Что такое пучинные горбы

Понятие и разновидности пучин. Технология работ по предупреждению образования пучин в летний период. Виды пучинных подкладок, применяемых для устройства отводов от пучин. Последовательность выполняемых работ, состав бригады. Пропуск поезда по месту работ.

Рубрика Транспорт
Вид лабораторная работа
Язык русский
Дата добавления 16.11.2013

Федеральное Агентство Железнодорожного транспорта

Уральский Государственный Университет Путей Сообщения

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №5

По теме:“ Исправление пути на пучинах”

студент гр. ЭД-231

Пучинами называется общее или местное поднятие поверхности в результате промерзания грунта и увеличение в объеме замерзающей в нем воды, как первоначально задержавшейся, так и поступившей в процессе промерзания из более теплых слоев.

Пучины представляют собой искажения положения рельсошпальной решетки в профиле и по уровню, вызванные неравномерным морозным пучением грунтов. В зависимости от геологических и гидрогеологических условий, а также от характера промерзания земляного полотна при неравномерном вспучивании могут образоваться прямые и боковые пучины.

К прямым относятся горбы, впадины и перепады, боковые пучины бывают односторонние и перекосные (рис. 3.15). Высота их достигает 100 м и более.

Рис. 1. Разновидности пучин:

а -пучинный горб; б -пучинная впадина; в - пучинный перепад; г - перекосная пучина; д - односторонняя пучина; I-II-левая и правая нити; 1, 2 соответственно летнее и зимнее положение пути; 3-пучинные подкладки; РР - величина равномерного пучения; РГ, РВ , РП , РОД - высота пучинного горба, впадины, перепада, односторонней пучины

Исправление пути на пучинах заключается в устройстве плавных отводов от мест с неравномерным пучением, укладкой подкладок различной толщины между металлической подкладкой и деревянной шпалой (железобетонные шпалы на пучинистых участках не укладывают). Так как пучины в течение зимы растут медленно, а в весенне-летний период опускаются постепенно исправлять путь приходится несколько раз как в период роста, так и в период осадки пучин. Особенно возрастает число исправлений па скоростных направлениях железных дорог, где приходится устраивать более пологие уклоны отводов.

Для устройства отводов от пучин применяют следующие виды пучинных подкладок: карточки, башмаки, короткие нашпальники, полусквозные нашпальники, сквозные нашпалышки. Карточки имеют толщину I; 1,5; 3; 5; 8; 10; 15; 20; 25 мм, длина их принимается равной длине металлических подкладок. Толщина башмаков принята 25; 30; 40 и 50 мм, длина в зависимости от типа рельсовот 300 до 400 мм. Короткие нашпальники имеют толщину 50; 60; 70; 80; 90мм, длинуот 400 до 500 мм. Толщина полусквозных и сквозных пашпальников принята 50; 60; 70; КО; 90; 100; 110мм, длина - соответственно 800 и 2400 мм. Карточки толщиной до 1,5 мм изготовляют из листовой стали, остальные карточки, башмаки и нашпальники из березы, дуба, осины, сосны, бука, а толщиной 3-15 мм делаю из березовой фанеры или дуба. Во всех пучинных подкладках просверливаю отверстия диаметром 25 мм для костылей.

пучинный путь подкладка поезд

Рис. 2 Схема устройства отводов от пучинного горба на участках со скоростями движения поездов до 100 км/ч.

Рис. 2 Схема устройства отводов от пучинного горба на участках со скоростями движения поездов более 100 км/ч.

Между концами отводов от двух рядом расположенных горбов должна быть разделительная площадка длиной не менее 10 м (рис. 3).

Рис. 3. Схемы устройства отводов от двух рядом расположенных пучинных горбов с разделительной площадкой между ними при скоростях движения поездов: а - до 100 км/ч; б - более 100 км/ч.

Если пучинные горбы расположены близко, рельсовые нити между концами отводов поднимают на пучинные подкладки и устраивают разделительную площадку длиной не менее 10 м (рис. 4).

