Что в горбу денежки кто наклал дедушка

Методика исполнения. Потешки обычно начинают рассказывать на втором году жизни, когда ребенок овладевает словарным запасом, произносит первые слова. Во время игры используют пальцы, руки или какие-либо другие части тела ребенка и взрослого. Они обозначают самые разнообразные предметы и действия. Самой популярной игрой, сопровождающейся соответствующим словесным приговором, считаются "Ладушки". Обычно взрослый усаживает ребенка на колени и, взяв его ручки в свои, то сводит, то разводит их, изображая полет птиц. Действие завершалось следующим образом:

Ладушки, ладушки,
Где были? У бабушки.
Что ели? Кашку.
Что пили? Бражку.
Бабушка добренька
Кашка вкусненька,
Попили, поели
Шу-у-у! полетели,
На головку сели!

И.С. Слепцова отмечает, что для детей в возрасте четырех – шести лет придумывали другие забавы, вводили в потешки элемент неожиданности, подвоха, которые ребенок должен был разгадать: Сложив крест-накрест указательные пальцы обеих рук, взрослый предлагал ребенку засунуть пальчик в образовавшийся "колодчик": "Сунь пальчик в колодчик"! или "Сунь пальчик, там зайчик!" В последнем случае взрослый сжимал руки в "замок" и поджимал большие пальцы, как бы обозначая заячьи уши. Смысл игры заключался в том, чтобы опередить взрослого и вовремя выдернуть палец".

Структура потешек. Потешки представляют собой постепенно разворачивающийся рассказ, в ходе которого происходит вовлечение ребенка в игру.

Потешка "Сорока-ворона" разбивается на отдельные части. Взрослый вертит пальцем по ладони ребенка, изображая помешивание каши. Когда каша "сваривается", следует ее раздача детям, которых изображают пальчики ребенка. Касаясь каждого пальца, взрослый говорит: "Этому дала". В некоторых вариантах называется посуда, в которой дается каша: "Этому на ложке, этому в чашке, этому в поварешке" и т. д. Все детки-пальцы получают кашку, исключая меньшого – мизинчика. Иногда отказ накормить мотивируется: "за водицей не ходил, дров не рубил, каши не варил".

Следующий этап игры – обделенный мизинчик идет искать работу. Теперь действие переходит на всю руку, мизинчик "толчет, мелет, по воду ходит" и т. д. Рука как бы изображает дорогу, по которой идет мизинчик. Ребенка щекочут на сгибе кисти, у локтя и под мышкой, говорится, что мизинчик находит здесь "пень, колоду, криницу и теплую водицу". Игра заканчивается щекотанием ребенка под мышкой, вызывающим смех. Приводим один из наиболее типичных вариантов:

Сорока-ворона
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости не бывали,
Кашки не едали.
Все своим деткам
Отдала.
Этому дала (перебираются все пальцы),
Этому не дала (трогают мизинец).
Зачем дров не пилил,
Воду не носил.
Пошел сам искать,
Здесь водица холодненькая,
Здесь тепленькая,
Здесь горяченькая,
Здесь кипяток, кипяток.

Приведем еще одну потешку с пальцами, записанную в Новгородской губернии М. М. Серовой. Взрослый по очереди перебирает пальчики ребенка на руке и говорит:

Большаку дрова рубить (большой палец),
А тебе воды носить (указательный),
А тебе пёча топить (безымянный),
А малышке песни петь (мизинец),
Песни петь да плясать > 2 раза
Родных братьев потешать.

Для сравнения приводим немецкую игру с пальцами:

Das ist der Daumen,
Der schuttelt die Pflaumen,
Der liest sie auf,
Der tragt sie heim,
Und der klein Spitzbub ist sie allein!

(Вот большой палец, он трясет сливы, этот их подбирает, тот несет их домой, а маленький жулик всё подъедает!)

В других потешках объектом игры являются не пальцы, а нос или спинка ребенка.

