс упражнений

Исходное положение - сидя на стуле.

• Сгибать - разгибать пальцы ног

• Большим пальцем правой ноги провести по передней поверхности голени левой ноги снизу вверх. Повторить, поменяв ноги.

• Погладить внутренним краем и подошвенной поверхностью правой стопы левую голень. Повторить, поменяв ноги.

• С напряжением тянуть носки на себя - от себя (медленно, колени прямые).

• Соединить подошвы стоп (колени прямые).

• Круговые движения стопами внутрь – кнаружи.

• Как можно выше поднимайте поочередно то одну, то другую выпрямленную ногу. То же самое обеими ногами вместе.

• Максимальное разведение и сведение пяток, не отрывая носков от пола.

• Отрывать от пола пятки. Отрывать от пола носки.

• Захватывать и перекладывать пальцами ног какие-нибудь мелкие предметы (карандаш, губку, речную гальку и т.д.)

• Пальцами ног собрать кусок ткани.

• Катать ногой овальные и круглые предметы.

• Во время сидячей работы сгребайте подошвами в кучку воображаемый песок. Если окажетесь на пляже – сгребайте песок реальный. Поскольку трудно держать под рабочим столом кучу песка, положите туда мячик из твердой резины – катайте его вдоль сводов стоп.

Исходное положение - стоя.

• Приподниматься на носочках.

• Стоя на носочках перейти на наружный край стопы и вернуться в исходное положение.

• Встать на ребра внешней стороны стоп, постоять в таком положении не меньше 30-40 секунд.

• Поворот туловища влево–вправо с поворотом соответствующей стопы на наружный край.

• Приседать, не отрывая пяток от пола.

• Ходьба на носках, на пятках, на наружных сводах стоп, ходьба с поджатыми пальцами, с поднятыми пальцами

• Ходьба босиком по неровной поверхности – по жесткой траве, рыхлой почве, песку, камням и мелкой гальке.

• Ходьба боком по бревну.

Комплекс упражнений при нарушении осанки и сколиозе у детей

Упражнение № 1 Построение, ходьба с движениями рук, ходьба на носках.

Упражнение № 2 И. п. — основное положение. Поднимание прямых рук вверх — вдох, опускание — выдох (3–4 раза). Темп медленный.

Упражнение № 3 И. п. — основная стойка, руки на поясе. Сгибание колена к животу и возвращение в и. п. (3–4 раза каждой ногой).

Упражнение № 4. И. п. — основная стойка, гимнастическая палка в опущенных руках. Поднимание палки вверх — вдох, опускание — выдох (4–5 раз).

Упражнение № 5 И. п. — основная стойка, палка на лопатках. Наклон корпуса вперед с прямой спиной и возвращение в и. п. (4–5 раз). При наклоне корпуса — выдох, при выпрямлении — вдох.

Упражнение № 6. И. п.-основная стойка, палка в опущенных руках. Приседание с вытягиванием рук вперед и возвращение в и. п. Спина прямая (4–5 раз).

Упражнение № 7. И. п. — основная стойка, руки перед грудью. Разведение рук в стороны ладонями вверх — вдох, возвращение в и. п. — выдох (3–4 раза).

Группа специальных упражнений, вытягивающих позвоночник, воздействующих на деформированный отдел позвоночника, укрепляющих мышцы живота, спины

Упражнение № 8. И. п. — стоя у гимнастической стенки, взявшись руками за рейку на уровне плеч (рука, соответствующая выпуклой стороне искривления, на одну перекладину ниже другой руки). Глубокое приседание и возвращение в и. п. (3–5 раз).

Упражнение № 9 И. п. — лежа на спине, на наклонной плоскости, взявшись руками за рейку гимнастической стенки. Подтягивание согнутых ног к животу — выдох, выпрямление — вдох (3–4 раза).

Упражнение № 10 И. п. — лежа на животе, на наклонной плоскости, взявшись руками за край (ручки). Попеременное разгибание ног в тазобедренных суставах (2–4 раза каждой ногой).

Упражнение № 11 И. п. — лежа на спине, руки вдоль тела ладонями вниз, ноги согнуты в коленных суставах. Поднимание таза с опорой на ладони, плечи, стопы — вдох, возвращение в и. п., выдох (3–5 раз).