Рис. 4. Схемы устройства отводов от двух рядом расположенных пучинных горбов с разделительной площадкой между ними при скоростях движения поездов: а - до 100 км/ч; б - более 100 км/ч.

Если такой возможности пег, переходят с горба на горб уклоном не круче i1, при скоростях до 120 км/ч и не круче i3, при скоростях 121-160 км/ч (рис. 5).

При устройстве отводов выбирают вид пучинной подкладки в зависимости от высоты пучения и плана пути (табл.1). В таблице даны рекомендации по применению нормальных и пучинных (удлиненных) костылей. Кроме того, при исправлении пути на пучинах необходимо выполнять следующие правила:

под каждую металлическую подкладку можно укладывать не больше двух карточек, при этом общая толщина их должна быть меньше следующей по сортаменту пучинной подкладки;

на башмак или нашпальник можно укладывать только одну карточку, причем общая толщина их должна быть меньше следующей по сортаменту подкладки;

в прямых участках пути отводы на односторонних и перекосных пучинах сначала делают на рельсовой нити с большей высотой горба, а вторую нить исправлять по уровню;

на кривых участках сначала нужно исправлять наружную нить, а затем внутреннюю, если же внутреннюю нить вспучило больше наружной, исправляют обе нити одновременно;

при осадке пучин весной отводы сначала устраивают по той нити, которая меньше осела, а на кривых участках - по внутренней нити;

укладку пучинных подкладок при росте пучин надо производить от горба к концу отвода, а при осадке - от конца отвода к горбу; отвод по обеим рельсовым нитям сначала делают с одной стороны пучины, а затем с другой;

кроме костылей, прикрепляющих рельсы, металлические и пучинные подкладки к шпалам, должны забиваться обшивочные костыли в шпалы у торцов башмаков и коротких нашпалышков и дополнительные костыли для прикрепления полусквозных и сквозных нашпальников через просверленные в них отверстия;

при исправлении пучин на стрелочном переводе надо устроить площадку, параллельную элементу продольного профиля, в пределах рамного рельса и крестовины с отводами i1 при скоростях движения поездов до 120 км/ч и i3 при больших скоростях; если такие отводы сделать невозможно, устраивают площадку в пределах всего стрелочного перевода.

При исправлении пути на пучинные подкладки последовательность выполнения работ следующая. Очищают путь от снега на всем фронте работ, выдергивают дополнительные и третьи костыли. С помощью оптического прибора или визирок устанавливают длину отвода от горба по одной рельсовой нити. Толщину пучинных подкладок на каждой шпале по первой рельсовой нити определяют оптическим прибором или визирками, по второй нити- с помощью уровня и записывают ее мелом на шейке рельса (учитывая толщину лежащих в пути подкладок). Подбирают и раскладывают по концам шпал новые пучинные подкладки, пластинки-закрепители и при необходимости - пучинные костыли.

По окончании подготовительных работ бригада приступает к устройству отвода по одну сторону горба. При исправлении пучин высотой до 50 м отвод сначала устраивают по первой, а затем по второй рельсовой нити. Наддергивают костыли на 10-30 мм на шести концах шпал впереди по ходу работ и трех сзади (при осадке пучин наддергивают костыли на трех концах шпал впереди и двух сзади). Расшивают полностью один конец шпалы, на которой будет укладываться первая пучинная подкладка. Вывешивают рельс гидравлическим домкратом или рычажным прибором, удаляют старые пучинные и путевую подкладки, ставят пластинки-закрепители, зачищают постель шпалы, укладывают новые пучинные и путевую подкладки, пришивают рельс к шпале двумя костылями, не добивая их на 10 30 мм. Затем поддергивают костыли на одном конце шпалы впереди, добивают костыли на одном конце шпалы сзади по ходу работы и в таком порядке продолжают работы по устройству всего отвода сначала по одной, а зачем по второй рельсовой нити.