Берут нос ребенка и говорят:

– Один (Вариант: Съел с тобой.)

При первом варианте ответа теребят ребенка за нос, как бы в наказание за то, что он поступил не по-товарищески и не поделился с другими.

Каждая игра содержит наставление: в потешке-сказочке "Сорока-ворона" птица щедро кормит всех кашей, кроме одного, того, кто ленился и не работал вместе со всеми: "Этот мал, не дорос, / Он воды не принес. / Шшу, шшу, полетели!" Так ребенок постепенно приготавливается к самостоятельной жизни в детском коллективе, познает окружающий его мир и приспосабливается к нему.

Своеобразие потешки. Общение с ребенком происходит в виде диалога, подразумевающего непосредственный контакт. Ребенок должен был повторять за взрослым отдельные команды. Во время игры ребенок также обучался элементам счета и подходил к пониманию некоторых абстрактных понятий (аллегории: пальцы – сорочата).

Основной частью речи, способствующей созданию динамики действия, становится глагол, он "выносится в окончание стиха, ставится под логическое ударение, выделяется интонационно, скрепляется рифмой" (Мельник., с. 44).

Насыщенность потешек экспрессивно-эмоциональными словами, рефренами, то и дело возвращающими ребенка к определенной мысли, обуславливает наличие большего количества вариантов (Сл., с. 267–268). В собраниях чаще других представлены варианты сюжетных схем "Ладушки", "Сорока-воровка".

Среди других особенностей потешек можно отметить наличие звукоподражаний, междометий, повторов, постоянный словообразовательный процесс на основе речи ребенка – словотворчество, изобразительность. Потешки, как и пестушки, отличает ритмичность.

Потешки входят как составляющая самостоятельной игры. Похлопывая ребенка по спинке между лопаток, приговаривают:

– Денежка. "Кто наклал?"

– Дедушка. "Чем он клал?"

Третью группу поэзии пестования составляют прибаутки – небольшие рассказы или сказки, не сопровождаемые движениями и забавляющие ребенка своим содержанием, ритмом, мелодией.

Определение. Прибаутками называют "маленькие, элементарно построенные сказочки, доступные детям в раннем возрасте. В них рассказывается незамысловатая история с элементарным сюжетом: например, "скачет галка по ельничку-березничку, плачет: наехали разбойники, сняли черные сапоги – не в чем теперь скакать по городу, не в чем плясать" (Аникин, Младенч., с. 10). Они могут иметь как прозаическую, так и поэтическую форму. Разные исследователи дают им свои названия. Г.С. Виноградов, например, называет прибаутки "сказочками", А.Н. Мартынова – "забавушками".

Происхождение. "Песенки и прибаутки относятся к тем жанрам фольклора, которые занимают переходное положение между фольклором пестования и детским", – замечает А.Н. Мартынова.

Исследователи связывают форму бытования с функцией прибауток: песенки и прибаутки исполняются взрослыми для детей и самими детьми. "Матери и няни забавляли детей, напевая и приговаривая им перед сном или в часы бодрствования складные, рифмованные забавушки". (Март., с. 24.) Дети также складывали подобные тексты, развлекая и себя самих, и окружающих.

Поскольку песенки и прибаутки часто импровизировались, они не имели ни четко выраженной функции, ни определенного места исполнения, произносились практически в любом месте и в любое время, в одиночку или хором.

Происхождение. Вероятно, песенки и прибаутки вошли в детский фольклор из фольклора взрослых: шуточных, игровых, хороводных, плясовых, сатирических песен, песенок из сказок, загадок, частушек. Сравним игровой приговор и прибаутку:

Коза, коза, бя,
Где ты была?
– Коней стерегла.
– И где кони?
– Они в лес ушли.