Упражнение № 12. И. п. — лежа на спине, руки вдоль тела. Движения ногами, как на велосипеде (10–12 раз).

Упражнение № 13 И. п. — лежа на боку; под выпуклую часть грудной клетки подложен ватный валик, ноги разведены. Вытягивание руки вверх с вогнутой стороны искривления позвоночника — вдох опускание руки — выдох (3–5 раз).

Упражнение № 14. И. п. — лежа на.животе, руки с вогнутой стороны искривления вытянуты вверх. Поднять корпус — вдох, возвратиться в н. и. — выдох (3–4 раза).

Упражнение № 15 И. п. — лежа на животе. Отведение ноги в сторону на стороне выпуклости (при поясничном сколиозе); вытягивание руки вверх с вогнутой стороны искривления (при грудном сколиозе) и возвращение в п. п. (4–5 раз).

Упражнение № 16. И. п. — лежа на животе; нога (со стороны выпуклости в поясничном отделе) отведена в сторону, руки согнуты на затылке. Развести локти в стороны, слегка прогнув позвоночник — вдох, вернуться в и. п. — выдох (3–4 раза).

Упражнение № 17 И. п. — лежа на коврике на животе; руки вытянуты вперед, опираются на пол. Вытянуться, оттягивая носки ног и вытягивая руки до предела вперед — вдох, расслабить мышцы — выдох (3–5 раз).

Упражнение № 18. И. п. — лежа на боку (выпуклость искривления позвоночника в поясничном или пояснично-грудном отделе обращена вверх). Поднимание одной ноги (обеих ног) вверх, возвращение в и. п. (3–4 раза). Движения совершаются в небольшом объеме.

Примерный комплекс упражнений для исправления осанки

1. И. п. — лежа на спине. Голова, туловище, ноги составляют прямую линию, руки прижаты к туловищу. Приподнять голову и плечи, проверить правильное положение тела, вернуться в и. п.

2. И. п. — то же. Поочередно согнуть и разогнуть ноги в коленях и тазобедренных суставах.

3. И. п. — то же. Согнуть ноги, разогнуть, медленно опустить.

4. И. п. — лежа на животе. Подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных друг на друга. Приподнять голову и плечи, руки на пояс, лопатки соединить.

5. И. п. — то же. Кисти рук переводить к плечам или за голову.

б. И. п. — лежа на правом боку, правая руку под щекой, левая над собой. Удерживая тело в этом положении, приподнять и опустить левую ногу. То же, лежа на левом боку.

7. И. п. — лежа на спине, руки за головой. Поочередно поднимать прямые ноги вверх.

8. И. п. — лежа на спине. Перейти из положения лежа в положение сидя, сохраняя правильное положение спины,

9. И. п. — то же. Поочередное поднимание прямых ног, не отрывая таз от пола. Темп медленный.

12. И. п. — лежа на правом боку. Приподнять обе прямые ноги, удержать их на весу на 3 — 4 счета, медленно опустить их в и. п.

13. И. п. — то же на левом боку.

14. И. п. — сидя, ноги согнуты. Захватить пальцами ног мелкие предметы и переложить их на другое место.

15. И. п. — сидя, ноги согнуты, стопы параллельны. Приподнимание пяток одновременно и поочередно, разведение стоп в стороны.

16. И. п. — стоя, стопы параллельны на ширине ступни, руки на поясе. Перекат с пятки на носок.

17. И.п. — стоя. Полуприседания и приседания на носках, руки в стороны, вверх, вперед (рис. 4.1).

18. Ходьба на носках, на наружных краях стопы.

19. И. п. — сидя на стуле. Захват ножек стула ногами изнутри и снаружи по 8 — 10 раз. (рис. 4.2).

20. И. п. — сидя, колени согнуты (угол 30'). Потрясти ногами в стороны.

24. И. п. — сидя. Катание мячей (теннисного, волейбольного) вперед, назад, по кругу, по и против часовой стрелки.

25. Катать скакалку или палку двумя ногами 3 мин.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы упражнений по профилактике плоскостопия и нарушения осанки у детей 3-7 лет.