Состав бригады при пучинах высотой до 25 мм-два-три, до 50 мм-четыре-пять, более 50мм-восемь монтеров пути. При высоте пучин более 50 мм восемь монтеров пути разбиваются на две бригады по 4 чел., которые одновременно исправляют путь по обеим рельсовым нитям.

Последовательность работ сохраняется такая же.

К заключительным работам относятся: добивка костылей, устранение неисправностей по уровню, шаблону и направлению, появившихся после пропуска поездов, забивка трех основных и дополнительных костылей, прикрепление башмаков и коротких нашпальников обшивочными, а полусквозных и сквозных нашпальников пришивочными костылями, уборка мусора.

Для пропуска поезда по месту работ устраивают временный отвод с использованием инвентарных карточек толщиной 1; 1,5; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 12; 15; 18; 21 мм. Карточки толщиной до 9 мм изготовляют из металла, остальные - из дуба, обитого листовым железом. Они бывают составные и цельные (рис. 6).

Рис. 6 Инвентарные карточки: а - для рельсов Р75, Р65 (составные); б - для рельсов Р50 (составные); в - для рельсов Р50, Р43 (цельные)

Составные карточки заводят под металлическую подкладку одновременно с обеих сторон, цельные - с одной стороны и прикрепляют рельс к шпале костылями.

Для исправления пучин на пути с раздельным скреплением используют регулировочные прокладки толщиной 3; 5; 7 и 9 мм, изготовленные из кордонита или древесины. Укладывают их между подошвой рельса и металлической подкладкой.

Путевое хозяйство. / Под ред, И.Б. Лехно.- М.: Транспорт, 1981.- 447 с.

Тихомиров В.И. Содержание и ремонт железнодорожного пути: Учебник для техникумов. -4-е изд. Перераб. и доп. -М.: Транспорт, 1987.-336с.

Каменский В.Б., Горбов Л.Д. Справочник дорожного мастера и бригадира пути. М.:Транспорт, 1986.-487с.

Особенности защиты шоссе от снежных заносов. Схема механизированного устройства защит из снега. Способы борьбы с лавинами на участках автодороги. Основные мероприятия по устранению пучин. Дренажные сооружения для снижения весеннего влагонакопления.

реферат [1,2 M], добавлен 19.02.2014

Характеристика предприятия "Костромское ПАТП №3", виды выполняемых работ. Структура управления, обязанности работников в кузовном цехе. Схема технологического процесса работы участков и зон при проведении ТО-2. Контроль качества выполняемых работ.

отчет по практике [1,5 M], добавлен 23.01.2015

Характеристика Московско-Рязанской дистанции пути. Планы ремонтно-путевых работ на дистанции в 2012 году. Технологический процесс одиночной смены рельсов типа Р65 и Р50 длиной 25 м при раздельном скреплении. Исправление просадок и перекосов пути.

дипломная работа [2,7 M], добавлен 15.06.2012

Анализ технического состояния, эксплуатационных условий и оснащенности дистанции пути. Определение нормативной потребности ремонтно-путевых работ на заданном полигоне сети. Расчет конструкции на прочность. Планирование работ по текущему содержанию пути.

дипломная работа [1,9 M], добавлен 23.02.2013

Оповещение локомотивной бригады для обеспечения безопасности движения поездов при производстве путевых работ. Приемы работы ДСП и поездного диспетчера в условиях выдачи предупреждений на поезда. Формы заявок и соблюдение специальных мер предосторожности.

лабораторная работа [16,9 K], добавлен 16.11.2010

Распределение объемов работ технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей по видам и месту выполнения. Формирование производственных зон, участков и рабочих постов. Расчет числа автомобиле-мест ожидания и хранения. Технология работ участка.

курсовая работа [180,0 K], добавлен 28.05.2014

Анализ применяемых машин для выполнения выправочно-подбивочно-отделочных работ. Описание конструкции и принципа действия машин. Технология производства работ машины на ремонтах пути. Кинематические и прочностные расчеты. Техника безопасности при работе.