Из колыбельных песен заимствована образная система, встречаются близкие и знакомые детям животные: кошка, курочка, мышка, барашек и другие. Повсеместно распространена песенка:

Тили-бом, тили-бом,
Загорелся кошкин дом.
Бежит курочка с ведром -
Заливать кошкин дом.

Чаще других встречаются прибаутки про козу и сороку:

– Ты коза, коза, коза,
Лубяные глаза,
Где, коза, была?
– Жеребят пасла.
– Где жеребята?
– В гору ушли…

Самой популярной О.И. Капица считает сказочку о курочке-рябе и приводит следующий вариант, записанный ею в Новгородской губернии:

Была себе курочка рябенька,
Снесла яичко беленько,
Дедушка бил, бил – не разбил,
Бабушка била, била – не разбила,
Только мышка-норушка
Ударила хвостиком и разбила
Дед плачет, баба плачет,
Курочка кудкудахчет,
А мышка-норушка
Шмыг в норку и – ушла, ушла, ушла.

Животные часто совершают несвойственные им действия, они поют, плачут, играют на музыкальных инструментах, занимаются хозяйственными делами. Нередко встречаются и фантастические образы.

Содержание. Приписывание животным необычных свойств приводит к появлению нетрадиционных ситуаций:

Танцевала рыба с раком,
А петрушка – с пастернаком,
А цибуля – с чесноком,
Красна девка – с казаком,
А морковка не хотела,
Потому что не умела.

1.2
— Ладушки, ладушки!
— Где были?
— У бабушки.
— Чего ели?
— Кашку.
— Чего пили?
— Бражку.
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька,
Попили, поели,
Домой полетели,
На голову сели,
Ладушки запели!
С ребенком играют в ладушки, приговаривая эти слова.

1.3
— Ладушки, ладушки!
— Где были?
— У бабушки.
— Чего ели?
— Кашку.
— Чего пили?
— Бражку.
Кашка сладенька,
Бражка хмеленька.

1.4
— Ой, ладушки, ладушки,
Где были?
— У бабушки.
— Чего ели?
— Кашку.
— Чего пили?
— Бражку.
Кашка сладенька,
Бабушка добренька.

1.5
— Ладушки, ладушки!
Где были?
— У бабушки.
— Что ели?
— Кашку.
— Что пили?
— Бражку.
Кашка сладенька,
Бражка миленька.
Полетели, полетели и на головку сел!

1.6
— Лады — лады — ладушки,
Где были?
— У бабушки.
— Что ели?
— Кашку.
— Что пили?
— Бражку.
— Что на закуску?
— Кислую капустку.

1.7
— Ладушки, ладушки,
Где были?
— У бабушки.
— Чего ели кашку?
— Кашку.
— Чего пили?
— Бражку.
— Чего на закуску?
— Хлеба да капустку.
Попили, поели,
На головку сели.

1.8
Ох, полетели рученьки,
На головку сели,
Полетушки полетели,
— Ладушки, ладушки,
Где были?
— У бабушки.
— Что ели?
— Кашку.
Кашка масленькая,
Бабушка добренькая.
Спи-ко, Таненька,
Спи-ко, крошечка.

2.1
Хлопают ручками ребенка, при последних словах ручки поднимают на головку.
Гули, гули полетели,
На головку сели.
Киш, киш.

2.2
Ой, люли, люли,
Прилетели гули,
Ох, улетели,
На голову сели.

3.
Курочка — потатурочка,
Кукушка — рябушка.
Сели, поели,
За море полетели.

4.
— Гуси, гуси!
— Га-га-га
— Есть хотите?
— Да-да-да!
— Летите домой!
Серый волк под горой!
Быстренько поели
И полетели!
При последних словах машут ручками и ребенка.

5.
Трататушки-трататушки,
Пекла бабушка ватрушки.
Бабка плюшки пекла —
Вода по полу текла.
Попили-поели, .
Шу — полетели!
Шире-шире полетели,
На головку к Леночке сели!