В последнее время вследствие увеличения числа детей с нарушением осанки возникает необходимость в создании дошкольных учреждений с ортопедической направленностью.Следует помнить, ч.

Цель: Укрепление мышц спины, плечевого пояса и живота.- Укрепление следует проводить ежедневно, желательно 2 раза в день – утром и вечером.- Ребенок должен много гулять и играть на свежем воздухе, над.

Стихи повышают внимание и возбуждают интерес детей к выполнению коррекционных упражнений.

Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание.Специальные упражнения для формирования правильной осанки должны входить в у.

Комплекс упражнений при нарушении осанки у детей.


Зарядка от плоскостопия для детей состоит из 10–20 простых упражнений в зависимости от возраста больного. Делать гимнастику можно под руководством специалистов в лечебном кабинете или в домашних условиях. Овладеть знаниями по терапии и профилактике плоскостопия может любой родитель, даже без медицинского образования. Достаточно распечатать картинки с описанием упражнений, запомнить последовательность действий либо посетить один–два урока ЛФК с тренером. Но перед этим обязательно прочитайте за пару минут нашу статью.

Из этой статьи вы узнаете

Немного о заболевании

Стопа формируется полностью к 16–18 годам. Правильная подошва имеет две выемки: продольную и поперечную, тогда человек при ходьбе может опираться на три точки стопы.


Если подошва плоская, то роль амортизатора играть не может, нагрузка будет распределяться между тазобедренным суставом, позвоночником. В этом и состоит основная опасность плоскостопия.

У человека с подобным дефектом неверно формируется осанка, искривляются кости, болят ноги при малейшей активности. В будущем нескорректированное плоскостопие провоцирует артрозы, артриты, межпозвоночные грыжи, на стопах образуются болезненные натоптыши. Поэтому так важно устранить ортопедический дефект до полного созревания организма. Восстановить природные функции стопы легко с помощью консервативных методов терапии — ЛФК и гимнастики.

Маленькие хитрости! Если ребенок после 7 лет категорически отказывается посещать массажиста, не соглашается заниматься ЛФК дома или в терапевтической группе, предложите капризуле смотреть фото ног с невылеченным плоскостопием, расскажите подробно, какие последствия его ждут.

Стресс зачастую является более эффективным воспитателем, чем обещания и уговоры.

Разминка


Зарядка от плоскостопия у детей обязательно начинается с разминочных упражнений. Это необходимо для разогрева организма, снятия тонуса с мышц, подготовки мускулатуры к полноценной работе. Разминка включает в себя стандартные задания: наклоны, взмахи руками и ногами, повороты головы, туловища и другие. Основным упражнением для разогрева является ходьба. Дети должны двигаться по кругу, выполняя следующие указания педагога или родителя:

  • На носочках — 1–2 минуты. Руки нужно держать на поясе, голову не опускать к груди.
  • На носочках по счету и поднимать высоко колени — 1–2 минуты. Ритм не делайте слишком быстрым: раз – пауза – два – пауза – три – пауза и так далее. Ускорить темп выполнения задания можно на последних 10–15 секундах.
  • Попеременно на носочках и пяточках — 2–3 минуты. Чередуйте положение ног через 8–15 шагов.
  • На внутренних частях стопы — 1 минута.
  • На внешней части стопы — 1–2 минуты.

На заметку! Упражнения при плоскостопии у детей нужно делать босиком. Это обязательное условие эффективности лечения. Если пол холодный, можно надеть тоненькие носки, но лучше обходиться без них и запланировать занятия в теплом помещении.

Упражнения для коррекции плоскостопия у детей различаются по сложности.

При выборе заданий ориентируйтесь на возраст, физическую подготовленность маленьких пациентов.

ЛФК для детей до года

В грудничковом возрасте диагноз плоскостопие поставить еще нельзя, поскольку все дети рождаются с ровными подошвами. Дефект будет явно заметен позже, в 5–7 лет. Комплекс упражнений для детей до года рекомендован всем малышам как профилактика плоскостопия, косолапости и подготовка к самостоятельной ходьбе.

Мамам грудничков рекомендуется ежедневно проводить с ножками любимого карапуза следующие манипуляции:

  • вращения стоп по кругу;
  • наклоны ступней в разные стороны;
  • потягивание носочка на себя и от себя;
  • соединение стоп между собой;
  • велосипед ножками;
  • легкий массаж подошв и пальчиков.