курсовая работа [5,1 M], добавлен 18.02.2012

Организация выполнения регламентных работ на авиационной технике, контроль их качества. Состав ремонтных работ, выполняемых в передвижных авторемонтных мастерских (ПАРМ). Подготовка ПАРМ к восстановлению авиационной техники. Планирование работы ПАРМ.

дипломная работа [2,6 M], добавлен 29.10.2013

Оценка разрушений, определение объема работ и выбор способа восстановления земляного полотна на месте воронок и верхнего строения пути. Основные работы по ликвидации бреши. График производства и этапы восстановительных работ на железнодорожном участке.

курсовая работа [487,1 K], добавлен 24.04.2013

Техническая характеристика машин и выполняемых работ в зоне технического обслуживания. Годовая производственная программа. Организация труда рабочих, трудоемкость работ. Схема технологического процесса. Смета затрат калькуляции себестоимости работ.

дипломная работа [76,6 K], добавлен 22.06.2012

Пучиной считается местное интенсивное нарастание искажения положения пути в продольном профиле, возникающее в результате пучения промерзающих грунтов земляного полотна и балластного слоя и проявляющееся на пути в виде горбов, впадин и перепадов.

Участки пути, где в зимнее время появляются пучинные горбы, отводы от которых устраиваются укладкой пучинных подкладок, должны быть для этого заблаговременно (до замерзания балласта) подготовлены: сменены негодные и подтесанные шпалы, костыли, изломанные металлические подкладки, подрезан балласт под подошвой рельса.

Отводы от пучинных горбов (по двум нитям) должны устраиваться по схемам, приведенным на рис. 4.1, и иметь уклоны не круче приведенных в табл. 4.1.


Рис. 4.1. Схемы устройства отводов от пучинного горба на участках со скоростями движения поездов до 100 км/ч (а) и более 100 км/ч (б)

Таблица 4.1. Уклоны отводов, устраиваемых при исправлении пути на пучинах

Скорости движения поездов, км/ч Уклоны отводов, %о, на расстоянии от вершины пучинного горба в обе стороны, м
до 5 (i1) более 5 (i2) на всем протяжении (i3)
До 60 -
61-80 1,5 2,5 -
81-100 -
101-120 - - 0,8
121-140 - - 0,7

Между концами отводов двух смежных пучинных горбов должна устраиваться разделительная площадка параллельно элементу профиля пути длиной не менее 10м; при меньшей длине разделительной площадки пучинные подкладки должны укладываться на всем протяжении между горбами с соблюдением уклонов, указанных в табл. 4.1 (рис. 4.2). Конец отвода от пучинного горба должен располагаться на расстоянии не менее 10 м от перелома профиля; если это условие нельзя соблюсти, устраивается участок со средним уклоном между двумя основными смежными уклонами длиной не менее 10 м (рис. 4.3).





Рис. 4.2. Схемы устройства отводов от рядом расположенных пучинных горбов: а. б - при расстоянии между концами отводов соответственно не менее 10 м и менее 10 м; в, г - при устройстве разделительной площадки, поднятой на пучинные подкладки, при скоростях соответственно до 120 км/ч и более 120 км/ч

Рис. 4.3. Схема устройства отвода от пучинного горба, расположенного близко от места перелома продольного профиля пути

При исправлении пучины на стрелочном переводе в пределах рамных рельсов и крестовины устраивается площадка: на протяжении переводной кривой, а также перед рамными рельсами и за крестовиной, отводы устраиваются с уклоном, соответствующим табл. 4.1.

При росте пучины укладка или замена подкладок производится от горба пучины к концу отвода от нее, а при осадке пучины - от конца отвода к ее горбу.

