Что такое скелет мышцы осанка

Выберите книгу со скидкой:


Музыкальные инструменты (плакат)

350 руб. 33.00 руб.


Ваш голос: Секреты вокального мастерства

350 руб. 640.00 руб.


Спортсмен, музыкант, поэт, математик? Как выявить и развить способности вашего ребенка (обложка с клапанами)

350 руб. 680.00 руб.


350 руб. 107.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Соснина Юлия ВладимировнаНаписать 1506 16.11.2016

Номер материала: ДБ-355737

  • Начальные классы
  • 3 класс
  • Конспекты

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    16.11.2016 469
    16.11.2016 1443
    16.11.2016 640
    16.11.2016 1186
    16.11.2016 410
    16.11.2016 1338
    16.11.2016 3093

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

1. Рассмотри рисунки 1 и 2. Что на них изображено? Как ты думаешь, какую работу в организме выполняют скелет и мышцы?

На этих рисунках показан скелет человека, мышцы человека и позвоночник человека.

Скелет состоит из костей, который являются опорой всего тела, а также защищают некоторые внутренние органы. А мышцы помогают костям двигаться.

2. Прочитай текст. Используй полученную инфор­мацию при характеристике опорно-двигательной системы.

Опорно-двигательная система образована костями и мышцами. Кости являются опорой для человеческого тела, но также они служат защитой для внутренних органов. Но двигаться кости самостоятельно не могут. Для этого нужны мышцы.

Мышцы сокращаются и расслабляются. Они приводят в движение кости скелета.

В человеческом организме более 200 костей и 650 мышц. Примерно 200 мышц используются для ходьбы, 43 мышцы помогают человеку наморщить лоб, а 17 мышц дают нам возможность улыбаться.

Каждая мышца и каждая кость в организме выполняет свою работу, но все они действуют согласно, сообща.

Человек с правильной осанкой выглядит красивым и стройным. А поддерживать правильную осанку ему помогают мышцы и кости. Вырабатывать правильную осанку надо с раннего детства. Для этого есть несколько простых правил:

1. Сидеть нужно прямо, лишь слегка наклоняя вперед голову.

2. Спина должна опираться на спинку стула, а руки свободно лежать на столе.

3. Ноги должны стоять на полу ровно, всей ступней.

4. Если спина устала, следует дать ей отдохнуть, походить, выполнить упражнения.

5. При ходьбе нельзя сутулится.

6. При переноске тяжестей, вес следует равномерно распределить между руками.

7. Спать надо на ровной, но не мягкой постели.

8. Для хорошей осанки нужно регулярно заниматься физическими упражнениями, укрепляя мышцы.

Обсудим!

На первом снимке девочка сидит правильно, у нее ровная спина, руки свободно лежат на столе, ноги упираются в подставку всей ступней. Но стул у девочки неудобный, она не может опереться на него спиной, из-за чего быстро устает.

На второй фотографии девочка слишком сильно наклонилась вперед, сгорбилась. Ноги не опираются на подставку, голову поддерживает рука. Это неправильная поза.

На третьем снимке девочка также сидит неправильно. Она выгнула спину и почти легла на спинку стула. Позвоночник при этом искривился. Ноги девочки не стоят на подставке, а локти свешиваются со стола.

При беге развиваются мышцы ног, мышцы живота, мышцы плеч.

При плавании развиваются мышцы рук, плеч, груди и спины, ног, живота.

При игре в мяч развиваются мышцы ног и рук, живота, груди и спины.

Проверь себя

Скелет состоит из костей черепа, костей рук и ног, грудной клетки, позвоночника, костей таза.

Скелет служит опорой нашего тела, и защитой его внутренних органов.

Мышцы помогают костям двигаться, или фиксируют их в определенном положении. Мышцы сжимаются, сокращаются, или расслабляются. Работа мышц регулируется головным мозгом.

Правильная осанка делает человека не только стройным и красивым, но и здоровым, потому что при правильной осанке не нарушается работа внутренних органов.

Правильную осанку можно выработать если соблюдать правила. Нужно правильно сидеть за столом, заниматься спортом и физкультурой.