На заметку! Упражнения выполняйте в положении лежа, в те дни, когда грудничок здоров и расположен к зарядке. Нажимы, наклоны, повороты стоп делайте без усилий, для массажа пользуйтесь маслом.

Упражнения для дошкольников (с 5–7 лет)

Длительность зарядки без учета разминки — 15 минут. Каждое упражнение нужно повторять 7–10 раз. После разминки малыш садится на невысокий стульчик и выполняет следующие задания:

  1. Отрывает ноги от пола по очереди и сгибает стопу наверх, разгибает с максимальной амплитудой.
  2. Не меняя исходного положения, поворачивает стопу по часовой стрелке, потом обратно.
  3. Пишет стопами ровные и широкие круги.
  4. Катает мячик или палку по полу. Сначала каждой ногой, затем обеими.

Затем перемещается на коврик, ложится на спину:

    Приподнимает ноги, хлопает ступнями друг об друга.

Переворачивается на живот:

Заключительный этап — выполнений упражнений стоя:

  1. Поднимается на носочки, задерживается в таком положении на несколько секунд, опускается.
  2. Встает на пяточки, фиксирует позу на 1–2 секунды. Длительность задержки с такой опорой нужно увеличивать постепенно до 5 секунд.
  3. Ходит по кругу сначала на пятках, потом на носках.
  4. Полуприседает на пальцах не больше 10 раз.
  5. Ходит на внешней, затем внутренней части стопы.
  6. Собирает пальцами ног мелкие предметы (шарики, карандаши, мягкие игрушки) с пола.


На заметку! С детьми младшего дошкольного возраста лучше всего проводить занятия в игровой форме, в группе. Родители должны не только руководить процессом, но и стать активными участниками тренировки.

На этом видео вы можете посмотреть, как правильно делать эти упражнения:

Комплекс для занятий в группе (в ДОУ)

В детском саду ЛФК преследует цель предупреждения плоскостопия у детей. Набор заданий может быть следующим:

  1. Дети делают упражнения на индивидуальном массажном коврике:
  • Ходят на внешней, потом на внутренней части стопы.
  • Делают перекаты с пятки на носочки.
  • Прыгают на пяточках, на носочках.

    Есть мнение! Доктор Комаровский считает, что невылеченное плоскостопие у детей старше 14–16 лет — результат халатности родителей.

    При таком количестве методов терапии деформацию стопы однозначно можно исправить, занимаясь не больше 10–15 минут в день на протяжении 1–2 лет.

    Для детей школьного возраста (от 7 до 16 лет)


    Подросткам и младшим школьникам 7–10 лет включайте в гимнастику больше заданий с предметами: мячиками, палками, скалками. Лечебный комплекс варьируйте по сложности и продолжительности с учетом возраста, подготовленности ребенка, в качестве основы рекомендуем следующие задания:

    1. Захват мяча внутренней частью стоп. Когда ребенок поймал мячик, его нужно приподнять от пола и удержать на весу несколько секунд.
    2. Подросток сидит на стуле, под ногами коврик. Пальцами ног нужно сложить подстилку гармошкой, затем расправить ее ровно. Для усложнения задания используйте вместо толстого ковра салфетки, головные платки.
    3. Положите под подошвы палку. Ребенок катает ее назад-вперед, прижимает к полу. Так же можно использовать мячи.
    4. Школьник приседает с опорой на пальчики, руки вытянуты вперед. Когда упражнение освоено, можно просить перекатываться в положении сидя с пятки на носок.
    5. Подготовьте ровную доску, положите ее под наклоном на пол. Подростку нужно ходить по ней на носках.
    6. Затем предложите школьнику ходить по узкой опоре — палке, скамье.
    7. Для ЛФК полезно использовать жесткие маты — ребенок прыгает сначала на обеих ногах, потом на одной.
    8. Заключительное задание – лазанье по шведской стенке. Обязательно переносить вес тела на ступни.

    В качестве массажа ступней 2–3 раза в неделю используйте ходьбу по крупе (гречке, рису) или выстилайте для ребенка дорожку из фасоли.