При исправлении пучин высотой до 50мм, а также при снятии или укладке пучинных карточек на ранее уложенные башмаки или нашпальники, отвод от пучинного горба устраивается сначала по одной рельсовой нити и с одной стороны горба, затем по другой рельсовой нити с той же стороны горба; после этого аналогичным образом устраивается отвод с другой стороны горба; при этом если высота горба по одной и другой рельсовым нитям разная, то на прямом участке вначале устраивают отвод по рельсовой нити с большей высотой горба, после чего вторую нить ставят по уровню. На кривых участках порядок устройства отводов зависит от того, нарастает пучина или спадает: при росте пучины сначала выправляют путь по наружной нити с соблюдением возвышения, а затем по внутренней; при спаде пучины снимают пучинные подкладки сначала по внутренней нити, а затем по наружной.

При высоте горба более 50мм на прямых и кривых участках пути, а также в том случае, если в кривой в результате неравномерного роста или спада пучин внутренняя нить оказалась выше наружной или возвышение стало больше максимально допустимого, работы по выправке пучин необходимо вести одновременно по обеим нитям.

При исправлении пучинистого места на переходной кривой крутизна отводов возвышения наружной рельсовой нити должна соответствовать значениям, установленным Инструкцией по текущему содержанию пути.


Рис. 4.4. Инвентарные карточки: а-для рельсов Р75, Р65 (составные); б-для рельсов Р50 (составные); в - для рельсов Р50, Р43 (цельные)

Порядок ограждения места производства работ по исправлению пути на пучинах и скорости движения поездов по месту работ устанавливаются в соответствии с Инструкцией по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ.

Перед пропуском поезда по месту работ временные отводы устраивают с помощью составных (инвентарных) карточек (рис. 4.4), укладываемых под металлические подкладки; при этом уклон отвода должен быть не круче следующих значений при скоростях движения, км/ч:

до 40 0,005 81-100 . 0.002
41-60 0,004 101-120 . 0.001
61-80 0.003 более 120 0.0007

Во всех случаях перед пропуском поезда по месту работ путь должен соответствовать следующим требованиям: рельсы на каждом конце шпалы должны быть прикреплены не менее чем двумя костылями (при необходимости пучинными) и плотно прилегать к подкладкам; все ранее наддернутые костыли должны быть добиты, клеммные болты довернуты, отводы должны быть установленной крутизны, путь не должен иметь перекосов по уровню и углов в плане, превышающих нормативные значения для данных условий эксплуатации.

Прикрепление к шпалам пучинных подкладок производится костылями нормальной длины (165 мм) и удлиненными пучинными (202, 230,255, 280 мм), а также шурупами длиной 200,250мм. Для исправления пути на пучинах на участках с костыльным скреплением применяют пучинные подкладки, подразделяемые на карточки, башмаки, короткие, полусквозные и сквозные нашпальники, изготовляемые из дерева, полимерных или других материалов, утвержденных МПС (табл. 4.2, 4.3).

Таблица 4.2. Размеры пучинных подкладок

Наименование пучинных подкладок Ширина и длина пучинных подкладок, мм, при рельсах типа Толщина пучинных подкладок, мм
Р43 Р50 Р65 Р75
Карточки 1б0х* 170х* 170х* 170х* 1; 1,5; 3; 5; 8; 10; 15; 20; 25
Башмаки 160х350 170х350 170х400 170х400 25; 30; 40; 50
Короткие нашпальники 160х450 170х450 170х500 170х500 50; 60; 70; 80; 90
Полусквозные нашпальники 160х800 170х800 170х800 170х800 50; 60; 70; 80; 90; 100; 110
Сквозные нашпальники 160х2400 170х2400 170х2400 170х2400 50; 60; 70; 80; 90; 100; 110
* Размер по длине подкладок соответствующих типов.