Задания для домашней работы

Скелет - кости человеческого организма

Мышцы - помогают двигаться костям

Опорно-двигательная система - скелет и мышцы человека

Осанка - поза человека

Моя мама давно следит за моей осанкой и, если я сижу неправильно, она делает мне замечания. К тому же мне купили специальное кресло под мой рост и стол, за которым я могу сидеть правильно.

На следующем уроке

Продукты растительного происхождения получают из растений. Примеры: овощи, фрукты, растительное масло, зелень, хлеб.

Продукты животного происхождения получают из животных. Примеры: колбаса, сыр, молоко, яйца, креветки, анчоусы.

Витамины - это вещества которые позволяют организму развиваться правильно, не болеть, повышают иммунитет человека.

Доброго времени суток, уважаемые посетители сайта! Осанка – это обычная поза, в которой человеку удобно находиться. При этом учитывается мышечный тонус, физическое развитие и форма позвоночника.

Привычное расположение определяется рефлексами. Правильная осанка является важной составляющей внешнего образа, признаком здоровья и нормального развития опорно-двигательного аппарата.

Давайте выясним, что такое сколиотическая осанка и как ее можно исправить. Существуют разнообразные типы осанки, которые могут формироваться на протяжении многих лет.

На создание некоторых вариантов влияют сильные физические нагрузки, отсутствие движений и нездоровый образ жизни.


Вялая осанка

Важным фактором является форма корпуса. Вялая осанка со временем проявляется негативным изменениями во внешнем виде, а также проявлением остеохондроза позвоночника и сколиоза.

Так называется неустойчивое положение спины. В расслабленном состоянии появляется сутулость, а при правильной позе убирается.

У человека возникает сниженный иммунитет, болезни и дискомфортные ощущения.

Вялая осанка возникает у детей. Стоит отметить следующие причины ее появления:

  1. Сутулость.
  2. Нехватка физической активности.
  3. Слишком мягкий матрас.
  4. Врожденные заболевания.
  5. Излишки веса.
  6. Неправильное положение туловища при сидении за компьютером.

Вялая осанка может проявляться разными симптомами. Родителям нужно обращать внимание на простудные болезни хронического типа, сутулость в сидячей позе и болезненность в грудной клетке.

К показателям относится неровность изгибов позвоночника и различная длина ног. ЛФК помогает корректировать проблемы с осанкой. Регулярное выполнение комплекса стимулирует подвижность, увеличивает выносливость организма и формирует нормальную осанку.

Какой тип осанки считается нормальным

При правильной позиции все изгибы слишком не выделяются. Человек ощущает свободу в движениях и в мышечной системе. Корпус остается подтянутым.

Голова всегда поднята, плечи расправлены, а живот подтянут. При таком положении не возникают заболевания позвоночного столба. Не проявляется зажимов в грудной области.
Нарушения осанки могут создаваться при ношении сумок и портфелей. Это влияет на кривизну в в области шеи.

Кифотическая осанка


Существуют различные виды осанки. И один из них – кифотическая осанка. При такой форме возникают сложности с физическими движениями и управлением телом.

Развитие патологии влияет на округление спины. Патологический кифоз проявляется сильным искривлением. Ели заболевание еще только развивается, возникает круглая спина.

В зависимости от степени нарушения выделяют следующие разновидности:

  • врожденный проявляется проблемами с передним отделом позвоночника;
  • генотипический обусловлен наследственными факторами;
  • компрессионный кифоз отличается специфическими переломами;
  • мобильный является результатом ослабленных мышц;
  • старческий возникает при проблемах с межпозвоночными дисками.

Деформации позвоночника бывают при сутулой и круглой спине. Проявляются значительные прогибы в позвоночном столбе. При подобном диагнозе голова наклонена вперед, живот выпячивается, а плечи сводятся спереди.

Сколиотическая


Теперь узнаем, в чем отличие сколиотической осанки. Состояние характеризуется боковым смещением позвоночного столба во фронтальной плоскости. Такие искривления носят функциональный характер.

Спровоцировать недуг могут такие факторы:

  • болезни внутренних органов;
  • осложнения после родовых травм;
  • деформирующие рубцы в области спины;
  • кривошея.

Искривление характеризуется мышечными спазмами при наклонном положении. Постепенно меняется нормальная осанка.
Есть и определенные признаки сколиотической осанки.

Это значительный изгиб в позвоночном столбе. А также асимметрия лопаток. При размещении на ровной поверхности все симптомы проходят.