6.2
Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Кто не пьет молока,
Того пыр под бока!

6.4
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Молока не пьет, —
Забодает, забодает, забодает.

6.5
Играют с маленькими детьми, показывая в конце, как бодается коза.
Идет коза рогатая,
За малыми ребятами,
Ножками топ-топ, глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Кто молока не пьет,
Того забодаю, забодаю!

6.6
Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Ножками топ-топ,
Глазами хлоп-хлоп.
Кто вовремя не спит, не пьет,
Того коза забудет.

7.1
Ритмично ребенка похлопывают по спинке, приговаривая:
— Что в горбочке?
— Денежки.
— Кто наклал?
— Дедушка.
— Чем он клал?
— Ковшиком.
— А каким?
— Золотым.
— А выкладывал каким?
— Посеребряным

7.2
Приговаривают когда качают ребенка:
Что в горбу? — Денежки.
Кто наклал? — Дедушка.
Чем он клал? — Ковшиком.
Каким? — Золотым.

8.
Ребенка теребят за нос и приговаривают:
Чей нос? — Савин.
Где был? — Славил.
Что выславил? — Копейку
Что купил? — Конфетку.
С кем ел? — С козой.
Не ешь с козой, а ешь со мной
Не ешь с козой, а ешь со мной.

9.1
Загибают по очереди пальчики ребенка, приговаривая:
Сорока-белобока
Кашку варила,
Детей манила,
Этому дала,
Тому дала,
А этому не дала.

9.2
Сорока-воровка
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.

9.3
Чики-чики,
Сорока
Кашу варила,
Гостей манила,
Ребят кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А маленькой Якишке (указывают на мизинец)
Досталась малинка.
Полетели, полетели, полетели (машут руками ребенка),
Шу! На голову сели.

9.4
Взрослый показывает на ладошку ребенка и говорит:
— Сорока- сорока! Где была?
— Далеко!
— Что делала?
— Кашу варила, деток кормила.
Этому дала (показывает на большой палец),
Этому дала (показывает на указательный палец),
Этому дала (показывает на средний палец),
Этому дала (показывает на четвертый палец),
А этому не дала (указывает на мизинец)
Ты дров не носил, ты печку не отпил!

9.5
Сорока-сорока,
Бело-белобока,
Кашку варила,
Гостей манила,
Гости во двор —
Кашку на стол.
Гости со двора —
И кашка со стола.

9.6
Сорочка, сорочка,
Бело-белобочка,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости, на двор —
Кашка, на стол,
Гости со двора —
Кашка со стола.

9.7
Сорока- сорока,
Бело-белобока,
Кашку варила,
Гостей манила,
Гости не бывали,
Кашку не едали.

9.7
Сорока-ворона
Кашу варила,
Детей кормила,
Этому дала,
Этому дала,
— А ты где был?
Дров не рубил,
Печку не топил,
Кашу не варил,
Позже всех приходил.

9.8
Сорока, сорока,
Белый лобок,
Кашу варила,
Гостей манила.
Гости на двор —
Каша на стол.
Гости со двора —
Каша со стола.
Этому дала,
Этому дала,
А ты больно мал.
Крупу не драл,
По воду не ходил,
Каши не варил,
Дрова не носил,
Не дам тебе кашки
На красненькой ложке,
На середненьком окошке,
Захлопала, захлопала,
И-и полетела.

9.9
— Ворона, ворона,
Куда летала?
— Гостей скликала,
Каши им давала.
Кашка масляная,
Ложка крашеная,
Ложка гнется,
Нос трясется,
Душа радуется.

9.10
Сорока, сорока
Была белобока,
Кашку варила,
Деток кормила:
Этому дала
И тому дала,
И четвертому дала
А пятому не дала:
Толстый, жирный,
За водой не ходил,
Дров не рубил,
Нет тебе кашки!

10.2
По кочкам, по кочкам,
По маленьким лесочкам
В ямку бух!