    Школьник должен стоять на натуральной поверхности босыми ногами, переминаться подошвами на одном месте. Упражнение способствует улучшению кровотока в ножках.

    На заметку! Не забывайте корригировать набор упражнений по мере взросления пациента. Подростку после 12 лет можно заниматься ЛФК не 15, а 30 минут, и делать по 20 повторов каждого задания.

    Видео с гимнастикой для подростков:

    Физкультура для ног при продольном плоскостопии

    Продольное нарушение строения стопы чаще встречается у подростков с лишним весом. ЛФК обязательно сочетайте с плаванием, диетой, контролем режима дня. Ежедневно на протяжение 2–3 месяцев ребенок должен выполнять следующие тренировочные упражнения:

    1. Сидя на стуле, приподнимать ноги наверх и вращать попеременно стопами.
    2. Подниматься на пальчиках 20–30 раз.
    3. Ходить на носочках 1–2 минуты.
    4. Сжимать и разжимать пальцы ног с силой. Можно использовать удержание карандаша, ватных палочек.

    На заметку! Боль, судороги в ногах, ступнях во время выполнения комплекса упражнений ЛФК и после тренировки — сигнал к прекращению занятий. Возможно, комплекс заданий не подходит ребенку по насыщенности или сложности. За коррекцией физкультуры и консультацией обратитесь к ортопеду, физиотерапевту.

    Упражнения при вальгусном дефекте стопы


    Для устранения косолапости при вальгусном деформации стопы у малыша стандартным набором упражнений обойтись не получится. К зарядке при плоскостопии добавьте еще несколько заданий:

      Катание палки, мяча стопами в положении сидя.

    Ребенку нужно с силой нажимать на предмет.

  • Сжимание твердого предмета пальцами ног. Используйте карандаши, игольчатые мячи, камушки.
  • Захват пальцами ног мелких деталей с пола.
  • Подъем на пальчиках.
  • Используйте такую тренировку для расслабления мышц ног после тяжелого дня, большой нагрузки в школе или длительной ходьбы. Упражнения выполняйте в комплексе не более 2–4 минут, по 30 секунд – 1 минуте на каждое задание.


    Физкультура при поперечном плоскостопии

    Основная причина поперечного плоскостопия — недостаточная развитость связок подошвы. Задача специальной гимнастики при таком нарушении: растяжение мышц, сухожилий, снятие тонуса. Самым частым последствием поперечного плоскостопия являются натоптыши и искривленные пальцы, когда фаланги заходят друг за друга.

    Не допустить негативных последствий ортопедического дефекта и исправить легкую степень плоскостопия поперечного типа у ребенка помогают следующие упражнения:

    1. Ходьба на внутренней и внешней части стопы — 2–4 минуты.
    2. Походка балерины (на пальчиках, вытянутом по максимуму носке) — 1–2 минуты.
    3. Приседания на носках и возврат в исходное положение стоя — 10 повторов.
    4. Перекатывание предметов по полу с упором на пальцы и стопы — 3–4 минуты.
    5. Бег на месте.

    На заметку! Для профилактики и лечения поперечного и продольного плоскостопия эффективно использовать коврики с неровной поверхностью. Обязательно приобретите несколько штук домой или сделайте сами из подручных материалов.

    Противопоказания

    Отказаться от гимнастики придется совсем или на короткое время до стабилизации состояния здоровья в следующих ситуациях:

      Если у ребенка высокая температура, признаки гриппа, простудных заболеваний.

    На заметку! Активный образ жизни, занятия спортом положительно влияют на общее состояние здоровья, мускулатуру. Но к выбору секции при плоскостопии нужно подходить внимательно. В 90% случаев детям с продольным и поперечным дефектом подошвы запрещены танцы, большой теннис, фигурное катание, конькобежный спорт, любые виды спорта, связанные с поднятием тяжестей.

    Альтернативные методы лечения

    Лечебная физкультура при плоскостопии у детей — действенный метод терапии ортопедических дефектов, но зачастую школьники, да и взрослые тоже, ленятся приходить на занятия длительное время. Малышей родители могут, конечно, простимулировать обещаниями, подарками, сладкими сюрпризами после каждого урока, но все равно зарядка остается скучным и нудным повседневным процессом.