Искривления могут быть вызваны напряжением и ослаблением мышц в спине. При такой проблеме наблюдается головная боль, уменьшение трудоспособности и утомляемости.
При обнаружении первых признаков, необходимо обратиться к специалисту. Если своевременно заметить проблему, искривление легко исправляется.

Лечение сколиоза предполагает такие методы:

  • выполнение комплекса упражнений;
  • стабилизация режима труда и отдыха;
  • методики мануальной терапии.

Если своевременно не предпринять каких-то мер, то неправильная осанка перерастет в сколиоз. Первые признаки недуга проявляются в 6-7 лет.

В некоторых случаях сколиоз является врожденной патологией. Проблемы с межпозвоночными дисками вызывают плохое кровоснабжение. В позвонках формируются изменения костей.

Нарушения с осанкой бывают при снижении двигательной активности. Негативным эффектом отличается и неправильно выбранная мебель.

У взрослых дефекты проявляются при продолжительных прибываниях в неудобной позе.
Основным методом лечения является лечебная гимнастика. Рекомендуются приседания, наклоны, прогибы в спине и заведения рук с палкой за спину.
Лечебная физкультура должна занимать не мене 30-40 минут в день. Каждое движение должно проделываться по 8-10 раз.

Лордотическая осанка


К видам осанки относится и лордотическая осанка. Она характеризуется сильной изогнутостью в отделе поясницы. Также происходит выпячивание живота.

Ощущается дискомфорт и происходят проблемы с внутренними органами. При таком недуге, можно ли заниматься спортом, сможет подсказать врач.

Кифосколиотическая осанка

Подобный тип осанки является смешанным. Наблюдаются фронтальные и саггитальные признаки. Проявляется сразу и сколиоз и кифоз.

Такое нарушение возникает у подростков. Сначала возникает сколиоз, а затем присоединяются симптомы кифоза.

К нарушениям осанки приводят такие факторы:

  1. Врожденные причины возникают еще при развитии плода.
  2. Последствия переломов и травм являются приобретенными факторами.
  3. Вызвать проблемы со спиной может туберкулез, рахит и радикулит.
  4. Негативно воздействует сидячая работа и малоподвижный образ жизни.

К внутренним причинам нарушений стоит отнести хронические болезни, разную длину ног и проблемы со зрением.

Стоит обратить внимание на такие симптомы:

  1. Неправильное расположение головы.
  2. Проблемы с системой дыхания.
  3. Зауженная грудная клетка.
  4. Выдвинутый живот.
  5. Проблемы с репродуктивной системой.
  6. Согнутые колени.


Также наблюдается высокая утомляемость, пониженная чувствительность нижних конечностей и возникновение сутулости. В запущенных случаях наблюдаются проблемы с сердцем и сосудами.

Для подтверждения диагноза производится рентгенографическое обследование. Во время исследования осуществляется проверка рефлексов мышц.

Чтобы определить тип деформаций выполняется магнитно-резонансное исследование и компьютерная томография.

Нарушения осанки легко поддается коррекции. Это влияет на уменьшение болевого синдрома, восстановление нормального положения тела и укрепление мышц.

Для лечения применяется физиотерапия с применением электрофореза, ультрафиолетового облучения и гальванизации. Подобное лечебное воздействие помогает уменьшить боль, стимулировать кровоток и оказывает благотворное влияние на кровоток.

Методы мануальной терапии особенно эффективны на начальной стадии болезни. Активно применяется ортопедическая коррекция.

Физические упражнения способствуют формированию мышечного корсета исправлению нарушений. Физкультура рекомендуется, когда у больных не наблюдается острых болей и высокой температуры.
На сегодня у меня все. Надеюсь, мой обзор вам пригодится! До новых встреч, друзья!

Скелет — опора тела и движение

Интегрированные цели:

• Формировать элементарные знания об опорно - двигательном аппарате человека (скелете, мышцах)

• Раскрыть значение и важность занятий физкультурой для укрепления и развития скелета и мышц.

• Познакомить с правильной осанкой.

• Формировать установку на здоровый образ жизни;

• Познакомить с упражнениями, укрепляющими мышцы спины.

Активизация словаря: скелет, череп, позвоночник, мышцы, осанка.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Очень рада видеть вас

С интересной новой темой

На свои места садитесь

И друг другу улыбнитесь.