10.3
Ехали, поехали,
В лес за орехами.
В ямку — бух, а там — петух.
При произнесении последней фразы ребенка опускают между колен.

10.4
Ехали, ехали,
К бабе за орехами,
В ямку — бух!
А там — петух.

10.5
По кочкам, по кочкам,
По маленьким дорожкам,
В ямку — бух,
А там петух.

10.6
Качая ребенка на ноге, приговаривают:
Ехала барыня
По ровненькой дорожке,
По кочкам, по кочкам —
Да бух!

10.7
По кочкам, по кочкам,
По маленьким дорожкам,
В яму бух — раздавили сорок мух!

11.
Ребенка качают на коленях и приговаривают:
Скок-поскок!
Молодой дроздок,
По водичку пошел,
Молодичку нашел.
Молодиченька,
Невеличенька:
Сама с вершок,
Голова с горшок.
Шу-вы! Полетели,
На головушку и сели!

Приговаривают, когда нянчась с маленьким ребенком, подбрасывают его на коленях, и при последних словах опускают между ног.

12.1
Перебирают по очереди пальчики ребенка, приговаривая:
— Мальчик- пальчик,
Где ты был?
-С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.

12.2
Мальчик- пальчик,
Где ты был?
-С этим братцем
В лес ходил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем
Песню пел,
А с этим пальцем что делал?
Взрослый поочередно показывает на все пальцы одной руки, пальчик, который остался, ребенок сам показывает, что с ним делал.

13.
Поочередно загибая пальчики ребенка приговаривают:
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
А вот этот — наш малыш,
Наш малыш -… (называют имя).

14.
Загибают пальчики ребенка и приговаривают:
Раз, два, три, четыре, пять,
На другой руке опять:
Раз, два, три, четыре, пять.

Я пока пою “Мы плывём на льдине” из мультика про Умку. Знаю “Спят усталые игрушки”. Хотелось бы разучить ещё чего.

“Когда на улице прохладно или жарко” - очень милая песня из Мориц. Понравилась колыбельная из фильма “По главной улице с оркестром”. Только Тодоровский уж больно монотонную музыку написал. А стихи Поженяна неплохие.

А вы что поете детишкам или внукам? Или просто, ваши любимые колыбельные.

Заранее спасибо!
Лиля

Это очень важно! Нужно выбрать одну, самое большее - две, от силы - три колыбельные. Колыбельных, которые постоянно слышит ребенок, должно быть предельно мало. Мелькание всё новых и новых мелодий вызовет обратный эффект и негативно отразится на нервной системе малыша. Думаю, естественным образом отсеется всё, менее приятное малышу и останется то, что ему наиболее понравилось. Под эти-то напевы пусть и засыпает постоянно. Весь смысл колыбельной как раз в постоянной её повторяемости, в том, чтобы под её регулярно звучащие знакомые и любимые интонации, ритмы, тембры ребёнку легче было осуществить сложный для себя переход от движения к покою, настроить душу свою на отдых, переустроить её на спокойный, сонный лад, сбросив дневное напряжение и возбуждение.

Антон у нас любил засыпать под "Спи, моя радость, усни", "Ой, то не вечер, то не вечер" и под "Спят усталые игрушки". Думаю, он непременно бы полюбил и те, которые я послала Лиле, но на тот момент я их "прошляпила", то есть просто не вспомнила (из "Цирка") или не знала (как эту, вторую, которую случайно недавно обнаружила в своих учебниках для ф-но, готовясь к занятиям с ученицей). Она мне так понравилась, и я горячо пожалела о том, что не знала о ней в то время, когда Антон был маленьким. И тут вдруг буквально на следующий день - Лиля со своей темой! Подумалось, что далеко не случайно я обнаружила эту колыбельную накануне! :)))

Здесь уже упомянут был "Бом-тилибом" Ивасей (ИВАщенко и ВАСИльева). Если ты ее не отыскала - то вот, держи:

E E/G# F# H7
Бом-тилибом, бом-тилибом,
E H7 E F#m7 Gdim E7/G#
Будешь упрямиться стукнешься лбом.
A Am/C E/G# C#7/E#
Если не вовремя ляжешь в кровать
F#m H7 E
Утром противно вставать


Бом-тилибом, бом-тилибом,
Будешь упрямится - стукнешься лбом.
Если не вовремя ляжешь в кровать -
Утром противно вставать.