Таблица 4.3. Порядок применения пучинных подкладок

Суммарная толщина укладываемых пучинных подкладок, мм План пути Применяемые пучинные подкладки Применение нашпальников Длина костылей, мм
для пришивки рельсов и подкладок (основные и дополнительные костыли) для пришивки сквозных и полусквозных нашпальников дм обшивки наружных концов башмаков и коротких нашпальников
15 и менее Прямые и кривые Карточки Не укладываются - -
От 15 до 25 включительно Прямые и кривые радиусом 350 м и более " Тоже - -
Кривые радиусом менее 350 м " " - -
От 25 до 50 включительно Прямые и кривые Башмаки и карточки " -
От 50 до 75 включительно Прямые и кривые радиусом 1500 м и более Короткие нашпальники и карточки Короткие нашпальники укладываются на каждой шпале
Кривые радиусом менее 1500 м Короткие и сквозные нашпальники и карточки Сквозные нашпальники укладываются на каждой стыковой и каждой пятой шпале. На остальных шпалах укладываются короткие нашпальники
Oт 75 до 90 включительно Прямые и кривые радиусом 1500 м и более Короткие и сквозные нашпальники и карточки Сквозные нашпальники укладываются на каждой стыковой и каждой четвертой шпале. На остальных шпалах укладываются короткие нашпальники
Кривые радиусом менее 1500 м Короткие и сквозные нашпальники и карточки Сквозные нашпальники укладываются на каждой стыковой и каждой третьей шпале. На остальных шпалах укладываются короткие нашпальники
Более 90 Прямые и кривые Сквозные нашпальники Сквозные нашпальники укладываются на каждой шпале -
Примечание. При исправлении односторонних пучин, когда укладка сквозных нашпальников невозможна, вместо них применяют полусквозные нашпальники.

Все пучинные подкладки должны иметь отверстия для костылей и шурупов диаметром 25 мм.

Для стрелочных переводов в пределах рамных рельсов и крестовин пучинные подкладки изготовляют по размерам стрелочных подкладок, под которые они укладываются.

Измерение толщины укладываемых и снимаемых пучинных подкладок производится с помощью шаблона-угольника (рис. 4.5).


Рис. 4.5. Шаблон-угольник для измерения толщины пучинной подкладки

На одном конце шпалы разрешается укладывать не более двух (трех - при временных отводах) пучинных подкладок.

Пучинные подкладки хранятся в специальных ящиках с секциями для подкладок разной толщины и в них же доставляются на место работ.

На участках пути с железобетонными шпалами и раздельном скреплении типа КБ возможность выправки пути на пучинах ограничивается суммарной допускаемой толщиной прокладок, укладываемых под подошву рельса (14 мм с учетом прокладки-амортизатора).

При большей высоте пучины должна уменьшаться установленная скорость движения поездов и при экономическом обосновании отвод от пучины может быть устроен за счет подкладок на деревянных шпалах, уложенных в месте пучины между железобетонными шпалами.

Исправление пути на пучинах

В зимний период происходят процессы морозного пучения избыточно увлажненного пучинистого грунта, что сопровождается местными пучинистыми неровностями, преимущественно в виде горбов (рис. 8.37) в продольном профиле с большой крутизной отводов, недопустимой для рельсовых нитей по нормам текущего содержания. Пучинные горбы могут иметь одинаковые искажения по высоте и длине на обеих рельсовых нитях (прямые пучины), неодинаковые по высоте (косые пучины), неодинаковые по высоте и длине (перекосные), а также быть односторонними (с искажением одной нитки).


При появлении пучинных горбов необходимо исправление пути на пучинах (ИПП): уположение рельсовых нитей укладкой пучинных подкладок на шпалы до нормативных уклонов, отводов, приведенных в табл. 8.62, в зависимости от скоростей движения поездов. Для высоких скоростей движения требуются более плавные отводы. Поскольку процесс пучения и рост пучинных горбов продолжается в течение зимы, то и работы по ИПП с устройством плавных отводов выполняются неоднократно при росте пучин, а весной при оттаивании грунтов земляного полотна при спаде пучин.


Отводы от пучинных горбов (по двум рельсовым нитям) устраиваются на участках со скоростями движения поездов более 100 км/ч линейными, как показано на рис. 8.38, а, при скоростях движения поездов менее 100 км/ч — линейно-ломанными с выделением у вершины горба в обе стороны элементов длиной 5 м с уположенной крутизной, как показано на рис. 8.38, б.