    Если справиться с ленью, упертостью ребенка не получается, воспользуйтесь альтернативными методами лечения:


    Метод рекомендуется детям от 5 до 7 лет. В процессе зарядки используются не только элементарные прыжки вверх, но перекаты, кувырки, преодоление препятствий и другие задания. Методика разработана сотрудниками института физической культуры Иркутска, внедряется в организацию коррекционно-оздоровительной работы с детьми 5–7 лет с 2013 года.

    Г. Трибургом для придания связкам и мышцам эластичности. Лечение плоскостопия не является основной целью данного комплекса упражнений, но с их помощью достигается неплохой терапевтический эффект у детей с подобными дефектами.


    Для лечения плоскостопия подойдут не обычные ортопедические сапоги или сандалии, а специально разработанная обувь. Это ботинки-тренажеры. При их использовании происходит тренировка мышц стопы, голени с помощью оригинальной формы обуви. Дети дошкольного возраста должны носить их не менее 5–6 часов в сутки, желаемый результат достигается через 10–14 месяцев в 60% случаев. Рекомендованный курс лечения тренировочной обувью — 2–4 года.


    Плавание, виды спорта, связанные с прыжками (баскетбол, волейбол) особенно полезны детям с косолапием. Бег, езда на велосипеде, катание на лыжах показаны всем школьникам с плоскостопием без исключения.

    На заметку! Значимость физиопроцедур, ЛФК при плоскостопии у детей некоторые специалисты ортопедии считают переоцененной. Но статистические данные говорят об обратном. Регулярные тренировки в полную силу являются результативными в 60–70% случаев. ЛФК в сочетании с правильной обувью, бассейном, диетой, здоровым образом жизни — в 70–90%. Отсутствие эффекта чаще объясняется срывами тренировок, нежеланием заниматься и достигать успеха.

    Полезные советы

    • Исправление ортопедического дефекта будет более результативным, если проводить лечение комплексно. Кроме зарядки используйте другие физиотерапевтические процедуры. Это массаж, плавание, расслабляющие ванны, тейпирование. Физиолечение согласовывайте с врачом.
    • Дети с плоскостопием второй и третьей степени чаще всего страдают лишним весом. Следите за питанием дошкольников, старайтесь снизить массу тела физическими нагрузками, строгим режимом дня. Во время интенсивного лечения плоскостопия рекомендуется наладить легкую фруктово-овощную диету, пить больше киселя, есть холодец, студень. Желеобразные блюда способствуют формированию хрящевой ткани.
    • Приучайте маленьких непосед ходить дома, на пляже, по дачному участку босиком. Чем выше рельефность поверхности, тем эффективнее будет результат.
    • Не покупайте ортопедическую обувь, особенно при сильной косолапости, наугад. Лучше заказать ботинки по индивидуальному слепку ножки. Для лечения первой и второй степени плоскостопия достаточно использовать ортопедические стельки, вставлять их в обычную пару туфель.
    • Не забывайте о профилактике плоскостопия у грудничков с 6 месяцев. Делайте массаж стоп, не используйте ходунки до 7–8 месяцев, лечите врожденную дисплазию тазобедренных суставов до полугодовалого возраста, обращайте внимание на осанку малыша, вовремя просите совета у ортопеда.
    • Внимательно подходите к выбору обуви при ортопедических дефектах и при их отсутствии. Здоровый ребенок должен носить туфли с небольшим каблуком и супинатором, упругой подошвой, из натуральных материалов, точно по размеру. Использования обуви на плоской подошве, мягкими задниками до 11–14 лет избегайте.
    • Обратите внимание на иппотерапию. Катание на лошадях тренирует спину, формирует осанку, закрепляет сухожилия и мышцы ног. Перед записью в секцию или на комплекс занятий обязательно посоветуйтесь с ортопедом — пациентам с ослабленным позвоночником в тяжелой степени нужны особые условия для подобного спорта.

    Плоскостопие — серьезный недуг, но весьма хорошо поддающийся коррекции, особенно в дошкольном возрасте. Вовремя обратите внимание на ортопедическую проблему, приложите максимум усилий к ее решению, и через пару лет ножка малыша будет выглядеть идеально.

    Если вам понравилась статья — поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.