Вот почему важен режим,
Вот почему мы к подушкам бежим
И телевизору машем рукой -
Спи, отдыхай, дорогой!

Бом-тилибом замер в тиши,
Книжки уснули и карандаши,
Все до утра замирает кругом,
Бом-тилибом-тилибом.

Бим-бом, бом-бим,
Не беспокоить - мы спим!

Эта песенка мыслилась как альтернативная для "Спокойной ночи, малыши!" :)

Вот здесь ее можно скачатьь и послушать:

А вот - еще славная подборка:

И вообще - посмотри этот сайт. Он небольншой, но там я сейчас много полезностей обнаружил. В том числе - и о болящем животике (в разделе ПОЛИКЛИНИКА).

Храни вас Господь - и спокойной вам ночи! :)

и еще - спасибо за все! Деньги для Ольги благополучно пришли. И, кажется, - в ближайшие дни вопрос с операцией может решиться. Вы только молитесь.

Горячий привет Марина передает.

Как дела у малыша? И у вас с Романом?

С трудом вырвался в интернет - и спешу выполнить поручение, полученное от Наташи, жены Володи Котяхова. Сам Володя сейчас в командировке, в Калининграде, и выхода на форум не имеет. А наташа что-то в его пароле перепутала :)

Итак - две колыбельные из Севастополя.


Думаю, мелодию колыбельной из к/ф "Цирк" И. Дунаевского знают все. А вот текст:

Спи, мой мальчик,
Сладко-сладко,
Спи, мой птенчик,
Спи, малыш.
Спят игрушки,
Спят лошадки,
Только ты один не спишь.
Месяц уж не раз глядел в окошечко:
Скоро ли заснёт моя крошечка?
Спи, мой мальчик,
Спи, мой зайчик,
Баю, баю, бай, бай!

Месяц ходит высоко,
Светят звёзды далеко,
В этот синий-синий свет,
Где ни слёз, ни горя нет,
Сердце хочет улететь от бед, а.

Светят звёзды высоко,
Спрячу слёзы глубоко,
Если б мне достать рукой
Ваш серебряный покой!
Звёзды очень далеко..

(инструментальный проигрыш, который можно промурлыкать как вокализ)

Спи, мой мальчик, баюшки, баю, а.

- - - - - - - - - -
* а. - это вокализ из двух звуков, как бы завершение-дополнение музыкальной фразы.

Конечно же присылайте на мыло, если не трудно.

Мне мама пела "Спи моя Светлана" из "Гусарской баллады"; хотя я не Светлана, а совсем даже наоборот;-), но помню, что мне очень нравилось.
А я своему сыночку пел "Колыбельную" Аквариума (все равно, она единственная, которую я помню):

Спи, пока темно,
Завтра вновь утро случится.
Я открою окно,
Слышишь спят звери и птицы.

А над всей землею горит звезда,
Ясная, как твой смех,
Мы с тобою вместе пойдем туда,
Где горит звезда для всех, для всех.

(цитирую по памяти, могу чуточку ошибиться).
Могу выслать ее в мр3.

Еще хорошо шли "Десять стрел", "Серебро Господа моего". -)

А с тех пор, как Ванечка пошел, он так выматывается, чтое ему никакие колыбельные не нужны - засыпает многвенно. -)

Спи, дитя мое, усни,
Сладкий сон к себе мани.