Между концами отводов двух смежных пучинных горбов устраивается разделительная площадка параллельно элементу продольного профиля длиной не менее 10 м (рис. 8.39, а). При меньшей длине разделительной площадки пучинные подкладки следует укладывать на всем протяжении между пучинными горбами (рис. 8.39, б) с соблюдением уклонов, указанных в табл. 8.62. Конец отвода от пучинного горба должен располагаться на расстоянии не менее 10 м от перелома продольного профиля пути; при несоблюдении этого условия устраивается участок длиной не менее 10 м со средним уклоном между двумя смежными, что обеспечивается укладкой пучинных подкладок.

При исправлении пути с пучинами на стрелочном переводе в пределах рамных рельсов и крестовины устраивается площадка; на протяжении переводной кривой, а также перед рамными рельсами и за крестовиной отводы устраиваются с уклонами согласно указанным в табл. 8.62.

На участках с костыльным скреплением для ИПП применяются пучинные подкладки (рис. 8.40), которые подразделяются на карточки, башмаки, короткие, полусквозные и сквозные нашпальни-ки, изготовляемые из дерева, полимерных и других материалов (табл. 8.63). Пучинные подкладки прикрепляются к шпалам костылями нормальной длины (0,165 м), пучинными удлиненными (0,205; 0,230; 0,255; 0,280 м), шурупами (длиной 0,200; 0,250 м). Все подкладки имеют круглые отверстия для костылей и шурупов диаметром 25 мм.



На одном конце шпалы разрешается укладывать не более двух пучинных подкладок (трех — при временных отводах). Порядок применения пучинных подкладок приведен в табл. 8.64. При исправлении односторонних пучин вместо сквозных нашпальников применяют полусквозные. Для стрелочных переводов в пределах рамных рельсов и крестовин пучинные подкладки изготовляются по размерам стрелочных подкладок, под которыми они укладываются. При пропуске поезда по месту работ для устройства временных отводов применяются составные (инвентарные) карточки. На рис. 8.41 показаны регулировочные прокладки и инвентарные карточки (составные и цельные для разных типов рельсов) и их крепление на деревянных и железобетонных шпалах, а также шаблон-угольник, который служит для измерения пучинных подкладок, и металлический клин для закрепления вывешенного рельса. Пучинные подкладки хранятся и доставляются на место работ в специальных ящиках с секциями для подкладок разной толщины.

На участок пути с железобетонными шпалами при раздельном скреплении типа КБ возможность исправления пути на пучинах ограничивается суммарной допустимой толщиной прокладок для укладки под подошву рельса: 14 мм с учетом прокладки-амортизатора. При высоком пучинном горбе снижается установленная скорость движения поездов и исправление пути возможно (в крайнем случае) с устройством отводов на деревянных шпалах, укладываемых (в пределах пучинного горба) между железобетонными шпалами.

Способы исправления пути на пучинах и организация работ имеют особенности в зависимости от периода пучинообразования: в зимний период — при росте пучинного горба, в весенний — при спаде пучин; в зависимости от величины пучинных горбов высотой до 10 мм, 11 — 25, 26 — 50, более 50 мм.

При росте пучинного горба укладка или замена пучинных подкладок производится от вершины пучинного горба к концу отвода; при осадке пучинного горба — от конца отвода к вершине горба. При высоте горба до 50 мм, а также при снятии или укладке пучинных подкладок на ранее уложенный отвод, от пучинного горба устраивается отвод сначала по одной рельсовой нити с одной стороны горба, затем по другой рельсовой нити с той же стороны горба, и аналогично устраивается отвод с другой стороны горба. Если высота горба по обеим нитям разная (косая пучина), то на прямом участке сначала устраивается отвод по рельсовой нити с большей высотой горба, а затем вторая нить исправляется по уровню.


На кривых участках при росте пучины путь сначала выправляется по наружной нити с соблюдением возвышения, а затем — по внутренней. При спаде пучины пучинные подкладки снимаются сначала по внутренней нити, а затем по наружной.