2. Определение темы занятия, постановка целей.

- Сейчас мы проведём с вами небольшую разминку, а заодно узнаем тему нашего занятия

Кроссворд: (слайд №1)

1. Что приводит в движение кровь?

2. Что течёт по венам?

3. Орган, который помогает переваривать пищу.

4. С помощью этих органов мы видим предметы, воспринимаем их форму, величину, цвет.

5. Орган дыхания.

6. Куда сначала попадает пища?

(слайд №3)Сегодня на занятии мы с вами узнаем что такое скелет, из каких частей он состоит; выясним, для чего служит каждая часть и весь скелет полностью; узнаем, что приводит скелет в движение; выясним как связаны скелет, осанка и наше здоровье.

3. Основная часть.

– Давайте с вами пофантазируем, что было бы, если бы у человека не было костей, на что могло быть похоже наше тело (желе, кисель, медуза, слизняк)

– Действительно, человек был бы бесформенным и некрасивым, если бы у него не было скелета. Скелет - это наша опора, благодаря которой мы сохраняем свою форму.

– Кости, составляющие скелет, поддерживают тело и обеспечивают защиту от ранений и ушибов.

- Послушай те стихотворение:

Чтоб на кисель не походить,

На скользкую медузу,

Скелет у всех нас должен быть,

И он нам не обуза.

Пусть нет его у червяка,

У стрекозы и мотылька,

А нам он нужен, чтобы

Играть в футбол, ходить в кино

И плавать в речке летом,

Мы не смогли бы ничего,

Не будь у нас скелета.

Скелет опорой служит днем,

А ночью отдыхает!

- Скелет состоит из костей, больших и совсем крошечных. И у всех их одинаковое количество - более 200 штук.

- Потрогайте свою руку, ногу, руку и ногу рядом стоящего товарища, что вы чувствуете? (кость)

(слайд №4) Ребята, кто назовет основные части скелета? (череп, скелет верхних конечностей, позвоночник, грудная клетка, скелет нижних конечностей.)

– На вид скелет хрупкий, но на самом деле очень прочный. Скелет служит организму не только опорой, но и защищает внутренние органы.

- Череп похож на шлем. Что он защищает? (мозг) (слайд №5)

- Грудная клетка состоит из 12 пар ребер, которые прикреплены к позвоночнику. Что защищают ребра? (внутренние органы: сердце, легкие от повреждений) (слайд №6)

- Позвоночник является основным стержнем туловища, на него приходится вес верхних частей тела, а сам он состоит из 33 позвонков, соединенных между собой, проходит посредине спины. (слайд №7)

Корень, ствол у дерева –

Жизни всей источник,

Жизни ствол у человека–

Сделав выводы теперь,

Вы держитесь твердо.

Чтобы по земле шагать

Вам с осанкой гордой.

- В состав скелета входят еще верхние и нижние конечности (слайды № 8) А вы знаете, что кости верхних и нижних конечностей очень хрупкие, особенно у детей.Поэтому нужно быть осторожным: не прыгать с высоких предметов, не лазать по деревьям, по обрывам, быть осторожными в гололед. Какую функцию выполняют верхние и нижние конечности? (с их помощью осуществляются разнообразные движения)

- О худых людях говорят: "У него только кожа да кости". Может ли такое быть на самом деле? (нет). Если бы это было так, то человек не смог бы двигаться, бегать, ходить, поднимать грузы или даже моргать.

- Мальчики, напрягите свои руки и покажите мускулы. Как вы думаете, почему у спортсменов такие широкие плечи, мощная грудь, крепкая шея, сильные руки и ноги? Почему они такие сильные и выносливые? Что им помогает поднимать тяжелые штанги, высоко прыгать, быстро бегать? Конечно, скелет, но еще и мышцы – это главные силачи. Они прикреплены к скелету и заставляют его двигаться. Человеку нужны мышцы (слайд №9) Без этих двигателей все большие и маленькие кости были бы неподвижны.

- Вытяните руку, ваши мышцы находятся в свободном состоянии, согните руку в локте, а вот в это время наши мышцы сокращаются и приводят в движение вашу руку (показ, дети повторяют). Попробуйте обхватить пальцами левой руки правый кулак и повертите его в разные стороны. Вот примерно так одна кость входит в другую и двигается в ней (слайд №910, а чтобы кости друг из друга не выскакивали, они крепко-накрепко связаны между собой, как бинтами, гибкими связками.