А написал слова Аполлон Николаевич Майков. А вот чья музыка. не помню.

Вот спасибо! Я подозревала что-то такое. Что до музыки, то за отсутствием слуха и голоса, бабушка мурлыкала ее на две ноты "баю-бай" :)

Когда ребенок лежит на животике, можно помассировать спинку. Ребром ладони (или сложенными вместе ладошками) постукиваем в ритме приговорки сверху вниз, или, имитируя вопрос-ответ, вверху (между лопаток или в районе верхних позвонков) – внизу (по ножкам или по попочке):
— Что в горбу? – Денежки.
— Кто наклал? – Дедушка.
— Чем наклал? – Ковшичком.
—Каким? – Позолоченным, сверху медью околоченным.

Массаж ладони и пальчиков. Игры с пальцами.
Хлопки в ладоши

Попили-поели,
Шу! Полетели,
На головку сели.

Вращательные движения руками

Ребенок сидит на коленях у взрослого. Тот берет его ручки в свои (держать лучше за запястье) и поочередно то вращает ручки, как бы наматывая нитки, то хлопает в ладошки вместе с малышом.
Ребенок делает вид, что мотает нитки (довольно скоро), приговаривая так:
Котик ниточки мотает,
На клубочек навивает.
Это нужно делать поочередно – то к себе, то от себя. Очень маленькие детки делают это упражнение с помощью взрослого.

Круговые движения пальцем взрослого по детской ладони

«Научил ее играть мой дед. А его научила мать, моя прабабушка, она девяносто лет прожила и говорила, что взяла эту игру, этот напев, от своей бабушки.
Вот пели ее и водили своим пальцем по ладошке малыша круговатыми движениями. Я помню, как со мной играли, мне было щекотно, и я смеялась:

- Что ты брала? – Золотого коня.
- Где твой конь? – У ворот стоит.
- А где ворота? – Вода унесла.
- А где вода? – Быки выпили.
- А где быки? – За гору ушли.
- А где гора? – Черви выточили.
- А где черви? – Гуси выклевали.
- А где гуси? – В озера ушли.
- А где озера? – Цветами обросли.
- Где цветы? – Девки вырвали.
- Где девки? – Замуж выскакали.
- Где мужевья? – На войну ушли.
- А где война? – Середи гумна !

Ладонь малыша берем в свою, ее расправляем, поглаживаем и начинаем водить своим пальцем по часовой стрелке:

Сорока, сорока,
Где была? – Далёко.
У бабушки на току
Молотила табаку,
Кашку варила,
Деточек кормила.

Тут начинаем пальчики загибать по одному, начиная с большого:

И этому дала, и этому дала,
И этому дала, и этому дала,
А этому не дала (мизинчику).

И тут этот мизинчик потрясем немного в ритме песенки:

Он мал,
Круп не брал,
Каши не варил,
Дров не носил:
Ему нет ничего.

Вот тут-то пень,
Вот тут-то колода,
А тут – кипяток!

И пощекотать подмышками.

Массаж каждого пальчика, усвоение его функций

* * *
Этот пальчик – папа (загибаем большой палец)
Этот пальчик – мама (указательный)
Этот пальчик – деда (средний: он большой и крепкий)
Этот пальчик – баба (безымянный)
А этот - малышка, (мизинчик)
Зовут его Андрюшка!

Берем ручку, и идем от большого пальца к мизинцу, и при этом не только загибаем пальчики, но и разминаем, и потряхиваем их, можно погладить даже… Обычно малыш очень ждет, когда скажешь его имя в конце.

* * *
Идут четыре брата, навстречу старшему.
- Здорово, большак, - говорят.
- Здорово: Васька-указка,
Мишка-середка,
Гришка-сиротка,
Да крошка-Тимошка!