При высоте пучинного горба более 50 мм на прямых и кривых участках пути и в тех случаях, когда в кривой при неравномерном росте и спаде пучин внутренняя нить оказывается выше наружной или возвышение — больше допустимого, работы по ИПП выполняются одновременно по обеим нитям.


На переходной кривой при ИПП крутизна отводов возвышения наружной рельсовой нити должна соответствовать значениям, установленным Инструкцией по текущему содержанию пути.

Для снижения расхода подкладок, сохранения срока службы шпал, сокращающегося от многочисленных перешивок, и уменьшения затрат труда на участках с короткими пучинными горбами, которые устойчиво проявляются на одном и том же месте, допускается применять комбинированный способ. Для этого осенью подрезается балласт под шпалами в зоне ожидаемого пучинного горба и на шпалы (под металлические подкладки) укладываются пучинные подкладки по высоте горба. Зимой по мере роста пучинного горба ранее уложенные подкладки заменяются на более тонкие. Весной по мере оседания пучинного горба вместо тонких укладываются более толстые подкладки, а после осадки пучины и оттаивания балласта подкладки снимаются и производится выправка пути.

При осадке пучин применяются два основных способа: постепенное опускание (понижение отметок головки рельса) и наращивание (повышение отметок рельсов). При способе понижения (основной способ) отметки головки рельса понижаются при постепенном опускании рельса в процессе замены пучинных подкладок, лежащих в пути, на более тонкие (рис. 8.42, а). При способе повышения отметок головки рельса ИПП производится (рис. 8.42, 6) наращиванием просевших мест пучинного горба укладкой пучинных подкладок (карточек). На пучинах с несколькими смежными пучинными искажениями может применяться комбинированный способ, при котором наибольший по высоте пучинный горб исправляют способом опускания, а отдельные промежуточные неровности способом наращивания с укладкой пучинных подкладок (рис. 8.42, в).


Имеются разработки способов исправления пути на пучинах по криволинейным отводам, что при допустимой величине непогашенного ускорения для подвижного состава позволяет уменьшить длину отводов на 15—20 %. На пути снимается продольный профиль пучинного горба, толщина пучинных подкладок для обоих концов каждой шпалы определяется по лекалу или вычисляется на компьютере.


Измерительные работы при исправлении пути на пучинах — определение высоты пучинных горбов, длины отводов от них, толщины пучинных подкладок — выполняются с помощью визирок (рис. 8.43), оптического прибора ПРП, с применением визирного прибора ВОГ.

Технология измерительных работ натурным способом на пути с применением прибора ПРП приведена на рис. 8.44.

Определение высоты пучинного горба проводится в следующем порядке:

— по одной рельсовой нитке, на которой пучинная неровность визуально имеет большую высоту и длину, намечают точки за пределами пучинного горба, где на пути нет неравномерного пучения (рис. 8.44, а)\

— в этих точках по обе стороны пучинного горба вертикально (по круглому уровню) устанавливают зрительную трубу и рабочую рейку ПРП;

— зрительную трубу опускают вниз до упора, визирную ось наводят на горизонтальную диагональ верхней марки рабочей рейки;

— измерительную рейку (или линейку) устанавливают вертикально на вершине горба и по ее вертикальной шкале берут отсчет О2 (в мм), величина которого равна высоте пучинного горба hг=02.

При высоте пучинного горба более 50 мм (рис. 8.44, б) необходимо удлинять нижнюю шкалу измерительной рейки или приподнимать зрительную трубу на некоторую величину (определяется по шкале стойки трубы). В том случае высота горба будет равна сумме отсчета по шкале измерительной рейки 02 и величине а, на которую поднята зрительная труба hг=02 + а.

Определение длины элементов отвода l2 выполняется с учетом необходимой крутизны отводов i1 (на l1 отвода равной 5 м) и l2 (на l2 остальной части отвода) и измеренной высоты пучинного горба h1. Длина отвода (с одной стороны горба) вычисляется для участков со скоростями движения поездов до 100 км/ч по формуле:

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.