- Скелет и мышцы растут и развиваются — это опорно-двигательная система нашего организма (слайд №11)

- Чтобы стать красивым, сильным и здоровым нужно тренировать свои мышцы. Что помогает это сделать? (физкультура и спорт). Правильно, давайте и мы с вами проведем сейчас физминутку для здоровья.

Мы разминку начинаем,

Руки шире раздвигаем,

А потом их тянем вверх,

Отдохнет спина у всех.

Раз, два, три, четыре, пять

А теперь три раза нужно

как лягушки проскакать.

Мы разминку завершаем,

Руки шире раздвигаем,

А теперь их тянем вверх,

Отдохнет спина у всех.

- Физкультура и спорт делают фигуру человека красивой, формируют правильную осанку (слайд №12) А кто знает, что такое осанка? (слайд №13)

- Правильная осанка не только красива, но и полезна для здоровья. При плохой осанке человеку труднее дышать, начинают хуже работать внутренние органы.

- (слайд №14) Если ученик за партой сидит, согнувшись, если одно плечо держит выше другого или упирается грудной клеткой в парту, то у него может произойти искривление позвоночника, сдавливание грудной клетки. Он может остаться на всю жизнь сутулым, кособоким.

Кроме того, при неправильной посадке ученику трудно дышать, сдавленная грудная клетка мешает дыханию и правильной работе сердца.

Если он низко наклоняется над книгой или тетрадью, то это приводит к ухудшению зрения.

Осанка вырабатывается в детстве. Чтобы выработать хорошую осанку, быть здоровым, нужно выполнять правила, многие из которых вы уже знаете.

Давайте сначала подумаем, каким мы представляем здорового человека (слайд №15)

- Выберите слова для описания здорового человека:

Стройный, сутулый, сильный, крепкий, толстый, неуклюжий, ловкий, бледный. (Ответы детей.)

(слайд №16)Это интересно!

Ученые провели наблюдения. Оказалось, что, если человек низкого роста, но держится прямо, он, кажется выше. А вот высокий, но сутулый – ниже. Ходите по комнате, положив на голову тетрадь или небольшую книгу. В тот момент, когда ваша осанка окажется неправильной, тетрадь упадет.

- Каковы же причины плохой осанки? (ответы детей)

- А как, по вашему мнению, выработать правильную осанку?

Правила сохранения правильной осанки: (Ответы детей) (слайд №17)

1. Правильно сидеть за столом, партой, на стуле, не горбиться.

2. При переносе тяжести нужно равномерно нагружать руки. Если вы будете носить ранец или портфель в одной руке, одно плечо станет ниже другого.

3. Спать на жесткой постели с невысокой подушкой.

4. Сидеть с максимально выпрямленной спиной.

5. Избегать неудобных поз и каждый день смотреть на себя в зеркало, которое подскажет, какая у вас осанка если вы будете выполнять эти правила, то осанка у вас будет красивой и правильной.

- А сейчас мы с вами проведем эксперимен

Одному ребенку воспитатель помогает надеть ранец, другому дает в руку портфель и просит пройтись перед всей группой, а затем повернуться спиной к детям. Ребенок, который держит в руке тяжелый портфель, наклоняется в сторону, у другого ребенка спина не искривлена.

Какой можно сделать вывод? (Дети делают выводы о том,с чем лучше ходить в школу: с портфелем или с ранцем)

Третий ребенок держит небольшое детское ведёрко, наполненное водой. А четвертый берет 2 маленьких ведра. Казалось бы, очень легкое ведро, но подержав его в одной руке, ребенок устаёт и начинает наклоняться в сторону. Второй ребенок ровно держит спинку. На основе своих наблюдений дети делают вывод. Как лучше носить, например, сумки, помогая маме. (Лучше разложить все покупки в две сумочки и нести в двух руках.)

- Хотите проверить, правильная ли у вас осанка?

– Встали, повернулись ко мне спиной, руки сложили вместе ладошками и приставили к позвоночнику. Ладошки не должны разомкнуться. У Никиты хорошая осанка, а вот Наташе надо поработать над своей осанкой.