* * *
- Пальчик-мальчик, где ты был? (касаемся мизинца)
- С этим братцем – в лес ходил, (безымянного)
С этим братцем – щи варил, (среднего)
С этим братцем – кашу ел, (указательного)
С этим братцем – песни пел, (большого)
Песни пел, да плясал,
Родных братьев потешал.

Разводим ручки в стороны

Ну, вот ребеночка (по)ложили на стол, на пеленочку. Меряли саженями – растягивали ребеночку в стороны ручки. Сначала не очень сильно, и говорили:

Батюшке – сажень!
Матушке – сажень!
Братцу – сажень!
Сестрице – сажень!
А мне – долга, долга, долга!

* * *
Тяни холсты,
Потягивай,
В коробочку
Покладывай.

Можно сказать иначе:

Утки, утки!
Полетели, полетели, полетели!
Поплавали, поплавали.
* * *
Ути-ути, утиньки
Политили, политили!
Поплыли, поплыли,
На головушку хлопнули,
Пали, пали, пали, пали
И опять пропали!

* * *
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ, топ-топ,
Топ-топ-топ, топ-топ.

Эту песенку можно припевать и грудничку во время массажа, и малышу, который учится ходить.

* * *
Та-та-та, та, та,
Вышла кошка за кота,
За кота-котовича,
За Иван Петровича.
Кот ходит по лавочке,
Водит кошку за лапочки;
Топы, топы – по лавочке.
Цапы, цапы – за лапочки.

* * *
Ти-та-ту, та-ту, та-та!
Вышла кошка за кота.
За кота-котовича,
За Петра Петровича.
За котом не худо жить,
Ему порток не надо шить.

* * *
Тра-та-та, тра-та-та!
Поймал дедушка кота,
А бабушка – кошку
За левую ножку.

Для начала мы хотели бы поделиться несколькими интересными играми с новорожденными. Потом, когда ваш ребеночек подрастет, он с удовольствием проделает все эти упражнения, уже сидя на ваших коленях.
Ну, а пока он лежит в кроватке, можно делать это лежа. Когда малыш проснется, например, днем, погладьте его по животику – он сразу начнет потягиваться, расправляться:

Ручки-хватушечки,
Ножки-ходушечки,
В роток – говорок,
А в головку – разумок!

* * *
Вдоль расти,
Поперек толстей,
Ручки деловаты,
Ножки беговаты,
Язык говорун-говорун!

Это чтобы дельный человечек рос. Чтобы еще и не ленивый он был, так приговаривали:

Лень – потягота,
Поди на Федота,
С Федота на Якова,
С Якова на всякого!

* * *
Да вдоль долгунушки
Да поперек толстунушки!
Расти, доченька, здоровая,
Как яблонька садовая!

* * *
Потягунчики-порастунчики!
Вдоль расти,
Поперек толсти.
Ножки - ходульки,
Ручки – ладульки,
Роток – говорок,
А в головушку
Дай, Господи, умок!

* * *
Тоню тяну,
Рыбу ловлю,
В кошель кладу,
Домой несу:
Щучки в кучки,
Плотички в полички.
Один ершок –
Да(й) тот в горшок.
Щей наварю,
Николая накормлю.

* * *
Дедушке – поклон,
Бабушке – поклон,
Тяте – поклон,
Маме – поклон,
А тебе, Васенька, рост большой!

* * *
Папе – качок,
Маме – качок,
Дедушке – качок,
Братику – качок (желательно называть имена)
Поленьке – качок, чтобы дольше ты росла!
(Дольше – значит: выше)

Спи, дитя мое, усни,
Сладкий сон к себе мани.

А написал слова Аполлон Николаевич Майков. А вот чья музыка. не помню.

P.S. А сорока-белобока-таки кашку варила, а не бражку. Да и странно как-то деток пивом угощать. :)

ну надо же:) Мою дочь отец тоже исключительно этой песней убаюкивал:)

Туризм

Путешествия

Парусный спорт

Альпинизм

Спелеология

Парусный спорт

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.