– Можно по-другому проверить свою осанку.

Я повторяю по утрам:

Мой позвоночник гибок, прям

Когда лежу, стою, сижу –

За позвоночником слежу

Я позвоночник сберегу

И от болезни убегу.

- Существуют специальные упражнения по укреплению мышц туловища. Как мы уже говорили, наши мышцы становятся крепче благодаря физическим упражнениям. И поэтому у спортсменов и атлетом самые сильные мышцы. Что кроме упражнений может укрепить наш скелет, и позвоночник в том числе? Какие продукты нужно употреблять? Те, в которых в большом количестве соли кальция — творог, молоко. Также полезны овощи и фрукты - в них содержатся витамины.

-А вы хотите быть сильными, ловкими, быстрыми? (да). Что для этого нужно делать? (заниматься физкультурой, гимнастикой, играть в подвижные игры, обязательно делать по утрам зарядку) словом вести активный образ жизни.

-У нас сегодня на занятии присутствует Ирина Этвиновна, специалист по лечебной физкультуре. Она покажет нам упражнения, которые помогут укрепить мышцы нашего туловища, чтобы наша осанка всегда была правильной и красивой, а мы были здоровы и полны сил и энергии.

5. Итог занятия: Ребята, вам интересно было сегодня на занятии? О чём мы сегодня говорили? (о строении и функциях скелета человека и его мышц, узнали об их роли в нашем организме) Что такое осанка? От чего она зависит? Вспомните правила, которые помогут сохранить нашу осанку правильной.

- А завершить наше занятие я бы хотела стихотворением:

Каждый твёрдо должен знать:

Здоровье надо сохранять.

Нужно правильно питаться,

Нужно спортом заниматься.

Руки мыть перед едой,

Зубы чистить, закаляться

И всегда дружить с водой.

И тогда все люди в мире

Долго-долго будут жить.

И запомни - ведь здоровье

В магазине не купить!

- Спасибо вам за работу и доброго вам здоровья!

Если мы посмотрим на человеческий скелет, мы заметим, что голова и торс соединены с тазом довольно тонкой опорой — поясничным отделом позвоночника. В месте соединения с тазом мы находим самый крупный позвонок, на котором располагаются другие позвонки, постепенно уменьшаясь в размерах вплоть до самых верхних — атланта и эпистрофея — на которых вращается голова. Если мы вспомним, что мышцы могут только создавать натяжение и поэтому производят главным образом тянущие движения, позвоночник напоминает опору, которая держится в своем положении мышцами, закрепленными у ее основания, возле таза.

Равнодействующая тянущая сила в любой момент должна проходить через основание позвоночного столба, и ее направление должно быть постоянно вдоль основного направления позвоночника. Направление равнодействующей может лишь незначительно отклоняться от направления позвоночника, если мы хотим предотвратить появление напряжения, которое заставит позвонки смещаться друг относительно друга и растянет связки вплоть до их повреждения.

Грудная клетка, плечи и руки подвешены на позвоночнике. Для того, чтобы раскрыть грудную клетку или поднять руки, мышцы, имеющие один конец закрепленный выше, чем другой, должны прийти в действие. Важно это понять, также как и понять то, что все остальные мышцы, прикрепленные к ребрам одним концом выше и другим концом ниже, не могут производить никакого эффекта на грудную клетку, кроме фиксирующего, что как правило тянет ее вниз и уменьшает ее внутренний объем.

Голова держится на вершине столба. Ее центр тяжести находится впереди точки крепления, и если мышцы шеи рассечь, голова падает вперед и вниз, до тех пор пока подбородок не достигнет костей грудной клетки.

Вовсе не обязательно знать что-либо вообще о мышцах и скелете для того, чтобы использовать их должным образом, но такое знание экономит время, и кроме того полезно иметь рабочее представление о теле для того, чтобы научиться использовать его лучше.

У четвероногих, таких как лошади, крупный рогатой скот или олени, голова очень тяжелая и находится на конце шеи, выступающей горизонтально. Мышцы, держащие такую громоздкую и тяжелую структуру, ведут себя иначе, чем мышцы, о работе которых мы знаем по собственному опыту.

Такие животные удерживают свою голову в горизонтальном положении (или положении для отдыха) в течение чрезвычайно длительных периодов без малейших признаков усталости. Мы можем видеть, как из этого положения для отдыха, животное поднимает голову выше, когда раздается подозрительный шум, или опускает ее, чтобы есть или пить. Низкое положение головы требует меньшего сокращения мышц шеи, тем не менее оно более утомительно для животного, которое иногда поднимает голову в нормальное положение для отдыха.

Наша голова также имеет свой центр тяжести перед точкой ее поддержки, тем не менее наша шея никогда не устает достаточно для того, чтобы голова упала вперед от усталости мышц. Также центр тяжести всего тела, если спроецировать его на землю, располагается впереди голеностопного сустава по крайней мере на 1,5 — 5 сантиметров. Тем не менее икроножные мышцы, которые удерживают большие берцовые кости и не дают телу упасть вниз и вперед возле голеностопных суставов никогда не ощущают от этого вообще какого-либо усилия. Мы чувствуем усталость где-либо в других местах задолго до того, как икроножные мышцы будут утомлены. Однако, мы можем утомить икроножные мышцы достаточно легко и за очень короткий промежуток времени, начав выполнять работу, отличную от поддержки тела в вертикальном положении. То же самое относится и к нашим мышцам шеи.

Таким образом, мы можем видеть, что существует два вида мышечных сокращений. Один вид задействуется для интенсивных, медленных, непрерывных усилий; другой вид сокращений — переменной интенсивности — более быстрые, но и более короткие. Первый мы вообще не осознаем. Второй полностью подчиняется нашей воле и порождает внутреннее осознавание. Первые — это тонические сокращения, вторые — физические сокращения, которые мы используем при помощи прямого сознательного контроля во всех наших действиях.

Тонус в тонически сокращенных мышцах создается главным образом весом сегментов, тянущих за мышцы, которые не дают этим сегментам упасть под влиянием силы тяжести. Это натяжение заставляет нервные волокна, находящиеся в мышцах, посылать импульсы в нижние центры мозга, по прибытию они приводят к сокращению соответствующих мышц. Все эти перемещения импульсов интересуют только нижние центры нервной системы и практически не влияют на высшие корковые центры, только опосредованно. Тоническое распределение сокращений скелетных мышц является эволюционной адаптацией человеческого организма к полю силы тяжести Земли и оно лишь косвенно испытывает на себе влияние индивидуального опыта каждого человека.

Импульсы, инициирующие сознательные сокращения скелетных мышц, происходят из коры головного мозга и достигают спинного мозга, проходя через пирамидный путь, представляющий собой связанный пучок волокон. Затем спинной мозг посылает импульсы, которые на самом деле сокращают мышцы. До того, как пирамидный путь не будет соединен с позвоночником, никакое сознательное действие в нижележащих сегментах невозможно.

Сознательные движения выполняются за счет импульсов из высших нервных центров, которые имеют доминирующий контроль над низшими центрами. Таким образом, лошадь может затормозить тоническое сокращение разгибателей шеи и сознательно нагнуть голову или же задействовать их, чтобы поднять голову. Когда сознательные импульсы прекращают поступать, голова возвращается в ее нормальное положение, так как тормозящий эффект для тонического сокращения устраняется. Таким образом, когда лошадь вообще ничего не делает, ее голова поднята за счет тонического аппарата, развившегося в результате адаптации особей к физической среде.

У людей сознательные движения по сути являются результатом личного опыта, например, речевые движения, где паттерны связей или пути различных корковых клеток формируются в соответствии с текущим окружением, в отличие от тонического аппарата, который является результатом адаптации вида. Увеличенная активность мышц-сгибателей, которые могут только сгибать суставы и, в целом, уменьшают рост, по этой причине связана с персональным опытом человека. Полезно иметь в виду, что мышцы сгибатели и разгибатели, как бы сказал физиолог, являются агонистами и антагонистами. То есть, они взаимодействуют подобно детским качелям, доске закрепленной в центре: когда мышца-сгибатель укорачивает конечность, разгибающая мышца поддается и удлиняется, чтобы позволить сознательному действую произойти, одновременно с этим обеспечивая необходимую жесткость конечности. Также важно отметить, что волокна автономной (или вегетативной, или симпатической и парасимпатической) нервной системы иннервируют большую часть мышц, так что внутренние органы влияют на конфигурацию тела и испытывают ее влияние на себе.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.